УДК 37.035.6:378.14
ББК Ч448.905.2 ГРНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.02
Казакова Светлана Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры художественного образования, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкхнета, 9 а; e-mail: [email protected].
Мурзина Ирина Яковлевна,
доктор культурологии, профессор, директор ООО «Институт образовательных стратегий»; 620075, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 77; e-mail: [email protected].
«ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»: ДИЗАЙН СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическое образование; магистерские программы; гражданско-патриотическое воспитание; магистратура; патриотизм; гражданственность; социокультурный подход.
АННОТАЦИЯ. Обсуждение вопросов несоответствия идеального образа учителя современным реалиям, а также качество подготовки выпускников в педагогических вузах стали основой для решения задач модернизации педагогического образования. Решение назревших в профессиональной подготовке педагогов проблем, связанных с качеством абитуриентов, поступающих в педагогические вузы, недостаточное владение современными технологиями преподавания педагогами, введение в действие новых образовательных стандартов и, соответственно, изменившиеся требования к учителю, не только как к «предметнику», но и воспитателю, были в фокусе внимания Комплексного проекта модернизации педагогического образования.
В рамках проекта был предложен новый принцип конструирования образовательных программ -модульный. Одним из направлений модернизации были программы магистратуры по направлению «Педагогическое образование». В статье проанализирована магистерская программа «Гражданско-патриотическое воспитание», целью которой было совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для работы с детьми и молодежью в общем и дополнительном образовании. Были предложены четыре модуля: 1) «Современное образование: направления развития», в задачи которого входило рассмотрение проблем развития образования в России и мире на современном этапе, обусловленных изменениями в социокультурной ситуации; 2) «Теория и практика граждан-ско-патриотического воспитания», в задачи которого входило раскрытие направлений работы педагога в сфере гражданско-патриотического воспитания на теоретическом и практическом уровне; 3) «Социокультурные аспекты гражданско-патриотического воспитания», задачами которого были приобщение к ценностям отечественной истории и культуры через раскрытие ключевой проблемы формирования общегражданской, этнокультурной, региональной идентичности; 4) «Социально-педагогическое сопровождение обучающихся», развивающий практические умения обеспечивать педагогическое сопровождение социализации.
На основе проведенного опроса потенциальных потребителей данной программы сделан вывод о перспективах ее дальнейшей реализации.
Kazakova Svetlana Victorovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Art Education of the Institute of Music and Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Murzina Irina Yakovlevna,
Doctor of Cultural Studies, Professor, Director of the Institute of Educational Strategies LLC, Ekaterinburg, Russia.
"CIVIC-PATRIOTIC EDUCATION": DESIGN OF THE CONTENTS OF THE MASTER'S EDUCATIONAL PROGRAM
KEYWORDS: pedagogical education, master's program, civil-patriotic education, program content, module, socio-cultural approach.
ABSTRACT. Discussion of the issues of discrepancy between the ideal image of a teacher and contemporary realities, as well as the quality of graduates' training in pedagogical universities, became the basis for solving the problems of modernizing teacher education. The solution of some problems in the professional training of teachers connected with the knowledge of applicants entering pedagogical universities, poor knowledge of modern technologies by teachers, introduction of new educational standards and, consce-quently, new requirements for a teacher, not only as a "subject", but also educator, were in the focus of attention of the Comprehensive Project for the Modernization of Teacher Education.
Within the framework of the project a new principle of designing educational programs was proposed - a modular one. One of the directions of modernization was the Master's program "Pedagogical Education". In the article the Master's program "Civic-Patriotic Education" was analyzed, the purpose of which was to improve the professional competences necessary for work with children and young people in general and additional education.
Four modules were proposed: 1) "Modern Education: Directions of Development", whose tasks included discussion of the problems of education development in Russia and the world at the present stage, caused by the changes in the sociocultural situation; 2) "Theory and Practice of Civic-Patriotic Education", whose aim is to disclose the directions of teacher's work in the sphere of civic-patriotic education at the theoreti-
cal and practical levels; 3) "Socio-cultural Aspects of Civic-Patriotic Upbringing", aimed at familiarizing with the values of the national history and culture through the disclosure of the key problem of the formation of general civil, ethno-cultural and regional identity; 4) "Socio-Pedagogical Support of Students" focuses on developing practical skills to provide pedagogical support for socialization. Based on the survey of potential consumers of this program, a conclusion is made about the prospects for its further implementation.
Дискуссии о том, каким должен быть современный педагог, в чем причины несоответствия идеального образа учителя современным реалиям, качество подготовки выпускников - все это стало основой для решения задач модернизации педагогического образования [1; 7; 8; 12].
Назревшие в профессиональной подготовке педагогов проблемы, связанные с качеством абитуриентов, поступающих в педагогические вузы, недостаточным владением современными технологиями преподавания, умноженные на необходимость работы в условиях введения в действие новых образовательных стандартов и, соответственно, изменившиеся требования к учителю, не только как к «предметнику», но и воспитателю, нужно было решать в сжатые сроки. Одним из способов решения стал Комплексный проект по модернизация педагогического образования в Российской Федерации (2014-2017 гг.), целью которого была «модернизация системы подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» [6].
Объединив 33 проекта, охватывавшие основные профили профессиональной подготовки педагогов и все уровни образования от бакалавриата до аспирантуры в рамках УГСН «Образование и педагогические науки», проект решал задачу радикального изменения профессиональной подготовки, создавая основу для введения уточненных федеральных государственных образовательных стандартов (т.н. ФГОС ВО 3++), и тем самым обеспечивая условия для реализации задач по созданию системы национального учительского роста.
В реализации комплексного проекта по модернизации педагогического образования (2014-2017 гг.) приняли участие 65 образовательных организаций высшего образования, расположенных в 51 субъекте 8 федеральных округов Российской Федерации. Участие в проекте позволило не только создать условия для обновления содержания педагогического образования (в вузах-участниках была проведена апробация 42 новых основных профессиональных образовательных программ, по которым прошло обучение более 12 000 обучающихся), но и в определенной степени стимулировать вузы
на создание новых программ, отвечающих требованиям времени [9]. Участие в проекте ведущих вузов страны, готовящих педагогов, обеспечило не только масштабность проекта, но и, что, на наш взгляд, более значимо, рефлексию профессорско-преподавательского состава над основаниями собственной деятельности.
Магистерские программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте модернизации вызывают особый интерес: и в связи с сопоставлением с зарубежным опытом подготовки педагогов в системе многоуровневого образования, и в силу недостаточной определенности, какая же форма программы предпочтительнее для педагогов - прикладной или академической магистратуры. Опыт реализации магистерских программ для педагогов последних лет свидетельствует, что сделана попытка сочетания общетеоретической подготовки с решением практико-ориентированных и исследовательских задач, однако было бы преждевременно считать этот процесс завершенным.
Предложенная в рамках проекта модульная система подготовки магистров оказалась очень привлекательной, не только потому, что позволяет решать образовательные задачи комплексно, выстраивая движение от теории к практике, а затем -снова к теории на качественно новом уровне, но и потому, что свидетельствует о потребности студентов-магистрантов представлять целостный образ образовательной программы и обеспечивает возможность для самоопределения в практической и исследовательской деятельности [см., например: 2; 3; 13; 15]. Это важно не только для вчерашних выпускников бакалавриата, приходящих обучаться в магистратуру, но и в большей степени для тех, кто обучался в вузе достаточно давно и рассматривает магистратуру как возможность по-новому обрести себя в профессии.
К сожалению, реальность такова, что перспективная модель организации образовательной программы вступает в противоречие с существующими практиками. Быстро изменяющиеся условия современной жизни требуют от вузов разработки и предложения программ магистратуры, позволяющих решать актуальные задачи - организовывать работу с одаренными детьми или с детьми с особыми образовательными
© Казакова С. В., Мурзина И. Я., 2018
потребностями, обучать робототехнике, учитывать в практической работе требования историко-культурного стандарта, положения концепций филологического, математического или географического образования и пр. (отсюда - разнообразные по формулировкам магистерские программы, которые реализовывали и/или продолжают реализовывать вузы в последние десять лет), но дизайн содержания программ регламентирован ФГОС ВО (3+), а переход на новую версию ФГОС ВО (3++) будет осуществлен не ранее 2019 г.
Введение профессиональных стандартов (педагога, специалиста в области воспитания, педагога дополнительного образования детей и взрослых) и представленная общественности национальная система учительского роста ориентируют на изменения в магистерских программах (как содержательных, так и технологических) с учетом новых требований, но сегодня все еще не в полной мере осознанно, каким же должен быть образовательный результат обучения в магистратуре, как именно организовать итоговую аттестацию выпускников, чтобы учесть потребности работодателей в по-новому подготовленных кадрах и личностные устремления магистрантов.
В то же время введение в действие новых нормативных документов, смена приоритетов в культурно-образовательной политике, потребности современной школы, необходимость предлагать новые образовательные программы, привлекая абитуриентов, привели к появлению новых профилей магистерских программ по направлению «Педагогическое образование». Так, изменившийся в последнее время вектор в школьном образовании с «обучения» на «образование как двуединый процесс обучения и воспитания», утверждение государственных программ «Развитие образования» (2013-2020 г.) [5] и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (2016-2020 гг.)» [4], Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года [17], появление региональных программ в области воспитания, утверждение профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» привело к появлению новых магистерских программ. Одной из таких программ стала магистратура «Гражданско-патриотическое воспитание» в Уральском государственном педагогическом университете, открытая в 2017 г. Несмотря на то что в данном вузе реализо-вывалась магистерская программа воспитательной направленности («Педагогика духовно-нравственного воспитания»), задачи новой магистратуры лежали в несколько иной плоскости.
Мы опирались на идею, что в основе патриотизма лежит понимание человеком себя как части культурного целого (культурная идентичность). Задачи гражданско-патриотического воспитания мы понимаем как осуществление целенаправленного педагогического процесса организации и управления деятельностью личности по овладению социально-культурным опытом, опирающимся на ценности демократии (обеспечение прав человека и гражданина; толерантное отношение к окружающим людям, в том числе с иными взглядами и ценностными установками; признание ценности разных культур и умение жить в поликультурном мире) [см. подробнее: 11].
Гражданско-патриотическое воспитание соединяет в себе понятия «гражданин» на когнитивном и нравственно-волевом уровнях и «патриот» на эмоционально-чувственном уровне. В современных условиях оно представляет собой «целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха» [16, с. 64].
Реализация магистерской программы «Гражданско-патриотическое воспитание» должна была способствовать решению задачи по преодолению неготовности современной школы в полной мере помочь молодому человеку в обретении смысла жизни, в решении проблем как личностного, так и социально-культурного самоопределения.
Конструируя магистерскую программу по гражданско-патриотическому воспитанию, мы опирались не только на заданные ФГОС ВО ориентиры, но и на те установки, которые лежали в основе проектирования программ в рамках Комплексного проекта модернизации педагогического образования. Нам принципиально важно было соединить воедино традиции содержательно-центрированной программы и реализовать возможности саморазвития для будущих студентов, поскольку мы понимали, что потенциальными обучающимися станут не столько вчерашние выпускники бакалавриата, сколько более опытные педагоги (что, в конечно счете, и произошло). Мы поставили целью данной программы совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для работы с детьми и молодежью в общем и дополнительном образовании.
Программа магистратуры ориентирована на научно-исследовательский и педагогический виды профессиональной деятельности как основные, проектная, методическая и культурно-просветительская деятельность является дополнительной, что обусловлено социокультурной сферой, в которой происходит профессиональная самореализация выпускников (тип программы -академическая магистратура).
Специфика профессиональной деятельности магистра обусловлена
- требованиями профессионального стандарта педагога и специалиста в области воспитания;
- потребностями в интеграции сфер образования и культуры, основного и дополнительного образования в деле воспитания, обеспечивающих пространство для самореализации личности;
- необходимостью включения в содержание образования всех уровней культурологической составляющей;
- организацией и проведением социокультурных и волонтерских проектов.
Обучение по программе «Гражданско-патриотическое воспитание» позволяет соединить собственно педагогические и социокультурные практики, актуализирует навыки менеджера в образовательной и социокультурной сфере, дает возможность личностного и профессионального развития педагога.
Профессиональную деятельность выпускник может осуществлять в образовательных организациях (общего, начального и среднего профессионального, дополнительного образования), учреждениях культуры, занимая должности воспитателя (классного руководителя), специалиста в области воспитательной работы, заместителя директора по воспитательной работе, педагога и методиста в системе дополнительного образования.
Понимая, что в скором времени произойдут изменения в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования в части уточнения задач профессиональной деятельности, мы ориентировались не только на педагогический, научно-исследовательский, проектный, методический, культурно-просветительский виды деятельности, но и на необходимость осуществлять сопровождение обучающихся в процессе осуществления этой деятельности.
Учебный план магистерской программы составлен по требованиям ФГОС ВО (базовая часть, вариативная часть, курсы по выбору, практики, государственная итоговая аттестация), однако содержательно курсы группировались по модулям, сочетая теоретическую подготовку, практическую, методическую и научно-исследовательскую деятельность. Условно мы разделили содержание учебных курсов следующим образом (см. табл. 1):
Таблица 1
№ п/п Наименование модуля Дисциплины модуля
Современное образование: направления развития «Современные проблемы науки и образования» (базовая часть), «Инновационные процессы в образовании» (базовая часть), «Деловой иностранный язык» (базовая часть), «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (базовая часть), «Основы современной образовательной и культурной политики» (вариативная часть), «Культурная антропология» (вариативная часть), «Социокультурная экспертиза в образовании» (курс по выбору), «Культурологическая экспертиза» (курс по выбору), «Методология и методы научного исследования» (вариативная часть), Научно-исследовательская работа (практики, государственная итоговая аттестация)
Теория и практика гражданско-патриотического воспитания «Теория и методика гражданско-патриотического воспитания» (вариативная часть), «Актуальные проблемы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания» (вариативная часть), «Технологии воспитательной работы» (курс по выбору), «Культурологический подход в образовании» (курс по выбору),
«Социокультурный проект: теория и практика» (курс по выбору), Производственная (педагогическая) практика, Производственная (преддипломная) практика, Научно-исследовательская работа
Социокультурные аспекты гражданско-патриотического воспитания «Региональная культурология» (вариативная часть), «Город как пространство культуры» (курс по выбору), «Поликультурное образование» (курс по выбору), «Музейная педагогика» (вариативная часть), «История отечественной культуры в контексте проблем гражданско-патриотического воспитания» (вариативная часть), «История Отечества в системе гражданско-патриотического воспитания» (курс по выбору), «Советская культура: обретение и потери» (курс по выбору), «Этнопедагогика» (курс по выбору), «Казачье образование: история и современность» (курс по выбору), Производственная (педагогическая) практика, Производственная (преддипломная) практика, Научно-исследовательская работа
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся «Культура толерантности» (вариативная часть), «Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений» (курс по выбору), «Медиация в образовании» (курс по выбору), «Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации» (курс по выбору), «Тьюторское сопровождение обучающихся» (курс по выбору), Производственная (педагогическая) практика, Производственная (преддипломная) практика, Научно-исследовательская работа
В задачи первого модуля «Современное образование: направления развития» входило рассмотрение проблем развития образования в России и мире на современном этапе, обусловленных изменениями в социокультурной ситуации. Особый акцент делался на связи педагогической науки и образовательных практик через раскрытие различных методологических оснований и подходов (синергетического, культурно-исторического/культурологического, аксиологического, культур-антропологиче-ского, компетентностного); выявлении оснований для инновационной деятельности как в обучении, так и в воспитании; связи нормативных документов с целями образования и ценностями культуры; развитии способности к экспертной оценке с позиций реализации в образовании социокультурных ценностей. Предполагалось, что в процессе подготовки магистерской диссертации обучающиеся по программе подготовят аналитические обзоры научной литературы на русском и английском языках, раскрывающие теоретические аспекты их собственных исследований.
В задачи второго модуля «Теория и практика гражданско-патриотического воспитания» входило раскрытие направлений работы педагога в сфере гражданско-патриотического воспитания на теоретическом и практическом уровнях. Важным акцентом в реализации данного модуля было развитие способности критического мышления - анализировать современные социокультурные практики и рефлексивно относиться к собственной деятельности. В рамках практикумов, предусмотренных в данном модуле, магистранты самостоятельно не только разрабатывают сценарии мероприятий, программы воспитательной деятельности, методические модели, но и диагностический инструментарий для оценки эффективности педагогической деятельности и полученного образовательного результата. Особое внимание уделяется технологиям организации социокультурных проектов, в том числе волонтерских и культурно-просветительских, реализация которых осуществляется в ходе производственных практик.
В задачи третьего модуля «Социокультурные аспекты гражданско-патриотиче-
ского воспитания» входило приобщение к ценностям отечественной истории и культуры через раскрытие ключевой проблемы формирования общегражданской, этнокультурной, региональной идентичности. Сочетание историко-культурного и актуального материала давало возможность связать воедино деятельность человека с его ценностно-нормативными основаниями, раскрыть потенциал отечественной культуры для развития гражданско-патриотических качеств.
В задачи четвертого модуля «Социально-педагогическое сопровождение обучающихся» входило развитие практических умений обеспечивать педагогическое сопровождение социализации, понимаемой в самом широком смысле - как единство процессов приобщения / вхождения в культуру и формирование / осознание активной гражданской позиции как основы позитивной идентичности. Конфликтогенность социальной среды, интолерантность, которую демонстрируют как дети, так и взрослые, риски социальных девиаций стали причиной введения в образовательные программы практикумов по медиации и толерантности. А умение применять в педагогической деятельности навыки предотвращения негативных явлений в детско-юношеской среде стало одним из критериев оценки производственной практики.
Поскольку магистерская программа реализуется в заочной форме, возникает эффект сочетания педагогической рефлексии и опережающего образования, когда анализ собственной деятельности (магистранты работают воспитателями, педагогами-организаторами, классными руководителями) мотивирует на изучение тех или иных учебных дисциплин, а возникающие на практике вопросы приводят к их теоретическому осмыслению. Сегодня реализация программы «Гражданско-патриотиче-ское воспитание» не завершена, поэтому сказать о результативности предложенного подхода затруднительно.
Актуальным сегодня, на наш взгляд, является вопрос о перспективах реализации магистерской программы «Гражданско-патриотическое воспитание». Мы провели анкетный опрос классных руководителей Екатеринбурга и Свердловской области (опрос проводился в феврале 2018 г., в исследовании приняли участие 210 человек, в настоящий момент работающие классными
руководителями в образовательных учреждениях, из них работающих в данной должности до пяти лет 30%), одним из вопросов, заданных респондентам, был «Если бы у Вас был выбор, на какой магистерской программе Вы бы хотели обучаться?» с вариантами ответов «Воспитательная деятельность», «Воспитательная деятельность с молодежью», «Педагогика духовно-нравственного воспитания», «Гражданско-патриотическое воспитание», «Тьюторская поддержка в образовании», «Педагогика досуга». От общего числа опрошенных программу «Гражданско-патрио-тическое воспитание» выбрали 7,0%, причем в возрастной группе работающих в должности классного руководителя до пяти лет (а это целевая аудитория данной магистерской программы) - ее выбрали только 2%. Для сравнения - в группе работающих в должности классного руководителя до пяти лет программу «Воспитательная деятельность» выбрали 4,2% опрошенных, «Воспитательная деятельность с молодежью» - 7,0%, «Педагогика духовно-нравственного воспитания» - 2,3%.
Параллельно с опросом проводились экспертные неформализованные интервью (респондентами выступили представители органов управления образованием, директора школ, педагоги; было проведено 20 интервью), в ходе которых респондентам предлагалось оценить перспективы реализации данной магистерской программы. Скептическое отношение респондентов к возможностям заинтересовать потенциальных слушателей данной программой изменялось на положительное, когда им были представлены учебный план и аннотации рабочих программ дисциплин. Из этого можно сделать вывод, что перспективы у данной магистерской программы очень невелики, несмотря на то что она решает актуальные для современной школы задачи.
Исходя из результатов проведенного нами пилотного исследования, можно сделать вывод о том, что в Екатеринбурге и Свердловской области есть потребность в магистерской программе воспитательной направленности, однако это должна быть программа, объединяющая различные аспекты воспитательной деятельности. При конструировании содержания такой программы можно рекомендовать учесть опыт проектирования магистерской программы «Гражданско-патриотическое воспитание», построенной по модульному принципу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3. - C. 32-40. - Режим доступа: http:// psyjournals.ru/psynews/7i654.shtml (дата обращения: 20.02.2018).
2. Васягина Н. Н., Егорова М. А., Максимова Л. А., Минюрова С. А. Школьно-университетское партнерство как условие повышения качества подготовки педагога-психолога // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 10. - С. 7-11.
3. Гончаров С. А. Результаты апробации проектов прикладного бакалавриата и профессиональной (педагогической) магистратуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://2014-2015.педагогическоеобразование.рф^оситеп18/8Ьо«У53 (дата обращения: 16.02.2018).
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (20162020 гг.)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420327349 (дата обращения: 16.02.2018).
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/3i3b7NaNS3VbcW7qWYs lEDbPCuKi6lC6.pdf (дата обращения: 16.02.20l8).
6. Итоги Комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014 - 2017 гг.) [Электронный ресурс]. - М. : МГППУ, 2017. - Режим доступа: Ы^р://педаго гическоеобразование.рф/wp-content/uploads/20l7/ll/Буклет_МПО_20l7.pdf (дата обращения: 15.01.2018).
7. Каспржак А. Г. Институциональные тупики российской системы подготовки учителей // Вестник образования. - 2013. - № 4.- С. 261-282.
8. Лысенко О. В. Про «неуспешных» учителей: существует ли «двойной негативный отбор» в педагогике? // Лабиринт. Журнал социально--гуманитарных исследований. - 2016. - № 3-4. - С. 26-39.
9. Марголис А. А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014-2017 гг.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// педагогическоеобразование.рф/wp-content/uploads/20l7/l0/20_l0_итоговое_заседание_МарголисАА.pdf (дата обращения: 12.02.2018).
10. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3. - C. 105-126. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/psynews/71654.shtml (дата обращения: 20.02.2018).
11. Мурзина И. Я. Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры и актуальные практики : учеб.-метод. пособие для педагогов. С электронным приложением. - Екатеринбург : Периодика, 2017. - 280 с.
12. Пискунова Е. В. Дискуссия о будущем педагогического образования в России [Электронный ресурс] // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2009. - № 1. - С. 18-25. - Режим доступа: https://vivliophica.com/articles/education/419196 (дата обращения: 20.02.2018).
13. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 №45406) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_l99498/(дата обращения: 10.02.2018).
14. Реморенко И. М. Развитие педагогической магистратуры в Московском городском педагогическом университете [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://20l4-20l5.педагоги ческоеобразование.рф/documents/show/l53 (дата обращения: l6.02.20l8).
15. Савенков А. И., Львова А. С., Вачкова С. Н., Любченко О. А., Никитина Э. К. Подготовка педагогов в магистратуре нового поколения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. -
2014. - Т. 19. - № 3. - C. 197-206. - Режим доступа: http://педагогическоеобразование.рф/news/show/44 (дата обращения: 20.02.2018).
16. Сиволобова Н. А., Котлова Е. П. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в современном российском обществе // Образование личности. - 2014. - № 1. - С. 63-67.
17. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 20.02.2018).
REFERENCES
1. Bolotov V. A. K voprosam o reforme pedagogicheskogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs] // Psikholog-icheskaya nauka i obrazovanie. - 2014. - T. 19. - № 3. - C. 32-40. - Rezhim dostupa: http://psyjournals.ru/psynews/71654.shtml (data obrashcheniya: 20.02.2018).
2. Vasyagina N. N., Egorova M. A., Maksimova L. A., Minyurova S. A. Shkol'no-universitetskoe partnerstvo kak uslovie povysheniya kachestva podgotovki pedagoga-psikhologa // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. -
2015. - № 10. - S. 7-11.
3. Goncharov S. A. Rezul'taty aprobatsii proektov prikladnogo bakalavriata i professional'noy (pedagog-icheskoy) magistratury [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://2014-2015.pedagogicheskoe obrazovanie.rf/documents/show/53 (data obrashcheniya: 16.02.2018).
4. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii (2016-2020 gg.)» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/420327349 (data obrashcheniya: 16.02.2018).
5. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 2013 - 2020 gody [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/313b7NaNS3VbcW7q WYslEDbPCuKi6lC6.pdf (data obrashcheniya: 16.02.2018).
6. Itogi Kompleksnogo proekta po modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii (2014 - 2017 gg.) [Elektronnyy resurs]. - M. : MGPPU, 2017. - Rezhim dostupa: http://pedagogicheskoe obrazovanie.rf/wp-content/uploads/2017/11/Buklet_MPO_2017.pdf (data obrashcheniya: 15.01.2018).
7. Kasprzhak A. G. Institutsional'nye tupiki rossiyskoy sistemy podgotovki uchiteley // Vestnik obra-zovaniya. - 2013. - № 4. - S. 261-282.
8. Lysenko O. V. Pro «neuspeshnykh» uchiteley: sushchestvuet li «dvoynoy negativnyy otbor» v pedagogike? // Labirint. Zhurnal sotsial'no-gumanitarnykh issledovaniy. - 2016. - № 3-4. - S. 26-39.
9. Margolis A. A. Itogi kompleksnogo proekta po modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii (2014-2017 gg.) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http:// pedagogicheskoeobrazovanie.rf/wp-content/uploads/20l7/l0/20_l0_itogovoe_zasedanie_MargolisAA.pdf (data obrashcheniya: 12.02.2018).
10. Margolis A. A. Trebovaniya k modernizatsii osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskikh kadrov v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga: pred-lozheniya k realizatsii deyatel'nostnogo podkhoda v podgotovke pedagogicheskikh kadrov [Elektronnyy resurs] // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2014. - T. 19. - № 3. - C. 105-126. - Rezhim dostupa: http://psyjournals.ru/psynews/71654.shtml (data obrashcheniya: 20.02.2018).
11. Murzina I. Ya. Patrioticheskoe vospitanie: strategicheskie orientiry i aktual'nye praktiki : ucheb.-metod. posobie dlya pedagogov. S elektronnym prilozheniem. - Ekaterinburg : Periodika, 2017. - 280 s.
12. Piskunova E. V. Diskussiya o budushchem pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii [Elektronnyy resurs] // Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. - 2009. - № 1. - S. 18-25. - Rezhim dostupa: https://vivliophica.com/articles/education/419196 (data obrashcheniya: 20.02.2018).
13. Prikaz Mintruda Rossii ot 10.01.2017 № I0n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Spetsialist v oblasti vospitaniya» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 26.01.2017 №45406) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_199498/(data obrashcheniya: 10.02.2018).
14. Remorenko I. M. Razvitie pedagogicheskoy magistratury v Moskovskom gorodskom pedagogicheskom universitete [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://2014-2015.pedagogicheskoeobrazovanie.rf/ documents/show/153 (data obrashcheniya: 16.02.2018).
15. Savenkov A. I., L'vova A. S., Vachkova S. N., Lyubchenko O. A., Nikitina E. K. Podgotovka pedagogov v magistrature novogo pokoleniya [Elektronnyy resurs] // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2014. -T. 19. - № 3. - C. 197-206. - Rezhim dostupa: http://pedagogicheskoeobrazovanie.rf/news/show/44 (data obrashcheniya: 20.02.2018).
16. Sivolobova N. A., Kotlova E. P. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie uchashchikhsya v sovremennom rossiyskom obshchestve // Obrazovanie lichnosti. - 2014. - № 1. - S. 63-67.
17. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (data obrashche-niya: 20.02.2018).