Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ С ОРГАНАМИ ПОЛИЦИИ МОНГОЛИИ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ С ОРГАНАМИ ПОЛИЦИИ МОНГОЛИИ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
приграничное сотрудничество / борьба с преступностью / взаимодействие территориальных органов МВД России / органы полиции Монголии / cross-border cooperation / the fight against crime / the interaction of the territorial bodies of the Ministry of the Interior of Russia / the police of Mongolia

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ондар Алдын-Херел Эзир-Оолович, Дорофеев Игорь Николаевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия территориальных органов МВД России с органами полиции приграничных аймаков Монголии в решении задач борьбы с преступностью. Авторами предложены меры по совершенствованию рассматриваемого вида деятельности в рамках оптимизации обмена информацией, проведения совместных совещаний, рабочих встреч, а также организации оперативно-профилактических мероприятий. Проведен детальный анализ международных и национальных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел в сфере оперативно-розыскной деятельности, также по взаимодействию с компетентными органами иностранных государств. Приводится анализ статистических данных краж, совершенных гражданами сопредельных государств на территориях приграничных регионов Российской Федерации. Новизна статьи заключается в разработке предложения о необходимости правовой регламентации устного обращения в компетентный орган приграничного государства, в целях своевременного обмена информацией в борьбе с преступностью, в том числе и с кражами автотранспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ондар Алдын-Херел Эзир-Оолович, Дорофеев Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF CROSS BORDER COOPERATION OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR AFFAIRS OF RUSSIA WITH THE POLICE OF MONGOLIA AGAINST CRIME

The article deals with topical issues of interaction between the territorial bodies of the Ministry of the Interior of Russia and the police bodies of Mongolia in solving the problems of combating crime. The authors proposed measures to improve the type of activity under consideration in the framework of optimizing the exchange of information, holding joint meetings, working meetings, as well as organizing operational and preventive measures. A detailed analysis of international and national legal acts regulating the activities of internal affairs bodies in the field of operational-search activities, as well as on interaction with the competent authorities of foreign states, was carried out. An analysis of the statistical data of thefts committed by citizens of neighboring states in the territories of the border regions of the Russian Federation is given. The novelty of the article lies in the development of a proposal on the need for legal regulation of oral appeals to the competent authority of the border state, in order to timely exchange information in the fight against crime, including theft of vehicles.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ С ОРГАНАМИ ПОЛИЦИИ МОНГОЛИИ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ»

УДК 351.74:343.9

doi 10.24411/2221-0458-2022-88-47-54

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ С ОРГАНАМИ ПОЛИЦИИ МОНГОЛИИ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Ондар А-Х.Э.1, Дорофеев И.Н.2 1 Тувинский государственный университет, г. Кызыл Открытый гуманитарно-экономический университет, г. Москва

TOPICAL ISSUES OF CROSS BORDER COOPERATION OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR AFFAIRS OF RUSSIA WITH THE

POLICE OF MONGOLIA AGAINST CRIME

A.-Kh.E. Ondar1, I.N. Dorofeev2 1Tuvan State University, Kyzyl Open University of Humanities and Economics, Moscow

В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия территориальных органов МВД России с органами полиции приграничных аймаков Монголии в решении задач борьбы с преступностью. Авторами предложены меры по совершенствованию рассматриваемого вида деятельности в рамках оптимизации обмена информацией, проведения совместных совещаний, рабочих встреч, а также организации оперативно-профилактических мероприятий. Проведен детальный анализ международных и национальных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел в сфере оперативно-розыскной деятельности, также по взаимодействию с компетентными органами иностранных государств. Приводится анализ статистических данных краж, совершенных гражданами сопредельных государств на территориях приграничных регионов Российской Федерации. Новизна статьи заключается в разработке предложения о необходимости правовой регламентации устного обращения в компетентный орган приграничного государства, в целях своевременного обмена информацией в борьбе с преступностью, в том числе и с кражами автотранспортных средств.

Ключевые слова: приграничное сотрудничество; борьба с преступностью; взаимодействие территориальных органов МВД России; органы полиции Монголии

The article deals with topical issues of interaction between the territorial bodies of the Ministry of the Interior of Russia and the police bodies of Mongolia in solving the problems of combating crime. The authors proposed measures to improve the type of activity under consideration in the framework of optimizing the exchange of information, holding joint meetings, working meetings, as well as organizing operational and preventive measures. A detailed analysis of international and national legal acts regulating the activities of internal affairs bodies in the field of operational-search activities, as well as on interaction with the competent authorities of foreign states, was carried out. An analysis of the statistical data of thefts committed by citizens of neighboring states in the territories of the border regions of the Russian Federation is given. The novelty of the article lies in the development of a proposal on the need for legal regulation of oral appeals to the competent authority of the border state, in order to timely exchange information in the fight against crime, including theft of vehicles.

Keywords: cross-border cooperation; the fight against crime; the interaction of the territorial bodies of the Ministry of the Interior of Russia; the police of Mongolia

В условиях стремительно нарастающих мировых тенденций глобализации политических и социально-экономических процессов происходят качественные изменения, характеризующие современное состояние преступности. Она приобретает ярко выраженный организованный и транснациональный характер.

Объединение организованных групп и преступных сообществ сопредельных государств в целях совершения преступлений является серьезной проблемой, решать которые усилиями одной страны не представляется возможным. Одним из приоритетных направлений в решении задач борьбы с транснациональной преступностью

является укрепление правовых,

технических, организационных и иных мер, направленных на эффективность и результативность. С учетом актуальности затронутой проблематики, нами будут рассмотрены вопросы совершенствования приграничного сотрудничества органов внутренних дел Российской Федерации с полицией Республики Монголия в борьбе с преступностью, имеющей ярко

выраженную региональную специфику.

Общая протяженность российско-монгольской границы составляет более 3,4 тыс. км, а с Монголией граничат 4 субъекта Российской Федерации: Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Бурятия и Забайкальский край. Причем значительная часть границы проходит по

малонаселенной и труднодоступной местности.

Анализ правоприменительной

практики показывает, что наибольшее количество проблем криминального характера отмечается на тувинском участке российско-монгольской границы, где превалируют преступления, связанные с кражами скота и контрабандой мяса [1].

По мнению специалистов, данная проблема существовала и в советский период, однако после распада СССР она приобрела организованный и

транснациональный характер. На границе стали фиксироваться многочисленные факты убийств и разбойных нападений, в том числе на представителей пограничной службы [1].

По данным территориальных органов внутренних дел МВД России, дислоцированных приграничных регионах с Монголией, прослеживается тенденция налаживания устойчивой связи между криминальными элементами и

группировками России и Монголии, специализирующими на совершение краж сельскохозяйственных животных. Под предлогом участия в традиционных праздниках животноводов представителей криминальных структур посещают сопредельные аймаки Монголии, где ими налаживаются контакты, разрабатываются схемы хищений скота, способы его

перемещения на территории соседнего государства; оговариваются вопросы реализации похищенного. Однако, истинные масштабы такого явления трудно определить, т.к. кражи скота имеют высокую степень латентности.

В большинстве случаях потерпевшие не предпочитают заявлять о хищении сельскохозяйственных животных в полицию, либо производят поиск самостоятельно [1].

Наличие государственных границ является своеобразным препятствием деятельности правоохранительных органов, т.к. преступность не знает

административных границ и действует в обход установленных правил и международных договоров. При этом органы полиции осуществляют свою правоохрану в строго определенном правовом поле и руководствуются нормативными правовыми актами. Это, в свою очередь, обусловливает

необходимость разработки адекватного алгоритма действий в решении задач борьбы с преступностью, в том числе имеющей транснациональный характер.

В настоящее время между Министерством внутренних дел

Российской Федерации и Министерством юстиции и внутренних дел Монголии подписано и действует соглашение о сотрудничестве органов внутренних дел

приграничных регионов (г. Москва, 7 февраля 2001 г.) [2].

В ст. 2 данного Соглашения предусмотрено, что органы полиции приграничных регионов в пределах своей компетенции с соблюдением национального законодательства и международных договоров своих государств, оказывают сотрудничество друг другу в решении задач борьбы с преступностью.

Территориальные органы внутренних дел МВД России имеют право обмениваться информацией оперативно-розыскного, криминалистического и иного характера по письменному запросу, а также без запроса, если имеются основания полагать, что она представляет интерес для этого органа.

Однако данное положение на практике вызывает ряд вопросов, т.к. не совсем понятно, посредством каких средств связи, и каким должностным лицом, может передаваться информация в орган полиции сопредельного государства, причем в устной форме. Исходя из того, что в данном нормативном правовом акте говорится о самом территориальном органе внутренних дел, то следует допустить, что информация может передаваться первыми лицами. Нам представляется, что практическая реализация данного положения будет маловероятна.

Практика показывает, что в большинстве случаев, устный обмен информацией между взаимодействующими органами внутренних дел двух стран осуществляется, как правило, в рамках организации рабочих встреч или совместных совещаний.

В статье 11 Соглашения регламентируется порядок проведения таких совещаний. В этих целях органы внутренних дел приграничных регионов создают на паритетных началах координационные группы, сопредседателями которых назначаются лица в ранге не ниже заместителя руководителя органа внутренних дел приграничного региона. Заседания координационных групп проводятся по мере необходимости поочередно в каждом из приграничных регионов.

В ходе изучения протоколов совместных совещаний территориальных органов МВД России и соответствующих органов полиции аймаков Монголии по вопросам взаимодействия борьбы с преступностью на таких встречах рассматриваются следующие вопросы:

- организация борьбы с корыстно-насильственными преступлениями, в том числе краж скота, совершаемых на территориях приграничных районов;

- обмен справочной и иной информацией, имеющей значение для выявления и раскрытия преступлений;

- определение организационных механизмов обмена информацией;

- исполнение международных запросов;

- проведение скоординированных оперативно-профилактических мероприятий по вопросам предупреждения, пресечения и раскрытия корыстно-насильственных преступлений, в том числе краж скота и т.д.

К сожалению, определить эффективность таких совещаний не представляется возможным, т.к. подобного рода мероприятия не находят своего отражения в служебной документации. Из чего можно заключить, что решения, принимаемые на таких совещаниях, не носят организационного характера. При этом механизма обмена устной информацией или упрощенного алгоритма ее передачи по-прежнему не выработано. По нашему мнению, данные вопросы должны быть решены исключительно в рамках правовой регламентации на международном уровне. В этой связи необходимо четко определить должностных лиц, ответственных за организацию обменом информацией, а также технические средства связи, с помощью которой необходимая

информация должна передаваться в орган полиции соседнего государства.

В рамках соглашения остаются не урегулированными вопросы организации совместных оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, рассматриваемой категории.

Результаты изучения данной проблематики позволяют нам определить следующие приоритетные направления приграничного сотрудничества органов полиции России и Монголии в решении задач борьбы с преступностью:

- совместный мониторинг складывающейся оперативной обстановки на приграничных территориях;

- анализ состояния и динамики преступности, в том числе имущественной направленности;

- прогноз развития криминальной ситуации;

- выработка организационных мер и предложений по противодействию организованным группам, совершающим кражи скота на территории сопредельного государства.

Как показывает практика, наибольший интерес сторон проявляется в рамках реализации информационно-аналитического обеспечения приграничного сотрудничества органов внутренних дел. Поэтому анализу информации о

криминальной ситуации на приграничной территории должно уделяться первостепенное значение, т.к. отсутствие информации о состоянии оперативной обстановки существенно снижает результативность работы по борьбе с имущественными и корыстно-насильственными преступлениями. Более того, такая информация, прежде всего, необходима для последующего совместного планирования оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и раскрытие преступлений, совершаемых преступными группами, специализирующимися на кражах скота.

Результаты проведенного

исследования свидетельствуют, что в большинстве территориальных органов внутренних дел Российской Федерации, дислоцированных в приграничных регионах, отсутствуют алгоритм

взаимодействия с компетентными органами полиции Монголии в решении задач выявления и раскрытия преступлений [3]. Поэтому, мы считаем целесообразным разработку методических рекомендаций, направленных на исполнение запросов подразделений полиции Монголии, дислоцированных в приграничных районах.

В настоящее время на практике сложился следующий алгоритм

взаимодействия территориальных органов МВД России с органами полиции

Монголии в решении задач борьбы с преступностью. Так, в МВД по Республике Тыва запросы компетентных органов приграничного аймака Монголии направляются через Монгольское консульство, расположенное в городе Кызыле Республики Тыва. Это связано с тем, что в территориальных органах МВД по Республике Тыва, отсутствуют специалисты, владеющие монгольским языком, которые могли бы полноценно перевести текст запроса, или грамотно составить ответ. При этом подобная процедура имеет определенные недостатки, связанные с увеличением срока исполнения запросов.

В этой связи будет интересен зарубежный опыт организации

взаимодействия с Европолом через так называемых «офицеров связи» (Liaison offisers), которые призваны оказывать помощь в обмене информацией между национальными подразделениями.

Офицеры выступают в качестве посредников в контактах и способствуют обмену информацией, поступающей от своих национальных органов, с офицерами связи других государств-членов, под свою ответственность и согласно национальному законодательству.

По мнению А.Г. Волеводза, «данные сотрудники вносят существенный вклад координацию следственных действий, проводимых несколькими государствами-

членами, выработку единой стратегии и тактики предварительного расследования, а также оперативно-розыскных

мероприятий».

К офицеру связи предъявляются следующие требования:

- в соответствии с национальным законодательством государства-члена, прикомандировавшего его, он должен быть должностным лицом подразделения по борьбе с преступлениями, относящимися к компетенции Европола;

- он должен обладать языковыми навыками, необходимыми для исполнения своих обязанностей в составе Европола, с пониманием того, что выполнять свои

Библиографический список

1. Дацышен, В. Г. Потенциал конфликтности в зоне

российско- монгольской границы в Туве / В. Г. Дацышен // Международные процессы : научный журнал мировой политики и международных отношений. - 2005. - Т. 1. - № 1 (7). - С. 79-86. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17014110 (дата обращения: 01.12.2021). - Текст : электронный.

2. Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством юстиции и внутренних дел Монголии о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов (г. Москва, 7 февраля 2001 г.). - URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx (дата обращения: 01.12.2021). - Текст : электронный.

обязанности ему придется в основном в англоязычной среде.

Принимая во внимание положительный опыт работы такой категории сотрудников полиции, считаем

целесообразным использовать в рамках приграничного сотрудничества территориальных органов МВД России и органов полиции аймаков Монголии.

Итак, в организации взаимодействия органов полиции приграничных

территорий России и Монголии имеются ряд правовых и организационных проблем, от решения которых будет зависеть эффективность борьбы с преступностью, в том числе транснационального характера.

3. Ондар, А. Э. Приграничное сотрудничество территориальных органов МВД России с компетентными органами иностранных государств в сфере оперативно-розыскной деятельности : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.12 / ФГКОУ ВО «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации». -Москва, 2018. - 247 с. - Текст : непосредственный.

References

1. Datsyshen V.G. The potential for conflict in the zone of the Russian-Mongolian border in Tuva / International processes: a scientific journal of world politics and international relations. Vol. 1, No. 1 (7). 2005. Pp. 79-86.[online]. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17014110 (date of access: 12.01.2021) (In Russian)

2. Agreement between the Ministry of the Interior of the Russian Federation and the Ministry of Justice and Internal Affairs of Mongolia on cooperation between the internal affairs bodies of the border regions (Moscow, February 7, 2001) / [online]. Available at:

https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx (date of access: 01.12.2021) (In Russian) 3. Ondar A. E. Cross-border cooperation of the territorial bodies of the Ministry of the Interior of Russia with the competent authorities of foreign states in the field of operational-search activity, Moscow Publ., 2018. 247 p. (In Russian)

Ондар Алдын-Херел Эзир-оолович, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса, Тувинский государственных университет, г. Кызыл, Россия, e-mail: aldynxerel.ondar@mail.ru

Дорофеев Игорь Николаевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового и финансового права, Открытый гуманитарно-экономический университет, г. Москва, Россия, e-mail: idor1965@yandex.ru

Aldyn-Kherel E. Ondar, Candidate of Law, Department of Criminal Law and Procedure of Tuvan State University, e-mail: aldynxerel.ondar@mail.ru

Igor N. Dorofeev, Candidate of Law, Associate Professor, Department of Labor and Financial Law, Open University of Humanities and Economics, Moscow, Russia, e-mail: idor1965@yandex.ru

Статья принята в редакцию 06.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.