Научная статья на тему 'Вопросы совершенствования правового обеспечения взаимодействия территориальных органов и внутренних войск МВД России при проведении митингов, шествий и демонстраций'

Вопросы совершенствования правового обеспечения взаимодействия территориальных органов и внутренних войск МВД России при проведении митингов, шествий и демонстраций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СУБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СФЕРА ПРАВООХРАНЫ / ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романова Виктория Владимировна

В статье рассматриваются некоторые аспекты организации взаимодействия по обеспечению правопорядка и безопасности в деятельности подразделений территориальных органов и внутренних войск МВД России при проведении массовых мероприятий. Основное внимание уделено разработке путей совершенствования взаимодействия и эффективности правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF IMPROVEMENT OF PROVIDING COOPERATION ON REALIZATION OF LARGE-SCALE MASS EVENTS

The article focuses on some aspects of legal and organizational support of cooperation of territorial interior bodies and internal security troops on realization of major objectives of maintaining the public order and public security during large-scale mass events. The main attention is paid to working out methods for improvement of cooperation and efficiency of law-enforcement activity.

Текст научной работы на тему «Вопросы совершенствования правового обеспечения взаимодействия территориальных органов и внутренних войск МВД России при проведении митингов, шествий и демонстраций»

УДК 342.951

ВВ. Романова ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МИТИНГОВ, ШЕСТВИЙ И ДЕМОНСТРАЦИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты организации взаимодействия по обеспечению правопорядка и безопасности в деятельности подразделений территориальных органов и внутренних войск МВД России при проведении массовых мероприятий. Основное внимание уделено разработке путей совершенствования взаимодействия и эффективности правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: взаимодействие, правовое и организационное обеспечение, субъекты взаимодействия, массовые мероприятия, сфера правоохраны, пути совершенствования.

mtoria Romanova THE PROBLEM OF IMPROVEMENT OF PROVIDING

COOPERATION ON REALIZATION OF LARGE-SCALE MASS EVENTS

Abstract. The article focuses on some aspects of legal and organizational support of cooperation of territorial interior bodies and internal security troops on realization of major objectives of maintaining the public order and public security during large-scale mass events. The main attention is paid to working out methods for improvement of cooperation and efficiency of law-enforcement activity.

Keywords: Cooperation, legal and organizational support, subjects of cooperation, large-scale mass events, sphere of law enforcement, ways to improve.

Шагнув в третье тысячелетие, Россия переживает сложнейший этап своего становления как истинно демократического общества. События, произошедшие во внутриполитической сфере государства в 90-х годах XX столетия, не только не сняли проблему обеспечения внутренней безопасности, но и напротив заметно усугубили ее.

Современная внутриполитическая обстановка характеризуется всевозрастающими глубокими переменами в системе социального управления связанными с формированием и развитием основ гражданского общества, дальнейшим становлением России в качестве демократического правового государства. Для их решения проводятся административная, судебная, муниципальная реформы, реализуются национальные проекты и федеральные целевые программы, в том числе в сфере обеспечения взаимодействия органов внутренних дел с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.

В 90-х годах прошлого века деятельность государства целенаправленно стала осуществляться с учетом влияния на массовое сознание общества, уделяя повышенное внимание вопросам закрепления права, на проведение массовых мероприятий осуществляемые посредством конституционного законодательства [2]. Именно Конституция Российской Федерации устанавливает, что человек, его права и свободы есть высшая ценность, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства по вопросам, имеющим отношение к массовым мероприятиям [3].

В первую очередь они связаны с тем, что в настоящее время, в Российской Федерации, сложилась криминальная ситуация, которая: «... далеко не соответствует ожиданиям общества» и требует разработка основ принципиально новой модели организации деятельности правоохранительных органов, включая органы внутренних дел, отражающей потребности современного российского общества [10].

Целью статьи является совершенствование некоторых аспектов правового и организационного обеспечения взаимодействия субъектами, осуществляемыми правоохранительную деятельность в охране общественного порядка при проведении митингов, шествий и демонстраций.

© Романова В.В., 2014

Под правовым обеспечением взаимодействия подразделений органов внутренних дел с другими государственными органами, общественными организациями в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, автор понимает выработку средств юридической регуляции и использования их в правоохранной деятельности для достижения фактических результатов в исследуемых условиях.

Как свидетельствует анализ массовых мероприятий, представляющие собой организованные действия значительных групп (масс) людей, они являются одной из важнейших форм общественной активности граждан [5].

В сложившихся условиях, совершенствование управленческой деятельности является одним из приоритетных направлений деятельности системы МВД России [7]. К числу других направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, относится организация их конструктивного взаимодействия с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями при проведении массовых мероприятий [1].

Анализ практики управления структурными подразделениями МВД России свидетельствует, что вопросы организации, обеспечения и поддержания взаимодействия в исследуемой обстановке не имеют должной теоретической проработки [4]. Для их устранения представляется необходимым организовать целенаправленную работу по совершенствованию правового механизма взаимодействия МВД, ГУ (У) МВД России, ГУ (У) МВД России по субъекту Российской Федерации и региональных органов государственной власти.

Очевидные успехи в создании системы управления совместными силами и средствами органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в особых условиях, свидетельствует, что эффективность и показатели их деятельности в настоящее время несоизмеримо ниже по сравнению с возложенными на них задачами и очень далеки от ожидаемых результатов [10].

Общеизвестно, что любое явление или процесс не имеют никакого практического значения без реального рабочего механизма их реализации. Процесс обеспечения взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы, не является исключением из этого правила [11]. Проведенный автором опрос респондентов 72%, показал на то обстоятельство, что качество рассматриваемого взаимодействия нуждается в улучшении, а 18% признали его состояние неудовлетворительным [10].

Для этого автором предложено оптимизировать организационно-правовой механизм взаимодействия МВД, ГУ (У) МВД России, ГУ (У) МВД России по субъекту Российской Федерации и региональных органов государственной власти. При этом основными целями совершенствования организационно-правового механизма взаимодействия могут быть: повышение эффективности правового регулирования отношений в данной области; формирование комплексной системы согласованных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих рассматриваемые отношения. Наиболее эффективными способами его оптимизации автор считает: во-первых, совершенствование правовой основы такого взаимодействия, определяемой комплексом норм, предусматривающих цели, задачи, функции, принципы, формы и методы, основные направления, порядок осуществления такой деятельности; во-вторых, совершенствование актов токования вышеназванных норм; в-третьих, совершенствование актов применения норм о взаимодействии и, наконец, совершенствование правоотношений, складывающихся в процессе осуществления обеспечения взаимодействия МВД, ГУ (У) МВД России, ГУ (У) МВД России по субъекту Российской Федерации и региональных органов государственной власти [6; 11].

По мнению автора, проведенный анализ массовых мероприятий, позволяет выработать следующую систему органов управления, которую целесообразно создавать для согласованной деятельности по обеспечению взаимодействия с государственными органами, участвующими в их подготовке и проведении: а) центральные, т.е. правительственные комиссии, организационные комитеты; б) региональные, т.е., подобные же структуры, образуемые при местных органах власти; в) отраслевые, т.е. оперативные штабы, комиссии, дежурные службы.

Автор отмечет, что до настоящего времени деятельность названных субъектов еще не приобрела достаточно устойчивого характера, что в значительной мере обусловливается недостаточной урегулированностью вопросов их взаимодействия законодательством [8].

Анализ деятельности межведомственных комиссий и комитетов позволяет выделить следующие основные направления в деятельности органов внутренних дел: подготовка проектов управленческих решений относительно организации массовых мероприятий; проведение по этим вопросам совещаний, заседаний; организация проверок технического состояния объектов предстоящих мероприятий; внесение соответствующих предложений в государственные органы; обеспечение контроля в рамках своих координационных задач и т. п.

Как показывает анализ документов, очевидным становится необходимость конкретизации подобных процедур либо в этом же документе, либо посредством издания соответствующего акта толкования, либо путем их закрепления в нормативных правовых актах регионального уровня.

До настоящего времени отсутствуют типовые процедуры согласования интересов соответствующих органов, не разработаны способы принятия ими согласованных решений, юридические формы этих решений, методы контроля за их исполнением.

Правомерно утверждать, что правовые акты регионального уровня представлены местными законами, отражающими те или иные стороны проблемы взаимодействия рассматриваемых органов государственной власти.

Немаловажно, что конфигурация правового пространства, то есть совокупность законов и нормативных правовых актов, образующих правовое пространство каждого конкретного региона, сугубо индивидуальна и не совпадает с набором законов и иных нормативных правовых актов, образующих правовое пространство другого субъекта Российской Федерации. Именно здесь заложены основные проблемы взаимодействия федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации [9].

Несомненно, что в данной ситуации все зависит от законотворчества каждого субъекта Российской Федерации. Но, к сожалению, изучение уставных документов субъектов Российской Федерации показало, что вопросу обеспечения взаимодействия МВД, ГУ (У) МВД России, ГУ (У) МВД России по субъекту Российской Федерации и региональных органов государственной власти либо придается формальное значение, либо он фактически игнорируется [13]. То есть на лицо - отсутствие должного правового регулирования вопросов данного взаимодействия на региональном уровне.

В этой связи первостепенной задачей автор видит в дальнейшем совершенствовании законодательства субъектов Российской Федерации в данной сфере, и оно, по нашему мнению, может быть осуществлено с помощью следующих мер, а именно:

- закрепление в конституциях республик и уставах иных субъектов Российской Федерации в качестве обязанности осуществления взаимодействия с территориальными органами федеральных органов государственной власти для высшего должностного лица и соответствующих должностных лиц региональных органов государственной власти; их контрольных полномочий в сфере правоохраны; процедур согласования интересов и т.п., а также явственности за ненадлежащее взаимодействие или его отсутствие;

- закрепление в постановлениях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации основных вопросов совместного с территориальными органами федеральных органов государственной власти процесса правотворчества, в том числе порядка и методов его осуществления [12].

Правомерно утверждать, что самой обстоятельной мерой по конкретизации соответствующих норм федерального законодательства на региональном уровне будет заключение двухсторонних (возможно, трехсторонних, где в качестве третьей стороны могут выступать органы местного самоуправления) соглашений между данными органами [9].

Подобно соглашения об обеспечении взаимодействия между МВД, ГУ (У) МВД России, ГУ (У) МВД России по субъекту Российской Федерации и региональных органов государственной власти, должны полностью раскрывать основополагающие вопросы его организации, быть недвусмысленными, четкими, конкретными и разграничивать компетенцию субъектов взаимодействия.

Представляется, что следующие меры позволят совершенствовать как федеральное, так и региональное законодательство по вопросам правоохраны; правовую базу органов

внутренних дел Российской Федерации и самое главное - качественно улучшить обеспечение взаимодействия ГУ (У) МВД России, ГУ (У) МВД России по субъекту Российской Федерации с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти региона: творческий, не формальный подход к планированию законодательной работы субъектами взаимодействия; совестная выработка законотворческой инициативы; совестная разработка проектов нормативных правовых актов, в том числе региональных программ правоохранительной направленности; законодательное закрепление процесса обеспечения взаимодействия ГУ (У) МВД России, ГУ (У) МВД России по субъекту Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации с органами законодательной власти (представительной) власти субъектов Российской Федерации на разных стадиях законодательного процесса; активизация деятельности руководителей органов государственной власти в повышении законодательной инициативы в процессе нормотворчества в сфере правоохраны посредством проведения совещаний; организации командировок и т.п.; работа над повышением уровня собственных правовых знаний.

Как свидетельствует анализ документов, особенно в последние годы, в России, общественная безопасность, в том числе при проведении массовых мероприятий, отнесена к основным приоритетам национальной безопасности Российской Федерации.

Автор правомерно утверждает, что обеспечение взаимодействия должно строиться на основе строгого соблюдения требований законности, т. е. осуществляться в соответствии с предписаниями законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих как совместную деятельность, так и порядок функционирования каждого органа в отдельности, не приводя к их слиянию и осуществляться в условиях четкого разграничения компетенции.

Библиографический список

1. ФЗ №27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 06.02.1997.

2. ФЗ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004.

3. ФЗ №3-ФЗ «О полиции» от 07.02.2011.

4. Абрамов А.Н. Проблема обеспечения безопасности в условиях кризисных ситуаций // Мир и безопасность. - 2000. - №1. - С.176.

5. Алоян А., Эглит В. Правовое регулирование охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий // Административно-правовые проблемы охраны общественного порядка. - М., 1987. - С.38-39.

6. Грищенко Л.Л., Береговой А.В. Зарубежный опыт применения полицейских сил при проведении специальных операций // Труды Академии управления МВД России. - 2013. - №2. - С.77-80.

7. Директива МВД РФ от 12 ноября 2013 г. «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России в 2014 году».

8. Караханов Н.В. Управление горрайорганами внутренних дел при проведении массовых мероприятий: Учеб. пособие. - М.: Академия управления МВД России, 1992.

9. Невирко Д.Д. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. - Красноярск, 2007.

10. Обзор деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России при проведении митингов, демонстраций, шествий и пикетированиях за 2012 год. ДИОНИС (файл «Обзор ГУОООП МВД России за 2012 г.»). - С.7-9.

11. Потапов Л.В. К вопросу о совершенствовании механизма взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ // Право и безопасность. - 2005. - №3(16). - С.31.

12. Семенистый А.В. О правовых установлениях (актах), регламентирующих обеспечение правопорядка и законности в период проведения массовых спортивных мероприятий // Труды Академии управления МВД России. - 2009. - №1(9). - С.46.

13. Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. - М.,

1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.