Научная статья на тему 'Первое Всесоюзное совещание по вопросам школьной гигиены'

Первое Всесоюзное совещание по вопросам школьной гигиены Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первое Всесоюзное совещание по вопросам школьной гигиены»

СЪЕЗДЫ • СОВЕЩАНИЯ • КОНФЕРЕНЦИИ -1- НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА =-

Г. А. Заликин

Первое Всесоюзное совещание по вопросам школьной гигиены

С 25 по 28.V. 1953 г. Министерством здравоохранения СССР было проведено Всесоюзное совещание по вопросам школьной гигиены.

В совещании приняло участие 368 человек, в том числе школьно-санитарные врачи, школьные врачи, государственные санитарные инспекторы по школьной гигиене, заведующие детскими учреждениями, представители санитарно-эпидемиологической службы и управлений лечебно-профилактической помощи детям, представители Министерства просвещения РСФСР, ученые.

Основная цель совещания состояла в том, чтобы изыскать способы решительного улучшения работы Министерства здравоохранения СССР и органов здравоохранения по охране здоровья школьников.

Открывая совещание, заместитель министра здравоохранения СССР проф. Н. Н. Жуков-Вережников поставил перед участниками его задачу наметить конкретные мероприятия, направленные на успешное выполнение директив XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза в деле осуществления в нашей стране всеобщего среднего образования и перехода в текущей пятилетке к всеобщему политехническому обучению.

Доклад «Актуальные задачи школьной гигиены» сделал Главный государственный санитарный инспектор Союза ССР проф. Т. Е. Болдырев

С докладом «Задачи по дальнейшему улучшению лечебно-профилактической помощи детям в новом пятилетнем плане» выступила начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи детям Л. В. Гречишникова.

Л. В. Гречишникова подчеркнула важность исторических решений XIX съезда партии для дальнейшего подъема дела организации лечебно-профилактической помощи детям и матерям.

Громадный рост сети лечебно-профилактических учреждений для детей, увеличение числа врачей, занятых в этих учреждениях, введение в лечебную практику новых высокоэффективных лечебных препаратов, сыгравших большую роль в снижении смертности при ряде заболеваний, особенно при дизентерии, токсической диспепсии, пневмонии, туберкулезе и др., несомненно, привели к значительному улучшению работы по оказанию лечебно-профилактической помощи детям.

Однако в деле организации лечебно-профилактической помощи детям имеется еше ряд существенных недостатков, что обязывает серьезно пересмотреть формы и методы работы и улучшить руководство делом здравоохранения.

Анализируя деятельность детских яслей, Л. В. Гречишникова отметила, что за последние годы не наблюдается значительных сдвигов в улучшении качества их работы. Одной из главных причин недостаточно четкой работы яслей является то, что органы здравоохранения не добились привлечения широкой общественности к контролю и помощи в работе яслей.

Второй причиной является недостаточная обеспеченность яслей квалифицированными кадрами. Местные органы здравоохранения не принимают достаточных мер к организации мероприятий по систематическому росту квалификации врачей и среднего медицинского персонала, работающих в детских яслях.

Перейдя к вопросам медицинского обслуживания школьников, Л. В. Гречишникова подчеркнула особую важность четкой организации данного раздела работы.

В нашей стране охрана здоровья школьников является одной из государственных задач. Партия и правительство уделяют много внимания школе, призванной осуществлять задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения. Медицинское обслуживание школьников является одним из важных разделов охраны здоровья детей.

Однако еще далеко не все вопросы организации работы школьного врача в настоящее время решены. Врачу в школе приходится непосредственно выполнять все лечебно-профилактические мероприятия по охране здоровья учащихся, но для правильного проведения этой работы ему нужна помощь со стороны сети лечебно-профилактических учреждений, а эту помощь не .всегда ему оказывают; часто имеются случаи, когда главные врачи детских объединенных больниц, недооценивая важности работы

1 Доклад в сокращенном виде опубликован в настоящем номере журнала «Гигиена и санитария».

школьных врачей, переключают их на работу на участках, отрывая от непосредственной плановой работы в школе.

Профилактическое направление в работе школьного врача, врача педиатра-гигиениста, призванного охранять здоровье детей, обеспечивать раннзе выявление начальных форм заболеваний, требует от него хорошей клинической подготовки, глубокого знания возрастной физиологии и патологии, умения владеть методикой специальных медицинских исследований.

Обязанностью местных органов здравоохранения является оказание практической и методической помощи школьному врачу.

В нашей стране физическая культура является общегосударственным делом Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют большое внимание физическому воспитанию подрастающего поколения.

Школе принадлежит ведущая роль в решении этой задпчи. В школе закладываются основы физической культуры, здесь дети получают первичную спортивную закалку.

Однако вследствие слабого руководства этим делом со стороны министерств просвещения и недостаточного контроля со стороны министерств здравоохранения союзных республик и местных органов здравоохранения, организация работы в школах по физическому воспитанию еще недостаточна.

Качество физического воспитания школьников резко снижается в результате отсутствия во многих школах спортивных залов и недостаточного количества спортивного оборудования и инвентаря.

Физическое воспитание состоит не только из уроков по физической культуре, физических упражнений и занятий спортом. Определенный гигиенический режим, правильное чередование учебных занятий и отдыха, систематическая гимнастика до занятий, участие в посильном физическом труде—все это также важные составные части физического воспитания наших школьников. Вот почему физическое воспитание—дело всего педагогического коллектива, медицинского персонала, родителей и комсомольских организаций.

Если мы все наши усилия направим на решение основных задач, повысим культуру и качество медицинского обслуживания детей именно с позиции борьбы за здоровье и жизнь каждого ребенка, у нас появится новая возможность в самое ближайшее время снизить заболеваемость и смертность детей до самого низкого уровня и обеспечить дальнейшее улучшение физического развития нашего молодого поколения.

Начальник Главного санитарно-противоэпидемического управления проф. В. М. Жданов в своем докладе «Основные задачи работы органов санитарно-противо-эпидемической службы по контролю за детскими и подростковыми учреждениями» поставил перед участниками совещания ряд актуальных вопросов по организации текущего санитарного надзора за детскими учреждениями.

Проведенная реорганизация санитарко-противоэпидемической службы и создание разветвленной сети санитарно-эпидемиологических станций обеспечили условия для повышения качества санитарного надзора за разработкой, подготовкой и осуществлением мероприятий, направленных на выполнение задач, поставленных перед органами здравоохранения XIX съездом партии.

Чтобы решить эти задачи, школьно-санитарные врачи должны построить свою работу в тесном контакте с государственной санитарной инспекцией и с врачами, обслуживающими детские и подростковые учреждения.

В основу работы должен быть положен четкий, конкретный план профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий, в котором следует выделить основные вопросы, имеющие в данном городе, области, крае решающее значение. План нужно строить на основе глубокого изучения и анализа физического развития, состояния здоровья и заболеваемости детей и подростков, а также изучения санитарно-гигиенических и эпидемиологических факторов внешней среды.

Санитарно-эпидемиологическая станция должна систематически собирать эти данные путем планового посещения и обследования детских и подростковых учреждений; проведения лабораторных исследований, вооружающих санитарного врача объективными методами изучения внешней среды и изучения данных физического развития, состояния здоровья и заболеваемости детей и подростков.

Следующей важной задачей работы является создание совместно с врачами детских и подростковых учреждений массового санитарного актива. С этим активом следует постоянно работать и направлять его деятельность на чистоту и культуру в детских и подростковых учреждениях. Это большая сила, которую мы до настоящего времени не использовали как следует.

Важной задачей является также улучшение санитарно-просветительной работы в детских и подростковых учреждениях.

С интересным, содержательным докладом «О первоочередных задачах научно-исследовательской работы по школьной гигиене в новом пятилетнем плане» выступил директор Научно-исследовательского санитарного института имени Эрисмана проф. Г. А. Митерев

1 Доклад напечатан в сокращенном виде в этом номере журнала.

С большим вниманием был заслушан посмертный доклад проф. П. М. Ивановского «Вопросы режима дня школьника», зачитанный старшим научным сотрудником Института физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР М. В. Антроповой.

В докладе на основе четко проведенного экспериментального исследования определена величина учебной нагрузки школьников в настоящее время и даны конкретные предложения по ее уменьшению и правильной организации режима обучения и воспитания детей.

С докладом «Проблема витаминов в школьной гигиене» выступил действительный член АМН СССР проф. Б. А. Лавров. О физическом воспитании учащихся школ на основе наблюдений, проведенных сотрудниками Института физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР, сообщил совещанию В. Н. Короновский. Докладчик дал ряд ценных предложений по организации работы по физическому воспитанию детей в школах.

С докладом «Подготовка кадров школьных и школьно-санитарных врачей и преподавание школьной гигиены в медицинских институтах» выступил заведующий кафедрой школьной гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института проф. А. Я. Гуткин.

Проф. А. Я. Гуткин поделился с участниками совещания ценным опытом организации специализации студентов, оканчивающих институт.

Заведующий кафедрой школьной гигиены Педагогического института имени В. И. Ленина проф. С. Е. Советов доложил о преподавании школьной гигиены в педагогических институтах.

Доклад «Основные мероприятия по дальнейшему улучшению санитарного просвещения в школе» сделала директор Института санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР Е. Г. Карманова.

Совещанием был заслушан ряд докладов практических работников. С докладами выступили государственный санитарный инспектор по школьной гигиене государственной санитарной инспекции РСФСР Л. И. Заглухинская, начальник отдела школьной гигиены санитарного управления Министерства здравоохранения РСФСР А. И. Ягодина, главный санитарный врач Ленинграда О. В. Шипалова, заведующая школьным отделом Московской городской санитарно-эпидемиологической станции Ф. М. Туровская, заведующая санитарным отделом санитарно-противоэпидемического управления Министерства здравоохранения УССР О. Е. Кирина.

В обсуждении докладов участвовало 42 человека. Совещание приняло развернутое решение, направленное на улучшение медицинского обслуживания детей и подростков, улучшение санитарно-профилактической работы, физического воспитания и санитарного просвещения детей.

Специальные разделы решения отражают предложения по улучшению подготовки кадров врачей для детских учреждений и намечают мероприятия по улучшению постановки работы по школьной гигиене.

В заключение необходимо отметить, что Министерство здравоохранения СССР в лице организационного Комитета по подготовке первого Всесоюзного совещания по вопросам школьной гигиены обращалось к ученым-физиологам проф. К. М. Быкову, проф. А. Г. Иванову-Смоленскому и проф. М. А. Усиевичу с предложением выступить на совещании. Однако они уклонились от участия в совещании.

Такое поведение наших ведущих физиологов вызвало порицание участников совещания.

•Ь к к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.