12. Arefev A.L., Dmitriev N.M.Tendencii rossijsko-kitajskogo sotrudnichestva v obrazovanii// Sociologiya obrazovaniya. 2016. № 11. S. 85-93.
13. Tereshchenko T.M., Pravdikova A.V.Opyt vnedreniya i realizacii sovmestnyh rossijsko-kitajskih obrazovatel'nyh programm// Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. № 10. S. 38-42.
14. Berezovskaya YA.L. Izuchenie russkogo yazyka v Kitae//Evrazijskij vektor: problemy mezhdunarodnogo obrazovaniya CHelyabinsk, 2016. S. 147-154.
15. Voronova L.V.Mezhkul'turnyj dialog v dejstvii (iz opyta realizacii proekta «centry russkogo yazyka i kul'tury v Kitae» po dogovoru granta fonda «Russkij mir»)// Dinamika yazykovyh i kul'turnyh processov v sovremennoj Rossii Materialy IV Kongressa «ROPRYAL», prohodyashchego v ramkah I Pedagogicheskogo foruma «Russkij yazyk v sovremennoj shkole». 2014. S. 25-29.
16. Nin Ci Russkij yazyk: Osobennosti yazykovoj podgotovki kitajskih uchashchihsya v shkolah i v vuzah// Russkij yazyk v sisteme podgotovki kadrov dlya mezhdunarodnyh infrastrukturnyh proektov Rossii i Kitaya Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 30-35.
17. 2017.03, ISSN 1004-9290
18. effiam2016.11, issn 2096-1936
19. YAngutova R.R. V. Fon Gumbol'dt: grammatika yazyka i «fizionomii narodov»// Kognitivnye issledovaniya yazyka. 2017. № 30. S. 864-867.
20. YAngutova R.R. «Poehziya -... Duh naroda» (k voprosu o neobhodimosti prepodavaniya poehzii v kontekste RKI)// Russkaya grammatika 4.0 Sbornik tezisov Mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma. Pod obshchej redakciej V.G. Kostomarova. 2016. S. 851-854.
ЧЕНЬ ВАНЬЛЭЙ - профессор, декан факультета русского языка Яньчэнского педагогического университета (КНР).
CHEN WANLEI - Professor, Dean of the Russian Language Department, Yancheng Teachers University (China).
УДК 37.014.53
ВЕРЕЩАК С.Б., АБРАМОВА Л.А., ВЕРЕЩАК А.В. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: образование, воспитание, высшее образование, патриотическое воспитание, патриотизм, молодежная политика.
В статье раскрывается понятие правового воспитания и его виды, анализируется его правовая основа, выделяются уровни правового регулирования в этой сфере, отмечается преобладание в системе правового регулирования актов подзаконного характера. Рассматриваются отдельные положения законопроекта «О патриотическом воспитании в Российской Федерации», отмечаются его недостатки, даются предложения по их преодолению. Исследуется роль образовательных организаций высшего образования в осуществлении патриотического воспитания обучающихся. Цели и задачи патриотического воспитания реализуются в Вузе в процессе научно-исследовательской деятельности, учебного процесса, воспитательной и внеучебной работы с обучающимися. В заключении статьи авторы высказывают мнение о дальнейших направлениях развития системы патриотического воспитания граждан в Российской Федерации.
VERESHCHAK, S.B., ABRAMOVA, L.A., VERESHCHAK, A.V. THE QUESTIONS OF DEVELOPMENT OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE RUSSIAN
FEDERATION
Keywords: education, the higher education, patriotic education, patriotism, youth policy.
In the article disclosed the concept of legal education and its types, it analyzed its legal basis, it allocated the levels of legal regulation in this sphere, it noted the prevalence in system of legal regulation of acts of subordinate character. It viewed the separate provisions of the bill "About the Patriotic Education in the Russian Federation", notes its shortcomings, given the offers on its overcoming. It researched the role of the educational organizations of the higher education in implementation of patriotic education trained. The purposes and problems of patriotic education are realized in Higher education institution in the course of research activity, educational process, educational and nonlearning work with the trained. In the conclusion of article the authors are formulated the opinion about further directions of development of system of patriotic education of citizens in the Russian Federation.
Патриотическое воспитание является важной составляющей государственной политики в области образования. Создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику определены как
одно из направлений укрепления национальной безопасности Российской Федерации согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 [1].
Согласно статье 14 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» [2], Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны РФ, иными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан. С 2001 года Правительством Российской Федерации реализованы три государственные программы, направленные на развитие системы патриотического воспитания. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [3] (далее - Государственная программа) является их продолжением, аккумулирует накопленные знания, опыт и традиции патриотического воспитания граждан, обеспечивает непрерывность воспитательного процесса в формировании российского патриотического сознания в современных условиях экономического и геополитического соперничества.
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [4], патриотическое воспитание и формирование российской гражданской идентичности предусматривает формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе программ патриотического воспитания, в том числе военно-патриотического. Большое внимание уделено необходимости повышения качества преподавания гуманитарных учебных предметов, которые обеспечивают ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, формирование собственной осознанной позиции в отношении них на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны. У подрастающего поколения должно быть выработано чувство глубокого уважения к символам государства: герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества и др. В Государственной программе отмечается, что практически во всех субъектах Российской Федерации в региональные программы включены мероприятия по патриотическому, в том числе военно-патриотическому воспитанию учащихся. В России действует более 22000 патриотических объединений, клубов и центров, в том числе детских и молодежных.
Согласно Закону Чувашской Республики от 15 ноября 2007 № 70 «О государственной молодежной политике» [5] содействие патриотическому воспитанию молодежи определено в качестве одной из задач государственной молодежной политики. Подчеркивается, что патриотическое воспитание молодежи направлено на формирование в молодежной среде любви к Отечеству и родному краю, уважения к их истории и традициям. Органы исполнительной власти Чувашской Республики обеспечивают разработку и реализацию с участием молодежи проектов, посвященных памятным датам отечественной истории, истории и культуры Чувашии, других мероприятий гражданской и патриотической направленности и др. Развитие системы патриотического воспитания предполагает взаимодействие и сотрудничество государственных органов и иных участников реализации государственной политики в этой сфере. Среди субъектов патриотического воспитания особое место занимают образовательные организации всех уровней. В большинстве образовательных организаций приняты и реализуются программы гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
Таким образом, в настоящее время в целом создана правовая основа развития системы патриотического воспитания, направленная на консолидацию усилий воспитательных институтов на всех уровнях. Нормативные правовые акты определяют не только цели и задачи патриотического воспитания в Российской Федерации, но и основные принципы, на
которых должна основываться деятельность всех субъектов данной системы, в их числе принципы законности, равенства участников данных отношений - личности, общества и государства, гласности, обязательности, системности [6]. Необходимо отметить как недостаток правового регулирования отсутствие самостоятельного федерального закона по вопросам патриотического воспитания. Столь многообразные (разноуровневые и многосубъектные) общественные отношения, складывающиеся в сфере патриотического воспитания, требуют законодательного регулирования.
15 ноября 2017 года в Государственную Думу внесен законопроект «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» [7]. В нем даны определения понятий «Отечество» и «патриотизм». Проект подразделяет патриотическое воспитание на виды: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое. Проект также предусматривает меры государственной поддержки организаций, занимающихся патриотическим воспитанием (гранты, льготы по уплате налогов и др.), принятие государственных региональных программ патриотического воспитания, реализуемых, в том числе с привлечением органов местного самоуправления.
Некоторые положения проекта являются дискуссионными, в том числе и необходимость юридического закрепления понятий «Отечество» и «патриотизм». Система принципов патриотического воспитания, предложенная к закреплению в ст. 3 проекта, должна быть дополнена принципами законности и гласности указанной деятельности.
Обращает на себя внимание несовпадение определений понятия «патриотическое воспитание», которые содержатся в проекте и Государственной программе. В целях соблюдения правил юридической техники, обеспечения единства терминологии, принятие федерального закона потребует внесения изменений в Государственную программу.
Согласно проекту патриотическое воспитание определяется как «систематическая и целенаправленная деятельность, основанная на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, которая направлена на развитие личности, создания условий для самоопределения и социализации граждан, формирования у них патриотического сознания, чувства верности России, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества». Так, Г.С. Квасных и А.Н. Саржанова справедливо отмечают, что «чувство патриотизма является основой личностной системы человека. Оно предполагает не только гордость за прошлое страны и народа, но и устремленность к будущему, активную позицию в деле его созидания» [8].
В теории патриотического воспитания выделяются три сферы:
1) Эмоционально-волевая сфера, охватывающая такие качества личности как активность, ответственность, честность чувство собственного достоинства и др.
2) Познавательная сфера, в которую входят знания правовых норм, нравственных норм, общечеловеческих ценностей, понимание социальных явлений и др.
3) Мотивационная сфера, где формируются потребности совершения гражданских поступков, гражданская позиция, отношение к труду, к людям, обществу, государству и др.
В современных условиях образовательные организации высшего образования уделяют значительное внимание патриотическому воспитанию обучающихся. Его цели и задачи реализуются в процессе научно-исследовательской деятельности, учебного процесса, воспитательной и внеучебной работы с обучающимися. В рамках научно-исследовательской деятельности (участия в научно-практических конференциях, круглых столах, форумах и иных научных мероприятиях) стимулируется творческая, научно-поисковая активность студентов [9] в исследовании актуальных вопросов данной тематики, включая вопросы реализации государственной антикоррупционной политики.
Федеральные государственные образовательные стандарты в числе общекультурных (либо универсальных), общепрофессиональных компетенций предусматривают способность работать на благо общества и государства, формирование нетерпимости к коррупционному и иному противоправному поведению и т.п. Важное значение приобретает изучение таких
дисциплин как «Граждановедение», «Правоведение», «Конституционное право», которые способствуют воспитанию обучающихся в духе уважения к Конституции Российской Федерации, государственным символам, соблюдения принципа законности, правовых и иных социальных норм, выполнения установленных конституционных обязанностей, гражданского и воинского долга.
Воспитательная и внеучебная работа с обучающимися осуществляется в соответствии с планами работы вуза и структурных подразделений (факультетов), предусматриваются мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию: участие студентов во Всероссийских молодежно-патриотических акциях, Всероссийском поисковом движении, работе поисковых отрядов, волонтерском движении, туристско-краеведческой работе, проведение тематических выставок, семинаров, конференций, «круглых столов», посвященных знаменательным датам истории России и ее субъектов, встреч с ветеранами, участниками локальных войн и конфликтов, организация работы дебат-клубов, реализация студентами социально-значимых проектов, направленных на повышение правовой грамотности, профилактики национализма и экстремизма, развития межкультурного и межконфессионального диалога среди обучающихся и др. В качестве дальнейших направлений развития системы патриотического воспитания можно предложить следующие:
- развитие законодательной основы патриотического воспитания граждан, принятие федерального закона о патриотическом воспитании;
- принятие и реализация региональных программных документов по вопросам патриотического воспитания молодежи во всех субъектах Российской Федерации;
- совершенствование деятельности вузов в сфере патриотического воспитания (широкое использование в учебном процессе инновационных образовательных технологий, способствующих развитию у студентов активной гражданской позиции, активизация участия студентов в социально-значимых мероприятиях, обеспечение комплексного подхода и интегративного использования направлений патриотического воспитания: гражданско-патриотического, духовно-патриотического, военно-патриотического, спортивно-патриотического воспитания).
Литература и источники
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
2. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 13. Ст. 1475.
3. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»: постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 2 (часть I). Ст. 368.
4. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 23. Ст. 3357.
5. О государственной молодежной политике: Закон Чувашской Республики от 15 ноября 2007 № 70. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/424074533
6. Симонова М.М., Удалов Д.Э. Правовые основы патриотического воспитания в Российской Федерации // Наука и школа. 2017. № 2. С. 32-36.
7. Законопроект №315234-7 «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» (СОЗД ГАС «Законотворчество») Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/315234-7
8. Квасных Г.С., Саржанова А.Н. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. №1.
9. Aleksandrov A.Yu., Nikolaev E.L. Educational conference in context of innovative activity of classical university // Theory and Reality: Image of a Man in the Social Sciences. Ostrava, 2015. P. 118-125.
References and Sources
1. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 N 683 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2016. № 1 (chast' II). St. 212.
2. O voinskoj obyazannosti i voennoj sluzhbe: Federal'nyj zakon ot 28.03.1998 № 53-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1998. № 13. St. 1475.
3. O gosudarstvennoj programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody»: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2016. № 2 (chast' I). St. 368.
4. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 N 996-r // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2015. № 23. St. 3357.
5. O gosudarstvennoj molodezhnoj politike: Zakon CHuvashskoj Respubliki ot 15 noyabrya 2007 № 70. [EHlektron. resurs]. Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/424074533
6. Simonova M.M., Udalov D.EH. Pravovye osnovy patrioticheskogo vospitaniya v Rossijskoj Federacii // Nauka i shkola. 2017. № 2. S. 32-36.
7. Zakonoproekt №315234-7 «O patrioticheskom vospitanii v Rossijskoj Federacii» // Sistema obespecheniya zakonodatel'noj deyatel'nosti Gosudarstvennoj avtomatizirovannoj sistemy «Zakonotvorchestvo» (SOZD GAS «Zakonotvorchestvo») Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii [EHlektron. resurs]. Rezhim dostupa: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/315234-7
8. Kvasnyh G.S., Sarzhanova A.N. Patrioticheskoe vospitanie studentov v sovremennom vuze // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2015. №1.
9. Aleksandrov A.Yu., Nikolaev E.L. Educational conference in context of innovative activity of classical university // Theory and Reality: Image of a Man in the Social Sciences. Ostrava, 2015. P. 118-125.
ВЕРЕЩАК СВЕТЛАНА БОРИСОВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой финансового права Чувашского государственного университета имени И.Н Ульянова.
АБРАМОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры философии, социологии и педагогики Чувашского государственного университета имени И.Н Ульянова. ВЕРЕЩАК АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент кафедры механизации, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства Чувашской государственной сельскохозяйственной академии.
VERESHCHAK, SVETLANA B. - Ph.D. in Law, Associate Professor, the Head of the Department of the financial law, Chuvash State University of Ulyanov" ([email protected])
ABRAMOVA, LYUDMILA A. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of philosophy, sociology and pedagogics , Chuvash state university of Ulyanov" ([email protected])
VERESHCHAK, ALEXANDER V. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of mechanization, electrification and automation of agricultural production, Chuvash state agricultural academy" ([email protected])
УДК 376.5
КАРЕВ Б.А., ДЬЯЧЕНКО Е.А. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ И
ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Ключевые слова: факторы беспризорности и преступности несовершеннолетних, воспитывающий потенциал семьи, нравственные ценности личности, воспитывающее обучение.
В статье сделана попытка анализа основных факторов, влияющих на состояние беспризорности и детской преступности. Показано, что ухудшение макроэкономических показателей негативно сказывается на воспитательном потенциале семьи (материально-бытовые условия, организация семейного досуга, семейные традиции, эмоционально-психологический климат семьи, идейно-нравственная основа внутреннего общения в семье и т.п.). Организационная сторона детской беспризорности и преступности связана с несовершенством функционирования не только системы образования, но и механизма трудового воспитания, порядка организации досуга несовершеннолетних, процесса адаптации несовершеннолетних при их освобождении из мест лишения свободы. Делается предположение о том, что основной причиной беспризорности и детской преступности является неверно формирующаяся система нравственных ценностей личности несовершеннолетнего в условиях кризиса института семьи. Как контрмера предлагается один из способов обеспечения тесной взаимосвязи обучения и воспитания.
KAREV, B.A., DYACHENKO, E.A. SOCIO-ECONOMICAL DETERMINANTS OF HOMELESSNESS AND JUVENILE CRIME
Keywords: factors of homelessness and juvenile crime, the educational potential of the family, moral values of personality, educational training.
In the article was made an attempt to analysis the main factors affecting to the condition of homelessness and juvenile crime. It is shown that the deterioration of macroeconomic indicators negatively affects on the educational potential of the family (material-living conditions, organization of family leisure, family traditions, emotional-psychological climate of the family, the ideological-moral basis of internal communication in the family, etc.). The organizational side of child homelessness and crime is associated with imperfection of the functioning not only the education system, but also the mechanism of labor education, the order of organizing leisure for minors, and the process of adapting minors when they