Вопросы реорганизации и идентификации прибрежных территорий промышленной эпохи
на примере района Вилла Олимпика г. Барселона 1992 г.
Дембич Наталья Дмитриевна
кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры дизайна среды, ФГБОУ ВО Российского государственного университета им. А.Н. Касыгина (технологии, дизайн, искусство), [email protected]
Фаткуллина Алина Алимовна
кандидат архитектуры, доц., доцент кафедры начертательной геометрии и графики, ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственная академия)», доц. кафедры начертательной геометрии, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет», [email protected]
Целью исследования являются изучение предпосылок возникновения системы ярких образов в дизайне архитектурной среды, которые легли в основу произведений современного уличного искусства в ряде инсталляций и арт-объектов на территории современного района Вилла Олимпика города Барселона, в период проведения Международных Олимпийских спортивных игр 1992 года. Поставленные задачи: выявление условий возникновения прибрежных индустриальных территорий и анализ их истории и развития; изучение причин деградации промышленных территорий береговой полосы; оценка Международных спортивных Олимпийских игр 1992 года, как триггера реорганизации прибрежных территорий г. Барселоны; изучение и анализ отдельных объектов современного уличного искусства. Гипотезой исследования выдвигается утверждение о положительном опыте целенаправленного создания объектов уличного искусства как системы идентификации и бренди-рования территории. Использовались метод натурных исследований, ретроспективный анализ, теоретический сравнительный анализ, классификация, синтез и логическое моделирование. Результат исследования - выявлены принципы территориальной идентификации, на примере реорганизации бывшего неблагоприятного района Сомморосто (эпохи индустриализации), исторически сложившегося на территориях вдоль побережья, превращение его в комфортабельную прибрежную зону отдыха и досуга г. Барселона. Раскрыты творческие методы в создании взаимосвязей прошлого и настоящего, в сохранении памяти, «духа» места. Подчёркнуто значение образных составляющих в создании системы брендирования территорий. Ключевые слова реорганизация, благоустройство, открытое пространство, прибрежная территория, промышленная зона, порт, индустриальное общество, экология, история города, постмодернизм.
Промышленная революция и индустриализация, безусловно, дали мощный виток развитию цивилизации, но они также привели к большим издержкам - безудержному росту крупных городов, превращению их в «каменные джунгли», социальному расслоению общества и т.д. Людей больше интересовали внутренние пространства зданий, их обустройство, защита от внешней среды, сезонных и климатических изменений, а не открытые пространства между зданиями, которые воспринимались, по большей степени, как транзитные, что в большей степени касалось пространств, расположенных за пределами городской черты.
Исторически, для своих поселений люди выбирали места на берегах рек, морей и других крупных водоемов. Прибрежные территории имели больше преимуществ, таких как наличие питьевой воды, условий для гигиены, отдыха, наличие естественной защиты от врагов и, конечно, средства коммуникаций - основы для ремесел, торговли и, в последующем, производства [5].
К концу ХХ века, с переходом в постиндустриальную эпоху, приходит осознание негативных последствий индустриализации - затухает активность тяжелой промышленности, в прибрежных территориях происходят процессы деградации - заброшенные фабрики, склады, верфи, подъездные дороги, жилье рабочего класса приходят в упадок и отрезают подступы горожан к воде, в то время как в самих городах существенно ухудшается экологическая ситуация [3].
С конца ХХ века появляются проектные разработки по реорганизации прибрежных индустриальных территорий в крупных городах мира, а также осуществляется и их реализация. Одним из первых городов в Европе, где целенаправленно велись такие работы, была Барселона, во многом благодаря предстоящей Олимпиаде 1992 года.
Следует отметить, что в это же время начинается эпоха постмодернизма (с последней четверти ХХ века и по наше время), которая характеризуется всплеском разнообразия стилей во всех областях изобразительного творчества - архитектуре, искусстве, дизайне. Происходят активные эксперименты конвергентного характера - калейдоскоп различных стилей, поиск новых направлений и течений, взаимодействующих между собой, а также с другими сферами в человеческой деятельности, в том числе с достижениями науки и новыми технологиями [1].
Искусство всегда было отражением действительности, поэтому при реорганизации исторически сложившейся прибрежной территории Барселоны ранее находившийся там район - крайне неблагополучный, при-
X X
о
го А с.
X
го т
о
м
м о
о
сч
сч
OI
о ш m
X
<
m О X X
шедший в полный упадок район Сомморосто с полуразвалившимися причалами, портовыми и складскими территориями, трущобами и сомнительными заведениями - отразился при создании идентификации нового района «Вилла Олимпика».
Наше время характерно не столько освоением новых земель, сколько преобразованием и реорганизацией уже обжитых территорий. Это явление можно сравнить с ремонтом жилых и общественных интерьеров, когда при смене владельца и с появлением новых технологий меняется в корне все ранее обжитое пространство, начиная с функции и заканчивая стилем. Так постиндустриальное общество, приходя на смену индустриальному, изменило все устройство и пространственную организацию территорий. Прибрежные городские зоны не стали исключением. Ранее представлявшие собой функционально самые активные, транспортные, пор-тово-промышленные пространства, с массой людей и техники, теперь превратились в заброшенные пром-зоны, с остановившимися железными дорогами, автострадами, грузовыми портами, опустевшими складами, ангарами и верфями.
Эти крайне неблагоприятные, антисанитарные маргинальные криминогенные районы отрезали города от воды, лишив их жителей полноценного отдыха, заперев в перенаселенных районах с плотной застройкой и экологическими проблемами.
Аналогично, рост объемов авиаперевозок, интермодальных технологий привели к снижению потребности в промышленной составляющей гавани Барселоны, она больше не отвечала целям развития города.
Город Барселона - один из первых городов в Европе, в котором разработали и реализовали проект реорганизации городской среды с учетом интересов горожан, гостей города, бизнеса и государства в рамках подготовки к Олимпийским играм, который «открыл выход» к морю. Ускоренный темп жизни, отсутствие мест отдыха внутри шумного города при наличии таких исключительно благоприятных климатических и природных условий требовали решительных мер. В итоге, на побережье вместо «ржавого пояса» реализовали глобальный проект по реорганизации прибрежных территорий.
Осуществление проекта реновации территории показало правильность выбранной стратегии. Широкая пешеходная набережная и непрерывная цепь золотых пляжей пришлись по душе горожанам и хлынувшим в город туристам. Пешеходный променад вдоль берега стал любимым местом отдыха. Постоянные шествия, красочные фестивали, праздники привлекают людей. Прибрежная зона стала местом общественных мероприятий, развлечений, культурного досуга и отдыха.
Пространственный ансамбль набережной, его стилистика, напоминают о трудовом, индустриальном характере территории. Легенда отражается в средовых объектах, малых формах, современных скульптурах, в материалах и пластике фасадов зданий, архитектурных объемно-пространственных решениях. Теперь у горожан и туристов есть замечательная возможность получить разнообразные эмоциональные впечатления, жить насыщенной жизнью, не подверженной рутинной обыденности. Предусмотрена организация мест, как для полного единения с природой береговой полосы, так и мест образного контекста, так называемых «фантомов» прошлого в виде архитектуры, малых форм, элементов благоустройства, уличной мебели, арт-объектов, скульптур [2]. Все это составляет единый средовой ансамбль
- облегченная, структурная стилистика, напоминающая береговые морские и промышленные формы - теплоходы, портовые краны, маяки, мостики верфи и т.д. (ко-рабельно-индустриальный стиль).
Заслуживает внимания проспект д'Икария, где расположен ансамбль пергол, который протянулся по центральной части (рисунок 1). Эта необычная, привлекающая внимание протяженная композиция является квинтэссенцией духа проспекта. Реализованная в 1992 году Энриком Мираллесом и Карме Пиносом, она основана на фактическом материале о времени индустриальной эпохи, когда посередине улицы был проложен огромный подземный коллектор и деревья не могли расти на этом участке. Проблема стала своеобразным триггером, точкой начала креативной концепции - образ шествия на каталонском карнавале в огромных костюмах деревьев из металлических конструкций и деревянных пергол.
Сегодня образ многозначен, кто-то видит деревья-фантомы, как поросль прошедшей индустриальной эпохи, кто-то усматривает корабельные мачты декон-структивно и хаотично согнутые от штормов времени. Структурные конструкции высотой четыре метра вписались в свободно развивающуюся систему - аллею, которая объединяет пространство проспекта, они сомас-штабны окружающему комплексу зданий.
Сплав образов природных, растительных и инженерных конструкций, органического и стального, металлического. Изгибающиеся, древовидные инопланетные конструкции создают фантастическую атмосферу, по мере прохождения открывают новые неповторимые ракурсы и картины, напоминающие скорее театральные, съемочные подмостки, а не привычную городскую среду.
Рисунок 1 Перголы (ансамбль малых архитектурных форм), архитекторы Энрико Мираллес и Карме Пинос. Проспект д,Икария, Олимпийская деревня, г. Барселона
Портовая канатная дорога Барселоны (Telefericodel Puerto) спроектирована архитектором и инженером Буигасом, автором знаменитого «Волшебного фонтана» Барселоны, в 1926 году (рисунок 2). Объект должен был быть введен в строй ко второй Интернациональной выставке в Барселоне (1929 г.). Но из-за финансовых и организационных трудностей функционировать начал лишь в 1931 г. В 1936 г. в Испании началась гражданская война, канатную дорогу закрыли, кабели сняли, в две башни - TorredeSanSebastian и TorreJaime I - превратились в стратегические оборонные пункты республиканцев. Заново дорогу запустили лишь в 1958 г. С тех пор
канатная дорога бессменно работает, радуя прекрасными видами морского фасада Барселоны с высоты птичьего полета.
на пляже Сан-Мигель, как фантом-символ бывшего района портовых складов, ржавых контейнеров, хибарок, убогих пляжных баров, называемых «чирингито». Таким образом, скульптура стала знаком прошлого.
Рисунок 2 Портовая канатная дорога Барселоны (Teleferico del Puerto de Barcelona), сохранившийся памятник архитектуры в порту Олимпик, архитектор, инженер Карлос Буигас, 1931 г.
Инсталляция-скульптура «Давид и Голиаф» за авторством Антони Льена расположена рядом со зданием отеля «Артс» (рисунок 3). 18-метровая конструкция была воздвигнута на месте неблагоприятного района трущоб и сомнительных заведений, где проживали маргинальные слои общества. Район назывался Сомор-росто, здесь в бараках проживало 18000 человек и на его месте к 1992 году была спроектирована и возведена Олимпийская деревня и сегодня район носит название Вилла Олимпика.
Данная скульптура единственная напоминает о прошлом этой территории, она как «дух места», фантом из прошлой жизни - когда-то на ветхих балкончиках бараков постоянно сушили белье, что и являлось истинным фасадом улицы. Образ - лицо из драных простыней, готовых превратиться в эфемерных воздушных змеев, стремящихся сорваться и улететь под ветром, исчезнув из вида.
Рисунок 3 «Давид и Голиаф» (David y Goliat), автор Антони Льена, район Вилла Олимпика, г.Барселона.
Автор скульптуры-инсталляции «Раненая звезда» -Ребекка Хорн, художница современного искусства (рисунок 4). В 1992 году, в связи с подготовкой к Олимпиаде в Барселоне происходили глобальные изменения, и молодой еще Ребекке Хорн доверили разработку крупномасштабного арт-объекта, который был возведен прямо
Рисунок 4 Скульптура-инсталляция «Раненая звезда» (La Estrella Herida), автор Реббека Хорн, пляж порта Олимпика
В Олимпийском порту Барселоны были построены два самых высоких зданий в городе, так называемые «башни-близнецы» - офис страховой компании «TorreMapfre» и отель «Arts» (рисунок 5). У их основания устремленная в море летит «Рыба» (Peix) - скульптура гигантских размеров Фрэнка Гери (56 м в длину и 35 м в высоту) (рисунок 6). При этом она не кажется массивной. Каркас-скелет легкий, несущий ажурное воздушное покрытие из золоченых полос нержавеющей стали. Переплетаясь, полосы создают эффект чешуи, отражающей лучи яркого солнца, и скульптура выглядит впечатляюще. При взгляде со стороны форма рыбы настолько совершенна, что напоминает аэродинамически выверенную субмарину. Но стоит зайти под «тело» и открываются пространственные конструкции ферм, напоминающие индустриальное портовое оборудование с видами на море, причал и окружающую застройку.
Как и во многих работах знаменитого архитектора грань между архитектурой и искусством стирается, превращаясь в концептуальное скульптурное произведение, абстрактное и многозначное, по достоинству считающееся одним из самых выдающихся брендов [4].
В новейшей истории города Олимпиада 92 стала позитивным ключевым событием, подготовка к которому в корне изменила крайне неблагоприятную обстановку как прибрежных районов, так и всей Барселоны в целом.
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю 2
M О
о
сч
сч
OI
о ш m
X
<
m О X X
Рисунок 5 Башня отеля «<Артс», главный архитектор бюро "Skidmore Owings & Merrill" Брюс Грэм, и фонари вдоль Каррера-де-ла-Марина, порт Олимпика, г.Барселона.
Рисунок 6 Скульптура «Рыба» (Ре1х), автор канадский архитектор Френк О. Гери, около отеля «Артс»(Лг1в), порт Олимпика, г. Барселона
Прибрежный кластер Барселоны, созданный к Олимпийским играм, как единый культурный, общественный и развлекательный центр прибрежной территории прошел испытание в несколько десятилетий с 1992 года. С ярко выраженным образом, запечатленным в архитектуре, малых формах, в произведениях современного искусства, в виде инсталляций и арт-объектов, которые рассказывают нам о легендарном прошлом индустриальной эпохи. Этот «карнавал» образов, запечатленных в архитектуре и дизайне современным языков пластических форм стал визитной карточкой идентификации Барселоны.
Литература
1. Васильев Н.Ю. Коллаж в дизайне и архитектуре. Каждый видит по-своему. Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург: ТАТЫК 2018. - 132 с.
2. Дембич Н.Д., Фаткуллина А.А. Комплексный подход к формированию образа города. Инновации и инвестиции, №12, 2018 - Москва, С. 237-242.
3. Джереми Рифкин. Третья промышленная революция. Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом. ; Пер. с англ. - 2-е изд. - М. : Альпина нонфикшн, 2015. - 410 с.
4. Родькин П.Е. Бренд-идентификация территорий. Территориальный брендинг: новая прагматичная идентичность. - М. : Совпадение, 2016. - 248 с.
5. Швидковский Д.О. От мегалита до мегаполиса: Очерки истории архитектуры и градостроительства. - М. : Кучково поле; ABCdesign, 2018. - 480 с.
Issues of reorganization and identification of coastal areas of the industrial era analyzed on basis of the experience of the area Villa Olimpica, Barcelona in 1992 Dembihc N.D., Fatkullina A.A.
Russian state University named after A.N. Kosygin (technology, design, art), Moscow State Architectural Institute (State Academy)
The purpose of the article is to study the prerequisites for the emergence of a system of vivid images in the design of the architectural environment, which formed the basis for works of modern street art in a number of installations and art objects on the territory of the modern area Villa Olympique of Barcelona, during the International Olympic Sports Games of 1992. Objectives: identification of conditions for the emergence of coastal industrial territories and analysis of their history and development; Study of the causes of degradation of shoreline industrial areas; Evaluation of the 1992 International Sports Olympic Games as a trigger for the reorganization of the coastal areas of Barcelona; Study and analysis of selected objects of modern street art. The hypothesis of the study is the claim that there is positive experience of purposeful creation of street art objects as a system of identification and branding of the territory. The method of in-kind research, retrospective analysis, theoretical comparative analysis, classification, synthesis and logical modeling were used. The result of the study is the principle of territorial identification, proved on the example of the reorganization of the former unfavourable district of Sommorosto (the era of industrialization), which has historically developed in the territories along the coast, now turning it into a comfortable coastal recreation and leisure area in Barcelona. The article shows the role of creative methods in linking the past and the present, in preserving memory, the "spirit" of the place. The importance of figurative components in the creation of a system of branding of territories is emphasized. Key words: reorganization, improvement, open space, coastal area, industrial zone, port, industrial society, ecology, city history, postmodernism. References
1. Vasiliev N.Yu. Collage in design and architecture. Everyone sees
in his own way. Teaching aid. - Yekaterinburg: TATLIN, 2018 .-- 132 p.
2. Dembich N.D., Fatkullina A.A. An integrated approach to the
formation of the image of the city. Innovations and Investments, No. 12, 2018 - Moscow, S. 237-242.
3. Jeremy Rifkin. Third industrial revolution. How horizontal interactions change energy, the economy and the world as a whole. ; Per. from English - 2nd ed. - M.: Alpina nonfiction, 2015 .-- 410 p.
4. Rodkin P.E. Brand Identification of Territories. Territorial branding: a
new pragmatic identity. - M.: Coincidence, 2016 .-- 248 p.
5. Shvidkovsky D.O. From megalith to metropolis: Essays on the
history of architecture and urban planning. - M.: Kuchkovo field; ABCdesign, 2018 .-- 480 s.