Научная статья на тему 'Актуальные проблемы патриотического воспитания учащейся молодёжи'

Актуальные проблемы патриотического воспитания учащейся молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGICAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиволобова Н. А.

Статья посвящена вопросам организации патриотического воспитания студенческой молодёжи. Автор рассматривает принципы, формы и методы патриотического воспитания учащихся в современном образовательном учреждении. В статье проанализированы нормативно-правовые основы организации воспитательной работы, а также задачи цели и задачи патриотического воспитания. Автор считает, что проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций. Патриотическое воспитание представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие патриотических качеств личности каждого учащегося; развитие стремления к гражданскому, духовному, нравственному и физическому совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URGENT PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

The article is dedicated to questions of organization of patriotic education of students. The author considers principles, forms and methods of patriotic education of young people in a modern educational institution. In the article standard legal basis of organization of educational work, and a task of patriotic education are analyzed. The author believes that carrying out single state policy in the field of patriotic education of citizens of Russian Federation provides goal achievement of patriotic education by the planned, continuous and approved activities of public authorities, local government and public organizations. Patriotic education represents a complete pedagogical process directed to forming and development of patriotic qualities of the identity of every student, development of aspiration to civil, spiritual, moral and physical enhancement.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы патриотического воспитания учащейся молодёжи»

4. Sradzhev V.P. Formirovanie motivov uchebnoj deyatel'nosti kak vazhnejshee uslovie vospitaniya muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie- 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: «Lema», 2011: 63 - 68.

5. Pankova A.A. Informacionnaya kul'tura kak faktor professional'noj realizacii sovremennogo pedagoga-muzykanta. Nauchnoe mnenie, 2014. № 8: 374 - 378.

6. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: RGPU im. A.I. Gercena, 2011: 30 - 34.

7. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovani/'. Regional'naya informatika RI-2014: materialy konferencii. Sankt-Peterburg, 29-31 okt. 2014, SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.

8. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.

9. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 240.

10. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 12 (1): 113 - 120.

11. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya, 2014; 4 (39): 99 - 104.

12. Gorbunova I.B. «'Estetika: informacionnyj podhod» Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 2: 86-90.

Статья поступила в редакцию 30.09.16

УДК 37.01

Sivolobova N.A., senior lecturer, Department of General Pedagogics and Modern Educational Technologies, Stavropol State

Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

URGENT PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH. The article is dedicated to questions of organization of patriotic education of students. The author considers principles, forms and methods of patriotic education of young people in a modern educational institution. In the article standard legal basis of organization of educational work, and a task of patriotic education are analyzed. The author believes that carrying out single state policy in the field of patriotic education of citizens of Russian Federation provides goal achievement of patriotic education by the planned, continuous and approved activities of public authorities, local government and public organizations. Patriotic education represents a complete pedagogical process directed to forming and development of patriotic qualities of the identity of every student, development of aspiration to civil, spiritual, moral and physical enhancement.

Keywords: education, patriotism, pedagogical influence.

Н.А. Сиволобова, доц. каф. общей педагогики и современных образовательных технологий, ГБОУ ВО

«Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ

Статья посвящена вопросам организации патриотического воспитания студенческой молодёжи. Автор рассматривает принципы, формы и методы патриотического воспитания учащихся в современном образовательном учреждении. В статье проанализированы нормативно-правовые основы организации воспитательной работы, а также задачи цели и задачи патриотического воспитания. Автор считает, что проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций. Патриотическое воспитание представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие патриотических качеств личности каждого учащегося; развитие стремления к гражданскому, духовному, нравственному и физическому совершенствованию.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, педагогическое воздействие.

Вопросы воспитания патриотизма были и есть предметом социального изучения в различных науках, определивших данный феномен со следующих точек зрения. Например, Н.А. Бердяев понимал нацию как единство исторических судеб, а чувство патриотизма связывал с осознанием религиозно-нравственного идеала. Фактором становления патриотизма определял изучение истории, которую рассматривал ядром национального сознания [1].

Е.А. Врублевская считает патриотизм универсальной всечеловеческой категорией, понимая его как национальный дух, в котором раскрывалось своеобразие духовных тенденций. Факторами развития патриотизма она определяет культурный и жизненный опыт, формирующийся на принципах общности, единства и переплетения духовных ценностей [2] .

А.Н. Вырщиков рассматривает патриотизм как признак нации, имеющий историческое происхождение, особое бытие и самобытность. По его мнению, формирование патриотизма возможно путём изучения национального творчества, объективированного в отдельных его продуктах. Особый интерес вызывает представленная автором логика воспитания патриотизма: от инстинкта к сознанию, к самосознанию, к чувству патриотизма и творчеству [3].

В настоящее время общественностью и органами государственной власти разрабатываются нормативно-правовые основы патриотического воспитания молодёжи. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая является продолжением государственных программ предыдущих лет, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации [4].

Программа констатирует, что «за последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания... В 2001 - 2015 годах реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, в готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [2].

Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информа-

ционных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.

Патриотическое воспитание направлено на формирование активной гражданской позиции, чувства ответственности за развитие государства, формирование гордости за свою Родину, чувства любви и уважения к ней, приумножение авторитета страны через собственные достижения в обучении, спорте общественной жизни, на уважении законов государства.

Рассматривая особенности патриотического воспитания учащейся молодёжи в современных условиях, мы определили задачи данного феномена, состоящие в следующем:

- использование аксиологического подхода при определении и конкретизации гражданских и патриотических ценностей, отражающих межличностные, межгрупповые, межсоциальные и межнациональные отношения;

- применение интегративного подхода к патриотическому воспитанию, связанного с формированием патриотического аспекта мировоззрения молодёжи, включающего познавательный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты;

- опору на целостный подход к патриотическому воспитанию, включающему в себя развитие всех составных компонентов педагогического процесса, в том числе цели патриотического воспитания, содержание и основные идеи патриотизма, критерии и способы проверки уровня их сформированности;

- использование факторного подхода к патриотическому воспитанию, связанного с наличием внешних и внутренних факторов и условий его реализации на социально-педагогическом, педагогическом и психолого-педагогическом уровнях.

Анализ развития педагогической мысли и практики показывает, что патриотическое воспитание источниками своего возникновения и развития имеет теоретические предпосылки, созданные цивилизацией прошлых веков. К ним относятся:

Библиографический список

- возникновение патриотизма как цели воспитания в национально-государственных объединениях людей, направленного своим острием на защиту Родины, выполняющего интегратив-ную функцию. Вместе с этим, патриотизм, направленный вовне, превращается в национализм, поэтому, патриотизм должен быть связан с интернационализмом;

- современные педагогические теории и течения выступают как предпосылка формирования гражданского и патриотического воспитания. К таким теориям относятся «педагогика воспитания в духе мира», «педагогика ненасилия», «педагогика гуманизма», «педагогика сотрудничества» и ряд других;

- теория педагогических ценностей, связанная с их возвышением и сменой, педагогическая аксиология, позволяющие отвечать на следующие вопросы педагогической теории и практики: каким должно быть ценностное наполнение содержания образования и воспитания; каковы педагогические закономерности и механизмы присвоения ценностей общества личностью; каковы педагогические условия становления ценностных ориен-таций молодёжи.

По мнению психологов, педагогов, социологов именно молодёжь является наиболее активной и прогрессивной частью населения и от того какие идеалы, ценности, нравственные принципы она пропагандирует, зависит стабильность общества и национальная безопасность страны. Свойственные юношескому возрасту романтизм и стремление к идеальному, делает молодёжь особенно отзывчивой на любые начинания, требующие сил, подвига, героизма. Это создает благоприятные предпосылки для высоких нравственных идеалов и воспитания чувств патриотизма у студентов, от степени выраженности которого зависит их вклад в развитие страны.

Работа педагога по воспитанию патриотизма у студентов должна быть направлена на:

- развитие знаниевого компонента патриотической мотивации, то есть теоретическое освоение патриотических ценностей, идеалов, знаний, формирование суждений;

- развитие патриотических переживаний - эмоционального отношения к патриотическим знаниям и ценностям, формирование патриотических убеждений;

- формирование патриотического поведения, посредством приобщения к участию в патриотической деятельности.

1. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли ХХ века и начала ХХ. Москва, 2007.

2. Врублевская Е. А. Быть гражданином. Народное образование. 2007; 5: 214 - 216.

3. Вырщиков А.Н. Патриотизм на службе России. Воспитание школьников. 2006; 3: 7 - 14.

4. Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской федерации на 2016 - 2020 годы». Available at: http:// government.ru

References

1. Berdyaev N.A. Russkaya ideya: Osnovnye problemy russkojmysliХХ veka inachala ХХ. Moskva, 2007.

2. Vrublevskaya E. A. Byt' grazhdaninom. Narodnoe obrazovanie. 2007; 5: 214 - 216.

3. Vyrschikov A.N. Patriotizm na sluzhbe Rossii. Vospitanie shkol'nikov. 2006; 3: 7 - 14.

4. Gosudarstvennaya programma patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj federacii na 2016 - 2020 gody». Available at: http:// government.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.16

УДК 378

Temerbekova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia),

E-mail: [email protected]

SOCIAL NETWORKS AS A MODERN EDUCATIONAL RESOURCE OF NEW GENERATION. In the article a new approach to formation and development of the educational environment by means of activation and inclusion in of social educational networks is considered. The author carries out an analysis of the terminological field. Social networks of the Internet space represent a powerful resource of the educational process, having complex structure and huge potential in the sphere of science, training and education of younger generation in system of continuous education.

Key words: education, training, educational environment, social networks, communication.

А.А. Темербекова, д-р. пед. наук, проф. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.