Научная статья на тему 'Взаимодействие органов внутренних дел с компетентными органами приграничных государств при раскрытии краж сельскохозяйственных животных (по материалам МВД по Республике Тыва)'

Взаимодействие органов внутренних дел с компетентными органами приграничных государств при раскрытии краж сельскохозяйственных животных (по материалам МВД по Республике Тыва) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРИГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАСКРЫТИЕ КРАЖ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ / КОМПЕТЕНТНЫЕ ОРГАНЫ ПРИГРАНИЧНЫХ ГОСУДАРСТВ / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / BOUNDARY REGIONS / OPERATIVE-SEARCH ACTIVITY / SOLVING THEFTS OF FARM ANIMALS / APPROPRIATE AUTHORITIES OF NEIGHBOR STATES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ондар А.Х.Э.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с раскрытием краж сельскохозяйственных животных, а также порядок и основания взаимодействия органов внутренних дел с компетентными органами приграничных государств при раскрытии краж скота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation between Internal Affairs Agencies and Appropriate Authorities of Neighbor States in Solving Thefts of Farm Animals (On materials of Ministry of Internal Affairs of The Republic of Tuva)

The article dwells upon the problems connected with solving thefts of farm animals, as well as procedure and grounds of cooperation between internal affairs agencies and appropriate authorities of neighbor states by solving thefts of farm animals.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов внутренних дел с компетентными органами приграничных государств при раскрытии краж сельскохозяйственных животных (по материалам МВД по Республике Тыва)»

А.-Х.Э. ОНДАР,

* О

адъюнкт кафедры организации оперативно-разыскнои деятельности

(Академия управления МВД России)

A.-Rh.E. oNDAR,

Adjunct**, Department of organization of Police Intelligence activity (Management academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 343.985.7

о i—

о

X

ы

о

I—

о ^

о <

о

<

I

^

м s

а Е-

120

Взаимодействие органов внутренних дел с компетентными органами приграничных государств при раскрытии краж сельскохозяйственных животных (по материалам мВд по республике Тыва)

co-operation between internal Affairs Agencies and appropriate authorities of Neighbor states in solving Thefts of Farm animals (on materials of Ministry of internal affairs of the Republic of tuva)

В статье рассматриваются проблемы, связанные с раскрытием краж сельскохозяйственных животных, а также порядок и основания взаимодействия органов внутренних дел с компетентными органами приграничных государств при раскрытии краж скота.

Органы внутренних дел, приграничные территории, оперативно-разыскная деятельность, раскрытие краж сельскохозяйственных животных, компетентные органы приграничных государств.

The article dwells upon the problems connected with solving thefts of farm animals, as well as procedure and grounds of co-operation between internal affairs agencies and appropriate authorities of neighbor states by solving thefts of farm animals.

Internal affairs agencies, boundary regions, operative-search activity, solving thefts of farm animals, appropriate authorities of neighbor states.

В связи с глобализацией экономических, политических, культурных отношений, с введением безвизового режима посещения иностранных государств преступность расширила свои связи, выйдя за границы государства и принимая трансграничный характер. В этом плане кража сельскохозяйственных живот-

Ранее - заместитель начальника отдела - начальник полиции Межмуниципального отдела МВД России «Дзун-Хемчикский» МВД по Республике Тыва.

Earlier - Deputy Chief, Chief of Inter-Municipal Section ofthe Ministry of Internal Affairs, the Republic Tuva, Russia.

ных1 не является исключением. Особенно это актуально для приграничных территорий.

Пограничное управление ФСБ России по Республике Тыва в обслуживаемой пограничной зоне [6] все чаще стало обнаруживать животных, сопровождаемых неизвестными лицами, и фиксировать следы их незаконного перегона через Государственную границу Российской Федерации в сторону Монголии либо обратно,

1 Сельскохозяйственные животные - животные всех видов, любого полового и возрастного состава, разведение которых осуществляется в целях получения продукции животноводства [4].

при этом принимаемые пограничным управлением меры не позволяют устанавливать лиц, причастных к этому. Ежегодно отмечается увеличение преступлений, связанных с незаконным пресечением Государственной границы Российской Федерации [5] и перемещением сельскохозяйственных животных [7, 8]. Подобные преступления расследовались в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами совместно с монгольской стороной и с участием компетентных органов, в том числе и органов внутренних дел, обоих государств [2, 3].

По данным территориальных органов МВД России, обслуживающих приграничные с Монголией территории, сельскохозяйственные животные, похищенные в Российской Федерации, незаконно перемещаются через Государственную границу Российской Федерации в Монголию, где реализуются гражданам Монголии. В свою очередь, сельскохозяйственные животные, преимущественно лошади, крупный рогатый скот, похищаются в Монголии и незаконно перемещаются в Российскую Федерацию [11].

По официальным статистическим данным Информационного центра МВД по Республике Тыва, в 2014 г. возбуждено 647 уголовных дел о кражах сельскохозяйственных животных, из которых раскрыто 123 преступления, в том числе 48 совершенных с участием граждан Монголии. Как отмечалось, совершение данных преступлений имеет неуклонную тенденцию к росту. К примеру, в 2010 г. возбуждено 277 уголовных дел по фактам краж скота, а в 2011 г. — 421, из которых раскрыто всего лишь 145 преступлений [10]. Прежде всего этому способствует сложившаяся экономическая ситуация в приграничных территориях и возрастающий спрос на мясную продукцию. Кроме того, большинство преступлений совершается в местах выпаса скота при отсутствии какой-либо охраны.

Предметом преступного посягательства чаще всего выступает крупный рогатый скот. Так, в 2014 г. было похищено 1107 голов крупного рогатого скота, 625 лошадей. Причиненный гражданам ущерб составил более 20 млн руб. Вред от совершенных преступлений был причинен 636 потерпевшим [10]. По сведениям Информационного центра МВД по Республике Тыва, потерпевшими по данным преступлениям в большинстве случаев становятся пенсионеры, люди пожилого возраста, которые не способны осуществлять выпас сельскохозяйственных животных. При нынешней экономической конъюнктуре региона ущерб, причиняемый гражданам хищениями сельскохозяйственных животных, значительно ухудшает их материальное положение, поскольку скот является единственным источником дохода многих граждан.

Основной причиной низкой раскрываемости рассматриваемых преступлений является слабая организация взаимодействия территориальных органов МВД России с компетентными органами сопредельных государств в соответствии с заключенными соглашениями [3]2. Отсутствие должностных лиц, наделенных полномочиями устанавливать прямые контакты с правоохранительными органами договаривающейся Стороны, не позволяет органам внутренних дел Российской Федерации своевременно сообщать о совершенном преступлении компетентному органу сопредельного государства.

Кроме того, отсутствие правовой регламентации обязательного клеймения и паспортизации сельскохозяйственных животных, находящихся в собственности граждан и организаций, создает неустранимые препятствия при опознании в случаях их похищения. Можно привести пример, когда потерпевший самостоятельно с помощью родственников, знакомых находил похищенных у него животных на территории Монголии. Однако возвратить этих животных назад не представлялось возможным ввиду того, что отсутствовали соответствующие документы, клеймо у животных, подтверждающие принадлежность скота конкретному потерпевшему. Во многих подобных случаях сельскохозяйственные животные к тому времени были уже клеймены новым владельцем, утверждающим, что животные принадлежат ему, он их вырастил.

Раскрытие краж сельскохозяйственных животных территориальными органами МВД России на приграничных территориях имеет ряд специфических особенностей. Успешное раскрытие преступлений зависит не только от своевременного обнаружения факта пропажи животных, проверки поступившего заявления или сообщения, но и от своевременного и качественного производства первоначальных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, направленных прежде всего на обнаружение следов преступления и фактических данных о возможных лицах, причастных к совершению преступления. Особую значимость приобретает необходимость установления контакта с компетентными органами приграничного государства. Как показывает изучение следственной практики, версия о перемещении скота через Государственную границу Российской Федерации проверяется далеко не всегда.

Значимое место при раскрытии краж сельскохозяйственных животных отводится и тактике осмотра места происшествия. Зачастую сотруд-

2 Компетентные органы - органы власти сторон, наделенные соответствующей компетенцией и полномочиями в сфере пригранич-

О

I—

О X

ы

о

I—

о ^

о <

о

<

I

^

М

S а е-

121

ного сотрудничества [1].

О

I—

О X

ы

о

I—

о ^

о <

о

<

I

^

м S а е-

122

ники уголовного розыска не уделяют должного внимания его организации. При осмотре места происшествия можно получить точную и ценную информацию о механизме преступления, следах преступников, которая в дальнейшем способствует успешному раскрытию рассматриваемого вида преступлений. Во всех случаях при осмотре места происшествия члены следственно-оперативной группы должны быть ориентированы на необходимость обнаружения и изъятия следов рук, обуви, протекторов шин автомобилей, следов животных, включая биологические следы и др. В отдельных случаях выявленные следы позволяют определить количество преступников, использованный автотранспорт (примерную марку автомобиля) и направление, в котором скрылись похитители. В последующем, используя полученные сведения, необходимо направить ориентировки в территориальные органы внутренних дел. В практике имеются случаи, когда на месте преступления обнаруживались следы применения огнестрельного и холодного оружия при забое животного, на месте забоя оставались охотничьи ножи с заводскими номерами. Эти объекты подлежат тщательному осмотру, поскольку при обращении к информационным банкам данных (криминалистические учеты) позволяют выйти на конкретных лиц. Осмотр места происшествия сочетается с действиями, направленными на поиск и задержание преступников по «горячим следам». Данный подход является одной из наиболее эффективных форм оперативно-разыскной деятельности при раскрытии краж сельскохозяйственных животных. По сути, речь идет о проведении такого оперативно-разыскного мероприятия, как обследование участков местности. Для его осуществления в качестве специалиста привлекаются работники животноводческих организаций, имеющие навыки определять принадлежность следов копыт скота конкретному животному. Поскольку в следах копыт животных отображается рельеф их нижней поверхности (размеры и форма копыта и его частей: рогового мякиша, стрелки, подошвенного края), обладающий идентифицирующими признаками, это позволяет установить направление угона скота.

Следует согласиться с Г. Цэрэнчимэдом, что необходимо уделить внимание тому, что на месте происшествия нередко остаются не только отдельные (единичные) следы животного, но и дорожка следов, т. е. их расположение относительно друг друга. Дорожка следов животного несет в себе важную криминалистически значимую информацию: это позволяет судить о типе движения животного (тихий шаг, быстрый шаг, рысь, галоп, иноходь), определять походку (длина шага, постановка ног и угол дви-

жения ноги) и другие особенности животного, оставившего следы. Это позволяет выдвинуть следственные версии не только о механизме преступления, но и о лицах, причастных к его совершению. В целях сбора доказательственной базы данная информация должна быть отражена в протоколе осмотра места происшествия [12].

При раскрытии краж скота необходимо сконцентрировать внимание на лицах, которые, возможно, к ним причастны и проживают в районе совершенного преступления. В этом случае активное содействие в раскрытии могут оказать сами потерпевшие либо их родственники, а также лица с активной гражданской позицией, которые могут располагать сведениями о преступниках [9]. Важное значение имеет своевременность получения информации от граждан, оказывающих содействие в раскрытии преступления, так как в некоторых случаях лица, совершающие кражи скота, имеют тщательно продуманный механизм их совершения, с распределением ролей и функций участников преступления, начиная от лиц, непосредственно совершающих хищение, до укрывающих преступление и реализующих похищенный скот либо мясо [11]. Следует принимать во внимание, что с момента совершения преступления, т. е. с фактического изъятия имущества (в данном случае скота) у собственника, проходит не более двух часов, и похищенный скот будет перемещен через государственную границу либо реализован на ярмарках выходного дня, которые проходят в регионе каждые выходные.

В случаях получения достоверных данных о перемещении похищенных сельскохозяйственных животных через Государственную границу Российской Федерации передача информации в компетентный орган приграничного государства о факте совершения преступления и о приметах похищенных животных производится в форме запроса на основании Соглашения между МВД России и Министерством юстиции и внутренних дел Монголии о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов [3]. Запросы о содействии направляются в письменной форме. В безотлагательных случаях запросы могут передаваться в устной форме, но незамедлительно должны быть продублированы письменно, в том числе с использованием технических средств передачи текста. Запрос о содействии должен быть надлежащим образом оформлен и иметь следующие реквизиты: наименование органа внутренних дел приграничного региона, от которого направляется запрос; наименование органа внутренних дел приграничного региона, которому запрос адресуется; фабула преступления или изложение существа дела; указание цели и обоснование содействия; содержание запрашиваемого содействия; желательные сроки

исполнения запроса; иная информация, которая может быть полезна для исполнения запроса, включая указание нормы УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за данное преступление. В случае необходимости к запросу прилагаются надлежащим образом оформленные документы, необходимые для его исполнения. Запрос должен быть подписан руководителем или заместителем руководителя территориального органа МВД России приграничного региона и скреплен печатью этого органа [3].

Таким образом, взаимодействие с компетентными органами приграничных государств

при раскрытии краж сельскохозяйственных животных является необходимым элементом практической деятельности органов внутренних дел приграничных регионов, для которых такие преступления являются типичными. Зачастую преступления, совершенные иностранными гражданами, которые скрываются после их совершения на территории своего государства, остаются нераскрытыми. Кроме того, возвращение похищенного скота из приграничного государства без помощи компетентных органов этого государства практически невозможно.

Список литературы:

1. Конвенция о приграничном сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств (Бишкек, 10 окт. 2008) // СПС КонсультантПлюс.

2. Договор между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы (Москва, 8 дек. 2006) // СПС КонсультантПлюс.

3. Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством юстиции и внутренних дел Монголии о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов (Москва, 7 февр. 2001) // СПС Консуль-тантПлюс.

4. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»: Федеральный закон от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ (ред. от 22 декабря 2014 г.) // СПС КонсультантПлюс.

5. О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 31 декабря 2014 г.) // СПС КонсультантПлюс.

6. О пределах пограничной зоны на территории Республики Тыва: приказ ФСБ России

от 16 июня 2006 г. № 284 // СПС КонсультантПлюс.

7. Архив Овюрского районного суда Республики Тыва. Уголовное дело от 19 ноября 2004 г. № 3-58. 2

8. Архив Тес-Хемского районного суда Респуб- д лики Тыва. Уголовное дело от 11 октября S 2003 г. № 4-65. ^

9. Оперативно-розыскная деятельность: учеб- 2 ник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчин- § ского, А.Ю. Шумилова. М., 2001. ©

10. Сведения о состоянии преступности за 2010, О 2011, 2012, 2013, 2014 годы в Республике § Тыва. URL: http://10.225.0.52 (дата обраще- д ния: 19.10.2015). £

11. Справка о результатах деятельности § Межрайонного отдела по борьбе с кра- н жами скота Управления уголовного розыска МВД по Республике Тыва за 2014 г. URL: http://10.225.0.52 (дата обращения: 19.10.2015).

12. Цэрэнчимэд Г. Доказательственное значение следов в раскрытии преступлений: на примере следов животных: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

E-mail: aldynxerel.ondar@mail.ru

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.