ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37:323.285 Бовда Юлия Витальевна
адъюнкт кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России
МЕМЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА
Bovda Yulia Vitalyevna
Postgraduate student, Theory and Methodology of Continuous Vocational Training Department, St. Petersburg Military Institute of the Internal Troops of the Ministry of International Affairs of Russia
MEMETIC APPROACH IN EDUCATION IN THE CONTEXT OF COUNTERACTION OF THE TERRORISM IDEOLOGY
Аннотация:
В статье рассматриваются возможности применения меметики в образовании в целях противодействия идеологии терроризма. Поднимаются вопросы формирования гражданской идентичности и неприятия террористической идеологии в молодежной среде, развития системы ценностных ори-ентаций и принципов ноосферного образования.
Ключевые слова:
гражданская идентичность, инновация, ноосфера, образование, противодействие идеологии терроризма, ценностные ориентации.
Summary:
The article deals with the opportunities of memetics in counteracting terrorism ideology through education. The author discusses questions of civic identity development and rejection of terrorist ideology by young people, development of values and principles of the noosphere education.
Keywords:
civic identity, innovation, noosphere, education, counteraction of terrorism ideology, value orientations.
Одним из направлений инновационного образования в настоящее время является формирование нового содержания образования, в том числе и формирование новых подходов, педагогических стратегий, технологий и методов.
Изучая передачу культурной информации, причины происхождения мемов, восприимчивость людей к ним [1, с. 10], меметика является особым подходом, который рассматривает идеи как единицы культурной информации [2, с. 242]. Мем представляет собой элемент многокомпонентного меметического комплекса, с помощью которого можно проникнуть в структуру любой идеологии [3]. Мем способен устанавливать бесконечное количество связей [4].
Информация, которую хранят мемы того или иного человека, берет свое начало как от его предков, так и от тех уникальных индивидуальных особенностей, которые заложила в нем природа. Одной из важнейших особенностей мемов является их способность к самовоспроизведению, то есть к репликации. Они могут воспроизводиться как от предков к потомкам, так и между представителями одного поколения. Также известно, что мемы могут находиться как в действующем, так и в латентном состоянии, могут действовать как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими мемами. Кроме того, мемы образуют целые комплексы, что происходит очень часто. Это, например, религиозные доктрины, а также целые идеологии, которые представляют собой наиболее сложные комплексные мемы, состоящие, в свою очередь, из других комплексов. Более того, мемы способны эволюционировать [5]. В образовании также продолжают складываться свои мемы. Например, футуристический мем о нейронете (сети, которая в скором будущем заменит интернет) [6, с. 17].
Когда известно, из чего состоит мем того или иного сообщества, то появляется возможность узнать, как с этим работать и каковы могут быть последствия. По утверждению исследователей [7; 8], мем может полностью модифицировать поведение человека, при этом контроль индивида над мемом минимален.
Таким образом, логичен вывод о том, что если мы в достаточной степени изучим феномен мемов, их жизнь и взаимодействие, то сможем целенаправленно воздействовать на их создание и воспроизведение в необходимом для нас направлении, в том числе и в области противодействия идеологии терроризма.
Однако подход к реализации педагогических стратегий противодействия идеологии терроризма в образовании через меметику, кроме новых опций, таит в себе и большую опасность, поскольку позволяет изобрести новые методики манипулирования массовым сознанием. Именно поэтому работа в данном направлении поднимает массу не менее важных, а возможно, и более
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 7)
значимых вопросов для человека: формирование гуманистической иерархии ценностей, развитие нравственности, отказ от психологического насилия и многие другие - и является процессом длительным, требующим больших энергетических затрат и ресурсов. На этом пути предстоит преодоление не одной ступени и решение целого спектра задач.
В настоящее время мы уже можем применять отдельные педагогические стратегии профилактики террористической идеологии, например, в целях формирования гражданской идентичности, которая в свою очередь будет базироваться на стратегии формирования ценностных ориентаций.
Чтобы идентичность объединяла группы, дифференцирующиеся по этническим, социальным и иным признакам, она должна быть максимально нейтральной и при этом достаточно сильной для того, чтобы удержать разноликое общество в единстве. Этим требованиям в полной мере удовлетворяет гражданская идентичность, которая не подразумевает исторической общности и единой культуры [9].
Органично сюда вписывается меметический комплекс «ноосферного» образования по Вернадскому, который может быть противопоставлен меметическим комплексам радикальных идеологий. Здесь мы говорим в первую очередь об образовании, создающем условия для развития человека - не потребителя, но творца, не противопоставляющего себя миру, но ощущающего себя частью мироздания, осознающего свою ответственность за грядущее.
Кроме того, ноосферное образование вовсе не вступает в противоречие с возможностью культурной самоидентификации, а наоборот, приветствует национальность и этническое, культурное разнообразие, позволяя каждой культуре проявляться в ее своеобразии.
Таким образом, ноосферное образование отвечает важнейшим критериям развития образования, в том числе обеспечивает реализацию одной из насущных потребностей образования -потребность в постоянном развитии и в работе на опережение.
Ссылки:
1. Культурология : дайджест. Вып. 16-19. М., 2001. 82 с.
2. Словарь терминов межкультурной коммуникации / И.Н. Жукова [и др.]. М., 2013. 632 с.
3. Ноосферное образование в евразийском пространстве. Т. 1 / под. ред. А. Субетто. СПб., 2009.
4. Менегетти А. Проект «Человек» / пер. с итал. Изд. 3-е. М., 2010. 386 с.
5. Броуди Р. Психические вирусы: как программируют ваше сознание. М., 2007. 301 с.
6. Миннибаев Е.К., Ширинкин С.А. Глобализация и национальные интересы России. Уфа, 2005. 316 с.
7. Броуди Р. Указ. соч.
8. Менегетти А. Указ. соч.
9. Технологии формирования толерантности в молодежной среде : курс лекций. М., 2009. 58 с.