Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАЙОНОВ '

ВОПРОСЫ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАЙОНОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАЙОНОВ »

Целый ряд веществ может находиться в воздухе одновременно в пылевидном и парообразном состоянии, а следовательно, образовывать «депо» в толще строительных конструкций и просто «выпадать» из воздуха на поверхности. В этих условиях понадобится отличить выпавшую из воздуха пыль от остаточных количеств рассыпанных по поверхности пола токсических веществ (например, при выгрузке, расфасовке и т. д.). Следовательно, предварительное загрязнение воздуха не может быть признано таким показателем, который позволяет исследователю четко дифференцировать все источники как первичные или вторичные.

В заключение необходимо подчеркнуть, что, признавая однозначными по существу понятия «источники первичного (вторичного) загрязнения» и «первичные (вторичные) источники загрязнения», мы считаем более целесообразным первый термин, которым акцентирует внимание на источниках; когда речь идет о причинах загрязнения воздуха вообще, оба понятия могут применяться как равнозначные.

Поступила 5/У 1969 г.

ИЗ ПРАКТИКИ

\

■ УДК 614.79:728.12

ВОПРОСЫ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАЙОНОВ

• 9 •

X - - л. . $ . «. 4 * «

М. X. Атабаев (Москва)

«

Практика разработки проектов (схем) районной планировки сельскохозяйственных районов показала необходимость широкого участия в этом деле гигиенистов и санитарных врачей. Однако еще не везде на местах отмечается активное вмешательство органов здравоохранения и санитарной службы в осуществлении задач, связанных с районной планировкой.

Придавая большое значение районной планировке сельскохозяйственных районов в деле улучшения строительства на селе, ЦК КПСС и Совет Министров СССР в Постановлении № 728 от 12/IX 1968 г. «Об упорядочении строительства на селе» указали, что благоустроенные поселки должны создаваться в соответствии с проектами районной планировки сельскохозяйственных районов и проектами планировки и застройки сельских населенных мест.

Проекты районной планировки сельскохозяйственных районов призваны обеспечить переустройство существующих сел и деревень, превращение их в благоустроенные поселки с высоким уровнем культурно-бытового и коммунального обслуживания населения. Поэтому очень важно правильно, экономически обоснованно и с учетом перспектив развития колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий разместить хозяйственные, межхозяйственные, районные и межрайонные предприятия, населенные пункты, инженерные сооружения и коммуникации.

В обеспечении рационального размещения и концентрации сельского строительства огромную положительную роль сыграли ранее разработанные проекты районной планировки; они позволили сберечь от распыления значительные государственные капиталовложения и хозяйственные сред-

ства совхозов и колхозов. Существенную помощь в корректировке проектов (схем) районной планировки должны оказать органы здравоохранения и санэпидстанции на местах. Им следует более активно участвовать в рассмотрении проектных предложений по правильному в санитарном отношении использованию территории и организации сельскохозяйственного производства.

Районная планировка рассчитывается на срок 20—25 лет с выделением первоочередных мероприятий на ближайшие 5—7 лет. Для правильного решения вопросов развития сельскохозяйственного производства, расселения сельского населения и размещения системы обслуживания и строительства в сельской местности при составлении проекта планировки сельскохозяйственных районов учитываются имеющиеся данные, относящиеся к развитию других отраслей народного хозяйства.

Основными задачами проектов районной планировки сельскохозяйственных районов в границах планируемой территории являются: размещение производительных сил (средств производства и рабочей силы); создание благоприятных условий для комплексного развития народного хозяйства и наиболее целесообразного использования материальных ресурсов; взаимосвязанное размещение колхозов и совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и их производственных комплексов (отделений, бригад, ферм и т. д.), межхозяйственных и межрайонных промышленных предприятий по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, государственных промышленных предприятий и т. д. дальнейшая специализация и концентрация производства сельскохозяйственных предприятий в экономически обоснованных размерах; создание рациональной системы расселения, определение и размещение перспективных населенных пунктов, развитие и размещение сети культурно-бытового, медицинского и коммунального обслуживания населения; определение наиболее рациональных систем транспорта, водоснабжения, канализации, электро-, тепло- и газоснабжения, орошения, мелиорации и ряда других инженерных сооружений и коммуникаций; рациональное использование территории района для развития сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства.

При решении этих задач гигиенистам и санитарным врачам следует критически относиться к созданию рациональной системы расселения, определения и размещения перспективных населенных пунктов, развития и размещения сети культурно-бытового, медицинского и коммунального обслуживания, благоустройства и инженерного оборудования поселков и т. д.

Проектная система расселения разрабатывается на основании намеченного проектом (схемой) районной планировки размещения сельскохозяйственных и промышленных предприятий, материалов обследования, характеризующих сложившуюся систему расселения и предложений о развитии населенных мест в будущем, с учетом перспективы намечается укрупнение сельских населенных мест и их производственных комплексов. В районной планировке сельскохозяйственных районов определяют: перспективные населенные пункты, в которых сосредочивают все капитальное строительство и благоустройство; населенные пункты ограниченного развития, сохраняемые на расчетный срок, объем строительства и благоустройства которых устанавливают, исходя из задач удовлетворения текущих потребностей проживающего в них населения и размещаемого объема производства; населенные пункты, не имеющие перспективы развития, рекомендуемые к постепенному переселению до конца расчетного срока; в них стабилизируется всякое капитальное строительство и может быть допущено сооружение временных необходимых объектов культурно-бытового строительства (баня, медпункт, продовольственный магазин, ясли, детский сад) и благоустройства (электричество, радио, связь); населенные пункты неперспективные, подлежащие сселению в первую очередь (5—7 лет), где запрещается всякое строительство и благоустройство.

Перспективные населенные пункты по своему назначению классифицируются как районные центры; межхозяйственные (кустовые) центры, в ряде случаев совмещающие функции сельскохозяйственного и промышленного производства; центральные поселки совхозов и колхозов; поселки производственных участков (отделений, бригад, ферм); прочие сельские поселки, население которых не связано с селькохозяйственным производством (поселки леспромхозов, транспорта и т. д.)

К перспективным населенным пунктам обычно относят такие, которые имеют хороший строительный фонд и большую численность населения, они расположены вблизи мест приложения труда, имеют хорошую транспортную связь с районным центром, железнодорожной станцией и т. д., хорошие природные и санитарные условия. К поселкам ограниченного развития относят существующие населенные пункты, которые не отвечают перечисленным выше требованиям, но по хозяйственной значимости и экономическим условиям требуют сохранения их в пределах расчетного срока. К неперспективным относятся, как правило, небольшие населенные пункты, сохранение которых нецелесообразно по условиям производства, с неудовлетворительным строительным фондом, неудобными связями, плохими местными природными и санитарными условиями и т. д.

Строительство учреждений культурно-бытового обслуживания намечается с учетом создания высокого уровня обслуживания жителей сельской местности — ликвидации культурно-бытовых различий между городом и деревней. Рациональная организация культурно-бытового обслуживания населения возможна на основе ступенчатой системы. Учреждения, призванные решать эти задачи, по своему назначению делятся на учреждения повседневного, периодического и эпизодического обслуживания.

В каждом населенном пункте размещаются учреждения I ступени обслуживания: детский ясли-сад, начальная школа, фельдшерско-акушерский пункт, медицинский пункт, клуб, комплексная спортивная площадка, магазин по продаже предметов первой необходимости, столовая, приемный пунк комбината бытового обслуживания, баня, парикмахерская и т. д.

Учреждения II ступени — неполная средняя школа, средняя школа, школа-интернат, участковая больница, комплексная спортивная площадка со спортядром, библиотека, торговый центр, комбинат бытового обслуживания, дом приезжих, хлебопекарня, пожарное депо и др.— размещаются в центральных поселках хозяйств с учетом обслуживания нескольких населенных пунктов.

Учреждения III ступени — районная больница, дом отдыха, пионерский лагерь, туристическая база, дом культуры, кинотеатр, районная библиотека, стадион, учреждения кратковременного отдыха, механизированная прачечная, хлебо-кондитерский завод, молоко- и мясозаводы, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и т. д. — размещаются в районных центрах, т. е. малых и средних городах, расположенных в административных границах района.

Учреждения I и 11 ступени призваны обеспечивать сельское население, а учреждения III степени потребности населения районного центра, рабочих поселков и небольших городов. Вместимость перечисленных учреждений определяется по укрупненным показателям, т. е. на 1000 жителей, по нормам, приведенным в Строительных нормах и правилах в главе (СНиП П-К. 2-62) и других указаниях. 4

При разработке проектов районной планировки сельскохозяйственных районов на местах (в районах и областях) создаются рабочие комиссии, в составе которых наряду с архитекторами, инженерами-строителями, агрономами и другими специалистами должны активно участвовать работники здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы. Именно от них при рассмотрении и согласовании проектных предложений (особенно в районах) во многом зависят гигиеническая эффективность районной планировки, принятие мер, направленных на оздоровление условий труда и

быта сельского населения. Размещение промышленных и сельскохозяйственных производственных комплексов с точки зрения охраны природы и здоровья населения, выбор и размещение населенного пункта и в особенности его селитебной части на здоровой в санитарном отношении территории, резервирование удобных и благоприятных в санитарном отношении территорий для организации зон отдыха, размещения больниц, домов отдыха, пионерских лагерей, туристических баз, летних дач для детей дошкольного возраста и других учреждений массового отдыха и установление зон их санитарной охраны, осуществление мер по санитарной охране рек, водоемов, особенно источников водоснабжения, размещение источников водоснабжения, выбор методов очистки сточных вод и местоположения очистных сооружений, размещение кладбищ, скотомогильников и т. д.— таков далеко не полный перечень задач, которые должны быть решены при прямом участии работников здравоохранения.

Поступила 3/ХI 1969 г.

УДК 613.5:711.555/.556

ОПЫТ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ СОВРЕМЕННОГО БОЛЬНИЧНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Кандидаты мед. наук Э. Б. Боровик, В. Г. Субботин

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Гигиеническое изучение опыта проектирования и эксплуатации типовых больничных компонентов в различных климатических районах страны имеет важное значение. Институтом общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина с 1969 г. предусмотрено выполнение комплексной работы в указанном направлении с участием ряда гигиенических институтов, кафедр и санитарных органов. Нами проанализированы поступившие в Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР материалы о больницах, построенных в 1960—1968 гг.

За этот период в нашей стране введено в эксплуатацию около 2000 больничных комплексов. При этом строительство в 83,4% случаев велось по типовым проектам, разработанным Гипроздравом Министерства здравоохранения СССР, его филиалами и проектными институтами союзных республик. В крупных городах (Москва, Минск, Киев, Ленинград и др.), а также некоторыми министерствами и ведомствами в 12,2% случаев осуществлялось строительство по индивидуальным проектам.

Необходимо отметить, что в 8,6% случаев строительство больниц сопровождалось резкими отклонениями от композиций, принятых типовыми проектами. Это вызвано тем, что проекты не всегда учитывали климатические особенности того или другого района, привязкой их к местности, необходимостью увеличить коечную мощность и т. д.

Зачастую для строительства больниц использовались проекты зданий другого назначения. В частности, по типовому проекту школьного интерната на 80 мест в Брянской области сооружена туберкулезная больница на 70 коек. Для строительства больниц на 50 и 300 коек и трахоматозного диспансера в Таджикской ССР использованы проекты общежития на 60 мест, туберкулезного санатория и жилого дома. Аналогичные случаи наблюдались в Украинской ССР и других республиках. Большинство больниц, построенных по типовым проектам в 1960—1967 гг., являются малокоечными и не отвечают современным требованиям.

С 1968 г. отмечается значительное увеличение количества больниц с большим число коек. Если в 1960 —1968 гг. было введено в эксплуатацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.