Научная статья на тему 'Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере всероссийского патриотического проекта «Живая история»)'

Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере всероссийского патриотического проекта «Живая история») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2781
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / ГРАЖДАНИН / ИСТОРИЯ / PATRIOTISM / LIVING HISTORY / PATRIOTIC EDUCATION / STUDENT''S PROJECT / PROJECT APPROACH / TECHNOLOGIES OF PROJECT ACTIVITY / YOUTH / CITIZEN / HISTORY OF RUSSIA / GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попп Иван Александрович, Шахнович Илья Семенович

В статье описываются необходимость и значимость целенаправленного патриотического воспитания, рассматривается использование в патриотическом воспитании молодежи проектного подхода, обеспечивающего инновационный аспект патриотического воспитания, обосновывается конструктивно-созидательная роль патриотизма в жизни общества, передается сущность проектного подхода и проектной деятельности. Кроме того, в статье приведены примеры всероссийских патриотических проектов. Особое внимание уделено проекту «Живая история», в котором представлены типовая структура (мотив проблема цель задачи методы и способы план действия результат рефлексия), этапы реализации и технологическая цепочка применения проектного подхода (проблема поиск проектирование продукт презентация). Описаны содержание проекта (создание видеофильмов об участии уральцев в ключевых событиях Великой Отечественной войны, создание инновационного ресурсного сайта и проведение в онлайн-режиме всероссийских патриотических конкурсов, формирование печатных и электронных изданий с методическими рекомендациями для педагогов и организаторов воспитательной работы, создание фильмов, проведение видеопрезентаций, проведение семинаров, круглых столов, конференций в онлайн-режиме для подготовки организаторов патриотического воспитания молодежи в образовательных организациях страны) и его достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попп Иван Александрович, Шахнович Илья Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT APPROACH IN PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUTH (ON THE EXAMPLE OF THE PATRIOTIC PROJECT “LIVING HISTORY”)

The article describes the need and the importance of purposeful patriotic education, considers the use of the project approach in patriotic education, substantiates the constructive and creative role of patriotism in the life of society and discloses the essence of project activity. Besides, the article provides the examples of implementation of all-Russian patriotic projects. Special attention is paid to the innovative student's project “Living History” which follows a standard structure (motive problem purpose tasks methods and ways plan actions result reflection) and stages of realization and a technological chain of application of the project approach (problem search design product presentation). The article also describes the content of the project (creation of video films about the participation of the Urals residents in key events of the Great Patriotic War, creation of an innovative resource site and conduct of on-line All-Russian patriotic competitions, publication of on-line and printed materials with methods recommendations for teachers and organizers of educational work, creation of films, producing of video presentations, conduct of on-line seminars, round tables and conferences for training organizers of patriotic education of the youth in the educational organizations of the country) and its achievements.

Текст научной работы на тему «Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере всероссийского патриотического проекта «Живая история»)»

УДК 37.035.6-057.875

ББК Ч448.005.22 ГСНТИ 14.15.01 Код ВАК 13.00.02

Попп Иван Александрович,

кандидат исторических наук, директор центра реализации студенческих проектов и программ УрГПУ, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 227; e-mail: uralstud@el.ru.

Шахнович Илья Семенович,

старший преподаватель кафедры технологий социальной работы, заведующий сектором студенческих проектов центра реализации студенческих проектов и программ УрГПУ, Уральский государственный педагогический университет, 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 227; e-mail: uralstud@el.ru.

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

(НА ПРИМЕРЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ЖИВАЯ ИСТОРИЯ»)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотизм, патриотическое воспитание, проект, проектный подход, технологии проектной деятельности, молодежь, гражданин, история.

АННОТАЦИЯ. В статье описываются необходимость и значимость целенаправленного патриотического воспитания, рассматривается использование в патриотическом воспитании молодежи проектного подхода, обеспечивающего инновационный аспект патриотического воспитания, обосновывается конструктивно-созидательная роль патриотизма в жизни общества, передается сущность проектного подхода и проектной деятельности. Кроме того, в статье приведены примеры всероссийских патриотических проектов. Особое внимание уделено проекту «Живая история», в котором представлены типовая структура (мотив - проблема - цель - задачи - методы и способы - план -действия - результат - рефлексия), этапы реализации и технологическая цепочка применения проектного подхода (проблема - поиск - проектирование - продукт - презентация). Описаны содержание проекта (создание видеофильмов об участии уральцев в ключевых событиях Великой Отечественной войны, создание инновационного ресурсного сайта и проведение в онлайн-режиме всероссийских патриотических конкурсов, формирование печатных и электронных изданий с методическими рекомендациями для педагогов и организаторов воспитательной работы, создание фильмов, проведение видеопрезентаций, проведение семинаров, круглых столов, конференций в он-лайн-режиме для подготовки организаторов патриотического воспитания молодежи в образовательных организациях страны) и его достижения.

Popp Ivan Aleksandrovich,

Candidate of History, Assistant Lecturer of Department of Advertising and Public Relations; Director of Center for Implementation of Students' Projects and Programs, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Shakhnovich Il'ya Semenovich,

Senior Lecturer of Department of Social Work Technologies, Head of the Sector of Students' Pr ojects of the Center for Implementation of Students' Projects and Programs, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PROJECT APPROACH IN PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUTH (ON THE EXAMPLE OF THE PATRIOTIC PROJECT "LIVING HISTORY")

KEYWORDS: patriotism, living history, patriotic education, student's project, project approach, technologies of project activity, youth, citizen, history of Russia, Great Patriotic War.

ABSTRACT. The article describes the need and the importance of purposeful patriotic education, considers the use of the project approach in patriotic education, substantiates the constructive and creative role of patriotism in the life of society and discloses the essence of project activity. Besides, the article provides the examples of implementation of all-Russian patriotic projects. Special attention is paid to the innovative student's project "Living History" which follows a standard structure (motive - problem - purpose - tasks - methods and ways - plan - actions - result - reflection) and stages of realization and a technological chain of application of the project approach (problem - search - design -product - presentation). The article also describes the content of the project (creation of video films about the participation of the Urals residents in key events of the Great Patriotic War, creation of an innovative resource site and conduct of on-line All-Russian patriotic competitions, publication of on-line and printed materials with methods recommendations for teachers and organizers of educational work, creation of films, producing of video presentations, conduct of on-line seminars, round tables and conferences for training organizers of patriotic education of the youth in the educational organizations of the country) and its achievements.

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 15-01-00339.

Патриотизм является важнейшей ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Патриотическое воспитание всегда было одной из приоритетных задач государства. Необходимость (и значимость) целенаправленного патриотического воспитания обоснована целым рядом причин: разобщенность российского общества, отсутствие общепризнанной национальной идеи, многочисленность и разнонаправленность детских и молодежных объединений (а зачастую - и конкуренцией между ними, которая не приносит пользы ни самим объединениям, ни их членам, ни России), заорганизованность и формальный подход при проведении различных детских и молодежных программ и т.д.

Для изменения ситуации в российском обществе, улучшения морально-нравственной обстановки необходима реализация программ патриотического воспитания, предназначенных, в первую очередь, для работы с детьми и молодежью, причем их реализация должна основываться на научных и, по возможности, инновационных подходах. Проектный подход является одним из наиболее эффективных, он сочетает как традиционные, так и инновационные элементы, оказывает формирующее воздействие на представителей подрастающего поколения, что позволяет с успехом использовать этот подход в патриотическом воспитании молодежи, т.к. патриотизм конструктивен, созидателен по своей сущности, на что указывали и известные исторические личности.

Любовь к родине - не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры (А. Н. Толстой) [11].

В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, - сколько возможно больше и сколько возможно лучше (Н. А. Добролюбов) [1].

Любовь к отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном желании

От того, как мы воспитаем молодежь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке... Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее.

В. В. Путин

ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и саму жизнь; в горячем сочувствии ко всему хорошему в нем и в благородном негодовании против того, что замедляет путь к совершенствованию... (Н. А. Некрасов) [7].

Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями (К. Д. Ушинский) [12].

«Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [5].

Использование проектного подхода обеспечивает инновационный аспект патриотическому воспитанию молодежи, поскольку объединяет деятельность исследовательскую и прогностическую, деятельность информационно-образовательную и социально-преобразующую.

Сегодня проектный подход стал для молодежи, особенно для молодежных и детских общественных объединений, привычным, применяемым - в силу своей универсальности - в самых различных областях деятельности. «Он состоит в том, что вначале импульс для проекта дает актуальная общественная проблема, которая затем поддерживается конкретной молодежной инициативой, концентрируется и целевым образом проектируется. Целостное проектирование представляет собой достаточно технологизированный процесс - от определения ожидаемой эффективности до разработки и обоснования временных, финансовых, организационных, кадровых условий и механизмов» [10].

© Попп И. А., Шахнович И. С., 2015

«Проектирование - это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам» [6]. Характеристиками проектного подхода являются: объективность и обоснованность; информированность и подготовленность участников; целостность; последовательность.

Ключевым элементом проектного подхода выступает проект, под которым понимается система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических процессов; технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению [13]. Здесь, с одной стороны, речь идет о том, что придумывается и планируется, то есть предполагаемое изменение, а, с другой стороны, о текстовом и визуальном оформлении этого плана.

Реализация проектного подхода в патриотическом воспитании ярко представлена во всероссийских проектах патриотической направленности, например, «Мы - граждане России» (разработанный и реализуемый Российским Союзом Молодежи), «Страницы России» (организаторы; Федеральное агентство по делам национальностей и электронная библиотека «MyBook»), «Живая история. 70 лет Великой Победы!» (организатор: Уральский государственный педагогический университет) [2] и др. Большинство из представленных проектов носят информационный характер и ограничены по времени либо по возможности массового вовлечения в проект представителей разных регионов Российской Федерации.

Представленные проблемы успешно решаются в рамках инновационного сетевого всероссийского студенческого патриотического проекта «Живая история», который включает в себя:

• создание видеофильмов об участии уральцев в ключевых событиях Великой Отечественной войны и презентация этих фильмов в образовательных организациях страны) [3];

• создание инновационный ресурсного сайта в сети Интернет «живаяистория-ургпу.рф», где в режиме online проводятся всероссийские патриотические конкурсы по различной тематике с возможностями массового вовлечения молодежи через размещение, выбор и обсуждение лучших работ, причем каждый участник может на сайте проекта в автоматическом режиме получить сертификат [4];

• формирование печатных и электронных изданий с методическими рекомендациями для педагогов и организаторов воспитательной работы (по итогам конкурсов);

• создание фильмов, проведение видеопрезентаций лучших работ;

• проведение семинаров, круглых столов, конференций в режиме on-line для подготовки организаторов патриотического воспитания молодежи в образовательных организациях страны;

• создание методической копилки для организаторов патриотического воспитания с возможностью получения сертификатов публикаций после модерации опубликованных методических разработок.

Проект предусматривает возможность участия в нем людей самых разных возрастных категорий - от дошкольников до ветеранов.

Инновационность проекта «Живая история» выгодно отличает его от многих других, использующих ставшими уже обыденными формы патриотического воспитания. Не случайно за короткий срок снято 5 документальных фильмов по истории Великой Отечественной войны на основе воспоминаний ветеранов-уральцев, а на сайт менее чем за два месяца поступило более 900 конкурсных работ.

Достижения проекта:

• Проект «Живая история» - лауреат конвейера молодежных проектов «Утро-2013» (номинация «Развитие молодежного патриотизма»).

• Проект «Живая история» - Победитель конкурса на получение субсидии Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области среди некоммерческих организаций, на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в 2014 году и в 2015 году.

• Проект «Живая история. 70 лет Великой Победы» - номинант конкурса на соискание региональной премии «Гражданская инициатива» в номинации «Память», 2014 год.

• Проект «Живая история» занял третье место в грантовом конкурсе «Конвейер молодежных проектов» в рамках Всероссийского молодежного образовательного форума «Итуруп», 2015 год.

• Проект «Живая история. 70 лет Великой Победы!» занял II место в рамках конвейера проектов форума молодежи Уральского федерального округа «УТРО 2015».

• Всероссийский патриотический проект «Живая история» - победитель конкурса «Живая история: от поколения к поколению» .

• Всероссийский проект «Живая история» был поддержан Министерством образования и науки Российской федерации в рамках программы реализации деятельности студенческих объеднений УрГПУ 20152016 годы.

Проект «Живая история» задуман как долгосрочный гражданско-патриотический проект, его реализация будет продолжаться многие годы, что позволяет соответствовать с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» продолжать совершенствование системы патриотического воспитания и сохранить ключевые события истории России в памяти новых поколений [2].

На примере проекта «Живая история» можно проследить все этапы реализации проектного подхода в патриотическом воспитании молодежи. Организация проектной деятельности имеет в своей основе типовую структуру (мотив - проблема -цель - задачи - методы и способы - план -действия - результат - рефлексия) [13], а также технологическую цепочку:

Проблема - определение проблемы проекта, отбор необходимых источников информации, календарного плана подготовки и реализации проекта; выбор формы участия в проекте - индивидуальной или групповой. Например, при реализации проекта «Живая история» были выявлены недостаточный интерес к традиционным формам патриотического воспитания и недостаточная осведомленность молодых людей о конкретных событиях Великой Отечественной войны.

Поиск - поиск информации, при реализации проекта «Живая история» использовались не только музейные и архивные источники, но и - в первую очередь - воспоминания уральцев - ветеранов Великой Отечественной войны.

Проектирование - анализ и исследовательская деятельность, творческая переработка информации. На этом этапе текущие результаты проекта фиксировались в различных формах (сборники конкурсных работ, фото- и видеосъемка, компьютерная обработка данных и создание видеофильмов).

Продукт - продуктом проекта «Живая история» стали 5 документальных видеофильмов: «Сталинград: ты весь - победа жизни!», «Подвигу лежит дорога в вечность: боевой путь в воспоминаниях ветеранов Уральского Добровольческого танкового корпуса», «1943: Уральцы на Огненной дуге», «Операция "Багратион" в воспоминаниях уральцев», - посвященных 70-летию победы в Сталинградской, Курской битвах, народному подвигу по формированию Уральского Добровольческого танкового корпуса и освобождению республики Беларусь. В ноябре 2015 года состоится презентация нового фильма «1945. Спасибо за Победу», посвященного освобождению Европы и Победе в Великой Отечественной войне. В настоящее время видеосюжеты проекта «Живая история» становятся более качественными и презентабельными.

Презентация - проект «Живая история» представлен на многих региональных, межрегиональных и всероссийских форумах, и конкурсах. На сегодняшний день во всех популярных в России социальных сетях («ВКон-такте», «Одноклассники», <^асеЬоок») созданы группы проекта «Живая история».

Использование проектного подхода, технологии проектной деятельности позволяет воспитывать у молодых людей коммуникабельность, морально-нравственные качества, формировать навыки интеллектуальной и информационной работы, желание и умения позитивного воздействия на окружающих.

В ходе работы над проектом молодежь на собственном опыте убеждается в том, что проект - это деятельность по поиску возможностей решения интересных проблем, сформулированных самими молодыми людьми в виде цели и задач, а полученный результат этой деятельности - определенный ими же способ решения проблемы -носит прикладной характер, имеет важное практическое значение и, что крайне значимо, интересен и важен для них самих.

Молодежь, участвуя в проектной деятельности, получает от этого позитивные эмоции, которое становятся стимулом для последующей деятельности, а патриотическая направленность проектной работы обеспечивает становление молодых людей как граждан своего Отечества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белинский В. Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. Педагогическое наследие / Сост. А. Ф. Смирнов. М. : Педагогика, 1988. 384 с.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы». URL: http://ivo.garant.rU/#/document/i99483/paragraph/8280:l.

3. Грибан И. В., Попп И. А. Не потерять связь поколений: проект «Живая история. 70 лет Великой Победы» / / Педагогическое образование в России. 2015. № 8.

4. Живая история. Всероссийский проект. URL: Ы^р://живаяистория-ургпу.рф.Ы:т1.

5. Концепция патриотического воспитания. URL: http://docs.cntd.ru/document/90i867597.

6. Луков В. A. Социальное проектирование. М. : Изд-во МГУ : Флинта, 2007. 240 с.

7. Некрасов Н. А. «Заметки о журналах за сентябрь l855 года» / Н. А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах. Том ll. Книга вторая. Критика. Публицистика (l847-l869). Л. : Наука, l990.

S. Сайт Российского Союза Молодежи. URL: http: //www.ruy.ru.

9. Сайт электронной библиотеки «MyBook». URL: http://russia.mybook.ru.

10. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.fadm.gov.ru/upload/iblock/2e4/140319_Project%20of%20Strategy.pdf.

11. Толстой А. Н. Собрание сочинений в l0 томах. l958-l96l М. : Художественная литература. Т. l0.

12. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., l974.

13. Федоскина О. В. Воспитательные возможности технологии проектно-исследовательской деятельности. URL: http://w.school2l00.ru/upload/iblock/df4/df4dd5fззaaSбde09f23cbбSd49f797б.pdf.

REFERENCES

1. Belinskij V. G., Gercen A. I., Chernyshevskij N. G., Dobroljubov N. A. Pedagogicheskoe nasledie / Sost. A. F. Smirnov. M. : Pedagogika, 19SS. 3S4 s.

2. Gosudarstvennaja programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 20ll - 2015 gody». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/l99483/paragraph/8280:l.

3. Griban I. V., Popp I. A. Ne poterjat' svjaz' pokolenij: proekt «Zhivaja istorija. 70 let Velikoj Pobedy» // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 20l5. № 8.

4. Zhivaja istorija. Vserossijskij proekt. URL: http://zhivajaistorija-urgpu.rf.html.

5. Koncepcija patrioticheskogo vospitanija. URL: http://docs.cntd.ru/document/90lSб7597.

6. Lukov V. A. Social'noe proektirovanie. M. : Izd-vo MGU : Flinta, 2007. 240 s.

7. Nekrasov N. A. «Zametki o zhurnalah za sentjabr' l855 goda» / N. A. Nekrasov. Polnoe sobranie sochinenij i pisem v pjatnadcati tomah. Tom 11. Kniga vtoraja. Kritika. Publicistika (iS47-iS69). L. : Nauka, 1990.

S. Sajt Rossijskogo Sojuza Molodezhi. URL: http://www.ruy.ru.

9. Sajt jelektronnoj biblioteki «MyBook». URL: http://russia.mybook.ru.

10. Strategija razvitija molodezhi Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. URL: http://www.fadm.gov.ru/upload/iblock/2e4/140319_Project%20of%20Strategy.pdf.

11. Tolstoj A. N. Sobranie sochinenij v 10 tomah. 195S-196i M. : Hudozhestvennaja literatura. T. 10.

12. Ushinskij K. D. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija: V 2 t. M., 1974.

13. Fedoskina O. V. Vospitatel'nye vozmozhnosti tehnologii proektno-issledovatel'skoj dejatel'nosti. URL: http://w.school2l00.ru/upload/iblock/df4/df4dd5lззaaSбde09f23cbбSd49f797б.pdf.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. В. А. Середа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.