Научная статья на тему 'Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI В. И проблемы образования'

Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI В. И проблемы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1574
633
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРПРОСТРАНСТВО / КИБЕРРЕАЛЬНОСТЬ / КИБЕРОНТОЛОГИЯ / КИБЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / КИБЕРПЕДАГОГИКА / КИБЕРПСИХОЛОГИЯ / КИБЕРОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛИЗИРУЮЩАЯ СРЕДА / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / КИБЕРЭВОЛЮЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ДОСУГ / ПОЗНАНИЕ / ТРУД / СYBERSPACE / HOMO CYBERUS / CYBERREALITY / CYBERONTOLOGY / CYBERONTOLOGIC APPROACH IN EDUCATION / CYBERPEDAGOGICS / CYBERPSYCHOLOGY / THE CYBERONTOLOGIC CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY AND ACTIVITY OF THE PERSON / THE SOCIALIZING ENVIRONMENT / CYBERSOCIALIZATION / CYBEREVOLUTION / COMMUNICATION / LEISURE / KNOWLEDGE / WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плешаков Владимир Андреевич

В статье обозначается суть киберонтологической концепции развития личности и жизнедеятельности современного человека, призванной обосновывать потенциал конструктивного использования социализирующих, обучающих и воспитательных возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также компьютерных, интернети цифровых технологий, исходя из социокультурных, психовозрастных, гендерных, этноконфессиональных, личностных и индивидуальных особенностей человека. Раскрывается идея развития киберпедагогики (инновационной отрасли психологопедагогической мысли, научно обосновывающей специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных, электронных, цифровых, компьютерных и интернет-образовательных технологий) и дается обоснование необходимости применения киберонтологического подхода в образовании, эффективного в решении актуальных задач воспитания и обучения человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

XXI века.In article the essence of the cyberontologic concept of development of the personality and activity of the modern person, urged to prove the potential of constructive use of socializing, training and educational opportunities of ICT, computer, Internet and digital technologies, proceeding from sociocultural, psychoage, gender, ethnoconfessional, personal and speci?c features of the person is designated. The idea of development of cyberpedagogics (innovative branch of the psychology and pedagogical thought which is scienti?cally proving specially organized purposeful and systematic activity on cybereducation, cybertraining and cybereducation of the modern person in the course of his cybersocialization by means of modern information and communication, electronic, digital, computer and Internet educational technologies) reveals and justi? cation of need of application of cyberontologic approach in education, e?ective in the solution of actual problems of education and training of the person of the XXI century is given.

Текст научной работы на тему «Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI В. И проблемы образования»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2014. Вып. 4 (35). С. 9-22

МПГУ, МАНПО, МАН ИПТ (Москва)

[email protected]

Плешаков Владимир Андреевич, канд. пед. наук, доцент

Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI в. и проблемы образования

В. А. Плешаков

В статье обозначается суть киберонтологической концепции развития личности и жизнедеятельности современного человека, призванной обосновывать потенциал конструктивного использования социализирующих, обучающих и воспитательных возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также компьютерных, интернет- и цифровых технологий, исходя из социокультурных, психовозрастных, ген-дерных, этноконфессиональных, личностных и индивидуальных особенностей человека. Раскрывается идея развития киберпедагогики (инновационной отрасли психолого-педагогической мысли, научно обосновывающей специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных, электронных, цифровых, компьютерных и интернет-образовательных технологий) и дается обоснование необходимости применения киберонтологического подхода в образовании, эффективного в решении актуальных задач воспитания и обучения человека XXI века.

Жизнь в XXI в. ставит человека в относительно жесткие условия, при которых он практически постоянно вынужден осваивать новые способы деятельности, основанные на современных технологиях. Многие современные люди разных возрастов постоянно, фактически каждый день своей жизни, сталкиваются с необходимостью использования различных киберустройств, получая и обрабатывая с их помощью гигантские объемы информации. Физиологические и экзистенциальные, социальные, престижные, духовные и многочисленные другие разнообразные потребности жизнедеятельности приводят человека к тому, что операциональное владение современной техникой и технологиями становится чрезвычайно важным для его выживаемости в социуме, актуальным вопросом его комфортной, мобильной, успешной и безопасной жизне-

деятельности, насущной проблемой воспитания1, обучения и образования личности2, злободневной установкой на карьеру человека и благосостояние нации.

Жизнедеятельность и взаимодействие с другими людьми и миром в целом осуществляется человеком XXI в. параллельно в двух социализирующих средах: классической объективной (материальной) реальности и инновационной альтернативной реальности киберпространства3 (киберреальности), обе из которых потенциально и реально влияют на становление и трансформацию субъективной (явления психики) реальности.

Киберпространство в XXI в. представляет собой некое созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы, обретающее относительные характеристики инновационной «параллельной реальности» — киберреальности.

Сегодня киберпространство по-настоящему превратилось в параллельную классической альтернативную реальность (киберреальность) для жизнедеятельности человека, удовлетворения его многочисленных современных потребностей, став средой поиска новых возможностей реализации и трансформации классических видов деятельности: общения, игры, учения и труда. В этой связи целесообразно говорить о «параллельном бытии» человека в киберпространстве, об альтернативной онтологии современной человеческой цивилизации — кибе-ронтологии4 — как результате эволюции информационных революций.

Киберонтология есть бытие и/или жизнедеятельность человека в инновационной альтернативной реальности киберпространства (киберреальности), детерминированное уровнем развития самосознания и мотивационно-потребностной сферой личности, а также комплексом объективных и субъективных микро-, макро-, мезо- и мегафакторов социализирующей среды.

Кардинальные изменения в области работы с информацией, происходящие на протяжении всей истории существования человеческой цивилизации, — информационные революции — выступили предпосылками появления на рубеже ХХ—ХХ1 вв. новой стратегии жизнедеятельности личности в киберпространстве, популярности в XXI в. среди молодежи особого вида социализации человека — киберсоциализации.

1 Плешаков В. А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2010. Т. 16. № 2. С. 15-18.

2 Он же. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен // Преподаватель XXI век. 2009. Т. 1. № 3. С. 32-39.

3 Он же. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1. С. 27-31.

4 Он же. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 131-141.

Первая информационная революция человечества произошла в момент изобретения и распространения письменности (считается, что около 3500 лет до н. э.), когда появилась возможность качественно по-новому фиксировать и передавать накопленные знания от поколения к поколению.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) закономерно была вызвана следующим достижением человечества — изобретением книгопечатания, что радикально изменило индустриальное общество, существенно повлияло на развитие культуры, привело к реорганизации жизнедеятельности людей.

Третья информационная революция (конец XIX в.) обуславливалась открытием электричества, вследствие чего были изобретены и начали активно использоваться людьми телеграф, телефон, радио, позволяющие опосредованно осуществлять коммуникационные процессы на больших расстояниях. Началась эпоха киберкоммуникации. В целом открытие электричества существенно продвинуло человечество на пути научно-технического прогресса.

Четвертая по счету, уже не просто информационная, но информационно-технологическая революция, произошедшая, по мнению аналитиков, в середине XX в., заключалась в появлении микропроцессорной техники, создании компьютеров, зарождении и экстенсивном развитии компьютерных сетей, возникновении компьютерных баз данных, дальнейшем изобретении и развитии востребованных информационных, коммуникационных, электронных, компьютерных, цифровых и интернет-технологий, посредством которых оперативно накапливалась, хранилась и передавалась информация практически в любом объеме.

Проанализировав множество источников, я пришел к выводу, что пятая информационная революция — эволюция цифровых, мобильных и интернет-технологий (1990-е гг.) — уже свершилась, позволив перейти современному человечеству на качественно новый этап эволюции цивилизации — киберэволюцию — и стала катализатором новых кардинальных изменений социальных структур во всем мире.

В XX в. человеческая цивилизация активно позиционировала себя как информационное общество, исходя из объективного динамичного развития востребованной информационно-коммуникационной сферы.

Таким образом, эволюцию человечества можно рассматривать с точки зрения эволюции информационных революций, изобретения и освоения людьми новых технологий. Их динамичное развитие и внедрение практически во все сферы жизнедеятельности современного человека действительно затрагивает коренные вопросы бытия человека, трансформации и функционирования социальных, экономических и политических структур общества, а также формирования новых механизмов культурного развития человечества, несколько поколений назад перешедшего фактически на сетевой уровень эволюции и деятельности.

Итак, на рубеже XX—XXI вв. началась эпоха киберсоциализации человека5 — жизнедеятельности личности в киберпространстве.

5 Плешаков. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования: Сб. науч. ст. / В. А. Сластенин, Е. А. Ле-ванова, ред. М., 2005. Вып. 21. С. 48-49.

Киберсоциализация человека — социализация личности в киберпро-странстве — процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, электронных, цифровых, компьютерных и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности.

Еще в 1988 г. украинский академик Е. И. Машбиц высказывал опасения, «не приведет ли широкое применение компьютера к забвению прошлого — наших корней, к менее определенному будущему в ущерб культурным и духовным ценностям нашего наследия? Привычка систематически пользоваться компьютером может заставить человека пренебречь собственными возможностями, привести его к чрезмерной зависимости от компьютера, вызвать атрофию мышления, изолировав человека от окружающего мира»6, в наше время обретающие характер чуть ли не печального пророчества...

Основными векторами киберсоциализации человека стали новые опосредованные виды деятельности личности в Сети.

1. Коммуникация в киберпространстве (киберкоммуникация) представляет собой деятельность по установлению и развитию контактов между людьми посредством киберпространства. Включает в себя обмен информацией, взаимное ее смысловое и экспрессивное восприятие, попытки влияния друг на друга. Основные опасности киберкоммуникации:

троллинг — размещение в киберпространстве интернет-среды (чаще всего на форумах, в дискуссионных группах, на страницах интернет-дневников и т. п.) провокационных сообщений и/или комментариев с целью вызвать «спор ради спора», создать конфликтную ситуацию между участниками, спровоцировать взаимные оскорбления. Такого интернет-хулигана, занимающегося троллин-гом, называют «троллем», что совпадает с названием враждебного человеку мифологического существа. Троллинг является настоящим социальным феноменом: ведь «троллями не рождаются, троллями становятся» в результате развития девиантного поведения в процессе воспитания, совершенствования навыков агрессивной и провокационной киберкоммуникации;

кибербуллинг — использование возможностей и свойств киберкоммуникации, чтобы запугать человека, как правило сообщениями угрожающего содержания или размещением неправдивой, а также компрометирующей информации о нем. Корни кибербуллинга кроются в распространенном поведении маленьких детей и подростков, которые часто дразнят и обзывают друг друга с целью притеснения;

киберхарассмент — сетевое домогательство в виде прямых или косвенных оскорблений и угроз, недоброжелательных замечаний, грубых шуток или инсинуаций, нежелательных электронных писем или звонков на сотовый (мобильный) телефон, показ оскорбительных или унизительных фотографий, видео и т. п.

6 Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения (Педагогическая наука — реформе школы). М., 1988. С. 16—17.

2. Досуг в киберпространстве — деятельность во время, свободное от работы, учебы и домашних обязанностей, используемое для отдыха, восстановления, расслабления, хобби, игры и других культурных занятий, которое человек проводит в киберпространстве.

Основной опасностью досуга в киберпространстве является кибераддикция (зависимость от киберпространства) как вид нехимической зависимости; психическое расстройство, проявляющееся в навязчивом желании человека погрузиться в среду, созданную посредством электронных, компьютерных, цифровых, интернет-технологий и средств сотовой (мобильной) связи.

3. Познание в киберпространстве представляет собой деятельность в процессе приобщения к знаниям человечества, хранящимся в киберпространстве, необходимым человеку для понимания опыта жизнедеятельности и взаимодействия с миром, с другими людьми и с самим собой.

Основной опасностью познания в киберпространстве становится потребление спама (дословно — практически бесполезной информации), а также усвоение недостоверной, порою негативной для психики и опасной для личности информации из Сети.

4. Работа в киберпространстве — деятельность, осуществляемая человеком в киберпространстве, в процессе которой он, используя орудия труда, воздействует на киберреальность, меняя и используя ее в целях создания продуктов труда, необходимых для удовлетворения своих потребностей в условиях реальной жизнедеятельности и в киберпространстве.

Основной опасностью работы в киберпространстве является относительная ненормированность труда, поскольку человек нередко вынужден, стремясь быстро добиться успеха, трудиться чуть ли не по формуле «24x7» (двадцать четыре часа семь дней в неделю), пренебрегая правилами гигиены труда, что наносит непоправимый вред его психофизическому здоровью (накапливается усталость, начинают болеть глаза, портится осанка и мн. др.), в результате чего развиваются соответствующие заболевания.

Таким образом, феномен киберсоциализации человека — социализации личности в киберпространстве — детерминирует общую психолого-педагогическую проблему сбережения здоровья и ставит частную задачу создания кибервалеологии как науки об интегративном подходе к психофизическому, социальному и духовно-нравственному здоровью человека, реализующего персональную жизнедеятельность в рамках киберпространства, на основе актуализации необходимости полипрофессионального подхода к сохранению и укреплению здоровья пользователей Сети, поскольку в условиях киберсоциализации общества современному человеку непросто быть физически, психически и социально здоровой личностью.

В целом целесообразно говорить о единстве четырех ипостасей человека в современном информационном обществе: он и объект киберсоциализации (ки-берпространство объективно влияет на его жизнедеятельность), и субъект кибер-социализации (удовлетворяет разнообразные потребности посредством кибер-пространства), и жертва киберсоциализации (испытывает возможные негативные последствия киберсоциализации), в том числе ее неблагоприятных условий (страдает от типичных опасностей киберпространства).

Фактически, человек XXI в., как «витязь на распутье», оказывается перед выбором одного из трех глобальных возможных сценариев жизнедеятельности:

— намеренно отказаться от использования современных технологий, т. е. быть киберстерильным. Данный сценарий зачастую актуализирует у человека роль «изгоя» современного динамичного общества, «помешанного» на технологиях. Хотя возможен разумный медиааскетизм («цифровое воздержание») «как образ жизни, характеризующийся пониманием работы средств электронной коммуникации»7, которому свойственны некие волевые решения человека по осознанному ограничению качества и количества используемых им современных технологий в контексте жизнедеятельности;

— стать гиперактивным и круглосуточным потребителем многочисленных и разнофункциональных современных технологий, из-за чего человек становится неразумным «скопидомом-рабом» технологий. На практике это фактически приводит к киберзависимости, поскольку в случае неограниченного и зачастую бесконтрольного использования технологий они «подчиняют» себе человека: его время, разум, действия и т. д.;

— встать на путь безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации, т. е. разумного применения современных технологий в контексте жизнедеятельности.

Вместе с тем сегодня мы можем говорить о более подробной классификации людей на основании степени интегрированности личности в киберпрост-ранство8.

1. «Маугли» или киберстерильные индивиды. Они не работают ни с одним из ныне существующих видов компьютерной, цифровой или электронной техники. Для киберстерильности существуют различные причины: психовозрастные (младенчество или глубокая старость), психофизиологические (медицинские противопоказания, серьезные физические или умственные недостатки, психиатрические диагнозы), мировоззренческие — национальные, этнические, конфессиональные (убеждения, заблуждения, гражданская позиция, религиозные догматы и др.), экономические (финансовые трудности, отсутствие материальных возможностей, нищета и т. п.), географические и пр. Многие из перечисленных причин преодолимы, поэтому статус киберстерильности во многих случаях не является стабильной характеристикой личности и может измениться в любой момент.

2. «Автономы» или автономные пользователи киберпространства имеют дело с компьютерной, цифровой и электронной техникой, но не принадлежат ни к одному из сетевых сообществ (киберсообществ), не подключены ни к одной из мировых, региональных или локальных сетей. Киберсоциализация «автономов» осуществляется только в персональной зоне киберпространства. Данный статус также нестабилен.

7Дима Соловьев. Новые медиа, социальные сети, complexity, медиаскетизм и презентации [Электронный ресурс]. URL: http://www.soloveev.ru

8 Воинова О. И., Плешаков В. А. Киберонтологический подход в образовании: Монография / В. А. Плешаков, ред. Норильск, 2012. С. 121—124.

3. «Гости» — потребители киберпространства — являются членами некоторых сетевых сообществ (киберсообществ), занимают зачастую пассивную позицию в отношении преобразования киберпространства, не участвуют как в создании и строительстве, так и в разрушении и ликвидации его объектов, однако активно пользуются его продукцией, услугами, предложениями и др. «Гости» представляют основную массу «населения» киберпространства. Данный статус также нестабилен.

4. «Хозяева» — преобразователи киберпространства — техники, технологи, программисты, веб-дизайнеры, блогеры, хакеры и т. п. — занимают активную позицию в отношении строительства, преобразования и разрушения киберпространства. В результате своей активной деятельности в киберпространстве они могут стать «жителями» или «резидентами».

5. «Жители» киберпространства большую часть времени своей жизнедеятельности проводят в киберпространстве. Это кибераддикты и те, для кого «жизнь» в киберпространстве определяется жизненной необходимостью (например, работой или юридическим статусом инвалида). Освоившись в роли «жителя» киберпространства, они нередко хотят перейти в разряд «резидента».

6. «Резиденты» киберпространства — это лица, временно или постоянно погружающие сознание в киберпространство при сохранении физической оболочки (собственного тела). Варианты подобной интеграции описаны пока только в фантастических произведениях и воссозданы в кинематографе: например, временное погружение сознания в «глубину» (С. В. Лукьяненко «Лабиринт отражений», 1997); использование искусственного тела в реальном мире путем подключения сознания к виртуальной реальности (к/ф «Суррогаты», США, 2009, реж. Дж. Мостоу; к/ф «Аватар», США, 2009, реж. Дж. Кэмерон); симуляция реальности для большинства людей, порожденная искусственным интеллектом, использующая человеческие тела в качестве источника энергии (к/ф «Матрица», США, 1999—2003, реж. Э. Вачовски); создание людей со встроенными кибер-устройствами (к/ф «Терминатор», США, 1984, реж. Дж. Кэмерон) или, наоборот, встраивание человеческого тела или его части в киберустройство (А. Р. Беляев «Голова профессора Доуэля», 1937).

7. «Эмигранты» — полностью интегрированные в киберпространство (пока гипотетические) индивиды, сознание которых загружено в киберпространство при уничтожении (или отмирании) физического тела. Такая перспектива рассматривается как одна из футурологических траекторий развития общества или возможных форм эволюции человека с точки зрения трансгуманизма9. Пример можно найти у братьев Стругацких в произведении «Свечи перед пультом» (из цикла «Полдень XXII век», 1961), в котором описано «Великое кодирование» сознания академика Окада на «кристаллическую биомассу» или «квазибиомассу».

9 Трансгуманизм, согласно его последователям, представляет собой рациональное мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки. Трансгуманисты признают возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть, а также значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека.

Данная классификация степени интегрированности личности в киберпро-странство не обладает свойством иерархичности, для попадания в какую-либо категорию человеку не обязательно прохождение всех предыдущих. Кроме того, отдельный индивид может выступать в разных ролях и статусах в зависимости от ситуации в каждый конкретный момент времени.

Новое тысячелетие ознаменовано многими новаторскими достижениями человеческого разума. Желание мыслить и мысль у Homo Sapiens'a отобрать нельзя. Человек будет и дальше стремиться изучить неизведанное, открыть неоткрытое, познать непознанное.

Исходя из известных мне прогнозов ученых разных областей знания, аналитиков и футурологов, думаю, что совсем скоро произойдет шестая информационная (информационно-кибернетическая) революция, связанная с экспансией уже изобретенных молекулярных компьютеров, созданием нанокомпьютеров, а также совершенствованием искусственного интеллекта10. Будут созданы по-настоящему «умные» киберустройства-помощники человека, а мы можем стать свидетелями становления параллельной человеческой цивилизации искусственного интеллекта... НЕ являясь последователем трансгуманизма, считаю, что то, как существующие и новые достижения человеческого ума будут использованы, на благо или во вред цивилизации, находится во власти Бога и в руках человека.

Превратившись на рубеже XX—XXI вв. в Homo СуЬегш'а («человека киберсо-циализирующегося»), человек встал на путь киберсоциализации — путь, имеющий далеко неоднозначное значение для современного человеческого общества. Путь, требующий специального профессионального внимания к развитию, воспитанию и обучению человека XXI в. на основе киберонтологической концепции развития личности и жизнедеятельности современного человека11.

Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности современного человека призвана обосновывать потенциал конструктивного использования социализирующих, обучающих и воспитательных возможностей ИКТ, компьютерных, интернет- и цифровых технологий, исходя из социокультурных, психовозрастных, гендерных, этноконфессио-нальных, личностных и индивидуальных особенностей человека.

Вместе с тем, утверждение приоритета личности можно считать основным результатом социально-культурного развития человечества в XX в. Хотелось бы верить, что приоритет личности следует считать основным императивом и в XXI в., делая ставку на стратегию непрерывного образования человека.

Известно, что непрерывное образование имеет своей целью наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей личности, которые являются как выражением ее стремления к наиболее полной самореализации, так и приспособлением к условиям быстро меняющегося мира. В этих условиях человек сам становится активным участником образовательного процесса. Разви-

10 Плешаков. Киберсоциализация человека: ox Homo Sapiens'a до Homo Cyberus'a: Монография. М., 2012. 212 с.

11 Он же. Теория киберсоциализации человека: монография / А. В. Мудрик, общ. ред. М., 2011. С. 18.

тие системы непрерывного образования обуславливает необходимость создания условий для формирования гибких образовательных траекторий, что обеспечит реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики.

В то же время образование в меняющемся обществе ставит перед информационными и коммуникационными, электронными, цифровыми, компьютерными и интернет-технологиями некоторые общие задачи удовлетворения крупномасштабных образовательных потребностей, порожденных социально-экономическим развитием. Дело в том, что на рубеже ХХ—ХХ1 вв. фактически впервые в истории развития общества информация и научное знание становятся не просто средствами его совершенствования, а главными продуктами его социально-экономической деятельности. Более того, информация и знания представляют собой основные активы и продукцию информационного общества, от которых непосредственно зависит его дальнейшее благосостояние и социальное развитие. Важно еще раз отметить, что информационные и коммуникационные, электронные, цифровые, компьютерные и интернет-технологии являются наиболее значимой составляющей этого развития. Как перечисленные выше технологии, так и информационное общество в целом непосредственно заняты созданием, хранением, приобретением, распределением, распространением и передачей информации и знаний. Эти технологии служат средством предоставления доступа к обучению и способом обеспечения непрерывности его процесса, что необходимо для успешного вовлечения всех групп населения в информационное общество.

Целесообразно отметить, что в процессе зарождения и развития информационного общества ключевое значение приобретали проблемы, связанные с организацией образовательного процесса. Само по себе развитие современных информационных и коммуникационных, электронных, цифровых, компьютерных и интернет-технологий порождает среду, которая характеризуется стремительными и непрерывными изменениями. Сегодняшние скорость и масштаб перемен ломают традиционные рамки представления об исторических ступенях развития. Впервые в истории нашей цивилизации поколения идей и продуктов человеческой деятельности сменяют друг друга быстрее, чем поколения людей. Даже в сфере частной жизни перемены вытесняют непрерывность и стабильность. Более того, изменчивость обнаруживает себя через многообразие, не имеющее аналогов в прошлом и ведущее к невозможности определить нашу эпоху с помощью одного-единственного научного, технологического открытия или социального явления. Подобная среда требует принципиально нового подхода к процессу образования. Человек сегодня нуждается не только в новых практических навыках и теоретических знаниях, но и в способности постоянно совершенствовать эти знания и навыки. Другими словами, человечеству необходимо всячески развивать культуру непрерывного обучения в контексте киберсо-циализации в течение всей жизни, поскольку новые технологии трансформируют рамки традиционного образовательного процесса.

Эти обстоятельства, вкупе с современными требованиями мирового сообщества, возникающими в результате использования передовых информацион-

ных и коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий и создания сберегающих здоровье моделей жизнедеятельности в киберпространстве, порождают необходимость в более высоком уровне грамотности, соответствующем запросам информационного общества, формируют вполне конкретную задачу повышения культуры киберсоциализации современного человека любого возраста. Новый уровень информационной грамотности требует модернизации процессов работы с информацией, создания принципиально новых технологий приобретения знаний, новых психолого-педагогических подходов к открытию, преподаванию и усвоению знаний. Они должны обеспечивать сбережение здоровья, способствовать активизации интеллекта учащихся, формированию творческих и умственных способностей, развитию целостного мировоззрения и самосознания личности, позволяющего ей занять прочное положение в информационном обществе.

Таким образом, ошибочно было бы думать, что применение новых технологий автоматически повысит качество образования само по себе. Для эффективного использования их возможностей специалистам в сфере образования необходимо развивать, исследовать и активно применять знания киберпсихологии и киберпедагогики. Всегда нужно помнить, что, несмотря на все многообразие источников информации и образовательных технологий, призванных трансформировать информацию в знания, существует только один путь превращения знаний в образование: это превращение совершается в сознании человека. При этом необходимо учитывать чрезвычайно интенсивное взаимодействие человека с киберпространством. Реалии нашей жизни в информационном обществе таковы, что именно в результате данного взаимодействия рождается и развивается личность человека XXI в. Это позволяет нам утверждать, что нет двух одинаковых образований, что каждое образование, возникающее в результате такого взаимодействия, отличается тем же своеобразием, что и отдельная личность, поскольку каждый человек уникален.

По мнению моего учителя академика РАО В. А. Сластенина12, отечественная высшая школа призвана развивать личность гражданина, искренне озабоченного судьбой России, человека гуманистической духовно-нравственной ориентации, владеющего современным антропологическим знанием, понимающего людей и умеющего с ними работать, специалиста в одной из областей науки, способного видеть ее в системе современного знания и культурной практики.

XXI в. требует адекватного пересмотра возможностей развития и воспитания современного человека. Разрабатываемая мною с научного благословения В. А. Сластенина киберпедагогика13 позволила обосновать необходимость и эффективность нового подхода — киберонтологического подхода в образовании14, согласно которому процесс образования человека определяется условиями его существования, жизнедеятельности и взаимодействия с другими людьми и миром

12 Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

13 Плешаков В. А., Воинова О. И., Плешакова К. А. Трансформация социального воспитания в XXI веке: о реализации идей В. А. Сластёнина и А. В. Мудрика в киберпедагогике // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 32—37.

14 Воинова, Плешаков. Киберонтологический подход в образовании.

в контексте интеграции классической объективной (материальной) реальности и инновационной альтернативной реальности киберпространства (киберреаль-ности), обе из которых потенциально и реально влияют на становление и трансформацию субъективной (явления психики) реальности.

Киберпедагогика15 должна стать инновационной отраслью психолого-педагогической мысли, научно обосновывающей специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по киберво-спитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных, электронных, цифровых, компьютерных и интернет образовательных технологий.

Разрабатывая дальше идеи киберпедагогики, позволяющей современному Homo Sapiens'y, ставшему на рубеже XX—XXI вв. Homo СуЬегш'ом, необходимо ориентироваться на установку разумного использования социализирующих и воспитательных возможностей современных технологий, исходя из социокультурных, психовозрастных, гендерных, личностных и индивидуальных особенностей человека16.

Из проведенных мною, моими коллегами и учениками за последние 10 лет исследований можно сделать ряд важных выводов.

1. Киберсоциализация личности как неотъемлемый признак современности затрагивает все без исключения слои общества, людей разных возрастов, социальных положений и статусов.

2. Технизация и технологизация быта, производства и других сфер жизнедеятельности общающегося, играющего, учащегося и работающего человека приводит к образованию специфических общественных явлений, присваиванию людьми новых ролей, функций и статусов, кардинальному изменению функционирования социальных институтов, появлению новых научных проблем и постановке практических задач по их решению средствами киберпсихологии и ки-берпедагогики.

3. Прогнозируемые перспективы развития электронных, компьютерных, цифровых, интернет- и др. технологий и их влияния как на цивилизацию в целом, так и на отдельного человека в частности, заставляют вырабатывать стратегии общественного развития на основе философских подходов в совокупности с концепциями социально-психологических, педагогических и технических наук.

15 Плешаков. О киберсоциализации человека и необходимости разработки инновационной отрасли психолого-педагогической мысли — киберпедагогики // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Межвуз. сб. науч. тр. Калининград, 2009. Вып. 25. С. 129—133; Он же. Киберсоциализация человека и интегративные тенденции киберпедагогики // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В. А. Сластенина: В 2-х ч. 16—17 сентября 2010 г. М., 2010. Ч. 1. С. 613—617.

16 Плешаков. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание...; Сластенин, Жог В. И., Борисова Н. Ю., Плешаков, Подымова. Модели системной интеграции инновационной международной образовательной практики в систему национального образования России // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1. С. 4—11.

Сформулированные выводы приводят к основным положениям киберонтоло-гической концепции развития личности и жизнедеятельности человека XXI в.:

- модель жизнедеятельности человека в XXI в. строится с учетом существования параллельной современному миру реальности — киберпространства;

- в социальные процессы включается процесс киберсоциализации личности, который может приобретать контролируемый или относительно направляемый характер, выражающийся в раскрытии позитивного потенциала компьютерной, цифровой, электронной техники и нивелировании негативных последствий киберсоциализации;

- киберпространство предоставляет возможности для удовлетворения потребностей, раскрытия способностей, обеспечения эффективной профессиональной деятельности и комфортной повседневной жизни человека, исходя из его психовозрастных, гендерных, социокультурных, этноконфессиональных, личностных и индивидуальных особенностей.

Таким образом, основная роль киберонтологической концепции заключается в регулировании развития личности и жизнедеятельности человека в кибер-пространстве с учетом современных условий и тенденций воспитания, а также ближних и дальних перспектив эволюции человечества.

Закончить статью хочу современной притчей, которую специально написал вместо предисловия к своей монографии «Теория киберсоциализации человека»17:

Начало XXI века. Три современных мудреца поспорили о том, какое из изобретений и открытий людей имеет больше пользы для Человечества.

Первый Мудрец сказал:

- Безусловно, самым полезным изобретением для человечества является письменность. Ведь письменность стала формой существования языка. Благодаря письменности люди научились по-новому передавать информацию и накопленные знания от поколения к поколению.

- Конечно, письменность — это важное изобретение, — сказал второй Мудрец, — но, я считаю, что самым полезным изобретением для человечества стало книгопечатание. Именно книги стали кораблями мысли, странствующими по волнам времени, бережно несущими свой драгоценный груз от поколения к поколению. Книга — инструмент насаждения мудрости.

Третий Мудрец сказал:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Друзья мои, письменность и книгопечатание, несомненно, полезны для человечества, но ведь их изобрели очень давно, с тех пор люди сделали много новых открытий. Электричество является по-настоящему самым полезным открытием для человечества. Без него нельзя представить современную цивилизацию! Электричество используют для освещения, передачи информации, приведения механизмов в движение...

- Простите, я случайно услышал Ваш разговор, — вступил в их беседу молодой человек, проходивший мимо, — уважаемые мудрецы, а не кажется ли вам, что самым полезным изобретением для человечества стали микропроцессоры? На их основе люди сначала создали, а теперь усовершенствуют современные

17 Плешаков. Теория киберсоциализации человека. С. 6.

компьютеры, мобильные телефоны, цифровые фотоаппараты и другую технику. Теперь у человечества есть много киберпомощников, есть Интернет как кладезь полезной и мусорка для бесполезной информации. Что вы скажете на это? И три мудреца хором ответили молодому человеку: — Время рассудит...

Ключевые слова: киберпространство, киберреальность, киберонтология, ки-беронтологический подход в образовании, киберпедагогика, киберпсихология, Homo Cyberus, киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека, социализирующая среда, киберсоциализация, киберэво-люция, коммуникация, досуг, познание, труд.

Cyberontologic concept developments

of the personality and activity of the person of the XXI century and education problems

V. Pleshakov

In article the essence ofthe cyberontologic concept ofdevelopment ofthe personality and activity of the modern person, urged to prove the potential of constructive use of socializing, training and educational opportunities of ICT, computer, Internet and digital technologies, proceeding from sociocultural, psychoage, gender, ethnoconfessional, personal and specific features of the person is designated. The idea of development of cyberpedagogics (innovative branch of the psychology and pedagogical thought which is scientifically proving specially organized purposeful and systematic activity on cybereducation, cybertraining and cybereducation of the modern person in the course of his cybersocialization by means of modern information and communication, electronic, digital, computer and Internet educational technologies) reveals and justification of need of application of cyberontologic approach in education, effective in the solution of actual problems of education and training of the person of the XXI century is given.

Keywords: cyberspace, cyberreality, cyberontology, cyberontologic approach in education, cyberpedagogics, cyberpsychology, Homo Cyberus, the cyberontologic concept of development of the personality and activity of the person, the socializing environment, cybersocialization, cyberevolution, communication, leisure, knowledge, work.

Список литературы

1. Воинова О. И., Плешаков В. А. Киберонтологический подход в образовании: Монография / В. А. Плешаков, ред. Норильск, 2012.

2. Дима Соловьев. Новые медиа, социальные сети, complexity, медиаскетизм и презентации [Электронный ресурс]. URL: http://www.soloveev.ru

3. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения (Педагогическая наука — реформе школы). М., 1988. С. 16-17.

4. Плешаков В. А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования: Сб. науч. ст. / В. А. Сласте-нин, Е. А. Леванова, ред. М., 2005. Вып. 21. С. 48-49.

5. Плешаков В. А. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 131-141.

6. Плешаков В. А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен // Преподаватель XXI век. 2009. № 3. Т. 1. С. 32-39.

7. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens'a до Homo Cyberus'a: Монография. М., 2012.

8. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека: Монография / А. В. Мудрик, общ. ред. М., 2011.

9. Плешаков В. А. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1. С. 27-31.

10. Плешаков В. А., Воинова О. И., Плешакова К. А. Трансформация социального воспитания в XXI веке: о реализации идей В. А. Сластёнина и А. В. Мудрика в киберпедагоги-ке // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 32-37.

11. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека и интегративные тенденции киберпеда-гогики // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В. А. Сластенина: В 2-х ч. 16-17 сентября 2010 г. М., 2010. Ч. 1. С. 613-617.

12. Плешаков В. А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2010. Т. 16. № 2. С. 15-18.

13. Плешаков В. А. О киберсоциализации человека и необходимости разработки инновационной отрасли психолого-педагогической мысли — киберпедагогики // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Межвуз. сб. науч. тр. Калининград, 2009. Вып. 25. С. 129-133.

14. Сластенин В. А., Жог В. И., Борисова Н. Ю., Плешаков В. А, Подымова Л. С. Модели системной интеграции инновационной международной образовательной практики в систему национального образования России // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1. С. 4-11.

15. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.