Научная статья на тему 'Значение педагогической инициативы в противодействии идеологии терроризма в образовательной среде военных вузов внутренних войск МВД России'

Значение педагогической инициативы в противодействии идеологии терроризма в образовательной среде военных вузов внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕПРИВАЦИИ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВОЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бовда Юлия Витальевна

Настоящая статья может представлять интерес для исследователей, изучающих различные аспекты терроризма и его профилактики, а также для всех тех, кого интересуют актуальные проблемы педагогики. В статье рассматриваются возможности образовательной среды военных вузов внутренних войск МВД России в области противодействия идеологии терроризма. Пользуясь популярным языком, автор описывает роль педагогической инициативы в процессе развития современной педагогики. Наибольшее внимание в статье уделяется вопросам создания педагогических стратегий противодействия идеологии терроризма, формирования ценностных ориентаций, развития рефлексивной позиции и профилактики депривации потребностей подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение педагогической инициативы в противодействии идеологии терроризма в образовательной среде военных вузов внутренних войск МВД России»

Бовда Юлия Витальевна - адъюнкт Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, г. Санкт - Петербург, е-шай: аёуипк1:ига20132016@§шаИ. сот.

Бовда Ю. В.

ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Разработка педагогических стратегий противодействия идеологии терроризма является процессом творческим и во многом требует инновационного подхода. И закономерно, что на этом этапе (разработки) педагогических стратегий особое значение приобретают педагогические инициативы.

Инициатива всегда в своём определении содержит обозначение некоего первоначального действия на основе внутреннего побуждения и представляет особую разновидность творческой активности. Уровень проявления инициативы есть своеобразное мерило человеческой свободы и нередко является показателем социальной зрелости личности и её ответственности.

Основной характеристикой инициативы является её добровольный характер деятельности. Человек, социальная группа или учреждение берут на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общественных и юридических норм, уставных положений.

Говоря о педагогических инициативах, необходимо подчеркнуть, что они, безусловно, должны иметь гуманистическую направленность. То есть, не только не способствовать выхолащиванию человеческого в человеке, но больше того - защищать личность от утраты своей человечности, уберегать от любой попытки разрыва со своей человеческой природой.

Способность и готовность проявлять педагогическую инициативу (а именно, стремление к новым формам педагогической деятельности, умение трансформировать и внедрять в них имеющийся опыт, способность направлять свои действия на претворение в жизнь новых идей) является одной из важнейших составляющих компетенции педагога [5].

Педагогическая инициатива представляет собой реализацию способности педагога к эвристическому мышлению, нетривиальным решениям педагогических ситуаций, умением видеть возможности в противоречиях и при этом, особую мировоззренческую позицию педагога, побуждающую его к постоянному поиску новых форм педагогической активности и воплощению их в педагогической деятельности. Именно педагогические инициативы обеспечивают постоянное развитие образования.

Педагогическая инициатива может обретать различные формы и одной из них является педагогический проект.

Наша педагогическая инициатива связана с проблемой противодействия идеологии терроризма в образовательной среде военных вузов внутренних войск МВД России. В рамках инициативы нами был разработан педагогический проект, целью которого является формирование у курсантов отрицательного отношения к террористической идеологии.

Не секрет, что в ряду наиболее уязвимых, в плане подверженности экстремистским воззрениям, является молодёжная среда. В современных условиях частичной деилогизации общества, в силу своего максимализма, склонности к протестным реакциям, постоянной неудовлетворённости молодые люди становится не просто открытым для внедрения радикальных идей экстремизма, но, зачастую, активно их впитывают.

Подобная ситуация может быть обусловлена целым рядом факторов, таких как нехватка достоверной информации на фоне общего переизбытка информационных материалов, искажающих исторические события, некритичное приятие образов киноискусства и литературы, отсутствие критики информации, транслируемой СМИ, психологические особенности и другие.

Как следствие, одной из актуальных проблем противодействия идеологии терроризма в образовательной среде военных вузов является информационная дезориентация отдельных курсантов, которая, в свою очередь, служит формированию неверных убеждений. Убеждения,

укрепляясь со временем, имеют особенность становиться обоснованием для действий, особенно в ситуациях социально-бытовой и материальной неустроенности, при принятии трудных, с точки зрения нравственности, решений. Сочетание хорошей физической подготовки и специальных знаний о вооружении и технике с неустойчивой идеологической позицией поистине опасно.

Именно поэтому, в целях пресечения развития подобного явления, целесообразно проводить профилактику не только в направлении совершенствования материального обеспечения военнослужащих, но и в направлении формирования антитеррористического сознания военнослужащих ещё на стадии обучения в военных вузах.

Профилактика, о которой идёт речь, подразумевает разработку и внедрение педагогических стратегий предупреждения идеологии терроризма. Данные стратегии должны находить своё воплощение в любой сфере деятельности курсантов, реализовываться через личную примерность командиров и начальников, через просветительскую работу, профилактические мероприятия психогигиены, предупреждающие деструктивное развитие личности и так далее. В рамках предлагаемых стратегий обязательно должна проводиться работа по противодействию попыткам фальсификации исторических фактов и событий, которая в настоящее время приобретает всё большее значение не только для военных вузов, но и для всего российского общества [6].

В содержательном плане это предполагает воплощение крупномасштабного и продолжительного комплекса мер, в том числе и непрерывную деятельность по противодействию идеологии терроризма и экстремизма, которая включает в себя работу по разъяснению курсантам всей античеловечности терроризма, позиционирование образа террориста как антигероя, демонстрацию разрушительных последствий террористической деятельности, формирование установки на неотвратимость разоблачения и наказания за участие в террористической деятельности, работу по внедрению в сознание курсантов положительного отношения ко всему многообразию культур, формированию навыков кросскультурного взаимодействия.

По нашему мнению, разработку педагогических стратегий противодействия идеологии терроризма в условиях образовательной среды военных вузов необходимо сосредотачивать в направлении:

- развития критического восприятия экстремистской идеологии;

- гуманистического развития личности курсантов, что как результат будет находить выражение в отрицании установок террористической идеологии;

- влияние на иерархию ценностей курсанта.

Личностные ценности и ценностные ориентации человека всегда связаны с его целями и видением собственных жизненных перспектив. И даже более того, человек исходит из определенной иерархии личностных ценностей не только при постановке своих целей, но и при выборе способов их достижения.

В своих исследованиях И.В. Абакумова и М.В. Кларин подчёркивают, что смыслообразование, выработка и проживание ценностных отношений должно стать одним из важных путей развития образования [2,4].

В целях эффективного противодействия идеологии терроризма, необходимы ориентации, опирающиеся на значимые жизненные ценности человека, которые задают направление его развития, формируют его цели, помогают принять или выработать определённые установки.

Имеется потребность в разработке новой концепции безопасности человека, основанной на общечеловеческих ценностях, что активно поддерживается ЮНЕСКО.

Человеку жизненно необходимо осознавать ценности и смысл своего существования. По утверждению учёных, вероятность выживания человека в тяжелых условиях напрямую связана с уровнем его нравственного развития, устойчивой системой ценностей [3 - С. 44].

Этому нетрудно найти подтверждение и среди учёных, которые имели собственный опыт выживания в условиях тяжелейшей депривации важнейших человеческих потребностей, оставшись при этом не только яркими примерами силы духа, но и способности человека оставаться человеком в любых условиях [8].

Рефлексивная позиция представляет собой направленность на духовный самоанализ. Человек, не имеющий рефлексивной позиции, не отдаёт себе отчёта в своих действиях. Сформированная рефлексивная позиция предполагает определенную осознанность личностью себя, мотивов и результатов своих поступков, своего места в мире. Развитая рефлексивная

позиция помогает личности выбрать оптимальное направление своего развития и наполнить его содержанием, адекватным своим устремлениям [7].

Создавая длительные непреодолимые препятствия на пути человека к удовлетворению его ведущих или значимых потребностей, депривация зачастую служит основным фактором формирования фрустрированной личности, не способной к выходу из «замкнутого круга» собственных проблем и, в последующем, формированию выраженных акцентуаций характера и даже психопатизации личности за счёт «стирания» её внутреннего содержания.

Предупреждение депривации в образовательном процессе представляет собой педагогическую деятельность, направленную на устранение обстоятельств, подавляющих самоуважение, самоидентификацию и потребность в самовыражении и самореализации курсантов [1 - С.34-38]. Такая педагогическая деятельность оказывает неоценимую помощь курсанту, поскольку не только способствует разрешению проблем в настоящем, но и даёт возможность справляться с ними в дальнейшем.

Современный образовательный процесс в области обучения безопасности жизнедеятельности сосредоточен преимущественно на выработке навыков безопасного поведения в различных обстоятельствах. К сожалению, такой подход, не учитывающий, что основой безопасности жизнедеятельности является формирование мировоззренческих, духовно-нравственных основ, препятствует формированию целостного представления личности о безопасности жизнедеятельности.

При разработке педагогических стратегий предупреждения идеологии терроризма необходимо учитывать такие актуальные проблемы современного российского общества, как проявления религиозной нетерпимости и национализма. Развитие гуманного общества невозможно без развития и повышения уровня толерантности современного человека. Признание за другим права на суверенность, наряду с признанием его ценности, является необходимым условием элементарного выживания в современном мире.

Перечисленные стратегии находят воплощение в программе предлагаемого нами проекта, рассчитанного на курсантский состав военного вуза внутренних войск МВД России, который может быть использован как в целом (в качестве самостоятельного курса), так и частично, сочетая между

собой те или иные элементы проекта в зависимости от потребностей и возможностей военного вуза. Проект позволяет осуществлять деятельность по предупреждению идеологии терроризма и экстремизма системно и постоянно.

Проектом предусматривается проведение лекций, семинаров, круглых столов и тренинговых занятий, а также, разработку курсантами собственных «мини-проектов» в рамках предложенной темы.

Целью проекта является воспитание у курсантов неприятия идеологических основ террористического мировоззрения, формирование законопослушного поведения, привитие толерантного мировоззрения, развитие рефлексивной позиции.

При реализации проекта наибольшее значение, по нашему мнению, необходимо уделять идеологической составляющей, поскольку именно она оказывает наибольшее влияние на мировоззрение человека и его ценности,

обосновывает его поступки и задаёт направление его действиям.

& & &

1. Гуманитарные технологии в полиэтнической образовательной среде: предупреждение культурной депривации: Учебное пособие /Под ред. Л. Н. Бережновой, В. И. Богословского. - СПб.: Книжный Дом, 2007. - 240 с.

2. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) . — Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.

3. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М.: Пед. об-во России, 2000. - 304 с.

4. Психолого-педагогические основы развития личности в процессе образования : монография /Абакумова И. В. и др.; под науч. и общ. ред. В. В. Сохранова-Преображенского; М-во образования и науки РФ, О-во «Знание» России, Приволжский дом знаний, Пензенский гос. ун-т.- 2013 г. - 192 с.

5. Соломатина Т.Б. Инициативы в педагогической деятельности // Инициативы XXI века. Научный и общественно - просветительский журнал. 2013 год. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ini21.ru/arhiv/1-09/73.php

6. Стенограмма «круглого стола» «О противодействии попыткам фальсификации истории народов в ущерб интересам России» от 19 ноября 2012 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/30331].

7. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. - Красноярск, 2007. - 88 с.

8. Victor E. Frankl. Man's Search for Meaning.1985.Simon&Schuster. 221p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.