O.V. FILIMONOV
MODERN STATE AND PERSPECTIVES OF NORMATIVE AND LEGAL DEVELOPMENT OF CRIMINAL PENALTIES EXECUTION IN THE ACTIVITY OF THE ESTABLISHMENTS AND BODIES OF THE PENAL SERVICE
О.В. ФИЛИМОНОВ (ФСИН России)
О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УИС
Особенность нормативно-правовой базы исполнения уголовных наказаний состоит прежде всего в том, что она имеет многообразный характер. Так, если единственным источником уголовного законодательства является, по существу, Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), а уголовно-процессуального законодательства - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ), то уголовно-исполнительное законодательство включает в себя:
1) нормы Конституции Российской Федерации прямого действия, например ч. 3 ст. 32, запрещающей участвовать в выборах гражданам, содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда;
2) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации;
3) Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;
4) Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Многие правоотношения, возникающие при исполнении наказаний, урегулированы нормами уголовного, уголовно-процессуального, административного, гражданского, трудового, земельного и других отраслей права.
Наряду с этим важную роль в правовом регулировании исполнения наказаний и деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы играют подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством Российской Федерации, Ми-
нистерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой исполнения наказаний. Только действующих приказов и распоряжений Минюста и ФСИН России в настоящее время насчитывается 3112.
Комплексный характер правового регулирования и значительный объем нормативных актов, а также специфика регулируемых ими вопросов значительно затрудняют уяснение содержания уголовно-исполнительного законодательства широкими слоями общества. По существу, в нем хорошо разбирается лишь относительно небольшой круг специалистов. По этой причине чаще всего изменения, вносимые в правовые акты по вопросам исполнения наказаний, происходят по инициативе руководства Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных органов. Следовательно, мы в значительной степени ответственны за текущее состояние правовой основы своей профессиональной деятельности и должны стремиться к тому, чтобы действующее законодательство не только не отставало от жизни, но и в какой-то степени опережало развитие событий, создавая благоприятные условия и стимулируя дальнейшее развитие уголовно-исполнительной системы.
Если оценивать под этим углом зрения современное состояние уголовно-исполнительного законодательства, то нельзя не отметить, что оно развивается весьма динамично. С 1999 г. принято 34 федеральных закона и более 40 постановлений Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на государственную поддержку уголовно-исполнительной систе-
Уголовно-исполнительное право
2008. № 1
мы, укрепление гарантий прав граждан, осужденных за совершение преступлений. В связи с этим следует остановиться на изменениях и дополнениях в уголовно-исполнительном законодательстве, произошедших в последние годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2006 г. № 540 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)», в которую впоследствии были внесены дополнения, связанные со строительством нового следственного изолятора № 1 в г. Санкт-Петербурге.
В конце декабря 2004 г. отдельным федеральным законом введено в действие наказание в виде обязательных работ, которое реально стало применяться в 2005 г. В декабре 2006 г. в ст. 25 УИК РФ были внесены изменения, направленные на дальнейшее совершенствование исполнения данного наказания. В настоящее время уголовно-исполнительными инспекциями уже исполнено более 45 тыс. приговоров к обязательным работам.
15 апреля 2006 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона “О федеральной службе безопасности” и в статьи 7 и 8 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”», предусматривающий передачу следственных изоляторов органов Федеральной службы безопасности в состав уголовно-исполнительной системы.
Существенные изменения внесены в законодательство в 2005-2007 гг. в части, относящейся к деятельности следственных изоляторов и исправительных учреждений. Так, внесены изменения в ст. 77 УИК РФ, расширившие круг лиц, которые могут быть оставлены в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Из п. 2 ч. 2 ст. 33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» исключена норма, предусматривающая отдельное содержание от других подозреваемых и обвиняемых иностранных граждан и лиц без гражданства. Внесены изменения в ст. 73 УИК РФ, установившие новый порядок направления осужденных в исправительные учреждения по месту отбывания наказания и особый порядок направления к месту отбывания наказания лиц, осужденных за совершение преступлений террористического характера. Исключено положение о том, что осужденные иностранные граждане и лица без гражданства от-
бывают наказание в отдельных исправительных учреждениях.
В ч. 1 ст. 128 УИК РФ внесено изменение, исключающее требования о раздельном отбывании наказания в колонии-поселении для лиц, осужденных за преступления, совершенные по неосторожности; лиц, впервые осужденных за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести; положительно характеризующихся осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режимов.
Федеральным законом от 6 июня 2007 г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”» предусмотрено преобразование федеральных государственных унитарных предприятий при учреждениях, исполняющих уголовные наказания, в центры трудовой адаптации осужденных и производственные мастерские. Во исполнение данного Закона 27 октября 2007 г. издано распоряжение Правительства Российской Федерации, определившее перечень работ, связанных с трудовой адаптацией осужденных. Таким образом, созданы необходимые юридические условия для реформирования производственного сектора уголовно-исполнительной системы.
В период осенней сессии 2007 г. запланировано принятие Государственной Думой РФ проекта федерального закона (№ 466566-4) «О внесении изменений в статьи 135 и 138 УИК РФ», предусматривающего устранение правового пробела в законодательстве в части регламентации механизма применения к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях меры поощрения в виде досрочного перевода из строгих условий отбывания наказания в обычные. Кроме того, ФСИН России подготовлен ряд законопроектов, которые могут стать предметом внимания законодателей в 2008 г. Так, по просьбе депутатов Федерального Собрания Российской Федерации подготовлены 4 законопроекта.
Один из законопроектов предусматривает возможность участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в исполнении отдельных государственных функций в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, а также установления дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для осужденных, лиц, содержащихся под стражей, персонала учреждений и органов уголовно-исполнительной системы за счет средств собственных бюджетов. В настоящее время
Уголовно-исполнительное право
2008.№ 1 •
проект федерального закона (№ 488911-4) «О внесении изменения в Закон Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”» внесен в Государственную Думу депутатами В.А. Васильевым, A.M. Розуваном.
Другим законопроектом предлагается вернуться к существовавшему до 1 июля 1997 г. порядку направления осужденных в колонии-поселения, для чего дополнить Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации новой ст. 1291, предусматривающей самостоятельное следование осужденных, которые до вынесения приговора не содержались под стражей, в колонию-поселение. В случае уклонения осужденного от отбывания наказания он будет направляться в колонию-поселение под конвоем, либо в суд будет направляться представление об изменении ему вида исправительного учреждения. Принятие такого закона будет способствовать снижению наполняемости СИЗО. Депутатами В.А. Васильевым, A.M. Розуваном, О.И. Аршбой проект федерального закона (№ 489055-4) «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» внесен в Государственную Думу РФ.
Третий законопроект направлен на упорядочение деятельности воспитательных колоний. Предлагается внести в ст. 139, 140 УИК РФ изменения, предусматривающие, что по достижении совершеннолетия осужденные переводятся по постановлению начальника воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима. Оставление взрослого человека в «детской» колонии должно допускаться лишь в порядке исключения по решению суда в случаях, когда его перевод в исправительную колонию общего режима явно нецелесообразен.
Четвертый законопроект предусматривает предоставление определенных налоговых льгот учреждениям, исполняющим наказания.
По поручению Президента и Правительства Российской Федерации подготовлено еще 2 законопроекта. Один из них предусматривает механизм исполнения меры уголовно-процессуального пресечения в виде домашнего ареста, предусмотренной ст. 107 УПК РФ в качестве альтернативы заключению под стражу. Другой законопроект посвящен правовому регулированию постпенитенциарного контроля за поведением лиц, злостно нарушающих режим отбывания наказания в местах лишения свободы. Оба законопроекта в установленном порядке представлены в Министерство юстиции Российской Федерации для их согласования с заинтересо-
ванными министерствами и ведомствами и последующего представления в Правительство Российской Федерации.
По предложению ФСИН России подготовлено 3 законопроекта, которые включены в план законопроектной деятельности Минюста России на 2008 г. В частности:
- проект федерального закона «О внесении изменений в статью 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» разработан в целях устранения внутреннего противоречия положений уголовно-исполнительного законодательства. Закон разрешает осужденным к лишению свободы женщинам получать посылки, передачи, бандероли без ограничения количества, в связи с чем предлагается исключить норму, предусматривающую возможность осужденным беременным женщинам, осужденным кормящим матерям получать дополнительно продовольственные посылки и передачи;
- проект федерального закона «О внесении изменений в статью 74 УИК РФ», предусматривающий создание участков колоний-поселений при лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию указанных учреждений;
- проект федерального закона «О внесении изменения в статью 38 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”», предусматривающий расширение прав начальника места содержания под стражей или его заместителей по наложению взыскания на осужденных, содержащихся в следственных изоляторах.
Наряду с этим в 2008 г. ФСИН России по мере необходимости примет участие в доработке законопроектов, находящихся на рассмотрении Государственной Думы, но пока не принятых в окончательной редакции. К их числу относятся проекты федеральных законов: «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности»; «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанных с исключением положений о наказании в виде ареста»; «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации»; «О внесении изменения в статью 107 УИК РФ» в части, касающейся порядка производства удержаний из заработной платы осужденных к лишению свободы.
Уголовно-исполнительное право
2008. № 1
Необходимо также продолжить участие в доработке и юридическом сопровождении в федеральных органах государственной власти проектов федеральных законов: «Об обеспечении безопасности и осуществлении охраны психиатрических стационаров специализированного типа с интенсивным наблюдением»; «О правоохранительной службе Российской Федерации».
В случае принятия соответствующих законов появится возможность завершить работу по переработке нормативной правовой базы деятельности УИС. Согласно планам-графикам переработки таких приказов осталось 18. Из них особо значимые для стабильного функционирования уголовно-исполнительной системы: приказы Минюста России от 10 сентября 1998 г.,
16 декабря 1998 г., 10 июля 1999 г., связанные с правовым статусом подразделений специального назначения; непереработанные приказы ГУИН Минюста России от 26 февраля 2001 г. № 26 и от 10 июля 2000 г. № 117, связанные с организацией и планированием командировок в уголовно-исполнительной системе; приказы Минюста России от 30 сентября 1998 г. № 134 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления служебных удостоверений», 11 июля 2001 г. № 200 «О создании архивов в уголовно-исполнительной системе», 26 августа 2003 г. № 206 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в уголовно-исполнительной системе» и др.
Уголовно-исполнительное право
2008.№ 1