Научная статья на тему 'Правовые и организационные проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе'

Правовые и организационные проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маликов Б. З., Зубова А. О.

Статья посвящена проблемам, возникающим при исполнении наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе. Анализируются правовые акты, которые так или иначе регулируют указанную деятельность. Авторы приходят к выводу о том, что необходимо внесение изменений в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маликов Б. З., Зубова А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые и организационные проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе»

осужденных. Думается, назрела необходимость введения в законодательном порядке практики социального изучения личности осужденного к лишению свободы.

Следует отметить, что право определять место отбывания наказания в виде лишения свободы должно быть предоставлено суду, который одновременно с видом режима мог указать, где осужденный должен отбывать наказание (место, район). Тем самым, назначая наказание, суд будет учитывать не только тяжесть совершенного преступления и личность преступника, но и определять те условия местности, в которых он будет отбывать наказание.

Так, в Англии, Германии, США и Франции существует система психологического изучения личности осужденного к лишению свободы и криминологического прогнозирования его поведения в период отбывания наказания. Подобные функции осуществляются судами, причем в названных странах это не просто предоставленное суду право, а обязанность. К соответствующим документам осужденных судья обязан приложить индивидуальный криминологический прогноз. Заметим, что судьи не сами занимаются социальным изучением личности осужденного к лишению свободы, а лишь поручают экспертам до вынесения судебного решения изучить личность осужденного и высказать свое мнение.

Необходимо признать, что осужденный напрямую заинтересован в решении о назначении ему места, района отбытия наказания. Поэтому перед его принятием необходимо провести максимально возможные консультации с самим осужденным и выполнить его разумные требования, хотя при этом окончательное решение все равно остается за судом. Подобные консультации должны осуществляться после вступления приговора в законную силу в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы ФСИН России, так как на предварительном следствии и до вынесения приговора преступник еще «не наш человек». Он окончательно не признан виновным, ему не назначено наказание и вид исправительного учреждения, он может быть еще оправдан.

Помимо этого, осужденным к лишению свободы, которые не имеют родственников, должно быть предоставлено право компенсации, то есть вместо посылок и передач покупать на эквивалентно-допустимый вес продукты и предметы первой необходимости в магазине при колонии, что может стать дополнительным стимулом к занятию осужденными трудовой деятельностью на предприятии исправительного учреждения. Возможно также, что и осужденные, имеющие родственников, воспользуются правом компенсации, тем самым облегчив материальное положение своих семей. Подобным же путем можно возмещать и длительные свидания.

Предлагаемые коррективы законодательства помогут устранить, по нашему мнению, положение, когда по отношению к одной категории осужденных наказание неоправданно усиливается или уменьшается.

1 Из выступления Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на заседании президиума Государственного совета «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» 11 февраля 2009 года, Вологда.

2Стручков Н.А. Курс исправительного-трудового права: Проблемы особенной части. М., 1985. С. 14, 15.

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В СЛЕДСТВЕННОМ ИЗОЛЯТОРЕ

© 2010 Б.З. Маликов

доктор юридических наук, профессор Самарский юридический институт ФСИН России

© 2010 А.О. Зубова

адъюнкт

Самарский юридический институт ФСИН России

Статья посвящена проблемам, возникающим при исполнении наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе. Анализируются правовые акты, которые так или иначе регу-

лируют указанную деятельность. Авторы приходят к выводу о том, что необходимо внесение изменений в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации.

Система исправительных учреждений, в силу того что она является в материальном отношении ресурсоемкой структурой и социально значимым фактором государства, за годы советской власти объективировала себя как лагерный и концентрационный по характеру содержания осужденных механизм государственного принуждения1. Главной ее задачей является исполнение наказания в виде лишения свободы, но принуждение в виде изоляции предполагает выполнение государством важной и значимой социальной функции в отношении осужденных.

Так как лишение свободы применительно к обвиняемым и подозреваемым начинается с момента избрания им меры пресечения в виде заключения под стражу, то и социальная работа в следственных изоляторах, включая все вопросы питания, быта, санитарии и гигиены, занятости, удовлетворение духовных и оздоровительных потребностей заключенных, начинается в этот же период. Кроме того, следственные изоляторы составляют вместе с исправительными учреждениями не только единую систему мест лишения свободы. Они в определенной мере «приближают» спецконтингент либо к месту постоянного жительства, либо месту совершения преступления, что важно для учета реализации принципа отбывания лишения свободы по месту постоянного жительства либо по месту совершения преступления (ч. 1 ст. 73 УИК РФ).

Принимаемые в последние годы государством меры по реформированию системы исправительных учреждений и совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства позволили значительно продвинуться вперед по преодолению фактов чрезмерного и необоснованного ограничения прав осужденных, по приведению деятельности мест лишения свободы в соответствие с требованиями Минимальных стандартных правил обращения с заключенными2.

Так как лишение свободы для осужденных, как правило, начинается с их заключения в следственном изоляторе, то одним из приоритетных направлений политики реформирования УИС стала гуманизация режима содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В этой связи в последнее десятилетие подверглась определенной корректировке правовая основа исполнения меры уголовно-процессуально-го пресечения в виде заключения под стражу, проведена работа по улучшению бытовых условий содержания в следственных изоляторах (СИЗО) подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Внесены значимые изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации, которые призваны сбалансировать судебную практику по применению лишения свободы и видов наказаний, альтернативных лишению свободы, усилить правовые и организационные основы правопорядка в ИУ, обеспечить более высокую степень безопасности осужденных, действенность и эффективность принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания.

Как известно, нормы уголовно-исполнительного законодательства уточняют систему исправительных учреждений, закрепленную в уголовном законодательстве (ст. ст. 56, 58 УК РФ). Однако последние дополнения, внесенные Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ3 в уголовно-исполнительное законодательство, несколько усилили противоречия в правовом выражении понятия лишения свободы. Это выражается в том, что норма ч. 1 ст. 74 УИК РФ отводит особое место в исполнении лишения свободы следственным изоляторам уголовно-исполнительной системы. Теперь на них возложено выполнение функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

В силу того что следственный изолятор ФСИН России в основном предназначен для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осужденных) в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, то функция исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы для

них является специфической (неосновной). Поэтому они не приспособлены в должной мере для ее реализации, не имеют необходимых материальных и организационных возможностей для создания условий отбывания наказания, которые законодатель определил для исправительных колоний, а это порождает проблемы в обеспечении в полном объеме прав и законных интересов осужденных, содержащихся в следственных изоляторах. На законодательном уровне также остаются не решены вопросы правового и организационного обеспечения этой функции СИЗО.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют 203 СИЗО на 131606 мест. Они дислоцируются в 77 территориальных органах уголовно-исполнительной системы. На 1 октября 2005 г. в них содержались 147 тыс. подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Среднегодовое движение спецконтингента в СИЗО составляет более 2,5 млн человек.

Согласно статистическим данным, удельный вес лиц, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, то есть тех, в отношении которых еще не завершено следствие, составляет около 25% от общей численности содержащихся в СИЗО. Примерно 35 - 40% -подсудимые, то есть лица, числящиеся за судами первой инстанции, а также осужденные, проходящие кассационную процедуру, 10 - 15% - осужденные, чьи дела уже прошли кассационную инстанцию, но определение о вступлении приговора в законную силу из суда еще не получено. Еще по 5% - это осужденные, ожидающие отправления в места отбывания наказания, транзитные осужденные и около 10% - осужденные, оставленные для хозяйственного обслуживания изоляторов. Помимо этого контингента в следственных изоляторах теперь содержатся и осужденные, срок лишения свободы которых не превышает 6 месяцев.

В отличие от исправительных колоний, в которых, как известно, изоляция осужденных является основной карательной функцией лишения свободы и средством дифференциации осужденных по различным видам режима и условиям исполнения и отбывания наказания, в СИЗО изоляция не носит карательного свойства. Она является способом временного содержания лиц, представляющих общественную опасность, а также принуждением по обеспечению задач правосудия в досудебной стадии. Архитектоника следственных изоляторов, предусматривающих строгую изоляцию контингента в камерах, полностью подчинена этим задачам. Основной контингент в них представлен лицами, привлекаемыми к уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В них раздельно содержатся мужчины и женщины, взрослые и несовершеннолетние, неоднократно судимые и лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности.

Закон допускает отбывание лишения свободы в следственном изоляторе лицам, используемым в них в качестве хозяйственной обслуги. Ими являются осужденные за преступления небольшой и средней тяжести, а также тяжкие преступления. В отношении лиц, оставляемых в следственных изоляторах для отбывания «кратких сроков» до 6 месяцев, закон не определяет, какая именно категория осужденных к лишению свободы, кроме указания на срок, может быть оставлена в следственном изоляторе и какие условия для них должны быть созданы.

Ст.ст. 56 и 58 УК РФ закрепили систему исправительных учреждений и уголовноправовую дифференциацию осужденных к лишению свободы по видам ИУ и режимам, установленных в них. Она включает в себя колонии-поселения; воспитательные колонии; лечебно-исправительные учреждения; колонии общего, строгого, особого режима и тюрьмы. Но в указанных нормах нет ни прямого, ни косвенного предписания, что этот вид наказания могут исполнять и следственные изоляторы. Определение же вида исправительного учреждения или иного учреждения для исполнения наказания в виде лишения свободы является прерогативой суда, который должен руководствоваться материальной нормой уголовного закона. На наш взгляд, нарушен принцип предмета правового регулирования. Материальные нормы по определению вида исправительного учреждения и его изменения - предмет содержания уголовно-правовых отношений, процедурный же регламент этого вопроса - область регулирования уголовно-исполнительного законодательства.

Нам представляется, что отмеченное противоречие в уголовном и уголовноисполнительном законодательстве должно получить обстоятельную теоретическую оценку и соответствующие рекомендации по приведению норм институтов определения вида исправи-

тельного учреждения и его изменения в соответствие с принципом требования принятия по этим вопросам судебного решения. Это и должно найти отражение в УК РФ и УИК РФ.

1 См.: Упоров И.В. Опыт реформирования уголовно-исполнительной (тюремной, исправительно-трудовой) системы в России // Проблемы реформирования уголовно-исполнительной системы и подготовки персонала. Материалы международной научно-практической конференции (май 1997 г.). Рязань: РИЭП МВД России, 1998. С. 120, 121; Маликов Б.З. Теоретические проблемы сущности и содержания лишения свободы и их выражение в уголовном и уголовноисполнительном законодательстве России: Дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004. С. 299.

2 Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Уголовно-исполнительное право: Сб. нормативных актов / П.Г. Пономарев, B.C. Радкевич, В.И. Селиверстов. М.: Новый Юрист, 1997. С. 58-71.

3 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»».

ВЗАИМОСВЯЗЬ УСЛОВНОГО ОСУЖДЕНИЯ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ

© 2010 Н.С. Малолеткина

адъюнкт

Самарский юридический институт ФСИН России

Статья посвящена деятельности уголовно-исполнительных инспекций РФ. Поднимаются вопросы, связанные с компетенцией сотрудников уголовно-исполнительной инспекции. Подробно рассматривается порядок исполнения условного осуждения.

Условное осуждение - широко применяемый в мире уголовно-правовой институт, в каждой стране сложился свой подход к нему, предусмотрены права и обязанности условно осужденного лица, формы контроля за его поведением, основания отмены, продления испытательного срока1.

Для сравнения рассмотрим, как осуществляется исполнение условного осуждения в других странах.

По УК Польши на период испытательного срока суд может передать виновного под надзор куратора, общественной организации либо лица, заслуживающего доверия2.

В соответствии с УК Франции меры помощи могут носить общественный либо материальный характер и осуществляются службами пробации с правом привлечения любых государственных и частных организаций3.

УК ФРГ отдает осужденного на период испытательного срока под надзор и руководство специального помощника, который содействует осужденному и опекает его от совершения преступных деяний. В функции помощника входит обязанность наблюдать и сообщать суду о выполнении осужденным возложенных на него обязанностей и указаний, а также сообщать о допущенных осужденным нарушениях4.

В РФ контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства таких лиц.

В организации контроля за поведением условно осужденных, соблюдением ими общественного порядка и исполнением возложенных судом обязанностей также участвуют в разной степени и формах сотрудники органов внутренних дел: участковые инспектора, сотрудники ИПДН, дежурные смены и наряды, паспортно-визовой службы и др.

Практика показывает, что в целях контроля за поведением условно осужденных в период испытательного срока инспекция:

- не реже одного раза в квартал проверяет условно осужденных по специальным учетам органа внутренних дел на предмет выявления новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности. Справки о результатах проверки подшиваются в личные дела условно осужденных;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.