Научная статья на тему 'Основные направления социально-педагогической поддержки подростков по их ресоциализации в условиях интернатных учреждений'

Основные направления социально-педагогической поддержки подростков по их ресоциализации в условиях интернатных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
666
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГ-ФАСИЛИТАТОР / КОРРЕКЦИЯ / ИНТЕРНАТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SOCIAL EDUCATION / SOCIAL-PEDAGOGICAL SUPPORT / RESOCIALIZATION / FACILITATOR / ADJUSTMENT / RESIDENTIAL INSTITUTIONS / SOCIAL PEDAGOGUE / DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупова Хадрия Геннадьевна, Юсупова Татьяна Геннадьевна

В статье рассматриваются проблемы социально-педагогического сопровождения ресоциализации подростка, которая является одним из ключевых видов социально-педагогической деятельности в условиях интернатных учреждений. Необходимость социально-педагогического сопровождения ресоциализации подростков в условиях интернатных учреждений обусловлена тем, что работа с подростками девиантного поведения должна быть направлена на замещение асоциальных ценностей, установок и норм поведения просоциальными. Этот процесс нами трактовался как ресоциализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN AREAS OF SOCIAL-PEDAGOGICAL SUPPORT FOR ADOLESCENT RESOCIALIZATION IN RESIDENTIAL INSTITUTIONS

The article presents issues of social-pedagogical support for adolescent resocialization, which is the main activity in residential institutions. Its necessity is posed by the need to replace anti-social values, attitudes, norms and behaviours by pro-social ones. We meant resocialization.

Текст научной работы на тему «Основные направления социально-педагогической поддержки подростков по их ресоциализации в условиях интернатных учреждений»

идеи. Здесь обучающиеся работают в небольших группах, и это улучшает свою активность, потому что каждый член группы может выразить свои идеи и принять участие в обсуждении. Формы организации групповой работы следующие:

> выбор темы;

> изучение обучающимися выбранной задачи;

> формирование групп;

> преподаватель дает инструкции и объявляет время;

> контроль активности обучающихся и, если это необходимо, помощь и стимулирование;

> в конце дискуссии выдвижение по одному представителю от каждой группы.

Выводы. Таким образом, следует отметить, что интерактивные методы преподавания английского языка как иностранного обеспечивают активное взаимодействие сторон общения. Это приводит к активному обмену профессионально значимой информацией на иностранном языке, развивает профессиональные и деловые навыки общения. Они развивают коммуникативные навыки, логическое мышление и различные виды интеллектуальной деятельности, такие как анализ, синтез, сравнение и обобщение [11]. Эти ориентированные на обучающегося методы являются весьма эффективными, особенно для более активного вовлечения студентов в процесс получения знаний, навыков и стратегий.

Литература:

1. Азамжонова Х. Н. Интерактивные методы деятельности при обучении иностранным языкам / Х.Н. Азамжонова. - Краснодар: Новация, 2016. - С. 79-81

2. Беляева Н.Г., Сизова Ю.С. Использование мозгового штурма на уроках иностранного языка в неязыковом вузе. / Н.Г. Беляева, Ю.С Сизова. - М., 2015. - 26 с.

3. Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ № 3 2008 с. 20

4. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с. 18

5. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2009

6. Кочергина И.Г Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку. / Иностранные языки в школе №3, 2009

7. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. -2005. - № 2. - с. 162-166

8. Синегубова Н. М. Информационные технологии на уроках английского языка // Школа. - 2006. - № 2. - с. 43-44

9. Сухенко Н.В. Ролевая игра как метод обучения в вузе на примере дисциплины «Современная пресс-служба». / Н.В. Сухенко. - Нижний Новгород, 2013. - 67 с.

10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000

11. Шаманова Х.Х. Энерджайзеры как интерактивные средства обучения иностранным языкам. / Х.Х.Шаманова. Известия Тульского государственного университета. Педагогика. Выпуск 1., Тула, 2018

12. Isakovich E.A., Kolobkova N.N., Continuity in foreign-language education: problems and prospects: monograph, Eds. / Volgograd, Volgograd scientific publishing house, 2016, pp. 123-133.

13. Kaminskaya E.V., "A variety of modern interactive methods of teaching a foreign language in a university," Language and the world of the language, No. 7, pp. 159-165, 2016.

14. Stupina S.B., "Technologies of interactive learning in higher education: the teaching method," allowance, Saratov: Science, 2009.

15. Westwood P., "What teachers need to know about teaching methods". Camberwell, Vic.: ACER Press, 2008, 105 p.

Педагогика

УДК: 376.6

кандидат педагогических наук, доцент Юсупова Хадрия Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение московской области государственный

гуманитарно-технологический университет (г.Орехово-Зуево);

кандидат педагогических наук, доцент Юсупова Татьяна Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение московской области государственный гуманитарно-технологический университет (г.Орехово-Зуево)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКОВ ПО ИХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы социально-педагогического сопровождения ресоциализации подростка, которая является одним из ключевых видов социально-педагогической деятельности в условиях интернатных учреждений. Необходимость социально-педагогического сопровождения ресоциализации подростков в условиях интернатных учреждений обусловлена тем, что работа с подростками девиантного поведения должна быть направлена на замещение асоциальных ценностей, установок и норм поведения просоциальными. Этот процесс нами трактовался как ресоциализация.

Ключевые слова: социальное воспитание, социально-педагогическая поддержка, ресоциализация, педагог-фасилитатор, коррекция, интернатные учреждения, социальный педагог, девиантное поведение.

Annotation. The article presents issues of social-pedagogical support for adolescent resocialization, which is the main activity in residential institutions. Its necessity is posed by the need to replace anti-social values, attitudes, norms and behaviours by pro-social ones. We meant resocialization.

Keywords: social education, social-pedagogical support, resocialization, facilitator, adjustment, residential institutions, social pedagogue, deviant behavior.

Введение. Одной из центральных психолого-педагогических проблем на современном этапе является поиск новых технологий, методов и форм, направленных на обеспечение позитивной социализации подростков, оказавшихся в сложных жизненных условиях, так как, несмотря на нормативно-законодательную базу, проблемы социализации этих подростков сохраняются.

Для организации эффективного социально-педагогического сопровождения ресоциализации подростков в условиях интернатных учреждений необходимо выделить трудности, которые наиболее часто служат причиной асоциального поведения молодых людей:

-напряженные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими представителями старшего поколения;

-напряженные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками; -проблема самоотношения, самопонимания;

-формирование социально не одобряемых жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей; -внутреннее («психологическое») одиночество, невыраженность и непонятность другими; -поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного;

-поиск комфортного существования, эмоционального благополучия; -отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей; -обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;

-переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией; -неорганизованность;

-зависимость от других, слабость своего «Я»; -трудности в обучении»

-отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

-трудный характер - наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;

-отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или защитника.

Воспитание, осуществляемое обществом и государством в создаваемых для этого организациях, есть социальное, или общественное воспитание. Социальное воспитание играет одну из основополагающих ролей в процессе адаптации подростка.

Изложение основного материала статьи. В исследованиях по проблеме преступности среди детей группы риска (в нашем случае, это дети-сироты, дети из неблагополучных семей), выделяется следующая причина криминогенной направленности воспитанников интернатных учреждений. Она состоит в том, что ребята из детских домов, школ-интернатов, социальных приютов содержатся как бы в «стерильной среде», не дающей им представления об истинных трудностях жизни человека в обществе. Беззаботная жизнь на всем готовом способствует культивированию в подростках (детях) потребительства, коммуникативной беспомощности, завышения самооценки. Ребята либо совсем, либо не полостью владеют навыками организации собственного жизнеобеспечения, включая собственную организацию свободного времени, так как в приюте жизнь человека всегда строго регламентирована. Поэтому отсутствие такой самоорганизации, неразвитость индивидуальных интересов в сфере досуга в дальнейшем может служить причиной вовлечения подростков в криминогенную среду. Родители, воспитывая ребенка в семье, часто бывают заинтересованы в изучении его наклонностей, способностей, интересов, так как такая позиция помогает выявить пристрастия молодого человека при выборе специальности во взрослой жизни.

Цель написания статьи связана с изменениями социально-экономической ситуации в России, произошедшими за последние десятилетия. Эти изменения привели к нежелательным последствиям в различных общественных сферах, повлекли за собой снижение общего уровня жизни значительной части населения, нарушение или ослабление влияния социальных институтов. Негативной тенденцией в жизни общества в настоящее время явился кризис института семьи, следствием чего стало проявление неуклонного роста социальных сирот, детской безнадзорности и беспризорности, преступности. Анализ данных, раскрывающих негативные проблемы семьи, экономики и социальной сферы свидетельствует, что кризисные явления в социальной сфере продолжают усугубляться. В наиболее сложной ситуации в существующих условиях оказываются подростки, которые составляют особую социально-демографическую группу, еще не обладающую достаточным нравственным и социальным иммунитетом.

Подростки с девиантным и деликвентным типом поведения, характеризуются социальными отклонениями и социальной дезадаптацией, сопровождающейся деформацией социальных связей и их отчуждением от основных институтов социализации и, прежде всего, семьи и школы. Негативный опыт жизни в асоциальной семье, постоянное окружение большим количеством детей и взрослых в социальном приюте (по сравнению с семьей), в то же время обедненность и узость сферы общения, отсутствие условий для уединения, эталонов мужественности-женственности, суженная сфера социального взаимодействия по сравнению с «домашними» детьми - основные причины, мешающие социальному развитию ребенка-сироты.9 В связи с этим, одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Социально-педагогическая поддержка ребенка - это особая деятельность педагога-воспитателя, направленная на создание и поддержание достойных условий существования детей, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном самоопределении. Такая деятельность взрослого (педагога-воспитателя) должна быть ориентирована на личностное развитие ребенка в ситуации решения им (самостоятельно или совместно со взрослым) проблемы (или комплекса проблем) в пространстве межличностного общения и взаимодействия.

9 Юсупова Х.Г. Социально-педагогические компоненты ресоциализации подростков // Казанская наука. - 2014. - № 3 - С. 264-266

В современных педагогических исследованиях роль воспитателя рассматривается как фасилитаторская.

Выделяются несколько основных качеств педагога-фасилитатора: способность понимания, способность уважения, способность помощи и поддержки.

Процесс ресоциализации, как и процесс социализации, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка, с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению у него разных асоциальных проявлений и отклонений.

Не менее важным в воспитательно-профилактической деятельности является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных, прежде всего, с профессиональной ориентацией, с выбором и освоением будущей профессии. Трудновоспитуемые, дезадаптированные подростки, имеют не только плохое поведение, но и хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы" не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, что создаст весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности несовершеннолетнего.

Созидательная деятельность - основа социализации - таков один из основополагающих принципов отечественной психолого-педагогической науки и он должен в полной мере отвечать задаче успешной ресоциализации подростка. Перевоспитывать убеждением, нотациями, нравоучениями без включения в коллективную деятельность в здоровый коллектив, невозможно.

Важнейшим условием влияния педагога-воспитателя на подростка из группы риска, в том числе при высказывании его совета в выборе будущей профессии, увлечений, друзей и т.д. является глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с ребенком. Поэтому необходимо, чтобы в социальном приюте медицинский, обслуживающий персонал был также вовлечен в единый образовательный процесс, т.е. стал помощником для педагогов в развитии воспитанников.

Условием успешной ресоциализации подростков в интернатных учреждениях выступает выдержка и терпение всего педагогического коллектива. Поскольку, как правило, у таких ребят довольно осложнены отношения с учителями, родителями, у многих вообще отсутствует элементарный опыт нормальных, спокойных, доброжелательных отношений со взрослыми. Отсюда процесс социализации, а процесс ресоциализации особенно, как и любой труд, встречает, часто настойчивое сопротивление трудновоспитуемого подростка воспитательному воздействию. Данное обстоятельство обязывает социальных работников в отношениях с этими подростками строго придерживаться принципа А. С. Макаренко: "как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему".

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает, в первую очередь, выявление неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и сверстниками, и "лечение" социальной ситуации, то есть коррекцию педагогических позиций взрослых, разрешение острых и вяло текущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Чрезвычайно важным представляется также анализ социометрического статуса подростка в детском коллективе приюта, класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и, если таковая имеется, определение ее корней и причин, а также возможных путей преодоления.

Анализ социально-педагогической литературы свидетельствует о том, что в педагогической науке разработаны различные классификации этапов поддерживающей деятельности педагога. Т.В. Анохиной представлены этапы педагогической поддержки учащегося в деятельности классного руководителя: ^диагностический; 2)поисковый; 3)договорной; 4)деятельностный; 5) рефлексивный10. В.В. Кулишовым разработаны этапы педагогической поддержки самоактуализации школьников: 1)фиксация трудности; 2)совместно с воспитанником поиск причин возникновения трудностей; 3)обсуждение результатов; 4)рефлексия совместной деятельности11.

В работе социального педагога интернатных учреждений, стимулирование представляет собой процесс непрерывного субъект-субъектного взаимодействия в системе «социальный педагог - подросток -микросреда», направленный на поддержание в растущей личности стремления к самостоятельности, успешности. Инструментами, стимулирующими продвижение по «лестнице потребностей», являются ситуации успеха и социально-педагогическая оценка.

Ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и социальной группы. В основе ожидания успеха лежат потребности подростка - заслужить одобрение сверстников, значимых взрослых, определенного социального окружения и т.п. Успех, как переживание воспитанником состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, совпал либо превзошел уровень притязаний, может быть предвосхищаемым (воспитанник ждет и надеется на успех), констатируемым (воспитанник фиксирует достижение) и обобщающим (ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью). Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха12.

Ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и социальной группы. В основе ожидания успеха лежат потребности подростка - заслужить одобрение сверстников, значимых взрослых, определенного социального окружения и т.п. Успех, как переживание воспитанником состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, совпал либо превзошел уровень притязаний, может быть предвосхищаемым (воспитанник ждет и надеется на успех), констатируемым (воспитанник фиксирует достижение) и

10 Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. - 2000. - № 3 - С. 63-81.

11 Кулишов В.В. Педагогическая поддержка самоактуализации личности старшеклассников: Дисс... канд.пед.наук. - Краснодар, 2000. - 175 с.

12 Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

обобщающим (ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью). Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха13.

Социально-педагогическая поддержка по ресоциализации подростков в условиях социального приюта представляет собой систему деятельности социального педагога (педагога-воспитателя, психолога), направленной на организацию взаимодействия всех участников педагогического процесса и социальной среды с целью оказания ребятам адресной превентивной и оперативной социально-психолого-педагогической помощи в предупреждении и преодолении в процессе жизнедеятельности различного рода препятствий.

Содержание деятельности социального педагога (педагога-воспитателя, психолога) по социально-педагогической поддержке подростков в условиях интернатных учреждений определяется в соответствии со степенью удовлетворения социальных потребностей и уровнем сложности препятствий подростков и включает следующие компоненты: социально-профилактический, охранно-защитный, коммуникативный, коррекционный, координационно-организационный; консультирование, стимулирование, профилактику.

Выводы. Подводя итоги нашей статьи, можно сделать следующий вывод: эффективность социально-педагогического сопровождения ресоциализации подростков в условиях интернатных учреждений обеспечивается при соблюдении теоретически обоснованных социально-педагогических условий:

-обеспечение повышения теоретического и методического уровней готовности социальных работников к приобщению подростков к утраченным социальным ценностям;

-оказание комплексного социально-педагогического сопровождения, выступающего как обязательное условие системной ресоциализации подростков к жизни в социуме на основе системного, деятельностного, интегрированного и рефлексивного подходов;

-создание высокого нравственного, социально-психологического климата в воспитательном (образовательном) учреждении и семье, способствующего закреплению ответственного отношения к социальным ценностям и опыту общения, поведению и жизнедеятельности;

-обеспечение интеграции воспитательных сил интернатных учреждений;

-осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе их поэтапной ресоциализации.

Литература:

1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. - 2000. - № 3 - С. 63-81.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

4. Кулишов В.В. Педагогическая поддержка самоактуализации личности старшеклассников: Дисс... канд.пед.наук. - Краснодар, 2000. - 175 с.

5. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи. / В.М. Целуйко // - М.: ВЛАДОС, 2004. - 272 с.

6. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: Пособие по курсу «Семьеведение». / Т.И. Шульга // -М.: Дрофа. 2005. - 254 с.

7. Юсфин, С.М., Коваленко, Е.Г. Договор как стратегия педагогической поддержки ребенка // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 117-122.

8. Юсупова Х.Г. Социально-педагогические компоненты ресоциализации подростков // Казанская наука. - 2014. - № 3 - С. 264-266.

9. Якиманская, И.С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога // Воспитание и педагогическая поддержка детей вобразовании. Материалы всероссийской конференции. - М.: УВЦ «Инноватор», 1996. - С. 37-40.

10. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. / В.А. Ясвин // - М.: Смысл, 2001. - 402 с.

Психология

УДК 159.9-053.5(045)

доктор педагогических наук, профессор Варданян Юлия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. E. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант направления Психолого-педагогическое образование Фомина Надежда Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. E. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-БЛАГОПРИЯТНОГО НАСТРОЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Аннотация. В статье раскрываются проблемы исследования и развития эмоционально-благоприятного настроения младших школьников средствами арт-терапии. Приводятся данные теоретического анализа проблемы, характеристика основных этапов и полученных результатов.

Ключевые слова: младший школьник, эмоциональная сфера, настроение, эмоциональное благополучие, арт-терапия, развивающая программа.

Annоtation. The paper reveals the problems of study and development of emotionally favorable mood of junior schoolchildren by means of art therapy. The data of theoretical analysis of the problem, the characteristics of the main stages and the results obtained during the study are given.

Keywords: junior schoolchild, emotional sphere, mood, emotional well-being, art therapy, developmental program.

Введение. В настоящее время увеличивается количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, тревожностью. Эти эмоциональные нарушения мешают становлению гармонически развитой личности. Кроме того, от нормально развитой

13 Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.