культуры к посредственным образцам массовой культуры, что наиболее ярко проявляется в электронных средствах массовой информации. Различные ток-шоу, транслируемые по многим каналам, зачастую создают у неподготовленных зрителей впечатление, что семья это нечто рыночное, где побеждает сильнейший, непостоянное и не такое уж важное, то есть подталкивают зрителя к позиции эгоцентризма. Все это негативно отражается на процессе формирования нравственных ценностей подрастающего поколения.
В таких условиях педагог в первую очередь должен обратить внимание учащихся на социальную и экономическую составляющие многомерных, имеющих как нравственную, так и правовую интерпретацию, категорий - человек, семья, общество, государство, декомпозируя их на составляющие и их антиподы на тактическом и оперативном уровнях. Таким образом можно обеспечить тесную взаимосвязь обучения и воспитания.
Литература и источники
1. Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики России http://www.gks.ru/. (дата обращения 30.01.2017 г.)
2. Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики России http://www.gks.ru/.(дата обращения 30.01.2017 г.)
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 2.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» Ст.44.
References and Sources
1. Dannye oficial'nogo sajta Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki Rossii http://www.gks.ru/.data obrashcheniya 30.01.2017
2. Dannye oficial'nogo sajta Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki Rossii http://www.gks.ru/.data obrashcheniya 30.01.2017
3. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29.12.2012 g. №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» Stat'ya 2.
4. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29.12.2012 g. №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» Stat'ya 44.
КАРЕВ БОРИС АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России.
ДЬЯЧЕНКО ЕГОР АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Дальневосточного юридического института МВД России.
KAREV, BORIS A. - Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of social, humanitarian and economic disciplines of the Far Eastern Law Institute of Internal Affairs of the Russian Federation ([email protected])
DYACHENKO, EGOR A. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of humanitarian and economic disciplines of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia.
УДК 376.564
ЛЕВАНОВА Е.А., БУЛАВЛЕВА Т.В. ФЕНОМЕН РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ БЕЗНАДЗОРНЫХ ПОДРОСТКОВ
Ключевые слова: социализация, феномен ресоциализации, безнадзорный подросток.
В статье раскрыт феномен ресоциализации безнадзорных подростков, краткий экскурс в историю вопроса, показаны возможности корреляции триады концепций А.В. Мудрика, Е.А. Левановой и социального конструктивизма как теоретическо-методологического конструкта опытно-экспериментального исследования социально-педагогического сопровождения ресоциализации безнадзорных подростков.
LEVANOVA, E.A., BULAVLEVA T.V. THE PHENOMENON OF RESOCIALIZATION OF NEGLECTED ADOLESCENTS
Keywords: socialization, the phenomenon of resocialization, a neglected adolescents.
The article reveals the phenomenon of resocialization of street children, a brief digression into the history of the issue, shows the possibilities of correlation of the triad of concepts A.V. Mudrika, E.A. Levanova and social constructivism as a theoretical and methodological construct for experimental and experimental research of social and pedagogical support for the resocialization of neglected adolescents.
Феномен ресоциализации безнадзорных подростков является объектом междисциплинарного дискурса. Он охватывает такие области науки как психология, педагогика, медицина, юриспруденция, социология, философия. В ситуации неопределенности, которая к настоящему времени становится уже привычным образом жизни, а не временной трудностью с необходимостью адаптации к ней, в России продолжают моделировать образовательную и социальную сферы жизни. Государство задает
через федеральные образовательные стандарты четкий образ личности, портрет выпускника школы - стремящегося к саморазвитию, созидательной деятельности, пластичного, уважающего себя, закон, социум и т.д. На наш взгляд, обобщенно здесь отражены позиции социализированной личности, которая по А.В. Мудрику в идеале должна быть способна противостоять трудным жизненным обстоятельствам. В случаях, когда поведенческие, мотивационные и когнитивные проявления несовершеннолетних не совпадают с ожиданиями общества и даже противоречат им, применяются такие характерологические термины как «асоциальное», «делигвентное», «деструктивное», «девиантное» поведение [1]. Вышеперечисленными определениями можно описать безнадзорного подростка -несовершеннолетнего, контроль за поведением которого отсутствует по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению, развитию, содержанию со стороны родителей или законных представителей [2].
Изучением теоретических и практических исследований проблемы возвращения личности к созидательной, социально-одобряемой деятельности в начале XX века занимались Н.К. Крупская, В.П. Кащенко, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий и другие. В фокусе внимания педагогов были проблемы безнадзорности, перевоспитания правонарушителей, малолетних преступников. Были заложены правовые и организационные основы государственной системы социально-правовой охраны несовершеннолетних, создан целый комплекс новых педагогических приемов работы с безнадзорными детьми, которые, прежде всего, являлись воспитательными и основывались на принципе сознательно-трудового воспитания при возможной индивидуализации. Идеи воспитания в коллективе, параллельного взаимодействия социализации и целенаправленного воспитательного воздействия развил А.С. Макаренко. В. Н. Сорока-Росинский основным направлением в решении вопросов возвращения в социум видел развитие демократизма, сотрудничества, инициативы, самостоятельности. Он внедрял в жизнь основополагающий принцип жизни школы - принцип игры, а учебу рассматривал как основное направление перевоспитания.
Интерес к проблематике обострился в 60-е гг. XX в., что было связано с очередным кризисом системы воспитания. У нас этот интерес проявился, в частности, в появлении различных вариантов работы с детьми по месту жительства и в разработке соответствующих методических практических рекомендаций (Б.Д. Парыгин, А.В. Мудрик, Г.М. Андреева, М.А. Галагузова, В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин и др.). Интересны труды И.С. Кона, исходившего из того, что: «В реальном процессе социализации индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают предлагаемые им социальные роли и правила, но также постигают науку создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир». Такого же направления социализации придерживался и А.В. Мудрик, отмечавший интеграцию, как более оптимальную форму взаимодействия индивида с социумом, которая предполагает активную позицию личности в отличие от адаптивной формы с преобладанием пассивной роли личности. Мы придерживаемся мнения, что именно в процессе социализации индивиды усваивают правила, нормы, социально-приемлемые формы поведения через принятие новых ценностей, отличающихся от усвоенных ими ранее. Это позволяет сделать вывод о том, что целенаправленное социально-педагогическое воздействие позволит направить личностный потенциал каждого индивида таким образом, в результате которого выступит «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом», а именно социализированность.
В современное время реинтеграцией и востребованностью личности в обществе сопровождается процессом ресоциализации. Одним из первых данный феномен описал Э. Гидденс как вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде. Мы данный феномен трактуем как личностное изменение подростка, которое выражается в усвоении социально-приемлемых ценностей и норм поведения, отличающихся от усвоенных им ранее, восстановление социального и личного статуса, реинтеграция и востребованность в обществе.
Феномен ресоциализации безнадзорных подростков мы видим в триаде общих особенностей подростков, специфичности беспризорности в контексте ресоциализации. Опора на концепцию А.В. Мудрика определяет основные положения и условия процесса социализации-интеграции. Концепция психопластики личности Е.А. Левановой, где «подростковый возраст не проблема, а ресурс» [3], рассматривает развитие позитивного личностного потенциала индивида. Концепция социального конструктивизма, реализуемая через технологии смешанного обучения, обуславливает и дополняет способы достижения поставленной цели - ресоциализации подростков в ситуации неопределенности.
Времени развития личности в пубертатном периоде, периоду перехода от детства к взрослости свойственны определенные особенности. У подростка нет еще устойчивой мотивационно-ценностной сферы, сформированных эмоциональных и поведенческих паттернов поведения человека, развитой способности к рефлексии, - всего, что формируется в подростковом возрасте, и, без всяких сомнений, у подростка еще не сформировались устойчивые черты характера. Кроме того в подростковом возрасте возбуждение в коре головного мозга преобладает над торможением. Подросток уже сделал поступок, и только потом осознал, что произошло. Ярким примером служат многочисленные примеры, когда мотив совершения правонарушения самому подростку объяснить сложно, когда он признается в проступке, в том, что знал о последствиях, однако причину своевременного отказа от него объяснить он не может.
Е.А. Леванова выделила поведенческие реакции, которые свойственны именно подростковому возрасту. Первая реакция - реакция эмансипации, когда подросток выражает протест, например, против пьющего родителя, против устоявшегося уклада жизни в семье и той роли, которую ему отводят в ней, против несправедливости и по другим причинам. Вторая реакция - группирование со сверстниками и чаще всего подростки в одиночку ничего не делают. Они делают созидательные, либо противоправные действия с друзьями. Третья реакция, связанная с зарождающимся сексуальным влечением, когда подростки начинают обращать внимание на свою внешность, остро реагировать на близкие взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Четвертая - хобби-реакция, когда увлечение встраивается в структуру личности настолько глубоко, что иные повседневные потребности, желания и обязанности уходят на второй план.
Поскольку личный жизненный опыт незначительный, недостаточное количество знаний правовых основ, законопослушность не зрелая. Подростков легко вовлечь в контркультурные организации, в том числе квазикультовые, криминальные, экстремистские, которые являются одним из элементов диссоциального воспитания - «целенаправленного формирования антисоциального сознания и поведения», описанного первым в российской педагогике А.В. Мудриком [3]. В последние годы к уже имеющимся поведенческим отступлениям от нормы прибавился тренд у подростков играть в опасные игры, такие как «беги или умри», «Синий Кит», вступление участниками в другие «группы смерти». Несмотря на то, что изучена данная проблема с теоретической и практической позиций в достаточной малой степени, можно с уверенностью сказать, что доведение подростков до самоубийства выстроено «кураторами» этих групп с учетом многих особенностей. А именно, в «игре» заложены: виртуальная реальность, игровая, соревновательная деятельность, реакция увлеченности в подростковом возрасте, которая может глубоко войти в поведение без осознания реальности, где границ дозволенности нет. Так, с момента популяризации игры по настоящее время, завершенные попытки суицида среди детей и подростков возрастают. В России по данным следственного комитета Российской Федерации в 2016 г. ушли из жизни в результате самоубийства 720 детей. За последние три года совершили суицид 2 205 детей. Данные цифры дополняются незарегистрированным количеством несовершеннолетних, совершивших незавершенные суицидальные попытки.
Специфичность безнадзорности проявляется в личностной незрелости подростков, взросление которых происходило в ситуациях, когда социально-неприемлемое поведение ближнего социального окружения вросло в структуру личности и воспринимается как
приемлемая в данном узком социальном окружении как социально-приемлемая норма в социуме. Чаще всего беспризорность подростков сопровождается попустительским, пренебрежительным отношением со стороны значимых близких родственников, отсутствием позитивной опоры, поддержки и влияния на ребенка. Столкновение ценностей, правил, традиций, моделей поведения и эмоционального реагирования «двух миров» - семьи и социума - как правило, приводит к внутреннему конфликту. Внешне это может проявляться в немотивированной вербальной и невербальной агрессии, аутоагрессии, низкой успеваемости, наличии пропусков уроков без уважительной причины, вредных привычек, отказе принимать участие в досуговых мероприятиях, совершение правонарушений, в целом отсутствие интереса к созидательной активной деятельности и как следствие наличие ситуации неопределенности в будущей жизни подростка.
Поэтому мы, выстраивая процесс ресоциализации, должны опираться на те паттерны поведения, которые свойственны безнадзорным подросткам и с учетом наличествующей социальной ситуации неопределенности. И, как подчеркивает Е.А. Леванова: «если мы знаем, что подростковость несет с собой такие сложные проблемы, значит, мы можем их предвидеть, а, следовательно, и предупредить» [4, с. 6].
Мы в исследовании данной проблемы опираемся на триаду концепции социального конструктивизма, концепцию социализации А.В. Мудрика и концепцию психопластики личности подростка Е.А. Левановой. Суть ее в том, что бы научить подростка в любых жизненных ситуациях, в любых изменениях внутренних и внешних факторах (безответно влюбился, дразнятся в классе и проч.) не уходить от решения проблемы, а сопротивляться и находить адекватные способы выхода из трудной ситуации - «адекватно перестраиваться в ответ на значимые изменения внешних и внутренних факторов». При этом, сохраняя «внутреннюю согласованность, соразмерность и гармоничность в отношениях, взаимодействии и восприятии человека человеком» [4, 5]. Поскольку гибкость и мобильность для подростка естественны, процесс ресоциализации возможен в этом возрасте, суть которого состоит в формировании и коррекции личностного потенциала, простраивании его траектории развития. При этом важно формировать внутреннюю потребность в законопослушном, социально-приемлемом поведении, а также обеспечение положительного подкрепления в социуме, чтобы в обществе у него формировались социально-значимые качества, личная успешность, формирование чувства собственного достоинства, позиции.
При операционализации феномена ресоциализации безнадзорных подростков мы выделили учет уровня социального и эмоционального интеллектов, рефлексии, мотивационно-ценностной сферы, механизмов копинг-стратегии. При этом отслеживаются в динамике склонность к суицидальному поведению, успеваемость, совершение подростком правонарушений, корреляция профессиональных склонностей и интересов и участие в дополнительных образовательных объединениях.
Опытно-экспериментальная часть исследования проходит на базе государственного казенного учреждения социального обслуживания Московской области «Лобненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». На основании анализа полученных данных по выбранным методикам, нам представляется возможным проанализировать личностные изменения подростков. Исключая испытуемых, которые принимали участие менее чем в 80% занятиях, мы получили выборку из 10-ти человек в возрасте от 12 до 16 лет, 60% женского пола и 40 % мужского пола.
По первому тесту Дж. Гилфорда и М. О'Салливена на социальный интеллект, как характеристику личности, отмечается улучшение показателя уровня с ниже среднего на средний у 60% тестируемых. Для диагностики эмоционального интеллекта мы использовали тест Н. Холла, результаты которого свидетельствуют о том, что у 80% подростков интегральный уровень стал выше. Уровень рефлексии нами измерялся с помощью опросника «Дифференциальный тип рефлексии» (авторы Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин). В дифференциальной модели рефлексии (ДМР) системная рефлексия рассматривается как единственная адаптивная форма рефлексии, которая положительно коррелирует с
самодетерминирующей личностью. Этот показатель улучшили 80% подростков. Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хейма вывила позитивные изменения у каждого испытуемого. Если в центр рассмотрения поставить адаптивные копинг-стратегии, то обнаруживается, что до участия в социально-педагогическом проекте у 60% подростков отсутствовали адаптивные копинг-стратегии, у 40% была 1 адаптивная копинг-стратегия. По окончании эксперимента одна адаптивная копинг-стратегия была сформирована у 20% подростков, две - у 50%. Еще 30% подростков показали все сформированные копинг-стратегии (в эмоциональной, поведенческой и когнитивной сферах). Тест «Ваши суицидальные наклонности» З. Королевой у 20% испытуемых выявил наличие скрытых суицидальных наклонностей, которые по окончании участия в эксперименте были скорректированы, и итоговое тестирование показало у 100% участников отсутствие суицидальных наклонностей. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» Е.Б. Фанталовой дала улучшение показателей у 70% участников социально-педагогического проекта. До участия у 3 0% испытуемых наблюдался высокий уровень дезинтеграции, у 60% -средний, у 10% - низкий уровень. По окончании участия 0% подростков показали высокий уровень дезинтеграции, 40% - средний и 60% - низкий уровень дезинтеграции. При этом если до эксперимента у большинства участников (90%) были ценности одновременно находящиеся и в зоне внутреннего конфликта и по ранжированию на первых трех местах по значимости, то по результатам итогового тестирования у 60% подростков обнаруживается расширение нейтральной (комфортной) зоны в мотивационно-личностной сфере, отсутствие чувства внутреннего дискомфорта.
Остановимся на индивидуальном изменении подростков. Улучшили свои характеристики по двум, трем и четырем показателям по 20% подростков, по пяти показателям - 30% и по всем шести показателям 10% подростков. Каждый испытуемый показал изменение в сторону повышения в показателях успеваемости и снижения пропусков уроков без уважительной причины, также подростки показали отсутствие совершенных преступлений, правонарушений.
В заключении отметим, что по результатам опытно-экспериментальной работы наблюдается преимущественно положительная динамика в развитии подростков по выделенным показателям. Следовательно, можно предположить, что выбранное направление исследований необходимо продолжать в контексте показанных возможностей триады концепций А.В. Мудрика, Е.А. Левановой и социального конструктивизма как теоретическо-методологического конструкта опытно-экспериментального исследования социально-педагогического сопровождения ресоциализации безнадзорных подростков.
Литература и источники
1. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - 2006.
2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
3. Мудрик А.В. Диссоциальное воспитание в контркультурных организациях // Проблемы современного образования. 2011. №4.
4. Леванова Е.А., Шевченко С.И., Ковалевская М.В. Родители и подростки: навстречу друг другу / Под общ. ред. Е.А. Левановой. М.: «Педагогическая литература», 2010.
5. Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Развитие психопластики личности педагога / Е.А. Леванова, // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 4 (22). С. 138-140.
References and Sources
1. Voronin A. S. Slovar' terminov po obshchej i social'noj pedagogike. M., 2006.
2. Federal'nyj zakon ot 24 iyunya 1999 g. №120-FZ «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih».
3. Mudrik A.V. Dissocial'noe vospitanie v kontrkul'turnyh organizaciyah // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2011. №4.
4. Levanova E.A., SHevchenko S.I., Kovalevskaya M.V. Roditeli i podrostki: navstrechu drug drugu / Pod obshch. red. E.A. Levanovoj. M.: «Pedagogicheskaya literatura», 2010.
5. Levanova E.A., Pushkareva T.V. Razvitie psihoplastiki lichnosti pedagoga / E.A. Levanova, // Nauka i biznes: puti razvitiya. 2013. № 4 (22). S. 138-140.
ЛЕВАНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА - доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета.
БУЛАВЛЕВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА - аспирант кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.
LEVANOVA, ELENA A. - Doctor of Pedagogy, Professor, Moscow State Pedagogical University ([email protected]).
BULAVLEVA, TATYANA V. - Ph.D. student, Department of Social Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical University ([email protected]).
УДК 159.98
ЧЕБАНОВ К.А., БУРЛЯЕВА В.А., НИКОЛАЕВА А.А., ЧЕБАНОВА Д.А. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, трудовая деятельность, мотив.
В статье раскрываются цели и задачи профориентационной работы в образовательном учреждении. Раскрывается значимость информированности о профессиях, функциях, задачах, орудиях труда. Определены проблемы профориентирования. Огромное значение в свободном и сознательном выборе профессии школьниками-старшеклассниками имеет знание предмета, цели, орудий, условий труда, знаний, умений и навыков, связанных с избранной профессией, умение четко и верно определять их. Осознание учащимися различных сторон и характеристик профессиональной деятельности является одним из определяющих условий правильного выбора профессии. Знания о профессии способствуют формированию адекватной самооценки и адекватного уровня притязаний. Данное знание будет более полным, при условии ознакомления школьников-старшеклассников с профессией непосредственно на рабочих местах (в учреждениях, на предприятиях). Необходимо определить какими знаниями о профессии должен обладать человек, стоящий на пороге выбора. Это знания о предмете, целях, орудиях и условиях труда, основных повседневных обязанностях на рабочем месте, знаниях, умениях и навыках, связанных с данной профессией, взаимоотношениях в трудовом коллективе, образе жизни и социальном окружении специалиста.
CHEBANOV, K.A., BURLYAEVA, V.A., NIKOLAEVA, A.A., CHEBANOVA, D.A. PROFESSIONAL ORIENTATION WORK AS CONDITION OF FORMATION OF KNOWLEDGE SYSTEM
ABOUT THE FUTURE PROFESSION
Keywords: professional orientation work, profession, ,specialty, labor activity, motive.
In the article describes the goals and objectives of career guidance in an educational institution. It discloses the significance of the awareness of the professions, functions, tasks, tools. It identified the problems of professional orientation. Great importance in free and conscious choice of profession students high school students has knowledge of the subject, objectives, tools, working conditions, knowledge, and skills related to a chosen profession, the ability to clearly and correctly identify them. The awareness by students of different sides and characteristics of professional activity is one of the cornerstones of correct choice of profession. Knowledge about the profession contribute to the formation of an adequate self-assessment and an adequate level of claims. This knowledge will be more complete, subject to familiarize students-high students with the profession on workplaces (institutions, enterprises). It needs to determine what knowledge about the profession should have a person standing on the threshold choice. It is the knowledge of the subject, objectives, tools and working conditions, basic daily duties in the workplace, knowledge, and skills associated with the profession, the relationship in the workplace, lifestyle and social environment of a specialist.
Огромное значение в свободном и сознательном выборе профессии школьниками-старшеклассниками имеет знание предмета, цели, орудий, условий труда, знаний, умений и навыков, связанных с избранной профессией, умение четко и верно определять их. Осознание учащимися различных сторон и характеристик профессиональной деятельности является одним из определяющих условий правильного выбора профессии. Знания о профессии способствуют формированию адекватной самооценки и адекватного уровня притязаний. Данное знание будет более полным, при условии ознакомления школьников-старшеклассников с профессией непосредственно на рабочих местах (в учреждениях, на предприятиях). Следует отметить, что информированность большинства учащихся о профессиях довольно низкая. Познавательную готовность старшеклассников к выбору профессии можно повысить лишь в том случае, если у учащихся будет иметься не просто набор сведений, а целостная система знаний о профессии. Профориентационная работа в