21. Shahanskaya, A. (2013). Influence of animated movies on development of children of younger school age. Gerald of Chelyabinsk State university. No. 22, 2013. Pp. 286-289. (In Russian).
22. Shmitko, E. Study of mediobasal today's youth based on the youth edition of «Student Meridian» and «LA Youth». Philology and literature. No. 11 // [Electronic resource]. URL: http://philology.snauka.ru/2013/11/607 (дата обращения: 11.05.2017). (In Russian).
23. Tarasov, K. (1997). Violence at cinema: attraction and pushing away. Test of a competition. Moscow: Publishing house of scientific research institute of motion picture art, 1997. Pp. 74-97. (In Russian).
24. Usov, Y. (1980). A technique of use of cinema art in ideological and esthetic education of pupils of 8-10 classes. Tallinn, 1980. 125 p. (In Russian).
25. Wenger, A. (2005). Psychological inspection of younger school students /Wenger, A. Zuckerman, G. Moscow: Vlados-Press, 2005. 359 p. (In Russian).
ВНИМАНИЕ: ОПЫТ
УДК 37.01
ББК 74.00
Кондракова Эльвира Дмитриевна
Кандидат педагогических наук, профессор, советник ректора по воспитательной и внеаудиторной работе Пятигорского государственного университета. Пятигорск, Россия.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ НА ТЕРРИТОРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ И СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЩЕЖИТИЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ*
В статье рассматривается потенциал высшего учебного заведения инновационного типа в противодействии распространению идеологии экстремизма и терроризма. Охарактеризованы наиболее эффективные формы работы в данном направлении, инициированные педагогами и учащимися.
Ключевые слова: противодействие терроризму и экстремизму; образовательная организация; студенческое общежитие.
* Работа подготовлена при поддержке Министерства образования и науки РФ, проект № 27.4333.2017/НМ «Анализ и обобщение опыта работы образовательных организаций
высшего образования по противодействию экстремизму и разработка на их основе механизмов противодействия экстремизму на территории образовательных организаций и студенческих общежитий».
E. D. Kondrakova
Pyatigorsk, Russia
COUNTERACTING EXTREMISM IN THE TERRITORY OF THE EDUCATIONAL
ORGANIZATION AND STUDENT HOSTELS: FROM WORKING EXPERIENCE
The article discusses the potential of higher educational institutions of innovative type in countering the ideology of extremism and terrorism. Describes the most effective forms of work in this direction initiated by the students and teachers.
Keywords: counter-terrorism and extremism; education organization; student dormitory.
Проблема распространения идеологии терроризма и экстремизма приобрела в начале XXI века глобальный характер: террористические и экстремистские группировки в мире наращивают свой потенциал, влияют на общественное сознание, разрушая основные жизненные установки и ценности людей. Подрастающее поколение в этих условиях оказывается наиболее незащищенной в социально-культурном и психологическом отношении категорией населения, подростки и молодежь находятся в своего рода духовном вакууме, они дезорганизованы, подвержены влиянию экстремизма и нетерпимости, разрушающих традиционные национальные и религиозные ценности народов России. Именно эта среда, по мнению специалистов, требует активизации всех форм деятельности по формированию навыков толерантности, умения понимать и принимать национально-культурные, конфессиональные особенности окружающих, т. е. необходимо способствовать становлению личности молодых людей с устойчивой гражданской позицией, готовых противостоять идеологии фашизма, ксенофобии, терроризма, различным экстремистским тенденциям.
Анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой проблеме подтверждает, что трансформация российского общества на современном этапе характеризуется
множественностью социальных и личностных конфликтов. Отмечается, что, с одной стороны, обострение и значительная интенсивность столкновений присущи всякой модернизирующейся системе, в том числе общественной, с другой стороны, в российском обществе накопился ряд как объективных условий, так и субъективных факторов конфликтности, которые отличают переходные процессы в данной стране от других. Среди таких факторов межконфессиональные и межнациональные отношения, генерирующие конфликтность в современном обществе, порождающие экстремизм и терроризм, а следовательно, требующие особого внимания со стороны государства и социума. В ходе длительного совместного проживания в рамках единого полиэтничного и многоконфессионального государства у населения сформировалось чувство сопричастности судьбе России, общие этнические и этнокон-фессиональные представления, предпочтения, ориентации. И становится очевидно, что будущее России, ее единство и государственная целостность во многом зависят от отношений между различными группами, складывающихся как в центре, так и в регионах [Мухаметзя-нова, Мухаметзянов, Храпаль, 2015, с. 12]. Конфликтность, насилие, агрессивность в таких отношениях, часто наблюдающиеся в последние годы, авторы рассматривают как особую угрозу, поскольку они выступают одной из первопричин экстремизма и терроризма.
В силу ее социальных характеристик и присущей ей остроты восприятия окружающей ситуации молодежную среду характеризуют как часть общества, в которой накопление и реализация негативного, зачастую протестного потенциала происходят наиболее быстро. Под влиянием политических, экономических, социальных и иных факторов в данной среде, больше других подверженной деструктивным влияниям, легче и скорее формируются радикальные убеждения и взгляды [Бабиянц, 2011, с. 28-32]. Молодые граждане активно пополняют ряды террористических и экстремистских организаций, которые используют российскую молодежь в целях достижения своих политических интересов. Деятельность таких экстремистских движений в последние годы значительно активизировалась. По экспертным оценкам, подавляющее большинство (в среднем 80 %) участников организаций террористического и экстремистского толка составляют лица моложе тридцати лет [Бочаров, 2013, с. 48].
Международный и российский опыт противодействия терроризму и экстремизму свидетельствует: силовые методы решения обозначенной проблемы лишь на время замораживают конкретные угрозы совершения террористических актов, однако в целом, пока сохраняется система воспроизводства инфраструктуры терроризма, такие угрозы будут существовать [Geneva Conference...; Reardon, 2011]. Ключевыми звеньями данной системы авторы Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации называют идеологию терроризма и экстремизма, каналы ее распространения, вдохновителей и носителей, а также лиц, подпадающих под ее влияние. Сказанное делает актуальной необходимость предпринимать системные меры по противодействию экстремизму со стороны государственных органов -посредством надлежащей информационной политики, соответствующей антитеррористической работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. И в общем комплексе этих мероприятий особую роль следует отводить образовательным организациям, огромный потенциал которых в воспитании полноценной личности будущих граждан, формировании ценностных ориентаций обучающихся, профилактике и своевременному предотвращению негативных общественных явлений обусловлен спецификой их деятельности [Орлов, 2015, с. 12]. Значимость системы образования в противостоянии идеологии экстремизма определяется и тем, что в современных условиях образование является наиболее универсальным социальным институтом, охватывающим практически всех членов общества (уже по самой своей социальной природе оно выполняет объединительные функции); влияние на процесс личностного развития в рамках этого института наиболее научно обоснованно, системно и организованно; система образования обеспечивает становление человека как патриота и гражданина - главного созидателя будущего страны; при этом очевидно, что системообразующая роль образования в российском обществе непрерывно возрастает [Орлов, 2015, с. 12].
Следует понимать, утверждают ученые, чиновники и практические работники образования, что образовательные учреждения - ключевой и неотъемлемый элемент социализации современной молодежи. Практически каждый представитель подрастающего поколения включается в эту систему вне зависимости от его этнической принадлежности, религиозных
убеждений, политических взглядов, личных предпочтений. Однако в современной образовательной системе Российской Федерации непростительно мало внимания уделяется формированию у молодежи своеобразных «фильтров» по отношению к радикальным идеям. Из-за такого положения вещей молодежь, оказавшаяся в окружении носителей экстремистских убеждений, не в состоянии адекватно оценивать угрозы и оперативно принимать правильные решения [Заварзин, 2015, с. 136]. Как показали наши исследования, даже высокий уровень культуры и образования не всегда помогает молодым людям провести границы между допустимым и недопустимым [Кондракова, 2015, с. 60]. Это свидетельствует о необходимости провести существенную трансформацию образовательного процесса в части, касающейся воспитания у юношей и девушек законопослушного поведения.
При разработке программы по противодействию экстремизму на территории образовательной организации и студенческих общежитий мы пришли к выводу о том, что низкий уровень социокультурного восприятия проблемы экстремизма обучающимися - следствие отсутствия у них объективной и достаточной информации по проблеме, преобладания содержательного восприятия, что неизбежно приводит к широкому распространению экстремистских настроений среди подрастающего поколения. У многих из опрошенных отсутствует глубокое понимание вопросов экстремизма, не сформирована должная информационная база, а это ведет к тому, что они могут стать участниками подобных организаций, даже иногда не подозревая, во что оказались вовлечены. Исходя из сказанного, необходимым социокультурным условием профилактики экстремизма мы считаем информационно-просветительную деятельность. В ходе ее воспитанники получают определенный уровень знаний, умений и навыков по проблеме экстремизма.
Учитывая полученные в ходе диагностических мероприятий результаты, мы выделили уровни сформированности экстремистских установок личности, на которые опирались затем при разработке программы по профилактике экстремистской деятельности на территории образовательной организации и студенческих общежитий. Выявленные нами в ходе моделирования программы социокультурные условия развития самодостаточной и толерантной личности легли в основу приоритетных направлений в системе профилактических мер. Эти
условия составляют совокупность технологических компонентов социокультурной деятельности по профилактике экстремизма в молодежной студенческой среде, включающую: организационно-педагогический компонент, направленный на овладение умениями, знаниями, навыками восприятия, необходимыми для существования в мультикультурном обществе (участие в организации национальных праздников, проведение тематических вечеров); социально-психологический компонент, предполагающий мотивированное включение в куль-туротворческую деятельность, межкультурное и межконфессиональное взаимодействие, а также развитие самодеятельных начал личности (занятия по формированию толерантного сознания, тренинги лидерства, проект проведения мероприятий антиэкстремистской направленности); кадровый компонент, основанный на изучении менеджмента социокультурной деятельности в ходе подготовки к антитеррористической и антиэкстремистской работе.
Концептуальную основу программы формирования умений и навыков межкультурного взаимодействия в целях своевременного предотвращения проявлений экстремизма и терроризма обеспечили в Пятигорском государственном университете разработка и реализация комплекса взаимосвязанных концепций, представляющих университет как центр миротворчества, центр многоцветья языков и культур, как модель поликультурного гражданского общества и профессионального сообщества, как площадку государственно-конфессионального и межконфессионального взаимодействия. Вовлечение обучающихся в ПГУ в единое поле деятельности помогает созданию уникального пространства общей культуры, в котором молодые люди ощущают себя в составе цельного коллектива, получая в то же время множество возможностей для национального самовыражения и самоидентификации. По нашему убеждению, эта творческая, дружественная среда, в которую студенты погружаются, начиная с первых дней обучения, нейтрализует проявления конфликтности и создает предпосылки для эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса [Проблемы воспитательной деятельности..., 2015, с. 120].
С этой целью в рамках реализации Программы стратегического развития Пятигорского государственного университета предполагается решение комплекса задач, среди которых наиболее значимой является: «формирование передовой системы преобразовательно-ориентированной мировоззренческой подготовки выпускников как преобразовательных лидеров,
выражающих российский духовно-нравственный императив, способных и готовых обеспечивать российское интеллектуально-инновационное лидерство, защиту государственных интересов Российской Федерации и противодействие идеологии экстремизма и терроризма» [Горбунов, 2013, с. 48]. Выступая субъектом общей системы общественных, политических, социальных и культурных отношений, ПГУ вносит неоспоримый вклад в реализацию социальной политики государства на основе соответствующих законов, указов Президента России В. В. Путина, государственных целевых программ и современных политических доктрин, в начале XXI века создавших предпосылки для масштабной профилактики проявлений экстремизма, ксенофобии и межнациональной нетерпимости. В своей деятельности вуз руководствуется также постановлением Правительства Ставропольского края от 29.04.2013 (с изменениями) «О системе мониторинга и оперативного реагирования на проявления религиозного и этнического экстремизма в Ставропольском крае», решением Совета при губернаторе Ставропольского края по вопросам межэтнических отношений от 20.10.2015, положениями региональных и муниципальных программ, таких как «Ставрополье - антитеррор», «Безопасный Пятигорск» и другими документами.
Пятигорский государственный университет включён в систему международных и межрегиональных связей, расширяющих мировоззренческие и социальные и горизонты студенчества в сфере охраны прав человека и гражданина, нейтрализации расизма, профилактики общения на «языке вражды», этноцентризма, религиозного экстремизма. Целостная система, которая создана и совершенствуется в ПГУ, направлена на воспитание людей с инновационным мышлением и активной жизненной позицией, на формирование личностей, способных уважать иные культуры и на этой основе противостоять нарушениям норм правопорядка, всячески противодействовать экстремизму и терроризму.
Студенческая молодежь ПГУ самостоятельно или в сотрудничестве с преподавателями инициирует и проводит акции, тренинги и другие проекты, имеющие своей целью популяризацию общечеловеческой и национальных культур, противодействие возможным проявлениям экстремизма, распространение миротворческого посыла. В числе их: Молодежный совет по межэтническим отношениям; Центр Дружбы; Миротворчество; Тропою горцев; Фестиваль «Россия - наш общий дом»; Кавказский турнир; Памятная акция, приуроченная ко
Дню солидарности в борьбе с терроризмом; Пятигорская Международная Модель ООН; дискуссионно-политический клуб «Глобус»; Вуз - территория толерантности; Мы - одна семья; Все мы вместе, но мы разные; Сила толерантности и др. Реализация подобных проектов позволяет молодежи собственными силами преодолевать стереотипы и создавать пространство для мирного межэтнического сосуществования и межличностного взаимодействия, преобразовывать мир в направлении сотрудничества разных народов и государств.
Программа Пятигорского государственного университета по противодействию экстремизму на территории образовательной организации и студенческих общежитий основана на идее «рационального сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека» [Кожанов, 2017, с. 316]. Действия следует направлять на усиление и интеграцию воспитательных воздействий вуза, семьи, СМИ, общественных объединений. Жизнедеятельность воспитанника протекает в искусственно создаваемых позитивных, конструктивных полях, в рамках которых происходит его становление, он усваивает нормы поведения в обществе, учится решать важнейшие мировоззренческие вопросы. Основной ресурс данной программы - система образования как наиболее организованный социальный институт, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности социума.
В соответствии со средовым подходом, на котором базируются все мероприятия Программы, создаются условия, значительно снижающие возможности проявления экстремистской активности молодым человеком. Существенное место в системе профилактики экстремистских проявлений на территории вуза и студенческих общежитий отводится деятельности студий, клубов, факультативов, молодежных средств массовой информации. Их задачей является организация позитивного развивающего досуга молодого поколения посредством эффективной и привлекательной для него деятельности.
Таким образом, в ходе реализации существенных направлений деятельности вуза по противодействию проявлениям экстремистского и террористического характера создаются возможности для полноценного разностороннего развития обучающихся, обеспечения дальнейшего развития вуза как субъекта социокультурной инфраструктуры региона, как транслятора социокультурных ценностей, которые оказывают позитивный эффект на социализацию мо-
лодежи, воспитывают личность, выражающую российский общенародный духовно-нравственный императив, задающую активную жизненную позицию в деле противостояния любым асоциальным явлениям, включая радикализм, экстремизм, терроризм во всех их формах.
Работа подготовлена при поддержке Министерства образования и науки РФ, проект № 27.4333.2017/НМ «Анализ и обобщение опыта работы образовательных организаций высшего образования по противодействию экстремизму и разработка на их основе механизмов противодействия экстремизму на территории образовательных организаций и студенческих общежитий».
Библиографический список
1. Бабиянц К. А. Научно-исследовательские и психокоррекционные возможности методики по устранению причин и факторов роста экстремизма в молодежной среде // Психология в вузе. 2011. № 5. С. 23-42.
2. Бочаров Р. А. Профилактика политического экстремизма и терроризма в молодежной среде // Власть. 2013. № 5. С. 46-49.
3. Горбунов А. П. Преобразовательный (креативно-инновационный) университет как ответ на вызовы новой эпохи // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 42-59.
4. Заварзин Д. С. Образовательные учреждения как элемент архитектуры противодействия распространению экстремистских и радикальных идей // Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи. Роль и задачи образовательных организаций. Материалы научно-практической конференции. М., 2015. С. 134-136.
5. Кожанов И. В. Модель формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования // Педагогический журнал. 2017. Том 7, 2А. С. 315-326.
6. Кондракова Э. Д. Формирование базовой культуры личности в контексте реализации основ государственной молодежной политики: монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2015. 74 с.
7. Мухаметзянова Ф. Ш., Мухаметзянов И. Ш., Храпаль Л. Р. Идеи толерантности, межкультурного и межконфессионального диалога в условиях развития национального образования в поликультурном пространстве российского общества // Казанский педагогический журнал. 2015. № 1(108). С. 11-16.
8. Орлов А. А. Международный опыт в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма. Безопасность образовательной среды: противодействие идеологии терроризма и экстремизма: материалы научно-практической конференции (Москва, 8-9 сентября 2014 г.). М.: МГИМО-Университет, 2015. С. 7-14.
9. Проблемы воспитательной деятельности в образовательных организациях в современных социокультурных условиях: опыт вузов России: монография / Э. Д. Кондракова, Р. М. Петрунева, М. Н. Филатова, В. Д. Васильева; под общ. ред. А. Р. Савелова. Пятигорск, 2015. 279 с.
10. Cuesta Jose L. Traitement juridique du terrorisme en Espagne // Revue de science criminelle et de droit репа1 compare. 2007. № 3. P. 602.
11. Geneva Conference on Preventing Violent Extremism. URL: https://www.un.org/counterterror-ism/ctitf/en/geneva-conference-preventing-violent-extremi sm.
12. Reardon В. A. Tolerance the Threshold of Peace. New York: The Teacher's Library, 2001. P. 120.
References
1. Babiyants K.A. (2011). Scientific-research and psychocorrectional capabilities of methods to eliminate the causes and factors of the growth of extremism in the youth environment // Psychology in the university. 2011. № 5. Pp. 23-42. (In Russian).
2. Bocharov R.A. (2013). Prevention of Political Extremism and Terrorism in the Youth Environment // Vlast. 2013. № 5. P. 46-49. (In Russian).
3. Cuesta Jose L. (2007). Traitement juridique du terrorisme en Espagne // Revue de science crimi-nelle et de droit prénal comparé. 2007. No. 3. P. 602.
4. Geneva Conference on Preventing Violent Extremism. URL: https://www.un.org/counterterrorism/ctitf/en/ge-neva-conference-preventing-violent-extremism.
5. Gorbunov A.P. (2013). Transformative (creative-innovative) university as a response to the challenges of a new era // Higher education in Russia. 2013. No. 8-9. Pp. 42-59. (In Russian).
6. Kondrakova E.D. (2015). Formation of the basic culture of the individual in the context of the implementation of the foundations of state youth policy: monograph. Pyatigorsk: PGLU, 2015. 74 p. (In Russian).
7. Kozhanov I.V. (2017). Model of the formation of the civil identity of the individual in the process of ethnocul-tural socialization in the system of continuous education // Pedagogical Journal. 2017. Volume 7, 2A. Pp. 315-326. (In Russian).
8. Mukhametzyanova F.Sh., Mukhametzyanov I.Sh., Khrapal L.R. (2015). Ideas of tolerance, inter-cultural and inter-confessional dialogue in conditions of development of national education in the multicultural space of Russian society // Kazan Pedagogical Journal. 2015. No. 1 (108). Pp. 11-16. (In Russian).
9. Orlov A.A. (2015). International experience in the field of countering the ideology of terrorism and extremism. Security of the educational environment: counteraction to the ideology of terrorism and extremism: materials of the scientific and practical conference (Moscow, September 8-9, 2014). Moscow: MGIMO-University, 2015. P. 7-14. (In Russian).
10. Problems of educational activity in educational organizations in modern socio-cultural conditions: the experience of Russian universities: monograph / E.D. Kondrakova, R.M. Petruneva, M.N. Filatova, V.D. Vasilyeva; under obs. red. A.R. Savelova. Pyatigorsk, 2015. 279 with. (In Russian).
11. Reardon V.A. (2001). Tolerance the Threshold of Peace. New York: The Teacher's Library, 2001. P. 120.
12. Zavarzin D.S. (2015). Educational institutions as an element of the architecture of counteraction to the dissemination of extremist and radical ideas // Forms and methods of countering the spread of the ideology of extremism and terrorism among young people. The role and tasks of educational organizations. Materials of the scientific-practical conference. M., 2015. P. 134-136. (In Russian).
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
УДК 37.037.1
ББК 75.0
Одинцова Валентина Исаевна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры Донского государственного технический университет Ростов-на-Дону, Россия
ОБЩАЯ НУТРИЦИОЛОГИЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ
В статье мы обосновали целесообразность учебной дисциплины «Общая нутрициоло-гия», реализуемой при подготовке бакалавров по направлению «Спортивная тренировка». Она позволяет студентам овладеть: знаниями об основах рационального питания, умениями формировать адекватное пищевое поведение во время тренировочного процесса и соревнований, компетенциями по эндоэкологической безопасности питания спортсменов. Рассмотрено содержание одной из тем курса: «Результаты применения пищевой добавки «New Life 1000» на фоне сбалансированной диеты».
Ключевые слова: студенты, спортивная тренировка, общая нутрициология.