Научная статья на тему 'Нормативно-правовые основы гражданско-патриотического воспитания в России'

Нормативно-правовые основы гражданско-патриотического воспитания в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2626
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / PATRIOTISM / CITIZENSHIP / PATRIOTIC EDUCATION / CIVIC EDUCATION / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Екатерина Евгеньевна

На каждом этапе исторического развития России менялось представление о патриотизме и гражданственности. Оно находило свое отражение в нормативно-правовых документах, задававших ориентиры по организации патриотического или гражданского воспитания. Этот вопрос остается актуальным и сегодня: как законодатель определяет понятия «патриотизм», «гражданственность» и «гражданско-патриотическое воспитание», входит ли в число базовых направлений воспитания гражданско-патриотическое воспитание. С начала 2000-х гг. остро встал вопрос возрождения патриотизма и гражданственности, претерпевающих сильнейший упадок. Исторический опыт показывает, что важнейшим средством формирования патриотизма и гражданственности является институт образования, осуществляющий воспитание подрастающего поколения. В связи с этим на сегодняшний день существует ряд нормативных правовых документов на федеральном и региональном уровнях, определяющих основы патриотического и гражданского воспитания в России. Но законодатель не обозначает четких различий между гражданским, патриотическим и гражданско-патриотическим воспитанием, поскольку отсутствуют нормативно установленные определения понятий «гражданское воспитание» и «гражданско-патриотическое воспитание», которыми законодатель активно оперирует. Проблема понимания сущности этих понятий сегодня доросла до необходимости их четкого нормативного закрепления, поскольку действующее законодательство закрепляет гражданско-патриотическое воспитание одним из базовых направлений. Реализация государственной политики, направленной на создание правовых, социально-экономических, организационных и иных условий гражданско-патриотического воспитания, в полной мере невозможна без всесторонней, глубокой разработки понятийного аппарата проблемы. Принятие на федеральном уровне нормативного правового акта, регламентирующего патриотическое воспитание, позволит устранить существующие пробелы и противоречия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреева Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY bases OF CIVIc-PATRIOTIC EDUCATION IN RUSSIA

At each stage of the historical development of Russia the idea of patriotism and citizenship was interpreted in a different way. It is reflected in the legal documents that set the guidelines for the organization of patriotic or civic education. This question remains relevant today: how the legislation defines the concepts of «patriotism», «citizenship» and «civic-patriotic education», and whether the basic directions of education include civic-patriotic education. Since the early 2000s the issue of the revival of patriotism and citizenship, which are undergoing a severe decline, became acute. Historical experience shows that the most important means of patriotism and citizenship formation is the Institute of education, which teaches the younger generation. In this regard, today there are a number of regulatory documents at the Federal and regional levels, defining the foundations of patriotic and civic education in Russia. But the legislation does not indicate clear differences between civic, patriotic and civic-patriotic education, since there are no definitions of the concepts of «civic education» and «civic-patriotic education», which are actively used in legal practice. The problem of understanding the essence of these concepts has now grown to the need for a clear regulatory consolidation, as the current legislation establishes civic-patriotic education as one of the basic directions. The implementation of the state policy aimed at the creation of legal, socio-economic, organizational and other conditions of civic-patriotic education is fully impossible without a comprehensive, in-depth development of the conceptual apparatus of the problem. The adoption at the Federal level of a normative legal act regulating patriotic education will eliminate the existing gaps and contradictions.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые основы гражданско-патриотического воспитания в России»

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.035.6

ББК 4400.52 ГРНТИ 14.01.80 Код ВАК 13.00.01

Андреева Екатерина Евгеньевна,

ассистент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург,

пр-т Космонавтов, 26; e-mail: bulgackova@yandex.ru.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотизм; гражданственность; патриотическое воспитание; гражданское воспитание; нормативно-правовые акты.

АННОТАЦИЯ. На каждом этапе исторического развития России менялось представление о патриотизме и гражданственности. Оно находило свое отражение в нормативно--правовых документах, задававших ориентиры по организации патриотического или гражданского воспитания. Этот вопрос остается актуальным и сегодня: как законодатель определяет понятия «патриотизм», «гражданственность» и «гражданско-патриотическое воспитание», входит ли в число базовых направлений воспитания гражданско-патриотическое воспитание. С начала 2000-х гг. остро встал вопрос возрождения патриотизма и гражданственности, претерпевающих сильнейший упадок. Исторический опыт показывает, что важнейшим средством формирования патриотизма и гражданственности является институт образования, осуществляющий воспитание подрастающего поколения. В связи с этим на сегодняшний день существует ряд нормативных правовых документов на федеральном и региональном уровнях, определяющих основы патриотического и гражданского воспитания в России. Но законодатель не обозначает четких различий между гражданским, патриотическим и граж-данско-патриотическим воспитанием, поскольку отсутствуют нормативно установленные определения понятий «гражданское воспитание» и «гражданско-патриотическое воспитание», которыми законодатель активно оперирует. Проблема понимания сущности этих понятий сегодня доросла до необходимости их четкого нормативного закрепления, поскольку действующее законодательство закрепляет гражданско-патриотическое воспитание одним из базовых направлений. Реализация государственной политики, направленной на создание правовых, социально-экономических, организационных и иных условий гражданско-патриотического воспитания, в полной мере невозможна без всесторонней, глубокой разработки понятийного аппарата проблемы. Принятие на федеральном уровне нормативного правового акта, регламентирующего патриотическое воспитание, позволит устранить существующие пробелы и противоречия.

Andreeva Ekaterina Evgenyevna,

Assistant Lecturer, Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

REGULATORY BASES OF CIVIC-PATRIOTIC EDUCATION IN RUSSIA

KEYWORDS: patriotism; citizenship; patriotic education; civic education; civil-patriotic education.

ABSTRACT. At each stage of the historical development of Russia the idea of patriotism and citizenship was interpreted in a different way. It is reflected in the legal documents that set the guidelines for the organization of patriotic or civic education. This question remains relevant today: how the legislation defines the concepts of «patriotism», «citizenship» and «civic-patriotic education», and whether the basic directions of education include civic-patriotic education. Since the early 2000s the issue of the revival of patriotism and citizenship, which are undergoing a severe decline, became acute. Historical experience shows that the most important means of patriotism and citizenship formation is the Institute of education, which teaches the younger generation. In this regard, today there are a number of regulatory documents at the Federal and regional levels, defining the foundations of patriotic and civic education in Russia. But the legislation does not indicate clear differences between civic, patriotic and civic-patriotic education, since there are no definitions of the concepts of «civic education» and «civic -patriotic education», which are actively used in legal practice. The problem of understanding the essence of these concepts has now grown to the need for a clear regulatory consolidation, as the current legislation establis h-es civic-patriotic education as one of the basic directions. The implementation of the state policy aimed at the creation of legal, socio-economic, organizational and other conditions of civic-patriotic education is fully impossible without a comprehensive, in-depth development of the conceptual apparatus of the problem. The adoption at the Federal level of a normative legal act regulating patriotic education will eliminate the existing gaps and contradictions.

Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ (проект № 17-06-00868: «Добровольческая деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания подростков с социально опасным поведением»).

В каждом историческом периоде развития России со сменой власти, политического режима, с участием в войнах, иными масштабными событиями менялось представление о патриотизме и гражданственности. Нормативными правовыми документами устанавливались их цели и специфика, ориентиры по организации патриотического или гражданского воспитания. Эта проблема остается актуальной и сегодня: как законодатель определяет понятия «патриотизм» и «гражданственность», какие направления воспитания устанавливает в качестве базовых, входит ли в их число гражданско-патриотическое воспитание.

Патриотизм и гражданственность — два разных по своей природе, но в то же время теснейшим образом связанных феномена. Эти понятия, будучи междисциплинарными, являются предметом исследования ученых различных отраслей научного знания: философии, социологии, педагогики, культурологии, юриспруденции, политологии. Но изучение их со стороны нормативно-правового аспекта позволяет сконцентрировать внимание на правовом статусе гражданско-патриотического воспитания, четком определении функций и задач органов государственной власти по реализации данного направления в воспитании личности.

В отечественной истории формирование идей патриотизма связывают с образованием Русского государства, когда возникла обязанность выполнения ратного (воинского) долга. Следует отметить, что термин «патриот» появился в России только в XVIII в. в труде вице-канцлера барона П. П. Шафирова, применившего его в значении «сын Отечества».

С активной государственной деятельностью Петра I по укреплению России связано развитие идеи государственности и патриотизма во вновь открывающихся учебных заведениях (школа математических и навигацких наук, цифирные школы, портовые школы). Понимая сущность и значение патриотизма для страны, для ее развития и защиты от многочисленных врагов, Петр I ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей и добродетелей. Таким образом, Петровские указы закрепили патриотизм именно с точки зрения нормы поведения воина.

Усилиями Петра и его сподвижников был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и отечеству». Служба Отечеству, старательность, прилежание и усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и достоинством.

© Андреева Е. Е., 2018

«Делу укрепления государственного патриотизма служила и «Табель о рангах», в которой отмечалось, что «услуги Отечеству, усердие в делах государственных являются высшей доблестью и закреплялись как важнейшее основание для дальнейшего продвижения по службе и награждения государственными наградами» [2].

По-иному видела идеал человека и гражданина императрица Екатерина II. Идея создания «новой породы людей» была разработана Екатериной II и ее главным советником по вопросам образования И. И. Бецким и заключалась в формировании абсолютно нового поколения людей, будущих отцов и матерей, «и так следуя из родов в роды, в будущие веки» [1], способствующего процветанию общества и государства.

Екатерина преследовала цель «создания идеального человека и гражданина» [18, с. 314], причем для императрицы понятия «человек» и «гражданин» были неотделимыми друг от друга: «Правила воспитания суть первыя основания, приуготов-ляющия нас быть гражданами» [3]. Для создания «новой породы людей» была учреждена целая сеть закрытых учебных заведений для детей, откуда должны были выпускаться «прямые граждане, полезные общества члены, служащие оному украшением» [1].

Цель Екатерины II по созданию «новой породы людей» не была достигнута, одной из главных причин неудачи исследователи видят в утопизме самой идеи. Так, О. Г. Чайковская отмечает, что «убеждение, будто предписаниями и законоположениями можно преобразовать общество, его социальную структуру и мировоззрение, бесплодно» [20, с. 123].

Во второй половине XIX в. в отечественной педагогике стали развиваться идеи народности и гражданского воспитания молодежи. Одновременно с этим в школах вводились такие предметы, как «Отчизноведе-ние» и «Отечествоведение». Таким образом, продолжая идеи Екатерины II о формировании гражданственности, в любовь к Родине и служение на благо Родины стали вкладывать не только военную составляющую, но и чувство гражданственности.

Сочетание патриотизма и гражданственности наиболее ярко было выражено в советской России, когда наряду с любовью к Родине возникли всеобъемлющие идеи строительства коммунизма и интернационализма. Вместе с тем на ранних этапах развития советской государственности идеи патриотизма отвергались В. И. Лениным. «Патриотизм находился лишь в подчиненном состоянии по отношению к интернаци-

онализму. До 1930-х гг. термин "патриотизм" практически не находит отображения в советском обществе, считаясь "отголоском самодержавия"» [4, с. 86].

Данный период характеризуется активным гражданским нормотворчеством. Это объясняется необходимостью формирования широкой социальной базы, обеспечивающей цель построения социалистического общества. Прежде всего, это предполагало «появление значительного числа советских граждан беззаветно готовых служить идее коммунизма, социалистическому отечеству, что и определило господствующую в то время парадигму гражданственности» [7].

Решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 г. была образована Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина. В соответствии с положением об организации, целью пионерской организации являлось воспитание юных борцов за дело Коммунистической партии Советского Союза. Торжественное обещание вступающего в ряды пионеров содержало обещание «горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза».

«С приходом к власти И. В. Сталина отношение к патриотизму меняется: идея патриотизма как никакая другая способна мобилизовать и объединить население огромной страны» [4, с. 86]. Вновь сформировавшиеся и упрочнившиеся в советском обществе идеи патриотизма достигли кульминации в годы Великой Отечественной войны. Был осуществлен комплекс мер, направленных на поднятие патриотического духа советского народа, в частности разработана Программа действий под лозунгом «Все для фронта, все для победы», которая излагалась в директиве Совнаркома СССР И ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г.

Доминирующее положение коммунистической идеологии в общественном сознании граждан СССР закреплялось в Программе КПСС следующим определением социалистического патриотизма: «Возникает общенациональная гордость советского человека — важный элемент социалистического патриотизма. С образованием мировой социалистической системы... патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран» (Программа КПСС, 1974 г.).

В ст. 59-69 Конституции СССР добродетели гражданственности были оформлены в виде гражданских обязанностей, исполнение которых считалось критериями проявления советского патриотизма.

Критерии социалистической гражданственности и патриотизма были зафиксированы и в «Моральном кодексе строителя коммунизма», вошедшим в текст «Программы КПСС», принятой XXII съездом партии (1961 г.).

С развалом СССР прекратил существование и такой феномен, как советский патриотизм. В 90-х гг. XX в., как отмечает А. А. Крупник, «российский патриотизм носил неустойчивый, аморфный, неопределенный характер, соответствующий общественным реалиям» [6, с. 16].

«С начала 2000-х гг. патриотизм в России переживал глубокий системный кризис, обусловленный рядом внешних и внутренних факторов, выражающийся в резком смещении акцентов в социально-нравственных ориентирах и утрате духовного единства общества» [17]. С этого времени остро встал вопрос возрождения патриотизма и гражданственности посредством развития граж-данско-патриотического воспитания. В связи с этим в 2001 г. была утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [9]. Документ определяет патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Целью патриотического воспитания, согласно Программе, является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. В рамках реализации данной Программы была разработана Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в которой сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях [5].

Исторический опыт показывает, что важнейшим средством формирования патриотизма и гражданственности является институт образования, осуществляющий воспитание подрастающего поколения.

Сегодня приоритетность воспитания патриотизма и гражданственности определена рядом нормативных правовых документов:

• ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

• Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы»;

• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

• Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

• Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года;

• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и др.

В основополагающих документах в сфере образования и прав ребенка в Российской Федерации одними из основных направлений воспитания определены патриотизм и гражданственность. Так, в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» «государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности» [13]. Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, закрепленных ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», является «воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [12]. В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего, основного общего, среднего общего образования патриотизм и гражданственность относятся к личностным результатам освоения соответствующих образовательных программ.

Таким образом, сегодня законодатель разводит понятия «патриотизм» и «гражданственность». В нормативных документах также обозначены понятия «патриотическое» и «гражданское», раскрыто их содержание.

На смену вышеупомянутой государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» пришла государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 годы», а затем и государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», действующая на сегодняшний день. Программа определяет патриотическое воспитание как «систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов граждан-

ского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [10].

Новое определение патриотического воспитания дополнено субъектами, осуществляющими патриотическое воспитание: институты гражданского общества и семья. В рамках реализации Государственной программы предусмотрена разработка ведомственных (региональных) программ (планов) патриотического воспитания. Таким образом, в большинстве субъектов Российской Федерации действуют региональные программы патриотического воспитания.

В положениях «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» обозначено содержание гражданского и патриотического воспитания. Гражданское воспитание включает:

• создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

• развитие культуры межнационального общения;

• формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

• воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

• развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

• развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

• формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

• разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:

• создание системы комплексного ме-

тодического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;

• формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотиче-ского воспитания;

• повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

• развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

• развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма [16].

В «Основах государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» одним из направлений государственной молодежной политики обозначено граждан-ско-патриотическое воспитание молодежи [14], а в «Плане мероприятий по реализации в 2016-2018 годах», «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» заложены направления развития системы образования, гражданского патриотического воспитания подрастающих поколений [15]. Но в данных документах не раскрывается понятие этого направления в воспитании.

Следует отметить, законодатель, активно оперируя понятиями «гражданское воспитание» и «гражданско-патриотическое воспитание», ни в одном нормативном правовом акте не дает их определения. Следовательно, не установлены четкие различия между гражданским, патриотическим и гражданско-патриотическим воспитанием. Частично восстановить имеющиеся пробелы законодатель планирует в Федеральном законе «О патриотическом воспитании в Российской Федерации», проект которого внесен в Государственную Думу Российской Федерации 15.11.2017 г. [11].

В законопроекте одним из основных направлений патриотического воспитания выделено гражданско-патриотическое воспитание, под которым понимается комплекс мероприятий, направленных на вос-

питание у граждан осознанной необходимости бескорыстного служения России при выполнении служебных, трудовых и общественных обязанностей, любви к родному краю и действиям на его благо, формирование правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей, гордости за сопричастность к выдающимся деяниям предков и их традициям. Авторы законопроекта впервые нормативно указывают на соотношение понятий «патриотическое воспитание» и «граж-данско-патриотическое воспитание», обозначая их как общее и частное.

В ряде субъектов Российской Федерации действуют нормативные правовые акты, регламентирующие гражданско-патрио-тическое воспитание. Например, Закон Ханты-Мансийского АО — Югры «О граж-данско-патриотическом воспитании в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре», Закон Республики Саха (Якутия) «О государственной молодежной политике в Республике Саха (Якутия)», Закон Курганской области «О государственной молодежной политике в Курганской области», Постановление Администрации Смоленской области «Об утверждении областной государственной программы «Молодежная политика и гражданско-патриотическое воспитание граждан в Смоленской области» на 2016-2020 годы», Постановление Правительства Саратовской области «О государственной программе Саратовской области "Патриотическое воспитание граждан в Саратовской области" на 2018-2020 годы» и др. В некоторых документах содержится определение понятия «гражданско-патриотическое воспитание», но применительно лишь к конкретному субъекту Российской Федерации.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что понятия «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое воспитание», «гражданское воспитание», «гражданско-патриотическое воспитание» носят конкретно-исторический характер, основывающийся на объективном состоянии развития общества в определенный исторический период. На сегодняшний день проблема понимания сущности этих понятий доросла до необходимости их четкого нормативного закрепления, поскольку ряд действующих нормативных правовых документов регулирует отношения, связанные с осуществлением в Российской Федерации государственной политики, направленной на создание правовых, социально-экономических, организационных и иных условий гражданско-

патриотического воспитания граждан. Реа- тие на федеральном уровне нормативного

лизация этих условий в полной мере невоз- правового акта, регламентирующего патрио-

можна без всесторонней, глубокой разработ- тическое воспитание, позволит устранить

ки понятийного аппарата проблемы. Приня- существующие пробелы и противоречия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Высочайше утвержденный доклад Академии Художеств Главнаго Директора Генерал-Поручика Бецкаго. О воспитании юношества обоего пола // Полное собрание законов Российской империи. Собр. первое. — СПб., 1830. — Т. 16. — № 12103.

2. Дуров И. Г. Подготовка специалистов для флота при Петре Великом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://history.milportal.ru/2014/07/podgotovka-specialistov-dlya-ilota-pri-petre-velikom/ (дата обращения: 4.12.2018).

3. Екатерина II. Наказ Комиссии о составлении проэкта Новаго Уложения // Сочинения императрицы Екатерины II. — СПб., 1849. — Т. 1. — С. 1-165.

4. Ешев М. А. Патриотизм в советской и постсоветской России // Власть. — 2014. — № 5. — С. 85-89.

5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21.05.2003)) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2004. — № 1.

6. Крупник А. А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде : автореф. дис. ... канд. филос. наук. — М. : ВУ, 1995.

7. Маленков В. В. Динамика гражданственности в России в постсоветский период: структурно-деятельностный подход : автореф. дис. ... канд. соц. наук. — Тюмень, 2006. — 26 с.

8. Масалов А. Г. Гражданственность и патриотизм: теоретико-методологические основы исследования и формы проявления в современных условиях // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. — 2015. — № 3. — С. 73-86.

9. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 № 122. — Режим доступа: http://base.garant.ru/1584972/ (дата обращения: 4.12.2018).

10. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/ (дата обращения: 4.12.2018).

11. О патриотическом воспитании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : проект Федерального закона № 315234-7. — Режим доступа: http://base.garant.ru/57266685/ (дата обращения: 4.12.2018).

12. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 4.12.2018).

13. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 19558/ (дата обращения: 4.12.2018).

14. Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70813498/ (дата обращения: 4.12.2018).

15. Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016-2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 23.12.2015 № 2648-р. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71195422/ (дата обращения: 4.12.2018).

16. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 4.12.2018).

17. Погорелый А. П. Патриотизм как ценность российского общества: социально-философский анализ : автореф. дис. . канд. филос. наук. — М. : ВУ, 2004. — 17 с.

18. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX вв. — СПб., 1912. — Т. 1. — 730 с.

19. Хунагов Р. Д. Множество идентичностей в глобализирующемся мире // Власть. — 2013. — № 2. — С. 4-8.

20. Чайковская О. Г. Воспитание «новой породы» людей (об одном социальном эксперименте XVIII века) // Социологические исследования. — 1987. — № 2. — С. 121-134.

REFERENCES

1. Vysochayshe utverzhdennyy doklad Akademii Khudozhestv Glavnago Direktora General-Poruchika Betskago. O vospitanii yunoshestva oboego pola / / Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobr. pervoe. — SPb., 1830. — T. 16. — № 12103.

2. Durov I. G. Podgotovka spetsialistov dlya flota pri Petre Velikom [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostu-pa: http://history.milportal.ru/2014/07/podgotovka-specialistov-dlya-flota-pri-petre-velikom/ (data obrash-cheniya: 4.12.2018).

3. Ekaterina II. Nakaz Komissii o sostavlenii proekta Novago Ulozheniya // Sochineniya imperatritsy Eka-teriny II. — SPb., 1849. — T. 1. — S. 1-165.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Eshev M. A. Patriotizm v sovetskoy i postsovetskoy Rossii // Vlast'. — 2014. — № 5. — S. 85-89.

5. Kontseptsiya patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossiyskoy Federatsii (odobrena na zasedanii Pravi-

tel'stvennoy komissii po sotsial'nym voprosam voennosluzhashchikh, grazhdan, uvolennykh s voennoy sluzhby, i chlenov ikh semey (protokol № 2(12)-P4 ot 21.05.2003)) // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy. — 2004. — № 1.

6. Krupnik A. A. Patriotizm v sisteme grazhdanskikh tsennostey obshchestva i ego formirovanie v voinskoy srede : avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. — M. : VU, 1995.

7. Malenkov V. V. Dinamika grazhdanstvennosti v Rossii v postsovetskiy period: strukturno-deyatel'nostnyy podkhod : avtoref. dis. ... kand. sots. nauk. — Tyumen', 2006. — 26 c.

8. Masalov A. G. Grazhdanstvennost' i patriotizm: teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovaniya i formy proyavleniya v sovremennykh usloviyakh // Lokus: lyudi, obshchestvo, kul'tury, smysly. — 2015. — № 3. — S. 73-86.

9. O gosudarstvennoy programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 20012005 gody» [Elektronnyy resurs] : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16.02.2001 № 122. — Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/1584972/ (data obrashcheniya: 4.12.2018).

10. O gosudarstvennoy programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 20162020 gody» [Elektronnyy resurs] : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493. — Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/ (da-ta obrashcheniya: 4.12.2018).

11. O patrioticheskom vospitanii v Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] : proekt Federal'nogo zakona № 315234-7. — Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/57266685/ (data obrashcheniya: 4.12.2018).

12. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. — Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 4.12.2018).

13. Ob osnovnykh garantiyakh prav rebenka v Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] : Federal'nyy zakon ot 24.07.1998 № 124-FZ. — Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 19558/ (data obrashcheniya: 4.12.2018).

14. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy molodezhnoy politiki RF na period do 2025 g. [Elektronnyy resurs] : Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 № 2403-r. — Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/ 70813498/ (data obrashcheniya: 4.12.2018).

15. Ob utverzhdenii plana meropriyatiy po realizatsii v 2016-2018 godakh Strategii gosudarstvennoy natsional'noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [Elektronnyy resurs] : Rasporyazhenie Pravi-tel'stva RF ot 23.12.2015 № 2648-r. — Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71195422/ (data obrashcheniya: 4.12.2018).

16. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [El-ektronnyy resurs] : Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 № 996-r. — Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (data obrashcheniya: 4.12.2018).

17. Pogorelyy A. P. Patriotizm kak tsennost' rossiyskogo obshchestva: sotsial'no-filosofskiy analiz : avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. — M. : VU, 2004. — 17 s.

18. Rozhdestvenskiy S. V. Ocherki po istorii sistem narodnogo prosveshcheniya v Rossii v XVIII-XIX vv. — SPb., 1912. — T. 1. — 730 s.

19. Khunagov R. D. Mnozhestvo identichnostey v globaliziruyushchemsya mire // Vlast'. — 2013. — № 2. — S. 4-8.

20. Chaykovskaya O. G. Vospitanie «novoy porody» lyudey (ob odnom sotsial'nom eksperimente XVIII veka) // Sotsiologicheskie issledovaniya. — 1987. — № 2. — S. 121-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.