ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
УДК 37.035.6
ББК Ч420.005.2 ГРНТИ 14.27.09 Код ВАК 13.00.02
Попп Иван Александрович,
кандидат исторических наук, директор центра реализации студенческих проектов и программ, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб. 227; e-mail: popp82@mail.ru.
Попп Ирина Сергеевна,
аспирант кафедры рекламы и связей с общественностью, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб. 148; e-mail: poppirina87@gmail.com.
Шахнович Илья Семенович,
старший преподаватель кафедры технологий социальной работы, заведующий сектором студенческих проектов и неформального образования центра реализации студенческих проектов и программ, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб. 227; e-mail: uralstud@yandex.ru.
МОЛОДЕЖНЫЕ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК АЛЬТЕРНАТИВА КРИМИНАЛЬНЫМ СУБКУЛЬТУРАМ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотизм; патриотическое воспитание; гражданственность; молодежь; подростки; патриотические общественные организации; гражданская идентичность; криминальные субкультуры.
АННОТАЦИЯ. В статье описываются причины приобщения подростков к криминальному миру и распространения идеологии, культивирующей суицид, связанные как с возрастными психологическими особенностями (подростковое стремление выделиться в обществе с помощью нетрадиционной субкультуры, желание принадлежать к особо значимой группе с чувствами взаимопонимания и доверия друг другу, желание молодежи быстро и без особых усилий получить материальное благополучие), так и социальными факторами (отсутствие у подростков альтернативных возможностей саморазвития и большое количество свободного времени, рост насилия и усиление роли криминала в обществе). Также в статье объясняется необходимость и значимость формирования гражданской идентичности молодежи. В качестве инструмента для снижения влияния криминальных субкультур на современную молодежь предлагается целенаправленно использовать патриотическое воспитание - с учетом его конструктивно-созидательной роли в жизни общества и воспитания подрастающих поколений - на основе применения в нем инновационных технологий и проектного подхода. В статье приведен пример Уральского государственного педагогического университета, являющегося опорной инновационной площадкой по гражданско-патриотическому воспитанию, реализуемых на его базе всероссийских и региональных патриотических проектов, обеспечивающих вовлечение различных категорий обучающихся в систему гражданско-патриотического воспитания (Всероссийский студенческий патриотический проект «Живая история», «Моя Россия! Мой Урал!» и др.). В заключение авторы статьи выдвигают конкретные предложения по противодействию распространению криминальных субкультур в молодежной среде, такие как разработка социального проекта по вовлечению молодежи в деятельность патриотических общественных объедений, внедрение системы шефства действующих патриотических клубов и отрядов над несовершеннолетними, попавшими под влияние криминальной субкультуры и др.
Popp Ivan Aleksandrovich,
Candidate of Historical Sciences, Director of the Center for Student's Projects and Programs, Ural State Pedagogical University, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Popp Irina Sergeevna,
Post-graduate Student, Department of Advertising and Public Relations, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Shakhnovich Ilya Semenovich,
Senior Lecturer, Department of Social Work Technologies, Head of the Student Projects and Non-Formal Education Sector, Center for Student's Projects and Programs, Urals State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
YOUTH PATRIOTIC PUBLIC ORGANIZATIONS AS AN ALTERNATIVE TO CRIMINAL SUBCULTURES
KEYWORDS: patriotism; patriotic education; citizen; youth; teenagers; patriotic public organizations; civic identity; criminal subcultures.
ABSTRACT. The article describes the reasons for involvement of adolescents into the criminal world and the spread of ideology that cultivates suicide caused by: psychological peculiarities of teenagers (the desire to stand out in society with the help of subculture, the desire to belong to some significant group where there is mutual understanding and support, the desire to get money quickly and easily); social factors (the
absence of alternative for self-development and much free time, the growth of crime and violence in society). The necessity and significance of formation of civil identity of youth is substanciated. As a tool to reduce the impact of criminal subcultures on modern youth, it is proposed to use patriotic education purposefully - taking into account its constructive and creative role in the life of society and the upbringing of the younger generations - on the basis of applying innovative technologies and a project approach. The article cites the example of the Ural State Pedagogical University, which is the basic innovation platform for civil and patriotic education; many all-Russian and regional patriotic projects are implemented on its basis that ensure the involvement of various categories of students in the system of civic-patriotic education (All-Russia student's project "Living History", "My Russia, My Urals" and others). In conclusion the article proposes to oppose the spread of criminal subcultures in youth environment with the help of social projects, patriotic clubs and communities.
VI
1егодня все больший общественный /резонанс вызывают сообщения о движениях, направленных на криминализацию российской молодежи [3]. Особое внимание обращается на слабые в социально-экономическом плане территории Сибири и Дальнего Востока. Считается, что в более развитых регионах, где у подростков есть возможность реализовать свои амбиции, самостоятельно заработать и потратить деньги с учетом личных интересов, хулиганские группировки уже не имеют такого влияния [15]. Однако все чаще поступают сведения и из центральных регионов России о заражении «блатной романтикой» молодых людей в возрасте от 13 до 18 лет, высмеивающих полицейских, почитающих воров в законе, собирающих деньги на «общак» и пропагандирующих аббревиатуру АУЕ, означающую «арестантский уклад един» или «арестант-ско-уркаганское единство» [1]. В последнее время стали появляться сообщения о распространении влияния АУЕ на детей более младшего возраста: 9-12 лет [8; 19]. Именно в этом возрасте дети легко оказываются подвержены стороннему влиянию, которое проявляется сначала незаметно, под видом «проверки на смелость», предложений «быть не как все», приобщения к «тайным» сообществам и т.д. И вырваться из-под такого влияния крайне сложно.
Спектр мнений таких ученых, как Р. Н. Киселева, Д. Г. Донских, В. И. Катин и общественников, анализирующих деятельность АУЕ, позволяет выделить основные причины широкого распространения криминальной культуры в молодежной среде:
1. Отсутствие у подростков альтернативных возможностей саморазвития и большое количество свободного времени.
2. Понятный иерархизированный и «блатной» устав со своим языком, правилами поведения, очерчивающий возможные перспективы «карьерного» роста в криминальной среде.
3. Подростковый возраст - это сензитив-ный период для романтизации дружбы, же-
лание принадлежать к особо значимой группе с чувствами взаимопонимания и доверия друг другу: «Один за всех, все за одного!».
4. Формирование в обществе потребления трендов на достижение материального благополучия, желание молодежи быстро и без особых усилий его получить.
5. Подростковое стремление выделиться в обществе с помощью нетрадиционной субкультуры - системы ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающейся от господствующей в обществе культуры [6; 9; 10].
6. Вовлечение молодежи в своеобразную игру с определенными целью, правилами, этапами и видимым результатом.
7. Конфронтация традиционных российских цивилизационных принципов и новых для нашего общества западных ценностей (индивидуализм, гедонизм, свобода, материальные ценности и др.), что ведет к росту насилия и усилению роли криминала в обществе [5].
В этой связи изменение системы общественных отношений и места России на мировой арене, размывание традиционных культурных ценностей, глобальный пересмотр и переоценка прошлого привели к маргинализации значительной части общества, утрате чувства гордости за прошлое и ответственности за будущее страны, повышенной восприимчивости к западным ценностям. Кризис гражданской идентичности, особенно в молодежной среде, безусловно, представляет угрозу для будущего российской государственности и национальной безопасности России. Сегодняшние условия процесса социализации многочисленной социально-демографической группы «российская молодежь» непросты и противоречивы, что связано как со сменой ценностных ориентиров в государственной политике, так и сменой приоритетов в социально-бытовом поле. Будучи предоставленными самим себе, дети и молодые люди оказываются оторванными от традиционных ценностей, от возможности реализовать свой
© Попп И. А., Попп И. С., Шахнович И. С., 2017
Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГФН), проект № 15-01-00339.
58
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
потенциал на пользу и себе, и всему российскому обществу, чем пользуются идеологи, формирующие у представителей подрастающего поколения антигосударственное и зачастую антисоциальное, античеловечное мировоззрение. Примером этого является и приобщение подростков к криминальному миру, и распространение идеологии, культивирующей суицид (сообщества «Синий кит» и им подобные).
Молодежь является той социально-демографической группой, которая, наследуя уровень социальных отношений в обществе, становится основой для развития общества, инновационным потенциалом формирования его обновлений. Учитывая значительную роль молодежи в общественной жизни, становится необходимым формирование гражданской идентичности молодежи как первоочередной задачи для российского общества и российского государства. Гражданская идентичность представляет собой сложное образование, включающее в себя государственную идентичность, патриотизм и гражданственность, что дает основание для выработки мер воздействия на процесс формирования каждого из этих элементов гражданской идентичности с учетом их специфики и взаимосвязи [20].
Явной альтернативой, противодействующей распространению криминальной и суицидальной субкультур среди несовершеннолетних, выступает идея патриотизма. Президент России В. В. Путин отметил, что «у нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» [16]. Особую политическую остроту и научную значимость это приобретает в современных условиях трансформации системы международных отношений, когда Россия сталкивается с большим количеством внешних вызовов и угроз и вовлекается в глобальное информационное противостояние. В настоящее время разработан целый ряд нормативно-правовых документов, в качестве ключевой задачи определяющих воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи [11].
Выработка эффективных технологий патриотического воспитания в настоящее время имеет стратегическое значение для будущего нашей страны и может способствовать не только решению глобальных задач: сохранению российской государственности,
гражданской идентичности и исторической памяти нашего народа [12], но и снижению влияния криминальных субкультур на современную молодежь. С 2012 г. Уральский государственный педагогический университет является опорной инновационной площадкой по гражданско-патриотическому воспитанию, создана эффективная система патриотического воспитания, реализуются всероссийские и региональные патриотические проекты (Всероссийский студенческий патриотический проект «Живая история» (живаяистория-ургпу.рф) [2; 17], «Моя Россия! Мой Урал!» и др.), что позволяет постоянно совершенствовать арсенал методов, разрабатывать и апробировать новые прак-тико-ориентированные методики в сфере патриотического воспитания (сетевые социальные проекты и программы, форумные кампании, исторические квесты и др.) обеспечить вовлечение различных категорий обучающихся в систему гражданско-патриотического воспитания.
Эффективным механизмом противодействия вовлечению несовершеннолетних в АУЕ становится активизация деятельности военно- и гражданско-патриотических клубов с их героико-патриотическим воспитанием молодежи, волонтерских организаций, поддерживающих ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда -конкретных людей, живущих рядом, родственников современных молодых людей. Сегодня существует достаточно много педагогических экспериментов по воспитанию молодежи в рамках патриотических общественных объединений [4; 7; 18]: «В объединениях и кадетских классах создана удивительная атмосфера общения, когда каждый взрослый ребенку, прежде всего, друг. Ребята приходят на занятия не только для того, чтобы овладеть необходимыми для себя знаниями, но и найти здесь друзей. Совместные мероприятия и поездки объединяют, сплачивают ребят. Кадеты учатся доводить начатое дело до конца, быть в ответе за свои поступки, в нужную минуту оказать помощь и поддержку товарищам. Они заботятся о внешнем виде друг друга, переживают за каждое выступление» [21].
Действительно, основные причины вовлечения молодежи в криминальные субкультуры (отсутствие альтернативы для самореализации, «понятийные» отношения, принадлежность к значимой группе, романтизация дружбы, игровые технологии и др.) равнозначно способствуют включению подростков в деятельность патриотических объединений, которые воспитывают духовный стержень, формируют традиционные взгляды на историю и культуру нашей Родины. В этом процессе организаторы пат-
риотического воспитания должны действовать быстрее криминальных авторитетов: «промедление смерти подобно!». И действовать необходимо сообща, в рамках социального партнерства, на основе проектного подхода, что значительно повышает эффективность реализации патриотических проектов [13; 14].
Считаем необходимым сделать следующие предложения по противодействию распространению криминальных субкультур в молодежной среде:
1. Разработать социальный проект по вовлечению молодежи в деятельность патриотических общественных объедений для противодействия криминальным субкультурам и направить заявку на грант Президента РФ для создания концептуальной модели вовлечения трудных подростков в систему патриотического воспитания. Эту задачу необходимо решать, сочетая проектный [14], междисциплинарный и деятельностный подходы, используя достижения современной исторической, психологической, философской и социологической наук, разработки инновационных методик работы с российской молодежью, вовлечения ее в деятельность, приносящую реальную и видимую пользу обществу и самим молодым людям, что позволит им почувствовать уважение со стороны «взрослого» окружения, собственной значимости и востребованности, которые станут основой для создания условий, позволяющих снизить уровень криминализации молодежи. Полученные данные могут выступать основой стратегического планирования в области молодежной политики и развития гражданского общества.
2. Необходимо внедрить систему шефства действующих патриотических клубов и отрядов над несовершеннолетними, попавшими под влияние криминальной субкультуры, что позволит погрузить их на длительный срок в иную социокультурную среду и показать более интересные, деятельные и уважаемые обществом стороны молодежной жизни.
3. Школы, в которых развита криминальная субкультура, необходимо поставить под особый общественный контроль. Региональные общественные палаты совместно с органами управления образованием могут разработать план посещений МБОУ и МАОУ СОШ выдающимися людьми субъекта РФ (спортсмены, Герои России, ветераны боевых действий), представителями молодежных и детских общественных объединений и проектных групп и др.), программы участия школьников в их деятельности.
4. С помощью Российского движения школьников разработать специализированную форумную кампанию для несовершеннолетних (14-17 лет), попавших под влияние криминальной субкультуры. Считаем, что на форумах большое внимание должно уделяться патриотическому воспитанию, встречам ребят с выдающимися общественными и политическими деятелями, спортивным занятиям и игровым технологиям, вовлечению несовершеннолетних в реализацию социальных проектов и др.
5. Предложить молодежным (в том числе студенческим) общественным объединениям взять шефство над несовершеннолетними, попавшими под влияние криминальной субкультуры. На постоянной основе вовлекать их в реализацию молодежных мероприятий, проводить беседы (избегая при этом назидательно-приказных форм общения, заменяя их на диалогово-дискус-сионные), помогать в обучении и др. Подобные взаимодействие и забота со стороны старших ребят позволят эффективнее противодействовать дальнейшей криминализации школьников и их самореализации в общественно-ориентированной деятельности.
6. Сформировать и направить специальные группы, состоящие из общественных деятелей, «силовиков», организаторов патриотического воспитания, в отдаленные регионы нашей страны с преобладанием криминальных субкультур для создания военно-патриотических клубов с инфраструктурой для занятий военно-исторической реконструкцией, спортом, для разработки и реализации молодежных и детских патриотических проектов. Зарекомендовавшие себя воспитанники таких клубов должны получать приоритетное право на поступление в вузы Минобороны России и других силовых структур.
7. Проводить широкую агитацию для поступления в суворовские военные училища и президентские кадетские училища среди молодежи регионов, вовлеченных в криминальные субкультуры. Думается, что в первую очередь такую агитацию надо проводить среди воспитанников детских домов и школ-интернатов как наиболее оторванных от семейного быта и, следовательно, от системы семейной социализации.
8. Руководителям патриотических клубов активно использовать инновационные технологии (веб-сайты, зБ-квесты, сетевые проекты и др.) в процессе воспитания подрастающего поколения, например, проект-но-исследовательские и информационно-коммуникационные.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Вечер в хату»: насколько опасна субкультура АУЕ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/society/20170719/1498753809.html.
6O
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
2. Грибан И. В., Попп И. А. Не потерять связь поколений: проект «Живая история. 70 лет Великой Победы» / / Педагогическое образование в России. - 20l5. - № 8. - С. ll2-ll7.
3. Движение «Арестантский уклад един» - кто и зачем вербует детей в криминальную субкультуру в половине регионов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://salt.zone/radio/6587.
4. Дзержинская Л. Б. Методика обучения трудных подростков военно-прикладным двигательным действиям в военно-патриотических клубах и объединениях // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 20l2. - № 6 (88). - С. 30-33.
5. Долгова А. И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. - М., 2003.
6. Донских Д. Г. Понятие и соотношение терминов субкультура и контркультура. Криминальная субкультура [Электронный ресурс] // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-sootnoshenie-terminov-subkultura-i-kontrkultura-kriminalnaya-subkultura.
7. Забавников В. Н. Опытно-экспериментальная работа по героико-патриотическому воспитанию курсантов военных вузов в клубных объединениях // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. - 20l2. - № l2 (ll6). - С. l58-l63.
8. Иванов А. «АУЕ стало модным всероссийским мемом» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.infpol.ru/news/society/l28796-aue-stalo-modnym-vserossiyskim-memom.
9. Катин В. И. Криминальный романтизм как явление культуры современной России // Вопросы культурологии. - 2007. - № 7. - С. 70-75.
10. Киселева Р. Н. Организационная культура и криминальная субкультура в исправительных учреждениях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 20l3. - № 2 (l29). - С. l6-23.
11. Основы государственной молодежной политики до 2025 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.
12. Попп И. А., Бурова А. И. Сохранение исторической памяти о Великой отечественной войне: прак-тико-ориентированный подход (на примере реализации Всероссийского студенческого патриотического проекта «Живая история») // Педагогическое образование в России. - 20l7. - № l. - С. l29-l34.
13. Попп И. А., Попп И. С., Шахнович И. С. Социальное партнерство при реализации студенческих патриотических проектов (на примере Всероссийского патриотического проекта «Живая история») // Педагогическое образование в России. - 20l7. - № 4. - С. l05-lll.
14. Попп И. А., Шахнович И. С. Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере Всероссийского патриотического проекта «Живая история») / / Педагогическое образование в России. - 20l5. - № l2. - С. 2l0-2l4.
15. Почему детдомовцы в Забайкалье живут по понятиям и не боятся тюрьмы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/20l6/02/ll/vor.
16. Путин назвал единственно возможную для России национальную идею [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/03/02/20l6/56blf8a79a7947060l62a5a7.
17. Середа В. А., Боровиков С. Ю., Попп И. А., Белоусова С. С. УрГПУ - лидер в реализации основных направлений государственной политики в сфере патриотического воспитания // Педагогическое образование в России. - 20l5. - № l2. - С. 2l5-2l9.
18. Сигарева Н. Д. Влияние на формирование патриотизма разновозрастным объединением с патриотической направленностью / / Science Time. - 20l5. - № 6 (l8). - С. 469-472.
19. Чимбулатов И. Недетские игры сибирских детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.4vsar.ru/articles/kolokol-rossii/90400.html.
20. Шикова Р. Ю. Идентичность молодежи России в условиях социокультурной трансформации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //revolution.allbest.ru/sociology/0027298l_0.html.
21. Якшина С. В. Из опыта организации дополнительного образования в кадетских классах и патриотических объединениях // Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования : сб. науч. ст. и мат-лов III Междунар. науч.-практ. конф. : в 2-х частях / под ред. С. А. Герасимова, Н. Н. Скоробогатовой, И. З. Сковородкиной, В. П. Аксеновой. - М. : Академия социального управления, 20l6. - С. 205.
REFERENCES
1. «Vecher v khatu»: naskol'ko opasna subkul'tura AUE [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://ria.ru/society/20l707l9/l498753809.html.
2. Griban I. V., Popp I. A. Ne poteryat' svyaz' pokoleniy: proekt «Zhivaya istoriya. 70 let Velikoy Pobedy» / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 20l5. - № 8. - S. ll2-ll7.
3. Dvizhenie «Arestantskiy uklad edin» - kto i zachem verbuet detey v kriminal'nuyu subkul'turu v polovine regionov RF [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://salt.zone/radio/6587.
4. Dzerzhinskaya L. B. Metodika obucheniya trudnykh podrostkov voenno-prikladnym dvigatel'nym deystviyam v voenno-patrioticheskikh klubakh i ob"edineniyakh // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. - 20l2. - № 6 (88). - S. 30-33.
5. Dolgova A. I. Prestupnost', ee organizovannost' i kriminal'noe obshchestvo. - M., 2003.
6. Donskikh D. G. Ponyatie i sootnoshenie terminov subkul'tura i kontrkul'tura. Kriminal'naya subkul'tura [Elektronnyy resurs] // Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskiy zhurnal. - Rezhim dostupa: https:// cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-sootnoshenie-terminov-subkultura-i-kontrkultura-kriminalnaya-subkultura.
7. Zabavnikov V. N. Opytno-eksperimental'naya rabota po geroiko-patrioticheskomu vospitaniyu kursantov voennykh vuzov v klubnykh ob"edineniyakh // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya : Gumanitarnye nauki. - 20l2. - № l2 (ll6). - S. l58-l63.
8. Ivanov A. «AUE stalo modnym vserossiyskim memom» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //www.infpol.ru/news/society/l28796-aue-stalo-modnym-vserossiyskim-memom.
9. Katin V. I. Kriminal'nyy romantizm kak yavlenie kul'tury sovremennoy Rossii / / Voprosy kul'turologii. -2007. - № 7. - S. 70-75.
10. Kiseleva R. N. Organizatsionnaya kul'tura i kriminal'naya subkul'tura v ispravitel'nykh uchrezhdeni-yakh // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy. - 2013. - № 2 (129). - S. 16-23.
11. Osnovy gosudarstvennoy molodezhnoy politiki do 2025 g. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.
12. Popp I. A., Burova A. I. Sokhranenie istoricheskoy pamyati o Velikoy otechestvennoy voyne: praktiko-orientirovannyy podkhod (na primere realizatsii Vserossiyskogo studencheskogo patrioticheskogo proekta «Zhivaya istoriya») // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 1. - S. 129-134.
13. Popp I. A., Popp I. S., Shakhnovich I. S. Sotsial'noe partnerstvo pri realizatsii studencheskikh patriotich-eskikh proektov (na primere Vserossiyskogo patrioticheskogo proekta «Zhivaya istoriya») // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 4. - S. 105-111.
14. Popp I. A., Shakhnovich I. S. Proektnyy podkhod v patrioticheskom vospitanii molodezhi (na primere Vserossiyskogo patrioticheskogo proekta «Zhivaya istoriya») // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. -№ 12. - S. 210-214.
15. Pochemu detdomovtsy v Zabaykal'e zhivut po ponyatiyam i ne boyatsya tyur'my [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: https://lenta.ru/articles/2016/02/11/vor.
16. Putin nazval edinstvenno vozmozhnuyu dlya Rossii natsional'nuyu ideyu [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rbc.ru/politics/03/02/2016/56b1f8a79a7947060162a5a7.
17. Sereda V. A., Borovikov S. Yu., Popp I. A., Belousova S. S. UrGPU - lider v realizatsii osnovnykh naprav-leniy gosudarstvennoy politiki v sfere patrioticheskogo vospitaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 12. - S. 215-219.
18. Sigareva N. D. Vliyanie na formirovanie patriotizma raznovozrastnym ob"edineniem s patrioticheskoy napravlennost'yu // Science Time. - 2015. - № 6 (18). - S. 469-472.
19. Chimbulatov I. Nedetskie igry sibirskikh detey [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.4vsar.ru/ articles/kolokol-rossii/90400.html.
20. Shikova R. Yu. Identichnost' molodezhi Rossii v usloviyakh sotsiokul'turnoy transformatsii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://revolution.allbest.ru/sociology/00272981_0.html.
21. Yakshina S. V. Iz opyta organizatsii dopolnitel'nogo obrazovaniya v kadetskikh klassakh i patrioticheskikh ob"edineniyakh // Opyt, problemy i perspektivy postroeniya pedagogicheskogo protsessa v kontekste standartizatsii obrazovaniya : sb. nauch. st. i mat-lov III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. : v 2-kh chas-tyakh / pod red. S. A. Gerasimova, N. N. Skorobogatovoy, I. Z. Skovorodkinoy, V. P. Aksenovoy. - M. : Akademiya sotsial'nogo upravleniya, 2016. - S. 205.