Научная статья на тему 'Проблемы реализации международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной политике Российской Федерации'

Проблемы реализации международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной политике Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1470
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / РОССИЙСКОЕ ПРАВО / ОСУЖДЕННЫЙ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / UNIVERSALLY RECOGNIZED PRINCIPLES AND NORMS OF INTERNATIONAL LAW / RUSSIAN LAW / SENTENCED TO IMPRISONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобец Петр Николаевич

Статья посвящена характеристике путей и способов реформирования российского уголовно-исполнительного законодательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REALIZATION OF THE INTERNATIONAL STANDARDS OF TREATMENT WITH THE CONVICTS IN THE PENAL POLICY OF RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to a description of ways and means of reforming the Russian penal legislation in accordance with the generally recognized principles and norms of international law and international treaties.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной политике Российской Федерации»

1 О внесении изменений в статью 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: федер. закон от 3 апр. 2008 г. № 40-ФЗ // Российская газета. - 2008. 9 апр.

2 См., напр.: Понамарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации. - Рязань, 1994. - С. 3 - 7; Сизый А. Ф. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации. - Рязань, 1996. - С. 9 - 19.

3 Уткин В. А. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации. - Томск, 1998. - С. 5 - 6.

4 Комментарий к тексту Европейских пенитенциарных правил REC (2006)2. Введение. URL:http://www.fsin.ru/index.php? s=c4dd6f5b26ffe57eaccf764b55d2b0a8&showtopic=390.

5 URL:http://www. lawmix.ru/abro.php?id=127.

6 Комментарий к тексту Европейских пенитенциарных правил REC (2006)2. Введение. URL: http://www.fsin.ru/index.php ?s=c4dd6f5b26ffe57eaccf764b55d2b0a8&showtopic=390.

7 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772 // http://www.rg.ru/2011/03/08/penitenciariya-site-dok.html

УДК 341

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЩЕНИЯ С ОСУЖДЕННЫМИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2012 П. Н. Кобец

Аннотация. Статья посвящена характеристике путей и способов реформирования российского уголовно-исполнительного законодательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами.

Ключевые слова : права и свободы человека, общепризнанные принципы и нормы международного права, российское право, осужденный к лишению свободы.

PROBLEMS OF REALIZATION OF THE INTERNATIONAL STANDARDS OF TREATMENT WITH THE CONVICTS IN THE PENAL POLICY OF RUSSIAN FEDERATION

© 2012 P. Kobets

Summary. The article is devoted to a description of ways and means of reforming the Russian penal legislation in accordance with the generally recognized principles and norms of international law and international treaties.

Keywords: human rights and freedoms, universally recognized principles and norms of international law, Russian law, sentenced to imprisonment.

Конституция РФ, провозгласив новые приоритеты и принципы взаимоотношений личности и государства (признание прав и свобод человека высшей ценностью, построение правового государства и др.), гарантировала осужденным к лишению свободы, как и всем гражданам России, права и свободы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, которые признаются частью правовой системы нашего государства и подлежат применению наравне с национальным законодательством.

В первое десятилетие XXI в. российское право претерпело кардинальные преобразования, свидетельствующие о стремлении привести в соответствие с общепризнанными нормами международного права порядок и условия исполнения наказаний, а также содержания под стражей. Существенным фактором обновления российского уголовно-исполнительного законодательства стала более активная интеграция Российской Федерации в мировое сообщество. В 1996 г. она вступила в Совет Европы, принимая на себя обязательства более последовательно реализовывать в законодательстве и практике общепринятые международные нормы, составляющие юридическую основу деятельности мирового сообщества, и прежде всего положения, касающиеся обеспечения прав и свобод гражданина.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ И РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНЫХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Присоединение Российской Федерации в 1996 г. к Уставу Совета Европы (далее - СЕ) и в 1998 г. - к Конвенции о защите прав человека и основных свобод актуализировало задачу приведения уголовно-исполнительной системы в соответствие с правовыми стандартами Совета Европы, которые в последние годы претерпели значительные изменения относительно содержания тюремного управления и обращения с заключенными (подследственными, осужденными). В январе 2006 г. были приняты Европейские пенитенциарные правила. Их новая редакция базируется на решениях Европейского суда (далее - Суда) по правам человека, применяющего Европейскую конвенцию по защите прав человека для защиты основных прав заключенных и использования международных стандартов обращения с заключенными, которые содержатся в рекомендациях Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Поскольку Конституцией Российской Федерации провозглашен приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над внутригосударственными законодательными актами, то весьма актуальным становится знание их непосредственного воздействия на правовое положение осужденных к лишению свободы. Анализ международных документов, действующих в рассматриваемой сфере правоотношений, позволяет сделать вывод о том, что они, по сути, являются отражением компромисса сторон, участвовавших в их подписании, создавая тем самым сходный правовой режим обеспечения юридического положения рассматриваемой категории лиц. Целью такого международного регулирования является формирование унифицированного законодательства, обеспечивающего осужденным к лишению свободы равные юридические возможности по реализации ими своих прав и свобод в любом государстве мира.

Российской Федерацией были ратифицированы следующие документы: Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; Европейская конвенция о выдаче; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам; Конвенция о правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам и другие. Приняты федеральные законы, направленные на обеспечение основных прав и свобод граждан: «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Об общественных объединениях», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и многие другие.

Одновременно шла работа по приведению российского уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с требованиями международных европейских стандартов. Наиболее важные результаты были отражены в федеральных законах, положения которых направлены на существенную либерализацию и корректировку уголовной политики, прежде всего, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести.

Существует множество международных соглашений о правах человека, затрагивающих вопросы регламентации правового положения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Они закрепляют основные моменты, которые являются приемлемыми с точки зрения большинства стран мира и которые должны соблюдаться государствами - участниками данных соглашений.

Под влиянием международных стандартов в уголовно-исполнительном законодательстве России подробно определен правовой статус осужденных. Так, при исполнении наказаний им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ, что отвечает предписаниям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только тем ограничениям, что установлены законом. Ранее подобной нормы в законодательстве не было, так как государство не брало на себя обязанность защищать права, свободы и интересы осужденных. При анализе международных правовых документов в отношении заключенных представляется важным обратить внимание на позицию, заложенную в ст. 29, определяющую не только права, но и обязанности человека перед обществом: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и пол-

ное развитие его личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Это важно при определении правовых ограничений в отношении лиц, лишенных свободы. Фактически осужденный уже нарушил право другого человека или общества в целом, поэтому законно претерпевает ограничения, но при этом они не должны унижать человеческое достоинство, наносить моральный и физический вред.

Кроме того, УИК РФ в отдельных статьях определяет конкретные важнейшие права и обязанности осужденных, отвечающие требованиям международных стандартов, в частности: право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания наказания, право на вежливое обращение со стороны персонала учреждений, исполняющих наказания; право на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами практически в любые инстанции; запрет на проведение с осужденными медицинских и иных опытов, ставящих под угрозу их жизнь и здоровье; право на охрану здоровья, на социальное обеспечение, личную безопасность, свободу совести и вероисповедания.

Кроме общих положений и принципов УИК РФ воспроизводит и более конкретные требования и рекомендации международных норм, касающихся, например, классификации осужденных, микросоциальных условий отбывания наказания, режима, труда, воспитательной работы, обучения, подготовки к освобождению и т. д.

Законодательные изменения, происшедшие в России, позволили приблизить условия отбывания наказания в виде лишения свободы к международным стандартам. В частности, осужденным больным, инвалидам, беременным женщинам, кормящим матерям, несовершеннолетним установлены повышенные нормы питания; по желанию эти осужденные могут получать любую платную дополнительную лечебно-профилактическую помощь, кормящим матерям разрешено совместное проживание с детьми; для медицинского обслуживания осужденных организованы лечебно-профилактические учреждения, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, ВИЧ-инфицированных осужденных - лечебно-исправительные учреждения; осужденным предоставлено право на телефонные разговоры, выезд за пределы учреждения, перевод в облегченные условия содержания, проведение длительных свиданий вне колонии; ограничены максимальные сроки пребывания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа и т. д.

Отмеченные положения российского уголовно-исполнительного законодательства -прямое отражение рекомендаций международных норм права, которые прочно входят в практику деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Однако имеются международные стандарты, для практического применения которых требуются определенное время и материальные средства: во-первых, разработка научно обоснованной классификации осужденных и программ их исправления; во-вторых, размещение осужденных в отдельных комнатах (камерах); в-третьих, обеспечение права освобождаемых на эффективную социальную и материальную поддержку после освобождения; в-четвертых, обеспечение отбывания наказания по месту жительства; в-пятых, строительство новых и реконструкция старых мест содержания под стражей и учреждений, исполняющих наказания.

В соответствии с международными правовыми актами УИК РФ установлены правила трудоиспользования осужденных. В частности, осужденные к лишению свободы обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. В то же время администрация обязана привлекать этих лиц к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Кодексом регламентировано также привлечение осужденных к лишению свободы к выполнению бесплатных работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.

Важнейшим документом в системе международно-правовых актов, касающихся прав заключенных, является Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята 4

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНЛАРТОВ И РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНЫХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

ноября 1950 г. в Риме). Несмотря на то, что конвенция относится к документам общего характера, регулирующим права человека в целом, в Европейском суде по правам человека именно к ней апеллируют заключенные, чьи права были нарушены (раздел I). Данной конвенцией учреждается Европейский суд по правам человека, который на сегодняшний день является наиболее авторитетным и эффективным институтом по защите прав человека (ему посвящен раздел II).

Рассматривая вопрос реализации прав человека в деятельности УИС России, следует обратить внимание на проблемы, с которыми сталкивается Российская Федерация на международном уровне. Выступая гарантом соблюдения прав человека, Российская Федерация несет ответственность перед международной общественностью за любые нарушения. Ратифицировав Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод и протокол № 11, Российская Федерация признала обязательную юрисдикцию Европейской комиссии и Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Тем самым Россия стала участником созданного Советом Европы контрольного механизма за соблюдением прав и свобод человека, включающего как работу единого Европейского суда по правам человека, Комитета министров СЕ (которые, бесспорно, имеют приоритет в этой системе), так и деятельность Парламентской Ассамблеи, в первую очередь Комитета по мониторингу и Бюро ПАСЕ, а также комиссара СЕ по правам человека.

После ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Россия активно участвует в деятельности Европейского суда по защите прав человека, в том числе в качестве ответчика. Согласно ст. 45 ЕКПЧ юрисдикция Суда распространяется на все дела, касающиеся толкования и применения Европейской конвенции по правам человека и, как показывает практика работы суда, он весьма расширительно толкует права и свободы человека, не допуская при этом каких-либо изъятий этих прав со стороны государств - членов Совета Европы.

В соответствии с Европейской конвенцией, «решения Суда должны быть мотивированными» (ст. 51), окончательными (ст. 52), страны-члены СЕ обязуются выполнять решение Суда по любому делу, в котором они являются сторонами (ст. 53). Надзор за их выполнением осуществляет Кабинет министров (ст. 54).

В юрисдикции Европейского суда по правам человека находится рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации на нарушение прав человека, допущенных в том числе в следственных изоляторах и исправительных учреждениях ФСИН России.

Важным шагом по реализации новых принципов уголовно-исполнительной политики стало расширение практики применения наказаний, альтернативных лишению свободы в виде исправительных работ, обязательных работ, штрафов, ограничения свободы.

И, наконец, в начале нового тысячелетия был предпринят ряд шагов, направленных на улучшение условий содержания в местах лишения свободы.

Тем не менее остается еще немало проблем, негативно сказывающихся на деятельности УИС России. Это касается, прежде всего, медицинского обеспечения осужденных в местах лишения свободы, а также обвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах. Дальнейшего изучения требуют вопросы соблюдения основных прав осужденных в местах лишения свободы и проблемы применения альтернативных уголовных наказаний.

В заключение хотелось бы отметить, что необходимо осуществлять дальнейшее международное сотрудничество в следующих формах: изучение деятельности зарубежных тюремных систем, форм и методов работы по соблюдению прав человека в отношении лиц, лишенных свободы; апробирование методик обучения персонала; прохождение взаимных стажировок в пенитенциарных учреждениях, внедрение в практику работы территориальных органов УИС и учреждений, исполняющих наказания, принципов Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, Европейских пенитенциарных правил.

Проблему условий содержания также можно решить путем ввода в эксплуатацию дополнительных камерных площадей, предусмотренных Концепцией Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2007 - 2016 годы». Реализация программы позволит выполнить требования Европейского комитета и обязатель-

ства, взятые Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, а также требования ряда международных договоров, подписанных РФ, касающихся обеспечения прав и законных интересов подследственных и осужденных.

При решении проблемы возможны риски из-за неопределенности ежегодного прогноза численности подследственных и осужденных, которые могут содержаться в учреждениях уголовно-исполнительной системы и которым должны быть обеспечены условия содержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными стандартами. С учетом прогнозных оценок развития криминальной обстановки в стране существует вероятность роста количества общественно опасных деяний, из-за чего может возникнуть потребность в дополнительных местах в следственных изоляторах, не учтенных в программе. Колебания численности подследственных в отдельные месяцы будут превышать установленный лимит наполнения следственных изоляторов.

Для практического решения проблемы применения международных стандартов обращения с осужденными в УИС России наиболее актуально следующее: повышение юридической грамотности сотрудников УИС России посредством проведения бесед и лекций для недопущения фактов унижения человеческого достоинства осужденных, лишения их законных прав, необоснованного применения спецсредств; разъяснение сотрудникам практики применения дисциплинарных взысканий за нарушения прав лиц, лишенных свободы.

УДК 341

ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПРИМЕНЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ МЕР, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ

© 2012 К. А. Краснова, П. Н. Кобец

Аннотация. В данной статье обобщен опыт многих государств, отражающий прогрессивные средства и способы обращения с правонарушителями, определяющий желаемые «ориентиры», которые мировое сообщество считает наиболее приемлемыми в системе уголовной юстиции. Особая значимость придается международным стандартам в этой сфере.

Ключевые слова: обеспечение прав человека; наказания и иные меры, не связанные с лишением свободы; осужденный; исправительное учреждение; гуманизация уголовной политики.

QUESTIONS OF THE IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL STANDARDS OF CRIMINAL JUSTICE RESPONSE OF NON-CUSTODIAL

© 2012 K. Krasnova, P. Kobets

Summary. The article is a summary of the experience of many countries, reflecting the advanced tools and ways of dealing with offenders, defining your "guidance" that the international community considers to be most appropriate in the system of criminal justice. Special importance is given to the international standards in this field.

Keywords: promoting of human rights, penalties and other measures, not deals with the imprisonment; convicted; penal institution; humanization of criminal policy.

Необходимость гуманизации карательной политики государства предопределяется тем, что наказание в виде лишения свободы тяжким бременем ложится на бюджет государства, влечет разрыв социальный связей осужденных, порождает криминализацию общества. Для России данная проблема приобретает особую актуальность в силу того, что в недалеком прошлом основным видом наказания, применяемым судом, являлось лишение свободы. Поэтому вопрос о сокращении численности осужденных в исправительный учреждениях, заключенных в СИЗО является одним из важных и принципиальны« в реформировании уголовно-исполнительной системы России, он носит не только правовой и экономический, но и политический характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.