УДК 351.745.7
doi 10.24411/2221-0458-2023-01-60-67
ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ОПЕРАТИВНО-
РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ондар А.-Х.Э. Тувинский государственный университет, г. Кызыл
ISSUES OF IMPROVING CROSS-BORDER COOPERATION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE FIELD OF OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES
A-Kh.E. Ondar Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия приграничных территориальных органов МВД России и зарубежных государств в сфере оперативно-розыскной деятельности. В частности отражены результаты проведенного анкетирования в территориальных органах МВД России, дислоцированных в приграничных регионах Российской Федерации в Астраханской, Оренбургской областях и Республике Тыва. Предложены новые методы взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных государств по современным каналам связи и т.д.
Ключевые слова: приграничное сотрудничество; органы внутренних дел; взаимодействие; обмен оперативно-розыскной информацией; оперативно-розыскная деятельность МВД России; компетентные органы иностранных государств
The article reveals the issues of interaction between the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia and foreign states in the operational-search activities. It shows the results of a survey conducted in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, stationed in the border regions of the Russian Federation in the Astrakhan, Orenburg regions and the Republic of Tuva. It is also proposed new methods of interaction with law enforcement agencies of foreign states through modern communication channels.
Key words: cross-border cooperation; internal affairs bodies; interaction; exchange of operational-search information; operational-search activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia; competent authorities of foreign states
Вопросы безопасности личности, общества и государства являются одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. В настоящее время данный аспект деятельности российского государства приобрел особое значение, вызовы и угрозы, возникающие в современном мире, требуют взвешенного подхода, в том числе и те, которые связаны с преступными посягательствами на жизнь, здоровье и собственность граждан в приграничных регионах Российской Федерации.
Под «приграничным сотрудничеством органов внутренних дел в сфере оперативно-розыскной деятельности»
следует понимать, основанную на международных и национальных нормативных правовых актах деятельность государственных органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную
деятельность в системе МВД России и наделенных правом взаимодействовать с государственными органами иностранных государств, выполняющих аналогичные функции и задачи, на территориях, имеющих общие государственные границы [1, с. 14]. Следовательно, по сути, приграничное сотрудничество
территориальных органов МВД России в сфере оперативно-розыскной деятельности является особой формой внешнего
взаимодействия между органами внутренних дел и государственными органами иностранных государств, как субъектов международно-правовых
отношений, наделенных полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, в целях борьбы с преступностью на территориях
обслуживания, имеющих общие
межгосударственные границы [1, с. 14].
Проведенное эмпирическое
исследование в территориальных органах МВД России, дислоцированных на приграничных территориях, показало, что потребность во взаимодействии с компетентными органами иностранных государств имеется. Поскольку из опрошенных 145 респондентов 58% ответили, что преступления на приграничных территориях совершаются преимущественно ранее судимыми лицами из сопредельного государства,
обладающими высоким уровнем криминального профессионализма, для изобличения преступных действий которых требуется применение сил, средств и методов оперативно-розыскной
деятельности [1, с. 205-209]. Возраст преступников в основном варьируется от 25 до 30 лет, по мнению 47% опрошенных. 67% анкетированных лиц являются оперуполномоченными подразделений
уголовного розыска территориальных органов МВД России на региональном уровне [1, с. 205-209]. 65% из которых, имеют стаж службы в органах внутренних дел свыше 10 лет [1, с. 205-209]. На вопрос, «Какова периодичность взаимодействия вашего подразделения с компетентными органами иностранного государства?», 41% респондентов ответили «регулярно», 44% опрошенных «иногда», а 12% анкетированных, ответили «нет, не взаимодействуем» и 3% затруднились с ответом [1, с. 205-209]. Исходя из этого, необходимо сделать вывод, о существующей потребности в органах внутренних дел, обслуживающих приграничные территории во
взаимодействии с правомочными органами иностранных государств по борьбе с преступностью, и в первую очередь в сфере оперативно-розыскной деятельности. Поскольку как уже было ранее отмечено, органы внутренних дел приграничных регионов противодействуют транснациональной преступности, преимущественно ранее судимыми лицами с высоким уровнем криминального профессионализма, для изобличения преступных действий которых, требуется применение сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.
Однако следует отметить, что в ходе анкетирования был выявлен ряд правовых
и организационных вопросов требующих решения. Так, например, на вопрос, «В какой форме осуществляется
взаимодействие?», 48% опрошенных ответили, что «исполнение запросов», 22% ответили, «обмен оперативно-розыскной информацией», 23% респондентов, «розыск лиц, скрывающихся от следствия, дознания и суда, а также без вести пропавших лиц», 4% ответили, «розыск и возвращение предметов и вещей, имеющих номерные данные», и прочее 3% [1, с. 205-209].
Исполнение запросов иностранного компетентного органа предусмотрено межведомственными соглашениями о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов сопредельных государств, заключенными с разными государствами, с которыми Российская Федерация имеет общие границы [2]. Следует отметить, что этот вид взаимодействия, осуществляемый
посредством направления письменных запросов, наиболее распространен во всем мире и, на мой взгляд, недостаточно эффективный с точки зрения временных затрат. Однако внимание автора акцентировано на тех 22% опрошенных, которые ответили «обмен оперативно-розыскной информацией», поскольку, возникает вопрос, каким образом осуществляется обмен оперативно-розыскной информацией? Если
посредством направления информации на бумажном носителе, то вероятно это взаимодействие не отличается от письменного запроса, но все же, необходимо учесть тот факт, что респонденты отметили именно
сотрудничество в форме обмена оперативно-розыскной информацией,
априори предполагающей передачу информации с учетом критериев оперативности, в плане временных затрат и конфиденциальности. Вопрос, «насколько возможна конфиденциальность направляемой информации в компетентный орган сопредельного государства рамках приграничного международного сотрудничества?», так же остается открытым. Поскольку, если принять во внимание, что передаваемые сведения содержатся на бумажном носителе, и направляются по открытым каналам связи, например, посредством тех же консульств, функционирующих в некоторых регионах Российской Федерации, то вероятность того, что будет соблюден режим конфиденциальности информации, минимальная.
Вместе с тем, необходимо отметить, что опрашиваемым лицам был задан вопрос, «По каким каналам связи Вы поддерживаете отношения с компетентным органом приграничного государства?». 36% респондентов, ответили на этот вопрос,
«через фельдъегерскую связь», 16% ответили, «через зашифрованную связь (шифротелеграмма)», 15% анкетируемых, ответили «с использованием услуг почтовой связи», 12% ответили, «по факсимильной связи», 8% опрошенных ответили, «посредством телефонной связи», 6% ответили, «через посольство сопредельного государства», 3% ответили, «через Следственный департамент» [1, с. 205-209].
Самый распространенный ответ, это «через фельдъегерскую связь», так ответили 36% всех опрошенных [1, с. 205209]. Данный способ взаимодействия обеспечивает максимальный уровень защиты информации, но при этом, передача сведений рассматриваемым путем идет значительно дольше по времени, чем например, менее распространённый ответ, «через зашифрованную связь
(шифротелеграмма)», так ответили, 16% опрошенных [1, с. 205-209]. Взаимодействие посредством шифроте-леграммы не предусмотрено в межгосударственных соглашениях о приграничном сотрудничестве [3]. Однако, она указывается в Регламенте компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц, утвержденного Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 октября 2015 года [4], как
один из способов обмена информацией. В связи с чем, принимая во внимание, что данным каналом связи уже пользуются органы внутренних дел стран СНГ при осуществлении межгосударственного
розыска, полагаю, что его применение в рамках приграничного сотрудничества территориальных органов полиции / милиции сопредельных государств, так же возможно. Но для внедрения этого способа в совместную практику органов-субъектов приграничного сотрудничества, необходимо разработать правовую регламентацию данной формы взаимодействия и закрепить ее в межгосударственных соглашениях с сопредельными государствами.
Кроме этого, следует отметить, что есть и другие доступные каналы связи, для более эффективного сотрудничества приграничных органов полиции / милиции сопредельных государств. Современные средства быстрого обмена сообщениями, на наш взгляд, куда более эффективны для передачи текстовой и мультимедийной информации. Однако их использование для обмена официальными данными не практикуется. Но тем менее, по результатам интервьюирования, стало известно, что сотрудники территориальных органов внутренних дел приграничных регионов сопредельных государств, в частности государств-участников СНГ, не официально, а на основе личностных
дружеских отношений обмениваются информацией посредством мессенджеров «WatsApp», «Telegram» и т.д. Следовательно, автор приходит к выводу, что одна из форм взаимодействия полицейских органов сопредельных государств «обмен оперативно-розыскной информацией» в рамках приграничного сотрудничества, требует детальной проработки. При этом, по мнению автора, совершенствование данного вида деятельности органов внутренних дел, будет более эффективным, если внедрять в практику использование мессенджеров или их защищенных аналогов в отечественном сегменте и с учетом соблюдения принципов «оперативности» и
«конфиденциальности информации».
Еще одним немаловажным фактором эффективности взаимодействия органов внутренних дел приграничных регионов иностранных государств, является определение его уровня, т.е. существуют 4 уровня, это федеральный, окружной, региональный и районный уровни. Межведомственные соглашения между Министерством внутренних дел
Российской Федерации и компетентными органами иностранных государств о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов определяют, что взаимодействие осуществляется на региональном уровне [1, с. 31]. Однако, как
показывают результаты анкетирования, на вопрос, «На каком уровне происходит взаимодействие?», 14% респондентов ответили, «на районном уровне» [1, с. 205209]. Данный факт указывает нам на существующую потребность в правовой регламентации этих отношений, в связи с чем, перед компетентными должностными лицами МВД России возникла необходимость детальной проработки этого вопроса.
В заключении необходимо сделать вывод о том, что приграничное сотрудничество территориальных органов полиции / милиции сопредельных государств в сфере оперативно-розыскной деятельности является одним из актуальных направлений, требующих совершен-ствования. В частности следует
Библиографический список 1. Ондар, А,-Х Приграничное
сотрудничество территориальных
органов МВД России с компетентными органами иностранных государств в сфере оперативно-розыскной
деятельности : специальность 12.00.12 «Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.» : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Ондар А.-Х.Э. ; Академия управления МВД России. —
проработать вопросы внедрения в практику органов внутренних дел приграничных регионов, использование мессенджеров или их защищенных аналогов, для более оперативного обмена информацией, представляющей интерес для борьбы с преступностью. И при этом существует потребность в установлении для взаимодействия в рамках приграничного сотрудничества в качестве субъектов компетентные органы на районном уровне, которые непосредственно обслуживают территории. И для решения вопроса защиты обмениваемой информации следует выделить отдельное компетентное должностное лицо, наделить его полномочиями для обмена оперативно-розыскными сведениями с иностранным правомочным органом, в том числе и устно.
Москва, 2018. — 221 с. — Текст : непосредственный. 2. Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством общественной
безопасности Китайской Народной Республики о сотрудничестве органов внутренних дел и органов общественной безопасности приграничных регионов обоих государств [Электронный ресурс] : подписано в г. Пекине 26 июня 2002 г. -Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
3. Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Азербайджанской Республики о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов [Электронный ресурс] : подписано в г. Баку 7 февраля 2000 г. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4. Регламент компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц. — Текст : электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/420389266 (дата обращения: 16.03.2023).
References
1. Ondar, A-Kh. E. Prigranichnoe sotrudnichestvo territorial'nykh organov MVD Rossii s kompetentnymi organami inostrannykh gosudarstv v sfere operativno-rozysknoy deyatel'nosti [Cross-border cooperation of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia with the competent authorities of foreign states in the field of operational-search activities]:
dissertation for the degree of candidate of law / Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, 2018. 221 p. (In Russian)
2. Agreement between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Ministry of Public Security of the People's Republic of China on cooperation between the internal affairs agencies and public security agencies of the border regions of both states [online]: signed in Beijing on June 26, 2002 - Access from reference -legal system "Consultant Plus". (In Russian)
3. Agreement between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Azerbaijan on cooperation between the internal affairs bodies of the border regions [online]: signed in Baku on February 7, 2000 - Access from the reference legal system "Consultant Plus". (In Russian)
4. Regulations of the competent authorities on the implementation of the interstate search for persons. / [online]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/420389266 (date of access: 03/16/2023). (In Russian)
Ондар Алдын-Херел Эзир-оолович, кандидат юридических наук доцент кафедры уголовного права и процесса, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, e-mail: [email protected].
Ondar Aldyn-Kherel Ezir-oolovich, Candidate in Law, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Procedure, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 23.06.2023