Научная статья на тему 'Социализация и ресоциализация детей в школе-интернате'

Социализация и ресоциализация детей в школе-интернате Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННИКИ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ / BOARDING SCHOOL PUPILS / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE SOCIALIZATION AND RESOCIALIZATION OF THE BOARDING SCHOOL PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боликова Людмила Юрьевна, Белякова И. Ф.

В статье характеризуются различные группы воспитанников школы-интерната и представляются педагогические условия социализации и ресоциализации воспитанников школы-интерната.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The socialization and resocialization of the boarding school pupils

The article characterizes different groups of the boar-ding school pupils and suggests pedagogical conditions of the socialization and resocialization of the boarding school pupils.

Текст научной работы на тему «Социализация и ресоциализация детей в школе-интернате»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 370.153.4

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

© Л. Ю. БОЛИКОВА, И. Ф. БЕЛЯКОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра педагогики e-mail: [email protected]

Боликова Л. Ю., Белякова И. Ф. - Социализация и ресоциализация детей в школе-интернате // Известия

ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 566-570. - В статье характеризуются различные группы воспитанников школы-интерната и представляются педагогические условия социализации и ресоциализации воспитанников школы-интерната.

Ключевые слова: воспитанники школы-интерната, педагогические условия социализации и ресоциализации воспитанников.

Bolikova L. Y., Belyakova I. F. - The socialization and resocialization of the boarding school pupils // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 566-570. - The article characterizes different groups of the boarding school pupils and suggests pedagogical conditions of the socialization and resocialization of the boarding school pupils. Keywords: boarding school pupils, pedagogical conditions of the socialization and resocialization of the boarding school pupils.

В Конвенции ООН «О правах ребёнка» подчёркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его свободного развития, гарантий личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. При этом в Конвенции отмечается, что проблема подготовки к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует особого внимания со стороны государства и общества. «Ребёнок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, представляемые государством».

Специфика комплектования школы-интерната состоит в том, что большая часть детей поступает из многодетных, малообеспеченных и социально неблагополучных детей. Значительная доля детей относится к категории социальных сирот (родители лишены родительских прав, либо отказались от детей, либо находятся в местах лишения свободы). Ежегодно количество детей, воспитывающихся в общеобразовательной школе-интернате № 1 г. Пензы растёт на 12-15 %. Прирост идёт в равной степени как за счёт воспитанников, поступивших в начальную школу, так и переведённых в основную школу из других учебных заведений. Причиной перевода чаще всего являются стойкие нарушения поведения, расстройство школьных навыков, отставание в темпах усвоения учебно-

го материала. Поскольку подавляющее большинство учащихся имеют различные отклонения в развитии (более 80 % от общего числа обучающихся), с первых дней существования школы-интерната в нём активно работаетпсихолого-медико-педагогическийконсили-ум. Именно его участники актуализировали вопросы, связанные с организацией процесса ресоциализации социально и педагогически запущенных воспитанников и инициировали разработку модели ресоциализации воспитанников, которая может быть реализована только при соблюдении определенных социальнопедагогических условий.

До начала экспериментальной реализации разработанной модели (2005 г.) был выявлен исходный уровень социализации воспитанников среднего звена школы-интерната. Для этого были использованы методики «Шкала социально-психологической адапти-рованности» и «Шкала социальной компетентности».

Использование «Шкалы социально-психологической адаптированности» показало, что среднегруп-повойкоэффициентадаптированностивоспитанников далеко отстаёт от нормативных значений (19,6 балла при норме 57-64 балла), но и коэффициент дезадап-тированности тоже достаточно низок по сравнению с нормативным показателями (8,3 балла при норме 20-25 баллов). Полученные в результате опроса воспитанников данные явно при этом противоречили наличию реальных симптомов дезадаптации, наблюдаемых нами в поведении детей и данным, полученным

по второй методики. Завышенные оценки по разным параметрам свидетельствуют об особенностях личностного реагирования учащихся на их страдающую огрехами реальную практику деятельности и отношений с окружающими, о компенсаторных и гиперком-пенсаторных тенденциях в отношении к себе самому и требованиям действительности. При этом формируется психологическая защита, возникающая в случае угрозы структуре Я ребенка, которая может искажать получаемую им информацию, закреплять неэффективные ролевые позиции и ограничивать сферы его деятельности.

Использование методики «Шкала социальной компетентности» показало, что у воспитанников практически по всем субшкалам обнаруживается «отставание в развитии социальной компетентности» (от - 0,6 до - 0,75 балла). Исключение составил параметр «самостоятельность», попавший в диапазон «социальнопсихологический норматив». Таким образом, на этапе первичной диагностики были обнаружены весьма низкие (а по первой методике - защитно высокие) показатели социализированности воспитанников.

Изучая возможности организации процесса ресоциализации воспитанников интернатного учреждения и выстраивая его модель, мы опирались на идеи системного, аксиологического, личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Важным явился также междисциплинарный подход, позволяющий рассматривать процесс ресоциализации воспитанников школы-интерната с точки зрения социальной педагогики, возрастной и педагогической психологии, социологии, социально-педагогической виктимологии. Совокупность названных методологических оснований позволяет рассматривать процесс ресоциализации как введение ребенка в контекст культуры, когда целью образовательного процесса является формирование ценностных отношений человека к объектам окружающей действительности и к себе, как субъекту деятельности и стратегу жизни.

В разработанной модели ресоциализации воспитанников образовательного учреждения интернатного типа ключевым является организационно-содержательный блок, состоящий из 3-х этапов: проблемно-диагностического (начало отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения в процессе рефлексивной диагностики), мотивационно-деятельностного(активизацияуподростковвсехмеха-низмовсоциализациичерезвключениевразнообразие деятельностей, широкий круг социальных контактов, основанных на нормативном поведении) и оценочно-рефлексивного(отслеживаниединамикиресоциализа-ции личности в континууме «десоциализированность-социализированность» в сферах деятельности, общения, самосознания).

На первом этапе - проблемно-диагностическом, который совпадает с периодом адаптации подростка к условиям интерната, используется разработанная службой психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения ребенка инновационная

технология, позволяющая воспитанникам интерната адаптироваться к условиям школы-интерната и подготовиться к самостоятельной жизни. Данная технология позволяет решать проблему социальной адаптации детей, используя личностно-ориентированный подход в воспитании и дополнительном образовании путём использования форм и методов, специально подобранных для различных категорий учащихся. В школу-интернат поступают дети, которые находятся на разных стадиях дезадаптированности и отличаются разной степенью девиантности в поведении, уровнем социального развития и социальной активности.

В этой связи нами были выделены три группы социально дезадаптированных детей и подростков:

- дети, у которых адаптационный период проходит быстро и относительно безболезненно. Это подвижные, активные и любознательные воспитанники с лидерскими наклонностями,которые быстро ориентируются и определяются в преимуществах деятельной жизни в коллективе, активно включаются в общие дела. Они часто становятся организаторами, входят в органы самоуправления. Такие дети составляют 5-10 % от вновь поступивших в школу-интернат;

- дети, которые занимают позицию активного сопротивления и всячески пытаются противостоять коллективным нормам, требованиям дисциплины, распорядка, стараясь сохранить те преимущества, которые им даёт позиция «трудного», то есть особенного. К таким детям в школе-интернате на первых порах проявляется терпимость, стараются не вступать с ними в конфликты, но при этом чётко дают понять, что игнорирование обязанностей влечёт за собой ограничение в правах. Например, детей не допускают к тем занятиям, которые они сами выбрали в качестве привлекательных в досуговой сфере (секции футбола, бокса, каратэ, тенниса и др.) Таким образом, им дают понять, что не имеющий обязанностей, не имеет прав и не может рассчитывать на поддержку коллектива. Таких детей, по нашим данным, 15-20 % от вновь поступивших;

- самая сложная группа - «трудные» дети, относящиеся к числу пассивных, слабовольных, не имеющих серьезных интересов и склонностей. С такими детьми в школе-интернате работают через обязательное закрепление за ними индивидуальных шефов из числа старших воспитанников, авторитетных сверстников или взрослых, которые постепенно вовлекают ребёнка в жизнь школы-интерната, разнообразную деятельность, коллективныедела. Этагруппадетей составляет 10-15 % от общего числа вновь поступивших.

Период адаптации проходит в школе-интернате как карантинный и длится 2-3 месяца, завершаясь либо успешной адаптацией воспитанника, либо изме-нениемдлянегообразовательного маршрута (1,5-2,0 % воспитанников). В период адаптации проводится особенно тщательная работа с каждым ребёнком. В качестве основных критериев успешного прохождения первого этапа ресоциализации воспитанников выступают изменение ценностных ориентаций в сторону

социально-значимых, снижение уровня агрессивности, нормализация уровня тревожности, оптимизация процессов общения.

На втором - мотивационно-деятельностном этапе - происходит частичная (неустойчивая) ресоциализация воспитанников. На данном этапе решаются задачи структурирования процесса сопровождения и оказания разносторонней помощи в решении проблем воспитанников с проявлениямидезадаптации. Наэтом этапе приоритетными направлениями образовательной деятельности, повышающими социализационные возможности воспитанников, являются: духовнонравственное, трудовое, досуговое, коммуникационное, спортивно-оздоровительное, профилактика дезадаптации, социальная коррекция и реабилитация воспитанников. Акцент делается на формировании моделей просоциального поведения, повышения социальной адаптивности, создании условий для общекультурного воспитания, принятия себя и толерантности к окружающим. Педагогические приёмы и техники на этом этапе направлены на всемерную поддержку ребёнка, создание множества ситуаций его успешности в учебной, внеучебной коллективной деятельности и на занятиях в системе дополнительного образования. При этом учитываются особенности разных категорий детей - детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из неблагополучных семей. В каче-ствеосновныхкритериевуспешногопрохождениявто-рого этапа ресоциализации воспитанников выступают позитивное отношение к процессу учения, стремление к прилежанию, соблюдение социальных норм, повы-шениеуровнясамооценки,изменениенаправленности личности.

Третий этап - оценочно-рефлексивный - ха-рактеризуетсяпрактическизавершениемпроцессаре-социализации, когда у воспитанников складываются достаточно твёрдые позитивные привычки, взгляды, социальные ориентации. У старших подростков осу-ществляетсяпрофессиональноесамоопределение,раз-виваетсясамосознание,самоанализ,появляетсяжела-ние участвовать в общественной жизни, заниматься общественно-полезнойдеятельностью.Кэтомуперио-ду бывшие отрицательные неформальные лидеры начинают играть ведущие роли в органах школьного самоуправления, меняют сложившиеся представления о себе, перестраивают свои отношения с учителями, одноклассниками. На этом этапе проводятся комплексные диагностические процедуры с целью фиксации эффектов от проведённых ресоциализационных мер. Результаты, полученные в 2008-2009 учебном году с помощью тех же методик, что и на начальном этапе экспериментальной работы, показали, что коэффициент адаптированности вырос до 46 баллов, в то время как коэффициент дезадаптированности составил 24,4 балла(норма), а коэффициент социальной компетентности стал составлять - 0,2 балла.

Эффективность реализации разработанной модели ресоциализации воспитанников учреждений интернатного типа была обеспечена соблюдением ряда педагогических условий.

Первым педагогическим условием является позиция фасилитации у всех педагогов и сотрудников интерната - участников учебно-воспитательного процесса. Основой реализации этого условия является развитие у педагога способности работать не только на организационно-педагогическом, но и на психологопедагогическом уровне. Современная система образования требует от педагогов школы осваивать новые роли, которые связаны со смещением центра тяжести от авторитарной позиции «над учеником», принятой в системе традиционного обучения, к роли посредника между учеником и знаниями. В этом случае педагог занимает позицию «рядом с учеником», и главным стилем его общения с ребенком становится сотрудничество. Сегодня общепризнанно, что фасилитационный подход, являясь частью личностно-ориентированного обучения,выступаетэффективнымсредствомгумани-таризации и гуманизации образования.

Отношения между детьми и взрослыми в интернатном учреждении имеют свою специфику. Многие сотрудники школы-интерната находятся с воспитанниками круглые сутки, становясь для воспитанников близкими людьми, с которыми у детей складываются очень доверительные отношения. Поэтому поддерживающий, помогающий стиль общения является абсолютной необходимостью для семейно-депривированных детей. Позиция фасилитации всех сотрудников интерната обеспечивает искренность и доверие в образовательном пространстве и помогает формировать у воспитанников открытость, доброжелательность, инициативность, творческую и познавательную активность, гибкость и критичность мышления, внимательное отношение к чужому мнению, оптимизм. Имея в виду дефицит общения семейно-депривированных детей в системе «ребёнок-взрослый», мы полагаем, что педагог-фасилитатор может компенсировать названный дефицит. Поэтому в интернате была создана соответствующая коммуникативная среда, атмосфера педагогической и психологической поддержки через реализацию помогающих отношений.

Переход к фасилитационному стилю деятельности связан с глубокой личностной перестройкой субъектов образовательного процесса. При этом меняются не столько содержание и методы преподавания и воспитания, сколько личностные установки, которые обеспечивают профессионально-личностный рост педа-гога-фасилитатора.

Второе педагогическое условие состоит в функционировании школы-интерната как открытой образо-вательнойсистемы.Посколькусоциализациячеловека идёт в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, то школа, которая занимает особое место, не может не учитывать другие факторы, влияющие на социализацию детей. Это не-обходимодляразрешенияобъективногопротиворечия между ведомственной институациализацией воспитания и целостным характером развития личности.

В отличие от обычной школы, школа-интернат является в известной степени учреждением закрытого

типа. Интернатная форма проживания и обучения зачастую не способна в полной мере обеспечить ребёнку условия для полноценной интеграции в социум, так как дети лишены широкого социального контакта со сверстниками и взрослыми. Чтобы в максимальной мере устранить те факторы, которые ведут воспитанников к относительнойсоциально-психологическойизоляции, и создать среду жизнедеятельности для максимально успешной ресоциализации и дальнейшей социализации воспитанников, необходимо сделать систему воспитания более открытой,расширить«среду обитания» воспитанников, интегрировать систему во внешнюю среду, установить постоянные и глубокие контакты с социумом. То есть важной задачей является создание открытойобразовательнойсистемы,обеспечивающей успешную ресоциализацию воспитанников.

Открытость системы предполагает в первую очередь изменение стиля управления, который создаёт и воспроизводит в коллективе особую атмосферу и порождает определённый тип поведения и взаимоотношений, что возможно при соблюдении принципов демократического стиля - открытости, доверия, поддержки инициатив, ориентации на интерес личности, координации деятельности всех субъектов образовательного процесса.

Ещё одной характеристикой открытой образовательной системы является её способность к обеспечению эффективного социального партнёрства через партнёрствовнутрисистемыобразованиямеждусоци-альными группами данной профессиональной общности, партнёрство, в которое вступаютработники систе-мыобразования, контактируя с представителямииных сфер общественного воспроизводства и партнёрство, инициируемое системой образования как особой сферой социальной жизни, направленной на становление гражданского общества. При этом в каждой ситуации социального взаимодействия различные понимания партнёрства могут быть представлены одновременно.

Опыт школы-интерната по созданию открытой образовательнойсистемы,ориентированнойнасоциа-лизацию и ресоциализацию учащихся, позволяет сделать вывод о продуктивности подобной деятельности.

Третьим, важнейшим педагогическим условием, является наличие системы комплексного социально-медико-психолого-педагогическогосопровожденияпро-цессаресоциализациивоспитанниковшколы-интерната.

Целью службы сопровождения в школе-интер-натеявляетсяорганизацияпсихолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса путём реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционный мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности. Главный смысл комплексного сопровождения процесса ресоциализации в школе-интернате - устранение у детей недоразвитий предшествующих этапов жизни, ускоренного формирования недостаточно сформированных ранее психических процессов и раскрытия всех способностей детей.

Четвёртым педагогическим условием является профилизация обучения, направленная на ресоциализацию и социальную адаптацию выпускников интерната.

Создание системы профильной ориентации учащихся предполагает наличие вариативной образова-тельнойсреды,профильноесодержаниепроцессаобу-чения, профориентацию, психолого-педагогическое сопровождение и охватывает все ступени школьного обучения, что позволяет реализовать заявленныецели профильного обучения на уровне социального и личностного образовательного запроса, сформировать необходимую базу для продолжения образования на протяжении всей жизни.

Следует сказать, что в школе-интернате нет ступени полного общего образования, поэтому нельзя говорить о профильном образовании в полной мере. Тем не менее, использование в образовательном процессе принципиальных положений из методологии и технологии профильного обучения, адекватных возрасту и характеристикам воспитанников интерната, обусловлено спецификой послешкольного образования выпускников интернатов. Поскольку большая часть выпускников интерната продолжают обучение в системе начального и среднего профессионального образования, то для них необходима не только организация профессионального самоопределения, но и формирования элементарных знаний и навыков в избранной профессии, то многие позиции профильности обучения должны быть реализованы в образовательном пространстве интерната.

Самым значимым содержанием в профильном обучении воспитанников школы-интерната является формирование у них мотивации к получению образования, профессиональному выбору, построению жизненных перспектив, связанных с получаемой профессией. Важным качествомличности, развиваемыму воспитанников на занятиях профориентационной на-правленности,является психологическая готовностьк профессиональномусамоопределению.Онавключает такие компоненты как положительное отношение к трудовой деятельности, потребность в осуществлении профессионального самоопределения с учётом своих возможностей, умение использовать знания о себе в целяхпрофессиональногосамоопределения,сформи-рованность необходимых для выбора профессии знаний и умений, адекватная самооценка профессионально значимых качеств личности.

Социально-трудовая подготовка учащихся 5-9 классов, которая рассматривается как допрофес-сиональная подготовка, осуществляется совместно с межшкольным учебным комбинатом. Все профили обучения в рамках социально-трудовой подготовки ориентированы на интеграцию обучения с производством, обслуживанием населения. Разработка и апробация различных программ обучения детей конкурентоспособным профессиям позволяет решить одну из самых сложных проблем жизни выпускников - проблему трудоустройства в условиях рынка.

Пятое педагогическое условие успешной ресоциализации воспитанников школы-интерната состоит в привлечении семей воспитанников к полноправному участию в деятельности школы-интерната. В рамках этогоусловиябыларазработанапрограмма«Интернат и семья: ступени сотрудничества», которая по своей сути является программой реализации разнообразной помощи родителям: образовательной, психологической, организационной, информационной, координационной. При этом важными при работе с неблагополучными семьями являются необвинительность педагогического обращения к семье, уважение норм и

ценностей членов семьи, индивидуальный подход, постоянный контактс семьёй, доверительныеотношения между сотрудниками интерната и членами семьи, ориентация на развитие с опорой на позитивный потенциал семьи, её способности к самопомощи.

Таким образом, охарактеризованные выше педагогические условия являются по своей сути соци-ально-педагогическими,обеспечиваютэффективность процесса ресоциализации воспитанников образовательных учреждений интернатного типа и создают возможности для успешной социализации выпускникам интернатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.