Научная статья на тему 'Формы социально-культурной деятельности по патриотическому воспитанию молодежи (опыт Пермского края)'

Формы социально-культурной деятельности по патриотическому воспитанию молодежи (опыт Пермского края) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
735
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СУБЪЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / SUBJECTS OF PATRIOTIC EDUCATION / FORMS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Надежда Сергеевна, Баландина Галина Александровна, Тюленева Наталия Игоревна

Статья посвящена актуальной проблеме современной России патриотическому воспитанию детей и молодежи. В статье рассматривается опыт Пермского края в организации и проведении мероприятий патриотической направленности. Также акцентируется внимание на деятельности значимых субъектов патриотического воспитания в Пермском крае, анализируется их практический опыт; определяются традиционные и инновационные социально-культурные формы в их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES ON PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH (EXPERIENCE OF THE PERM REGION)

The article is devoted to the actual problem of modern Russia the patriotic education of children and youth. The article considers the experience of the Perm region in organizing and carrying out patriotic activities. Attention is also focused on the activities of significant subjects of patriotic education in the Perm region, their practical experience is analyzed, traditional and innovative social and cultural forms are determined in their activities.

Текст научной работы на тему «Формы социально-культурной деятельности по патриотическому воспитанию молодежи (опыт Пермского края)»

УДК 37

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ

(ОПЫТ ПЕРМСКОГО КРАЯ)

Н.С. Мельникова, Г.А. Баландина, Н.И. Тюленева

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современной России - патриотическому воспитанию детей и молодежи. В статье рассматривается опыт Пермского края в организации и проведении мероприятий патриотической направленности. Также акцентируется внимание на деятельности значимых субъектов патриотического воспитания в Пермском крае, анализируется их практический опыт; определяются традиционные и инновационные социально-культурные формы в их деятельности.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, субъекты патриотического воспитания, формы социально-культурной деятельности.

FORMS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

ON PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

(EXPERIENCE OF THE PERM REGION)

N. Melnikova, G. Balandina, N. Tyuleneva

Abstract. The article is devoted to the actual problem of modern Russia - the patriotic education of children and youth. The article considers the experience of the Perm region in organizing and carrying out patriotic activities. Attention is also focused on the activities of significant subjects of patriotic education in the Perm region, their practical experience is analyzed, traditional and innovative social and cultural forms are determined in their activities.

Keywords: patriotism, patriotic education, subjects of patriotic education, forms of socio-cultural activities.

Современная ситуация в России, характеризующаяся сложным экономическим положением, социальной дифференциацией общества, девальвацией духовных ценностей, оказывает негативное влияние на общественное сознание. Особенно восприимчивой к влиянию негативных факторов оказалась молодежь.

Так, согласно мониторингу деятельности Пермского края по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в 2016 году 23,9% респондентов ответили, что при необходимости могут жить в любой стране, 8,42% указали, что им не важно, где жить, а 4,62% - жить, где угодно, только не в России [3].

В создавшейся ситуации одним из приоритетных направлений работы, с точки зрения государственной молодежной политики, должно быть патриотическое воспитание как процесс формирования духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. О важности патриотического воспитания свидетельствуют принятые за последние годы нормативно-правовые акты [1], в которых акцентируется внимание на воспитании граждан-патриотов - носителей ценностей гражданского общества, осознающих свою сопричастность к судьбе Родины [1].

Сфера патриотического воспитания формируется множеством субъектов данной деятельности: от отдельного человека до государства в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебных заведений; общественных организаций, религиозных объединений; учреждений культуры; семьи; трудовых и воинских коллективов; средств массовой информации и др.»[2]. Так, по состоянию на 01 января 2017 года в Пермском крае насчитывалось более 200 действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе молодежных, в которых состоит более 6000 человек.

В мае 2013 года Правительством Пермского края была утверждена долгосрочная целевая подпрограмма «Патриотическое воспитание жителей Пермского края на 2013-2017 годы», и создан Межведомственный координационный совет по контролю за реализацией подпрограммы. Целью реализации

подпрограммы является создание

координированной системы действий субъектов патриотического воспитания по формированию у жителей края гражданской позиции, нравственных взглядов, содержанием которых является любовь к Отечеству, уважение истории и культурных особенностей своей Родины, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины [6].

В достижении поставленных целей значительное место занимает применение широкого спектра традиционных и инновационных форм патриотического воспитания молодежи. В этом направлении в Пермском крае накоплен достаточный опыт. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал Домов и Дворцов культуры, Центров досуга, музеев, библиотек, парков, театров. Активно в этой работе принимают участие культурно-досуговые учреждения Пермского края. Так, в 2016 году было проведено 10 534 мероприятий патриотической направленности; в них приняло участие 1 406 355 человек [4].

Проводятся различные мероприятия, которые уже стали традиционными: фестивали, смотры художественного творчества, праздники, конкурсы. Ежегодно проводятся праздники, посвященные Дню защитника Отечества, Дню победы в Великой Отечественной войне, конкурсы исполнителей патриотической песни, спортивно-патриотические фестивали,

фестивали-форумы, тематические вечера, выставки, экскурсии, походы, спортивные игры, организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и военных действий и др. Активно возрождаются военно-спортивные игры, национальные традиции празднично-обрядовой культуры. Внедряются в практику патриотического воспитания молодежи и инновационные формы: исторические реконструкции, квесты, флешмобы, акции, интерактивные экскурсии и др.

Особое место в организации патриотической деятельности занимает ГАУ «Пермский краевой центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе», созданный в 2013 году с целью реализации мероприятий подпрограммы «Патриотическое воспитание жителей Пермского края». Основными целями работы Центра являются обеспечение на территории края единого подхода к реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания детей и молодежи; и осуществление в данной сфере взаимодействия с краевыми ведомствами, территориальными органами исполнительной власти, военными комиссариатами, воинскими частями, педагогической и ветеранской общественностью. За время работы в мероприятиях Центра приняли участие более 100 тысяч человек.

Первостепенными задачами Центра являются укрепление имиджа российской армии, привлечение внимания подрастающего поколения к истории России, к культурно -

нравственным ценностям и духовным традициям российского общества, через активное вовлечение молодежи и педагогов в краевые, всероссийские и окружные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Для решения данных задач реализуются три основных направления: организация и проведение учебных сборов граждан РФ и патриотических мероприятий, информационно-методическая работа.

В 2016 году Центром были проведены ежегодные краевые военно-спортивные мероприятия, победители которых были направлены на окружные состязания (Спартакиада допризывной молодежи и военно-патриотическая игра «Зарница»).

Осуществляются мероприятия по повышению имиджа Вооруженных сил России в глазах молодежи (краевой День призывника «Наша слава - Российская держава», «День защитника Отечества» и др.).

Гражданско-патриотические мероприятия Центра (молодежные проекты «Письмо солдату», «Большая Георгиевская игра», патриотические акции «Диалог поколений», Неделя мужества, интеллектуальный турнир и др.) направлены на формирование гражданской идентичности, изучение истории родного края, страны, воспитанию у молодежи уважения к старшему поколению. С точки зрения выявления и изучения новых форм патриотического воспитания интерес представляют ежегодные краевые конкурсы методических материалов; патриотических общественных организаций Пермского края на лучшую организацию работы по духовно-нравственному и военно-спортивному воспитанию молодежи; на лучшую организацию деятельности юнармейских Постов №1. Интересен опыт проведения мероприятий, направленных на популяризацию среди молодежи знаний о Великой Отечественной войне, с использованием семейных архивов ветеранов и приглашением к участию их прямых потомков. Регулярно проводятся конкурсы творческих работ среди молодежи с обязательной номинацией, посвященной научно-

исследовательской деятельности. Активисты патриотического движения посещают города-герои и города воинской славы, объекты культурного наследия народов Российской Федерации.

Информационно-методическая работа Центра занимает одно из ведущих направлений деятельности, так как включает в себя ведение ежегодного мониторинга состояния

патриотического воспитания в Пермском крае. В рамках информационно-методической работы издаются методические материалы, обобщающие

передовой опыт в патриотическом воспитании, проводятся круглые столы, совещания и «дискуссионные площадки» по вопросам патриотического воспитания молодёжи с участием общественных организаций, педагогов, представителей органов исполнительной власти

[5].

Другим субъектом военно-патриотического и эстетического воспитания граждан, в том числе военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Российской Армии, является ФГУ «Дом офицеров Пермского гарнизона» Минобороны России, который на протяжении более 70-лет решает первостепенные задачи в области организации военно-шефской работы, патриотического воспитания молодежи и организации досуга. В рамках решения данных задач проводятся смотры-конкурсы

художественной самодеятельности, фестивали, торжественные собрания, концерты для военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала Пермского гарнизона, ветеранов войны и Вооружённых Сил РФ, а также жителей г. Перми.

Так, в 2016 году Домом офицеров Пермского гарнизона было проведено 142 мероприятия: смотр-конкурс почетных караулов Постов №1, фестиваль военных оркестров «Ликуют трубы», «День танкиста» и др. Из общего числа мероприятий проведено 12 тематических концертов, посвященных дням воинской славы, 7 патриотических смотров-конкурсов и фестивалей, 36 тематических выставок, 21 экскурсия для военнослужащих и 12 экскурсий для гражданского персонала в музей боевой славы западного Урала.

Интересную альтернативу традиционным формам патриотического воспитания составляют исторические реконструкции и исторические игры, организаторами которых являются Центры исторической реконструкции и воинских искусств.

Сочетание физической культуры, интеллектуальной нагрузки и ремесленного мастерства положительно влияют на молодого человека, позволяют прикоснуться к истории, традициям, сформировать духовно-нравственные качества, гражданское и национальное самосознание. В этом направлении большую

работу проводит Центр воинских искусств «Родимич» (г. Березники), являющийся постоянным участником и неоднократным победителем различного уровня конкурсов.

Проект интерактивной экскурсии «По следу диверсанта или Конец группы Ульш» Централизованной библиотечной системы г. Кунгура занял 1 место по Приволжскому федеральному округу во Всероссийском конкурсе проектов на лучший военно-исторический туристический маршрут, посвященный Победе в Великой Отечественной войне.

Интересен опыт Ильинской муниципальной библиотеки, сотрудники которой реализовали проект «Виртуальный музей "Живая история"». Это электронная книга памяти, в которой собран уникальный краеведческий материал об ильинцах - участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла, проза и поэзия местных авторов о войне, дневниковые записи, материалы из музеев и архивов.

Во многих учреждениях культуры и досуга Пермского края активно возрождается обряд торжественных проводов в армию, проходят фестивали солдатской песни, спортивно-игровые программы, форумы и множество других мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи. Например, в 2016 году в ЗАТО Звездный был реализован проект «Я - гражданин России» (посвященный Дню России и Дню российского флага), включающий сразу несколько мероприятий: флэшмоб «Самый большой флаг России», торжественное вручение паспортов 14-летним гражданам РФ, театрализованное представление и конкурс патриотической песни.

Таким образом, несмотря на то, что субъекты патриотического воспитания обладают достаточным арсеналом традиционных форм и средств социально-культурной деятельности, остается проблема более широкого внедрения инновационных форм в проведение патриотических мероприятий. Решение данной проблемы лежит в плоскости формирования единой системы научно-методического и организационно-методического обеспечения работы по патриотическому воспитанию молодежи, что пока не происходит, либо реализуется недостаточно эффективно.

Литература:

1. Государственная программа

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». URL: http://static.government.ru/media/iiles/9YIQlq6ANAx DLp3nenAeoa0CdC8D1bJa.pdf (дата обращения: 07.12.2017)

2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. URL: https://minobr.government-nnov.ru/?id=51944 (дата обращения: 07.12.2017)

3. Мониторинг деятельности субъектов РФ по гражданско-патриотическому и духовно-

нравственному воспитанию детей и молодежи в 2016 ro^.URL:https://centersot.m/mgpv (дата обращения: 10.12.2017)

4. Пермский краевой дом народного творчества. URL: https://permdnt.ru/ (дата обращения: 06.12.2017)

5. Пермский краевой центр

военно-патриотического воспитания. URL: https://gaupatriot.ru/ (дата обращения: 07.12.2017)

6. Постановление Правительства Пермского края «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание жителей Пермского края на 2013-2017 годы». URL: http://docs.cntd.ru/document/911541556

Сведения об авторах:

Мельникова Надежда Сергеевна (г. Пермь, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурных технологий и туризма, Пермский государственный институт культуры, e-mail: [email protected]

Баландина Галина Александровна (г. Пермь, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-культурных технологий и туризма, Пермский государственный институт культуры, e-mail: [email protected]

Тюленева Наталия Игоревна (г. Пермь, Россия), кандидат культурологии, доцент кафедры социально-культурных технологий и туризма, Пермский государственный институт культуры, e-mail: natalia_tyuleneva@mail .ru

Data about the authors:

N. Melnikova (Perm, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of social and cultural technologies and tourism, Perm State Institute of Culture, e-mail: nadej [email protected]

G. Balandina (Perm, Russia), Candidate of Sociological Sciences, associate professor of the chair of social and cultural technologies and tourism, Perm State Institute of Culture, e-mail: [email protected]

N. Tyuleneva (Perm, Russia), candidate of cultural studies, associate professor of the chair of social and cultural technologies and tourism, Perm State Institute of Culture, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.