МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВОЛОНТЕРСКОГО КОРПУСА ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кандидат педагогических наук, и.о. доцента, ответственный секретарь Олимпийской академии Юга России Д. А. Кружков, преподаватель, координатор Олимпийской академии Юга России М. В. Коренева Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
Изучение международного опыта подготовки волонтеров для обслуживания крупных спортивных мероприятий и Олимпийских игр позволит разработать адаптированную к условиям Краснодарского края программу формирования социальной компетентности учащейся молодежи Кубани на основе ее внедрения в учебный процесс учреждений высшего и среднего профессионального образования и работу студенческих общественных организаций для последующей добровольной работы на XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи. Основной предмет изучения — технологии подготовки волонтеров на основе их интеграции в образовательное пространство в рамках специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм». Результаты исследования будут иметь прикладное значение для системы подготовки специалистов в области сервиса и туризма, а также специалистов смежных специальностей, готовых выполнять функции волонтеров на Олимпийских играх.
Ключевые слова: олимпизм, олимпийское движение, Игры Олимпиад, Олимпийские зимние игры, волонтеры, технологии подготовки.
Введение. Одним из самых значительных событий нынешнего года были выборы города, который через семь лет примет XXII Олимпийские и XI Паралимпийские зимние игры. Им стал российский город Сочи, поэтому вопросы, касающиеся всех аспектов подготовки, волнуют не только специалистов и потенциальных участников, но и общественность. Государство делает все возможное для того, чтобы облегчить городу подготовку к этому серьезному испытанию. Активно идет строительство новой и модернизация старой спортивной и рекреационной инфраструктуры, население региона готово оказать радушный прием гостям Игр. Не остается в стороне и молодежь, готовая оказывать добровольную помощь организаторам Игр. Как следует из публикаций многочисленных зарубежных (I. Lanzoni, 2000, M. Moragas, 2002, K. Georgiadis, 2003-2004) и некоторых российских авторов (А. Ратнер, 2000, А. Савченко, 2006), именно волонтеры играют огромную роль в организации и
проведении Олимпийских игр [4, 5, 7, 10, 11].
Мы предположили, что анализ международного опыта подготовки волонтеров и его внедрение в учебный процесс учреждений высшего и среднего профессионального образования и деятельность студенческих общественных организаций позволит активизировать социальную активность молодежи в аспекте привлечения в качестве добровольных помощников при организации Олимпийских зимних игр 2014 года или других крупных спортивных соревнований.
Экспериментальной площадкой для реализации проекта может стать специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», поскольку ее государственный образовательный стандарт и учебные планы наиболее полно отвечают требованиям формирования языковой и социальной компетентности выпускников, способных в максимальной степени реализовать полученные знания, умения и навыки в качестве волонтеров на международных спортивных соревнованиях.
В процессе исследования решается главная задача - разработка программы и технологии формирования олимпийской культуры учащейся молодежи Краснодарского края для четкого выполнения своих профессиональных обязанностей с учетом специфики волонтерской работы во время проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи на основе:
1) изучения международного опыта волонтерской работы;
2) анализа современных технологий олимпийского образования;
3) разработки концепции подготовки волонтерского корпуса.
Научная новизна поставленной задачи состоит в разработке структуры, содержания, программы и технологии непрерывной подготовки студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования, обеспечивающих эффективное и качественное овладение профессионально значимыми знаниями, умениями и навыками в рамках специальности «Социально-культурный сервис и туризм» для успешной работы в качестве добровольных помощников на международных спортивных мероприятиях и Олимпийских играх.
Успешное внедрение предлагаемой технологии подго-
товки олимпийских волонтеров в учебных заведениях и молодежных общественных организациях позволит, с одной стороны, повысить качество содержания и эффективность организации учебного процесса в учебных заведениях по подготовке кадров для выполнения ими профессиональных обязанностей во время проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, а с другой - обеспечить конкурентоспособность выпускников ССУЗов и вузов в условиях рыночной экономики и постепенного превращения Краснодарского края в санаторно-курортный регион международного уровня.
Результаты. Одним из приоритетных направлений деятельности Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму, а также всех профильных высших учебных заведений является активизация физкультурно-спортивной работы среди молодежи.
Одним из путей решения данной проблемы, как свидетельствует международный опыт (I. Lanzoni, 1995-1997; M. Moragas, 2000-2002; K. Georgiadis, 2004-2006), может стать привлечение молодежи к участию в волонтерском и олимпийском движении. Именно поэтому сегодня назрела необходимость создания в нашей стране молодежного движения, смысл которого — привлечение как можно большего количества россиян к добровольному бескорыстному использованию своего личного опыта и творческого потенциала для изменения социальной стороны жизни к лучшему и формирования новых отношений в обществе [1, 3, 12].
Опыт стран, организующих крупные международные соревнования и принимавших Олимпийские игры, показывает, что волонтерское движение достаточно широко распространено в государствах Северной Америки, Европы и Азии, поддерживается и развивается молодежью, рассматриваясь как глобальный процесс объединения людей всех возрастов и профессий из разных сфер и слоев общества, отдающих часть своих сил, времени, знаний на благо других людей и общества в целом [7].
Волонтерство, согласно Международной декларации добровольчества (1990), развивается в трех направлениях. Социальное реализуется в обеспечении помощи при решении актуальных общественных проблем и помощи нуждающимся, спортивное — при содействии организации крупных соревнований, и отдельной строкой прописано олимпийское волонтерство, регламентирующее участие специально подготовленной молодежи в обеспечении достойного проведения Олимпийских игр в соответствии с заложенными традициями [9, 11].
В связи с тем, что спорт является одним из способов борьбы с социальными проблемами общества, олимпийское движение играет огромную роль в их разрешении. Учитывая тот факт, что город Сочи постепенно превращается в горноклиматический курорт международного уровня и завоевал право проведения Олимпийских и Паралимпийских зимних игр, в нашей стране, особенно в Краснодарском крае, должно уделяться больше внимания развитию третьего направления добровольчества [2, 3, 8].
В современных условиях, когда молодежь не проявляет достаточного уровня социальной активности и подвержена влиянию негативных факторов, высока роль волонтерского движения в различных аспектах его проявления. Одним из направлений использования высокого потенциала добровольчества является адаптация международного опыта волонтерской работы в сфере олимпийского движения к региональным и национальным условиям.
Ознакомившись с учебно-методической и научной ли-
тературой на олимпийскую тематику, изданной с 2000 года и представленной в библиотеке Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (около 50 наименований), мы встретили только две публикации, посвященные волонтерам, и краткое упоминание в четырех изданиях.
Мы обратились за помощью в библиотеки Олимпийского музея и Международной Олимпийской академии, откуда нам были присланы материалы, свидетельствующие о том, что данный вопрос широко освещается в зарубежной научной печати, ему посвящаются международные конференции, проводимые центрами олимпийских исследований Западного Онтарио (Канада), Южного Уэльса (Австралия), Барселоны (Испания), Олимпийского музея (Швейцария) и Международной Олимпийской академией (Греция). Было найдено даже определение термина «Olympic volunteer», данное профессором Мигелем Морагасом (Испания) еще в 1992 году и включенное в официальный Словарь олимпийских терминов: «Олимпийский волонтер - это человек, который выполняет личные и альтруистические обязательства по сотрудничеству, прилагая все лучшие силы в организации Олимпийских игр, выполняя предписанные задания без извлечения прибыли, оплаты или какой-либо государственной компенсации». Надлежащее исполнение добровольным помощником своих функций должно, по мнению этого автора, обеспечивать успешное проведение Игр и значительное сокращение расходов на их проведение [7, 8, 9, 12].
Высоко оценивая роль волонтеров, Президент Международного олимпийского комитета (МОК) Жак Рогге отмечал, что добровольческая помощь имеет огромное значение в деле организации Олимпийских игр. По его мнению, волонтеры являются послами олимпизма, их работа, их слова и поступки воплощают дух Игр. С этим полностью согласен и вице-президент МОК Ричард Паунд, который на открытии международного симпозиума «Volunteers, Global Society and the Olympic Movement» отметил, что олимпийское движение - это социальный феномен, фундаментально основанный на деятельности волонтеров, без которых не существовало бы олимпийское движение и спорт в том виде, в каком он нравится болельщикам [12].
На основе анализа международного и российского опыта волонтерской работы представляется целесообразным объединение социального и олимпийского волонтерства в единый блок, который необходимо обеспечить достаточным научным, методическим и техническим сопровождением для отвлечения молодежи от вредных привычек и ее самореализации в деятельности по укреплению престижа своей страны во время проведения Олимпийских игр.
При помощи анализа полученных материалов мы систематизировали историю феномена олимпийских волонтеров следующим образом [4, 5, 10, 11]:
1 период - 1896-1936 годы - в качестве волонтеров привлекались отряды скаутов и подразделения регулярной армии, вследствие этого их работа носила закрытый характер и не афишировалась в средствах массовой информации.
2 период - 1948-1976 годы - происходит постепенное включение в число волонтеров представителей тех профессий, которые тесно связаны с обеспечением деятельности не только спортивных организаций, но и смежных отраслей.
3 период - 1980-1988 годы - начиная с зимних Игр в Лейк-Плесиде, идет постепенное формирование современной модели волонтера как добровольного помощника,
единственным! вознаграждением для которого является предоставление питания, проживания, униформы и возможность наблюдать за ходом соревнований.
4 период - 1992-2006 годы1 - закрепление современной [модели волонтера, уже официально включенного в документацию организационные комитетов и налаживание системы! их подготовки и привлечения из зарубежные стран. Проведенным анализ показал, что количество добровольные помощников возрастало постоянно, однако конкретныю данныю удалось обнаружить начиная с 1980 года, когда волонтеров стали вносить в специальные реестры!. Результата представлены! на рисунке 1.
В качестве оплаты! за их помощь волонтеры! стали получать униформу, им предоставляли проживание, питание и официальное свидетельство об участии, но самынм важнынм для них быто чувство,что они быти необходимой частью Олимпийских игр.Кроме того, добровольцы! с хорошими навыками иностранного язычка играли важную роль в широ-комдиапазоне различные задач и областей.Модель, установленную в Лейк-Плэсиде, поддержали организационные комитета последующих Игр [6].
В! официальном отчете Организационного комитета Игр XXII Олимпиады! 1980 года в Москве упоминалась помощь добровольцев, которыю вытолняли задачи в олимпийской деревне, на спортивные комплексах, в главном пресс-
центре, гостиницах, ресторанах и учреждениях в сфере обслуживания. Гости и участники Игр отметили выюокий дух альтруистического сотрудничества и солидарности, которыю быти обеспечены! представителями пионерских и комсомольских организаций, решавшими широкий диапазон поставленные задач быютро и эффективно [9].
Четаре года спустя в (Сараево в 1984 году произошел массовым всплеск феномена олимпийского волонтерства. После строгих критериев отбора, по даннынм официального отчета Организационного комитета XIV Олимпийских зимних игр, быти вы1браны1 4000 молодые добровольцев, которыю выполняли свою работу в качестве посытьные и переводчиков. Помощники работали бесплатно, единственной наградой быти официальная униформа и бесплатное питание.Дух волонтерства отразил отношение югославской (молодежи к (Олимпийским! играм, за что им быти адресованы многочисленные похвалы за их работу.
Большинство документов не считают Лейк-Плэсид отправной точкой современного волонтерства. Эта честь
70000-
60000-
50000-
40000-
30000--
20000-
10000-
Л
нтч
1980 1984 1988 1992
19941996
19982000
20022004
□ Олимпийские зимние игры
Рис. "I.
Динамика количества волонтеров на Олимпийских играх [4]
предписывается играм в Лос-Анджелесе. Именно там это всемирное явление проявилось во всей своей объединенной и организованной силе. Количество вовлеченные волонтеров составило приблизительно 30000 участников, которыю выполняли большой объем работы!: оказывали помощь в проведении соревнований, содействовали в работе прессы!, сопровождении делегаций и гостей, в осуществлении связей с общественностью, услугах аккредитации, в сфере телекоммуникации, транспорта, финансов, управления и других. Во время Игр в Лос-Анджелесе феномен волонтерства достиг наивыюшего развития по количеству добровольцев и диапазону выполняемые ими заданий.
После Игр 1984 года функции добровольцев быти относительно хорошо определены! и значительно не изменялись при проведении последующих Олимпийских игр. Нововведения включали в себя участие в художественные фестивалях и церемонии открытия и закрытия игр.
Популярность работа волонтеров быта отмечена в официальном отчете Организационного комитета XV Олимпийских зимних игр 1988 года в Калгари. (Солидарность и некоммерческое побуждение быти отражены! в поддержке этимм Играм, которыю должны! быти служить источником вдохновения для будущих олимпийских волонтеров. Участники отличались различной социальной и возрастной принадлежностью: включая студентов, пенсионеров и пожилые людей [12].
Таким образом, в олимпийском движении сложилась общая схема подготовки волонтеров, представленная на рисунке 2.
Феномен современного олимпийского волонтера - каждым добровлец выполняет свою работу благодаря личной мотивации. Это подтвердили Игры! в Калгари и (Сеуле (1988), Альбервиле и Барселоне (1992), Лиллехамме-ре (1994), Атланте (1996), Нагано (1998), Сиднее (2000), Солт-Лейк-Сити (2002),Афинах (2004), Турине (2006), наглядно продемонстрировавшие миру растущую важность феномена волонтеров как людей, оказывающих помощь без какой-либо надежды или желания получить денежную награду. Подтверждением этому также будут Игры! в Пеки-нев 2008 году.
Вы1водыг Таким образом, на основе изучения международного опыта выявлены принципы, на которых базируется деятельность волонтеров, основные технологии их отбора и подготовки, позволившие установить, что средний возраст добровольца составляет от 25 до 34 лет.
Последующая работа над данной проблемой будет включать:
1) определение факторов, оказывающих существенное воздействие на формирование интересов студентов к развитию в себе языковой и социальной компетентности к выполнению функций волонтера, приобретению полноценного высшего или среднего образования и высокому уровню профессиональной подготовленности;
2) разработку инновационной программы специализированной подготовки учащейся молодежи и переподготовки кадров кубанских ССУЗов и
Игры Олимпиад вузов, поскольку основной планируемой частью волонтеров предстоящих XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи
20062008
20102012
2014
0
3.Дружинина Ю. В. Под знаменем волон-терства: волонтерские инициативы: учебное пособие для некоммерческих организаций. - Краснодар, 2003. - 38 с.
4. Коренева М. В. Международный опы1т подготовки олимпийских волонтеров и технологии его внедрения в России и на Кубани // Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры1 (история и современность): Материалы! Олимпийской! научной сессии молодык ученык и студентов России, - М., 2007. - С. 38-43.
5. Коренева М. В., Кружков Д. А. Роль и направления использования волонтерского движения в социальной сфере // Здоровым мир) - глазами волонтеров: Материалы! международной конференции студентов. - Крас-нодар,2007. - С.-15-19.
6. Слабжанин Н. А.Как эффективно работать с волонтерами, - М.,2004. - 988 с.
7. Annan K.Volunteenng:An evolving paradigm, Olympic Review, December-January, 2001, Vol. XXVII, No.42, p. 27-30.
8. Brettell D. TheSydneyvolunteers, Olympic Review/, December-January, 2001, Vol. XXVII, No.42, p. 37-43.
9. Eynon E. The importance of volunteers, Olympic Review, February-March, 2001, Vol. XXVII, No. 37, p.9-Aug.
10. Koreneva M.V., Kruzhkov D./\. Olympic education as a basis of Olympic Volunteer Program realization for the forthcoming Olympic Winter Games in Sochi. // Higher School as the center of integration of science, sports, educaition and culture: Proceedings of International sc i enti fi c and practi cal conference of students and young sc i entists.
— Moscow, 2007. — P.91-93.
11. Koreneva M.V., Kruzhkov/ D.A. Olympic idea as an instrument for children andyouth involvementin physical culture; and sports training in Krasnodar region.// Higher School as the center of integration of science, sports, educaition and culture: Proceedings of International sc i enti fi c and practi cal conference of students and young sc i enti sts.
— Moscow, 2006. — P. 108-110.
12. Rogge J. Volunteerism (Editorial), Olympic Review, December-January, 2001, Vol. XXVII, No.42, p. 3.
2. Волонтерство//http://www.world4u.ru/volonter.html
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЛИМНИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕОРИЯ: БАЗОВАЯ ЧАСТЬ
История и философия олимпизма Организационно-правовые основы олимпийского движения и спорта Коммуникационная компетентность Информационные технологии
ТЕОРИЯ: ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Обслуживание спортсменов и команд Помощь при проведении соревнований
Сопровождение гостей и членов МОК Анимационные и досуговые мероприятия Обеспечение олимпийских церемоний
НЕНОСРЕДСТВЕННАЯ СТАЖИРОВКА НА ОЛИМНИЙСКИХ ОБЪЕКТАХ
Рис. 2.
Общая схема системы предварительной подготовки олимпийских
волонтеров[11]
должны стать студенты и молодежь, так; как: данная категория населения отличается энтузиазмом и активностью;
3) представляется целесообразным объединение социального и олимпийского волонтерства в единый образовательный блок, который необходимо обеспечить достаточным научным,методическим и техническим сопровождением для отвлечения молодежи от" вредных привычек и ее самореализации в деятельности по укреплению престижа своей страны во время проведения Олимпийских игр).
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова С. А. Волонтерское; движение; как/ социально значимое; явление; при туристском обслуживании людей с ограниченными возможностями // Здоровый мир) - глазами волонтеров: Материалы международной! конференции студентов. - Краснодар, 2007.-С.22-24.
INTERNATIONAL SYSTEM OF THE OLYMPIC VOLUNTEERS
' PREPARATION AS A PART OF THE PROFESSIONAL
EDUCATION
D. Kruzhkov, Candidate of1 Pedagogics., Assistant Professor, Secretary General of1 the South Russian Olympic Academy, M. Koreneva, Teacher, Coordinator of1 the South Russian Olympic Academy Kuban State University of Physical Education, Sport: and Tourism, Krasnodar
Investigation of the international experience of training volunteers for sports competitions and the Olympic Games will help to work out the programme of forming social competence of Kuban students adapted to the peculiarities of Krasnodar Region. This programme should be installed into the educational process both of vocational schools and higher educational instutions and into the student organization as well in order to prepare them for their volunteer work during XXII Olympics and XI Paralympics of 2014 in the city of Sochi. The subject of the research is the technology of training Olympic volunteers
on the basis of their integration into the educational area corresponding to 100103 speciality «Social-Cultural Services and Tourism». The Results of the work done will be useful for the system of training specialists in the field of social services, tourism and other closely-related specialities being ready to fulfil functions of volunteers during the Olympic Games.
Key words: olympism, the Olympic movement, Games of Olympiad, Olympic Winter Games,volunteers, training technologies.