Научная статья на тему 'Международные правовые основы исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества'

Международные правовые основы исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1490
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ ПРАВА / INTERNATIONAL RULE OF LAW / НАКАЗАНИЯ И ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА / PENALTIES AND OTHER MEASURES OF CRIMINAL LAW / НЕ СВЯЗАННЫЕ С ИЗОЛЯЦИЙ ОТ ОБЩЕСТВА / NOT RELATED TO ISOLATION FROM SOCIETY / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / PENAL INSPECTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Егор Евгеньевич

В статье рассмотрены международные нормы права, касающиеся деятельности органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, не связанные с изоляций от общества. Проведён краткий анализ влияния соответствующих предписаний на законодательство Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal frameworkfor the execution of punishment, not connected with isolation from society

The article discusses the international law relating to the activities of enforcing criminal penalties and other measures of criminal law, not related to isolation from society. The work produced a brief analysis of the impact of relevant regulations on the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Международные правовые основы исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества»

УДК 343.265

Е. Е. Новиков

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ И ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА

Е. Е. Novikov

INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORKFOR THE EXECUTION OF PUNISHMENT, NOT CONNECTED WITH ISOLATION FROM SOCIETY

В статье рассмотрены международные нормы права, касающиеся деятельности органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, не связанные с изоляций от общества. Проведён краткий анализ влияния соответствующих предписаний на законодательство Российской Федерации.

The article discusses the international law relating to the activities of enforcing criminal penalties and other measures of criminal law, not related to isolation from society. The work produced a brief analysis of the impact of relevant regulations on the legislation of the Russian Federation.

Ключевые слова: международные нормы права; наказания и иные меры уголовно-правового характера, не связанные с изоляций от общества; уголовно-исполнительные инспекции.

Keywords: international rule of law; penalties and other measures of criminal law, not related to isolation from society; penal inspections.

Вопросы организации исполнения и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества, постоянно находятся в центре внимания как отечественной, так и зарубежной правовой науки. В целях повышения эффективности применения указанных наказаний, приведения их в соответствие с требованиями международных правовых стандартов требуется не только создать необходимые социально-экономические и организационные условия, но и сформировать соответствующую правовую основу.

Отметим, что нормативные основы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества, и иных мер уголовно-правового характера могут быть представлены в виде трёхуровневой системы:

1) международные правовые акты;

2) нормы Конституции РФ и федерального законодательства России, регулирующие возникновение, развитие и прекращение интересующих нас общественных отношений;

3) подзаконные и ведомственные нормативно-правовые акты.

Вынесение международно-правовых документов в первую группу

приведённой классификации объясняется положениями Конституции РФ и нормами уголовно-исполнительного законодательства России. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 14 Конституции РФ1 общепризнанные принци-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от

пы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью российской правовой системы. Указанные положения также содержатся в ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ)1.

В то же время Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (далее - Концепция) заостряет внимание на том, что уголовно-исполнительная система (далее - УИС) «не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключёнными и развитие гражданского общества»; развитие УИС должно идти по пути создания такой пенитенциарной системы, которая будет соответствовать положениям норм международного права.

В современной пенологии3 учёными выработан целый ряд классификационных оснований международно-правовых положений (актов), регулирующих вопросы отправления внутренней государственной уголовно-исполнительной политики. Классификацией международно-правовых норм обращения с осуждёнными занимались многие учёные-юристы, в том числе П. Г. Пономарев4, А. Ф. Сизый5, В. А. Уткин6 и др.

Отнесение международных правовых актов к разряду источников правового регулирования исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества, и иных мер уголовно-правового характера продиктовано тем, что анализироваться они могут через призму важнейших категорий прав, обязанностей и законных интересов, контроль и реализация которых считается залогом успеха достижения целей уголовно-исполнительного законодательства.

Рассмотрим следующие группы международно-правовых актов:

- международно-правовые акты универсального характера, содержащие в себе нормы общего плана и не предназначенные специально для регламентации обращения с осуждёнными;

- международно-правовые акты специального характера, ориентированные на уголовно-исполнительную сферу, нормы которых

30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 23.06.2014) // Российская газета. 1997. 16 января.

2 О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

3 В советский период нормы международного права практически не освещались в научной литературе. Об этом см., напр.: Уткин В. А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву: Общая часть. Томск, 1995. С. 65.

4 См.: Пономарев П. Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключены и национальны варианты их реализации. Рязань, 1994. С. 3-7.

5 См.: Сизый А. Ф. Международно-правовые стандарты обращения с заключёнными и проблемы их реализации. Рязань, 1996. С. 9-19.

6 См.: Уткин В. А. Международные стандарты обращения с заключёнными и проблемы их реализации. Томск, 1998. С. 5-6.

напрямую касаются обращения с осуждёнными в процессе исполнения наказаний.

Сразу следует отметить, что международные документы по обращению с заключёнными и осуждёнными весьма разнообразны, поэтому ограничимся упоминанием лишь основных из них.

Среди международных документов универсального характера в первую очередь следует отметить Всеобщую декларацию прав человека1 (далее - Декларация), которая в ст. 2 провозглашает, что права и свободы человека относятся ко всем без исключения, в том числе и к осуждённым. Это принципиальное положение определяет коренные основы правового статуса лиц в сфере уголовной юстиции.

Важное значение для определения правового положения осуждённых имеет ст. 29 Декларации. Исходя из буквального толкования данной нормы, лица, осуждённые к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, или иным мерам уголовно-правового характера, должны подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния.

Следующим универсальным международным документом, определяющим правила обращения с осуждёнными, является Международный пакт о гражданских и политических правах (далее - Пакт). Ст. 7 Пакта определяет, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. В частности, недопустимо подвергать человека медицинским или научным опытам без его свободного согласия.

Понятно, что нормы Пакта непосредственно предназначены для регулирования исполнения интересующей нас группы наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Но они содержат общие правила, касающиеся обращения с лицами, осуждёнными к лишению свободы. Так, лица, лишённые свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности; пенитенциарной системой предусматривается режим для заключённых, главной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание. Несовершеннолетние осуждённые отделяются от совершеннолетних, и им предоставляется режим, отвечающий их возрасту и правовому статусу (ст. 10).

Далее отметим ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказа-

1 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67. 05 апреля.

2 Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

ния1 (далее - Конвенция), которая содержит определение категории «пытка». В данной статье конкретизируется, что в это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.

В ст. 10 Конвенции подчёркивается необходимость изучения учебных материалов и информации относительно запрещения пыток, в связи с чем они должны включаться в программы подготовки персонала правоприменительных органов, которые могут иметь дело с любой категорией осуждённых.

В основном в учебной литературе акцентируется внимание на том, что нормы данной Конвенции относятся к обращению с лицами, осуждёнными к лишению свободы. Но логично предположить, что неграмотные действия сотрудника уголовно-исполнительной инспекции (далее -УИИ) могут привести к унижению достоинства осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией их от общества, и иным мерам уголовно-правового характера2.

Как видим, рассмотренные международные документы универсального характера довольно поверхностно затрагивают вопросы, касающиеся обращения с осуждёнными, отбывающими интересующую нас группу наказаний и иные меры уголовно-правового характера. Изученные правила являются своего рода нормами-принципами для международных документов специального характера и имеют обязательный характер для национального законодательства.

При рассмотрении первой выделенной группы документов подчеркнём, что международные нормы специального характера ориентированы на уголовно-исполнительную сферу и содержат правила, непосредственно касающиеся обращения с осуждёнными в процессе исполнения наказания. К данной группе международно-правовых актов нужно отнести Минимальные стандартные правила Организации Объединённых Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)3, Европейскую конвенцию о надзоре за условно осуждёнными или условно освобождёнными4, Европейские

1 Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания 10 декабря 1984 года. Электронный ресурс. URL: // http://www.un.org/ru/ documents/ded_conv/conventions/torture.shtmL

2 См., например: Уткин В. А. Права человека и альтернативные санкции // Уголовно-исполнительная политика, законодательство и право: современное состояние и перспективы развития. М.: Юриспруденции, 2013. С. 201-203.

3 Минимальные стандартные правила Организации Объединённых Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) от 14 декабря 1990 г. // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/tokyo_rules.shtml.

4 Европейская конвенция о надзоре за условно осуждёнными или условно освобождёнными от 30 ноября 1964 г. // http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/Treaties/Html/051.htm.

правила в отношении общественных (альтернативных) санкций и мер1, Правилах Совета Европы о пробации и др.

Концептуальное значение для рассматриваемой темы имеют Токийские правила, которые стали первым универсальным специализированным документом, определившим принципы применения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества, и иных мер уголовно-правового характера. Следует согласиться с мнением Н. Б. Хуторской, отметившей, что цель правил состоит в том, чтобы способствовать более широкому применению альтернативных наказаний, привлечь к процессу более широкие слои общества3.

В п. 8.2 Токийских правил приводится следующий перечень наказаний и мер, альтернативных лишению свободы: устные санкции (замечание, порицание, предупреждение); условное освобождение от ответственности; поражение в гражданских правах; экономические санкции и денежные наказания; конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество; возвращение имущества жертве или постановление о компенсации; условное наказание или наказание с отсрочкой; условное освобождение из заключения и судебный надзор; выполнение общественно полезных работ; направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием; домашний арест; любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением; какое-либо сочетание перечисленных мер. Данные наказания и меры могут применяться с учётом политических, экономических, социальных и культурных условий каждой страны, а также целей и задач её системы уголовного правосудия (п. 1.3).

Помимо норм, касающихся общих положений применения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества, и иных мер уголовно-правового характера, Токийские правила содержат конкретные требования к порядку исполнения указанных наказаний и мер.

Отдельное внимание следует уделить главе VI Токийских правил, посвящённой персоналу, контролирующему исполнение наказаний и мер, альтернативных лишению свободы. П. 15.2 определяет, что лица, назначаемые для применения не связанных с тюремным заключением

1 О Европейских правилах по общим санкциям и мерам от 19 октября 1992 г.// http://www.vscr.ez/client_data/1/user_files/27/file/download/COMPENDIUM%20E%20 Final%20E2010.pdf.

2 Рекомендация CM/Rec (2010)1 Комитета Министров государствам-членам о Правилах Совета Европы о пробации (принята Комитетом Министров 20 января 2010 года на 105-м заседании заместителей Министров) // Документы Совета Европы, касающиеся исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, обращения с правонарушителями и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: сборник документов Совета Европы / сост. и пер. В. Б. Первозванский, Н. Б. Хуторская. М.: РЫ, 2011.С. 114.

3 Хуторская Н. Б. Международные правовые акты как составная часть уголовно-исполнительного законодательства России // Российский курс уголовно-исполнительного права: учебник: в 2-х т. Т. 1. Общая часть/ Е.А. Антонян, Ю.М. Антонян, С.А. Борсученко и др.; под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. М.: МГЮА имени О. Е. Кутафина; ООО «Издательство «Элит», 2012. С. 337.

мер, должны обладать соответствующими личными качествами и, по возможности, надлежащей профессиональной подготовкой и практическим опытом. Такие требования должны быть чётко определены. Не менее значим п. 16.3, определяющий, что после поступления на службу персонал поддерживает и совершенствует свои знания и профессиональные навыки путём прохождения подготовки без отрыва от службы и на курсах повышения квалификации. Для этой цели обеспечиваются необходимые условия.

Особое значение в Токийских правилах придаётся участию общественности (глава VII). Так, в нормах рассматриваемого документа указанно, что следует поощрять участие общественности, поскольку в нём заложены большие возможности и оно является одним из важнейших факторов укрепления связей между правонарушителями, в отношении которых приняты меры, не связанные с тюремным заключением, и их семьями и обществом. Оно должно дополнять усилия органов уголовного правосудия (п. 17.1).

Положительным является факт, система наказаний и иных мер уголовно правового характера, не связанных с изоляцией от общества, по российскому законодательству отвечает системе санкций, рекомендуемых Токийскими правилами (ст. 8.2).

В завершении изучения международных норм специального характера, рассмотрим содержание Рекомендаций CM/Rec(2010)1 Комитета Министров государствам-членам о Правилах Совета Европы о пробации.

Нормы документа направлены на дополнение ранее принятых рекомендаций, посвящённых обращению с осуждёнными как отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы, и иные меры уголовно-правового характера (например, Европейские правила в отношении общественных (альтернативных) санкций и мер), так и находящимися в местах лишения свободы (например, Европейские пенитенциарные правила1).

Кроме того, в данном документе даны толкования некоторых терминов. В частности, отмечается, что альтернативные наказания и меры -это «наказания и меры, которые осуждённые отбывают в обществе с ограничениями свободы, связанные с установлением условий и (или) возложением обязанностей». Термин означает «любое наказание, назначенное судом или иным уполномоченным органом, или меру, назначенную до или вместо применения наказания, а также исполнение приговора к тюремному заключению вне тюремного учреждения».

Рассматриваемый нормативный акт содержит в себе 17 основных принципов, которых должна придерживаться служба пробации при осуществлении своей деятельности. Деятельность службы пробации должна

1 Рекомендация Rec (2006) 2 Комитета Министров государств - членов Совета Европы о Европейских пенитенциарных правилах (принята 11 января 2006 г. на 952-м заседании заместителей министров ) // СПС «Гарант».

быть направлена на сокращение рецидивной преступности, соблюдение и уважение прав человека, изучение личности осуждённых, организацию соответствующего взаимодействия с государственными или частными организациями и местными органами самоуправления для того, чтобы способствовать вовлечению осуждённых в жизнь общества и т. д.

Документ содержит отдельные разделы, посвящённые особенностям исполнения и отбывания осуждёнными общественных работ и электронного контроля за ними.

Заслуживают внимания ст. 15 и 17 Правил Совета Европы о про-бации, исходя из смысла которых орган, исполняющих альтернативные наказания и меры, должен подвергаться регулярному правительственному инспектированию и (или) общественному мониторингу. Также данная служба должна информировать средства массовой информации и общественность о своей деятельности «для лучшего понимания её роли и значения для общества».

Отдельно отметим ст. 25, в котором указано, что «на протяжении всей своей карьеры все сотрудники должны поддерживать и повышать свои знания и профессиональные способности».

Таким образом, международные документы специального характера содержат нормы рекомендательного значения и достаточно подробно регламентируют исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества, и иных мер уголовно-правового характера. Отметим, что некоторые рассмотренные документы до сих пор не ратифицированы Россией.

В заключение согласимся с мнением А. А. Коровина1, что своевременным является обращение к международным, и особенно европейским, стандартам, а также успешно применяемому во многих странах континента опыту исполнения альтернативных наказаний без изоляции от общества. Изучение документов, принятых Советом Европы, анализ деятельности учреждений, аналогичных УИИ, открывают широкие возможности для творческого подхода к реформированию российской пенитенциарной системы в соответствии с национальными традициями, политическими и социально-экономическими условиями в стране, особенностями функционирования системы исполнения наказаний.

Литература

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 05 апреля.

2. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

1 Коровин А. А. Правовое регулирование и организация деятельности уголовно-исполнительных инспекций с учётом европейских стандартов и зарубежного опыта исполнения наказаний : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 21.

3. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания 10 декабря 1984 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/ conventions /torture. shtml.

4. Минимальные стандартные правила Организации Объединённых Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) от 14 декабря 1990 г. Электронный ресурс. Режим доступа: // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/tokyo_rules.shtml.

5. Европейская конвенция о надзоре за условно осуждёнными или условно освобождёнными от 30 ноября 1964 г. Электронный ресурс. Режим доступа: // http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/Treaties/Html/ 051.htm.

6. О Европейских правилах по общим санкциям и мерам от 19 октября 1992 г. Электронный ресурс. Режим доступа: // http://www.vscr.cz/ client_data/ 1/user_files/27/file/download/COMPENDIUM%20E%20 Final%20E2010.pdf.

7. Рекомендация CM/Rec (2010)1 Комитета Министров государствам-членам о Правилах Совета Европы о пробации (принята Комитетом Министров 20 января 2010 г. на 105-м заседании заместителей Министров) // Документы Совета Европы, касающиеся исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, обращения с правонарушителями и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: сборник документов Совета Европы / сост. и пер. В. Б. Первозванский, Н. Б. Хуторская. М.: PRI, 2011. С. 114.

8. Рекомендация Rec (2006) 2 Комитета Министров государств - членов Совета Европы о Европейских пенитенциарных правилах (принята 11 января 2006 г. на 952-м заседании заместителей министров) // СПС «Гарант».

9. Коровин А. А. Правовое регулирование и организация деятельности уголовно-исполнительных инспекций с учётом европейских стандартов и зарубежного опыта исполнения наказаний : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 277 с.

10. Сизый А. Ф. Международно-правовые стандарты обращения с заключёнными и проблемы их реализации. Рязань, 1996. 133 с.

11. Пономарев П. Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключены и национальны варианты их реализации. Рязань, 1994. 89 с.

12. Уткин В. А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву: Общая часть. Томск, 1995. 35 с.

13. Уткин В. А. Международные стандарты обращения с заключёнными и проблемы их реализации. Томск, 1998. 79 с.

14. Уткин В. А. Права человека и альтернативные санкции // Уголовно-исполнительная политика, законодательство и право: современное

состояние и перспективы развития. М.: Юриспруденции, 2013. С.201-203.

15. Хуторская Н. Б. Международные правовые акты как составная часть уголовно-исполнительного законодательства России // Российский курс уголовно-исполнительного права : учебник: в 2-х т. Т. 1. Общая часть / Е. А. Антонян, Ю. М. Антонян, С. А. Борсученко и др.; под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. М.: МГЮА имени О. Е. Кутафина; ООО «Издательство «Элит», 2012. 696 с.

УДК 343.7

Т. Г. Черненко КВАЛИФИКАЦИЯ РАЗБОЯ, СОВЕРШЁННОГО С ПРИМЕНЕНИЕМ ОРУЖИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КА ЧЕСТВЕ ОРУЖИЯ

T. G. Chernenko QUALIFICATION OF THE ROBBERY MADE WITH A USE OF WEAPONS OR SUBJECTS USED AS THE WEAPON

В статье анализируются проблемные вопросы квалификации разбойных нападений, совершённых с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

In article problematic issues of qualification of the assaults committed with a use of weapons or the subjects used as the weapon are analyzed.

Ключевые слова: квалификация; разбой; оружие; предметы, используемые в качестве оружия; группа лиц.

Keywords: qualification; robbery; weapon; the subjects used as the weapon; group ofpersons.

К числу квалифицированных видов разбоя относится разбой, совершённый с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (ч. 2 ст. 162 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ1). Указанный квалифицирующий признак неоднозначно трактуется в научных кругах, в следственной и судебной практике встречаются разные подходы к его применению.

С пониманием признака «оружие» проблем не возникает, поскольку его содержание раскрыто в ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»: оружием являются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели. Оружие может быть огнестрельным, холодным, метательным, пневматическим, газовым2.

Сложнее истолковывается понятие «предмет, используемый в ка-

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2 Об оружии: Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.