рования), так и характеристик микросоциальности (способность человека быть субъектом социальных отношений, самореализация своей индивидуальности в реальных социальных условиях, помощь в обретении индивидуального социального.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления / Отв. ред. О.В. Краснова. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. - 160 с.
2. Кон И. С. «Я» как историко-культурный феномен // Социологическая психология. - М.: Моск. психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - С. 233-253.
3. Мид Дж. Г. От жеста к символу // Американская социологическая мысль: Тексты. - М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - С. 213-222.
3. Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов: Монография. - Новосибирск: Наука, 2007. - 380 с.
УДК 37
Плешаков Владимир Андреевич
Московский педагогический государственный университет
dionis- v@yandex. ги
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Предложена концепция киберсоциализации человека как инновационного социально-педагогического феномена. Раскрываются общие потенциальные возможности социального развития и социального воспитания современного человека в процессе использования ресурсов киберпространства Интернет-среды. Определяется актуальная идея о необходимости разработки новой отрасли психолого-педагогической мысли — киберпедагогики.
Ключевые слова: Интернет-среда, киберсоциализация, киберпедагогика, социальное воспитание.
Социально-культурные и экономические преобразования, происходящие в современном мировом сообществе, интенсивно влияют на различные сферы жизнедеятельности личности. В этой связи приобретают новую актуальность проблемы социализации человека. Известно, что социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной мировой культуры.
С появлением и развитием компьютерных технологий, особенно благодаря динамичной киберэволюции всемирной глобальной сети Интернет (которую некоторые исследователи смело называют «альтернативой человеческому мозгу») современный человек, как Homo Sapiens, на рубеже XX-XXI веков, фактически, превращается в уникальный новый вид - «Homo Cyberus», а пси-холого-педагогическая наука обогатилась появлением инновационного социально-педагогического феномена - процесса киберсоциализации человека. Термин виртуальная компьютерная социализация (киберсоциализация) [1] введён в научный оборот нами в 2005 году. В течение
последних пяти лет определение термина «киберсоциализация» претерпевало свои изменения.
Сейчас мы определяем киберсоциализацию человека [3] (от англ. Cyber- - в настоящий момент, связанный с компьютерными технологиями и всемирной глобальной сетью Интернет префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт разговор о компьютерной технике + англ. Socialization -социализация) - социализацию личности в киберпространстве - как процесс качественных изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности. Киберсоциализация человека особенно ярко происходит в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть вследствие использования его ресурсов и в процессе коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку во всемирной глобальной сети Интернет (в первую очередь, в социальных сетях, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах (имеется в виду IRC (Internet Relay
© Плешаков В.А., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
15
^а0, блогах, интернет-пейджерах, телеконференциях и опНпе-играх).
Соглашаясь с А.В. Мудриком, мы, в контексте глобализации условий социализации, также относим глобальную сеть Интернет - «непрерывно уточняемую модель совокупного духовного и материализованного информационно потенциала общества, и в этом своём качестве она представляет собой мощный информационный базис для самых разнообразных видов и направлений человеческой деятельности» [3] - к мегофакто-рам социализации, наряду с космосом, планетой, миром, одновременно воспринимая сеть Интернет как часть средств массовой коммуникации, т.е. как мезофактор социализации.
В процессе киберсоциализации, а именно исходя из специфики представленности и влияния факторов киберпространства Интернет-среды (как, одновременно, мега- и мезофактора социализации) на процесс социализации личности, у человека возникает целый ряд новых, фактически, киберонтологичных ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством - этим новым жизненным пространством человека [4].
Темпы роста всемирной сети Интернет высоки и продолжают динамически нарастать как за счёт увеличения количества пользователей Интернетом во всех регионах земного шара, так и за счёт роста объёмов информации в самом Интернете, ставшим удобным способом удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей современного человека.
Опираясь на созданную А. Маслоу пирамиду потребностей, можно однозначно предположить, что пользователи сети Интернет, в процессе своего социального развития, находят как удовлетворение, так и квазиудовлетворение (мнимое, не настоящее удовлетворение) собственных актуальных потребностей личности:
- физиологические потребности: заказ желаемой еды и напитков через Интернет позволяет удовлетворить голод и жажду человека, обращение к Интернет-ресурсам эротического содержания - потребность в половом влечении;
- экзистенциальные потребности: опосредованная компьютером и зачастую анонимная коммуникация с другими пользователями сети Интернет удовлетворяет потребность в безопас-
ности собственного существования, распространённость и доступность компьютерных технологий и глобальная интернетизация современного жизненного пространства позволяют ощущать человеку комфорт и постоянство условий жизнедеятельности;
- социальные потребности: разнообразные опНпе-игры и социальные сети, появившиеся и ставшие очень популярными особенно за последние каких-то три-четыре года, обеспечивают удовлетворение потребности в принадлежности к определённым социальным группам, установлении новых социальных связей и общении, а также организации совместной деятельности;
- престижные потребности: различные Интернет-ресурсы, позволяющие опубликовать для всех своё разнообразное творчество (от фотографий и т.п. до стихотворений и т.д.) и ознакомится с творчеством других пользователей Интернета способствуют удовлетворению потребности в самоуважении и уважении со стороны других, одобрении и признании, достижении успеха и высокой оценки;
- духовные потребности: многообразные возможности презентовать себя в киберпространстве Интернет-среды позволяют удовлетворять потребности в самоактуализации и самовыражении в части реализации потенциальных возможностей по развитию собственной личности: например, принимать решения, достигать поставленных целей, рисковать, брать на себя ответственность, руководить людьми и т.д.
Интернетизация жизненного пространства современного человека стала сама по себе новой потребностью: Интернет «должен быть всегда под рукой», поскольку киберпространство виртуальной социализирующей Интернет-среды предоставляет практически неограниченные возможности по удовлетворению и/или квазиудовлетворению фактически любых познавательных потребностей личности в области приобретения желаемых знаний, развития необходимых умений, поиске и исследовании всего того, что только может заинтересовать человека.
Активными пользователями Интернета в более чем 150 странах мира является свыше миллиарда человек! Аналитиками приводится статистика, согласно которой размер сети ежемесячно увеличивается на 7-10%. Сегодня Интернет только в России (Рунет), за всего 15 лет своего существования, по заявлению президента РФ Дмитрия Мед-
ведева на открытии Российского Интернет-форума в 2008 году (РИФ-2008 [5]), составляет около 40 миллионов пользователей (практически 30 миллионов из которых являются активными пользователями, проводя в Интернете в среднем около часа и более в день). На объединенной конференции РИФ+КИБ [6], которая состоялась 22-24 апреля 2009 года Дмитрий Медведев отметил, что за последнее время Интернет развился в полноценную саморегулируемую систему, довольно сильно влияющую на все стороны нашей жизни, а на передний план вышли социальные сети и блоги.
Киберпространство Интернет-среды - это не только особый «срез реальности» - искусственной реальности - киберреальности (виртуальной реальности), но, как мы считаем, некое созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы, ставшее действительно своеобразным новым жизненным пространством со своими «жителями-обитателями» и специфическими особенностями киберкоммуникации.
Особенности жизнедеятельности (в том числе, специфика коммуникации) в киберпространстве оказывают влияние на реальную идентичность пользователей на основании того, что Интернет-среда обеспечивает отличные от реальной жизни возможности принадлежности к определенным социальным категориям, референтной группе; а также благодаря влиянию особенностей киберкоммуникации на создание виртуальной личности и относительно безопасное (к тому же, виртуальное) экспериментирование с идентичностью. Известно, что коммуникация в киберпространстве обладает рядом функций: информационной, коммуникативной, рекреационной, терапевтической, креативной и т.д. Киберкоммуникация предоставляет пользователям возможность компенсации и нивелирования в ходе опосредствованного Интернет-средой общения объективных и субъективных препятствий, которые нередко делают болезненными непосредственные, т.е. прямые контакты: действительные, либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи, некоторые свойства характера или инвалидность, психические заболевания. Жизнедеятельность в киберпространстве особенно важна для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним, объективным или субъективным причинам) межличностно обеднена. В этих случаях киберпространство Ин-
тернет-среды фактически становится альтернативой непосредственного (реального) окружения, а человек только киберсоциализируется. Тем не менее, для достаточно большого числа инвалидов подобная киберсоциализация (которая может быть как позитивной, так и негативной (квазисоциализация)) может рассматриваться как практически единственная альтернатива социализации в условиях реальной жизнедеятельности.
Необходимо сделать отдельный акцент на том, что в современном реальном мире наблюдается перманентно возрастающая стрессогенность факторов социализирующей среды, виртуальное же пространство (представленное как в целом компьютерными сетями и всемирной глобальной сетью Интернет, так и конкретными виртуальными мирами многочисленных offline- и online-игр) воспринимается человеком как «не настоящее» как на сознательном, так и на подсознательном уровнях, не несущее в своём содержании опасности, не требующее обязательной ответственности за свои поступки, не создающее «стрессы на каждом шагу». Как отмечают сами пользователи Интернета (и геймеры, особенно те, кто предпочитают online-игры, и здесь мы снова согласимся с А.В. Мудриком, который отмечает, что практически любая «компьютерная игра даёт игроку возможность ощутить себя как свой идеал» [3, с. 257]), в виртуальном мире им легко и свободно, в нём стираются возрастные и статусные границы, возможно с большей степенью вероятности удовлетворить свои желания и стремления, оправдать экспектации и самоэкспектации, реализовать себя. К сожалению, большинство пользователей Интернета, в том числе online-геймеров, проводящих всё свободное время в киберпространстве (зачастую в ущерб жизнедеятельности в реальном мире) не осознают, что, встав на путь киберсоциализации, они, к сожалению, фактически, скорее квазисоциализируются, что эта желаемая ими самореализация в виртуальном пространстве нередко является псевдосамореализацией...
В целом в процессе киберсоциализации перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса. Кроме того, Интернет-среда существенно влияет на усвоение социальных норм, формирование ценностных ориентаций; является зачастую системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни человека подразумевают
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
17
такие ориентиры развития, которые основаны на всё возрастающей роли так называемого современного информационного образа жизни.
Таким образом, необходимо принять киберпространство Интернет-среды, как относительно не зависящую от человека виртуальную реальность, динамично развивающуюся в современной действительности, в рамках которой он организует собственную кибержизнедеятельность и киберсоциализируется.
Киберсоциализация человека видится нами как современный психолого-педагогический феномен киберонтологии личности в рамках теории социального воспитания и единой концепции педагогики и психологии жизненного пути личности. В этой связи, качество времени, проводимого человеком в киберпространстве Интернет-среды (кибержизнедеятельность), может стать одним из ведущих параметров оценки успешности жизнедеятельности личности, его можно повышать за счёт увеличения активности жизнедеятельности, развития интеллекта, эмоций и чувств, социально-позитивных качеств (в том числе, профессионально-значимых) личности средствами киберпространства виртуальной социализирующей Интернет-среды. Возможно создание специальных социально-педагогических кибертехнологий обеспечения высокого качества времени кибержизнедеятельности современного человека в киберпространстве, минимизирующих возможные негативные последствия (в первую очередь, кибераддикцию).
Таким образом, мы считаем, что перед современными педагогами и психологами закономерно встаёт задача не просто учёта и использования Интернет-ресурсов для позитивной социализации и социального воспитания человека как субъекта жизнедеятельности с целью повышения успешности педагогического процесса обучения и воспитания, а также развития личности, но и задача создания киберонтологической концепции педагогики и психологии жизненного пути личности. Применение современных информационных и коммуникационных технологий ведет к развитию и преобразованию деятельности человека практически любого возраста и статуса за счет возникновения новых навыков, операций, процедур и способов выполнения действий, новых целевых и мотивационно-смысловых структур, новых форм опосредствования и совсем новых видов деятельности в виртуальной социализирую-
щей среде киберпространства, тщательное изучение которых позволит раскрыть позитивный социально-педагогический потенциал феномена киберсоциализации человека и выработать превентивные стратегии избегания квазисоциализации личности, разработать алгоритмы профилактики негативных последствий процесса киберсоциализации.
Необходима разработка инновационной отрасли психолого-педагогической мысли - киберпедагогики, позволяющей современному Homo Sapiens’y ставшему «Homo Cyberas^», научиться использовать социализирующие и воспитательные возможности компьютерных и Интернет-ресурсов, исходя из социокультурных, психовозрастных, гендерных, личностных и индивидуальных особенностей человека.
Киберпедагогика представляется нам инновационной отраслью психолого-педагогической мысли, научно обосновывающей специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационнокоммуникационных технологий.
Библиографический список
1. Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования: Сб. науч. статей. Вып. 21. / Под ред. В.А. Сластё-нина, Е.А. Левановой. - М.: МПГУ-МОСПИ, 2005. - С. 48-49.
2. Плешаков В.А. Особенности виртуальной компьютерной социализации личности // Проблемы педагогического образования: Сб. науч. статей. Вып. 25. / Под ред. В.А. Сластёнина, Е.А. Левановой. - М.: МПГУ-МОСПИ, 2006. - С. 23-25.
3. МудрикА.В. Социализация человека. - М.: Академия, 2006. - С. 247-248.
4. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека в информационном пространстве // Информация и образование: границы коммуникаций NF0'2009: Сб. науч. трудов. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. - С. 51-52. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://info-alt.ru/go/index.php? option=com_content&view=article&id=85:2009-08-05-15-13-38&catid=4:2009-07-15-17-32-29&Itemid=5
5. http://2008.rif.ru/
6. http://2009.rif.ru/