Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ И ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ И ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
ФАКТОРЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ И ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / FACTORS OF HOMELESSNESS AND JUVENILE CRIME / ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ / EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE FAMILY / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / MORAL VALUES OF PERSONALITY / ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / EDUCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карев Борис Анатольевич, Дьяченко Егор Александрович

В статье сделана попытка анализа основных факторов, влияющих на состояние беспризорности и детской преступности. Показано, что ухудшение макроэкономических показателей негативно сказывается на воспитательном потенциале семьи (материально-бытовые условия, организация семейного досуга, семейные традиции, эмоционально-психологический климат семьи, идейно-нравственная основа внутреннего общения в семье и т.п.). Организационная сторона детской беспризорности и преступности связана с несовершенством функционирования не только системы образования, но и механизма трудового воспитания, порядка организации досуга несовершеннолетних, процесса адаптации несовершеннолетних при их освобождении из мест лишения свободы. Делается предположение о том, что основной причиной беспризорности и детской преступности является неверно формирующаяся система нравственных ценностей личности несовершеннолетнего в условиях кризиса института семьи. Как контрмера предлагается один из способов обеспечения тесной взаимосвязи обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMICAL DETERMINANTS OF HOMELESSNESS AND JUVENILE CRIME

In the article was made an attempt to analysis the main factors affecting to the condition of homelessness and juvenile crime. It is shown that the deterioration of macroeconomic indicators negatively affects on the educational potential of the family (material-living conditions, organization of family leisure, family traditions, emotional-psychological climate of the family, the ideological-moral basis of internal communication in the family, etc.). The organizational side of child homelessness and crime is associated with imperfection of the functioning not only the education system, but also the mechanism of labor education, the order of organizing leisure for minors, and the process of adapting minors when they are released from places of deprivation of liberty. It is assumed that the main cause of homelessness and juvenile crime is incorrectly formed system of moral values of the personality of minors in the crisis of the family institution. As a countermeasure it is proposed one way of ensuring close links between learning and education.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ И ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

3. O gosudarstvennoj programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody»: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2016. № 2 (chast' I). St. 368.

4. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 N 996-r // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2015. № 23. St. 3357.

5. O gosudarstvennoj molodezhnoj politike: Zakon CHuvashskoj Respubliki ot 15 noyabrya 2007 № 70. [EHlektron. resurs]. Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/424074533

6. Simonova M.M., Udalov D.EH. Pravovye osnovy patrioticheskogo vospitaniya v Rossijskoj Federacii // Nauka i shkola. 2017. № 2. S. 32-36.

7. Zakonoproekt №315234-7 «O patrioticheskom vospitanii v Rossijskoj Federacii» // Sistema obespecheniya zakonodatel'noj deyatel'nosti Gosudarstvennoj avtomatizirovannoj sistemy «Zakonotvorchestvo» (SOZD GAS «Zakonotvorchestvo») Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii [EHlektron. resurs]. Rezhim dostupa: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/315234-7

8. Kvasnyh G.S., Sarzhanova A.N. Patrioticheskoe vospitanie studentov v sovremennom vuze // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2015. №1.

9. Aleksandrov A.Yu., Nikolaev E.L. Educational conference in context of innovative activity of classical university // Theory and Reality: Image of a Man in the Social Sciences. Ostrava, 2015. P. 118-125.

ВЕРЕЩАК СВЕТЛАНА БОРИСОВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой финансового права Чувашского государственного университета имени И.Н Ульянова.

АБРАМОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры философии, социологии и педагогики Чувашского государственного университета имени И.Н Ульянова. ВЕРЕЩАК АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент кафедры механизации, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства Чувашской государственной сельскохозяйственной академии.

VERESHCHAK, SVETLANA B. - Ph.D. in Law, Associate Professor, the Head of the Department of the financial law, Chuvash State University of Ulyanov" (veres_k@mail.ru)

ABRAMOVA, LYUDMILA A. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of philosophy, sociology and pedagogics , Chuvash state university of Ulyanov" (laabramova@mail.ru)

VERESHCHAK, ALEXANDER V. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of mechanization, electrification and automation of agricultural production, Chuvash state agricultural academy" (vav_2008@mail.ru)

УДК 376.5

КАРЕВ Б.А., ДЬЯЧЕНКО Е.А. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ И

ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Ключевые слова: факторы беспризорности и преступности несовершеннолетних, воспитывающий потенциал семьи, нравственные ценности личности, воспитывающее обучение.

В статье сделана попытка анализа основных факторов, влияющих на состояние беспризорности и детской преступности. Показано, что ухудшение макроэкономических показателей негативно сказывается на воспитательном потенциале семьи (материально-бытовые условия, организация семейного досуга, семейные традиции, эмоционально-психологический климат семьи, идейно-нравственная основа внутреннего общения в семье и т.п.). Организационная сторона детской беспризорности и преступности связана с несовершенством функционирования не только системы образования, но и механизма трудового воспитания, порядка организации досуга несовершеннолетних, процесса адаптации несовершеннолетних при их освобождении из мест лишения свободы. Делается предположение о том, что основной причиной беспризорности и детской преступности является неверно формирующаяся система нравственных ценностей личности несовершеннолетнего в условиях кризиса института семьи. Как контрмера предлагается один из способов обеспечения тесной взаимосвязи обучения и воспитания.

KAREV, B.A., DYACHENKO, E.A. SOCIO-ECONOMICAL DETERMINANTS OF HOMELESSNESS AND JUVENILE CRIME

Keywords: factors of homelessness and juvenile crime, the educational potential of the family, moral values of personality, educational training.

In the article was made an attempt to analysis the main factors affecting to the condition of homelessness and juvenile crime. It is shown that the deterioration of macroeconomic indicators negatively affects on the educational potential of the family (material-living conditions, organization of family leisure, family traditions, emotional-psychological climate of the family, the ideological-moral basis of internal communication in the family, etc.). The organizational side of child homelessness and crime is associated with imperfection of the functioning not only the education system, but also the mechanism of labor education, the order of organizing leisure for minors, and the process of adapting minors when they

are released from places of deprivation of liberty. It is assumed that the main cause of homelessness and juvenile crime is incorrectly formed system of moral values of the personality of minors in the crisis of the family institution. As a countermeasure it is proposed one way of ensuring close links between learning and education.

Основные факторы, влияющие на состояние беспризорности и детской преступности, имеют под собой не только социальную, демографическую, организационную, но и экономическую основы. Мировой экономический кризис, санкционный режим, введенный по отношению к России более чем сорока странами, привели к ухудшению основных макроэкономических показателей нашего государства, что, в свою очередь, повлекло за собой ряд негативных социальных последствий, в том числе обострение проблемы детской беспризорности и преступности. Как показывают статистические данные, ВВП России в 2015 г. снизился на 3,7% по отношению к предыдущему году. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения, напротив, возросло с 11,2 в 2014 г. до 13,3 по итогам 2015 года. Вместе с этим, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними возросло с 54369 в 2014 г. до 55993 в 2015 году [1].

К экономическим факторам детской беспризорности и преступности, в первую очередь, следует отнести уровень реальных доходов населения, степень дифференциации доходов населения, уровень безработицы, состояние государственного бюджета от которого напрямую зависит возможность поддержки социально незащищенных слоев населения, ценовая доступность жилищно-бытовых услуг. Ухудшение данных показателей в сочетании с иными факторами может вызывать у несовершеннолетних такие чувства как зависть, озлобленность, потерю веры в справедливость, что в ряде случаев приводит к совершению преступлений. Кроме того, ухудшение макроэкономических показателей, как правило, негативно сказывается на воспитательном потенциале семьи (материально-бытовые условия, организация семейного досуга, семейные традиции, эмоционально-психологический климат семьи, идейно-нравственная основа внутреннего общения в семье и т.п.).

Социальные факторы интересны тем, что по причине неполной сформированности собственных нравственных установок, недостатка жизненного опыта, повышенной эмоциональности, впечатлительности, внушаемости несовершеннолетних зачастую сильное влияние на установки и мотивы их действий оказывает так называемое средовое влияние (влияние окружения).

По данным Федеральной службы государственной статистики России в 2015 г. в расчете на 1000 человек населения заключено 7,9, а расторгнуто 4,2 браков. Для сравнения в 1990 г. - 8,9 и 3,8 соответственно. На 1942683 новорожденных в 2014 г. приходится 438516 родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке (22,57%) [2].

В такой ситуации необходимо также учитывать естественное движение населения (смертность, рождаемость, продолжительность жизни), численность, состав и миграцию населения, которые опосредовано действуют на состояние детской беспризорности и преступности изменяя комплекс обстоятельств характеризующий воспитательный потенциал семьи, что в свою очередь может привести к размытию, или неверному формированию системы ценностей несовершеннолетнего и привести к совершению преступления.

Если проанализировать типы семей, где высока вероятность детской девиации, то их можно классифицировать следующим образом:

- семьи, которые желают, но не могут полноценно заниматься воспитанием своих детей; чаще всего это так называемые матери-одиночки, вынужденные заниматься проблемами материального характера, основное свое время они уделяют работе, а не ребенку. В лучшем случае, детьми в таких семьях занимаются пожилые родители матери, которые окружают их чрезмерной заботой, что неизбежно повышает риск нравственной деформации личности несовершеннолетнего;

- семьи, которые имеют возможность, но не желают заниматься своими детьми. Например, молодые семьи, в которых родители озабочены лишь своими личными

интересами, проблемами или карьерой. Дети в таких семьях оказываются лишними и недополучают теплого отношения к себе со стороны родителей, могут быть подвержены излишней строгости с их стороны;

- семьи, которые не могут и не желают заниматься воспитанием своих детей. Родители в таких семьях обычно страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни. Дети в таких семьях обычно находятся в сложных материально-бытовых условиях и предоставлены сами себе. Часто наблюдается ситуация, когда родители сами склоняют своих детей к занятию попрошайничеством.

Констатируем - определяющая роль в поведении несовершеннолетних играет система нравственных ценностей, собственная социальная практика, образцы поведения, усвоенные, в первую очередь в семье и ближайшем окружении. А основной причиной беспризорности и детской преступности является кризис института семьи.

Если мы обратимся к действующему в нашей стране законодательству, регулирующему образовательную деятельность, то увидим, что вся необходимая база ее совершенствования там заложена. В Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» четко зафиксирована тесная связь воспитания с обучением: «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства» [3]. В нем же сформулированы обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [4]. Отсюда возникает вопрос, что делать? На наш взгляд положение исправит только комплекс мер, одновременно и однонаправленно воздействующих на экономические и социальные факторы, влияющие на состояние беспризорности и детской преступности. Воздействие на большинство этих элементов можно оказывать методами краткосрочной политики (государственные программы, нормативное регулирование, использование возможностей государственного бюджета, меры декларативного характера и т.п.). При этом оно должно следовать основной своей цели - постоянной поддержки семьи как социального института.

Однако в сфере регулирования системы образования в действующем Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы», при перечислении личностных результатов ее освоения, ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни занимает последнюю -пятнадцатую позицию. А при перечислении предметных результатов освоения основной образовательной программы о семье и семейных ценностях даже не упоминается. А ведь ряд школьных предметов, например «Обществознание», «Литература», «История» сами по себе содержат большой воспитательный потенциал по привитию понятия семьи как высшей ценности человека и общества.

Важно, чтобы специалист в области обучения и воспитания, умел построить взаимоотношение между субъектами и объектами образовательного процесса, принять и реализовать управленческие решения по повышению эффективности своей деятельности, раскрывая свой творческий потенциал за счет гибкого применения технологий систем управления, обучения и воспитания используя принцип их дополнительности и непротиворечивости на основе нравственных ценностей. Основой этого направления является предложение, осознание и принятие учениками нравственных категорий, содержащихся в материале дисциплины и являющихся основным средством достижения воспитательных целей. Такой подход к воспитанию не предполагает, как может показаться, жесткого воздействия на личность. Главное состоит в том, что учащийся осмысливает и делает нравственный выбор целей при моделировании поведения с учетом особенностей

социальной среды во взаимодействие с которой он вступает. То есть, правильно смоделированная учебная ситуация характеризуется следующим операционным алгоритмом:

1. Анализ - определение целей добра или зла в отношении к людям, являющимся участниками взаимодействия в конкретной ситуации (нравственный выбор).

2. Диагноз - оценка своего отношения к категориям добра и зла. И если оценка неадекватна цели, то есть к категориям добра отношение отрицательное, а к категориям зла -положительное, то это говорит о противоречии, ведущем к разрушению отношений.

3 .Решение - устранение противоречия, приведение в соответствие цели и отношения к

ней.

4. Результат - определение факта достижения цели и адекватности технологий их достижения посредством рефлексии (самоанализа).

При выходе личности на саморазвитие, воспитание преобразовывается в саморегуляцию поведения индивида и контактных групп. Система воспитания превращается в творческое (опосредованное духовно-нравственными ценностями) моделирование поведения при достижении целей, возникших и осмысленных в различных жизненных ситуациях. Воздействие на личностные качества выступает не как сила, подавляющая его активность, а как система, помогающая упорядочить поведение личности (нравственный выбор) как по отношению к самому себе, так и по отношению к другому человеку.

Вместе с этим, организационная сторона детской беспризорности и преступности связана с несовершенством функционирования не только системы образования, но и механизма трудового воспитания, порядка организации досуга несовершеннолетних, процесса адаптации несовершеннолетних при их освобождении из мест лишения свободы.

Организация и управление учебно-воспитательным процессом в общеобразовательных школах имеет целый ряд недостатков, приводящих к снижению эффективности воспитывающего воздействия на учащихся. Во-первых, это недостаточная разработанность теоретических основ вышеупомянутого воспитывающего обучения, приводящая к появлению пробелов в осуществлении связи обучения и воспитания. Предоставляя ученикам большой объём знаний, навыков и умений по многим школьным предметам, школа оказывается не способной в должной мере решить вопросы нравственного, этического и эстетического воспитания. Во-вторых, это недостаток средств на внеклассную работу который приводит к тому, что ей меньшего всего охвачены учащиеся старших классов. В-третьих, это недоукомплектованность школ педагогическими кадрами которая ведет к повышенной нагрузке на учителей и как следствие к снижению эффективности воспитательного процесса. Кроме того, часты случаи, когда школа старается избавиться от трудных подростков вместо того, чтобы активно работать с ними.

Как известно, трудовое воспитание должно начинаться в семье, продолжаться в школе и окончательно закрепляться в трудовых коллективах. Однако на практике подростки зачастую сталкиваются с низкой культурой труда, мизерным заработком, отсутствием престижа данной работы, что может привести к потере интереса к работе как таковой. Имеются сложности с трудоустройством несовершеннолетних в период летних каникул. К сожалению, нередки ситуации, когда трудоустройство несовершеннолетнего, преждевременно оставившего школу, усугубляет дефекты его нравственного развития. Такому явлению во многом способствуют:

- неспособность несовершеннолетним правильно распорядиться своим заработком;

- ориентация на психологический фактор «взрослости» и подражание далеко не лучшим представителям старшего поколения;

- полный выход несовершеннолетнего из-под контроля законных представителей и школы.

В силу недостаточного финансирования и коммерциализации культурного процесса в обществе целенаправленная организация досуга молодежи не в состоянии охватить все количество несовершеннолетних, нуждающихся в корректирующем воспитывающем воздействии. Кроме того, все более заметным становится отход от норм и ценностей высокой

культуры к посредственным образцам массовой культуры, что наиболее ярко проявляется в электронных средствах массовой информации. Различные ток-шоу, транслируемые по многим каналам, зачастую создают у неподготовленных зрителей впечатление, что семья это нечто рыночное, где побеждает сильнейший, непостоянное и не такое уж важное, то есть подталкивают зрителя к позиции эгоцентризма. Все это негативно отражается на процессе формирования нравственных ценностей подрастающего поколения.

В таких условиях педагог в первую очередь должен обратить внимание учащихся на социальную и экономическую составляющие многомерных, имеющих как нравственную, так и правовую интерпретацию, категорий - человек, семья, общество, государство, декомпозируя их на составляющие и их антиподы на тактическом и оперативном уровнях. Таким образом можно обеспечить тесную взаимосвязь обучения и воспитания.

Литература и источники

1. Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики России http://www.gks.ru/. (дата обращения 30.01.2017 г.)

2. Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики России http://www.gks.ru/.(дата обращения 30.01.2017 г.)

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 2.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» Ст.44.

References and Sources

1. Dannye oficial'nogo sajta Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki Rossii http://www.gks.ru/.data obrashcheniya 30.01.2017

2. Dannye oficial'nogo sajta Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki Rossii http://www.gks.ru/.data obrashcheniya 30.01.2017

3. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29.12.2012 g. №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» Stat'ya 2.

4. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29.12.2012 g. №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» Stat'ya 44.

КАРЕВ БОРИС АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России.

ДЬЯЧЕНКО ЕГОР АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Дальневосточного юридического института МВД России.

KAREV, BORIS A. - Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of social, humanitarian and economic disciplines of the Far Eastern Law Institute of Internal Affairs of the Russian Federation (karevdok.27@mail.ru)

DYACHENKO, EGOR A. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of humanitarian and economic disciplines of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia.

УДК 376.564

ЛЕВАНОВА Е.А., БУЛАВЛЕВА Т.В. ФЕНОМЕН РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ БЕЗНАДЗОРНЫХ ПОДРОСТКОВ

Ключевые слова: социализация, феномен ресоциализации, безнадзорный подросток.

В статье раскрыт феномен ресоциализации безнадзорных подростков, краткий экскурс в историю вопроса, показаны возможности корреляции триады концепций А.В. Мудрика, Е.А. Левановой и социального конструктивизма как теоретическо-методологического конструкта опытно-экспериментального исследования социально-педагогического сопровождения ресоциализации безнадзорных подростков.

LEVANOVA, E.A., BULAVLEVA T.V. THE PHENOMENON OF RESOCIALIZATION OF NEGLECTED ADOLESCENTS

Keywords: socialization, the phenomenon of resocialization, a neglected adolescents.

The article reveals the phenomenon of resocialization of street children, a brief digression into the history of the issue, shows the possibilities of correlation of the triad of concepts A.V. Mudrika, E.A. Levanova and social constructivism as a theoretical and methodological construct for experimental and experimental research of social and pedagogical support for the resocialization of neglected adolescents.

Феномен ресоциализации безнадзорных подростков является объектом междисциплинарного дискурса. Он охватывает такие области науки как психология, педагогика, медицина, юриспруденция, социология, философия. В ситуации неопределенности, которая к настоящему времени становится уже привычным образом жизни, а не временной трудностью с необходимостью адаптации к ней, в России продолжают моделировать образовательную и социальную сферы жизни. Государство задает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.