УДК 377
ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
(НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Р.Г. Галихузина
Аннотация. Статья посвящена механизмам профилактики экстремизма и терроризма среди учащихся, использование которых позволит сохранить безопасную социокультурную среду в образовательных учреждениях. Проанализирована нормативно-правовая база, обеспечивающая основы профилактической деятельности образовательного пространства Татарстана по сохранению гражданского согласия и мира. Выделены основные направления в работе педагогического сообщества, препятствующие распространению деструктивных настроений среди молодёжи. Делается вывод о необходимости гражданского противодействия и использования потенциала науки.
Ключевые слова: экстремизм, профилактика, идеология, противодействие, межконфессиональный диалог, национальное согласие.
THE OPPORTUNITIES OF EDUCATIONAL SPACE IN THE PREVENTION OF
MANIFESTATIONS OF EXTREMISM IN THE YOUTH ENVIRONMENT
(ON THE DATA OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)
R. Galikhuzina
Abstract. The article is devoted to the mechanisms of prevention of extremism and terrorism among the students, the use of which will allow to maintain a safe social and cultural environment in educational institutions. The author analyzed legal framework that provides the basis of preventive activities of the educational space of Tatarstan on the preservation of civil harmony and peace. The main directions in the work of the teaching community against the spread of destructive attitudes among young people are mentioned. The conclusion about the necessity of civil resistance and the use of the potential of science is made.
Keywords: extremism, prevention, ideology, opposition, inter-religious dialogue, national accord.
Молодежь представляет собой социальную группу, на которую возложена функция сохранения и развития культурного и исторического наследия и приумножения национального достояния. Распространение в молодежной среде установок близких к экстремистским объясняется ее
психоэмоциональной неустойчивостью,
поиском идеалов справедливости, низкой правовой информированностью.
В начале нового столетия российское общество столкнулось с такими новыми вызовами, как межэтническая напряженность, незаконная миграция, экспансия
международного терроризма.
Экстремистская идеология и различные формы ее проявлений являются угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Идеи насилия, ненависти и вражды используются националистическими, псевдорелигиозными силами в качестве средств дестабилизации общественного развития, что приводит к обострению межнациональных и межконфессиональных отношений. Деструктивные взгляды создают
угрозу сохранению основ конституционного строя, нарушению гражданского согласия.
Специфика современных способов коммуникации (информационно-
телекоммуникационная сеть Интернет, месенджеры), используемых подростками, -становится «инструментом» распространения экстремистских настроений. В этой связи возникает необходимость создания в образовательном пространстве системы, позволяющей оградить учащихся от опасности принятия ими экстремистских установок, что приобретает особую значимость на фоне вовлечения молодежи в организации экстремистской направленности.
Согласованность действий
государственных органов и органов местного самоуправления в противодействии экстремизму, взаимодействие с институтами гражданского общества в области предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, работа с различными категориями учащихся создает условия для укрепления общественной безопасности.
Укрепление общероссийской гражданской идентичности, сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, эффективная реализация
социокультурной адаптации и интеграции мигрантов выступают мерами по профилактике проявлений экстремизма. В полиэтническом и многоконфессиональном российском обществе данные направления входят в число приоритетных в сфере государственной национальной политики.
Институтом конструирования
гражданского сознания подростков, площадкой для межнационального диалога выступает система образования. Система идеологического противодействия
деструктивным движением, которая начинает выстраиваться в различных ступенях обучения, уже сейчас формирует у подрастающего поколения уважение к нормам российского законодательства и его соблюдение, способствуя передаче знаний о духовном и культурном потенциале представителей различных национальностей.
Появление новых рисков в сфере духовной безопасности подрастающего поколения актуализирует необходимость выявления содержания форм профилактики экстремизма, осуществляемые ступенями образования.
Рассматривая меры по предупреждению, противодействию и профилактике
экстремизма, дадим определение данных понятий. Согласно ст. 3 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ основными направлениями противодействия экстремистской деятельности являются:
- принятие профилактических мер по предупреждению экстремистской деятельности в обществе;
- принятие профилактических мер, таких как выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности, как отдельных социальных групп, так и личностей.
Противодействие экстремистской
деятельности является более широким понятием, включающим в себя ее профилактику, предупреждение и пресечение. «В отечественной практике правоприменения понятие «профилактика» содержательно раскрывается в принятии мер, которые представляют собой:
1. Выявление - мониторинг и анализ ситуации по экстремистским проявлениям в определенной среде.
2. Предупреждение - недопущение возникновения любых форм проявления экстремистской деятельности.
3. Пресечение - подключение силового воздействия, направленного на устранение воздействия субъекта экстремистской деятельности на объект. Пресечение, как правило, основывается на результатах мероприятий по выявлению экстремистских проявлений» [3, с.172].
Отметим, что применительно к системе профилактики экстремизма среди подростков мы будем рассматривать возможные направления в деятельности образовательного (педагогического) сообщества по выявлению и предупреждению экстремизма.
Среди нормативно-правовых документов, координирующих деятельность органов власти и управления в сфере гармонизации межнациональных отношений и
формирования общероссийской гражданской идентичности выделим Стратегию
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 годы, утвержденную Президентом Российской Федерацией 19 декабря 2012 года (далее Стратегия).
Анализ содержания позволяет выделить направления, призванные формировать у молодых людей чувство сопричастности и к прошлому и настоящему своего Отечества, уважения чести и национального достоинства.
В Стратегии в качестве форм по воспитанию чувства российского патриотизма были указаны такие мероприятия, как «посещение молодежью городов-героев и городов воинской славы, объектов культурного наследия Российской Федерации <...>, воспитание культуры межнационального общения <...>, вовлечение молодёжных и детских общественных объединений в проведение мероприятий по профилактике проявлений межнациональной нетерпимости либо вражды в детской и молодежной среде, развития добровольческого движения, в сфере сохранения культурного наследия...» [6, с.41].
Особое место в Стратегии уделяется необходимости разработки, введения, совершенствования образовательной (учебной) литературы и программ обучения, направленных на популяризацию культурных ценностей и национальных традиций, раскрытие истоков общероссийского единства и солидарности с целью формирования у подрастающего поколения общероссийского гражданского самосознания.
В содержании Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении межнационального согласия» от 7 мая 2012 года также предложен механизм, направленный на создание единого социокультурного пространства для школьников, основанного на образах мировой и отечественной культуры. В частности, в нем был заложен посыл, обращенный в частности к Российской академии наук, заинтересованным общественным объединениям, религиозным организациям о необходимости
сформирования перечня книг, в том числе по истории, литературе и культуре народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам для самостоятельного прочтения (перечень «100 книг») [7].
Таким образом, образовательные учреждения в рамках учебного процесса распространяют знания об истории и культуре народов Российской Федерации, создают организационные условия для повышения уровня толерантности и понимания этнокультурной самобытности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Формирование неприятия к идеям агрессии; отрицания культа насилия; формирование «иммунитета к национализму» должно войти в состав образовательных требований государственного
образовательного стандарта, стать частью систематической работы
общеобразовательных учебных заведений, ориентированной на восприятие и понимание культурного многообразия и нацеленной на культурную интеграцию» [1, с.10].
Педагогическое сообщество в ходе поиска эффективных технологий снижения агрессии у молодёжи, выбора ею оптимальных моделей поведения в конфликте должно в своей деятельности «распространять и повышать конфликтологическую культуру общества в целом и, прежде всего, целевых, проблемных, с точки зрения угрозы распространения террористической идеологии, групп населения» [4, с.4].
Инструментом предотвращения
конфликтов, выявления факторов
напряженности, причин экстремистских проявлений среди молодежи является мониторинг межнациональных и
межконфессиональных отношений, социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях.
Объектом анализа состояния
межнациональных отношений являются подростки как носители ценностей той или
иной национальной культуры. Мониторинг их социального самочувствия позволит определить потенциальные точки
напряженности, существующие в регионе и динамику положительных изменений, происходящих в молодежной политике.
Результаты подобных исследований, проводимых в образовательных учреждениях, могут быть использованы при принятии решений органами управления образования.
Научно-прикладным исследованиям в области дискредитации идеологии
экстремизма уделяется большое внимание в работе Республиканского центра молодежных, инновационных и профилактических программ, созданного в Татарстане в 2006 году.
При содействии Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан на базе центра осуществляется мониторинг состояния молодежной среды. За период 2006 - 2012 годы центром в рамках профилактики экстремизма были изучены проблемы предупреждения негативных явлений в молодежной среде (2006 г.), проанализировано социальное самочувствие студенчества, молодежи в республике (2007 г.), оценена молодежная политика в Приволжском Федеральном округе (2007 г.). Специалистами центра были проведены исследования в области трудового становления молодых специалистов - трудовая адаптация работающей молодежи в рамках отраслевых кластеров (2008 г.), профессионального самоопределения старшеклассников (2007 -2009 гг.), поддержания здорового образа жизни - развития студенческого спорта (2009 г.), современных форм организации физкультурно-оздоровительной работы с населением Республики Татарстан (2009 г.).
Процесс формирования
антиэкстремистского поведения у молодежи был исследован в рамках изучения проблемы патриотизма и ценностей молодежи, форм профилактики экстремизма (2010 г.), молодежных волонтерских движений в республике (2010 г., 2011 г.).
Анализ результатов социологического опроса по изучению проблемы профилактики экстремизма среди молодежи, проведенного центром в 2013 году, позволяет говорить о востребованности мероприятий,
ориентированных на развитие физической и творческой активности подростков (51,6%); не менее результативной, по мнению опрашиваемых, «является работа государства по трудоустройству молодежи (37,1%)» [5,
с.41]. В опросе приняли участие 1000 человек в возрасте от 14 до 29 лет; среди респондентов были представители учащейся (школьники, студенты вузов, ссузов) и рабочей молодежи.
Отметим, что, по мнению школьников, действенной мерой является активная работа правоохранительных и судебных органов, однако доля студентов и работающей молодежи, считающей эту меру эффективной, существенно ниже» [5, с.42].
Среди мер профилактики экстремизма результативными, по мнению опрашиваемых, могли бы быть: «привлечение молодого поколения к деятельности молодежных общественных организаций - 26,5%; пропаганда гражданско-патриотического
воспитания - 20,5%; проведение фестивалей, телевизионных и радиопрограмм
антиэкстремистской направленности - 16,1%; активная работа правоохранительных и судебных органов - 26,6%; пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта - 32,2%; ориентация на досуговую деятельность молодежи - 17,6%; вовлечение молодежи в научную и инновационную деятельность - 14,5%; проведение молодежных форумов и других мероприятий с участием представителей различных национальностей и субкультур - 14,3%; создание Интернет-порталов для пропаганды веротерпимости и профилактики
экстремистских идей в молодежной среде -7,9%; создание новой государственной идеологической политики - 11,6%; усовершенствование нормативно-правовой базы Республики Татарстан по профилактике терроризма и экстремизма - 13,0%» [5, с.43].
Выделение приоритетных социально-демографических групп молодежи
продиктовано необходимостью
предупреждения проявления радикальных настроений. В ходе осуществления системной работы по вовлечению подростков в проекты просветительского, образовательного и культурного характера особое внимание требуется уделить подросткам, наиболее подверженным влиянию экстремистских идей.
Выявление на ранних стадиях подростков, подверженных воздействию идеологии экстремизма, либо уже попавших под данное влияние, подростков из семей, чьи родители отбывают наказания, позволит, применяя индивидуальный подход, адаптировать данную категорию в социокультурное пространство, из которого они на некоторое время выпали. Интерактивные формы, практикумы, ролевые игры с различными
возрастными группами школьников, группами риска позволяет получить представление о процедурах выявления, диагностики и культуре управления конфликтами, с которыми сталкивается подросток в семье, социальном окружении.
Информационно-пропагандистское сопровождение борьбы с экстремизмом в молодежной среде является приоритетным направлением в системе профилактики.
Особое значение в профилактике экстремизма имеет учебно-методическое обеспечение реализации государственной молодежной политики.
Примером использования методической продукции в образовательных учреждениях может служить документально-
художественный сборник для школьников среднего и старшего возраста «Герои мирного времени. История подвига. Открытый дневник», вышедший в свет в серии Антитеррор. Дневник содержит материалы воспоминаний участников, пострадавших от террористического акта, военных компаний, собранных и обработанных молодыми людьми. В работе представлены результаты поисковой деятельности школьников, где зафиксирована «память о воинах: солдатах и офицерах, опытных и совсем молодых, почти наших ровесниках, которые в кровопролитной борьбе против террора и бандитизма не пожалели себя» [2, с.55]. Данный проект стал результатом усилий представителей силовых ведомств, молодежных общественных организаций, непосредственно школьников, которые участвуют в продвижении идей о разрушительности и пагубности идеологии насилия.
Угрозой духовной безопасности в социальных сетях является пропаганда культа насилия, национальной и религиозной ненависти. Создание системы
информирования через СМИ и Интернет-пространство идей о пагубности противоправных деяний будет способствовать повышению правовой грамотности
подростков.
Информационное противодействие
экстремизму включает в себя создание в педагогическом коллективе фонда
монографий, периодических изданий по проблемам укрепления общегражданской российской идентичности. Формирование электронных баз данных нормативно-правовой, статистической, аналитической и справочной информации о формах работы по предупреждению проявлений экстремизма в
молодежной среде может стать мощным средством в выработке антитеррористических ценностей и повышении правосознания подростков.
Такие порталы, как Национально-антитеррористический комитет,
Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, «Наука и образование против террора» и др., становятся площадкой для координации и объединения активности силовых структур, научного сообщества, преподавателей образовательных учреждений, студенчества в области гражданского противодействия идеологии насилия и террора.
Контент, представленный на
многочисленных информационных ресурсах, может быть использован при проведении тематических бесед, где обсуждались бы истоки и причины экстремизма в молодежной среде.
Совместная деятельность педагогов, креативных групп из числа подростков в области информационной безопасности заключается в выявлении и обезвреживании страниц в социальных сетях, призывающих к противоправным действиям.
Одним из инструментов создания системы профилактики деструктивных явлений служит поддержка социально ориентированных молодежных инициатив с использованием инновационных программ и проектной деятельности. Проведение республиканских конкурсов, слетов подростковых клубов, создание условий для развития молодежной инициативы, внедрения молодежных добровольческих программ является приоритетным направлением молодежной политики в республике.
Эффективными методами работы по развитию межнационального и
межконфессионального диалога могут стать встречи с руководителями национальных общественных организаций, представителями национально-культурных автономий.
Подводя итоги, отметим, что основные направления профилактики экстремизма в молодежной среде, осуществляют как гражданские, так и государственные структуры. Профилактическая работа в образовательном пространстве должна включать такие ключевые направления, как информационно-пропагандистские меры;
взаимодействие с гражданским обществом; переподготовка педагогических кадров; мониторинг социального самочувствия подростков и информационного поля, в которое они включены.
Профилактика экстремизма не может строиться без тесного взаимодействия социальных служб, организаций, советов, клубов в школах, по месту жительства, добровольческих движений. Системное взаимодействие сотрудников МВД, ФСБ, педагогов, актива школьников позволит выявлять и предотвращать распространение идей насилия в подростковой среде.
Распространение среди молодежи идей мира и согласия с использованием сети Интернет, реализация в образовательном учреждении при участии школьников эффективной системы информационно-пропагандистских мероприятий об
этноконфессиональном многообразии,
продвижение антиэкстремистских ценностей позволит укрепить гражданское согласие и повысить правовое сознание учащихся.
Таким образом, проведение в рамках учебного заведения своевременного анализа, прогнозирования, профилактики конфликтных ситуаций, в том числе в сфере межнациональных отношений, популяризация традиций многонационального народа, обеспечение взаимодействия местных органов власти, правоохранительных структур, общественных объединений по
противодействию идеологии насилия позволит сохранить безопасную социокультурную среду и снизить риски распространения деструктивных настроений среди подростков.
Литература:
1. Гражданские инициативы в сфере этнической политике. Возможности посредничества гражданских структур в деле предупреждения и урегулирования этнических конфликтов; под. ред. Зорина Ю.В, Степанова В.В. - М.: ИЭА РАН, 2013. -215 с.
2. Леднев А.Г. История подвига. Открытый дневник № 3. Документально-художественный сборник для школьников среднего и старшего
возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stienceport.m/images/books/New/3.pdf/
3. Маврин О.В., Виноградова Ю.В., Храмова Е.В. Профилактика экстремизма в молодежной среде / О.В. Маврин, Ю.В. Виноградова, Е.В. Храмова // Профилактика экстремизма и терроризма: учебное пособие; под ред. А.Г. Большакова. - Казань: Казан. ун-т, 2015. - 270 с.
4. Основные идеологические установки религиозно-экстремистских организаций,
действующих в Приволжском федеральном округе. Формирование информационного контента в целях дерадикализации молодежи: материалы
региональной научно-практической конференции. -Нижний Новгород. - 2013. - 135 с.
5. Профилактика экстремизма в молодежной среде Республике Татарстан: материалы социологических исследований / Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Республиканский центр молодежных
инновационных и профилактических программ. -Казань: РЦМИПП, 2010. - 40 с.
6. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 годы утвержденной президентом Российской федерацией 19 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ http://government.ru/media/files/41d47a99d97a4ea0ebf3 pdf
7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70170940
Сведения об авторе:
Галихузина Резеда Гильмутдиновна (г. Казань, Россия), кандидат исторических наук, доцент кафедры конфликтологии, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций К(П)ФУ (ИФСН КФУ), e-mail: [email protected]
Data about the author:
R. Galikhuzina (Kazan, Russia), candidate of historical sciences, associate professor at the Department of Conflictology, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications of Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: [email protected]