Научная статья на тему 'Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях Интернет-среды'

Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях Интернет-среды Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1433
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / КИБЕРОНТОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Плешаков Владимир Андреевич

Статья посвящена инновационной сфере человекознания киберонтологии, а также вопросам обеспечения информационно-психологической безопасности киберсоциализации человека в социальных сетях Интернет-среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях Интернет-среды»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2010. Вып. 4 (19). С. 131-141

Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации

ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ1

В. А. Плешаков

Статья посвящена инновационной сфере человекознания — киберонтологии, а также вопросам обеспечения информационно-психологической безопасности киберсоциализации человека в социальных сетях Интернет-среды.

XXI век по праву носит имя «Эры информации». В условиях современного общества информация стала одним из самых ценных ресурсов, практически мгновенно распространяемых во времени и в пространстве. Одновременно с каждым днем возрастает актуальность задачи фильтрации т. н. «спама» (англ. spam — практически бесполезная информация), в котором в ближайшем будущем может «утонуть» современный человек — Homo Sapiens, на рубеже XX—XXI вв. ставший еще и «Homo СуЬегш’ом»2.

Современный человек постоянно, фактически каждый день своей жизни, получает и обрабатывает гигантские объемы информации. «Homo Cyberus» буквально живет внутри информации, живет информацией, и перенасыщение информацией, а также информационный голод — одни из первых причин, почему люди в XXI в. испытывают стресс. При этом информации в современном мире, даже по самым скромным подсчетам, в несколько сотен тысяч раз больше, чем человек самостоятельно может обработать. Кроме того, этой информации во много раз, гораздо больше, чем необходимо человеку для адекватного удовлетворения своих актуальных потребностей. И будучи воспринятой, не всякая информация, даже необходимая и полезная чем-либо человеку, эффективно им перерабатывается, остается в памяти, используется по жизни.

Одним из самых популярных вопросов XXI в. является вопрос конкретного объема или количества информации, существующей в современном мире. При всем при том на сегодняшний день измеряют не объем информации, а скорость его удвоения. Исследователи и ученые, занимающиеся анализом и контролем

1 Работа выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6.

2 Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’a до «Homo Cyberus’a» // Вопросы воспитания. М., 2010. № 1 (2). С. 92—97.

информационных потоков в глобальном масштабе, отмечают интересные факты: для удвоения количества информации в первый раз человечеству понадобилось 1750 лет (в качестве точки отсчета взято Рождество Христово). Следующее удвоение наступило в 1900 г., а затем для удвоения всей информации на планете понадобилось уже 50 лет (1950)3. В 2000 г. цикл удвоения объема информации составлял всего лишь 5 лет. В наше десятилетие считается, что информация удваивается раз в полгода4. Такие темпы ускорения роста объемов информации впечатляют. Как следствие, резко возросли требования к жизни и деятельности людей в условиях подобного информационного бума, фактически в условиях постоянных информационных перегрузок.

Для обеспечения сохранности психики современному человеку необходимо селективное восприятие информации: избегание «спама» и актуализация личностно-значимой, в том числе профессионально-ценностной информации. Принимая во внимание ограниченность психофизиологических ресурсов человека, чрезвычайно важным становится определение максимально эффективных психологических методов фильтрации информации, обладающей какими-либо ценностными для человека характеристиками. Поскольку, имея дело с крупными объемами входящей информации, анализируя ту, которая помогает удовлетворять актуальные потребности, зачастую в условиях недостатка времени, человек невольно перегружает собственный организм и психику, что приводит к стрессовым состояниям, депрессиям, неврозам и, как следствие, снижению общей жизнеспособности. Воспринимая получаемый информационный поток сквозь селективную призму поиска значимого и ценностного ответа на актуальные вопросы, которые зависят от социокультурных, экономических, политических, духовных, религиозно-конфессиональных, психовозрастных, гендерных, наконец, киберонтологических и прочих условий конкретной социализирующей среды, человек способен повысить эффективность работы с информацией, отфильтровывая ненужный (и вредный!) для успешной жизнедеятельности «спам».

Одним из основных признаков современного общества называют стремительное развитие информационно-коммуникационных и компьютерных технологий, а также собственно систем киберкоммуникаций. В результате у пользователей компьютерных сетей, особенно всемирной глобальной сети Интернет, возникает целый ряд новых, фактически, киберонтологичных ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством и информационной сферой жизнедеятельности.

Собственно, возникает новая актуальная философия жизнедеятельности человека в киберпространстве — киберонтология.

Киберонтология, по нашему мнению, есть бытие и/или жизнедеятельность человека в киберреальности (наиболее ярко представленной сейчас виртуальными мирами компьютерных и приставочных игр, а также киберпространством Интернет-среды), детерминированное уровнем развития самосознания и мотиваци-

3 Васильев Р. Ф. Охота за информацией. М., 1973.

4 Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство: как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь. М., 2008.

онно-потребностной сферой личности, а также комплексом объективных и субъективных микро-, макро-, мезо- и мегафакторов социализирующей среды.

Киберонтология человека теснейшим образом связана с информационной сферой, которая, по законодательству РФ, определяется как «сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением инфор-мации»5.

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать6.

Одним из актуальных в этой сфере становится вопрос обеспечения информационно-психологической безопасности (англ. Information and psychological security) как состояния защищенности человека и/или групп людей от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в киберпространстве.

Мы считаем, что киберсоциализация человека, будучи, с одной стороны, инновационным феноменом, с другой стороны, уже давно стала фактической реальностью нашего мира, неотъемлемой частью социализации современной личности, а также двигателем научно-технического, экономического и социального прогресса человеческого общества.

Термин «виртуальная компьютерная социализация (киберсоциализация)» введен в научный оборот нами в 2005 г. В течение последних пяти лет определение термина «киберсоциализация» претерпевало свои изменения.

Сейчас мы определяем киберсоциализацию человека (от англ. Cyber — связанный с компьютерными технологиями, и в особенности со всемирной глобальной сетью Интернет-префикс, — термин, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идет разговор о компьютерной технике + англ. Socialization — социализация) — социализацию человека в киберпространстве — как процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности.

Киберпространство, как мы считаем, есть некое «созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы»1.

5 Информационная сфера. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ fin_enc/23437

6 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом РФ В. Путиным 09.09.2000, № Пр-1895), см.: [Электронный ресурс]. URL: http://www. scrf.gov.ru/do cuments/5.html

7 Плешаков В. А. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука. М., 2010. № 1. С. 28.

В настоящий момент концепция киберсоциализации человека разрабатывается нами в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6 «Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека»8 и активно позиционируется на просторах Интернета для конструктивного дискурса в тематическом блоге: «Киберсоциализация вместе с кандидатом педагогических наук, доцентом Владимиром Андреевичем Плешаковым» на страницах известной во всем мире блог-платформы и социальной сети с самой широкой аудиторией — «Живого журнала» (в народе сокращенно называемого «ЖЖ»)9.

Какие возможности предоставляет информационная сфера для киберсоциализации? Насколько безопасно может быть организована жизнедеятельность человека в киберпространстве Интернет-среды? Чем обусловлена популярность социальных сетей Интернет-среды? Попытаемся найти ответы на поставленные здесь вопросы во второй части нашей статьи.

Необходимость становления личности в киберпространстве и непосредственно потребность организовывать жизнедеятельность в социальных сетях Интернет-среды с каждым днем все более актуальна и реальна, являясь чуть ли не обязательным критерием социализированности и, напрямую, киберсоциализи-рованности личности в современном социуме. Для человека XXI в., практически вне зависимости возраста вставшего на путь киберсоциализации, уже моветон (от фр. mauvais ton — дурной тон, плохие манеры) не быть зарегистрированным пользователем хотя бы одной социальной сети, не иметь свой персональный сайт и не вести свой блог.

Во всемирной глобальной «паутине» (распространенный в обществе синоним сети Интернет), занявшей в XXI в. ключевую позицию в континууме киберпространства — нового жизненного пространства человека — можно наблюдать целую «галактику» социальных сетей, ставших настоящим полигоном социального воспитания современного человека в контексте киберсоциализации.

Социальные сети в Интернет-среде стали популярным новым киберпространством для жизнедеятельности, новым уровнем сетевого взаимодействия современных людей, говоря простыми словами, своего рода «нишей» или «отдушиной», где каждый зарегистрированный пользователь может найти как актуальную техническую, так и собственно необходимую социальную базу для создания и развития своего виртуального «Я», или «Кибер-альтер-Эго». При этом каждый пользователь получает возможность не просто осуществлять коммуни-

8 Плешаков В. А. МК-7744.2010.6. Психовозрастные основы инновационного социальнопедагогического феномена киберсоциализации человека. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» / Совет по грантам Президента Российской Федерации. Победители конкурса 2010 года по государственной поддержке молодых российских ученых-кандидатов наук. Общественные и гуманитарные науки (см.: [Электронный ресурс]. URL: http://grants. extech.ru/grants/res/winners.php?0Z=6&TZ=K&year=2010).

9 См.: Киберсоциализация вместе с кандидатом педагогических наук, доцентом Владимиром Андреевичем Плешаковым: Киберсоциализируемся вместе, Друзья! [Электронный ресурс]. URL: http://vapleshakov.livejournal.com/

кацию и заниматься творчеством, но также делиться этими «плодами» с многомиллионной аудиторией своих собратьев по социальным сетям. именно социальные сети в Интернет-среде являются одним из современных и актуальных факторов киберсоциализации, так как количество людей, пользующихся данным сервисом, возрастает с каждым днем, буквально ежесекундно.

Под социальной сетью в Интернете понимается «интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время»10.

«Социальная сеть (интернет) направлена на построение сообществ в интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями. Также бывают социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т. п.»11, где обычно используется фолксономия, т. е. т. н. «народная классификация» или практика совместной категоризации различной информации (контента: ссылок, фото, музыки, видео, медиароликов, файлов и др.) посредством произвольно выбираемых меток, называемых тегами.

Мы определяем социальную сеть в Интернет-среде как социализирующее киберпространство для группы людей, объединенных в данное конкретное Интернет-сообщество, совместно организующих многообразную информацию (контент: фото-, аудио- и видеоматериалы, файлы, ссылки и т. п.), презентующих, позиционирующих себя и осуществляющих киберкоммуникацию с другими пользователями.

Собственно, первой социальной сетью в интернет-пространстве стал американский портал www.classmates.com (запущен в 1995 г., количество участников на 2010 г. — около 40 млн; www.odnoklassniki.ru являются его удачным русским аналогом, запущенным только через 11 лет! — в марте 2006 г. За четыре года аудитория сайта насчитывает порядка 50 млн пользователей), деятельность которого оказалась весьма успешной, что за короткий срок спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов по всему миру.

Официальным стартом «Эры социальных сетей» в Интернет-среде можно считать 2003—2004 гг. Именно тогда были запущены такие сервисы, как LinkedIn (www.linkedin.com), МуВрасе (www.myspace.com) и Facebook (www.facebook.com). И если социальная сеть LinkedIn (на август 2010 г. насчитывающая свыше 75 млн пользователей, представляющих более 500 компаний из 150 отраслей бизнеса 200 стран) создавалась с целью установления и поддержания деловых контактов, то владельцы таких социальных сетей Интернет-среды, как MySpace (на август 2010 г. — свыше 140 млн аккаунтов) и Facebook (на август 2010 г. насчитывающая свыше 500 млн зарегистрированных пользователей!), сделали ставку, в первую очередь, на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении, отно-

10 Социальная сеть (Интернет) // [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/ ■даЫ/Социальная_сеть

11 Там же.

сящейся к высшим потребностям и опережающей даже потребности в признании и общении.

Подсчитав аудиторию пользователей многочисленных социальных сетей Интернет-среды в сентябре 2010 г., мы получаем впечатляющую статистику: У6 жителей планеты Земля!

Далее в статье попытаемся проанализировать возможности социальных сетей как киберпространства социального воспитания человека в процессе киберсоциализации, а также условия информационно-психологической безопасности подобной киберонтологии.

Персональные данные пользователя сети можно сделать доступными/закрытыми целиком или частично для просмотра всем желающим (на примере сайта в www.vkontakte.ru — российского аналога Facebook, сервис запущен, также как и www.odnoklassniki.ru, в 2006 г., но в сентябре. За время своего существования на сайте зарегистрировано порядка 85 млн учетных записей), это такие данные, как: имя и/или никнейм (псевдоним, используемый пользователем в сети), пол, день и место рождения, место проживания, семейное положение, образование, политические и религиозные взгляды, контактная информация (e-mail, телефоны, адрес, номер ICQ, веб-сайт, блог), места работы и отдыха, профессиональная деятельность и карьера, интересы, увлечения и другая всевозможная дополнительная информация.

В социальных сетях Рунета (российского сегмента Интернета) регистрируются люди, главным образом, в возрасте от 14 до 55 лет, составляющие основную аудиторию. При этом можно отметить любопытный факт, что основная аудитория сайта «Одноклассники» несколько старше, чем «ВКонтакте», что может быть обусловлено изначальной «молодежной» направленностью последнего, богатством и разнообразием предлагаемых сервисов и функций (разобраться в которых проще именно представителям молодого поколения), а также тем, что регистрация учетной записи на «Вконтакте» до сих пор осталась бесплатной (читаем — более доступной), в отличие от «Одноклассников», с октября 2008 г. ограничивших функциональность новых учетных записей (для получения возможности использовать все функции сайта вновь зарегистрированным пользователям предлагается отправить платное SMS-сообщение).

Несмотря ни на что, существующие социальные сети Интернет-среды продолжают интенсивно развиваться, появляются их новые аналоги. Все больше людей регистрируются на сайтах подобного рода, создавая (или, как говорят сами пользователи, «заводя») свои персональные странички (аккаунты/учетные записи), благодаря которым они:

• презентуют и позиционируют себя (указывая, практически в обязательном порядке, исходя из политики и имеющейся структуры конкретной сети, свои настоящие Ф.И.О. и другие разнообразные персональные данные);

• находят родственников и одноклассников, друзей, людей, с которыми учились в колледже, вузе и т. п., вместе работали (работают) и отдыхали;

• загружают контент (информационно значимое наполнение: тексты, графика, мультимедиа, ссылки и т. д. и т. п.);

• налаживают полифункциональную коммуникацию с незнакомыми людьми и приобретают дифференцированный опыт отношений и взаимодействия с практически неограниченной аудиторией;

• вступают и/или организуют группы (минисообщества) с целями нахождения единомышленников для обсуждения общих интересующих различных и всевозможных тем (как «мирового масштаба», так и сугубо личных и/или узкопрофессиональных), объединяющих их;

• и многое другое.

Сами по себе социальные сети в большинстве своем бесплатны для их пользователей, однако дополнительные «виртуальные» возможности, имеющиеся у сети, требуют вложения вполне реальных денег. Для этого есть как безопасные, доступные и поддерживаемые большинством операторов сотовой связи ВМВ-сервисы, посредством которых происходит зачисление средств с мобильного телефона на персональный аккаунт, так и другие возможности зачислить («положить», или «кинуть», как говорят люди) деньги на счет, например с помощью платежных терминалов, установленных сегодня чуть ли не на каждом шагу (в магазинах, переходах, на улицах). После чего пользователи, в соответствии с зачисленными на аккаунт финансами, получают возможность купить различные «кибертовары» или оплатить необходимые «киберуслуги». Например, «голоса» — своеобразную виртуальную валюту популярной социальной сети Интернет-среды www.vkontakte.ru — можно потратить либо на повышение рейтинга (визуальной числовой линии, определяющей место пользователя в рейтинге друзей у другого человека), либо на покупку подарков (виртуальная картинка, которую один пользователь сети может подарить другому, после чего она будет отображаться на его персональной странице) и оплату желанных бонусов в приложениях (поскольку друзья в одном и том же приложении социальной сети сотрудничают и/или соревнуются друг с другом, что находит также, как правило, свое отображение в рейтинговой системе приложения). В апреле 2010 г. была анонсирована новая электронная платежная система «Деньги ВКонтакте» с аналогичным вышеописанному функционалом, а также новыми возможностями электронных денег для совершения финансовых операций в Рунете.

Социальные сети Интернет-среды стали новым уровнем социального сетевого (и востребованного, что доказывает перманентный рост количества пользователей) взаимодействия современных людей практически всех возрастов, по крайней мере от подростков до пожилых людей, в процессе их киберсоциализации.

Отдельно стоит сказать о том, что та или иная социальная сеть Интернет-среды может быть использована человеком:

• для киберкоммуникации (современная социальная киберпотребность человека);

• для целей забавы и досуга, а именно для игры с друзьями по сети (специалистами гейм-индустрии создается множество игр и развлекательных приложений для социальных сетей, как говорится, спрос рождает предложение);

• для познания (Интернет, и в частности социальные сети, есть открытое «хранилище» всех знаний человечества);

• с целями конструктивного (или квазиконструктивного) удовлетворения других многочисленных потребностей: от общих (физиологических, экзистенциальных, социальных, престижных, духовных) до частных (например, хозяйственно-экономических, регенеративных, образовательновоспитательных, профессиональных, социального контроля, рекреативных, психотерапевтических и т. д.).

В наше время, когда речь идет о психологии и современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологиях, почему-то принято на каждом шагу» и, в первую очередь, в СМИ, говорить (можно даже сказать, кричать!) о кибераддикции, Интерн ет-аддикции, зависимости от компьютерных игр, зависимости от социальных сетей и т. д. и т. п. Реже можно услышать разговоры или прочитать в популярной, научной и методической литературе про особенности киберсоциализации современных людей, существующие для личности компенсирующие и/или развивающие возможности, а также обучающий потенциал ИКТ, компьютерной техники, Интернет-ресурсов и сервисов.

Вместе с тем, социальные сети Интернет-среды во многом имеют больший демократический информационный и коммуникационный потенциал, чем современные СМИ (главным образом, телевидение, радио, печать и т. п.), распространяющие зачастую «заказные» мнения, используемые как направленный «рычаг нужного воздействия» на человека и социум в целом. Ведь социальную сеть в Интернете строят и определяют ее контент простые пользователи, представители самых разных социальных слоев, люди, имеющие разные уровни образования, занятые в разных сферах рынка труда, обладающие различными взглядами, мнениями и суждениями. Кроме того, киберпространство социальной сети Интернет-среды имеет плюсы в использовании для удовлетворения человеком собственных актуальных потребностей, прежде всего это оперативность, относительно высокая безопасность и доступность, свобода самовыражения, а также возможности выражения взглядов и позиций, легкость нахождения единомышленников и оппонентов.

С точки зрения киберсоциализации личности, человек, являющийся пользователем той или иной (зачастую сразу нескольких) социальной сети Интернет-среды, получает уникальную возможность не просто заявить «для всех» свой социальный статус, проявить не только свою индивидуальность и уникальность, но и свой нонконформизм или, наоборот, становиться более конформным, так как, организуя и осуществляя часть собственной жизнедеятельности в киберпространстве, с нажатием «всего одной кнопки», он может посетить страницу любого (случайного или референтного) пользователя, ознакомиться, в зависимости от политики и имеющейся структуры социальной сети, а также установок самого владельца учетной записи, с его интересами и увлечениями, посмотреть его фотоальбомы, группы, в которых он состоит, его записи на «стене», послушать избранную им музыку, другие медиафайлы (фильмы, видеоролики и др.), вступить с ним, при необходимости, в киберкоммуникацию. Все это происходит в режиме реального времени (что называется, онлайн), пользователь чувствует себя в безопасности, не испытывает «географический дискомфорт» (в Интернете, как говорится, «весь мир находится на расстоянии одного клика мыши»:

от блога Президента РФ Д. А. Медведева http://community.livejournal.com/blog_ medvedev/ до персональной странички друга или незнакомца), при этом чувствует себя представителем данного Интернет-сообщества (современная социальная киберпотребность человека), ведет диалоги в онлайн- и оффлайн-режиме с его членами, обсуждает конкретные темы в определенной группе с другими активными пользователями (в том числе, используя модный и ставший доступным в 2010 г. мобильный Интернет).

Все эти и многие другие факты не только подтверждают реализуемый современной личностью потенциал киберонтологии, но и заставляют человека стремиться целенаправленно организовывать жизнедеятельность и проводить много времени (в крайних случаях — «жить в параллельной реальности»12) в киберпространстве, например регулярно обновлять персональную страницу той или иной социальной сети Интернет-среды, молчаливо успокаивать себя тем, что здесь всегда есть чем заняться: обсудить интересующую тему, провести время в просмотре видеороликов и фильмов или прослушивании музыки, запустить игровое или развлекательное приложение, посетить персональные страницы близких или незнакомых людей... и тогда существующее реальное время жизни начинает заменяться и/или подменяться (в смысле актуальности) временем жизнедеятельности в киберреальности.

Важно понимать, что сеть Интернет и непосредственно социальные сети Интернет-среды затягивают, а ведь уход от реальности в киберпространство тех же социальных сетей может нести в себе личностную и профессиональную опасность. При этом необходимо осознавать, что многочисленные компьютерные и приставочные игры, всемирная «паутина» Интернет, различные социальные сети сами по себе безвредны. Простите за резкую, может быть, аналогию, но так же, как не каждая муха попадет в расставленную паутину, не каждый человек, использующий киберпространство для организации жизнедеятельности, станет кибераддиктом. Собственно, именно предрасположенные к зависимостям (ад-диктивные) люди своей жизнедеятельностью в киберпространстве, в том числе в социальных сетях Интернет-среды, делают их потенциально опасными для своего психофизического здоровья.

Популярность и аддиктивный потенциал социальных сетей Интернет-среды могут быть обусловлены тем, что они затрагивают все основные виды деятельности: игру, общение, учение, труд, перенося их, не всегда с соблюдением правил информационно-психологической безопасности, и в зону киберонтологии как сферы жизнедеятельности современного человека в киберпространстве.

Благодаря использованию человеком социальных сетей и других ресурсов Интернет-среды радикально меняется (и, безусловно, дальше будет продолжать меняться) поток постоянно растущих объемов информации, но далеко не всегда знания (в наше время особенно остро встает проблема соотношения информации и знания)! Тем не менее, это приводит к тому, что у активных пользователей современных технологий в процессе киберсоциализации качественно трансформируются психические процессы, такие как:

12 Фисенко Т. Жизнь в параллельной реальности // Hi-Tech Pro. 2009. Март. С. 134—135.

139

• познавательные, а именно: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь;

• эмоционально-мотивационные: эмоциональные состояния, собственно, эмоции и чувства, потребности, мотивация;

• личностные характеристики: характер и темперамент, индивидуальные особенности;

• а также сознание, деятельность, специфика межличностных и групповых отношений обретают характер сетевых, формирующихся в условиях информационно насыщенной социализирующей среды киберпространства, пронизывающего современную реальность.

Социальные сети Интернет-среды, ставшие фактически актуальным полигоном социального воспитания современного человека в контексте киберсоциализации, обеспечивают отличные от реальной жизни и относительно безопасные возможности принадлежности к определенным социальным категориям, референтным группам, а также, благодаря информационной, коммуникативной, рекреационной, терапевтической, креативной, киберонтологической и другим своим функциям, потенциал для создания виртуальной личности («Кибер-аль-тер-Эго») и относительно безопасное экспериментирование с идентичностью.

У современной молодежи — активных пользователей социальных сетей и других ресурсов Интернет-среды — иначе, чем у «киберстерильных» представителей населения, организуется жизнедеятельность, развиваются интеллектуально-познавательные способности, они по-другому воспринимают внешний мир и составляющее его окружение — как бы в ином социально-временном сетевом измерении. Речь идет не только о навыках владения современными информационно-коммуникационными технологиями и компьютерной техникой, но и об изменениях фундаментальных духовно-культурных структур13, понятийного поля и многообразных представлений, мировоззрения.

Поколение человечества рубежа XX—XXI вв. — поколение киберсоциализации — поколение «Homo Cyberus», выросшее в тесном контакте с компьютерными технологиями и мобильной (сотовой) связью, отличается от предыдущих поколений по мировоззрению, структуре самосознания личности и мотиваци-онно-потребностной сфере в психологическом, моральном и духовно-нравственном плане.

Ключевые слова: Интернет-среда, киберсоциализация, киберонтология, социальные сети Интернет-среды.

13 Плешаков В. А. Киберсоциализация и Православие: к постановке проблемы духовнонравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодежи // Вестник ПОЛУ. Серия IV: Педагогика. Психология. М.: ПСТГУ, 2010. № 2 (17). С. 68—76.

Cyberontology and Psychology of Safety of Information Sphere: an Aspect of Cybersocialization of the Person

in Social Networks of the Internet Environment

V. A. Pleshakov

This article is devoted to innovative sphere of human knowledge — cyberontology, and also to questions of support of information-psychological safety of cybersocialization of the person in Internet environment social networks.

This article is fulfilled within the limits of the grant of the President of the Russian Federation for the state support of young Russian scientists — candidates of sciences (Competition MK-2010), project MK-7744.2010.6.

Keywords: Internet environment, cybersocialization, cyberontology, social networks of the Internet environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.