Научная статья на тему 'Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект'

Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2939
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / HISTORICAL MEMORY / PATRIOTIC EDUCATION / YOUTH / CIVIL IDENTITY / PATRIOTISM / CIVIC CONSCIOUSNESS / STANDARDS AND LEGAL DOCUMENTS / PROJECT TECHNOLOGY / PATRIOTIC PROJECTS / PROJECT ACTIVITY / PROJECT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попп Иван Александрович, Шахнович Илья Семенович

В статье обоснована потребность современного Российского государства в активизации работы по формированию российской гражданской идентичности, описываются необходимость и значимость целенаправленной деятельности федеральных и региональных органов власти, образовательных организаций по сохранению исторической памяти как значимого направления в патриотическом воспитании молодежи и формировании гражданской идентичности народа России, рассмотрены нормативные акты Российской Федерации и Свердловской области, формирующие законодательную основу для системы патриотического воспитания молодежи, сохранения духовно-нравственных ценностей и исторической памяти граждан России. Также в статье приведены примеры образовательных организаций и общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере патриотического воспитания и сохранения исторической памяти. В качестве эффективного инструмента, который используется в деле патриотического воспитания молодежи, развития коммеморативных практик, названа проектная технология, предусматривающая взаимодействие и социальное партнерство образовательных организаций, органов государственной власти, государственных учреждений и общественных объединений, сочетающая традиционные и инновационные элементы воспитательной работы, что оказывает формирующее воздействие на детей и молодежь, способствует увеличению количества и совершенствованию средств и способов сохранения исторической памяти как важного направления в воспитании молодых людей, для которых патриотизм становится естественным и осознанным качеством личности, вызывающим потребность действовать для пользы своей страны и ее народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попп Иван Александрович, Шахнович Илья Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY TO PRESERVE HISTORICAL MEMORY OF RUSSIA’S CITIZENS:LEGAL ASPECT

The article argues the need for activation of work on development of Russian civil identity; the necessity and importance of purposeful activity of federal and regional authorities and educational organizations in historical memory preservation as significant direction in patriotic education of youth and formation of civil identity of the people of Russia are described; regulations of the Russian Federation and Sverdlovsk region forming legislative basis for the system of patriotic education of youth, preservation of spiritual and moral values and historical memory of citizens of Russia are mentioned. The article names the educational organizations and public associations which carry out activity in the sphere of patriotic education and preservation of historical memory. Project technology is an effective tool used in patriotic education and commemoration practices of young people. It is based on cooperation and social partnership between educational establishments, authorities, governmental institutions and non-profit organizations; it combines traditional and innovative elements in educational work which contribute to development of children and young people, increases the quantity and improves the means and ways of historical memory preservation, as an important direction in education of young people for whom patriotism becomes the natural and conscious quality of personality causing the need to work for the country and its people.

Текст научной работы на тему «Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект»

УДК 37.035.6

ББК Ч400.52 ГРНТИ 03.01.39 Код ВАК 13.00.02

Попп Иван Александрович,

кандидат исторических наук, начальник управления научно-образовательной и проектной деятельности, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 219; e-mail: popp82@mail.ru.

Шахнович Илья Семенович,

старший преподаватель кафедры технологий социальной работы, аналитик центра молодежных проектов, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 229; e-mail: uralstud@yandex.ru.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: историческая память; патриотическое воспитание; молодежь; гражданская идентичность; патриотизм; гражданственность; нормативно-правовые документы; проектные технологии; патриотические проекты; проектная деятельность; метод проектов.

АННОТАЦИЯ. В статье обоснована потребность современного Российского государства в активизации работы по формированию российской гражданской идентичности, описываются необходимость и значимость целенаправленной деятельности федеральных и региональных органов власти, образовательных организаций по сохранению исторической памяти как значимого направления в патриотическом воспитании молодежи и формировании гражданской идентичности народа России, рассмотрены нормативные акты Российской Федерации и Свердловской области, формирующие законодательную основу для системы патриотического воспитания молодежи, сохранения духовно-нравственных ценностей и исторической памяти граждан России. Также в статье приведены примеры образовательных организаций и общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере патриотического воспитания и сохранения исторической памяти. В качестве эффективного инструмента, который используется в деле патриотического воспитания молодежи, развития коммеморативных практик, названа проектная технология, предусматривающая взаимодействие и социальное партнерство образовательных организаций, органов государственной власти, государственных учреждений и общественных объединений, сочетающая традиционные и инновационные элементы воспитательной работы, что оказывает формирующее воздействие на детей и молодежь, способствует увеличению количества и совершенствованию средств и способов сохранения исторической памяти как важного направления в воспитании молодых людей, для которых патриотизм становится естественным и осознанным качеством личности, вызывающим потребность действовать для пользы своей страны и ее народа.

Popp Ivan Aleksandrovich,

Candidate of Historical Sciences, Head of Department of Scientific, Educational and Project Activity, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Shakhnovich Iliya Semyonovich,

Senior Lecturer, Department of Technologies of Social Work, Analyst of the Center of Youth Projects, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

STATE POLICY TO PRESERVE HISTORICAL MEMORY OF RUSSIA'S CITIZENS:LEGAL ASPECT

KEYWORDS: historical memory; patriotic education; youth; civil identity; patriotism; civic consciousness; standards and legal documents; project technology; patriotic projects; project activity; project method.

ABSTRACT. The article argues the need for activation of work on development of Russian civil identity; the necessity and importance of purposeful activity of federal and regional authorities and educational organizations in historical memory preservation as significant direction in patriotic education of youth and formation of civil identity of the people of Russia are described; regulations of the Russian Federation and Sverdlovsk region forming legislative basis for the system of patriotic education of youth, preservation of spiritual and moral values and historical memory of citizens of Russia are mentioned. The article names the educational organizations and public associations which carry out activity in the sphere of patriotic education and preservation of historical memory. Project technology is an effective tool used in patriotic education and commemoration practices of young people. It is based on cooperation and social partnership between educational establishments, authorities, governmental institutions and non-profit organizations; it combines traditional and innovative elements in educational work which contribute to development of children and young people, increases the quantity and improves the means and ways of historical memory preservation, as an important direction in education of young people for whom patriotism becomes the natural and conscious quality of personality causing the need to work for the country and its people.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-59-00010 Бел_а «Память о Великой Отечественной войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России»).

Проблема формирования гражданской идентичности, патриотического воспитания и сохранения исторической памяти нашего народа остается актуальной на протяжении всего постсоветского периода истории России. Кардинальные социально-политические изменения, произошедшие в начале 1990-х гг., привели к размыванию традиционных культурных ценностей, глобальному пересмотру и переоценке прошлого, маргинализации части общества, утрате чувства гордости за прошлое и ответственности за будущее страны, повышенной восприимчивости к западному образу жизни, крайнему ценностному релятивизму. Это явление, которое часто обозначают как кризис гражданской идентичности и размывание исторической памяти, особенно в среде подрастающего поколения, что, безусловно, представляет угрозу для будущего государственности и национальной безопасности РФ. Особое значение проблема сохранения исторической памяти приобретает в современных внешнеполитических условиях, когда Россия сталкивается с большим количеством внешних вызовов, угроз и вовлекается в глобальное информационное противостояние.

Система государственных мер по сохранению исторической памяти как основы развития гражданского общества является одной из ключевых задач патриотического воспитания в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения [9]. В рамках данной статьи мы понимаем историческую память как своеобразный феномен общественного сознания, совокупность представлений о событиях прошлого, значимых для большинства представителей той или иной общности людей [10].

В последнее время институты государственной власти, так же как и представители политической элиты, уделяют большое внимание теме сохранения исторической памяти. В рамках законодательства разработан целый ряд нормативно-правовых документов, ключевой задачей которых является воспитание патриотично настроенной молодежи на основе памяти о значимых событиях истории нашей страны, повлиявших на формирование российской гражданской идентичности. Нормативно-правовое обес-

печение патриотического воспитания включает в себя комплекс законодательных актов, направленных на определение и совершенствование социально-правового статуса патриотического воспитания, роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации как составных элементов единой системы патриотического воспитания с учетом их специфики и изменений, происходящих во всех сферах жизни страны. Ключевым документом для формирования нормативно-правовой базы современной системы патриотического воспитания является Конституция РФ, где в преамбуле обосновывается необходимость сохранения многонационального государственного единства нашей страны, а также воспитание молодежи в «почитании» предыдущих поколений, «передавших нам любовь и уважение к Отечеству» [7].

Во второй половине 1990-х гг. создается ряд важнейших законов, указов и постановлений, оказавших существенное влияние на развитие современной нормативно-правовой базы. Так, в Федеральном законе «О днях воинской славы (победных днях) России» обращалось внимание на «героизм, мужество воинов России, мощь и славу русского оружия» и устанавливались дни славных побед русского оружия, которые сыграли решающую роль в истории нашей Родины [19]. В современной редакции закона выделено 17 дней воинской славы и 15 памятных дат России. Если День защитника Отечества, День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и День народного единства сегодня широко отмечаются и являются общепризнанными официальными государственными праздниками, то дни победы над шведами у мыса Гангут, над турецкой эскадрой у мыса Тенд-ра, над турецким флотом в Чесменском сражении, взятия турецкой крепости Измаил и др. зачастую не имеют должного информационного освещения и малоизвестны подрастающему поколению. Закон предлагает различные коммеморативные практики, с помощью которых в обществе закрепляется, сохраняется и передается память о героических подвигах нашего народа: сооружение мемориальных музеев, установление и благоустройство памятников, обелисков, стел, мемориальных знаков, организация выставок, публикация в СМИ материалов, связанных с днями воинской славы, присвоение имен национальных героев населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, воинским частям, кораблям и судам. При этом предусмотрено и расширение форм увеко-

© Попп И. А., Шахнович И. С., 2018

вечения памяти воинов России, «которые были бы понятны и близки молодому поколению» [4].

В 1995 г. принимается Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов», который был направлен не только на сохранение памяти о защитниках Родины, заботу об участниках, ветеранах и жертвах войны, но и на «решительную борьбу с проявлениями фашизма» как важнейшего направления государственной политики России по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Российская Федерация на законодательном уровне еще раз подтвердила обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории [20].

В Федеральном законе от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» законодатель обратил внимание на правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Актуальная редакция закона относит военно-патриотическое воспитание к обязательной подготовке гражданина к военной службе. В соответствии с этим обязанность по систематическому проведению работы по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения возлагается на Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, а подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, стала учитываться призывными комиссиями при определении вида и рода войск ВС России [21].

Законодательные акты были дополнены Указом Президента Российской Федерации от 16.05.1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», который предусматривал не только финансовую и материально-техническую поддержку военно-патриотических молодежных и детских объединений, поисковых формирований, но и развитие системы повышения квалификации для организаторов патриотического воспитания, а также предоставление преимущественного права при поступлении в военно-учебные заведе-

ния юношам, прошедшим соответствующую подготовку в военно-патриотических объединениях [17]. В положении о Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова особое внимание обращено на произведения литературы и искусства, в которых раскрывается величие народного подвига и роль выдающихся советских полководцев в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., героизм и мужество, проявленные воинами и партизанами, дружбу, единство и боевое братство защитников Отечества [18]. В 1997 г. был создан Росвоенцентр, который в организационном плане решал основные задачи по разработке и реализации программ и планов мероприятий патриотического воспитания, поддержке и консолидации движений ветеранов войн, военной службы и правоохранительных органов [12].

Итак, во второй половине 90-х гг. XX в. были обозначены основные направления развития системы патриотического воспитания: от закрепления на законодательном уровне дней воинской славы России и инвентаризации форм увековечивания героических подвигов нашего народа до всесторонней поддержки военно-патриотических объединений и систематического повышения квалификации организаторов патриотического воспитания. На федеральном уровне была создана специальная структура, отвечавшая за реализацию основных программ и планов мероприятий патриотического характера. Все это позволило в начале XXI в. утвердить постановление Правительства РФ «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», в рамках которого закреплялись задачи, направления и формы работы военно-патриотических объединений, а также подтверждалась государственная поддержка их деятельности [13].

Уже в 2001 г. издается первая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», в которой закреплялось определение патриотического воспитания как систематической и целенаправленной деятельности органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [2]. Целью программы стало развитие системы патриотического воспитания граждан РФ, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической ста-

бильности. Основные направления реализации этой программы подкреплялись комплексом мероприятий, заключавшихся в создании нормативно-правовой базы патриотического воспитания, совершенствовании деятельности институтов государственной власти в области патриотического воспитания, государственном воздействии на пропаганду патриотизма в СМИ, координации деятельности общественных объединений и организаций в интересах патриотического воспитания, формировании научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания, а также реализации системы мер государственных институтов по совершенствованию процесса патриотического воспитания [2]. Таким образом, в России не только нормативно закрепился термин «патриотическое воспитание», но и определились цель, задачи и направления, основные исполнители реализации программы.

Эффективное развитие системы патриотического воспитания было продолжено в последующих трех государственных программах (2006-2010 гг., 2011-2015 гг., 20162020 гг.) патриотического воспитания. Если до 2015 г. цели государственных программ патриотического воспитания были направлены на развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан РФ, то цель ныне действующей программы патриотического воспитания до 2020 г. наиболее объемна и направлена на достижение нескольких качественных показателей: создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития РФ, укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию [3].

Для достижения заявленной цели функции координатора по реализации программы возложены на Федеральное агентство по делам молодежи, причем важнейшее значение придается накопленному опыту и традициям патриотического воспитания граждан РФ, учитывается важность обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Программа ориентирована на все социальные и возрастные группы населения при

сохранении приоритета патриотического воспитания подрастающего поколения, а мероприятия объединены в следующие разделы:

а) научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение патриотического воспитания граждан;

б) совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан;

в) военно-патриотическое воспитание детей и молодежи;

г) развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания молодежи;

д) информационное обеспечение патриотического воспитания граждан.

При этом большое внимание уделяется мониторингу эффективности патриотического воспитания, формированию экспертного сообщества и повышению квалификации специалистов в области патриотического воспитания. Документ содержит подробный список целевых мероприятий патриотического характера. В результате современная государственная программа патриотического воспитания консолидирует политические, административные, военные, образовательные, научные, культурные и общественные структуры, учитывает новейшие тренды в образовании и стимулирует дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания в Российской Федерации.

Основное внимание государственная программа патриотического воспитания уделяет подрастающему поколению, поэтому ключевой задачей государственной молодежной политики является воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи. Только патриотичная молодежь сможет развивать науку и промышленность, которые обеспечивают рост экономики и улучшение качества жизни населения. Для этого необходимы разработка и внедрение просветительских (в том числе интерактивных) программ и проектов гражданско-патриотической тематики, посвященных пропаганде государственной символики, достижениям государства, героям и значимым событиям в новейшей истории страны; расширение сети молодежных, физкультурно-спортивных, военно-патрио-тических и компьютерных клубов, библиотек, художественных кружков и

других организаций, доступных для молодежи; формирование информационного поля, благоприятного для развития молодежи, интенсификация механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и молодежью, а также повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи. В целом, термин «патриотизм» 16 раз фигурирует в Основах государственной молодежной политики до 2025 г. [8].

Современные государственная программа патриотического воспитания и государственная молодежная политика подкрепляются целой системой нормативных документов, направленных на сохранение и дальнейшее развитие нашей страны. Так, в стратегиях национальной безопасности РФ, развития воспитания и государственной национальной политики важнейшая роль отводится российской культуре для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России [15]. Определяется главная задача гражданского и патриотического воспитания — это формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию [16]. Когнитивный и аксиологический подходы, занимающие основное место в рамках стратегического планирования и уделяющие особое внимание патриотическому воспитанию, ориентированы на сохранение Российского государства, развитие русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России и единого культурного (ци-вилизационного) кода, характеризующегося особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов [14].

Наконец, закон «Об образовании в РФ» закрепляет понятие «воспитание» как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Особое внимание в этом процессе уделяется воспитанию гражданственности, взаимоуважения, трудолюбия, ответственности, правовой

культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования и патриотизма. Приветствуется обучение по дополнительным об-щеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе [22].

Несмотря на структурированную и обширную законодательную базу в сфере патриотического воспитания, на федеральном уровне отсутствуют законы «О патриотическом воспитании граждан РФ» и «О молодежи в РФ», которые могли бы внести существенный вклад в развитие методологической основы патриотического воспитания [23]. Необходимость создания этих федеральных законов ощущается на региональном уровне. В субъектах Российской Федерации активно идет процесс формирования регионального законодательства по организации и управлению сферой патриотического воспитания граждан. К концу 2015 г. в 19 субъектах Российской Федерации были приняты законы, предметом правового регулирования которых является деятельность в сфере патриотического воспитания [6].

В 2016 г. в Свердловской области был принят закон «О патриотическом воспитании граждан в Свердловской области» [5], который во многом соответствует государственной программе патриотического воспитания до 2020 г., но вносит существенные дополнения в полномочия высших органов, областных и территориальных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области в сфере патриотического воспитания граждан, определяет основные виды деятельности государственных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере патриотического воспитания граждан и определяет меры государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере патриотического воспитания.

То есть на региональном уровне принимаются законодательные акты, усиливающие трактовку понятия «патриотическое воспитание», углубляющие определение целей, задач, принципов, направлений деятельности и финансирования патриотического воспитания, распределяющие полномочия федеральных, региональных, муниципальных структур и их координацию в сфере патриотического воспитания. Подобная структура региональных законодательных актов предполагает возможность создания модели закона о патриотическом воспитании граждан РФ.

Кроме того, необходимо отметить

успешную деятельность в сфере патриотического воспитания и сохранения исторической памяти ряда образовательных организаций, а также общественных объединений. Они, как правило, используют в своей деятельности проектную технологию, которая позволяет сочетать традиционные и инновационные элементы, оказывать формирующее воздействие на представителей подрастающего поколения [11].

Реализация проектной технологии в патриотическом воспитании ярко представлена во всероссийских проектах патриотической направленности, например, «Мы — граждане России» (разработанный и реализуемый Российским союзом молодежи), «Страницы России» (организаторы: Федеральное агентство по делам национальностей и электронная библиотека «МуВоок»), «Живая история» (организатор: Уральский государственный педагогический университет) и др. Использование проектной технологии позволяет воспитывать у молодых людей коммуникабельность, морально-нравственные качества, формировать навыки интеллектуальной и информационной работы, желание и умения позитивного воздействия на окружающих [11].

Также в Уральском государственном педагогическом университете разработан и представлен для неограниченного использо-

вания обучающий онлайн-курс для специалистов, работающих в области патриотического воспитания в молодежном формате «Инновационные подходы к раскрытию гражданского потенциала современной молодежи: содержание, тенденции, современные технологии» [1]. Этот онлайн-курс предназначен для обучения использованию инновационных подходов к раскрытию гражданско-патриотического потенциала современной молодежи в вопросах сохранения исторической памяти, проектной деятельности, применению современных веб-сервисов, безопасности в патриотическом воспитании.

Таким образом, на федеральном и региональном уровнях в современной России создана нормативно-правовая база, позволяющая сформировать эффективную систему патриотического воспитания молодежи, направленную на сохранение духовно-нравственных ценностей и исторической памяти нашего многонационального народа; имеется успешный опыт деятельности органов государственной власти, образовательных организаций и общественных объединений в сфере коммеморативных практик, что, безусловно, влияет на защиту национального суверенитета России в рамках углубления процессов глобализации и стирания государственных границ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беликов К. Н., Грибан О. Н., Грибан И. В., Дистанов Н. Э., Ибатуллина А. В., Попп И. А., Шахно-вич И. С. Инновационные подходы к раскрытию гражданского потенциала современной молодежи: содержание, тенденции, современные технологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// живаяистория-россии.рф/courses.html.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» (утв. постановлением Правительства от 16 февраля 2001 г. № 122) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/i584972.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы» (утв. постановлением Правительства от 30 декабря 2015 г. № 1493) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE 4q0ws.pdf.

4. Грибан И. В., Попп И. А. Не потерять связь поколений: проект «Живая история. 70 лет Великой Победы» // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 4. — С. 113.

5. Закон Свердловской области от 11.02.2016 № 11-ОЗ «О патриотическом воспитании граждан в Свердловской области» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zsso.ru/upload/site1/document_ file/MMNt9tW2r0.pdf.

6. Ибрагимова А. Р. Особенности формирования законодательства о патриотическом воспитании граждан // Вопросы современной юриспруденции. — 2015. — № 54-55. — С. 166-176.

7. Конституция РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.constitution.ru.

8. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ 5416a7ecef3afe3ff052deb74264bbf282e889ef.

9. Плотников И. Г. Нормативно-правовая основа патриотического воспитания в Российской Федерации // Гражданственность личности в условиях изменяющегося мира: от протестной к созидательной активности : сборник науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. И. Беленцова. — 2015. — С. 115-119.

10. Попп И. А., Бурова А. И. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне: прак-тико-ориентированный подход (на примере реализации всероссийского студенческого патриотического проекта «Живая история») / / Педагогическое образование в России. — 2017. — № 1. — С. 129-134.

11. Попп И. А., Шахнович И. С. Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере Всероссийского патриотического проекта «Живая история») // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 12. — С. 189-194.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.1997 г. № 317 «Об образовании Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Фе-

дерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/docs/all/22048.

13. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N° 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minsport.midural.ru/ tmp_file/file_4f80366bdc5l8.pdf.

14. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l39350/ ff30f9l360f29l7b325d507685fd90353895d2bd.

15. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Ст. 84 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/424.

16. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.

17. Указ Президента Российской Федерации от 16.05.1996 г. Ш 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/9359.

18. Указ Президента РФ от 28 октября 1996 г. W 1499 «О Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/l0l92.

19. Федеральный закон от 13.03.1995 г. W 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //base.garant.ru/3985837/#block_l.

20. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. W 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //ivo.garant.ru/ #/document/1418946.

21. Федеральный закон от 28.03.1998 г. Ж 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l8260.

22. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.

23. Фоменко С. И. Методология проектирования патриотического воспитания при подготовке военных кадров // Мир науки, культуры, образования. — 20l5. — W l (50). — С. 54-5б.

REFERENCES

1. Belikov K. N., Griban O. N., Griban I. V., Distanov N. E., Ibatullina A. V., Popp I. A., Shakhnovich I. S. Innovatsionnye podkhody k raskrytiyu grazhdanskogo potentsiala sovremennoy molodezhi: soderzhanie, ten-dentsii, sovremennye tekhnologii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://zhivayaistoriya-rossii.rf/ courses.html.

2. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 200l— 2005 gody» (utv. postanovleniem Pravitel'stva ot 16 fevralya 2001 g. W 122) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/l584972.

3. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016— 2020 gody» (utv. postanovleniem Pravitel'stva ot 30 dekabrya 2015 g. W 1493) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkHljsKAErrx2dE4q0ws.pdf.

4. Griban I. V., Popp I. A. Ne poteryat' svyaz' pokoleniy: proekt «Zhivaya istoriya. 70 let Velikoy Pobedy» / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2017. — W 4. — S. 113.

5. Zakon Sverdlovskoy oblasti ot 11.02.2016 W ll-OZ «O patrioticheskom vospitanii grazhdan v Sverdlovskoy oblasti» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://zsso.ru/upload/sitel/document_file/ MMNt9tW2r0.pdf.

6. Ibragimova A. R. Osobennosti formirovaniya zakonodatel'stva o patrioticheskom vospitanii grazhdan // Voprosy sovremennoy yurisprudentsii. — 2015. — W 54-55. — S. 166-176.

7. Konstitutsiya RF [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.constitution.ru.

8. Osnovy gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ 54l6a7ecef3afe3ff052deb74264bbf282e889ef.

9. Plotnikov I. G. Normativno-pravovaya osnova patrioticheskogo vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii // Grazhdanstvennost' lichnosti v usloviyakh izmenyayushchegosya mira: ot protestnoy k sozidatel'noy aktivnosti : sbornik nauch. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. S. I. Belentsova. — 2015. — S. 115-119.

10. Popp I. A., Burova A. I. Sokhranenie istoricheskoy pamyati o Velikoy Otechestvennoy voyne: praktiko-orientirovannyy podkhod (na primere realizatsii vserossiyskogo studencheskogo patrioticheskogo proekta «Zhivaya istoriya») / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2017. — W 1. — S. 129-134.

11. Popp I. A., Shakhnovich I. S. Proektnyy podkhod v patrioticheskom vospitanii molodezhi (na primere Vserossiyskogo patrioticheskogo proekta «Zhivaya istoriya») // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2015. — W 12. — S. 189-194.

12. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 14.03.1997 g. W 317 «Ob obrazovanii Rossiyskogo gosudarstvennogo voennogo istoriko-kul'turnogo tsentra pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/all/22048.

13. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24 iyulya 2000 g. W 551 «O voenno-patrioticheskikh molodezhnykh i detskikh ob"edineniyakh» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://minsport.midural.ru/tmp_file/file_ 4f80366bdc518.pdf.

14. Strategii gosudarstvennoy natsional'noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [El-ektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ ff30f9l360f29l7b325d507685fd90353895d2bd.

15. Strategiya natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda. St. 84 [Elektronnyy

resurs]. — Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/supplement/424.

16. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://rg.ru/20i5/06/08/vospitanie-dok.html.

17. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 16.05.1996 g. № 727 «O merakh gosudarstvennoy podderzhki obshchestvennykh ob"edineniy, vedushchikh rabotu po voenno-patrioticheskomu vospitaniyu molodezhi» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/acts/bank/9359.

18. Ukaz Prezidenta RF ot 28 oktyabrya 1996 g. № 1499 «O Gosudarstvennoy premii Rossiyskoy Federatsii imeni Marshala Sovetskogo Soyuza G.K. Zhukova» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http: //www.kremlin.ru/ acts/bank/10192.

19. Federal'nyy zakon ot 13.03.1995 g. № 32-FZ «O dnyakh voinskoy slavy i pamyatnykh datakh Rossii» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/3985837/#block_1.

20. Federal'nyy zakon ot 19 maya 1995 g. № 80-FZ «Ob uvekovechenii Pobedy sovetskogo naroda v Velikoy Otechestvennoy Voyne 1941-1945 godov» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://ivo.garant.ru/#/ document/1418946.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Federal'nyy zakon ot 28.03.1998 g. № 53-FZ «O voinskoy obyazannosti i voennoy sluzhbe» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260.

22. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.

23. Fomenko S. I. Metodologiya proektirovaniya patrioticheskogo vospitaniya pri podgotovke voennykh kadrov // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. — 2015. — № 1 (50). — S. 54-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.