Научная статья на тему 'Об основных подходах профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма в студенческой среде'

Об основных подходах профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
666
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / ПРОФИЛАКТИКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТ / СТУДЕНЧЕСТВО / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / YOUTH EXTREMISM / COUNTERACTION TO EXTREMISM / PREVENTION OF DISTRIBUTION OF TERRORISM AMONG YOUNG PEOPLE / IDEOLOGICAL WORK / SPIRITUAL AND MORAL IMMUNITY / STUDENTS / EDUCATIONAL WORK / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кипкеева Лейла Умаровна

Поднимаются вопросы противодействия распространения идеологии терроризма и экстремизма среди студентов учреждений высшего образования с использованием психолого-педагогических технологий и социально значимой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кипкеева Лейла Умаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE MAIN APPROACHES OF PREVENTION OF DISTRIBUTION OF IDEOLOGY OF EXTREMISM AND TERRORISM IN THE STUDENT''S ENVIRONMENT

Questions of counteraction of distribution of ideology of terrorism and extremism among students of institutions of higher education with use of psychology and pedagogical technologies and socially important activity are brought up.

Текст научной работы на тему «Об основных подходах профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма в студенческой среде»

УДК 32

ОБ ОСНОВНЫХ ПОДХОДАХ ПРОФИЛА КТИКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Кипкеева аспирант, Северо-Кавказская государственная

Лейла гуманитарно-технологическая академия

Умаровна (369000, Россия, КЧР, г. Черкесск, Ставропольская ул., 36).

Е-шаИ: [email protected]

Аннотация

Поднимаются вопросы противодействия распространения идеологии терроризма и экстремизма среди студентов учреждений высшего образования с использованием психолого-педагогических технологий и социально значимой деятельности.

Ключевые слова: молодежный экстремизм, противодействие экстремизму, профилактика распространения терроризма в молодежной среде, идеологическая работа, духовно-нравственный иммунитет, студенчество, воспитательная работа, патриотическое воспитание.

Современная ситуация развития межнациональных и межгосударственных отношений осложнена активным распространением экстремистских идей и вовлечением молодых людей в деятельность террористических организаций, радикальных религиозных объединений. Некоторые ученые и практики рассматривают этот процесс как идеологическую войну и одну из угроз национальной безопасности России.

Кроме того, следует учитывать, что с развитием процесса демократизации жизни общества протестные акции стали одним из эффективных методов воздействия на власть и сегодня широко используются различными организациями для лоббирования своих интересов. Причем формы организации и управления протестом изменяются весьма радикально.

Государственная политика Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму обеспечивается согласованными действиями всех элементов системы обеспечения национальной безопасности путем консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов гражданского общества, направленных на отстаивание национальных интересов Российской Федерации, комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в рассматриваемой сфере [11].

В настоящее время в Российской Федерации созданы условия для эффективной реализации государственной политики, направленной на противодействие идеологии терроризма и экстремизма: постоянно дорабатывается нормативно-правовая база, разработана концептуальная и методологическая практико-ориентированная основа, в том числе Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (2009), Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (2014), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (2015).

В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства России от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, говорится, что молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Молодежь призывают выступить проводником идеологии гражданского самосознания, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако, несмотря на меры, принимаемые государством по формированию концептуальных, нормативно-правовых и стратегических основ воспитательной политики, основная масса подрастающего

поколения по-прежнему находится в мировоззренческом вакууме, испытывая серьезные затруднения в выборе значимых ценностей.

По данным актуальных исследований, 35% молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 50% одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп. По экспертным оценкам, в среднем 80% участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет [1].

Молодежь считается категорией населения, наиболее уязвимой к восприятию идеологии экстремизма и терроризма по причине присущих ей типичных социально-психологических, физиологических, демографических и иных особенностей. При помощи современных технологий, объединенных понятием «информационный экстремизм», совершаются попытки формирования у молодых людей асоциального отношения к институтам государственной власти и обществу в целом.

Основным каналом информационного воздействия на молодежь сегодня выступает информационно-коммуникационная сеть Интернет - мощное средство влияния на молодых людей, проводят в виртуальной реальности большую часть времени. В виртуальном пространстве осуществляется управление деятельностью автономных групп, проводится идеологическая работа, сбор средств, а также непосредственная подготовка к совершению экстремистских акций.

Современные исследователи определяют молодежный экстремизм как негативное социальное явление, выражающееся в индивидуальном и групповом проявлении крайне неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов жизнедеятельности молодежи как особой социальной группы [7].

Молодежный экстремизм проявляется в акциях экстремистской направленности, пренебрежении к общепринятым нормам и правилам поведения, участии в актах вандализма, совершении антиобщественных противоправных действий.

Выступления экстремистских, националистически настроенных элементов в Москве, Воронеже, Санкт-Петербурге, Волгограде и ряде других регионов вызывают не только обеспокоенность и тревогу у граждан, но и обязывают государственные структуры и учреждения обратить особое внимание на вопросы межнациональных отношений. Этот процесс требует объединения усилий, консолидации всех заинтересованных сторон для создания условий и принятия эффективных мер.

Требуется актуализация всех направлений профилактической деятельности в связи с новыми рисками и угрозами, приоритетными в современной ситуации. Необходимо оперативное реагирование на актуальную ситуацию трансформационных процессов явления молодежного экстремизма и терроризма, построение эффективных методологически выстроенных моделей взаимодействия всех структурных элементов системы государственного противодействия вовлечению молодежи в деятельность радикально настроенных групп, купирование возникающих угроз и разворачивание системы упреждающих мер.

Для повышения эффективности принимаемых государством мер необходима опора на научную эмпирическую основу, позволяющую сформировать представление о причинах и факторах развития экстремистской идеологии и ее влиянии на современную молодежь, рисках вовлечения обучающихся и студентов в деятельность террористических группировок и радикально настроенных организаций.

Современными исследователями (Г.В. Мухамедзянова, Р.Х. Гильмеева и др.) предложена научная концептуализация проблемы формирования духовно-нравственного иммунитета обучающихся на основе культуро-компетентностного подхода. Духовно-нравственный иммунитет молодежи как основополагающая характеристика личности означает устойчивость смыслов и ценностей, ценностно-личностной позиции как системообразующего интеграционного компонента личности [3]. Е.А. Байер, используя авторский термин жизнестойкость, характеризует это качество как необходимую

характеристику личности, способной к независимому ответственному поведению, разрешению трудных жизненных ситуаций [2].

Учитывая мощную социальную функцию терроризма и экстремизма - объединение различных людей под единой идеей, для эффективного противостояния мощной террористической системе необходимо не только понимать природу явления, что на сегодняшний день практически сделано, но и использовать наиболее действенные профилактические методы.

Одним из целесообразных подходов является построение и реализация системного формирования стойкого неприятия молодыми людьми идеологии терроризма. Именно организации высшего образования, на наш взгляд, могут сыграть ключевую роль в решении этого вопроса.

Во-первых, зачастую в качестве объекта вербовки идеологов экстремизма выступает студенчество как наиболее прогрессивная часть молодежи, ее авангард. Во-вторых, именно вузы располагают мощнейшим ресурсным инструментарием, включающим профессорско-преподавательский состав, обладающий высоким научным, творческим и культурным потенциалом [7].

Важно отметить, что, в соответствии с традиционными подходами, национальный образовательный процесс в экономически развитых государствах включает реализацию: образовательных стандартов - освоение базовых учебных знаний и навыков; профессионального образования - самоопределение в соответствии с личностными склонностями и подготовку к реализации профессиональных компетенций;

социального образования, направленного на формирование общественно-значимых и иных социальных качеств;

гражданского образования, предполагающего формирование общественно-политической компетенции и гражданской идентичности, социальной активности и ответственности.

Федеральный закон «Об образовании» определил универсальные цели образовательного процесса, понимая его как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства».

В соответствии с изложенным, образовательные организации высшего уровня сегодня должны быть нацелены не только на обучение профессионалов, но и на формирование молодых граждан - убежденных патриотов, стойких к зависимому поведению и смещению идеологических устоев.

Цель социального и гражданского образования студентов может быть определена как формирование у молодых россиян личностных черт и качеств, из которых может впоследствии сложиться иммунитет против насаждения экстремистской идеологии, стойкое неприятие сущности терроризма.

Отметим наиболее значимые и актуальные направления построения эффективной работы по противодействию молодежному экстремизму, которые необходимо реализовать в работе с молодежью:

формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, гармонизации межнациональных отношений, содействия укреплению гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия;

развитие социальной компетентности, жизнестойкости; формирование просоци-альных установок, конструктивных моделей поведения;

психологическая поддержка развивающейся личности как субъекта социального взаимодействия, включение в альтернативную созидательную деятельность (волон-терство, гражданские инициативы);

обучение навыкам позитивного общения, умениям находить адекватные пути решения конфликтов;

формирование критического мышления, аналитических, оценочных, рефлексивных умений; развитие социального интеллекта (адекватная оценка социальных событий, информированность, успешная социальная адаптация);

правовое просвещение, информационное обеспечение профилактической деятельности;

развенчание идеологии экстремизма, деромантизация образа террористов и обучение молодых людей способам противодействия манипуляциям вербовщиков, формирование стойкой гражданской позиции по отношению к проявлениям экстремизма и терроризма.

Опираясь на опыт практической деятельности и научных исследований, содержание деятельности, направленной на противодействие распространению идеологии экстремизма, можно рассмотреть в ракурсе следующей организационно-управленческой модели, включающей следующие составляющие:

- предметно-структурный аспект, характеризующий поэлементно виды профилактической деятельности организации и соответствующие им области управления;

- организационно-методический аспект, определяющий порядок реализации запланированных мероприятий по видам деятельности;

- функционально-временной аспект, устанавливающий сроки протекающих процессов;

- ресурсно-методологический аспект, содержащий имеющиеся кадровые, финансовые, научно-методические и иные ресурсы, используемые в процессе профилактической деятельности;

- мониторинговый аспект, предполагающий оценку эффективности реализуемых методов и форм.

Целью такой комплексной и системной работы должно стать создание мотива-ционной основы, способной стойко определять ценностные ориентации и поведение молодого человека на протяжении многих лет.

В рамках психолого-педагогического подхода к анализу основных этапов профилактической деятельности необходимо отметить, что в рамках формирования российской идентичности молодых людей необходимо формировать культуру межнациональных отношений.

В действующем законодательстве Российской Федерации заложены правовые основы национально-культурного самоопределения граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, концептуальные основы этнокультурного образования, открыты возможности для решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Так, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 провозглашено единство культурного и образовательного пространства страны при всемерном содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций. В соответствии с законом, содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, независимо от расовой, национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Принципиально важным условием обеспечения надежной системы межкультурной коммуникации различных этнических групп является социально-культурная ситуация каждого региона, способная учитывать национальные отличия по демографическим, социальным, экономическим и собственно культурным параметрам. Перед регионами стоит задача не только открытого признания и создания условий для проявлений многообразия этнокультурных ориентации, но и предоставления равных возможностей для культурного выбора и культурного самоопределения этносов.

Нормы межкультурного и межнационального общения совместно с совокупностью устойчивых социально-психологических отношений, в конечном счёте, регламен-

тируют отдельные поступки и поведение в целом членов общества, проектируют и направляют развитие и формирование личности молодого человека, вырабатывая внутренние установки и модель поведения.

Ростовская область исторически полиэтнична. На ее территории проживают представители более чем 150 народов и этнических групп. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года русские составляют 90,34 % от общей численности населения. Около 10 % - другие этнические группы населения: армяне - 2,64 %, украинцы - 1,85 %, турки - 0,85 %, азербайджанцы - 0,43 %, цыгане - 0,40 %, корейцы -0,28 %, чеченцы - 0,27 %, даргинцы - 0,20 % и т.д.1

Специфической особенностью Донского края является казачество. Почти 30 тысяч жителей Дона в ходе последней Всероссийской переписи населения идентифицировали свою национальную принадлежность как казак.

Проводимая работа, пристальное внимание, уделяемое межэтническим и межрелигиозным отношениям в Ростовской области, позволяет обстановке в сфере межэтнических отношений в целом оставаться стабильной и контролируемой. Это подтверждается данными социологических исследований, проведенных ФСО России. Показатель: «доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений» вырос в 2016 году до 73,5% (в 2015 году - 72,3%, рост составил 1,2%).

В 2016 году федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет» (далее - ДГТУ) вошел в число первых опорных вузов Российской Федерации, которые получили статус «региональный многопрофильный университет». Сегодня ДГТУ стал центром создания инновационной экосистемы развития малого и среднего бизнеса, реализации значимых социальных и здоровьесберегающих проектов в регионе. В том числе ДГТУ является активным участником реализации проекта Минобразования и департамента по делам казачества Ростовской области проекта «Воспитан-на-Дону», созданного во исполнение Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в целях совершенствования и обновления региональной системы воспитания и социализации детей, учитывающей интересы детей и актуальные потребности региона. Среди задач проекта - создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения, научно-методическое обеспечение воспитательного процесса, повышение профессионального уровня специалистов по вопросам воспитания, а также содействие росту социальной, коммуникативной и педагогической компетентности обучающихся и членов их семей.

В ряду целей социальных и гражданских инициатив ДГТУ - активное продвижение добровольческих ценностей в молодежной среде, аккумуляция добровольческой деятельности, способной стать альтернативной противоправным и экстремистским проявлениям. В ДГТУ действуют 12 студенческих отрядов, первая в России академия «Реал Мадрид», Волонтерский центр чемпионата мира по футболу FIFA 2018, музейно-выставочный центр «Донская казачья гвардия», реализуются проекты: «Десант ГТО», «Дух и воля - сила Дона», «Центр развития добровольчества Ростовской области».

ДГТУ развивает международную деятельность - в настоящее время реализуется 56 договоров с университетами и организациями 48 стран. ДГТУ - один из крупнейших отечественных центров по подготовке иностранных граждан. В 2017 году в вузе обучается более 1700 иностранных студентов.

На базе ДГТУ работает Совет ректоров вузов Ростовской области. 2 марта 2017 года подписано Соглашение между Правительством Ростовской области и Советом ректоров вузов о совместной реализации мероприятий в сфере противодействия терроризму и экстремизму.

1 http://www.donland.ru/Socialnaya-sfera/Nacionalnye-otnosheniya/?pageid=77513 - Официальный портал Правительства Ростовской области

В настоящее время профилактическая деятельность строится в соответствии с Комплексным план совместных мероприятий на 2017-2018 гг. Совета ректоров с Мин-образованием Ростовской области, Главными управлениями МВД, ФСБ по Ростовской области, Ростовской-на-Дону Епархии РПЦ, РОМОО «Донской союз молодёжи», Общественной палаты Ростовской области по реализации основных направлений Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы.

План определяет основные мероприятия и направления деятельности вузов, направленных на противодействие экстремизму и терроризму. Приводим основные положения данного плана в качестве примера комплексной и системной профилактической работы по рассмотренному в статье вопросу.

Проведение мероприятий (круглые столы, семинары, конференции и т. д.) по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, формированию стойкого неприятия у обучающихся образовательных организаций неприятия идеологии национального, расового и религиозного терроризма.

Проведение опросов обучающихся об отношении к терроризму как способам решения социальных, экономических, политических, религиозных и национальных проблем и противоречий.

Проведение анкетирования и собеседований с иностранными гражданами, прибывшими для обучения в образовательные организации Ростовской области с целью выявления лиц, причастных к распространению идей радикального ислама и втягиванию молодёжи в деятельность религиозно-экстремистских структур и международных террористических организаций.

Проведение культурно-просветительских и воспитательных мероприятий в образовательных организациях высшего образования с участием представителей общественных и религиозных организаций, деятелей культуры и искусства по привитию молодёжи идей межнациональной и межрелигиозной толерантности.

Участие в межвузовских мероприятиях «День солидарности в борьбе с терроризмом», «День правовой помощи детям», «Терроризм не пройдёт».

Организация взаимодействия с зарубежными партнёрами по вопросам сопровождения процесса обучения ростовских граждан в иностранных и арабских образовательных организациях с целью своевременного выявления попыток вовлечения их в экстремистскую деятельность, принимать меры по своевременному пресечению таких попыток, в том числе путём отзывов обучающихся в Ростовскую область.

Проведение на регулярной основе встреч ректоратов с представителями посольств, консульств, стран по координации деятельности в решении вопросов обучения, а также социальных, бытовых и организационных вопросов.

Разработка, апробация и внедрение методических материалов по противодействию распространению идеологии экстремизма и терроризма, профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, интернет-зависимости и других видов нехимической зависимости среди молодежи.

Литература

1. Антонян Ю.М. Экстремизм и его причины. - М: Логос, 2011. - 288 с.

2. Байер Е.А. Реализация новой педагогической системы формирования жизнестойкости детей-сирот в условиях детского дома // Вестник спортивной науки. 2012. № 1. -С. 44-52.

3. Гильмеева Р.М. Духовно-нравственные векторы формирования гражданской идентичности молодого россиянина.// Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде: сборник статей; III Всероссийская научно-практическая конференция (Москва, 27-28 сентября 2016 г.). - М.: МГИМО-Университет, 2016. - 145 с.

4. Клейберг Ю.А. Девиантология терроризма и экстремизма: монография. - М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2016. - 140 с.

5. Меркулов П.А. Государственная молодежная политика как инструмент в борьбе с экстремизмом // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 4. С. 83-91.

6. Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика: материалы международной научно-практической конференции (23-24 мая 2014 г.). В 2-х ч. - М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. - 526 с.

7. Неверов А.П. Проблемы противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательных учреждениях // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2017. №6. -С. 28-33.

8. Обзор. НЦПТИ. / Журнал Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет. Вып. № 8, июнь 2016 г. - Ростов н/Д.: ООО «ДГТУ-ПРИНТ», 2016. - 55 с.

9. Предупреждение вовлечения молодежи в террористические и экстремистские организации. Методические рекомендации. - СПб.: «Издательство «РУСЬ», 2016. - 64 с.

10. Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 15-16 сентября 2015 г.). - М.: МГИМО-Университет, 2015. - 142 с.

11. Экстремизм: стратегия противодействия и прокурорский надзор: монография / [П.В. Агапов, С.В. Борисов, А.С. Васнецова и др.];Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2015. - 428 с.

Kipkeeva Leyla Umarovna, graduate student, North Caucasian state humanitarian and technological academy (36, Stavropolskaya St., Cherkessk, KChR, 369000, Russian Federation). E-mail: [email protected]

ABOUT THE MAIN APPROACHES OF PREVENTION OF DISTRIBUTION OF IDEOLOGY OF EXTREMISM AND TERRORISM IN THE STUDENT'S ENVIRONMENT

Abstract

Questions of counteraction of distribution of ideology of terrorism and extremism among students of institutions of higher education with use of psychology and pedagogical technologies and socially important activity are brought up.

Keywords: youth extremism, counteraction to extremism, prevention of distribution of terrorism among young people, ideological work, spiritual and moral immunity, students, educational work, patriotic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.