ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МВД РОССИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Б.Т. ХАМХОЕВ,
докторант кафедры управления органами внутренних дел Академии управления МВД России,
кандидат юридических наук Научная специальность: 12.00.11 — судебная власть, прокурорский надзор,
организация правоохранительной деятельности
E-mail: [email protected]
Аннотация. Анализируются нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел по обеспечению безопасности общества и государства, предлагаются пути совершенствования этого законодательства. Обосновывается необходимость включения в Федеральный закон «О полиции» отдельных положений Закона РФ «О милиции».
Ключевые слова: МВД России, органы внутренних дел, общественная безопасность, задачи, функции, система законодательства.
THE FEDERAL LEGISLATION IN SPHERE OF MAINTENANCE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA OF PUBLIC SAFETY
B.T. KHAMKHOEV,
doctoral candidate of the department of management of law-enforcement bodies ofAcademy of management
of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law sciences
Annotation. In article the analysis of the standard legal certificates regulating activity of law-enforcement bodies on safety of a society and the state is carried out, ways of perfection of this legislation are offered. Necessity of inclusion for the Law «About police» separate positions of the Law «About militia» is proved.
Keywords: the Ministry of Internal Affairs of Russia, law-enforcement bodies, public safety, problems, functions, legislation system.
Согласно Закону РФ «О милиции» ее задачами являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных этим Законом. Иные задачи на милицию могут быть возложены только этим Законом.
Обратим внимание на последнее предложение и заметим, что законодатель не сразу пришел к такой формулировке. В первой редакции Закона РФ «О милиции» было несколько иначе: «иные задачи на милицию могут быть возложены только законом». И только спустя несколько лет она была изменена. Это очень прогрессивное изменение содержания одной из основных статей Закона.
Иначе сформулированы задачи МВД России в Положении о нем, утверженном Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Это разра-
ботка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности; совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений; обеспечение охраны общественного порядка; обеспечение безопасности дорожного движения; организация и осуществление государственного контроля над оборотом оружия; организация в соответствии с законодательством государственной охраны имущества и организаций; управление ОВД и внутренними войсками МВД России, организация их деятельности.
Основные задачи милиции общественной безопасности (МОБ) сформулированы в ст. 9 Закона РФ «О милиции»1. Это обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции МОБ. Закон не определяет состав МОБ, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также ее численность и финансирование, но относит к МОБ подразделения милиции вневедомственной охраны.
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» утверждены структура МОБ (структура МОБ, финансируемой за счет средств федерального бюджета) и Положение о создании, реорганизации и ликвидации подразделений МОБ, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
К МОБ отнесены дежурные части; участковые уполномоченные милиции; ГИБДД; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество; медицинские вытрезвители; центры временной изоляции для не-
совершеннолетних правонарушителей; отряды милиции особого назначения; подразделения милиции вневедомственной охраны, дознания, патрульно-постовой службы милиции, лицензионно-разреши-тельной работы и контроля над частной детективной и охранной деятельностью, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, по делам несовершеннолетних, по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства, по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств, ОВД на воздушном транспорте по досмотру.
Если сравнить структуру МОБ со структурой криминальной милиции (КМ) и проанализировать их задачи, то возникает множество вопросов. Выполняют ли подразделения МОБ задачи, которые закреплены за КМ, например выявление, предупреждение и пресечение преступлений? Или подразделения уголовного розыска не выполняют функции обеспечения безопасности личности или выявления, предупреждения и пресечения преступлений? Наконец по каким критериям подразделения собственной безопасности и Национальное центральное бюро Интерпола отнесены к подразделениям КМ? Их с не меньшими основаниями можно было бы отнести и к МОБ.
Среди задач МОБ есть некоторые, которые не названы среди задач милиции и которые, в свою очередь, характерны для КМ в не меньшей степени, чем для МОБ. Речь идет о розыске отдельных категорий лиц.
Структуры МОБ и КМ не в полной степени соответствуют их функциям, а значит, критерии такого разделения выбраны не вполне удачно либо функции этих подразделений выписаны не вполне точно. Отсюда следует вывод, который касается несовершенства структуры современной милиции. Представляет интерес структура полиции, насколько она будет отличаться от милиции и будет ли она свободна от этих недостатков.
Федеральный закон «О противодействии терроризму» предусматривает использование ОВД в составе группировки сил и средств, привлекаемых для проведения контртеррористической операции (ст. 15). Кроме того, МВД России как федеральный орган ис-
1 В Положении «О МВД России», отсутствует разделение милиции на криминальную и общественной безопасности.
-^jjjj^.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
полнительной власти обязано осуществлять противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Но по смыслу ст. 11 Федерального закона «О противодействии терроризму» на территории, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, на период ее проведения допускается применение разных мер и временных ограничений. Из 13 перечисленных в статье ограничений по крайней мере половина входит в компетенцию ОВД, но эти полномочия не противоречат предложению по изменению редакции задач МВД России. К ним относятся: проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта; ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах; ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов и др.
Федеральный закон «Об обороне» устанавливает основы и организацию обороны России, полномочия органов государственной власти России, функции органов власти субъектов Федерации, права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства в этой области.
ОВД участвуют совместно с Вооруженными Силами РФ в отражении агрессии против России; обеспечивают осуществление мероприятий по оперативному оборудованию территории России и по подготовке коммуникаций в целях обороны; привлекаются к совместной с Вооруженными Силами РФ оперативной и мобилизационной подготовке; выполняют иные задачи в области обороны в соответствии с законодательством.
В Федеральном законе «Об обороне» не указаны конкретно ОВД, а лишь перечислены их полномочия вместе с другими войсками, воинскими формированиями и органами. Кроме того, законодатель в каче-
Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность:
учебник / под ред. Г.Б. Мирзоева, В.Н. Григорьева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 463 с.
В учебнике сведения об организации правоохранительных органов впервые сведены воедино с краткими сведениями об их деятельности.
На основе правовой категории «правоохрана» определено понятие «правоохранительный орган» и установлен исчерпывающий перечень этих органов. Правовая категория «правоприменение» позволила выделить органы, содействующие правоохране (правоприменительные органы). Посредством системного подхода установлена структура каждого правоохранительного и правоприменительного органа, установлены их взаимосвязи.
В учебнике учтено законодательство, а также решения органов судебной власти по состоянию на 1 апреля 2010 г.
Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием правоохранительных и правоприменительных органов.
ю н и т и
UNITY
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: [email protected], www.unity-dana.ru
стве правовой основы деятельности МВД России назвал не только Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, но и иные нормативные правовые акты России.
Достаточно «мягкая» формулировка возможности привлечения ОВД (вместе с другими органами) к выполнению задач гражданской обороны использована в Федеральном законе «Об обороне»: «федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относит к органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ОВД. Но в списке этих органов ОВД занимают последнее место. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних законодателем включены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, ОВД.
Более того, заслуживает внимания определение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
ОВД, несомненно, играют важную роль в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, но эта роль не является решающей.
Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией РФ права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. В обязан-
ности ОВД, а точнее уполномоченного представителя ОВД (ст. 14) входит право требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения).
По просьбе организатора публичного мероприятия уполномоченный представитель ОВД имеет право удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законные требования организатора публичного мероприятия. Он обязан оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции; обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
Задачи ОВД в достаточной мере совпадают с общими задачами милиции. Обязанность в проведении публичного мероприятия и ответственность за его проведение лежит на органе исполнительной власти. Но общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи обеспечивают как органы исполнительной власти субъекта Федерации вместе с органами местного самоуправления, так и ОВД.
Особое место в системе нормативных правовых актов занимает Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Он не только устанавливает назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия внутренних войск МВД России, порядок выполнения ими возложенных задач, но и регулирует взаимодействие внутренних войск с ОВД. Не анализируя положения Закона, отметим лишь те задачи, которые возложены на внутренние войска и которые стоят перед ОВД. На внутренние войска возлагаются задачи по участию совместно с ОВД РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции; охрана важных государственных объектов и специ-
альных грузов; участие в территориальной обороне России; оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы РФ (ст. 2).
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ОВД привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на ОВД законами и иными нормативными правовыми актами России, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации. Но ч. 2 ст. 2 Закона РФ «О милиции» запрещает возлагать иные задачи, чем те, которые предусмотрены Законом РФ «О милиции».
Вновь налицо противоречие законов, которое создает ситуацию, при которой органы исполнительной власти успешно могут пользоваться наиболее удобными редакциями при разных ситуациях. Такое положение должно быть исключено и редакция Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» должна быть приведена в соответствии с Законом РФ «О милиции».
Федеральный закон «О транспортной безопасности», не называя ОВД в качестве субъекта обеспечения транспортной безопасности, тем не менее использует бланкетную форму наделения их полномочиями при участии в обеспечении транспортной безопасности. Так, порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, но по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти, в том числе с МВД России.
Кроме того, ОВД дают заключение о возможности допуска лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды; участвуют в оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, определении количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В этой сфере нормативное правовое регулирование наиболее полно охватывает общественные отношения в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В каждом из них, естественно, определены место и роль ОВД. В качестве примера можно назвать Федеральные законы «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения», «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей».
Участие МВД России в разных мероприятиях можно найти во многих других нормативных правовых актах (Федеральный закон «Об исполнительном производстве», НК, КоАП и др.), но только некоторые из них точно формулируют предложение о том, что запрещается привлекать милицию для выполнения задач, не возложенных на нее Законом РФ «О милиции».
Законодателю в определенной степени удалось выстроить целостную систему законодательного обеспечения общественной безопасности. Тем не менее в области противодействия чрезвычайным ситуациям социального характера, а именно они составляют основную массу угроз общественной безопасности, нуждаются в уточнении многие вопросы, например о степени участия и мере ответственности субъектов системы обеспечения; полномочия, ответственность, а также административные и уголовные процедуры и т.д. Требуется как можно скорее принять подготовленные законопроекты, которые регулировали бы общественные отношения в сфере обеспечения общественной безопасности.
Остро стоят задачи сбалансированного использования правоохранительных и иных структур государства в обеспечении общественной безопасности, рационального распределения между ними задач и ресурсов, вопросы применения подразделений разной ведомственной принадлежности. Расплывчатый характер носит законодательная основа использования Вооруженных Сил РФ, войск и воинских формирований России.
Соответствующие статьи Закона РФ «О милиции» можно изложить следующим образом. «Милиция — государственная, правоохранительная вооруженная организация, защищающая граждан, их права, сво-
боды и законные интересы, общество и государство от противоправных посягательств. Служба в милиции связана с высоким риском для жизни и здоровья и требует особой государственной защиты.
Статья. Основные задачи милиции.
Основными задачами милиции являются:
• выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
• обеспечение безопасности граждан и охрана общественного порядка;
• предупреждение уголовных и административных правонарушений;
• раскрытие и расследование преступлений;
• защита собственности от противоправных посягательств;
• участие в оказании социальной и правовой помощи населению.
Запрещается привлекать милицию для выполнения задач, не возложенных на нее настоящим Законом.
Статья. Служба в милиции.
Служба в милиции является видом государственной правоохранительной службы, представляющей собой
профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Прохождение службы в милиции осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной правоохранительной службе Российской Федерации».
Статья. Организация милиции.
Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Милиция подразделяется на федеральную милицию, межрегиональную милицию, региональную милицию (в границах субъекта Российской Федерации) и местную милицию.
Организационная структура, штатная численность и дислокация федеральной и межрегиональной милиции определяются в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а региональной милиции Российской Федерации — в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел Российской Федерации и правительствами республик. Законодательством республик может быть предусмотрено создание местной милиции».
_Право_I
интеллектуальной' собственности
ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Учебное пособие / Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 327 с.
В краткой и доступной форме дается представление о праве интеллектуальной собственности, его основных понятиях и категориях. Раскрываются основы и особенности правового регулирования правоотношений в сфере интеллектуальной собственности. Дается подробная характеристика основных объектов интеллектуальной собственности, обязательств по передаче исключительного права, форм и способов защиты интеллектуальной собственности и др. Отдельно рассматриваются такие специфические вопросы, как аудит и оценка интеллектуальной собственности, а также интеллектуальная собственность в сети Интернет.
Для студентов, аспирантов (адъюнктов) и преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков, а также всех интересующихся вопросами права интеллектуальной собственности.
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» ~ ~ Генеральный директор В.Н. Закаидзе
Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. ЮНИТ И Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: [email protected], www.unity-dana.ru