Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ВОЕННЫХ ИНСТИТУТАХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ВОЕННЫХ ИНСТИТУТАХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / терроризм / воспитание / курсанты / воспитательные мероприятия / педагогическая профилактика / vocational education / terrorism / education / cadets / educational activities / pedagogical prevention

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э.В. Рябцев, О.Л. Поминова

Статья посвящена рассмотрению вопросов изучения, педагогической профилактики и воспитания готовности к противодействию идеологии терроризма у курсантов профессиональных учебных заведений военных войск национальной гвардии Российской Федерации в ходе учебно-образовательной деятельности. Авторы отмечают необходимость, помимо изучения вопросов противодействия экстремизму и терроризму с курсантами военных институтов в объёме учебных программ и повседневной деятельности, систематического проведения с ними военно-политической работы с целью противодействия идеологии экстремизма и терроризма и их профилактики; рассматривают наиболее эффективные виды, формы и методы воспитательных мероприятий и профилактических мер, позволяющих курсантам свободно выражать свои взгляды, мысли, убеждения, формировать политические, экономические, культурные идеалы относительно экстремистской и террористической идеологии, а так же сформировать у них готовность противодействия к их проявлениям, что принесет положительный эффект в их будущей управленческой деятельности при непосредственном выполнении служебно-боевых задач и руководстве подчинённым личным составом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Э.В. Рябцев, О.Л. Поминова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF PREVENTION OF THE IDEOLOGY OF EXTREMISM AND TERRORISM IN THE MILITARY INSTITUTE OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the consideration of issues of studying, pedagogical prevention and education of readiness to counter the ideology of terrorism among cadets of professional educational institutions of the military troops of the National Guard of the Russian Federation in the course of educational activities. The authors note the need, in addition to studying the issues of countering extremism and terrorism with cadets of military institutes in the scope of curricula and daily activities, as well as systematic military-political work with them in order to counter the ideology of extremism and terrorism and their prevention, consider the most effective types, forms and methods of educational measures and preventive measures that allow cadets to freely express their views, thoughts, beliefs, form political, economic, cultural ideals regarding extremist and terrorist ideology, as well as to form their readiness to counteract their manifestations, which will bring a positive effect in their future management activities in the direct performance of service and combat tasks and leadership of subordinate personnel.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ВОЕННЫХ ИНСТИТУТАХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

им. Д.И. Менделеева (ныне филиал ТюмГУ) «Менделеев и культура России», «Светочи сибирской культуры», «Я в современном социуме», «Развитие поликультурной личности». «Блокадные учителя».

Анализ роли кафедр педагогики как инструмента воспитания новых качеств педагогов, готовых и способных к взаимодействию с представителями современных молодежных субкультур, позволяет сделать вывод: вопросы культурологической направленности в подготовке учителя играют достаточно значимую роль, что позволяет утверждать о достижении сформулированной во введении цели статьи. Это подтверждается следующими тезисами:

- изучение проблем, связанных с молодежной субкультурой, и выделение их в формат социокультурного взаимодействия в педагогическом кафедральном социуме, предполагает целесообразность опоры на социокультурный и персонифицированный, культуротворческий, региональный подходы;

- основой построения курсов при решении воспитательных задач может выступать культурная парадигма, персонифицированный подход, обладающие несколькими особенностями:

- связаны с историей мировой, отечественной и региональной культуры (интеркультурность легко показать при их реализации),

Библиографический список

- воплощает многие гуманистические идеи, так как на примере исторических личностей раскрываются идеи подвижничества и патриотизма и интернационализации знания, культуры мышления,

- позволяют реализовать такие принципы, как связь теории с практикой и школы с жизнью, социокультурной адекватности,

- поспособствует широкому развитию микроисследований, приводящих к выявлению новых имен и фактов, к осмыслению важных вех в истории страны и ее регионов;

- позволяют анализировать молодежные субкультуры, характер социального взаимодействия подростков в различных объединениях.

Завершая наши рассуждения, отметим, что молодежные субкультуры, неформальные объединения представляют собой определенный продукт изменений социокультурного взаимодействия, а потому и обостряют усиления культурной, мировоззренческой составляющих в деятельности кафедр педагогики на современном этапе и обращают внимание на изменения профессиональной подготовки педагогов. Изучение вопросов специфики профессиональной подготовки педагогов в условиях современного мира, особенностей ее реализации, является перспективным направлением исследования данной темы.

1. Запесоцкий А. Образование: философия, культурология, политика. Москва: Наука, 2002.

2. Сорокин П. Личность, общество и культура как неразрывная триада. Москва: Политиздат, 1992.

3. Косаревская С.В., Косаревский С.Г., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения. Санкт-Петербург: КАРО, 2006.

4. Менделеев Д.И. Сочинения. Ленинград-Москва: Академия наук СССР 1952; Т. 23.

5. Макареня А.А., Суртаева Н.Н. Начало наших бед. Вестник высшей школы. 1990; № 8: 12 - 15.

6. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1982.

7. Карпова Г Социальное поле культурной политики. Москва: ООО «Варант», 2011.

8. Макареня А.А., Суртаева Н.Н. Культурная парадигма в основе формирующегося полипедагогического пространства. Культуротворческие идеи в педагогической науке и образовательной практике. Научный альманах. 2019; № 2: 9 - 11.

9. Батракова И.С., Гладкая И.В., Глубокова Е.Н., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Отношение преподавателей вуза к трансформации университетского образования в цифровом обществе. Человек и образование. 2020; № 4: 13 - 21.

10. Неформальные молодежные объединения. Педагогическая энциклопедия. Available at: didacts.ru neformalnye-molodezhnye-obedinenija.html

11. Неформальные объединения. Энциклопедия. Available at: www. histrf.ru>nieformalnyie obiedinieniia

12. Макареня А.А. Педагогическая культурология. Тюмень: Тюменский НЦ Сибирского отделения РАО, 1995.

References

1. Zapesockij A. Obrazovanie: filosofiya, kulturologiya, politika. Moskva: Nauka, 2002.

2. Sorokin P Lichnost', obschestvo i kultura kak nerazryvnaya triada. Moskva: Politizdat, 1992.

3. Kosarevskaya S.V., Kosarevskij S.G., Sinyagina N.Yu. Neformal'nye ob'edineniya molodezhi. Profilakiika asocial'nogo povedeniya. Sankt-Peterburg: KARO, 2006.

4. Mendeleev D.I. Sochineniya. Leningrad-Moskva: Akademiya nauk SSSR, 1952; T. 23.

5. Makarenya A.A., Surtaeva N.N. Nachalo nashih bed. Vestnikvysshejshkoly. 1990; № 8: 12- 15.

6. Kapterev P.F. Izbrannyepedagogicheskiesochineniya. Moskva: Pedagogika, 1982.

7. Karpova G. Social'noe pole kul'turnoj politiki. Moskva: OOO «Varant», 2011.

8. Makarenya A.A., Surtaeva N.N. Kul'turnaya paradigma v osnove formiruyuschegosya polipedagogicheskogo prostranstva. Kul'turotvorcheskie idei v pedagogicheskoj nauke i obrazovatel'noj praktike. Nauchnyj al'manah. 2019; № 2: 9 - 11.

9. Batrakova I.S., Gladkaya I.V., Glubokova E.N., Pisareva S.A., Tryapicyna A.P. Otnoshenie prepodavatelej vuza k transformacii universitetskogo obrazovaniya v cifrovom obschestve. Chelovek i obrazovanie. 2020; № 4: 13 - 21.

10. Neformal'nye molodezhnye ob'edineniya. Pedagogicheskaya 'enciklopediya. Available at: didacts.ru neformalnye-molodezhnye-obedinenija.html

11. Neformal'nye ob'edineniya. 'Enciklopediya. Available at: www. histrf.ru>nieformalnyie obiedinieniia

12. Makarenya A.A. Pedagogicheskaya kul'turologiya. Tyumen': Tyumenskij NC Sibirskogo otdeleniya RAO, 1995.

Статья поступила в редакцию 30.03.22

УДК 378

Ryabtsev E.V., Deputy Head of the Military Institute for Military-Political Work in St. Petersburg Military Institute Orders of Zhukov of National Guard (St. Petersburg, Russia), E-mail: eduard.ryabcev@yandex.ru

Pominova O.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Department of Theory and Methods of Continuous Professional Education, Faculty of Training of Highly Qualified Personnel and Additional Professional Education, St. Petersburg Military Institute Orders of Zhukov of National Guard (St. Petersburg, Russia), E-mail: ol1958@mail.ru

ISSUES OF PREVENTION OF THE IDEOLOGY OF EXTREMISM AND TERRORISM IN THE MILITARY INSTITUTE OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION. The article is devoted to the consideration of issues of studying, pedagogical prevention and education of readiness to counter the ideology of terrorism among cadets of professional educational institutions of the military troops of the National Guard of the Russian Federation in the course of educational activities. The authors note the need, in addition to studying the issues of countering extremism and terrorism with cadets of military institutes in the scope of curricula and daily activities, as well as systematic military-political work with them in order to counter the ideology of extremism and terrorism and their prevention, consider the most effective types, forms and methods of educational measures and preventive measures that allow cadets to freely express their views, thoughts, beliefs, form political, economic, cultural ideals regarding extremist and terrorist ideology, as well as to form their readiness to counteract their manifestations, which will bring a positive effect in their future management activities in the direct performance of service and combat tasks and leadership of subordinate personnel.

Key words: vocational education, terrorism, education, cadets, educational activities, pedagogical prevention.

Э.В. Рябцев, зам. нач. военного института по военно-политической работе Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, E-mail: eduard.ryabcev@yandex.ru О.Л. Поминова, д-р пед. наук, доц., проф., Санкт-Петербургский военный ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, E-mail: ol1958@mail.ru

ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ВОЕННЫХ ИНСТИТУТАХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена рассмотрению вопросов изучения, педагогической профилактики и воспитания готовности к противодействию идеологии терроризма у курсантов профессиональных учебных заведений военных войск национальной гвардии Российской Федерации в ходе учебно-образовательной деятельности. Авторы отмечают необходимость, помимо изучения вопросов противодействия экстремизму и терроризму с курсантами военных институтов в объёме учебных программ и повседневной деятельности, систематического проведения с ними военно-политической работы с целью противодействия идеологии экстремизма и терроризма и их профилактики; рассматривают наиболее эффективные виды, формы и методы воспитательных мероприятий и профилактических мер, позволяющих курсантам свободно выражать свои взгляды, мысли, убеждения, формировать политические, экономические, культурные идеалы относительно экстремистской и террористической идеологии, а так же сформировать у них готовность противодействия к их проявлениям, что принесет положительный эффект в их будущей управленческой деятельности при непосредственном выполнении служебно-боевых задач и руководстве подчинённым личным составом.

Ключевые слова: профессиональное образование, терроризм, воспитание, курсанты, воспитательные мероприятия, педагогическая профилактика.

Актуальность темы представляемой статьи детерминирована одной из задач, возложенных на военные подразделения войск Национальной гвардии соответствующими законодательными актами: участием в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Качественное выполнение указанной задачи личным составом войск будет зависеть от того, насколько сформирована позиция к противодействию экстремистским и террористическим угрозам у офицера, являющегося непосредственным звеном организации работы по её выполнению. Необходимость своевременного воспитания соответствующих качеств личным составом войск обусловила цель данной статьи - анализ вопросов воспитания готовности курсанта - как будущего офицера и руководителя, в период его обучения в военном институте, к противодействию идеологии экстремизма и терроризма. С целью реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать нормативно-правовые документы, регламентирующие процесс обучения в военных учреждениях войск Национальной гвардии в данном направлении;

- выявить комплекс блоков мероприятий, ориентированных на обучение противодействию терроризму и экстремизму, раскрыть их содержание;

- определить сущность и специфику наиболее действенных форм реализации конкретных блоков мероприятий, демонстрирующих единство обучения и воспитания личного состава.

Теоретическая значимость данной статьи связана с подробным анализом содержания приоритетных направлений мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму; практическая значимость заключается в возможности экстраполяции описанных форм работы и полученных выводов на учебные заведения иных силовых структур.

Научная новизна данного исследования заключается в осмыслении опыта профилактики идеологии экстремизма и терроризма в военных институтах войск Национальной гвардии Российской Федерации как многоаспектного процесса.

Процесс обучения в военных учреждениях войск Национальной гвардии в данном направлении строится в соответствии с планами: от 18 июня 2018 г «План мероприятий по противодействию экстремистской идеологии в ФС ВНГ РФ до 2025 года», от 04 июля 2019 г

Первым заместителем директора ФС ВНГ РФ Стригуновым В.Н. отмечается, что на основании статистических данных по предупреждению, выявлению, и пресечению угроз безопасности со стороны экстремистски настроенных лиц, можно судить о недостаточности принимаемых мер. В частности, указано на просчёты и необходимость активизации работы по профилактике правонарушений и преступлений в молодёжной среде, мониторингу сети «Интернет».

Весь комплекс мер, направленных на обучение противокоррупционным действиям, входит в состав учебных программ, рабочей программы по воспитанию военного института, планов учебно-образовательной деятельности, перевода с мирного на военное время, служебно-боевого применения, боевой и командирской подготовки, военно-политической работы на период выполнения задачи, обеспечения безопасных условий прохождения военной службы и др. Данные мероприятия разрабатываются на основе руководящих документов и федеральных законов РФ [1].

Условно эти мероприятия можно сосредоточить в блоках, которые неразрывно связаны между собой:

Мероприятия служебно-боевого применения, перевода с мирного на военное время, приведения в готовность к выполнению задач при осложнении обстановки в мирное время (в том числе участие в охране, обороне и отражении нападения на военный городок (охраняемый объект), угрозе совершения дивер-сионно-террористических актов и др.). Материалы по данной тематике относятся к сведениям, составляющим государственную тайну и для служебного пользования. Обучение и воспитание курсантов по данному направлению осуществляется в рамках учебно-образовательной (повседневной) деятельности, изучения учебных программ и в ходе подготовки к выполнению задач по обеспечению порядка и общественной безопасности. Здесь необходимо работу направлять на формирование у курсантов устойчивых психологических и боевых качеств и навыков поведения, необходимых для успешного и качественного выполнения

поставленных задач, а также выработку уверенности в правоте своих действий, бескомпромиссности к экстремистским и террористическим проявлениям, чёткий алгоритм действий [2].

Мероприятия, проводимые в ходе учебно-образовательной (повседневной) деятельности, - это занятия и инструктажи по мерам безопасности, которые осуществляются как с определённой периодичностью, так и ежедневно в ходе учебных занятий, при выполнении различных работ, перед заступлением на боевую службу, суточный наряд, при оказании медицинской помощи, обращении с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывоопасными предметами, при работе на средствах связи, действиям при обнаружении бесхозных предметов, мерах безопасности и действиях при угрозе совершения террористического акта и т.д. Кроме того, проводятся инструктажи по мерам безопасности, которые определяют, в том числе и порядок действий, исполнение которых курсантами военного института снижают вероятность совершения террористических актов как в отношении самого военного учебного заведения или его объектов либо непосредственно на его территории, так и других негативных противоправных намерений.

Сюда мы можем отнести и проведение разъяснительной работы, направленной на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, чёткую организацию взаимодействия с правоохранительными и иными взаимодействующими органами, и структурами.

Мероприятия, проводимые в ходе отработки учебных образовательных программ и военно-научной работы

В ходе работы по данному направлению, в частности, в ходе отработки учебной программы, изучаются теоретические и отрабатываются практические навыки и действия личного состава по выполнению задач, возложенных на ВНГ РФ, в том числе и связанных с борьбой против экстремизма и терроризма. Материалы по данным тематикам частично относятся к сведениям, составляющим государственную тайну или для служебного пользования. Здесь, в большей степени, готовность курсанта к противодействию проявляется в подготовке его теоретически и умении действовать практически. Немаловажным фактором становится его готовность противостоять экстремистским проявлениям морально-политически и психологически, что должно, конечно же, отрабатываться в комплексе, но в большей степени в системе военно-политической работы.

Военно-научная работа, являющаяся очень важной составляющей обучения курсантов, включает в себя функционирование военно-научного общества курсантов, проведение научных конференций, семинаров, диспутов, круглых столов, лекториев, кружков и т.д.

Мероприятия, проводимые в системе военно-политической работы

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 г. № 1495 и требованиями приказа Росгвардии от 20 апреля 2021г. № 132 «Об утверждении Наставления по организации в ВНГ РФ военно-политической (политической) работы, с 01 июля 2021 года, войска перешли на военно-политическую (политическую) работу.

Военно-политическая (политическая) работа является видом учебно-образовательной деятельности военного института и осуществляется в тесном взаимодействии с другими видами обеспечения при выполнении задач мирного и военного времени и строится по направлениям (видам).

Рассматривая отдельные направления (виды) необходимо сделать акцент на наиболее важных их составляющих, которые наиболее эффективно будут влиять на достижение учебных и воспитательных целей в вопросах противодействия экстремистской и террористической идеологии.

Агитационно-пропагандистская работа является одной из наиболее действенных форм, демонстрирующих единство обучения и воспитания личного состава, в которой органично сочетаются основные формы работы с курсантами, в том числе и в направлении профилактики экстремизма и идеологии терроризма. С её помощью формируется система мировоззренческих ценностей обучающихся, реализуется профилактическая воспитательная функция агитационно-пропагандистской работы, которая выражается в предупреждении и нейтрализации негативных явлений в курсантской среде путём систематического целенаправ-

ленного воздействия на их поведение. Данный вид работы включает в себя военно-политическую работу (с воспитательными функциями), военно-политическое информирование, единый день агитационно-пропагандистской работы.

Военно-политическая работа с воспитательными функциями является наиболее важной и неотъемлемой частью агитационно-пропагандистской работы, проводимой с категорией курсантов. Связано это с тем, что с категорией курсантов за период их обучения в военном институте не проводятся занятия по военно-политической подготовке, являющейся одним из основных видов боевой (командирской, оперативной) подготовки в войсках, которая, в свою очередь, помимо изучения теоретических вопросов по наиболее актуальным темам, преследует ещё и воспитательные цели. Соответственно, данные цели должны ставиться и предусматриваться в ходе военно-политической работы, проводимой в соответствии с разработанной и утверждённой тематикой в установленное распорядком дня и служебным регламентом военного института время.

Военно-политическое информирование - это мероприятие агитационно-пропагандистской работы, которое также является одной из наиболее действенных форм, демонстрирующих единство обучения и воспитания личного состава, в которой органично сочетаются все воспитательные цели обучения и воспитания. Именно поэтому, она является одной из наиболее эффективных форм работы с курсантами, в том числе и в направлении профилактики экстремизма и идеологии терроризма. С её помощью формируется система мировоззренческих ценностей [3].

Военно-политическое информирование также организуется и проводится согласно разработанной и утверждённой тематике в установленное распорядком дня и служебным регламентом время военного института в целях оперативного доведения до курсантов сведений об общественно-политической обстановке, рассматриваются вопросы профилактики и противодействия экстремизму и терроризму, важных событий.

Единый день агитационно-пропагандистской работы также может оказаться эффективной формой по отработке той или иной темы по противодействию экстремизму и терроризму, проводимой в комплексе с другими формами и методами данного направления, с привлечением к ее проведению не только командиров подразделений или офицеров структуры военно-политической работы, но и командования военного института, офицеров органа управления, профессорско-преподавательского состава, представителей ветеранской организации, взаимодействующих органов и структур. Данная форма проводится ежемесячно и направлена на формирование у курсантов профессиональной надёжности и морально-психологической устойчивости к экстремистским проявлениям.

Защита от негативного информационно-психологического воздействия на личный состав в условиях активно развивающихся информационных технологий, нахождения и свободного общения в различных социальных сетях является важной и неотъемлемой частью работы по формированию, поддержанию, восстановлению морально-политического и психологического состояния личного состава, необходимого для успешного выполнения задач учебно-образовательной деятельности, а также выполнения служебно-боевых задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при привлечении к ним курсантов военных институтов.

Эта работа включает в себя выявление источников негативной информации, прогнозирование, оценку, мероприятия по срыву возможного информационно-психологического воздействия деструктивных элементов и ликвидацию его негативных последствий, профилактику.

Особое внимание уделяется курсантам, потенциально наиболее подверженным психологическому воздействию (с нервно-психической неустойчивостью), которые сами могут стать индукторами паники и распространения негативной информации среди своих же товарищей.

Индивидуальная воспитательная работа направлена на конкретную личность, в целях развития у неё профессионально значимых качеств, повышения результатов профессиональной деятельности, укрепления воинской дисциплины и правопорядка и формирование здорового психологического климата в воинском коллективе.

Данной работе предшествует тщательное изучение социально-психологических особенностей военнослужащих, характера межличностных отношений после этого уже - индивидуальная работа с военнослужащими, наиболее предрасположенными (подверженными), по результатам индивидуальных психологических и психофизиологических исследований, к внешнему воздействию негативных факторов.

Общие собрания по категориям, основное назначение которых в курсантских подразделениях состоит в том, чтобы сплотить и мобилизовать коллектив, выразить общественное порицание негативным процессам, явлениям и лицам, их насаждающим, в практическом смысле - направить коллектив, выработать единое мнение, совместное решение, подвести итоги.

Работа редакционной коллегии стенной газеты, фотогазеты и информационного бюллетеня курсантских коллективов, которые призваны через стенную печать, фотогазеты, информировать о прошедших событиях в коллективе, в институте, в городе, стране, мире, либо отражать наиболее актуальную, на определённый момент времени информацию.

Психологическая работа профилактики идеологии экстремизма и терроризма направляется на формирование психологической готовности к противодействию её идеологии, поддержанию психологической устойчивости в интересах выполнения задач, на фоне резко меняющихся условий обстановки.

К данному направлению относятся мероприятия психодиагностического и психопрофилактического характера, целью которых, в первую очередь, является работа, направленная на выявление дезадаптивных состояний, прогнозирования и предупреждения психологического неблагополучия среди курсантов. Сюда относятся индивидуальные психологические собеседования, тестирования, опросы коллективов (регулярные анонимные анкетирования, направленные на выявление настроений в курсантских коллективах и другие формы работы).

Также к работе в данном направлении можно отнести мероприятия, обеспечивающие успешную адаптацию курсантов к воинской среде и условиям военной службы. Сюда мы включаем психологическое консультирование курсантов, командиров подразделений, иных должностных лиц, проведение психологических тренингов, которые нацелены, в первую очередь, на профилактику девиантного поведения, сплочение курсантских коллективов, повышения уровня адаптации курсантов и ряд других мероприятий.

Военно-патриотическая работа связана с патриотическим воспитанием, переоценить которое невозможно. Оно содержит целый ряд аспектов и обладает высоким уровнем комплексности [4] и определяется в первую очередь, национальными интересами России [5]. Мероприятия являются многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельностью, охватывая все стороны их жизни. Мероприятия патриотического воспитания курсантов, организуются и проводятся в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих и являются многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельностью, охватывая все стороны жизни курсантов [3]. Опираясь на педагогическую, образовательную, духовную, историческую, культурную, социально-экономическую составляющую и являясь неотъемлемой частью всей жизнедеятельности военного института, оно связано с привитием курсантам чувства гордости за святыни своего Отечества. И не только это, а ещё и воспитание курсантов в духе уважения к нормам общественной жизни [6].

Мероприятия военно-социальной работы, к которым относится и мониторинг, проводятся с определённой периодичностью в масштабах военного института с целью исследования социального положения личного состава, выявления наличия у них неразрешённых проблем, связанных с обеспечением положенными видами и нормами довольствия и нацеленных в первую очередь на определение уровня удовлетворенности военнослужащих положением и жизнью в целом, что является одним из важных факторов противодействия и профилактике идеологии экстремизма и терроризма. Здесь мы приводим данную форму работы, как хороший практический пример выявления этого уровня среди военнослужащих. Данный вид мониторинга относится к работе всех структурных звеньев военного института, проводится в жизнь через органы военно-политической работы.

Мероприятиям культурно-досуговой работы предполагают показ художественных и документальных фильмов патриотической, превентивной тематики. Это могут быть исторические киноленты, фильмы по правовой тематике (часто практикуется показ фильмов, демонстрирующих ужасающие последствия тех или иных противозаконных действий, в том числе и террористической деятельности), ролики инструктивного характера и так далее [7].

Тематические вечера, методика проведения которых зависит от замысла вечера, привлекаемых средств кино, звукозаписи, художественного оформления, является делом исключительно творческим и требует большой подготовительной работы. Исходя из этого, они проводятся нечасто, до 3 раз в квартал.

Устные журналы, являющиеся особой формой донесения информации до курсантского состава

Устные журналы, проводимые регулярно и нешаблонно, являются ещё одной возможностью оказывать влияние на мировоззрение курсантов [8].

Литературные выставки всегда имеют целевое назначение и при грамотном подходе могут быть очень эффективны в работе с курсантами, побуждая прочитать ту или иную книгу, подталкивая к размышлению на предлагаемую тему и т.д. Кроме того, выставка может быть удачным фоном для проведения других мероприятий: литературного вечера, кинопросмотра, чтений, лекции и других мероприятий.

Читательские конференции в практике работы с курсантами военных образовательных учреждений проводятся по уже давно сложившимся формам с использованием литературы.

Викторины, представляющие собой разновидность игры, своеобразное состязание курсантов, которое целесообразно использовать для повышения уровня эрудированности и расширения кругозора.

Психологическое сопровождение - это мероприятия диагностического характера, целью которых, в первую очередь на выявление дезадаптивных состояний, прогнозирования и предупреждения психологического неблагополучия среди курсантов. Сюда мы можем отнести индивидуальные психологические собеседования, тестирования, опросы коллективов: регулярные анонимные анкетирования, составление психологических портретов подразделений, направленные на выявление настроений в курсантских коллективах [9]. Сюда же мы

относим мониторинг социально-экономического положения военнослужащих, нацеленный, в первую очередь, на выявление уровня удовлетворенности военнослужащих всех категорий, своим социально-экономическим положением и жизнью в целом.

Мероприятия, обеспечивающие успешную адаптацию курсантов к воинской среде и условиям военной службы, включают психологическое консультирование курсантов, командиров подразделений, иных должностных лиц, проведение психологических тренингов, которые нацелены, в первую очередь, на профилактику девиантного поведения, сплочение курсантских коллективов, повышения уровня адаптации курсантов и ряд других мероприятий [10].

На основании решения сформулированных во введении задач статьи было установлено, что:

- процесс обучения в военных учреждениях войск Национальной гвардии в направлении противодействия экстремизму и терроризму регламентируется «Планом мероприятий по противодействию экстремистской идеологии в ФС ВНГ РФ до 2025 года», Указами Президента и приказами Росгвардии;

- комплекс блоков мероприятий, ориентированных на обучение противодействию терроризму и экстремизму, предусматривает подготовку и проведение мероприятий служебно-бытового применения, учебно-образовательной деятельности, выполнение заданий учебно-образовательных программ, выполнение комплекса мер военно-патриотической работы.

Библиографический список

Немаловажное значение в процессе обучения курсантов имеет агитационно-пропагандистская работа, имеющая интеграционные связи с военно-политической работой, в том числе и военно-патриотического информирования (в контексте данного вида обучения проводится единый день агитационно-пропагандистской работы); воспитательная работа. Курсантов также привлекают к работе в редакционной коллегии, с информационными источниками;

- наиболее действенными формами реализации конкретных блоков мероприятий являются как индивидуальная работа, так и работа с коллективом через общие собрания и собрания по категориям. Все вместе взятое укрепляет и поддерживает воинскую дисциплину и формирует профессиональные знания и умения, которые рассмотрены нами на примере комплекса обучения по антитеррористическим учебным материалам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, была достигнута цель статьи: анализ вопроса антитеррористической подготовки курсантов в военном институте показал, что система профессионального обучения в военных учреждениях войск Национальной гвардии является многоаспектным процессом, что требует единства обучения и воспитания личного состава.

Полученные выводы статьи могут быть использованы в практике работы высших учебных заведений иных силовых структур, при воспитании личного состава в действующих военных структурах.

1. Рыжова О.С., Сорочинская Е.Н. Социальная педагогика: учебно-методический комплекс на модульной основе. Москва: Directmedia, 2014.

2. Бережнова Л.Н., Гупалов М.М., Новожилов В.Ю. Стратегии междисциплинарности в военном вузе как условие самообразования курсантов. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012; Т. 4, № 56: 173 - 178.

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 02.07.2021 г № 400. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_389271/

4. Белоус О.И., Гупалов М.М., Смирнов А.М. Система управления образовательным процессом при подготовке специалистов в высшем военном учебном заведении. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015; № 11 (129): 48 - 56.

5. Петухов В.Б. Терроризм как социокультурное явление: учебное пособие к спецкурсу по культурологии для студентов 3-го курса УлГТУ Ульяновск: УлГтУ, 2006.

6. Божык Н.В. Компоненты, критерии и уровни сформированное™ готовности будущих учителей к обеспечению развития культуры здоровья учеников общеобразовательной школы. SCI-ARTICLE.RU. 2014; № 14. Available at: http://sci-article.ru/stat.php?i=1413822980.

7. Петрищев В.Е. Всероссийская научно-практическая конференция в МГУ им М.В. Ломоносова. Москва, 2010.

8. Поминова О.Л. Формирование личностных и профессиональных качеств у курсантов военных вузов ВВ МВД России. Научные исследования: Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2011; Выпуск 2.

9. Кисляков П.А. Причины формирования готовности грядущего преподавателя к обеспечению социальной безопасности. Ярославский педагогический вестник. 2011; Т. II, № 1.

10. Сивак А.Н. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности профессионального развития курсантов вузов внутренних войск МВД России. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012; № 1 (83): 135 - 138.

References

1. Ryzhova O.S., Sorochinskaya E.N. Social'naya pedagogika: uchebno-metodicheskij kompleks na modul'noj osnove. Moskva: Directmedia, 2014.

2. Berezhnova L.N., Gupalov M.M., Novozhilov V.Yu. Strategii mezhdisciplinarnosti v voennom vuze kak uslovie samoobrazovaniya kursantov. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2012; T. 4, № 56: 173 - 178.

3. Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 02.07.2021 g. № 400. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_389271/

4. Belous O.I., Gupalov M.M., Smirnov A.M. Sistema upravleniya obrazovatel'nym processom pri podgotovke specialistov v vysshem voennom uchebnom zavedenii. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2015; № 11 (129): 48 - 56.

5. Petuhov V.B. Terrorizmkaksociokul'turnoeyavlenie: uchebnoe posobie k speckursu po kul'turologii dlya studentov 3-go kursa UlGTU. Ul'yanovsk: UlGtU, 2006.

6. Bozhyk N.V. Komponenty, kriterii i urovni sformirovannosti gotovnosti buduschih uchitelej k obespecheniyu razvitiya kul'tury zdorov'ya uchenikov obscheobrazovatel'noj shkoly. SCI-ARTICLE.RU. 2014; № 14. Available at: http://sci-article.ru/stat.php?i=1413822980.

7. Petrischev V.E. Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya v MGU im M.V. Lomonosova. Moskva, 2010.

8. Pominova O.L. Formirovanie lichnostnyh i professional'nyh kachestv u kursantov voennyh vuzov VV MVD Rossii. Nauchnye issledovaniya: Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2011; Vypusk 2.

9. Kislyakov P.A. Prichiny formirovaniya gotovnosti gryaduschego prepodavatelya k obespecheniyu social'noj bezopasnosti. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2011; T. II, № 1.

10. Sivak A.N. Psihologo-pedagogicheskie usloviya, neobhodimye dlya povysheniya 'effektivnosti professional'nogo razvitiya kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2012; № 1 (83): 135 - 138.

Статья поступила в редакцию 30.03.22

УДК 37.08

Ivanova O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogical Technologies of Continuing Education, Institute of Continuing Education,

Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: ivanovaoa@mgpu.ru

Shalashova M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Director of Institute of Continuing Education, Moscow State Pedagogical University

(Moscow, Russia), E-mail: shalashovamm@mgpu.ru

Sharikov S.V., Ph.D, Head of Federal Project of Hospital Schools of Russia "UchimZnayem" (Moscow, Russia), E-mail: sh@uchimznaem.ru

Doluev I.Yu., Cand. of Sciences (History), tutor, Head of Regional Development Programs of Federal Project of Hospital Schools of Russia "UchimZnayem"

(Moscow, Russia), E-mail: doluev@uchimznaem.ru

TRAINING OF TEACHING STAFF FOR HOSPITAL SCHOOLS. Hospital schools are educational institutions operating in hospitals that implement programs of primary and secondary general education. The article deals with a problem of training teaching staff for hospital schools, describes foreign and domestic experience in this area. The innovative practice of professional retraining of parents of children undergoing long-term treatment in medical hospitals is presented. Features of the program and organization of the educational process of training teachers and parents of this category of children in medical institutions are described. A conclusion is made about the promising areas of the topic development: additional research in the field of didactics of teaching children undergoing long-term treatment; integration of opportunities and resources of formal and non-formal education; continued work to identify professional needs and deficits of hospital school teachers.

Key words: hospital school, long-term ill children, professional retraining of parents, teacher training, tutor support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.