Научная статья на тему 'Проблемы реализации европейских стандартов соблюдения прав человека в ходе реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации'

Проблемы реализации европейских стандартов соблюдения прав человека в ходе реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ УИС РФ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ИУ / СЛУЖБА ПРОБАЦИИ / PENAL LEGISLATION / THE PENAL SYSTEM / AN INTERNATIONAL TREATY / OBSERVANCE OF HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борсученко Светлана Алексеевна

Статья посвящена анализу норм уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в соответствии с международными рекомендациями в период реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Борсученко Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE EUROPEAN STANDARDS OF HUMAN RIGHTS IN THE PROCESS OF REFORMATION OF THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to analysis the rules of penal legislation of the Russian Federation in accordance with the international recommendations during the implementation of the Concept of the penitentiary system of the Russian Federation up to 2020.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации европейских стандартов соблюдения прав человека в ходе реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ И РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНЫХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

номоченного, содержащее его рекомендации, обязано в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить уполномоченному.

Вмешательство в деятельность уполномоченных с целью повлиять на их решения по поводу неисполнения должностными лицами обязанностей, установленных в законодательстве об уполномоченном по правам человека, а равно воспрепятствование его деятельности в иной форме влечет административную ответственность.

УДК 343

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ХОДЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2012 С. А. Борсученко

Аннотация. Статья посвящена анализу норм уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в соответствии с международными рекомендациями в период реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Ключевые слова: реформирование УИС РФ, социальная работа в ИУ, служба пробации.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE EUROPEAN STANDARDS OF HUMAN RIGHTS IN THE PROCESS OF REFORMATION OF THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

© 2012 S. Borsuchenko

Summary. The article is devoted to analysis the rules of penal legislation of the Russian Federation in accordance with the international recommendations during the implementation of the Concept of the penitentiary system of the Russian Federation up to 2020.

Keywords: penal legislation, the penal system, an international treaty, observance of human rights.

В соответствии со ст. 3 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы РФ, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

Если международным договором установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора.

Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство РФ вслед за Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15) закрепляет примат международных норм.

Анализ положений уголовно-исполнительного законодательства России позволяет говорить о его соответствии международным рекомендациям, а по некоторым вопросам - даже о более высоких требованиях, по сравнению с международными стандартами. В частности, это относится к исполнению наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях. Однако многие нормы на практике не реализуются. Так, в настоящее время в воспитательной колонии не создано ни одного изолированного участка, функционирующего как исправительная колония общего режима (ч. 3 ст. 140 УИК РФ), что влечет за собой дополнительное расходование бюджетных средств на этапирование

осужденных, а также неблагоприятно влияет на закрепление результатов воспитательного воздействия и др.

5 ноября 2008 г. Комитетом министров Совета Европы были приняты Европейские правила в отношении несовершеннолетних, отбывающих различные виды наказаний1, которые в качестве принципа включили в категорию несовершеннолетних правонарушителей лиц молодежного возраста и распространили на них положения данных рекомендаций. Сравнительный анализ законодательства европейских государств показывает, что многие страны не только подняли возраст уголовной ответственности до 15 - 16 лет, но и предусматривают содержание правонарушителей в возрасте от 21 до 24 лет в исправительных учреждениях для несовершеннолетних. Однако российский законодатель пошел в противоположном направлении. Федеральным законом №261 «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 22 декабря 2008 г. в ст. 139 УИК РФ были внесены изменения, согласно которым возраст лиц, оставленных в воспитательных колониях, был сокращен с 21 года до 19 лет.

Согласно ч. 4 ст. 3 УИК РФ рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

В этой связи следует отметить, что международные акты содержат две группы норм: нормы общего характера (нормы-принципы), которые носят императивный характер, а также нормы-рекомендации, которые являются диспозитивными.

Нормы-принципы должны императивно и точно реализовываться как в законе, так и в деятельности правоохранительных органов. В виде таких норм-принципов сформулированы основные права человека. Нормы-рекомендации не носят обязательного характера для государств, их ратифицировавших, хотя и подлежат максимальному учету в правотворческой деятельности. Так, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными подчеркивается, что, «принимая во внимание разнообразие юридических, социальных, экономических и географических условий в мире, ясно, что не все эти правила можно применять повсеместно и одновременно»2. К таким рекомендательным нормам относятся условия содержания в СИЗО и исправительных учреждениях. Улучшение материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных должно проводиться по двум направлениям: развитие материально-технической базы и сокращение спецконтингента (расширение применения мер пресечения без изоляции от общества; расширение применения наказаний, альтернативных лишению свободы).

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14.10. 2010 №1772-р, в качестве основных целей определила повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития, а также гуманизацию условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

В целях реализации положений концепции Министерством юстиции РФ при участии ученых, представителей органов государственной власти, общественности в 2012 г. был подготовлен проект закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации», в котором нашли отражение европейские рекомендации, касающиеся исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, обращения с правонарушителями.

Так, в УИК РФ предлагались изменения, направленные на дальнейшую реализацию Европейских тюремных правил 2006 г.4

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНЛАРТОВ И РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНЫХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Разработчики законопроекта предлагают дополнить основные средства исправления осужденных социальной и психологической работой (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), что, безусловно, важно для ресоциализации осужденных и их социальной адаптации. Более подробно будут регламентироваться вопросы обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных (ст. 14 УИК РФ). Отдельной нормой предусматривается обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в исправительных центрах (ст. 6022 УИК РФ).

Право осужденных к лишению свободы на обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания выделено в отдельную главу - гл. 15.1 УИК РФ.

Предложено дальнейшее расширение участия общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Для оказания помощи администрации исправительного учреждения в укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при исправительном учреждении может быть создан попечительский совет (ст. 23 УИК РФ).

Оценка личности осужденного при решении вопроса о переводе из одних условий отбывания наказания в другие, из одного исправительного учреждения в другое, об условно-досрочном освобождении, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания производится по решению комиссии исправительного учреждения, в работе которой принимают участие члены общественных наблюдательных комиссий, представители общественных объединений и религиозных организаций, которые могут вносить предложения рекомендательного характера по существу рассматриваемых вопросов.

Режим в исправительных учреждениях должен предусматривать для осужденных сбалансированную программу мероприятий. Режим должен позволять осужденным, содержащимся в тюрьмах, проводить в день столько времени за пределами своих камер, сколько это необходимо для нормального человеческого и социального взаимодействия.

Режим устанавливается на территории исправительного учреждения и прилегающих к нему территориях на расстоянии 50 метров от основного ограждения. Территория исправительного учреждения находится в пределах линии основного ограждения (ст. 82 УИК РФ).

При заключении брака в период отбывания наказания осужденным будет предоставляться длительное свидание продолжительностью до трех суток, не входящее в счет свиданий, положенных и предоставляемых в порядке поощрения.

При отсутствии денежных средств на лицевом счете осужденного, в случае, если лицо, прибывшее на свидание, является получателем государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом №178 «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 (в ред. 28.07.2012 №133-ФЗ)5, расходы, связанные с предоставлением осужденному длительных свиданий, будут возмещаться за счет государства. В период проведения длительных свиданий могут оказываться дополнительные платные услуги в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ст. 89 УИК РФ).

По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения должна будет уведомлять их о передаче корреспонденции операторам почтовой связи. При отсутствии на лицевом счете осужденного денежных средств предложения, заявления и жалобы, адресованные в органы контроля и надзора за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, планируется отправлять за счет средств федерального бюджета, но не более чем шесть почтовых либо телеграфных отправлений в год.

Получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Срок осуществления цензуры корреспонденции будет составлять не более трех суток, а писем и телеграмм, написанных на иностранном языке, - не более семи суток (ст. 91 УИК РФ).

При наличии технической возможности осужденному может быть разрешен телефонный разговор с использованием систем видеоконференцсвязи, в том числе через информационно-коммуникационную сеть Интернет (ст. 92 УИК РФ).

Прогулочные дворы в исправительных учреждениях должны располагаться на уровне земли и, при наличии возможности, оборудоваться спортивным инвентарем (ст. 93 УИК РФ).

Предлагается увеличить нормы жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы. Так, в тюрьмах и колониях-поселениях они не могут быть менее четырех квадратных метров, а в воспитательных центрах - шести квадратных метров.

Жилые помещения должны удовлетворять требованиям санитарии и гигиены и оборудоваться в соответствии с климатическими условиями.

Осужденным предоставляется право пользоваться душем не менее двух раз в неделю.

Инвалидам первой и второй групп обеспечивается размещение с учетом индивидуальных потребностей в уходе и лечении, доступ к физическому окружению, объектам и услугам общего пользования (ст. 99 УИК РФ).

Площадь помещения, предназначенного для размещения детей в доме ребенка, должна составлять на одного ребенка не менее четырех с половиной квадратных метров, с дневным пребыванием матери - не менее восьми квадратных метров, а помещений, предназначенных для совместного проживания матери и ребенка, - не менее десяти квадратных метров. В исправительных учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные беременные женщины и женщины, находящиеся в послеродовом периоде, им, с учетом особых нужд и потребностей, предоставляются улучшенные санитарно-гигиенические условия материально-бытового обеспечения (ст. 100 УИК РФ).

Глава 15 УИК РФ будет регулировать воспитательное, социальное и психологическое воздействие на осужденных к лишению свободы. Указанную главу предлагается дополнить статьей 1091 УИК РФ следующего содержания:

«Статья 1091 Социальная и психологическая работа с осужденными к лишению свободы 1. Социальная работа с осужденными к лишению свободы проводится в целях выявления и решения социальных проблем осужденных, оказания им помощи в социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.

2. Психологическая работа с осужденными к лишению свободы осуществляется в целях более эффективного изучения личности осужденных, дальнейшей психологической коррекции их поведения и правосознания, реализации принципов индивидуализации и дифференциации исполнения наказания, осознания ответственности за совершенные противоправные деяния, социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.

3. Активное участие осужденных в мероприятиях по подготовке к освобождению, укреплению положительных социальных связей с внешней средой, в психокоррекционных мероприятиях поощряется и учитывается при определении их соответствия критериям поведения в период отбывания наказания, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний».

Социальная работа в исправительных учреждениях будет осуществляться на основе методов социальной диагностики, разработки индивидуальных социальных программ, стимулирования осужденных на самостоятельное решение своих социальных проблем, информирования и консультирования.

В целях преодоления периода адаптации, кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, ресоциализации и восстановления социальных связей с осужденными в исправительных учреждениях будет проводиться психодиагностическая, консультативная, психотерапевтическая и психокоррекционная работа, осуществляемая в индивидуальной и групповой форме (ч. 4, ч. 5 ст. 110 УИК РФ).

Перечень мер поощрения, применяемых к осужденным к лишению свободы, предлагается дополнить, увеличив время на занятия спортом или участие в культурных меро-

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНЛАРТОВ И РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУЛА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНЫХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

приятиях, просмотр кинофильмов, а также увеличив время прогулки осужденным, содержащимся в штрафном изоляторе, карцере, одиночной камере, до трех часов в день на срок до одного месяца (ст. 113 УИК РФ).

В целях подготовки осужденного к освобождению должны проводиться социальная, психологическая и воспитательная работа, разъясняться его права и обязанности (ч. 2 ст. 180 УИК РФ).

Осужденным, страдающим социально значимыми и другими заболеваниями, требующими лечения после освобождения из мест лишения свободы, на руки будет предоставляться подробная выписка из медицинской документации, содержащая информацию о течении заболевания, проведенном лечении и рекомендации по его продолжению. В специализированную медицинскую организацию по избранному месту жительства осужденных, больных туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, сифилисом и другими инфекционными заболеваниями, которым требуется продолжить лечение, также будет направляться выписка из медицинской документации (ч. 4 ст. 180 УИК РФ).

С учетом европейских рекомендаций в отношении несовершеннолетних правонарушителей, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера , предлагается заменить воспитательные колонии на воспитательные центры.

Во время отбывания наказания осужденный может быть переведен в пределах одних и тех же условий отбывания наказания из одного жилого помещения в другое. Перевод осужденного будет производиться начальником воспитательного центра по представлению социального педагога с учетом рекомендаций психолога (ч. 1 ст. 133 УИК РФ).

Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных центрах в обычных и облегченных условиях, должны проживать в жилых помещениях не более четырех человек (ч. 2, ч. 3 ст. 133 УИК РФ).

Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают в жилых помещениях, расположенных за пределами воспитательного центра, без охраны, но под надзором администрации воспитательного центра (ч. 4 ст. 133 УИК РФ).

Данной категории осужденных будет разрешено обучаться в образовательных учреждениях, расположенных в пределах административно-территориального образования, на территории которого расположен воспитательный центр, а также выезжать в краткосрочный отпуск продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту жительства и обратно, в целях предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения (п.«д», п.«е» ч. 4 ст. 133 УИК РФ).

Функции начальников отряда в воспитательных центрах будут выполнять социальные педагоги.

В целях закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки осужденные, достигшие возраста 18 лет, имеющие положительные социальную и психологическую характеристики, могут быть оставлены в воспитательном центре до окончания срока наказания (ч. 1 ст. 139 УИК РФ).

В целях исправления осужденных к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый социально-педагогический процесс (ст. 141 УИК РФ).

Проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих»» направлен на реализацию Правил Совета Европы о пробации 2010 г.7

В этой связи предлагается функции уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний в виде обязательных и исправительных работ, ограничения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также контроля за условно осужденными и лицами, имеющими отсрочку от отбывания наказания, передать службе пробации.

Также служба пробации будет осуществлять контроль за лицами, освобожденными условно-досрочно, оказывать помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации лицам, освобождаемым из исправительных учреждений.

Указанные изменения будут внесены в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.

В соответствии с предложениями по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации сотрудники службы пробации наделяются правом участия в производстве по уголовному делу.

Сотрудники службы пробации будут проводить социально-психологическое обследование подозреваемого (обвиняемого, подсудимого), характеризующее его личность, на основании собранных данных готовить доклад в письменной форме для представления в орган дознания, дознавателю, следователю, защитнику, суду (судье).

Предусматривается также участие сотрудников службы пробации в проведении процедур примирения потерпевшего с подозреваемым (обвиняемым, подсудимым).

Сотрудники службы пробации призваны выполнять правовую и социальную работу с поднадзорным и его семьей, взаимодействовать с органами государственной власти, общественными организациями и добровольными помощниками. Они должны способствовать установлению прочных связей между осужденным и его социальным окружением.

Очевидно, что практическая реализация европейских стандартов по соблюдению прав человека в ходе реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации во многом зависит от профессиональных и личностных качеств сотрудников.

Международные стандарты8 предъявляют высокие требования к сотрудникам уголовно-исполнительной системы. Для того чтобы персонал соответствовал этим стандартам, государство должно повышать престиж службы, проводить такую кадровую политику, которая обеспечивала бы качественный отбор, подготовку и переподготовку сотрудников. Необходимо создать достойные условия труда и предусмотреть дополнительные социальные гарантии.

1 Рекомендация СМЖес(2008) 11 Комитета министров государствам-членам Совета Европы о Европейских правилах в отношении несовершеннолетних правонарушителей, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, принята Комитетом министров 5 ноября 2008 г. на 1040-м заседании заместителей министров // Документы Совета Европы, касающиеся исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, обращения с правонарушителями и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: сборник документов Совета Европы / сост. и перевод. В.Б. Первозванский, Н.Б. Хуторская. - М.: РЫ, 2011. - С.66 - 112.

2 Минимальные стандартные правила ООН обращения с заключенными (1957 и 1977) // Уголовно-исполнительное право: сборник нормативных актов / сост. П. Г. Пономарев, В. С. Радкевич, В. И. Селиверстов. - М.: Новый юрист, 1997. - С. 57 - 79.

4 СЗ РФ. - 2010. - № 43. - Ст.5544.

4 Рекомендация Яес(2006) 2 Комитета министров государствам-членам Совета Европы, касающаяся Европейских тюремных правил, утверждена Комитетом министров 11 января 2006 г. на 952-м заседании заместителей министров // Документы Совета Европы, касающиеся исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, обращения с правонарушителями и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: сборник документов Совета Европы / сост. и перевод: В.Б. Первозванский, Н.Б. Хуторская. - М.: РЫ, 2011. - С.6 - 50.

5 СЗ РФ. - 1999. - № 29. - Ст.3699; Российская газета. - 2012. 30 июля.

6 Рекомендация СМ/Яес(2008) 11 Комитета министров государствам-членам Совета Европы о Европейских правилах в отношении несовершеннолетних правонарушителей, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, принята Комитетом министров 5 ноября 2008 г. на 1040-м заседании заместителей министров) // Документы Совета Европы, касающиеся исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, обращения с правонарушителями и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: сборник документов Совета Европы / сост. и перевод. В.Б. Первозванский, Н.Б. Хуторская. - М.: РЫ, 2011. - С.66 - 112.

7 Рекомендания СМ/Яес(2010)1 Комитета министров государствам-членам о Правилах Совета Европы о пробации (Принята Комитетом министров 20 января 2010 года на 105-м заседании заместителей министров) // Документы Совета Европы, касающиеся исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, обращения с правонарушителями и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: сборник документов Совета Европы / сост. и перевод. В.Б. Первозванский, Н.Б. Хуторская. - М.: РЫ, 2011. - С.66 - 112.

8 Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1957и 1977); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка(1979); Стандартные минимальные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985); Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990г.); Европейские пенитенциарные правила (2006); Европейские правила в отношении несовершеннолетних, отбывающих различные виды наказаний (2008); Правила Совета Европы о пробации (2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.