Научная статья на тему 'Культурный аспект современного спортивного движения'

Культурный аспект современного спортивного движения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1805
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / КУЛЬТУРА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СПОРТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИГРЫ ФРАНКОФОНИИ / КУЛЬТУРНАЯ ОЛИМПИАДА / SPORTS / CULTURE / INTERNATIONAL SPORTS MOVEMENT / OLYMPIC GAMES / INTERNATIONAL FRANCOPHONY GAMES / CULTURAL OLYMPIC GAMES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Боголюбова Наталья Михайловна, Николаева Юлия Вадимовна

Статья посвящена феномену Культурных Олимпиад и взаимосвязи спорта и культуры. Авторы обращаются к истории и современному состоянию олимпийского движения, другим крупным международным спортивным соревнованиям, например, Международным играм Франкофонии, и отмечают возрастающий интерес к культурной составляющей спортивных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural aspect of modern sports movement

Article is devoted a phenomenon of the Cultural Olympic Games and interconnection of sports and culture. Authors address to history and a current state of the Olympic movement, other large international sports competitions, for example, to the International Francophony games. Authors mark increasing interest to a cultural component of sports actions.

Текст научной работы на тему «Культурный аспект современного спортивного движения»

УДК 796:008 Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева

Культурный аспект современного спортивного движения

Статья посвящена феномену Культурных Олимпиад и взаимосвязи спорта и культуры. Авторы обращаются к истории и современному состоянию олимпийского движения, другим крупным международным спортивным соревнованиям, например, Международным играм Франкофонии, и отмечают возрастающий интерес к культурной составляющей спортивных мероприятий.

Ключевые слова: спорт, культура, международное спортивное движение, олимпийские игры, международные игры Франкофонии, Культурная Олимпиада

Natalja M. Bogolubova, Julia V. Nikolaeva Cultural aspect of modern sports movement

Article is devoted a phenomenon of the Cultural Olympic Games and interconnection of sports and culture. Authors address to history and a current state of the Olympic movement, other large international sports competitions, for example, to the International Francophony games. Authors mark increasing interest to a cultural component of sports actions.

Keywords: sports, culture, international sports movement, Olympic games, International Francophony games, Cultural Olympic Games

Спорт и спортивные игры как часть человеческой культуры неразрывно связаны с искусством и различными видами творчества, которые не только отражали те или иные спортивные события, успехи и свершения спортсменов, но и на протяжении всей истории сопровождали многие важнейшие мероприятия, являлись оригинальной частью спортивных программ.

История самых крупных соревнований современности - Олимпийских игр - убедительно показывает, что они зародились в тесном союзе с искусством. В IV в. до н. э. в программу Олимпиад были добавлены состязания между трубачами и глашатаями - спондофорами, что, безусловно, отражало основные мировоззренческие концепции древних греков о сочетании спорта и эстетического начала. Павсаний сообщает, что при Перикле (середина V в. до н. э.) во время проведения Олимпийских игр «писатели и поэты читали вслух свои творения, художники выставляли на агоре свои произведения»1. Да и другие священные игры в честь античных богов зачастую включали в себя не только спортивные, но и творческие состязания. Например, в программу Пифийских игр, проходивших в Дельфах с 586 г. до н. э. в честь бога Аполлона, входили творческие соревнования музыкантов, играющих на кифаре, а на Панафинейских играх, устаивавшихся в Афинах с 580 г. до н. э., соревновались не только атлеты, но и трубачи. Слава победителей античных Олимпиад служила источником творческого вдохновения и была

воспета известными поэтами (Пиндар, Вакхи-лид, Архилох) и увековечена многими великими скульпторами (Скопас, Поликлет, Мирон) той эпохи.

Спорт и культура действительно имеют много общего. Это и массовость, и зрелищность, и особая драматургия состязаний, которая роднит их с театральными представлениями, творческими фестивалями и конкурсами. Однако в отличие от драматических представлений спортивные состязания всегда несут в себе непредсказуемость, эмоциональность, искренность. Кроме того, многие виды спорта, например, художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание, непосредственно связаны с такими видами искусства, как музыка, театр, хореография. В этих спортивных соревнованиях особо ценится красота движений, грация, пластика, изящество и эстетика исполнения.

Сегодня проведение массовых спортивных мероприятий невозможно представить без культурной программы. Открытие таких масштабных событий, как Олимпийские игры, Универсиады, чемпионаты мира по футболу или хоккею всегда сопровождается культурными фестивалями, выступлением мировых звезд музыки и театра, которые зачастую рассматриваются как важнейшая часть спортивного праздника и привлекают внимание многомиллионной аудитории зрителей, даже подчас далеких от спорта.

Нельзя не отметить, что взаимосвязь спорта и культуры имеет и философский смысл, который отражен в фундаментальных принципах олимпий-

ского движения. Спорт открывает уникальные возможности для движения по пути к идеалу, гармонии, высшим достижениям и красоте. Эта взаимосвязь отражена в важнейшем документе современного олимпизма - Олимпийской Хартии. Основополагающие принципы Хартии содержат следующий раздел: «Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам»2.

В дальнейшем Пьер де Кубертен сумел развить положения, зафиксированные в Олимпийской Хартии. В речи, произнесенной в 1906 г., он отметил: «Мы организуем стимулирующее сотрудничество между искусством, наукой и возрожденными Олимпийскими играми...»3. Кубертен был убежден, что успех Олимпийских игр возможен только тогда, когда спорт объединится с культурой. Поэтому он предложил включить в программу Олимпийских игр состязания в различных видах искусства. Эстетические акценты были поставлены основателем современного олимпизма и в девизе движения, который был сформулирован афористично и пафосно: «Mens férvida in corpore lacertoso» («В развитом теле -возвышенный дух») вместо знаменитого высказывания Ювенала: «Mens sana in corpore sano» («В здоровом теле - здоровый дух»)4.

Практическое воплощение идеи олимпизма нашли в работе Олимпийского конгресса «Спорт и искусство» (1906 г.), который был посвящен возрождению «высококультурного, совершенного образа жизни». В этом же году участники Международного олимпийского комитета (МОК) приняли решение включить в программу Олимпийских игр творческие конкурсы: состязания по архитектуре, живописи, скульптуре, музыке и литературе, что еще раз подтвердило взаимосвязь спорта и искусства. В предолимпийский 1911 г., накануне открытия очередных V Игр в Стокгольме, прошел весьма значимый архитектурный конкурс, в котором победили два архитектора из Лозанны - Моно и Леверьер.

Конкурс во время Игр 1912 г. запомнился представлением в культурной программе «Оды спорту», подписанной фамилиями Г. Хохрода и М. Эшбаха, которые, как позже выяснилось, были псевдонимом самого Кубертена. Именно тогда, на V Олимпийских играх в Стокгольме впервые в новой истории Игр в их программе появились конкурсы искусств как дань античным олимпийским традициям.

Эта инициатива сразу нашла одобрение и творческой общественности и была охотно поддержана. В 1924 г. на Олимпийских играх в Париже в творческой программе соревнований участвовали уже 193 артиста, среди которых был и русский художник, член кружка «Мир искусства» Александр Яковлев. В состав жюри Парижской творческой Олимпиады был приглашен выдающийся русский композитор Игорь Стравинский5. Традиция творческих конкурсов продолжилась и в 1928 г. на Олимпийских играх в Амстердаме. Последний раз культурные состязания были проведены во время Олимпийских игр в Лондоне в 1948 г.

Состязания в области искусств проходили в рамках Олимпийских игр с 1912 по 1948 г. Их содержание неоднократно менялось, однако практически всегда в программу Игр были включены произведения прозы и поэзии, живописи, рисунка, графики, скульптуры, архитектуры и музыки, всего по пяти творческим номинациям6.

В 1952 г. участниками олимпийского движения была предпринята попытка возродить конкурсы в области искусств, но она не увенчалась успехом. «Культурная программа» была вынесена за официальные рамки Олимпиад и стала рассматриваться лишь в контексте открытия и закрытия Игр или неофициальных мероприятий. Как считают теоретики спорта, ликвидацию художественной составляющей Олимпиад следует рассматривать «как самый тяжкий удар по делу барона Кубертена»7.

Однако идеи основателя самых популярных спортивных игр современности не были преданы забвению. С конца ХХ - начала XXI в. спорт и культура вновь были объединены в одной программе, причем вопросы их взаимодействия сегодня имеют как теоретическое, так и практическое развитие. Свою вторую жизнь культурная программа Олимпиад обрела уже 1992 г., когда право принимать у себя летние Олимпийские игры получила Барселона. По инициативе Организационного комитета Олимпийских игр Барселоны была разработана программа Культурной Олимпиады, проходившей в течение четырех предолимпийских лет и на протяжении самих Игр. Культурная Олимпиада началась с фестиваля «Городская фиеста», во время которого прозвучала знаменитая песня «Барселона» в исполнении Фредди Меркюри и Монсеррат Кабалье. Среди других заметных событий Культурной Олимпиады «Барселона-1992» была выставка, посвященная каталонскому модернизму рубежа XIX-XX вв. «Modernism 1990». Эстафетную палочку проведения Культурных Олимпиад приняла и следующая Летняя Олимпиада в Атланте-1996. За четыре предолимпийских года

прошли многочисленные выставки, концерты, среди участников которых был и выдающийся музыкант, дирижер из России Михаил Плетнев.

Культурная Олимпиада 2000 г. в Сиднее прошла под знаком культуры коренных народов Австралии. Каждый год получил собственную тему. Первый год из четырехлетнего цикла проходил под названием «Фестиваль мечты» и посвящался искусству аборигенов Австралии, следующий год проходил под названием «Преображение» и был посвящен истории освоения и заселения Австралии. Третий год назывался «Входя в мир»; он был призван показать миру современное искусство Австралии и особенно то, как в нем уживается творчество коренных народов и современные художественные тенденции. Наконец, непосредственно год олимпийский получил имя «Гавань жизни». В основе его многочисленных мероприятий лежало стремление показать гуманистическую сущность искусства во всех ее проявлениях. «Этническая тематика» присутствовала и в программе Культурной Олимпиады зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити-2002, во время которой была представлена культура штата Юта, принимавшего у себя Игры. Под знаком культуры коренных народов прошла и Культурная Олимпиада зимних Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 г., центральной темой которой стало искусство индейцев.

Культурная Олимпиада «Афины-2004», к сожалению, была связана с многочисленными финансовыми сложностями и организационными трудностями. Однако и это мероприятие получилось ярким и запоминающимся. Среди событий афинской Культурной Олимпиады особого внимания заслуживает концерт знаменитого греческого композитора Вангелиса и постановка оперы «Лисистрат»8. Насыщенной и богатой была программа Культурной Олимпиады зимних Олимпийских игр в Турине-2006, во время которой были показаны 54 культурные программы, более 200 культурных мероприятий, посвященных всем граням и эпохам великой культуры Италии - от Древнего Рима до современного авангарда9. Большой интерес у зрителей вызвал фестиваль уличных искусств «Олимпийские ночи». Инсталляции, концерты, световое шоу в Турине, работавшие всю ночь напролет музеи и выставочные залы были украшением этого фестиваля.

Среди Культурных Олимпиад, состоявшихся в начале XXI в., наибольший размах и заметный резонанс имела Культурная Олимпиада, организованная на Олимпийских играх в Пекине-2008. За время Культурной Олимпиады-2008, проходившей под лозунгом «Встретимся в Пекине»,

было организовано и проведено пять фестивалей, прошли мировые премьеры, в которых приняли участие китайские артисты и мировые звезды. Центральным культурным событием стал концерт на Великой Китайской стене при участии 1,5 тыс. музыкантов10.

Культурная Олимпиада в Пекине стала самой масштабной в истории этих мероприятий. В столице Китая в организации спортивных и культурных акций принимали участие более 400 млн молодых людей и студентов11. Кроме того, 1/5 всего населения страны участвовала в организации Игр и без преувеличения прониклась духом олимпизма12. Отметим, что все дети школьного возраста в Китае имели возможность познакомиться с основополагающими принципами и ценностями олимпийского движения, историей становления и развитием Олимпийских игр. Это осуществлялось в рамках специальной образовательной программы, которая была организована в школах и проходила в течение всего олимпийского года. Как отметили исследователи, в программе приняли участие более 400 000 начальных и средних школ Китая13. Пример КНР может быть назван весьма показательным. Он заслуживает внимания как в организационном, так и в содержательном плане. Идеи олимпизма получили широкое распространение в огромной стране с населением более 1 млрд человек.

Сейчас заканчивается проведение Культурной Олимпиады «Лондон-2012». В ее программе зрителям были представлены фестиваль цифрового кино для молодежи, музыкальный фестиваль «День национальной песни», Международный шекспировский фестиваль, фестиваль карнавалов, всего более 500 мероприятий14.

В настоящее время МОК осуществляет множество культурных и образовательных программ и мероприятий, среди которых можно отметить Мировые форумы (World Forums), оригинальные соревнования по литературе и искусству, молодежные лагеря.

В Форумах принимают участие представители и партнеры олимпийского движения: спортсмены, артисты, представители научного сообщества и творческой интеллигенции. В рамках подобных встреч осуществляется сотрудничество МОК с различными организациями и, прежде всего, с такой авторитетной международной организацией в области культуры, как ЮНЕСКО. Цель таких встреч заключалась, в том числе, и в объективной оценке деятельности олимпийского движения в области образования, культуры и спорта. Помимо этого участники мероприятий вырабатывают и новые подходы в решении данного вопроса. Происходит обмен опытом

между представителями разных авторитетных организаций, организуются дискуссии, в которых принимают участие спортсмены, представители культуры, искусства, бизнеса, научного сообщества. Одним словом, в работе мероприятий, благодаря участию достаточно широкой международной аудитории, действительно появляется возможность наметить пути развития образовательного направления в деятельности Международного олимпийского комитета.

В сентябре 2008 г. в городе Бусан (Корея) прошел очередной VI Мировой Форум по вопросам образования, культуры и спорта15. В нем приняли участие более 600 делегаций от национальных олимпийских комитетов, международных спортивных федераций, культурных и образовательных учреждений, экспертов из ЮНЕСКО, различных правительственных и неправительственных организаций. Результатом высокой встречи стало принятие специального Бусанского плана (The Busan Action Plan), который был назван по месту принятия документа в г. Бусан. В данном документе особое внимание уделяется молодежи и молодежной политике. Подчеркивается, что «молодежь рассматривается как будущее спорта»16. А в качестве важнейшего инструмента воспитания молодежи в Бусанском плане был назван спорт. «Необходимо использовать любую возможность для продвижения спортивных идеалов и культурных ценностей посредством олимпийского образования»17. В целом, Бусанский план можно назвать «хартией» молодежной политики международного олимпийского комитета.

Форум и выработанные на нем документы вновь обратили внимание международного сообщества на актуальность молодежной политики, сделав акцент на молодежи как важнейшем участнике спорта и политики, от которой непосредственно будет зависеть будущее спорта и воплощение в жизнь олимпийских идеалов. Наверное, поэтому участники встречи большое внимание уделили вопросам участия молодежи в процессе обсуждения и принятия важнейших решений. В вопросах непосредственного вовлечения молодежи в международную спортивную деятельность МОК и другие авторитетные организации, и, прежде всего, ЮНЕСКО, большое внимание уделяется деятельности так называемой Комиссии атлетов, которую, по мнению участников встречи, следует расширить за счет новых молодых членов.

Сегодня можно ответственно заявить, что Форумы являются весьма важными международными встречами, авторитетными дискуссионными клубами, на которых обсуждаются актуальные гуманитарные вопросы, выявляются

стратегические задачи, намечаются планы на будущее. Причем обсуждение тех или иных тем приобретает продолжение и в практических мероприятиях, конкретных проектах, которые имеют большое значение для спортивного движения и международного гуманитарного сотрудничества.

Международный олимпийский комитет, участвуя в дискуссиях с представителями международных организаций, учеными, представителями культуры и искусства, известными спортсменами, пришел к весьма значимому выводу. Олимпийское движение сегодня имеет возможность оказывать непосредственное влияние на молодежную аудиторию, пропагандируя не только здоровый образ жизни и интерес к спорту, но и, прежде всего, общечеловеческие ценности, идеи равенства, уважения, толерантности, признавая многообразие культур, выступая за охрану окружающей среды.

Практическим продолжением дискуссий на форуме в Бусане можно назвать решение о создании Молодежных Олимпийских игр, цель которых - объединить с помощью спорта молодежь во всем мире18. Как отметил первый вице-президент МОК Ламбис Николау, «чтобы привлечь молодежь в спорт необходимо использовать новые методы»19. Такими «методами» стали Молодежные Олимпийские игры, которые впервые состоялись в 2010 г. в Сингапуре и отныне будут проводиться каждые четыре года.

Самостоятельное значение на Форуме приобрели вопросы, связанные с культурным наследием стран, принимающих Олимпийские игры. По замыслу участников встречи, каждый город-столица Олимпийских игр должен, кроме спортивных объектов, подготовить специальную образовательную и культурную программу, которая рассказывает о культуре принимающей страны и станет важной частью официальных спортивных состязаний. На Форуме было подчеркнуто, что, хотя практика проведения культурных программ в рамках Олимпийских игр существует довольно давно, однако зачастую культурная составляющая спортивных состязаний не очень активно освещается прессой. Нередко различные выставки, выступления артистов, другие мероприятия проходят практически незамеченными для широкой общественности и мирового сообщества. В соответствие с Бусанским планом было принято решение привлечь более активное внимание международного сообщества именно к культурным программам, различным мероприятиям, которые, по мнению участников Форума, должны проходить в течение всех Игр, сопровождая всю программу спортивных состязаний20.

Кроме проведения Мировых форумов под патронажем МОК организуются специальные соревнования и разнообразные мероприятия по литературе и искусству. В 2001 г. были созданы оригинальные соревнования, которые в своей программе успешно объединили спорт и литературу. Сегодня можно отметить, что с каждым годом интерес к ним растет, а в 2005 г. в них приняли участие более 50 национальных олимпийских комитетов21. Эти соревнования проводятся в трех возрастных категориях. Работы, отобранные для участия в соревнованиях, должны быть посвящены спорту, олимпийскому духу и ценностям олимпизма. Участники творческих состязаний пишут свои литературные произведения исключительно на своем родном языке. Их в дальнейшем и оценивает жюри из своего национального олимпийского комитета. Работы-победители издаются специальной брошюрой, выпускаемой на разных языках. В результате конкурса решаются разнообразные задачи: выявляются талантливые писатели, подающие надежды литераторы и, кроме того, распространяются идеи олимпизма, олимпийские принципы, которые благодаря таланту авторов популяризируются в широкой читающей аудитории22.

Самостоятельное развитие идеи и идеалы олимпизма получают в специальных соревнованиях в художественной сфере: скульптура, графика и пр. Здесь основной формой состязаний являются конкурсы, которые организует Международный олимпийский комитет. Спорт, спортивные состязания воплощаются в работах мастеров во всем мире. Атлеты, победители Олимпиад привлекали внимание художников еще в эпоху античности. Сам образ героя, победителя оказался исключительно интересен для многих выдающихся мастеров мирового искусства.

В настоящее время наша страна готовится принять у себя зимние Олимпийские игры, которые пройдут в городе Сочи в 2014 г. Это почетное право принять у себя самые известные спортивные состязания в мире Россия получает второй раз в истории, после перерыва длиной более тридцати лет. Культурная программа является важной частью организации и подготовки Олимпийских игр 2014 г. в Сочи. Согласно требованиям МОК, Культурная Олимпиада начинается за четыре года до начала Олимпийских и Паралимпийских игр, а ее кульминация приходится на период их проведения. Все мероприятия в рамках Культурной Олимпиады проходят на основных концертных площадках города Сочи: в Зимнем театре, в Зале органной и камерной музыки, в концертном зале «Фестивальный», в

Художественном музее23. О масштабах подготовки красноречиво свидетельствует запланированный бюджет: на финансирование сочинской Культурной Олимпиады планируется потратить 900 млн рублей, из которых «600 млн пойдут на реконструкцию объектов культуры и создание открытых площадок, а еще 250 млн рублей будут направлены на финансирование концертных программ»24.

Цель Культурной Олимпиады - через культуру и искусство, музыку и театр широко и многогранно представить не только город, в котором пройдут Игры, но и культурные традиции России во всем их богатстве и многообразии. Обобщая опыт других Культурных Олимпиад, а также используя свой инновационный подход, Оргкомитет «Сочи-2014» предложил обширную программу, рассчитанную более чем на четыре года.

Помимо Оргкомитета «Сочи-2014», организаторами Культурной Олимпиады являются Министерство культуры Российской Федерации, администрация Краснодарского края и администрация города Сочи. Кроме того, Оргкомитет тесно сотрудничает с различными международными организациями, представителями самой широкой общественности. В Культурной Олимпиаде «Сочи-2014» примут участие представители классического и авангардного искусства, артисты, собирающие стадионы, и камерные исполнители, выдающиеся представители различных стилей и многообразных направлений25.

Культурная Олимпиада «Сочи-2014» - это грандиозный проект, который продолжается более четырех лет. В рамках Культурной Олимпиады заявлено много ярких культурных событий, более тысячи мероприятий, 10 тыс. исполнителей со всей России и из-за рубежа, более 100 тыс. участников и более 1 млн зрителей, а также более 1 млрд телезрителей26. Для того чтобы каждый желающий мог следить за событиями Культурной Олимпиады, был открыт официальный портал, основная задача которого - сделать проект по-настоящему массовым и доступным.

Свой старт Культурная Олимпиада в Сочи получила еще во время церемонии закрытия Зимних игр в Ванкувере. «Дни Сочи-2014 в Ванкувере» должны были показать богатую и многогранную культуру России - от классики до современности. И, надо сказать, организаторам это удалось сделать. В рамках «Дней» прошли концерты с участием оркестра «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, солистки Мариинского театра Ульяны Лопатки-ной, рок-группы «Парк Горького», Кубанского казачьего хора27.

Каждый год Культурной Олимпиады «Сочи-2014» отмечен самостоятельным тематическим проектом. 2010 - Год кино; 2011 - Год театра; 2012 - Год музыки; 2013 - Год музеев. В январе-марте 2014 г. будут показаны лучшие проекты всех лет28. В программе каждого года принимают участие как ведущие спортсмены, так и представители культуры и искусства. Год кино представили известный российский кинорежиссер Алексей Учитель и трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ирина Роднина.

Программы Года кино-2010 состояла из различных мероприятий: фестивалей, мастер-классов, показов фильмов. Кинофестиваль «Кино без барьеров» был посвящен людям с ограниченными возможностями, а проект «Кино в твоем дворе» объединил фильмы «золотого фонда» мирового киноискусства на экранах, которые были установлены в разных районах города Сочи. Специально для школьников и студентов были проведены мастер-классы. Особое внимание участников и гостей привлекли Фестиваль спортивного кино, киноцикл «Спортивные кинодержавы в гостях у Сочи»29.

Программа Года театра-2011 была представлена лучшими спектаклями-лауреатами фестиваля «Золотая маска». Также с успехом прошли выставки театральных коллекций. Яркими гастрольными событиями данного года были гастроли Мариинского театра. Жителям Сочи запомнились Фестиваль кукольных театров и Фестиваль «Протеатр». Цель данного фестиваля - поддержка театрального творчества людей с особенностями развития, помощь в становлении и развитии «особых» театров России. Настоящее мероприятие было созвучно со спортивной Параолимпиадой. Спектакли фестиваля современных российских и зарубежных театральных коллективов «Территория Сочи» (руководитель - Евгений Миронов) вызвали огромный отклик у зрителей. До конца 2011 г. в рамках Года театра Культурной Олимпиады «Сочи-2014» театральные коллективы из Кабардино-Балкарии, Дагестана, Чечни, Северной Осетии, Ставропольского края и Карачаево-Черкесии дали 17 спектаклей30.

Программа Года музыки-2012 представлена чрезвычайным разнообразием музыкальных жанров с участием звезд музыкальной сцены. Год музыки официально представили музыкант и композитор Игорь Бутман, и Посол «Сочи-2014», всемирно известный дирижер Юрий Башмет. В 2012 г. в программе Года заявлен фестиваль с участием Анны Нетребко и Валерия Гергиева, Всероссийские Филармонические Сезоны, «Зимний музыкальный фести-

валь» Ю. Башмета, Фестиваль авторской песни «Лето - это маленькая жизнь» О. Митяева, фестиваль И. Бутмана «Аква-джаз», фестиваль «Песни России» Н. Бабкиной31. Таким образом, можно без преувеличения отметить, что Сочи в 2012 г. станет действительно музыкальной столицей России, городом, который примет одних из лучших музыкантов России и мира.

Интереснейшая программа будет представлена в Сочи в рамках Года музеев-2013. В городе откроются выставки из Государственного Эрмитажа и Государственной Третьяковской Галереи, из фондов Всероссийского музея декоративноприкладного искусства и частных коллекций. Также пройдут и тематические экспозиции «Экспо-Музеум», Международный Пленер современного визуального искусства, выставки современного российского искусства, выставки классической русской фотографии, выставка «Современное искусство Кубани»32.

Подготовка и реализация проектов Культурной Олимпиады осуществляется в тесном взаимодействии с различными международными организациями, с учетом международного опыта и национальной специфики. Одной из задач данного проекта является представление культурного богатства и разнообразия России, привлечение внимания к особенным достижениям различных народов.

В преддверии 9 августа, провозглашенного ООН Международным днем коренных народов мира33, Культурная Олимпиада «Сочи-2014» представила в культурной программе уникальные традиции малых народов Российской Федерации. В рамках VII Всероссийского фестиваля «Манящие миры. Этническая Россия» (2011 г.) 9 августа в Москву и 15 августа в Сочи приехали представители более 15 этнических групп. В центре этих городов, на площади Революции и в парке «Ривьера», были представлены традиционные жилища северян - чумы, а также прошли выступления этнических ансамблей и мастер-классы по бисероплетению, резьбе по кости и изготовлению национальных кукол.

Основная идея фестиваля - под флагом олимпийского движения показать культурное разнообразие и богатейшие традиции редких народностей, которые вместе составляют уникальную этническую карту России. Оргкомитет «Сочи-2014» традиционно приветствует участие этнических групп в Олимпийском проекте. В октябре 2010 г. в рамках Культурной Олимпиады с успехом прошли «Кавказские игры», раскрывшие обычаи и культурные особенности народов, населяющих регион проведения Игр. В них приняли участие более 200 представителей республик Северного

Кавказа, в том числе несколько ансамблей из Карачаево-Черкесии34.

В программе фестиваля «Манящие миры. Этническая Россия» жители и гости Сочи и Москвы услышали горловое пение артиста Дмитрия Сафьянова из Хакасии, увидели северные танцы «русских индейцев» - Ительменского фольклорного ансамбля «Эльвель» (Камчатский край). Вместе с эвенком Владимиром Хоменко зрители исполнили свою знаменитую песню «Нарьян-Мар». В программе были представлены выступления корякского фольклорного ансамбля «Ангт», Национального фольклорного ансамбля «Чукотка», в котором танцует потомок рода кереков Милитина Тевлянаут, а также ансамбля песни и танца народов Севера «Хэйро» (Таймыр), который за 40 лет своего существования гастролировал во многих странах мира.

Фестиваль «Манящие миры. Этническая Россия» прошел при поддержке Министерства регионального развития Российской Федерации и Оргкомитета «Сочи-2014». Этот межрегиональный проект объединяет культуры более 40 редких народностей России. В частности, кеты, нганасаны, саамы, юкагиры насчитывают менее 2000 человек, алеуты, негидальцы, орочи, тофалары, челканцы, чульмцы - менее 1000 человек, ижорцы, тазы, ульты, энцы - менее 500 человек. Самая малочисленная народность, которая была представлена в фестивальной программе «Манящие миры», - это кереки: их на всей Земле в настоящее время осталось всего восемь человек. Однако, несмотря на малую численность, все принимающие участие в фестивале народности сохранили уникальную культуру своих предков, которые веками жили в гармонии с природой35. Зрители фестиваля «Манящие миры» увидели и этнические ансамбли коренных народов Северного Кавказа, которые осенью стали гостями I Арктического фестиваля «Притяжение Таймыра»36.

До Олимпиады в Сочи осталось еще два года, и сегодня подготовительные работы на многих участках близки к завершению. Однако многие проекты Культурной Олимпиады уже завершены и стали важным и заметным явлением в культурной жизни России. Очень важно, что именно в культурной программе наиболее успешно представлены традиции России во всем их многообразии, уделено должное внимание не только традиционным видам творчества и известным исполнителям и коллективам, но и совсем еще молодым участникам. Удачным можно признать и структуру культурных сезонов и мероприятий, в которых успешно сочетаются как тематический подход, так и стремление организаторов в рамках конкретной темы

рассмотреть важнейшие проблемы сохранения культурного многообразия, обратить внимание на наследие самых малочисленных народов. Одним словом, Культурная Олимпиада - это реальная возможность, используя спортивное событие, которое имеет огромный международный резонанс, привлечь внимание к важнейшим проблемам культуры всего мирового сообщества.

Несмотря на то, что Культурная Олимпиада сегодня является важной частью спортивного праздника, тем не менее нельзя не отметить, что существуют определенные проблемы в ее проведении. Нередко в спортивном сообществе и зрительской аудитории вызывает нарекания «неспортивный» характер мероприятий, который осуществляется в национальных павильонах. Кроме того, по мнению организаторов, культурная составляющая спортивных событий освещается поверхностно, а иногда и крайне негативно, без должного внимания к достаточно ярким событиям. Часто критика бывает связана и с дополнительными финансовыми затратами, которые, вполне естественно, увеличивают бюджет «олимпийской стройки». Тем не менее, Культурная Олимпиада способна решать многие важнейшие задачи, связанные с внешней культурной политикой, с формированием позитивного представления о стране в исключительно массовой аудитории.

Было бы ошибочным полагать, что только Олимпийские игры объединяют спорт и культуру. Не менее ярким примером включения творческих конкурсов в программу международных спортивных состязаний являются Международные игры Франкофонии. Неслучайно их девиз -«молодежь, искусство, спорт». На официальном сайте Игр об их происхождении сказано следующее: «Когда спорт смешивается с культурой, чтобы продемонстрировать миру солидарность франкоговорящей части населения, получаются игры Франкофонии»37. Игры Франкофонии проводятся по олимпийской системе, т. е. раз в четыре года, на следующий год после проведения Летних игр Олимпиады. Эти игры, основанные на общности французского языка и франкофонной культуры стран-участниц, проводятся под эгидой Международной организации Франкофонии и поддерживаются МОК. Игры сочетают в своей программе искусство, спорт и французский язык, включая спортивные соревнования и конкурсы в различных видах творчества.

В программу спортивных соревнований входят такие виды спорта, как легкая атлетика, баскетбол, футбол, дзюдо, африканская борьба, настольный теннис и в качестве показательных выступлений - велогонки. Культурная програм-

ма включает пластические и визуальные искусства (живопись, скульптуру, инсталляции), уличные виды искусства (хип-хоп, театр марионеток, искусство жонглеров), а также рассказ, песню, танец, литературу, фотографию. Помимо этого, в программу Игр Франкофноии включен конкурс работ по экологической проблематике и в области цифрового искусства38.

В рамках Игр Франкофонии реализуется множество культурных проектов. Например, в Бейруте, где в 2009 г. проходили очередные Игры, было организовано специальное творческое пространство для проведения выставок, творческих встреч и обменов, открытое для широкой публики и получившее название «Городок Партнеров».

Игры Франкофонии - это уникальный пример успешного сочетания в рамках одного масштабного проекта спортивных состязаний и творческих конкурсов. Они направлены на решение гуманитарных проблем, активизацию межкультурного общения и служат примером гармоничного сочетания спорта и культуры, сформированного еще в эпоху античности.

История взаимодействия спорта и культуры уходит в далекое прошлое, однако только в конце ХХ - начале XXI в. мы можем говорить о возрождении культурной составляющей спортивного движения и о реальном продолжении идеи основоположника олимпизма Пьера де Кубертена, который считал, что «спорт следует рассматривать как источник искусства»39. Но и само искусство можно по праву назвать источником развития спортивных игр и состязаний. Безусловно, подобное взаимодействие сегодня следует рассматривать как прочную основу для дальнейшего развития современного спорта, который становится все более зрелищным и ярким явлением современной жизни, современной культуры.

Примечания

1 Гаспаров М. Занимательная Греция. М., 2004. С. 124.

2 Олимпийская Хартия // Международное гуманитарное взаимодействие и содружество независимых государств: сб. / сост. Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева. СПб., 2005. С. 10.

3 Чернецкий Ю. М. Концептуальные основы олимпийского образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.14. Челябинск, 2001. С. 5.

4 Там же.

5 Зуев К. Культурные олимпиады прошлых лет // Культурная олимпиада: rev.: Коммерсантъ прил.: темат. изд. 2011. 15 июня, № 30. С. 5. URL: http: // www. kommersant. ru (дата обращения: 11.11.2011).

6 Олимпийский конкурс по литературе и искусству. URL: http: // slovari. yandex. ru (дата обращения: 11.11.2011).

7 Там же.

8 Зуев К. Указ. соч.

9 Там же.

10 Там же.

11 The Busan Action Plan. URL: http: // multimedia. Olympic. org (дата обращения: 11.11.2011).

12 Focus on young people. URL: http: // www. Olympic. org (дата обращения: 11.11.2011).

13 Ibid.

14 Зуев К. Указ. соч.

15 World Forum on education, culture and sport. URL: http: // www. olympic. org (дата обращения: 11.11.2011).

16 The Busan Action Plan. URL: http: // multimedia. olympic. org (дата обращения: 11.11.2011).

17 Ibid.

18 Ibid.

19 Focus on young people. URL: http: // www. olympic. org (дата обращения: 11.11.2011).

20 Ibid.

21 Olympic Sport and Literature Competition URL: http: // www. olympic. org (дата обращения: 11.11.2011).

22 Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Спорт в палитре международных отношений: гуманит., дипломат. и культ. аспекты. СПб., 2011. С. 178-181.

23 Культурная Олимпиада 2010-2014. URL: http: // www. culture. sochi 2014. com (дата обращения: 11.11.2011).

24 Кузнецова Е. Названа цена Культурной олимпиады в Сочи. URL: http: // www. dni. ru (дата обращения: 11.11.2011).

25 Культурная Олимпиада 2010-2014. URL: http: // www. culture. sochi 2014. com (дата обращения: 11.11.2011).

26 Там же.

27 Зуев К. Указ. соч.

28 Там же.

29 Там же.

30 Культурная Олимпиада 2010-2014. URL: http: // www. culture. sochi 2014. com (дата обращения: 11.11.2011).

31 Там же.

32 Там же.

33 Решение об объявлении 9 августа Международным днем коренных народов мира было принято Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1994 г. Впервые он был отпразднован 9 августа 1995 г. В 2011 г. Международный день коренных народов мира будет отмечаться в 17-й раз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 Культурная Олимпиада 2010-2014. URL: http: // www. culture. sochi 2014. com (дата обращения: 11.11.2011).

35 Там же.

36 Этноинфо: информ. агентство. URL: http: // www. ethnoinfo. ru (дата обращения: 11.11.2011).

37 Les Jeux de la Francophonie: офиц. сайт. URL: http: // jeux. francophonie. org (дата обращения: 11.11.2011).

38 Ibid.

39 Olympic Art and Sport contest. URL: http: // www. olympic. org (дата обращения: 11.11.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.