Научная статья на тему 'Вопросы школьной гигиены в работе городской санитарной инспекции'

Вопросы школьной гигиены в работе городской санитарной инспекции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы школьной гигиены в работе городской санитарной инспекции»

пищи (калориях) зависит от вида и интенсивности труда. Пол играет относительно небольшую роль. При изучении энергетических трат у мужчин и женщин при выполнении одинаковой работы не было обнаружено более высоких энергетических трат у мужчин, нежели у женщин, не отмечено какой-либо существенной разницы у подростков девочек и мальчиков при одинаковых условиях режима их жизни и занятий (учащиеся ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения).

В США предлагаемые нормы питания мужчин и женщин резко отличаются друг от друга. Так, например, при тяжелой физической работе для мужчин рекомендуется 4 500 калорий, для женщин только 3 ООО калорий. При легкой сидячей работе установлена весьма низкая калорийность для мужчин — всего 2 400 калорий вместо 3 ООО в СССР, для женщин США — всего 2 ООО калорий, что едва покрывает основной обмен. Весьма существенную разницу можно видеть между калорийностью питания в США девочек и мальчиков в подростковом и юношеском возрасте.

Особенно неблагополучно в США обстоит дело с нормами белка. Для взрослых мужчин, независимо от вида их труда, рекомендуется 70 г и для женщин — 60 г белка. Как показывает приводимая таблица, процент белковых калорий при тяжелом физическом труде спускается до 6,4 и до 8,2-

Не приводится в нормах США количество и качество жира. При составлении норм питания в СССР имеется в виду такой набор продуктов, который покрывает потребность людей не только в белках, жирах и углеводах, но также в минеральных веществах и витаминах. В нормах США о наборе продуктов эти данные не приводятся, поэтому трудно что-либо сказать о их качественной стороне.

В отдельных исследовательских работах американских физиологов подробно изучается роль витаминов, аминокислот, минеральных веществ, но не указываются их нормы. Это, конечно, не случайно.

Такое различное отношение к практическому применению научных исследований объясняется несомненно тем, что в СССР всякое научное достижение служит на пользу нашему народу, что благодаря плановости всего народного хозяйства имеется полная возможность в ближайшие годы осуществить физиологические нормы питания не только в количественном, но и в качественном отношении для всех трудящихся. За рубежом, в капиталистических странах, думают не об оптимальных физиологических нормах питания, а о том, как с точки зрения так называемой буржуазной «науки» оправдать тот минимум питания, который практически обрекает рабочий класс на полуголодное существование. Таким образом, совершенно очевидно, что только в социалистическом государстве наука является подлинно народной наукой, тесно объединенной с практикой жизни.

А. Я. Гуткин

Вопросы школьной гигиены в работе городской санитарной инспекции

Со дня издания приказа министра здравоохранения СССР «О государственной санитарной инспекции и санитарно-противоэпидемитсской службе» прошло более трех лет, прошло два года после издания последней инструкции Всесоюзной государственной санитарной инспекции о работе государственного санитарного инспектора по школьной гигиене. В условиях быстрых темпов роста культурного строительства СССР

этот срок позволяет подвести первые итоги деятельности государственной санитарной инспекции по школьной гигиене в новых условиях.

Одной из наиболее важных функций государственных санитарных инспекторов по школьной гигиене является их участие в предупредительном санитарном надзоре за проектированием, строительством и оборудованием детских учреждений. «Увеличить строительство... школ, примерно, на 70% по сравнению с предыдущим пятилетием», намечают директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951—1955 годы.

На практике деятельности государственного санитарного инспектора по школьной гигиене Ленинграда легко проследить многообразие и значение этого раздела работы.

За два года им обследован 71 земельный участок (по каждому составлены подробные санитарные характеристики и предложения), предназначенный для строительства детских учреждений. За 1951 г. рассмотрено 144 проекта (в том числе 127 — нового строительства), из которых было согласовано только 48 (34%). Строгий подход оправдан не только необходимой требовательностью, но и недостаточным вниманием архитекторов к вопросам качества проектирования в гигиеническом отношении.

Обоснованность отклонения проектов подтверждается, в частности, тем фактом, что из 96 отклоненных проектов — 25(26%) были признаны самими проектирующими организациями после указаний Государственной санитарной инспекции непригодными, 33 (34,3%) были капитально переработаны, после чего согласованы и только 38 заключений по проектам (39,7%) были опротестованы.

Из 22 учреждений, предъявленных к приемке за тот же срок, только 9 были приняты окончательно, после первого посещения их государственной комиссией, остальные были разрешены к эксплоатации только после устранения санитарных недостатков.

При рассмотрении проектов нелегко преодолеть настойчивость, с которой некоторые архитекторы стараются осуществить архитектурные формы, противоречащие требованиям гигиены: свободно стоящие столбы в гардеробных, рекреационных и даже гимнастических залах, сандрики и карнизы над окнами, лепные розетки или нарезки в учебных комнатах и т. п., уменьшающие естественную освещенность, собирающие пыль, угрожающие травмами.

Нередко имеют место попытки совместить актовый и гимнастический зал (да еще с расположением в верхнем этаже), запроектировать прохождение канализационных труб через учебные помещения и другие дефекты.

Большую ответственность берет на себя государственный санитарный инспектор, давая заключение по объектам этого важнейшего раздела его работы: элементы, кажущиеся незначительными в отношении их влияния на здоровье взрослых, нередко играют большую роль в здоровье детей.

Нередко возникают трудности в результате неупорядоченности вопросов собственной работы. До сих пор не пересмотрены многие, так называемые «временные» или «примерные» нормы и правила, имеющие трех-пятилетнюю и большую давность.

Некоторые из них уже не отвечают современным научным требованиям, некоторые новые требования не согласованы со старыми, действующими.

Чем обоснована и может ли быть вообще обоснована существующая пестрота нормы площади, например, кабинета врача? В детских больницах она составляет 8 м2, в детских консультациях— 13,75 м2, в детских отделениях общих поликлиник—12,5 м2, в детских городских поликлиниках — 12 м2.

Та же пестрота наблюдается и среди норм площади бокса: в доме ребенка — б м2, в яслях — 3,5 м2, в летних дачах для детского сада — 4 м2. Площадь веранды в доме ребенка составляет на одного ребенка 1,5 м2, а в яслях— 1,2 м2.

В «Задании на проектирование летних дач», утвержденном министром просвещения РСФСР, указаны нормы площади на бани и прачечные: площадь на одного ребенка при 100 детях — 0,44 м2, при 200 детях — 0,22 м2. Иначе говоря, общая площадь бани и прачечной для дачи на 100 и 200 человек одинакова. Такую «установку» мы бы поняли при указании на двухсменную работу бани и прачечной.

Этими «нормами», хотя и не утвержденными Всесоюзной государственной санитарной инспекцией, государственный санитарный инспектор руководствуется на местах, поскольку они приведены в сборнике по санитарно-гигиеническому контролю за учреждениями для детей и подростков и поскольку других норм по этому типу объектов нет.

Норма нагрузки на умывальный сосок в детских летних оздоровительных учреждениях при отсутствии водопровода и канализации «определяется из расчета 1 на 10 детей», а при наличии водопровода и канализации «норма может быть увеличена до одного на 15 детей», т. е. наличие водопровода ухудшает возможности водопользования?!

В области школьной гигиены мало стабильных учебников. Студенты санитарно-гигиенических факультетов и Санитарно-гигиенического медицинского института пользуются учебником под редакцией А. В. Молько-ва, лечебных и педиатрических факультетов — учебником общей гигиены под редакцией С. В. Моисеева, педагогических институтов — учебником под редакцией С. Е. Советова.

Санитарные нормы, указанные в учебниках, являются нередко единственными руководящими указаниями для молодого санитарного врача. Казалось бы, нормы эти должны отвечать утвержденным и в разных руководствах не отличаться друг от друга.

Между тем необходимая площадь школьного участка на одного школьника составляет в учебнике А. В. Молькова 25 м2, С. В. Моисеева — 20—25—35—50 м2, С. Е. Советова — 45—50 м2, лучше 100 м2. Ориентация здания: у А. В. Молькова —• одним из углов на юг, у С. В. Моисеева — на юг, юго-восток, юго-запад, у С. Е. Советова — на юг, юго-восток и т. д. В еще большей степени отличаются друг от друга и от государственных норм размеры раздевальных и туалетных помещений, площади классов на одного школьника и высота классных комнат, нормы микроклимата и температуры нагревательных приборов в тех же учебных и воспитательных детских и подростковых учреждениях.

Необходимо пересмотреть существующие нормы и положения по вопросам гигиены детей и подростков, привести их в соответствие друг с другом, исключить необоснованные, старые, не современные и разработать новые-

К решению этой задачи следует привлечь научно-исследова-тельские гигиенические институты и гигиенические кафедры вузов, сделав ее разрешение основным, тематичесикм, государственным заданием на ближайшие годы.

К обязанностям государственного санитарного инспектора по школьной гигиене относится составление на основе действующих норм и правил заключений по образцам и техническим условиям на промышленные изделия, качество которых может отразиться на здоровье детей и подростков.

К этой категории объектов относятся игрушки, книги, бумага, учебные пособия, предметы личной гигиены, одежда, обувь, оборудование (строительное, гимнастическое, санитарно-техническое, производственное, бытовое).

и

Некоторые разделы этой «программы действия» освоены или активно осваиваются Государственной санитарной инспекцией по школьной гигиене.

Например, санитарный контроль за детской игрушкой проводится по всей территории СССР; то же можно сказать и относительно дошкольной мебели и школьной парты.

Утвержденные Всесоюзной государственной санитарной инспекцией или согласованные с ней санитарные правила и ГОСТ вооружили государственного санитарного инспектора необходимыми нормами и положениями. Кафедра школьной гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института, выполняя задание Всесоюзной государственной санитарной инспекции, закончила исследование красок, применяемых при изготовлении резиновых игрушек, установила влияние их на здоровье и определила непригодные для применения.

Ленинградский государственный санитарный инспектор по школьной гигиене за один год рассмотрел 106 образцов игрушек, поступивших из 11 предприятий, и 53 рецептуры лаков, красок, химических смесей и т. п., исключив непригодные для пользования.

Обеспечен санитарный контроль и за изготовлением дошкольной и школьной мебели. В государственной санитарной инспекции сконцентрированы списки мастерских и фабрик детской мебели. Экспертный совет Ленисполкома, Торговая палата, Городской отдел народного образования не принимают на рассмотрение образцы детской мебели без заключения ленинградской государственной санитарной инспекции.

Однако относительно большинства изделий (учебных пособий, одежды, обуви, производственной мебели, гимнастического и прочего оборудования и т. п.) нет гигиенических норм, инструкций и правил. Имеющиеся ГОСТ на ученическую тетрадь, стальные перья, шрифты и печать отвечают техническим требованиям, но не санитарным.

Получая в вузе санитарные знания, в частности, и для санитарной экспертизы промышленных изделий, санитарный врач не может применить их, не имея узаконенных санитарных норм.

Государственный санитарный инспектор по школьной гигиене обязан осуществлять контроль за качеством письменных принадлежностей, выпускаемых промышленными предприятиями.

Министерство легкой промышленности СССР разрабатывает значительное количество образцов новых шерстяных тканей для детской одежды, и здесь необходимо авторитетное санитарное заключение государственной санитарной инспекции.

Нужно полагать, что в известной мере из-за отсутствия гигиенических норм обязанности государственной санитарной инспекции в указанной области даже в крупнейших центрах СССР пока еще слабо осуществляются на практике.

Здесь вина гигиенических институтов и кафедр, не оценивающих актуальности прикладных вопросов в своей тематике, вина ученых советов, планирующих тематику и недостаточно учитывающих важные вопросы практической деятельности государственных санитарных инспекторов, вина и государственных санитарных инспекторов, не привлекающих к решению этих вопросов гигиенические, технические и педагогические институты и лаборатории.

Советским здравоохранением впервые поставлена задача «систематического изучения состояния гигиенического режима воспитания и обучения детей в детских и подростковых учреждениях» (п. 1 «Инструкции о работе государственного санитарного инспектора по школьной гигиене» от 9.У11.1951 г.).

Контроль за режимом воспитания и обучения имеет целью добиться осуществления воспитания гигиенических навыков на всех возрастных этапах, не допускать переутомления детей, создать и закрепить в резуль-

тате постепенной тренировки черты, свойственные сильному типу высшей нервной деятельности человека, и т. п.

Еще не многое известно современной науке в области профилактики переутомления детей. Работы в этом направлении ведутся непрерывна и успешно. Но известно, в частности, влияние на успеваемость детей состояния их здоровья. Данные медицинских осмотров школьников Ленинграда показали, что среди детей, имеющих туберкулезную интоксикацию, неуспеваемость доходила до 10,9%, среди больных ревматизмом — до 11,4%, среди школьников с пониженной остротой зрения — до'11,6% и т. п. У 65% школьников с низкой успеваемостью (2 и 3) К. Н. Радзи-мирским обнаружены патологические состояния дыхательных путей и органов слуха

Неправильное построение учебного и бытового режима несомненно влияет на здоровье школьников.

Советское законодательство и ведомственные постановления и распоряжения об организации учебной работы, о мерах по устранению перегрузки школьников неучебной работой и домашними заданиями вооружают государственного санитарного инспектора в его работе по контролю за режимом дня школьников.

Кафедра школьной гигиены Ленинградского санитарно-гигиениче-ского медицинского института изучила учебное расписание и учебный режим 5 тысяч классов ленинградских общеобразовательных школ. Нарушения указанных постановлений обнаружены в большом числе классов.

В третьих классах бывает по 5 уроков два-три раза в неделю и чаще, в четвертых классах — по 5 уроков ежедневно, в седьмых-десятых —-по 6 уроков ежедневно и даже (в отдельные дни) по 7 уроков.

Из 732 уроков по математике и такого же числа уроков по иностранным языкам соответственно 40 и 17% отнесены на последние учебные часы.

В школах имеют место сдвоенные уроки, некоторые дисциплины преподаются два раза в день или друг за другом (геометрия и тригонометрия, письмо и рисование).

Есть школы, где продолжительность перемены вместо 10 и 30 минут составляет 5 и 10 минут.

Все эти факты представляют явное нарушение существующих законов, норм, требований; эти нарушения не могут не отражаться на здоровье школьников, и школьная государственная санитарная инспекция должна требовать их устранения.

Объем работы государственной санитарной инспекции по школьной гигиене велик. Инструкция Всесоюзной государственной санитарной инспекции учитывает это положение. Обязывая «систематически изучать состояние гигиенического режима воспитания и обучения детей...» и ставя эту задачу первой (п. 1), она вместе с тем требует инструктировать местные органы санитарно-противоэпидемической службы в этой области (п. 7), подготавливать «задания научно-исследовательским институтам и лабораториям» (п. 9), что значительно облегчает работу государственного санитарного инспектора.

Необходимо направить на места подробный план выполнения этого важного и нового раздела работы государственного санитарного инспектора по школьной гигиене. План должен предусмотреть проблему режима в его возрастной последовательности по существующим типам учреждений воспитания и обучения детей и подростков, определить и разграничить функции государственного санитарного инспектора, школьно-санитарного врача, школьного врача (педиатра-гигиениста) в этом вопросе.

'К. Н. Радзимирский, Опыт организации лечебно-профилактической ото-рино-ларингологической помощи школьникам, Врачебное дело, 1952, стр. 734.

ственностью, с органами народного образования и трудовых резервов организовать музеи или постоянные выставки по школьной гигиене учебного, методического, научно-практического значения для обмена опытом и демонстрации достижений в работе в этом направлении врачей, педагогов, архитекторов, родителей, советской интеллигенции.

Бедна по сравнению с другими гигиеническими специальностями литература по гигиене детей и подростков. За последние несколько лет издано очень мало книг по нашей дисциплине. В этом не только вина издательств, но и большая задолженность перед государством работников школьной гигиены-

Из года в год возникают все новые вопросы. Это говорит о росте требований к санитарной и гигиенической деятельности в области школьно-гигиенической практики и науки, о растущих возможностях, о росте квалификации наших кадров, о любви к нашей великой Родине.

Намеченная Министерством здравоохранения СССР 1-я Всесоюзная конференция по школьной гигиене должна сыграть значительную роль для дальнейшего развития науки и практики в области советской гигиены детей и подростков.

-й- -й- -й-

М. В. Антропова

Учебная нагрузка учащихся IX классов в режиме их дня

Из Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной

гигиены АПН РСФСР

Рациональное распределение учебной работы и отдыха школьников в течение суток имеет существенное значение для успешного разрешения задач коммунистического воспитания, укрепления здоровья и дальнейшего улучшения физического развития подрастающего поколения.

Неправильно организованный режим дня неблагоприятно отражается на работоспособности учащихся и состоянии их здоровья. Чрезмерное количество уроков в школе и длительные учебные занятия дома нарушают необходимую продолжительность и регулярность других элементов режима (сна, активного отдыха на свежем воздухе и др.).

Работами И. П. Павлова и его школы совершенно убедительно доказано огромное значение полноценного сна, регулярного питания и определенного порядка жизни для функционального состояния центральной нервной системы и наилучшей физиологической деятельности всего организма в целом.

Изучение режима дня учащихся с исследованием реакции организма детей и состояния их работоспособности при различной продолжительности домашних учебных занятий было проведено Институтом физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР в 1951 г. одновременно по всем классам единой методикой и в едином плане.

Массовое обследование режима дня учащихся проводилось по специально разработанным однодневным опросным и недельным хрономет-ражным листам, вопросы в которых касались всех режимных моментов.

Изучение опыта организации приготовления учащимися домашних учебных занятий в присутствии научного сотрудника-наблюдателя осуществлялось в 201-й школе имени Зои Космодемьянской (Тимиря-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.