Научная статья на тему 'О психопластике киберсоциализации человека'

О психопластике киберсоциализации человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1242
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОПЛАСТИКА / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / Е.А. ЛЕВАНОВА / ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / КИБЕРПСИХОЛОГИЯ / КИБЕРПЕДАГОГИКА / КИБЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / PSYCHOPLASTICITY / CYBERSOCIALIZATION / E.A. LEVANOVA / PERSONALITY / DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY / EDUCATION / CYBERPSYCHOLOGY / CYBERPEDAGOGICS / CYBERONTOLOGIC APPROACH IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плешаков Владимир Андреевич

Теория психопластики личности, созданная в процессе многолетней творческой плодотворной многоплановой профессиональной деятельности Е.А. Левановой, продолжает традиции и интегрирует в себе разработки советской психолого-педагогической школы и мировой гуманистической психологии. Она начинается с концепции воспитания детей и подростков в коллективе, фундаментализируя векторы их личностного развития, продолжается в парадигмальных идеях формирования профессиональной готовности молодых педагогов, а также актуализирует и практически реализует потенциалы непрерывного образования взрослых людей на протяжении всей жизни человека. В данной статье развиваются идеи психопластики киберсоциализации человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PSYCHOPLASTICITY OF CYBERSOCIALIZATION

The theory of psychoplasticity of the personality created in the course of long-term creative fruitful multidimensional professional activity of E.A. Levanova carries on traditions and integrates in itself developments of the Soviet psychology and pedagogical school and world humanistic psychology. It begins with the concept of education of children and teenagers in a collective, determining vectors of their personal development, proceeds in the paradigmals ideas of formation of professional readiness of young teachers, and also virtually actualizes staticizes and implements potentials of continuous education of adults throughout all human life. In this article ideas of psychoplasticity of cybersocialization of the person is presented.

Текст научной работы на тему «О психопластике киберсоциализации человека»

УДК 37 ББК 74

О ПСИХОПЛАСТИКЕ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

В.А. Плешаков

Аннотация. Теория психопластики личности, созданная в процессе многолетней творческой плодотворной многоплановой профессиональной деятельности Е.А. Левановой, продолжает традиции и интегрирует в себе разработки советской психолого-педагогической школы и мировой гуманистической психологии. Она начинается с концепции воспитания детей и подростков в коллективе, фундаментализируя векторы их личностного развития, продолжается в парадигмальных идеях формирования профессиональной готовности молодых педагогов, а также актуализирует и практически реализует потенциалы непрерывного образования взрослых людей на протяжении всей жизни человека. В данной статье развиваются идеи психопластики киберсоциализации человека.

Ключевые слова: психопластика, киберсоциализация, Е.А. Леванова, личность, развитие личности, воспитание, киберпсихология, киберпе-дагогика, киберонтологический подход в образовании.

| V.A. Pleshakov

Abstract. The theory of psychoplasticity of the personality created in the course of long-term creative fruitful multidimensional professional activity of E.A. Levanova carries on traditions and integrates in itself developments of the Soviet psychology and pedagogical school and world humanistic psychology. It begins with the concept of education of children and teenagers in a collective, determining vectors of their personal development, proceeds in the paradigmals ideas of formation of professional readiness of young teachers, and also virtually actualizes staticizes and implements potentials of continuous education of adults throughout all human life. In this article ideas of psychoplasticity of cybersocialization of the person is presented.

Keywords: psychoplasticity, cybersocialization, E.A. Levanova, the personality, development of the personality, education, cyberpsychology, cyberpeda-gogics, cyberontologic approach in education.

ABOUT PSYCHOPLASTICITY OF CYBERSOCIALIZATION OF THE PERSON

71

Термин «психопластика» (основан на толковании следующих слов: «психика» — душевный склад, духовная организация человека; «пластика» — согласованность, соразмерность, гармоничность; «пластичность» — способность к адекватным перестройкам в ответ на значимые изменения внутренних и внешних факторов), введенный в научно-педагогический оборот доктором педагогических наук, профессором Е.А. Левановой, с гордостью подчеркну — моей «научной мамой», подразумевает «способность духовной организации личности к адекватным перестройкам в ответ на значимые изменения внешних и внутренних факторов, ее внутреннюю согласованность, соразмерность и гармоничность в отношениях, взаимодействии и восприятии человека человеком» [1; 2].

Основными векторами развития психопластики личности Е.А. Леванова называет: 1) вектор «познай себя» — самоценность личности; 2) вектор «познай того, кто ■jn рядом» — самоценность человека ря-72 дом; 3) вектор «коллективизм» — ценность профессионального коллектива и 4) вектор социальной значимости профессиональной деятельности

[1; 2; 3; 4; 5].

Получается, что человек, вставший на путь развития психопластики личности (условно назовем его "Homo Psychoplastic"):

• объективно лучше социально адаптирован в и к современной действительности за счет сформированного адекватного отношения к себе, к другим людям, к обществу-социуму и миру в целом;

• обладает рефлексируемой и продуманной стратегией жизни, со-

гласно которой ставит перед собой и стремится к достижению актуальных жизненных целей, выбирает соответствующие им жизненные траектории, владея целой палитрой надлежащих социальных практик жизнедеятельности;

• имеет персональные выработанные устойчивые, вместе с тем, эволюционирующие и гибко трансформирующиеся стереотипы социального поведения;

• владеет эффективными способами эмоционального реагирования на уже в прошлом свершившиеся, в настоящий момент происходящие, а также потенциальные, возможные и планируемые в будущем события;

• осознанно демонстрирует психологический иммунитет к негативным явлениям, их возможным и реальным последствиям.

Теория психопластики личности, фактически созданная в процессе многолетней творческой плодотворной многоплановой профессиональной деятельности Е.А. Левановой, продолжает традиции и интегрирует в себе разработки советской психолого-педагогической школы и мировой гуманистической психологии. Она начинается с концепции воспитания детей и подростков в коллективе, фундаментализируя векторы их личностного развития, продолжается в парадигмальных идеях формирования профессиональной готовности молодых педагогов, а также актуализирует и практически реализует потенциалы непрерывного образования взрослых людей на протяжении всей жизни человека.

«Практическая профессиональная готовность - сложное, целостное, личностное образование, со-

единяющее в себе мотивационный, содержательно-деятельностный, интеллектуальный, коммуникативный и прогностический компоненты, а также операционально-технологические умения и, конечно же, личностные качества. Феномен профессиональной подготовки заключается в том, что именно личностные качества являются индикатором профессиональной компетентности», — пишет Е.А. Леванова в статье «Развитие психопластики личности педагога» [5, с. 139]. — «Сегодня крайне важно обеспечить у выпускника социальную гибкость, профессиональную флексибиль-ность и личностную мобильность, т.е. обеспечить развитие психопластики личности» [там же].

На рубеже ХХ—ХХ1 веков сложился новый тип человеческой цивилизации и культуры, что предопределяет необходимость научного анализа и поиска новых актуальных и потенциальных воспитательных сил, технологий, способов и методов образования и развития личности, готовой к позитивной самореализации и самоизменению. Проводя одно из исследований [6], мы пришли, в частности, к выводу, что изменяющееся общество трансформирует как процессы, так и результаты воспитания, соответственно, в постиндустриальной эпохе перед педагогами стоит задача переосмысления самой категории «воспитание» в целях уче-

та и реализации воспитательного потенциала киберпространства и возрождения растраченной духовности.

При этом особо отмечу свою позицию, что бытие личности в киберпро-странстве не должно стать альтернативным, то есть «виртуальным» в смысле ненастоящим по отношению к реальному, а должно быть и служить своего рода дополнением, актуализирующим реальные социокультурные практики жизнедеятельности в контексте тенденций интеграции и слияния двух популярных в XXI веке социализирующих сред: 1) предметной действительности и материальной реальности и 2) зна-ково-символьной реальности кибер-пространства, обе из которых как потенциально, так и реально влияют на становление и трансформацию субъективной реальности (явления психики).

Сегодня личности всех возрастов (дети, подростки и молодежь, взрослые и люди старшего возраста) нуждаются в квалифицированной помощи и профессионально организованном сопровождении процесса киберсоциализации1.

Киберсоциализация человека (от англ. Cyber- — префикс, связанный с современными информационно-коммуникационными технологиями, + англ. Socialization — социализация) — социализация личности в киберпро-странстве — процесс качественных изменений структуры самосозна-

73

1 Термин «киберсоциализация» (изначально — виртуальная компьютерная социализация) введен в научный обиход и дискурс мною в 2005 г. В 2010—2011 гг. разработка теории киберсоциализации человека получила государственное внимание в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6 «Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека».

ния личности и мотивационно-по-требностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности [7; 8; 9; 10; 11].

Говоря о психопластике кибер-социализации человека, я подразумеваю тот факт, что в киберпро-странстве четко прослеживаются две разнонаправленные интенции, образующие диалектическое единство: дифференциация и интеграция, требующие от человека быть способным к оперативным согласованным и соразмерным реакциям на значимые изменения внешних факторов (ме-га-, макро-, мезо-, микро- уровней) и механизмов киберсоциализации, с целью обеспечения и реализации принципов безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации.

Так, с одной стороны, необходимо учитывать стремление личности к индивидуализации в киберпростран-стве — утверждению своей уникальности посредством самореализации и самовыражения (что, в конечном итоге, способствует атомизации общества и самого киберпространства).

С другой стороны, личность в киберпространстве испытывает референтную потребность в аффилиа-ции (то есть принадлежности к определенным группам, сообществам) и идентификации как соотнесения себя с определенной социальной группой или социальными структурами, что в результате способствует спло-

чению общества и коллективизации киберпространства социумом.

При этом киберпространство открывает человеку новые возможности для удовлетворения его потребностей, созвучных времени, став средой поиска новых путей реализации и трансформации классических видов деятельности: общения, игры, учения и труда в современные: киберкомму-никацию, досуг, познание и работу, со своими новыми возможностями, опасностями и негативными последствиями, к которым необходимо готовить человека (к использованию первых и преодолению вторых и третьих). Мы с коллегами считаем, что только целенаправленное профессиональное сопровождение воспитания и развития культуры кибер-социализации может обеспечить достижение полноценной разумности применения человеком современных технологий и техники в контексте жизнедеятельности, что позволит осознанно конструировать свой внутренний мир на основе ориентации в культуре, ценностях, нормах и правилах, развиваясь как неповторимая личность, умеющая сосуществовать с другими, как человек, способный к осознанию и решению трудностей самого разного характера и т.д.

Исходя из исследований, проведенных мною, моими коллегами и учениками на протяжении пятнадцати лет, можно сделать ряд важных выводов:

1. Киберсоциализация личности как неотъемлемый признак современности затрагивает все слои общества, людей разных возрастов, социальных положений и статусов.

2. Технизация и технологизация быта, производства и других сфер жиз-

недеятельности общающегося, играющего, учащегося и работающего человека приводит к образованию специфических общественных явлений, освоению людьми новых ролей, функций и статусов, кардинальному изменению функционирования социальных институтов, появлению новых научных проблем и постановке практических задач по их решению средствами ки-берпсихологии и киберпедагогики.

3. Прогнозируемые перспективы развития электронных, компьютерных, цифровых, интернет- и др. технологий и их влияния как на цивилизацию в целом, так и на отдельного человека в частности заставляют вырабатывать стратегии общественного развития на основе философских подходов в совокупности с концепциями технических, социально-психологических и педагогических наук.

Сформулированные выводы приводят к основным положениям кибе-ронтологической концепции развития личности и жизнедеятельности человека XXI века, обосновывающим необходимость внедрения киберонто-логического подхода в образовании:

• модель жизнедеятельности человека в XXI века строится с учетом существования параллельной современному миру реальности — кибер-пространства;

• в социальные процессы включается процесс киберсоциализации личности, который может приобретать контролируемый или относительно направляемый характер, выражающийся в раскрытии позитивного потенциала электронной, компьютерной, цифровой техники и нивелировании негативных последствий киберсоциализации;

• киберпространство предоставляет возможности для удовлетворения потребностей, раскрытия способностей, обеспечения эффективной профессиональной деятельности и комфортной повседневной жизни человека, исходя из его психовозрастных, гендерных, социокультурных, этноконфессиональных, личностных и индивидуальных особенностей.

Основная роль киберонтологиче-ской концепции заключается в регулировании развития психопластики личности и жизнедеятельности человека в киберпространстве с учетом современных условий и тенденций воспитания, а также ближних и дальних перспектив эволюции человечества.

Утверждение приоритета личности можно считать основным результатом социально-культурного развития человечества в XX веке. Хотелось бы верить, что приоритет воспитания и развития психопластики личности следует считать основным императивом XXI века, делая ставку на стран тегию информатизации образования. Человечеству необходимо усвоить 75 необходимость и всячески развивать культуру непрерывного обучения и воспитания в контексте развития психопластики личности и киберсо-циализации в течение всей жизни.

Для реализации данных идей был создан и успешно развивается интернет-ресурс «Homo Cyberus» (http:// www.homocyberus.ru), являющийся информационно-просветительским интернет-порталом Международного интернет-сообщества исследователей феномена киберсоциализации, созданным для систематизации, интеграции и популяризации достижений современной теории и практики

76

киберонтологии, киберпедагогики и киберпсихологии, для улучшения и эффективности БУМа (Безопасности, Успешности и Мобильности) КИБЕР-СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА, желающего научиться осмысленности, рациональности и оперативности использования ресурсов и возможностей киберпространства в XXI веке.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леванова, Е.А. Подросток: концепция психопластики личности [Текст] / Е.А. Лева-нова. - М., 2002. - 40 с.

2. Леванова, Е.А. Подросток: родителям о психопластике личности [Текст] / Е.А. Леванова. - М., 2003. - 96 с.

3. Леванова, Е.А. Родители и подростки: навстречу друг другу [Текст] / Под общ. ред. Е.А. Левановой; Е.А. Леванова, С.И. Шевченко, М.В. Ковалевская. - М.: Педагогическая литература, 2010. - 240 с.

4. Леванова, Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком [Текст] / Е.А. Леванова. - М., 2002. -224 с.

5. Леванова Е.А. Развитие психопластики личности педагога [Текст] / Е.А. Лева-нова, Т.В. Пушкарева // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 4 (22). -С. 138-140.

6. Печерская, Э.П. Интернет и дети: социальное поведение молодых россиян в Интернете: монография [Текст] / Э.П. Печерская, В.Б. Звоновский, Д.Ю. Меркулова, В.А. Плешаков, М.Г. Мацкевич, О.И. Саблина. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2013. - 140 с.

7. Воинова, О.И. Киберонтологический подход в образовании. Монография [Текст] / О.И. Воинова, В.А. Плешаков под ред. В.А. Плешакова. - Норильск: Норильский индустр. ин-т, 2012. - 244 с.

8. Плешаков, В.А. Киберсоциализация человека. Ver. 1.0. Монография [Текст] / В.А. Плешаков. - Saarbruecken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. -556 с.

ВЕК

9. Плешаков, В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens'a до Homo Cyberus'a: Монография [Текст] / В.А. Плешаков. - М.: МШ У, «Прометей», 2012. - 212 с.

10. Плешаков, В.А. Теория киберсоциализа-ции человека: монография [Текст] /

B.А. Плешаков; под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А.В. Мудрика. -М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. -400 с.

11. Обидина, Т.В. Эго-идентичность и киберсоциализация молодежи. Монография [Текст] / Т.В. Обидина; под ред. В.А. Плешакова. - Saarbruecken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. - 96 с.

12. Леванова, Е.А. О современных требованиях к повышению квалификации и переподготовке преподавателей [Текст] / Е.А. Леванова, В.А. Плешаков, Т.В. Пушкарева, С.Б. Серякова // Глобальный научный потенциал. - 2012. - № 10(19). -

C. 206-211.

13. Информационно-просветительский интернет-портал «Homo Cyberus» [Электронный ресурс] - URL: http://www. homocyberus.ru (дата обращения: 08.05.2016).

REFERENCES

1. Informatsionno-prosvetitelskii internet-portal "Homo Cyberus" [Electronic resource], available at: http://www.homocyberus.ru (accessed: 08.05.2016). (in Russian)

2. Levanova E.A., Podrostok: kontseptsiya psikhoplastiki lichnosti, Moscow, 2002, 40 p. (in Russian)

3. Levanova E.A., Podrostok: roditelyam o psikhoplastike lichnosti, Moscow, 2003, 96 p. (in Russian)

4. Levanova E.A., Tekhnologiya konstruktivno-go vzaimodeistviya pedagoga s podrostkom, Moscow, 2002, 224 p. (in Russian)

5. Levanova E.A., Pleshakov V.A., Pushkareva T.V., Seryakova S.B., O sovremennykh trebovaniyakh k povysheniyu kvalifikatsii i perepodgotovke prepodavatelei, Globalnyi nauchnyi potentsial, 2012, No. 10 (19), pp. 206-211. (in Russian)

6. Levanova E.A., Pushkareva T.V., Razvitie psikhoplastiki lichnosti pedagoga, Nauka i

biznes: puti razvitiya, 2013, No. 4 (22), pp. 138-140. (in Russian)

7. Levanova E.A., Shevchenko S.I., Kovalevska-ya M.V, Roditeli i podrostki: navstrechu drug drugu, Moscow, 2010, 240 p. (in Russian)

8. Obidina T.V. Ego-identichnost i kibersotsial-izatsiya molodezhi, Saarbruecken, 2013, 96 p. (in Russian)

9. Pecherskaya E.P., Zvonovskii V.B., Merku-lova D.Yu., Pleshakov VA., Matskevich M.G., Sablina O.I., Internet i deti: sotsialnoe pove-denie molodykh rossiyan v Internete. Samara, 2013, 140 p. (in Russian)

10. Pleshakov V.A., Kibersotsializatsiya che-loveka. Ver. 1.0., Saarbruecken, 2012, 556 p. (in Russian)

11. Pleshakov V.A., Kibersotsializatsiya chelove-ka: ot Homo Sapiens'a do Homo Cyberus'a, Moscow, 2012, 212 p. (in Russian)

12. Pleshakov V.A., Teoriya kibersotsializatsii cheloveka, Moscow, 2011, 400 p. (in Russian)

13. Voinova O.I., Pleshakov V.A., Kiberonto-logicheskii podkhod v obrazovanii, Norilsk, 2012, 244 p. (in Russian)

Плешаков Владимир Андреевич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, кафедра социальной педагогики и психологии, факультет педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Pleshakov V.A., PhD in Pedagogy, Professor, Department of Social Pedagogics and Psychology, Faculty of Pedagogics and Psychology, Moscow State University of Education, [email protected]

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.