УДК 37.013 ББК 74.00
О КРИТЕРИЯХ УСПЕШНОСТИ, УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
I С.Н. Верейкина
Аннотация. В статье с точки зрения ценностных ориентаций личности, актуализируется проблема дефинирования понятий «успех» и «успешность» в XXI веке. Автором предпринята попытка определения критериев успешной социализации и киберсоциализации человека. В связи с перманентным научно-техническим прогрессом и развитием информационно-коммуникационных технологий обществу требуются универсальные специалисты, владеющие своей профессией и обладающие обширными знаниями в смежных областях. Только путем постоянного обучения, повышения квалификации и профессионализма, человек может добиться успеха в карьере. Но считаться успешным и быть им на самом деле — это не одно и то же. Чтобы быть успешным, необходимо обладать определенным набором качеств личности, позволяющих добиться успеха. Успех и успешность —разные понятия. Успех является разовым результатом действия человека, направленного на достижение поставленной цели. Успешность же — динамический процесс, направленный на решение долгосрочных жизненных задач и на получение результатов от затраченных усилий, направленных на конечный результат, который складывается из постоянных достижений отдельных целей. Успешность является как объективным,, так и субъективным критерием оценки успешности личности. Внешняя успешность выражается в виде социально признанных показателей, а внутренняя — внутренними личностными ресурсами. Степень успешности определяется развитостью ценностно-смысловой сферой личности и ценностными ориентациями общества, которые интериоризиру-ются человеком в процессе социализации и киберсоциализации. Социализация — компромисс между идентификацией, обособлением и адаптацией личности в социуме. Киберсоциализация - социализация в киберпростран-стве — популярный вид социализации личности в XXI веке. Успешная социализация и киберсоциализация человека характеризуется тремя основными потенциями личности: адаптацией к социуму, саморегуляцией и продуктивной совместной деятельностью с другими людьми.
81
Ключевые слова: успех; успешность; ценностные ориентации; социализация; киберсоциализация, киберпространство, социальная адаптация, потенции личности.
CRITERIA FOR SUCCESS, SUCCESSFUL SOCIALIZATION AND CYBERSOCIALIZATION OF A PERSON
I S.N. Vereykina
82
Abstract. The article analyzes the problem of defining the concepts of "success" and "successfulness" in the 21st century. This issue is presented within the context of value-based orientations of an individual, in a framework underlining its contemporary significance. The author makes an attempt to determine the criteria for successful socialization in real world and the cyber domain. In connection with the prolific scientific and technological progress and the development of information and communication technologies, society needs multi-skilled specialists who are proficient in their profession and have extensive knowledge in related fields. Only through constant training, professional development, and professionalism, can a person succeed in his career. But to be considered successful and to actually be so is not the same. To be successful, one needs a certain set of personality traits that make it possible to succeed. Success and successfulness are different concepts. Success is a onetime result of actions aimed at achieving a specifically set goal. Successfulness, though, is a dynamic process directed at solving long-term life problems and getting results from the efforts spent on the end result, which is formed by the perpetual achievement of successive individual goals. Successfulness is both an objective and subjective criterion for assessing how successful an individual is. Outward, superficial success is expressed in the form of socially recognized indicators, while inner success is manifested by intrinsic, personal resources. The degree of success is determined by the level of development of the value-sense personality sphere and by the value-based orientations of society that are internalized by a person in the process of socialization and cyber-socialization. Socialization is a compromise between identity, separation and adaptation of the personality in the social sphere. Borosilicate in the socialization of cyberspace is a popular form of socialization in the twenty-first century Successful socialization and cyber-socialization of a person is characterized by three basic potentials of the individual: adaptation to society, self-regulation, productive, and collaborative activities with other people.
Keywords: success; successfulness; value orientations; socialization; cyber-socialization, cyberspace, social adaptation, personality potentials.
Внаступившем XXI веке для моло- результатов в своей деятельности.
дого поколения во многих странах Безусловно, это связано со стреми-
становятся актуальными и ценными тельным развитием новых и появле-
такие категории, как: успешность, ка- нием новейших технологий, в том чис-
рьерный рост, профессиональный уро- ле и в области информационно-ком-
вень, способность добиться высоких муникационных технологий.
Наш мир сильно изменился и продолжается процесс его трансформации и развития с невероятной скоростью. Научно-технический прогресс требует от молодого специалиста знаний, умений, опыта и компетентности в его профессии и в смежных с ней областях. Теперь стало недостаточно очень хорошо знать свой предмет, современные условия делают обязательным и необходимым обладание не только широкими и глубокими знаниями предмета по своей специальности, но и метапредметными и межпредметными знаниями. Личность может считаться успешной, лишь стремясь к саморазвитию и самосовершенствованию, постоянно обучаясь и повышая свою квалификацию и мастерство. Только в этом случае молодой человек может добиться успеха в своей профессии, в жизни и успешно продвигаться по карьерной лестнице.
Что же такое успех, успешность? Успех является результатом деятельности личности, направленным на достижение поставленных целей. Успеха достигает лишь тот индивид, который обладает определенным набором свойств и качеств личности.
Качества, необходимые для достижения успеха: умение правильно поставить цель, планировать свои действия, управлять временем, острый ум, целеустремленность, трудолюбие, уверенность в себе, мобилизация эмоционального, энергетического, силового и психологического полей, работоспособность, терпение, стойкость и твердый жизненный стержень.
Это, безусловно, не все качества, способствующие достижению успеха. К тому же, у каждого успешного человека есть свой набор индивидуальных качеств, позволяющих ему доби-
ваться поставленных целей. Но мы перечислили лишь основные качества, комбинации которых являются неотъемлемым атрибутом достижения успеха в XXI веке.
Успешность же — более широкое понятие и продолженное во времени. Добиться определенного успеха можно легко, приложить необходимые усилия и получить желаемое, но удержать это состояние довольно сложно, поскольку успешность предполагает перманентное получение результатов — достижения поставленных целей.
Таким образом, успех является результатом разового действия для достижения поставленной цели, а успешность — динамический процесс деятельности человека, направленный на достижение постоянно сменяющихся и вытекающих одна из другой, последовательных целей, ведущих к определенному жизненному результату. Иными словами, успешность — это образ жизни, характер деятельности личности и, собственно, конечный ее результат, к которому стремится индивид. Это значит, что успешность или неуспешность становится устойчивой характеристикой личности, ее социальной оценкой, оценкой деятельности личности.
Успешность является субъективным критерием оценки достижений личности, когда человек оценивает степень своей успешности сам. При этом довольно часто один субъект оценивает другого субъекта тоже субъективно. Это зависит от того, какие ценностные ориентации у того индивида, который оценивает степень успешности или неуспешности другого.
С другой стороны, успешность является объективным понятием оценки другой личности индивидом и социу-
83
84
мом. Необходимо подчеркнуть, что успешность бывает как внешней, так и внутренней. Внешняя успешность обусловлена социально признанными показателями — материальные блага, должность, место проживания, определенная марка автомобиля, бренды вещей и одежды и прочие внешне значимые атрибуты успешности. Внутренняя успешность — это характерные черты внутреннего проявления — личностные характеристики индивида, внутренние личностные ресурсы. Это то, насколько человек состоялся, как личность, насколько проявил свои способности и качества, насколько он сам себя оценивает, как успешного [1].
Степень успешности зависит от ценностно-смысловой сферы личности и от ценностных ориентаций, принятых в каждом обществе. Для одного успешность является определенным набором материальных благ, соответствующих определенной социальной группе общества. Для других — степень профессиональных компетенций и определенная ступень карьерной лестницы, то есть занимаемая должность по степени престижности в социуме.
Третьи считают, что только власть и политическое влияние могут считаться вершиной успешности человека. А некоторые уверены, что самый главный успех — счастливая семейная жизнь и чудесные, в перспективе успешные, дети. Сколько существует социотипов людей, столько и представлений об успешности и успешной жизни [2]. Таким образом, можно утверждать, что понятие «успешность» является критерием ценностно-смысловой сферы личности.
Личность развивается и формируется в процессе социализации, усва-
ивая те ценностные ориентации, которые присущи социуму на определенном этапе его развития. Каждый индивид, проходя обучение и воспитание в процессе первичной (семья) и вторичной (другие социальные институты: детский сад, школа, вуз и др.) социализации, приобщается к определенному стилю жизни и стремится добиться определенного уровня успешности в меру своего понимания успеха и успешной жизни. Безусловно, это зависит от уровня развития личности и от того социального слоя, в котором личность развивается. На развитие тех или иных ценностей влияет и политическая, и экономическая, и социальная ситуация развития личности и общества в целом. Индивид, в свою очередь, оказывает воздействие на социум направленностью своих интересов и, таким образом, меняет его [3].
Институтами социализации в XXI веке являются также СМИ и ки-берпространство. Традиционные формы коммуникации, обучения и воспитания виртуализируются благодаря интенсивному развитию глобальной Сети. Массовая коммуникация социума изменила свою базовую форму и активно перешла в кибер-пространство. Теперь социализация происходит в киберпространстве и этот процесс существенно отличается от традиционной формы социализации и называется киберсоциализа-цией человека [4].
Киберсоциализация человека — это социализация личности в киберпространстве — «процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивацион-но-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в
результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [5, с. 6].
Социокультурная коммуникация постепенно теряет свои традиции транслирования культуры и постепенно трансформируется в инновационные формы виртуальной коммуникации с помощью особой знаково-сим-волической системы киберкоммуни-кации [6]. Это совершенно другой способ межличностной коммуникации, совместной деятельности и другой формы социализации личности и ее адаптации в киберпространстве.
Если социализация человека является формой социальной адаптации личности в социуме, то киберсо-циализация человека — форма социальной адаптации личности в кибер-пространстве. Успешная социальная адаптация предполагает, что в социум входит уже социализированная личность, способная адаптироваться в социальной среде общества. Следовательно, социализация личности является условием успешной социальной адаптации человека в киберсре-де [7]. Успешная социализация характеризуется как равновесие между адаптацией личности к социуму и противопоставлению себя ему, т.е. баланс между идентификацией и обособлением личности. Успешная социальная адаптация личности в социуме является одним из критериев социального здоровья личности [8].
Во-первых, социальная адаптация предполагает потенцию к при-
способлению личности в социуме, являющемся средой, которая постоянно меняется, оказывает влияние на личность и, в свою очередь, поддается влиянию личности, изменяется под ее воздействием.
Таким образом, социум и личность взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Реальность социума заставляет его формировать и социализировать личность, обладающую необходимым для социума набором определенных качеств. Это означает, что социализация закладывает определенные типы свойств личности, необходимые на данном этапе развития социума [7]. А развивающаяся, самоактуализирующаяся, зрелая личность способна развивать, изменять и совершенствовать социум согласно своим интересам, потребностям и целям. Особенно это эффективно происходит под воздействием объединения группы личностей со взаимонаправленными интересами и целями.
Социально зрелая, успешно социализированная личность способна противостоять влиянию объединенной группы с несоответствующими целями и если индивид будет способен сопротивляться направленным на него воздействиям социальных групп, пытающихся манипулировать его сознанием и использовать его в своих интересах.
В процессе успешной киберсоциа-лизации индивид вырабатывает иммунитет от зависимости от социальных интернет-сетей и навязчивых контактов в киберпространстве. Он свободен от манипулятивного воздействия на свою психику и не подвержен влиянию, благодаря отсутствию конформности. Такой личности не страшны попытки влияния извне на его сознание и его невоз-
85
86
можно заставить подчиняться чужой воле, играть по чужим правилам и работать на достижение чуждых ему целей, таким образом, он успешно адаптируется к киберсреде.
Во-вторых, социальная адаптация предполагает потенцию личности управлять своим поведением в социуме, согласно его нормам, правилам и установкам. Это значит, что личность способна к саморегуляции и произвольности своих действий вне зависимости от направленности своих интересов и целей. Таким образом, это предполагает готовность личности к отказу от своих интересов во имя интересов общества. И как бы не хотелось человеку своевольно вести себя в киберпро-странстве, его ограничивают правила и нормы поведения, принятые на конкретном форуме или в той или иной конкретной социальной группе, а также общие правила поведения в интернет-сетях. С другой стороны, отдельная личность может управлять поведением целого сообщества, провоцировать, заставлять людей подчиняться своим правилам и действовать в своих интересах для достижения своих целей.
В-третьих, социальная адаптация предполагает потенцию личности к взаимодействию с другими членами социума. Это значит, что личность способна активно и эффективно ком-муницировать и взаимодействовать с другими людьми. Это может происходить в различных институтах социализации — в семье, в детском саду, в школе, в вузе, на работе, в поликлинике и, безусловно, в киберпростран-стве, как одном из новых институтов социализации и киберсоциализации личности в XXI веке.
Подводя итоги, можно резюмировать, что успешная социализация и
киберсоциализация человека представляют собой три основных потенции личности:
• приспособление личности к социуму и их взаимное влияние и воздействие друг на друга (адаптация);
• управление личностью своим поведением (саморегуляция);
• взаимодействие личности с другими людьми в социуме (совместная деятельность) [8].
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что успешность характеризуется симбиозом всех качеств личности, необходимых для продуктивной деятельности человека, направленной на достижение неизменно высоких результатов по продвижению к заданной цели, с учетом постоянно изменяющейся ситуации. Успешность является определенным стилем жизни человека, потенциально способного гармонично сосуществовать в социуме с другими людьми, считаясь с их интересами, и регулировать свою деятельность сообразно нормам общества.
Успешная социализация и кибер-социализация понимается не только как профессиональная состоятельность, материальная обеспеченность, счастливая семейная жизнь и признание социума. Это то, как сама личность воспринимает и оценивает свои смысложизненные позиции, свой стиль жизни, свои жизненные ориентации и свою внутреннюю степень развитости и свободы. Это не только объективная оценка социума личности как успешной, но и внутренняя самооценка, самоудовлетворенность и самодостаточность человека, эффективно и рационально шагающего к достижению своих целей и признающего себя успешным.
ЕК
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ключников, С.Ю. Фактор успеха [Текст] / С.Ю. Ключников // Онлайн библиотека razlib.ru [Электронный ресурс]. — URL: http://www.razlib.ru/psihologija/faktor_uspe ha/index.php (дата обращения: 06.07.2017).
2. Иванова, Н.Л. Что такое «успех» и «успешность» [Текст] / Н.Л. Иванова // Онлайн-про-ект «Деловой мир» [Электронный ресурс]. — URL: https://delovoymir.biz/ru/articles/vie w/?did=10723 (дата обращения: 05.07.2017).
3. Мудрик, А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Мудрик. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
4. Плешаков, В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография [Текст] / В.А. Плешаков, под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А.В. Мудрика.—М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. — 400 с.
5. Плешаков, В.А. Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников [Текст] / В.А. Плешаков. — М.: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Московский педагогический государственный университет, 2016. — 47 с. [Электронный ресурс]. — URL: https^^. рф/mediafiles/docu ments/document/3c/04/3c041c33-8a18-4e7c-8c2c-09b832fa08fa.pdf (дата обращения: 03.07.2017).
6. Плешаков, В.А. Киберкоммуникация как современная психолого-педагогическая проблема [Текст] / В.А. Плешаков // Информация и образование: границы коммуникаций. — 2011. — № 3. — С. 35-37.
7. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека [Текст] / С.И. Розум. — СПб.: Речь, 2007. — 365 с.
8. Цибульникова, В.Е. Социальное здоровье участников образовательного процесса школы и его критерии [Текст] / В.Е. Цибульникова // Школа будущего, 2015. — № 4. — С. 135-146.
REFERENCES
1. Ivanova N.L., Chto takoe "uspeh" i "uspesh-nost", Onlajn-proekt "Delovoj mir", available at: https://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did= 10723 (accessed: 05.07.2017). (in Russian)
2. Kljuchnikov S.Ju., Faktor uspeha, Onlajn biblioteka razlib.ru, available at: http:// www.razlib.ru/psihologija/faktor_uspeha/in-dex.php (accessed: 06.07.2017). (in Russian)
3. Mudrik A.V., Socializacija cheloveka: Ucheb-noe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, Moscow, Izdatelskij centr "Aka-demija", 2004, 304 p. (in Russian)
4. Pleshakov VA., Kiberkommunikacija kak sovremennaja psihologo-pedagogicheskaja prob lema, Informacija i obrazovanie: granicy kom-munikacij, 2011, No. 3, pp. 35-37. (in Russian)
5. Pleshakov VA., Metodicheskie rekomendacii po informacionno-medijnomu napravleniju de-jatelnosti Rossijskogo dvizhenija Shkolnikov, Moscow, Obshherossijskaja obshhestvenno-gosudarstvennaja detsko-junosheskaja orga-nizacija "Rossijskoe dvizhenie shkolnikov", Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2016, 47 p., available at: https:// pgm.p^/mediafiles/documents/documen t/3c/04/3c041c33-8a18-4e7c-8c2c-09b832fa-08fa.pdf (accessed: 03.07.2017). (in Russian)
6. Pleshakov V.A., Teorija kibersocializacii cheloveka. Monografija, ed. chlena-korre-spondenta Rossijskoj Akademii Obrazovani-
ja, PhD, professora A.V. Mudrika, Moscow, gj Moscow state pedagogical University, "Homo Cyberus", 2011, 400 p. (in Russian)
7. Rozum S.I., Psihologija socializacii i social-noj adaptacii cheloveka, St. Petersburg, Rech, 2007, 365 p. (in Russian)
8. Tsibulnikova V.E., Socialnoe zdorove uchas-tnikov obrazovatelnogo processa shkoly i ego kriterii, Shkola budushhego, 2015, No. 4, pp. 135-146. (in Russian)
Верейкина Светлана Николаевна, магистр педагогики и психологии; аспирант, кафедра социальной педагогики и психологии, факультет педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет; преподаватель, Колледж современного управления, г. Москва, [email protected] Vereykina S.N., Master of Pedagogy and Psychology; Post-graduate Student, Social Pedagogy and Psychology Department, Pedagogy and Psychology Faculty, Moscow Pedagogical State University; Lecturer, College of Contemporary Management, Moscow, [email protected]