УДК 317.5
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОР
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА
В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В.А. Горбунов, В.Г. Холоднов
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования гражданской идентичности как фактора противодействия идеологии экстремизма в учебных заведениях Республики Татарстан. Авторами рассмотрено понятие «идентичность» с различных научных позиций; показаны ее позитивные и негативные проявления. Раскрыта актуальность формирования гражданской идентичности учащейся молодежи в Российской Федерации в целом и в Республике Татарстан в частности. Приведены основные направления государственной политики по противодействию экстремизму в сфере образования в Российской Федерации и Республике Татарстан.
Ключевые слова: гражданская идентичность, противодействие идеологии экстремизма, образование, образовательные организации, государственная политика.
THE FORMATION OF CIVIL IDENTITY AS A FACTOR OF
COUNTERACTION TO EXTREMIST IDEOLOGY IN
HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN
V. Gorbunov, V. Kholodnov
Abstract. The article is devoted to the process of formation of civic identity as a factor of counteracting the extremist ideology in the education system of the Republic of Tatarstan. The authors pay attention to the notion "identity" from the different points, to its positive and negative displays. The authors also touch upon the relevance of the formation of civic identity of young students in the Russian Federation and Tatarstan. The main directions of state policy concerning counteraction to terrorism in the field of education of Russia and Tatarstan are stated.
Keywords: civil identity, combatting the ideology of extremism, education, educational establishments, state policy.
В современном российском обществе экономический кризис социальной системы ставит перед научным и педагогическим сообществом задачи нового понимания феномена идентичности, ее структуры, видов и условий становления в системе образования. Важно отметить, что данная проблема рассматривалась с позиции разных наук: философии, психологии, антропологии, социального знания, а также профессиональной, половой, индивидуальной и этнической идентичности.
Категория «идентичность» известна со времен Аристотеля, но и в наши дни ведутся споры о её фундаментальности. Если первоначально «идентичность» рассматривалась как характеристика всеобщности бытия, исключающая различия, то в ХХ в. появились противоположные философские взгляды (Делез и Деррида), которые поставили под сомнение исходную позицию трактовки идентичности. На защиту прав «неидентичности» встали Адорно и Хоркхаймер, которые доказали различия идентичности по направлениям и содержанию.
Идентичность изначально рассматривалась как социальное образование: индивид видит себя таким, каким его видят другие. Работы Мида и Кули легли в основу концепции символического интеракционизма, в которой «Я» - идентичность
рассматривается и как результат социальной интеракции, и как фактор, обусловливающий социальную интеракцию, что дало толчок к разработке теории ролей. Иными словами, у индивида не одна, а несколько идентичностей. Встает проблема, как привести идентичность к тождеству с самим собой? Благодаря работам Э. Гоффмана, создавшего так называемую драматическую модель социального
взаимодействия, в научный оборот вошли такие метафоры, как «сцены», «инсценирование», «самоопределение», «команды», «ролевая дистанция». Э. Гоффману же принадлежит и описание способности индивида к рефлексии на собственные социальные роли,
«самонаблюдению», дистанцированию от тех ролей, которые он играет.
В современных условиях значительное расхождение существует между понятиями «идентичность» и «национализм». В интервью академика РАН В. Тишкова отмечается, что в головах людей сейчас полная путаница из старых и новых понятий. Одно понимание -нация - это россияне, гражданская идентичность; другое - нация - это этническая идентичность: русские, татары, якуты и т.д.
Первая идентичность человека
характеризуется половыми признаками, потом идут гражданская и этническая идентичность. С
1990 г. в России доминирующими в изучении были проблемы этнической и региональной идентичности. Например, в Москве до сих пор 60% населения ощущают, прежде всего, свою связь с городским пространством, что они -москвичи, лишь потом россияне и русские. В Томске, Екатеринбурге, Воронеже российская идентичность обогатила региональную идентичность. Очень высока региональная идентичность в Татарстане, здесь даже проживающее русское население считает себя, прежде всего, татарстанцами.
Согласно Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [1, ст.28].
В российском законодательстве действия, подпадающие под определение экстремистских, содержатся в статье 1 Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Экстремистская идеология -система взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов [2,
с.1].
Идентичность может выражаться в ее позитивных и негативных проявлениях. Это предопределяет внимание общества к проблемным ситуациям с целью предупредить развитие ксенофобии и экстремизма среди учащейся молодежи. В 2000-е годы идентичность граждан в российском обществе находилась в состоянии кризиса. Менялись базовые представления о её структуре; снижалось значение приоритета федеральной компоненты в сравнении с региональной и этнической составляющими в структуре идентичности. Большинство людей активного возраста в Российской Федерации и Республике Татарстан болезненно пережило изменение границ государства с распадом СССР и утрату единого культурного пространства, смену общественных отношений, изменение представлений о месте государства в мировом сообществе. Изменилось представление о роли религий; появилась необходимость включения в образовательный процесс предметов «Религиоведение» и «История мировых религий», что высветило новые проблемы конфессиональной идентичности среди молодежи и студентов. Поэтому одной из
важнейших задач сегодня становится формирование гражданской идентичности учащейся молодежи в Российской Федерации, в целом и в Татарстане, в частности. От того, кем себя чувствуют молодые россияне - гражданами своего государства в мировом сообществе, людьми, ответственными за свое Отечество, готовыми воспринимать изменения рыночной экономики или маргиналами, остающимися в лоне националистических предрассудков, зависят самооценка состояния общества и имидж российского государства за рубежом, определяющий развитие партнерских отношений с другими странами.
Многоаспектное исследование специфики современной молодежи, проживающей в различных регионах России, позволяет прогнозировать будущее состояние
общественного сознания. Понимание реальных трендов становления и развития гражданской и этнической идентичности студенческой молодежи важно потому, что они определяют стратегию демократических преобразований гражданского общества и всей политической системы Российской Федерации. Выбор пути модернизации страны требует объективного осмысления новых стандартов образовательного и воспитательного процессов. На передний план выходит приоритет сложной проблематики формирования политического и правового сознания молодежи как наиболее энергичной и дееспособной социальной силы, от которой зависит стабильность государственного и экономического развития и
конкурентоспособность Российской Федерации на мировой арене.
Здесь особенно значимую роль играет культурно-религиозный фактор. Невежество, неправильное понимание подрастающим поколением мировых религий очень часто для многих семей оборачивается трагедией. Отдельные молодые люди подвергают себя риску тяжких испытаний, покидают Россию, Республику Татарстан и принимают участие в деятельности террористических организаций, действующих на Ближнем Востоке. Среди них есть и те, кто имеет за плечами высшее образование, тесные семейные и социальные связи, однако, поддавшись изощренным вербовщикам, они встали на путь преступной террористической деятельности.
Официальная статистика, в силу латентности экстремистской деятельности, не отражает реального положения дел в этой сфере. В последнее время наметившаяся в России тенденция деформации группового сознания молодежи привела к росту агрессивных
противоправных и даже преступных проявлений, способствующих созданию ситуаций с элементами террористической направленности.
Отдельные молодые люди фигурируют в статистике преступлений, которые при определенных обстоятельствах могут квалифицироваться как подготовка теракта, например, изготовление самодельных взрывных устройств. С несовершеннолетними молодыми людьми обычно проводится такой вид профилактики, как прокурорское
предостережение. С начала 2012 года количество предостережений о недопустимости нарушений Закона о противодействии экстремистской деятельности возросло. Религиозная ситуация в Республике Татарстан стабилизирована благодаря роли Духовного управления мусульман Республики Татарстан, митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, Управления по взаимодействию с религиозными организациями Департамента внутренней политики Аппарата Президента РТ, правоохранительных органов в профилактике экстремизма и терроризма среди молодежи с активным участием в этой работе образовательных учреждений. Но необходимо разработать превентивную систему более тесного сотрудничества органов
государственной власти, религиозных объединений и студенческого актива для проведения упреждающих мероприятий в молодежных группах риска.
В Республике Татарстан признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной [4, ст.12].
Совет ректоров высших учебных заведений Республики Татарстан вышел с предложением разработать доступные для молодежи методические материалы, посвященные теме профилактики экстремизма, а также предусмотреть возможность, чтобы молодые люди смогли напрямую общаться с сотрудниками правоохранительных органов через телефоны экстренной связи и активно содействовать выявлению фактов подготовки теракта или демонстрационных акций. Это необходимо, потому что молодежь зачастую получает одностороннюю информацию только через СМИ и сети Интернет [6, с.9].
У молодежи и студенчества растет понимание расширения объема экономической
самостоятельности Республики Татарстан и формирования цивилизованных федеративных отношений в России, соблюдения межэтнического и межконфессионального
баланса интересов, признания юридических норм соблюдения прав и обязанностей гражданина Российской Федерации [5, с.18].
Среди основных направлений
государственной политики по противодействию экстремизму в сфере образования и формированию активной гражданской позиции молодежи наиболее значимыми представляются следующие:
- осуществление мер государственной поддержки системы воспитания молодежи на основе традиционных для российского общества духовных, нравственных и патриотических ценностей;
- включение в региональные и муниципальные программы по развитию образования и воспитанию несовершеннолетних мероприятий по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения к различным этносам и религиям;
- организация досуга детей, подростков, молодежи за пределами семейного круга; обеспечение доступного для населения отдыха на объектах культуры и спорта, создание условий для реализации творческого потенциала и культурного роста молодых граждан;
- проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, толерантного поведения, взаимоуважительных межнациональных форм бесконфликтного общения, защиты чести и достоинства единой общности граждан Российской Федерации;
- создание системы противодействия социальному радикализму, включающему вовлечение молодежи в экстремистскую деятельность с использованием психологических и возрастных особенностей молодежи;
- включение в учебные планы, учебники, учебно-методические пособия тем, направленных на воспитание традиционных для российской культуры ценностей, с учетом региональных, языковых, этнических и религиозных различий;
- повышение профессионального уровня педагогических работников; разработка и внедрение новых образовательных стандартов и педагогических методик, направленных на противодействие экстремизму;
- совершенствование нормативно-правового обеспечения органов управления образовательными организациями в профилактике экстремизма среди учащихся и студентов. Повышение роли педагогических, попечительских и научных советов, профсоюзных, молодежных организаций и органов самоуправления учебных заведений в
предупреждении проявлений радикализма и экстремизма;
- проведение социологических исследований социальной обстановки и морально-психологического климата в образовательных организациях, мониторинга девиантного поведения молодежных групп, в том числе и так называемых ОПГ, в целях выявления фактов распространения экстремистской идеологии и подготовки терактов;
- повышение престижности различных форм и уровней образования, полученного в российских образовательных организациях, а также осуществление мер государственной поддержки системы общественной аттестации граждан, получивших образование в зарубежных учебных центрах и религиозных организациях;
- включение в федеральный государственный образовательный стандарт по специальности «журналистика» образовательных программ по информационному освещению вопросов противодействия экстремизму;
- усиление роли общественных советов при федеральных органах исполнительной власти в деятельности по воспитанию патриотизма и формированию гражданского самосознания у молодежи [3, гл.3. п.«д»].
Таким образом, показателями
сформированности гражданской идентичности студентов как фактора противодействия экстремизму выступают такие интегративные качества личности, как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающие когнитивную основу свободного жизненного выбора личности. Соответственно, необходимо обеспечить формирование гражданской идентичности студентов в учебных заведениях Татарстана в единстве ценностно-смыслового, исторического, патриотического и правового контекстов; формирование социально-критического
мышления как основы свободного выбора и самоопределения личности; развитие
толерантного сознания и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве. Воспитание толерантности как моральной ценности и социальной нормы складывающегося в Татарстане гражданского общества, понимание и уважение иного образа мыслей и образа жизни являются необходимым условием развития личности в поликультурном и
поликонфессиональном обществе, формирования у нее гражданской идентичности как важнейшего фактора противодействия идеологии экстремизма в учебных заведениях Республики Татарстан.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. - Казань, ЗАО «Алгоритм». - 2014. - Ст. 28.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 26.06.2006 № 148-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». - М., 2006. - Ст. 1.
3. Указ Президента РФ от 29.01.2016 «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». - М., Пр. 2753.
4. Конституция Республики Татарстан. - Казань.
- Изд. ЗАО «Алгоритм». - 2014. - Ст. 12. п. 1.
5. Минниханов Р.Н. Президентскими маршрутами / Р.Н. Минниханов // Право и жизнь. -Казань. - 2010. - № 4. - С. 18.
6. Гарин А.Н. Профилактика преступлений, административных правонарушений и экстремизма среди студентов вузов / А.Н. Гарин. - Казань. - 2012.
- С. 9.
Сведения об авторах:
Горбунов Виктор Алексеевич (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, доцент, ЧОУ ВО «Академия социального образования», e-mail: vik.gorbunow2016@yandex.ru
Холоднов Владимир Григорьевич (г. Казань, Россия), кандидат юридических наук, доцент, ЧОУ ВО «Академия социального образования», e-mail: Vladimir. Kholodnov@gmail.com
Data about the authors:
V. Gorbunov (Kazan, Russia), doctor of education, associate professor at the Academy of Social Education, email: vik.gorbunow2016@yandex.ru
V. Kholodnov (Kazan, Russia), candidate of legal sciences, associate professor at the Academy of Social Education, e-mail: Vladimir. Kholodnov@gmail.com