УДК 378
Shalaeva E.A., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS BY MUSIC. The high-tech information educational environment requires a search for new approaches and innovative learning in the school of the digital age. Innovative music pedagogy at the present stage is associated with the use of music and computer technologies - modern and efficient means of improving the quality of teaching the art of music at all levels of the educational process. The development of music and computer technologies, which represents a synthesis of several areas of research, creative and practical activities in the field of musical culture and musical-educational process and the development of modern art education and creative area generally interpolates the different areas of Digital Humanities in the functioning of modern high-tech information educational environment. The article discusses information educational environment as a factor of development and formation of common cultural competence of students of non-musical faculties, students in teacher training institutions, by means of music and musical computer technologies.
Key words: music education, high-tech educational information environment, pedagogy, music computer technologies, digital humanities.
Е.А. Шалаева, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ
Высокотехнологичная информационная образовательная среда (ВТИОС) требует поиска новых подходов и принципиально новых систем обучения в Школе цифрового века. Инновационная музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) — современного и эффективного средства повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса. Развитие и становление МКТ, которые представляют синтез нескольких направлений исследовательской, творческой и практической деятельности в области музыкальной культуры, музыкально-образовательного процесса и развития современного художественного образовательного и творческого пространства в целом, интерполирует различные области функционирования Digital Humanities в современной ВТИОС. В статье рассматриваются возможности информационной образовательной среды как фактора развития и формирования общекультурных компетенций студентов немузыкальных факультетов, обучающихся в педагогических учебных заведениях, посредством музыки и музыкально-компьютерных технологий.
Ключевые слова: музыкальное образование, высокотехнологичная информационная образовательная среда, педагогика, музыкально-компьютерные технологии, Digital Humanities.
Молодёжь - важнейшая составляющая в структуре любого общества, обеспечивающая перспективы его развития, определяющая его будущее. Темпы развития каждой страны зависят от того, насколько гармонично в обществе сочетаются потребности, интересы, возможности людей разных поколей, насколько используется потенциал молодёжи. XXI век характеризуется глобальным скачком в развитии информационных технологий. За последние десятилетия создано и апробировано огромное количество программ и технических средств, что послужило основой для смещения акцентуации различных видов деятельности современного специалиста на развитие интеллекта, эффективности и производительности, полезности и практической целесообразности в сфере его профессиональных интересов. Но нет такого человека, который не пытался бы открыть для себя возможности гармоничного развития или не стремился бы к достижению целостности своего внутреннего мира, обогатив и наполнив свою эмоциональную сферу через музыку. При всей многогранности звучания музыкальной палитры и многообразии возможностей музыки как феномена культуры, отношение к ней в среде молодёжи сугубо потребительское - пользоваться кем-то написанными произведениями и не пытаться обдумать и создать что то свое. Между тем, попытаться научиться извлекать звуки музыки, синтезировать, обрабатывать музыкальный звук, создавать композиции, делать аранжировки и просто понять суть классической гармонии - благодаря современным музыкально-компьютерным технологиям (МКТ) [1; 2] и квалифицированной помощи специалистов - сегодня это возможно и доступно.
Нами разрабатываются методические основы и модель методики для организации системы обучения музыке на основе уникальным традициям российской музыкальной культуры, когда каждый человек - не зависимо от социального статуса, уровня материальной обеспеченности и начального музыкального образования - имеет возможность стать музыкально образованным человеком.
Мы также обосновываем необходимость использования МКТ как средства формирования общекультурных компетенций студентов-педагогов немузыкальных специальностей и разра-
батываем такую образовательную модель, при которой процесс обучения музыке выступает как фактор становления творческой личности. Модель обучения организована таким образом, что различные компоненты гармоничного развития личности будущего педагога XXI века, обогащают и дополняют друг друга, обеспечивая таким образом процесс профессионального и духовного самоопределения студента. Достижение такого взаимодействия будет способствовать активизации личностного роста, устойчивости обретаемых качеств, креативности, готовности к творческой самореализации и самоактуализации.
В целом ряде исследований последних десятилетий обсуждается роль эстетического компонента в становлении личности педагога и доказывается, что образование неразрывно связано с культурой, с созданием особой образовательной среды, в которой человек учится постигать самого себя, чувствовать свое предназначение и искать путь реализации.
Создавая такую среду, мы опираемся сегодня на уникальные возможности современных информационно-коммуникационных технологий и МКТ, которые поддерживают и обусловливают функционирование высокотехнологичной информационной образовательной среды обучения. При формировании информационной образовательной среды как фактора развития общекультурных компетенций современных студентов посредством музыки отмечается ряд проблем, среди которых:
• отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров, способных адаптировать изобретения и показать доступность их применения тем, кто собирается сделать первый шаг к изучению музыки;
• проблема технической оснащенности;
• доступа к лицензированным обучающим программным продуктам,
• а также в отсутствии полного методического сопровождения нового по форме и содержанию учебного процесса.
Создание музыкально-просветительской информационно-образовательной модели сейчас крайне необходимо, поскольку она даёт возможность научиться жить в сфере гуманистических идей, образа мыслей и чувств, помочь человеку
реализовать интеллектуальные и эмоциональные потребности, вдохновить на созидание и творчество, патриотизм и толерантность, уважение к людям, природе и самому себе. Всё это подвластно музыке - звучащему феномену, которая, наполняя сердца, преобразовывает все вокруг, в том числе, и самого человека.
Современные МКТ выводят каждого на возможность интерактивного общения с музыкой, что не имеет аналога в прошлом и открывают широкую перспективу системы общего музыкального образования в Школе цифрового века, включающую освоение музыкального инструмента каждым учащимся. Одним из ключевых компонентов предлагаемой концепции обучения музыке в Школе цифрового века является инструментальное музицирование с использованием, в частности инструментария МКТ. Совместная творческая эстетическая активность в групповых формах занятий ансамблевым музицированием становится важным компонентом предлагаемой концепции. Ансамблевое музицирование имеет высокий развивающий потенциал. Оно благоприятно воздействует на все стороны мышления учащегося посредством опоры на эмоциональную сферу [3]. С развитием информационных технологий в музыке (ИТМ) [4; 5] и МКТ в современном музыкальном искусстве и образовании значимое место занимают технологические аспекты представлений о музыкальном инструментарии (в том числе — электронных музыкальных инструментах (ЭМИ) [6; 7; 8], клавишных синтезаторах).
Как показывает практика, ИТМ существенно повлияли на способы передачи музыкальной информации. Звучание музыкальных инструментов, содержательно воплощенное в выразительных музыкальных звуках, иллюстрирует основополагающие идеи, связанные с изучением комплексной модели семантического пространства музыки, существенно дополненное возможностями МКТ [9].
В программном обеспечении профессиональной деятельности современного музыканта и возможностях современного компьютерного музыкального инструментария наиболее полно и совершенно воплотились веками накопленные ИТМ и искусстве музицирования. Формируется понимание того факта, что специализированный музыкальный компьютер (МК) [10; 11] становится новым многофункциональным политембральным инструментом музыканта. Рассматриваемая методическая система обучения музыке в Школе цифрового века в перспективе Digital Humanities [12; 13] построена на основе использования МКТ, специализированного программного обеспечения и специально организованного класса, а также на реализации инновационной по форме и методике групповой творческой форме проведения занятий.
В период 2012 - 2016 гг. на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена было организовано обучение музыке на основе данной программы для студентов различных (немузыкальных) факультетов РГПУ им. А.И. Герцена в рамках проведения педагогического эксперимента при подготовке магистерской диссертации на тему «Информационная образовательная среда в формировании общекультурных компетенций студентов средствами МКТ» (магистерская программа «Информационные технологии в образовании», реализуемая на факультете информационных технологий РГПУ им. А.И. Герцена).
В работе со студентами и педагогами были использованы зрительные, зрительно-анимационные и другие интерактивные модификации, разработанные для системы интерактивных сетевых технологий обучения музыке [14; 15; 16]. Использование МКТ способствовало широкому развитию интереса к осознанному прочтению и исполнению фортепианной музыки у 100% студентов РГПУ им. А.И. Герцена, принявших участие в пилотировании системы. Все участники научились играть на фортепиано двумя руками по нотам и наизусть музыкальные произведения в условиях групповых занятий от 5 до 10 человек (с одним преподавателем). Большинство студентов (91%) успешно исполнили выученные произведения на акустическом фортепиано, продемонстрировав высокий уровень самооценки и уверенности в собственных силах. Большинство участников справилось с разучиванием пьес начальных классов ДМШ и приступило к разбору более сложных произведений (98%). Выбор визуальной презентации нотного письма основывался на личном выборе, связанном с предварительным опытом каждого студента и варьировался: некоторые выбрали оригинальную нотацию (54%), другие - упрощенную буквенную (46%).
Результаты педагогического исследования были представлены также на:
• XII, XIII, XIV, XV Международных ежегодных научно-практических конференциях «Современное музыкальное
образование», проводимых совместно РГПУ им. А.И. Герцена и Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н.А. Римского-Корсакова (2013, 2014, 2015, 2016 гг.);
• Международных семинарах-практикумах «Музыкально-компьютерные технологии в Школе цифрового века», проведённом на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» (2014, 2015 гг.);
• Ежегодной внутривузовской научно-практической конференции «Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям. Реализация образовательных программ в образовательной среде вуза» в РГПУ им. А.И. Герцена (март 2014 г.);
• Международной научно-практической конференции «Высокотехнологичная информационная образовательная среда» (апрель 2014 г.);
• 19-ой и 20-ой Университетской выставке научных достижений Герценовского университета (2015, 2016 гг.) и др.
Участники Международного семинара-практикума «Музыкально-компьютерные технологии в Школе цифрового века» -преподаватели музыкальных академий и педагоги музыкальных школ из России, Беларуси, Казахстана, Австралии, Великобритании, Израиля, Испании, Коста-Рики, Кубы, Польши, США, Турции, Сингапура - отметили, что МКТ используют в различных странах мира и на разных континентах одинаково эффективно. Любовь к музыке и желание уметь играть самим на музыкальных инструментах у обучаемых усилились благодаря проведенным занятиям.
На примере представленных систем оказалось возможным проследить, как МКТ способны интегрировать устоявшиеся до-цифровые психологические модальности с новыми мультимедийными возможностями. Новые мультимедийные модули в режиме живого времени легко интегрируются с процессуальной природой музыкального языка и позволяют представить музыкальную нотацию в новом, динамическом качестве. Непосредственное восприятие музыкального потока сочетается с аналитическим, что в значительной мере усиливает дидактические возможности и переводит познавательный опыт обучающихся на качественно новый уровень развития. Синтез МКТ и модифицированной музыкальной нотации открывает новые дидактические возможности в использовании нотной записи, актуализации её использования в условиях цифрового века. Цифровое обогащение нотного письма с использованием ВТИОС может содействовать решению ряда проблем музыкального образования XXI в. и способствовать новому этапу развития музыки как одной из важнейших граней постижения мира.
Многогранность, глобальная применимость МКТ дают новые, по сути, безграничные возможности самореализации, стимулируют стремительное развитие интеллекта, поднимая обучение на новый уровень; совместимость с традиционными музыкальными технологиями создает условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом.
Результаты использования системы показали, что МКТ в сфере подачи аудиального и зрительного материала в совокупности с возможностью непосредственного взаимодействия с музыкальным текстом является той средой, благодаря которой возможна интеграция непосредственного и аналитического опыта человека. Так, использование мобильных технологий в музыкальном образовании ставит принципиально новые задачи, которые требуют поиска новых технологических решений, создают необходимость выработки новых подходов к организации учебного процесса и вместе с тем достижения оптимального соответствия между сложившимися традициями и использованием новых ИТМ [36].
Научить студента - будущего педагога - жить в сфере гуманистических идей и чувств, помочь ему максимально возвысить свои интеллектуальные и эмоциональные потребности, его моральные силы, обеспечить его подлинно духовной пищей призвана система образования и воспитания. Реализация музыкально-просветительской модели становления творческой личности педагога и создание активнодействующей художественно-образовательной среды способствует выявлению заложенного в человеке творческого потенциала, повышению познавательного интереса и познавательной активности, созданию оптимальных условий для его профессионального и духовного самоопределения в пространстве культурно-образовательном пространстве, где информационная образовательная среда выступает как фактор формирования общекультурных компетенций посредством музыки с использованием МКТ.
Библиографический список
1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.
3. Горбунова И.Б., Бергер Н.А., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в Школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.
4. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2011: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2011: 30 - 34.
5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014. Санкт-Петербург, 29 - 31 окт. 2014: материалы конференции. СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.
6. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 239.
7. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.
8. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
9. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
10. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.
11. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение. 2014; 12 (1): 113 - 120.
12. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе Digital Humanities. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
13. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV Международной научно-практической конференции. 2015: 29 - 34.
14. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
15. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.
16. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.
17. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в Школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Сер.: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 104.
18. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 213 - 218.
References
1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.
3. Gorbunova I.B., Berger N.A., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v Shkole XXI veka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.
4. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena. 2011: 30 - 34.
5. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014. Sankt-Peterburg, 29 - 31 okt. 2014: materialy konferencii. SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.
6. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 239.
7. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.
8. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
9. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.
11. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 12 (1): 113 - 120.
12. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive Digital Humanities. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
13. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015: 29 - 34.
14. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
15. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.
16. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.
17. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 104.
18. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.
Статья поступила в редакцию 12.12.16