Научная статья на тему 'Социализация и ресоциализация социальных сирот'

Социализация и ресоциализация социальных сирот Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
755
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хорошилова Н.Ю.

В последние десятилетия неуклонно растет количество социальных сирот, которые попадают в учреждения интернатного типа. Сотрудники данных учреждений испытывают трудности в организации социально-психологопедагогического сопровождения по ресоциализации подростков Данный процесс имеет свои особенности: он происходит поэтапно. В процессе сопровождения выделяются направления работы и создаются условия, повышающие эффективность работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация и ресоциализация социальных сирот»

2. Володский, С.Б. Методы определения достоверности маркетинговой информации на образовательном пространстве [Текст] // С.Б. Володский, Маркетолог столицы.- 2010. -№1. - С.27-28.

3. Покаместов, Е.И. Маркетинговые программы повышения конкурентоспособности интеллектуального потенциала преподавателей ВУЗов на рынке труда в Москве [Текст] // Е.И. Покаместов, Блокнот практического маркетолога.- 2010. - №1.- С. 76-78.

Новые исследования молодых ученых Хорошилова Н.Ю.

Социализация и ресоциализация социальных сирот

Феномен социального сиротства, актуализировавшийся в России в последние два десятилетия, является предметом дискуссий в научной литературе, посвященной проблемам семьи, детства, социальной и демографической политике страны. Понятие «сиротство», исторически обозначавшее детей, чьи родители умерли, в ХХ веке приобрело новые формы и масштабы, что и заставляет исследователей искать новые подходы к его изучению. Количество социальных сирот является прямым индикатором социально-экономического и морально-нравственного здоровья нации. Трансформация форм семейной организации, распространение сожительств, внебрачной рождаемости, смена семейных ценностных установок стали катализатором роста численности социальных сирот, общее количество которых в стране, по последним данным, составляет около двух миллионов человек. Анализируя динамику за предыдущие годы можно отметить практически постоянный рост данного показателя с начала девяностых годов ХХ века. Можно говорить о недостаточной проработанности мер социальной, семейной и демографической политики, которые направлены, главным образом, не на устранение причин негативных явлений, а на их коррекцию. Постоянное запаздывание государственных институтов в выявлении семейного неблагополучия и оказания помощи семье в период кризиса, неэффективное законотворчество стали причиной неуправляемого роста социального сиротства детей, семейного насилия и вторичного сиротства [8].

Проблема детей-сирот приобретает большую актуальность и остроту, так как число сирот не уменьшается, а непрерывно растет. Основными причинами детского неблагополучия явилось: падение социального престижа семьи, нахождение семьи с несовершеннолетними детьми за чертой бедности, увеличение числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни и т.д. Эти причины заставляют детей и подростков уходить из дома, бродяжничать, заниматься мелким воровством, попрошайничеством, приобщаться к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ, проституции, совершать противоправные

действия. В связи с этим ежегодно растет количество детей, проживающих в детских домах.

Основная масса воспитанников детских домов - это подростки в возрасте от 12 до 15 лет, родители которых лишены родительских прав. Подростки с девиантным и делинквентным типом поведения, попавшие в интернатное учреждение, как правило, характеризуются социальными отклонениями и социальной дезадаптацией, сопровождающейся деформацией социальных связей и отчуждением от важнейших институтов социализации - семьи и школы.

Практика свидетельствует о том, что значительная часть сотрудников интернатных учреждений испытывает определенные трудности в организации социально-психолого-педагогического сопровождения по ресоциализации подростков.

С учетом важности социально-психолого-педагогического сопровождения ресоциализации подростков многие аспекты получили отражение в научных исследованиях, в частности: социально-педагогические проблемы детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях (Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Россинский); особенности социализации детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, их социального становления (Т.И. Агапова, А.С. Белкин, Т.К. Большакова, Ю.Г. Грачев и другие); профилактика и преодоление безнадзорности несовершеннолетних (С. А. Беличева, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик и другие).

В разнообразных исследованиях проблемы социализации указывается на изменчивость общества, его культурных норм, ценностей и приоритетов и в связи с этим подчеркивается, что социализированность имеет мобильный характер. По этой причине особое значение получило понятие ресоциализация - изменение ставших неадекватными норм и установок человека в соответствии с новыми общественными требованиями.

Важнейший институт социализации личности - семья у социальных сирот отсутствует; реальный состав агентов социализации ограничен кругом воспитанников учреждения; оказывается более значимой институциональная социализация в сочетании с отрицательными результатами воздействия традиционных механизмов в раннем периоде социализации во время пребывания в родительской неблагополучной семье; наблюдается дисгармония познавательных, психологических, социально-психологических и функциональных процессов, задержка или отсутствие решения некоторых естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических задач на определенных возрастных этапах [1].

Таким образом, социализация детей-сирот, их адаптация к новым условиям и последующая интеграция в общество протекают с еще большими трудностями, чем у их сверстников из благополучных семей. Ученые отмечают, что дети-сироты являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждений. Своеобразная

закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции - позиции сироты - проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не дорожат своей жизнью, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.

Полноценная социализация подростка должна начинаться с семьи, с организации возможностей ребенка адекватно усваивать общественные требования, законы и сформировать соответствующие навыки коммуникации и взаимодействия. Родительские семьи существенно влияют в дальнейшем на положение дел в собственных, создаваемых затем их детьми, семьях. В свою очередь, неблагополучные семьи не прививают навыков нормального поведения в них, установления прочных позитивных взаимоотношений между супругами, и дети оказываются в крайне неблагоприятных условиях семейного воспитания. В этом случае неблагополучные семьи воспроизводят себе подобных.

В психологии существует несколько направлений в трактовке процесса социализации. Ресоциализация является одним из них. Под ресоциализацией понимают усвоение новых ценностей, ролей, навыков, правил, - впервые или повторно вместо прежних, ставших неприемлемыми или устаревшими [6].

Ресоциализация охватывает многие виды деятельности: от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки работника, т.е. ресоциализация — организованный социально-педагогический процесс по восстановлению утраченных или несформированных социальных навыков дезадаптированных детей и подростков; переключение их социальных установок и референтных ориентаций на новые, позитивно ориентированные отношения в педагогически выстроенной среде.

Однако, следует отметить, что процесс ресоциализации социальных сирот, а особенно, процесс адаптации протекает у данных подростков неодинаково. Эта разница, прежде всего, проявляется в характере и степени активности, с какой подросток включается в коллективные дела, усваивает и принимает коллективные нормы и требования.

Можно выделить следующие категории социально дезадаптированных подростков, включенных в процесс ресоциализации:

1. Активно включающиеся подростки, у которых адаптационный период протекает быстро и безболезненно. Как правило, это бывает у подростков энергичных, подвижных, любознательных, с задатками лидеров;

2. Подростки, занимающие позицию активного сопротивления, которые пытаются противостоять общепринятым нормам, требованиям дисциплины, распорядка;

3. Категория «трудных», относящихся к числу пассивных «ведомых», слабовольных, не имеющих устойчивых серьезных наклонностей и интересов

Ресоциализация социальных сирот возможна при реабилитации их в

специализированных учреждениях: социальный приют, детский дом, реабилитационный центр. В процессе ресоциализации задействуются те же социальные институты, которые осуществляют процесс социализации: семья, школа, трудовые, воинские, учебные коллективы, общественные организации, профилактические структуры правоохранительных органов.

Социальная реабилитация включает:

1) реализацию программ и действий, направленных на реинтеграцию индивида в общество или культурную систему;

2) комплекс медико-психолого-педагогических и социально-правовых мер, имеющих целью восстановление у него основных социальных функций личности, психического, физического и нравственного здоровья, социального статуса.

Реабилитация, социальная реабилитация и ресоциализация социальных сирот в социокультурное пространство являются основным звеном в процессе «ухода, бегства, побега» и условием в профилактике рецидивного поведения. Реинтеграция и интеграция — это этапы социализации и ресоциализации, означающие закономерный процесс развития системы профилактики безнадзорности, беспризорности и бродяжничества, а также профилактики рецидивной преступности среди несовершеннолетних подростков и юношества

[3].

Таким образом, ресоциализация социальных сирот возможна при реабилитации их в специализированных учреждениях, где им будет оказана не только медицинская, но и психологическая помощь (физического, морального, психологического характера). Персонал этих учреждений постоянно должен повышать свою психолого-педагогическую подготовленность: посещать курсы повышения квалификации, заниматься самообразованием, накапливать свой собственный опыт.

Процесс социально-психолого-педагогического сопровождения ресоциализации подростков в условиях детского дома складывается из трех этапов:

1 этап - адаптационный; Основными проблемами этого периода являются вовлечение «трудных» в совместное коллективное творческое дело и их адаптация.

2 этап - период частичной неустойчивой ресоциализации, характеризующейся включением несовершеннолетнего в коллективную деятельность интернатного учреждения, принятием коллективных норм, отказом от асоциальных форм поведения;

3 этап - период полной ресоциализации - характеризуется практическим завершением процесса ресоциализации, когда у подростка складываются достаточно твердые взгляды, убеждения, социальные ориентации, осуществляется профессиональное самоопределение, формируется самосознание, способность к самоанализу, самовоспитанию, появляется стремление участвовать в общественной жизни, в общественно-полезном труде [9].

В целостном процессе социально-психолого-педагогического сопровождения ресоциализации подростка в условиях учреждения интернатного типа можно выделить три основных направления работы с воспитанниками:

1) это формирование у подростка «группы риска» социально-значимых ориентиров и потребностей в ресоциализации. Работа на этом участке связывается с выявлением мотивационно-потребностной сферы и с определением путей ее перестройки в ситуации, когда с одной стороны есть «предложения», а с другой -нет «спроса». Предложения, способные стимулировать его желания совершать только позитивные поступки, в чем-то участвовать, чем-то заинтересоваться позволяют по-новому посмотреть на подростка, его проблемы и, отрефлексировав их (при возможности вместе с ним), выбрать действенные социальные и социально-педагогические подходы;

2) это предоставление подростку возможности пробовать свои силы в разнообразных видах деятельности: от игровых, созерцательных, до сложных, творческих, требующих определенных знаний и умений. Содействие подростку в приобретении умений и навыков, отвечающих стремлению подростка к взрослости, собственной значимости и продуктивному общению. Если не предложить воспитаннику адекватных форм для реализации его возрастных потребностей, они, конечно, не исчезнут, но способы их проявления и осуществления могут приобрести асоциальный характер;

3) преобразование потребности в деятельности. На этом этапе педагоги, мастера, психологи, другие специалисты помогают подростку приобретать навыки и осваивать конкретную деятельность, расширяя круг его операционально-технических возможностей в избранной и по-настоящему заинтересовавшей его области, разъясняя, что конкретный накопленный опыт может стать основой для профессионального самоопределения в будущем [2].

Социально-психолого-педагогическое сопровождение ресоциализации подростков в условиях интернатного учреждения будет эффективным при соблюдении следующих условий:

- обеспечение повышения теоретического и методического уровней готовности социальных работников, педагогов, психологов к приобщению подростков к утраченным социальным ценностям, опыту общения, поведения и жизнедеятельности;

- оказание подросткам помощи в подготовке к жизни в социуме на основе системного, деятельностного, интегрированного и рефлексивного подходов;

- создание высокого нравственного, социально-психологического климата в воспитательном (образовательном) учреждении, способствующего закреплению ответственного отношения к социальным ценностям и опыту общения, поведению и жизнедеятельности;

- обеспечение интеграции воспитательных возможностей детского дома;

- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе их поэтапной ресоциализации [7].

Таким образом, социально-психолого-педагогическое сопровождение ресоциализации подростков это:

1) организованный социально-психолого-педагогический процесс, обеспечивающий создание условий для принятия подростком оптимальных

решений по формированию социального статуса, несформированных социальных навыков; переориентация его социальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новые, позитивно ориентированные отношения в различных ситуациях жизненного выбора;

2) система деятельности педагогов (педагога-воспитателя, психолога, социального педагога), направленная на организацию взаимодействия всех участников педагогического процесса и социальной среды с целью оказания ребятам адресной превентивной и оперативной социально-психолого-педагогической помощи в предупреждении и преодолении в процессе жизнедеятельности различного рода препятствий.

В последнее десятилетие наметились изменения в вопросах ресоциализации детей группы социального риска. Формируется охранно-защитная функция профилактической и коррекционной работы с детьми, предполагающая уход от административно-карательных методов с переключением на меры гуманистического характера. Гуманизация процесса ресоциализации может гарантировать каждому ребенку реальное право на достойную форму существования в социальной среде.

Литература

1. Богоудинова, Р.3. К вопросу о факторах социального сиротства [ Текст] // Р.3. Богоудинова, Государство и дети : реальности России: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - М., 1995. - С. 74-75.

2. Варламова, А.Я. Система деятельности педагогического коллектива по профилактике дезадаптации и организации процесса реадаптации подростков. Автореф. дис.... канд. пед. наук [Текст] // А.Я. Варламова, Волгоград, 2000. - 20 с.

3. Вершинина, В.В. Образование как фактор реабилитации детей и подростков в условиях приюта: Автореф. дис.... канд. пед. наук [ Текст] // В.В. Вершинина, СПб., 1999. - 21 с.

4. Волкова, Е., Грибанова, Л. Иные родители, иная семья. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / Е. Волкова, Л. Грибанова. - М.: АСИ, 2001. - 132 с.

5. Галигузова, Л.Н., Мещерякова, Ю., Царегородцева, Л.М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах [Текст] // Л.Н. Галигузова, Ю. Мещерякова, Л.М. Царегородцева, Вопр. психологии. - 1990. - № 6. - С. 17-25.

6. Гоголева, А.В, Пространственно-временные отношения приюта и проблемы ресоциализации [Текст] // А.В. Гоголева, Социальная психология XXI столетия. Под ред. В.В.Козлова. - Ярославль, 2003. - Т. 1. - С. 173-176.

7. Гулина, М.А. Психологические особенности детей — социальных сирот [Текст] // М.А, Гулина, А.В, Козлова, Психология социальной работы. - СПб, 2002.- 208 с.

8. Зарецкий, В.К., Дубровская, М.О., Ослон, В.М., Холмогорова, А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России [Текст] / В.К. Зарецкий, М.О. Дубровская, В.М. Ослон, А.Б. Холмогорова, - М.: ООО Вопросы психологии 2002. - 205 с.

9. Юсупова, Х.Г. Ресоциализация подростков в условиях муниципального социального приюта [Текст] // Х.Г. Юсупова, Социализация детей и подростков: гармонизация учебной и досуговой деятельности: Матер. Научно-практич.конференции. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2008. - С. 148-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.