Научная статья на тему 'Вопросы реализации международных стандартов применения уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы'

Вопросы реализации международных стандартов применения уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
464
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / НАКАЗАНИЯ И ИНЫЕ МЕРЫ / НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ / ОСУЖДЕННЫЙ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ / PROMOTING OF HUMAN RIGHTS / PENALTIES AND OTHER MEASURES / NOT DEALS WITH THE IMPRISONMENT / CONVICTED / PENAL INSTITUTION / HUMANIZATION OF CRIMINAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Краснова Кристина Александровна, Кобец Петр Николаевич

В данной статье обобщен опыт многих государств, отражающий прогрессивные средства и способы обращения с правонарушителями, определяющий желаемые «ориентиры», которые мировое сообщество считает наиболее приемлемыми в системе уголовной юстиции. Особая значимость придается международным стандартам в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Краснова Кристина Александровна, Кобец Петр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF THE IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL STANDARDS OF CRIMINAL JUSTICE RESPONSE OF NON-CUSTODIAL

The article is a summary of the experience of many countries, reflecting the advanced tools and ways of dealing with offenders, defining your "guidance" that the international community considers to be most appropriate in the system of criminal justice. Special importance is given to the international standards in this field.

Текст научной работы на тему «Вопросы реализации международных стандартов применения уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы»

ства, взятые Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, а также требования ряда международных договоров, подписанных РФ, касающихся обеспечения прав и законных интересов подследственных и осужденных.

При решении проблемы возможны риски из-за неопределенности ежегодного прогноза численности подследственных и осужденных, которые могут содержаться в учреждениях уголовно-исполнительной системы и которым должны быть обеспечены условия содержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными стандартами. С учетом прогнозных оценок развития криминальной обстановки в стране существует вероятность роста количества общественно опасных деяний, из-за чего может возникнуть потребность в дополнительных местах в следственных изоляторах, не учтенных в программе. Колебания численности подследственных в отдельные месяцы будут превышать установленный лимит наполнения следственных изоляторов.

Для практического решения проблемы применения международных стандартов обращения с осужденными в УИС России наиболее актуально следующее: повышение юридической грамотности сотрудников УИС России посредством проведения бесед и лекций для недопущения фактов унижения человеческого достоинства осужденных, лишения их законных прав, необоснованного применения спецсредств; разъяснение сотрудникам практики применения дисциплинарных взысканий за нарушения прав лиц, лишенных свободы.

УДК 341

ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПРИМЕНЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ МЕР, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ

© 2012 К. А. Краснова, П. Н. Кобец

Аннотация. В данной статье обобщен опыт многих государств, отражающий прогрессивные средства и способы обращения с правонарушителями, определяющий желаемые «ориентиры», которые мировое сообщество считает наиболее приемлемыми в системе уголовной юстиции. Особая значимость придается международным стандартам в этой сфере.

Ключевые слова: обеспечение прав человека; наказания и иные меры, не связанные с лишением свободы; осужденный; исправительное учреждение; гуманизация уголовной политики.

QUESTIONS OF THE IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL STANDARDS OF CRIMINAL JUSTICE RESPONSE OF NON-CUSTODIAL

© 2012 K. Krasnova, P. Kobets

Summary. The article is a summary of the experience of many countries, reflecting the advanced tools and ways of dealing with offenders, defining your "guidance" that the international community considers to be most appropriate in the system of criminal justice. Special importance is given to the international standards in this field.

Keywords: promoting of human rights, penalties and other measures, not deals with the imprisonment; convicted; penal institution; humanization of criminal policy.

Необходимость гуманизации карательной политики государства предопределяется тем, что наказание в виде лишения свободы тяжким бременем ложится на бюджет государства, влечет разрыв социальный связей осужденных, порождает криминализацию общества. Для России данная проблема приобретает особую актуальность в силу того, что в недалеком прошлом основным видом наказания, применяемым судом, являлось лишение свободы. Поэтому вопрос о сокращении численности осужденных в исправительный учреждениях, заключенных в СИЗО является одним из важных и принципиальны« в реформировании уголовно-исполнительной системы России, он носит не только правовой и экономический, но и политический характер.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ И РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНЫХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Обществу известны основные пути гуманизации карательной политики. Это - декриминализация преступлений, которые не представляют значительной общественной опасности, совершенствование судебной практики, более широкое применение альтернативных видов наказания. С учетом указанных направлений развивается и современная уголовная политика России, судебная практика. В целом тенденция гуманизации уголовной политики и судебной практики, когда наказание в виде лишения свободы применяется как крайняя мера, является фактором, благоприятным для проведения реформы УИС. С одной стороны, это позволяет улучшить материально-бытовые условия отбывания наказания, оградить от влияния преступной среды тысячи граждан. С другой - появляется возможность развивать и совершенствовать деятельность учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества, которые потенциально более эффективны, чем лишение свободы.

Выделение международного пенитенциарного права в качестве отрасли международного права является подтверждением универсальной общечеловеческой значимости, признания прав и свобод гражданина высшей ценностью, даже если он принудительно изолирован от общества в связи с совершением преступления, что является одним из важнейших принципов международного сотрудничества по гуманитарным вопросам (этот принцип был сформулирован в Законодательном акте СБСЕ в 1975 г.).

Всеобщая декларация прав человека (далее - Декларация) принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и является основой международно-правовых документов по правам человека. В ней регламентируются основные принципы естественного права в отношении каждого человека вне зависимости от его гражданства, расовой, национальной принадлежности и половых различий.

Ст. 1 Декларации гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Правовое положение осужденных, подозреваемых и обвиняемых регламентируется на общих основаниях прав человека несколькими статьями Декларации. Так, в соответствии с этим документом, никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию (ст. 5). В ней провозглашается равенство всех людей перед законом и правом, без всякого различия: «все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации ... и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации» (ст. 7). Статья 8 декларирует следующее: права, предоставленные конституцией или законом, будут восстановлены компетентными национальными судами в случаях их нарушения. В соответствии с Декларацией никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9). Каждый человек для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (ст. 10). Декларация устанавливает принцип презумпции невиновности: каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты (ст. 11).

Критерий соблюдения прав человека, положенный в основу общей оценки деятельности УИС Российской Федерации, является профессиональным подходом к проблеме предупреждения нарушений прав человека. Соблюдение прав осужденных требует, как минимум, профессиональной информированности, обученности и воспитанности персонала.

Эффективное применение (назначение и исполнение) мер, не связанных с лишением свободы, важно не только в плане достижения установленных законом целей наказания в свете принципа экономии репрессии, но и как одно из условий максимально возможного ограничения использования реального лишения свободы.

В современных условиях требуются дополнительные меры в области обеспечения прав человека на следующих уровнях: принятие политических решений в сфере обеспече-

ния прав человека и внедрения в практику международных стандартов обращения с осужденными; законодательное и иное нормативное обеспечение прав человека и внедрения в практику международных стандартов обращения с осужденными; обеспечение прав человека и международных стандартов обращения с заключенными и осужденными в практической деятельности конкретных исправительных учреждений; повышение эффективности системы контроля за соблюдением прав осужденных (контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, ведомственный контроль, судебный контроль, прокурорский надзор, институт уполномоченных по правам человека, общественный и международный контроль).

Проблема наказаний и иных мер, не связанных с реальным лишением свободы, в последние годы приобрела и международно-правовой аспект. Существенной чертой современного российского законодательства является все более тесная его взаимосвязь с нормами международного права. Важным условием включения российской правовой системы в мировую, в частности, общеевропейскую правовую систему, явилось вступление России в Совет Европы, что налагает на наше государство ряд обязательств международного характера, в том числе и в области использования мер борьбы с преступностью, обращения с осужденными.

Проблемам реализации международных стандартов обращения с осужденными в отечественной литературе в последнее время стало уделяться внимание. Вместе с тем эти вопросы, как, впрочем, и большинство проблем наказания в теории уголовного и уголовно-исполнительного права, рассматривались, прежде всего, применительно к лишению свободы, поскольку оно является одним из самых суровых видов наказания, а его реализация, в том числе с точки зрения международных стандартов, порождает наибольшее число проблем.

Международные стандарты применения уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы, - нормы международного права особого рода. Это принятые на международном уровне правила защиты прав личности и организации деятельности персонала в сфере применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы. Они выступают как составная часть международно-правовых норм в сфере уголовной юстиции и призваны обеспечить оптимальный баланс между правами правонарушителей, правами жертв преступлений и интересами безопасности общества. Их совокупность отвечает признакам правового института, принадлежащего формирующейся ныне отрасли международного уголовно-исполнительного права, которая в свою очередь является составной частью «международного права прав человека».

Классифицируются международные стандарты по источникам (договорные, обычные и нормы международных организаций), по степени обязательности (обязательные и рекомендательные), по сфере действия (универсальные, региональные и локальные), по степени специализации (общего и специального характера), по субъектному составу участников правоотношений.

Международные стандарты стимулируют общее сокращение применения реального лишения свободы в системе уголовно-правовых мер с помощью наиболее подходящих альтернативных санкций.

Однако не только лишение свободы, но и прочие наказания и меры уголовной ответственности играют весьма существенную роль в борьбе с преступностью. Не случайно VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности уделил этому вопросу особое внимание. Им были приняты Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила). Они содержат свод основных принципов для содействия использованию мер, не связанных с лишением свободы, а также минимальные гарантии для лиц, в отношении которых применяются уголовно-правовые меры, не связанные с лишением свободы. Токийские правила основываются на принципах минимального вмешательства, недопущения дискриминации, индивидуализации применения альтернативных мер, уважения прав человека, являющегося правонару-

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ И РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНЫХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

шителем, последовательности и преемственности применения альтернативных мер, привлечения общественности к их исполнению. Основными особенностями документа являются: стремление соединить «западные» и «восточные» философские ценности в их интерпретации применительно к системе «неинституционального» обращения с правонарушителями в сфере уголовной юстиции; распространение не только на стадию исполнения приговора, но и на все стадии реализации уголовной ответственности; комплексный подход к системе альтернативных санкций и мер и к их содержанию; особое внимание уделено участию добровольцев и общественности.

Юридический механизм реализации международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и правоприменительной практике предполагает как непосредственное действие рассматриваемых принципов и норм (самоисполнимость), так и их имплементацию (включение) в российское законодательство. Первый путь характерен для ратифицированных РФ международных договоров (пактов, конвенций), когда российское законодательство им не соответствует. Второй путь присущ рекомендательным международным стандартам, содержащимся в Токийских правилах и Европейских правилах применения общественных (альтернативных) санкций и мер. Пока их также нельзя отнести к числу «общепризнанных норм и принципов» международного права, поэтому они могут быть реализованы только посредством изменения уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства.

Среди специализированных международных стандартов такого рода следует также упомянуть Европейскую конвенцию о надзоре за условно приговоренными и условно освобожденными 1964 г. и Типовой договор о передаче надзора за правонарушителями, которые были условно осуждены или условно освобождены, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 г.

В целом российское законодательство развивается в русле, определяемом международными соглашениями и международной научной мыслью. Современное законодательное регулирование исполнения мер, не связанных с реальным лишением свободы, в целом отвечает закрепленным в Токийских правилах принципам и конкретным рекомендациям анализируемых международных стандартов. Однако это не всегда соблюдается на подзаконном уровне, когда речь идет о ведомственной регламентации вопросов исполнения.

Совокупность перечисленных международно-правовых актов имеет весьма перспективное значение для оценки уровня отечественного законодательства и практики его применения, в том числе в свете поиска и реализации альтернатив реальному лишению свободы. Однако в России они пока малоизвестны. Между тем теоретическое осмысление международных стандартов применения мер, не связанных с лишением свободы, имеет не только научное, но и прикладное значение, а его результаты способны непосредственно повлиять на правотворчество и практику применения уголовно-правовых мер, альтернативных реальному лишению свободы. Заметным недостатком нового законодательства в свете упомянутых стандартов и потребностей практики стало сужение правовых возможностей привлечения общественности к реализации альтернативных мер.

В числе предусмотренных законом оснований освобождения от уголовной ответственности необходимо восстановить такое ранее известное отечественному законодательству основание как условное освобождение от уголовной ответственности под поручительство со стороны коллективных негосударственных формирований и отдельных, заслуживающих доверия лиц.

Немаловажными в этом плане являются и вопросы охраны прав и законных интересов лиц, осужденных без реального лишения свободы, проблемы совершенствования деятельности персонала органов, исполняющих уголовно-правовые меры, не связанные с лишением свободы.

В качестве мер, дополняющих усилия исполняющих органов, все известные международные документы рекомендуют использовать участие сил общественности в различных формах: от контактов со средствами массовой информации, просветительских программ до

непосредственного участия добровольцев в процессе исполнения наказаний и мер. За последние годы значительно сузилось правовое пространство, в котором те или иные проявления общественной активности имеют юридическое значение, поэтому необходимо укреплять их статус на уровне подзаконных нормативных правовых актов и по развитию контактов исполняющих органов с различными общественными формированиями.

УДК 343.811

УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН: ВОПРОСЫ ПРИНУЖДЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

© 2012 Б. З. Маликов

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты уголовно-правового принуждения, проблемы применения смертной казни и лишения свободы, а также соблюдения прав человека в механизме уголовно-правового принуждения.

Ключевые слова: уголовная ответственность, уголовно-правовое принуждение, наказание, смертная казнь, лишение свободы, права человека.

CRIMINAL LEGISLATION: ISSUES OF COERCION AND ENSURE OF HUMAN RIGHTS

© 2012 B. Malikov

Summary. The article is discussed some aspects of criminal law coercion, the use of the death penalty and imprisonment, as well as respect of human rights in the mechanism of criminal law enforcement.

Keywords: criminal responsibility, criminal coercion, punishment, death penalty, imprisonment, human rights.

Уголовно-правовое принуждение является результатом и достижением развития общества и государства. Правовой и судебный порядок применения наказания за преступление, а также гуманизация процедур его исполнения, кроме смертной казни, - это результат вековой истории формирования общечеловеческих представлений и оценок о проявлении человека и личности, а также новейших воззрений на роль уголовно-правового принуждения, соотношения в нем кары и ресоциализационного воздействия. История развития государства и общества, а также возрастание социального потенциала, появление общемирового пространства как сферы взаимодействия государств и формирование общих подходов к наиболее значимым социальным ценностям и угрозам им позволили в сфере уголовно-правового противодействия преступности отказаться от принципа талиона, кровной мести, членовредительских наказаний, ограничить применение смертной казни, сдерживать рост численности осужденных к лишению свободы за счет альтерна-тивнык наказаний, ввести институты условного осуждения, отсрочки исполнения наказания, помилования, амнистии.

Социальная обусловленность заставила прийти к пониманию значимости человека в обществе, его прав и ответственности, а также выработать соответствующие правовые, материальные и организационные основы обеспечения своих прав в формате равенства для всех. Ведь объективное формирование общественных отношений не могло не проявиться в признании прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежащих каждому от рождения. Поэтому равные права и свободы человека становятся социокультурной ценностью, получают правовое выражение, а их обеспечение гарантируется системой организационных, идеологических, охранительнык и восстановительных мер. Нормативист-ский подход к реализации прав человека предполагает необходимость соблюдения каждым физическим и юридическим лицом своих прав и выполнения возложенных обязанно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.