Научная статья на тему 'Об опыте взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных структур в профилактике экстремистской и террористической деятельности'

Об опыте взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных структур в профилактике экстремистской и террористической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
362
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / КОМПЛЕКС ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / PSEUDORELIGIOUS EXTREMISM / COMPLEX OF FEDERAL MEASURES OF COMBATING / SYSTEM OF IMPLEMENTATION OF CONFESSIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галиев Ильдар Шамилевич

Вопросы профилактики и противодействия угрозам в сфере псевдорелигиозного экстремизма очень актуальны для всей России, в том числе и для Республики Татарстан. В статье указывается, что решение проблемы проникновения экстремизма в религиозную сферу заключается в создании эффективных религиозных институтов, преодолении чуждых для народов России религиозных традиций, объединении мусульманского сообщества на принципах татарского богословского наследия и государственной гражданской общности. Приводится обширный эффективный опыт Республики Татарстан в вопросах противодействия экстремизму и терроризму на религиозной почве, причем как на республиканском уровне, так и на уровне муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галиев Ильдар Шамилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EXPERIENCE OF COOPERATION OF PUBLIC AUTHORITIES, LOCAL AUTHORITIES AND LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN PREVENTION OF THE TERRORISM AND EXTREMISM ACTIVITY

The issues of prevention and combating the threats of pseudoreligious extremism are of great importance throughout the Russia including the Republic of Tatarstan. The author mentions that the solution of the problem of extremism penetration into the sphere of religion consists in the creation of effective religious institutions, in overcoming the unfamiliar religious traditions, in uniting the Muslim community under the principles of tatar theological heritage and state civil community. The author touches upon the experience of the Republic of Tatarstan on the issues of combating the religious extremism and terrorism at the republican level and municipal units’ level.

Текст научной работы на тему «Об опыте взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных структур в профилактике экстремистской и террористической деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37

ОБ ОПЫТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.Ш. Галиев

Аннотация. Вопросы профилактики и противодействия угрозам в сфере псевдорелигиозного экстремизма очень актуальны для всей России, в том числе и для Республики Татарстан. В статье указывается, что решение проблемы проникновения экстремизма в религиозную сферу заключается в создании эффективных религиозных институтов, преодолении чуждых для народов России религиозных традиций, объединении мусульманского сообщества на принципах татарского богословского наследия и государственной гражданской общности. Приводится обширный эффективный опыт Республики Татарстан в вопросах противодействия экстремизму и терроризму на религиозной почве, причем как на республиканском уровне, так и на уровне муниципальных образований.

Ключевые слова: псевдорелигиозный экстремизм, комплекс общегосударственных мер противодействия, структурно-функциональная схема реализации государственной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений, система реализации конфессиональной политики.

ON THE EXPERIENCE OF COOPERATION OF PUBLIC AUTHORITIES, LOCAL AUTHORITIES AND LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN PREVENTION OF THE TERRORISM AND EXTREMISM ACTIVITY

I. Galiev

Abstract. The issues of prevention and combating the threats of pseudoreligious extremism are of great importance throughout the Russia including the Republic of Tatarstan. The author mentions that the solution of the problem of extremism penetration into the sphere of religion consists in the creation of effective religious institutions, in overcoming the unfamiliar religious traditions, in uniting the Muslim community under the principles of tatar theological heritage and state civil community. The author touches upon the experience of the Republic of Tatarstan on the issues of combating the religious extremism and terrorism at the republican level and municipal units' level.

Ключевые слова: pseudoreligious extremism, complex of federal measures of combating, structural and functional scheme of implementation of governmental policy in the field of national and confessional relations, system of implementation of confessional policy.

На территории Волго-Уральского региона на протяжении веков проживали представители разных религиозных традиций. Но история региона характеризуется отсутствием религиозных войн и тесным взаимовлиянием традиций разных народов. Вместе с тем Республика остается объектом устремлений международных экстремистских и террористических структур. Если в 1990-е годы модераторами радикальных идей были миссионеры с арабских стран, то после наведения порядка и их выдворения за пределы страны, распространение идей нетерпимости происходило за счет людей, прошедших обучение за рубежом. Последние годы основным поставщиком знаний о религии молодежи является сеть Интернет.

В 2010, 2011, 2012 и 2013 годах республика столкнулась с рядом вызовов

террористического характера, которые стали прямым следствием указанной

пропагандистской работы. Ряд

террористических проявлений четко показал, что существует определенная часть молодых людей, попавших под это влияние и необходимо выстраивание комплекса общегосударственных мер, которые бы позволили минимизировать риски в данной сфере.

Вопросы профилактики и противодействия угрозам в сфере псевдорелигиозного экстремизма стали предметом детального обсуждения на ряде важных

общереспубликанских мероприятий - Советов

безопасности и Антитеррористических комиссий в РТ, которые проводятся Президентом РТ с приглашением глав муниципальных образований.

Очевидно, что решение проблемы проникновения экстремизма в религиозную сферу заключается в создании эффективных религиозных институтов, становлении системы конкурентоспособного

отечественного религиозного образования, преодолении чуждых для народов России религиозных традиций, объединении мусульманского сообщества на принципах татарского богословского наследия и государственной гражданской общности.

На сегодняшний день в республике сложилась достаточно эффективная структурно-функциональная схема реализации государственной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений.

Действует целый ряд государственных целевых программ, которые, так или иначе, затрагивают вопросы сохранения

межконфессионального мира и согласия, реализации комплексных федеральных Планов, в том числе Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 гг.:

- подпрограмма «Профилактика терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2014 - 2016 годы» в составе государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы»;

- Федеральная Комплексная программа содействия развитию сферы религиозного образования, прежде всего, мусульманского на 2005 - 2015 годы;

- подпрограмма «Поддержка социально ориентированных организаций некоммерческих организаций в Республике Татарстан на 2014 - 2016 годы» в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы»;

- программа «Реализация государственной национальной политики в РТ на 2014 - 2020 годы».

Актуальные вопросы обсуждаются в рамках деятельности 5 постоянно действующих консультативных и экспертных площадок: Совет при Президенте Республики Татарстан по межнациональным и межконфессиональным отношениям,

Межведомственная рабочая группа по

реализации программы профилактики терроризма и экстремизма в Республике Татарстан, Комиссия по государственно-конфессиональным отношениям при Межведомственной рабочей группе по вопросам межнациональных и

межконфессиональных отношений в Республике Татарстан, Комиссия

Общественной палаты РТ по вопросам культуры, межэтнических и

межконфессиональных отношений.

Президентом Республики Татарстан еженедельно проводятся совещания с руководителями правоохранительных органов. Также под председательством руководителя Аппарата Президента РТ проводятся заседания рабочей группы по координации общественно-политического планирования

Помимо приоритетных задач, обсуждаются проблемные вопросы, мероприятия за неделю: прошедшие и предстоящие, а также информационные и аналитические обзоры медиа пространства. Это позволяет системно отслеживать ситуацию и оперативно принимать согласованные меры реагирования.

Вопросы государственной

конфессиональной политики в Татарстане находятся в сфере ответственности Департамента Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики, который состоит из трех управлений:

Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества;

Управление по реализации национальной политики;

Управление по взаимодействию с религиозными организациями.

В составе последнего введены должности кураторов муниципальных районов и городских округов, которые на регулярной основе с выездом на место осуществляют мониторинг:

- ситуации в проблемных районах;

- эффективности контроля муниципальными органами религиозной обстановки и взаимодействия с религиозными организациями.

Отмечен недостаточный уровень подготовки по этноконфессиональной проблематике муниципальных служащих и сотрудников правоохранительных органов. В связи с этим в 2014 году было проведено 14 выездных в муниципальные районы курсов повышения квалификации (по курсу «Исламоведение») для сотрудников государственных структур и

правоохранительных органов.

На базе Высшей школы государственного и муниципального управления федерального университета обучено 144 государственных и муниципальных служащих.

Система реализации конфессиональной политики формируется и на муниципальном уровне и начинается с глав сельских поселений и территориальных общественных самоуправлений.

В муниципальных образованиях на уровне заместителей глав или заместителей руководителей исполкомов определены лица, ответственные за конфессиональную сферу, в крупных городах создаются

специализированные отделы.

Во всех районах действуют Антитеррористические комиссии. В 6 районах в соответствии с обстановкой сформированы комиссии по адаптации освобождающихся осужденных за преступления экстремистского и террористического характера.

В состав Общественных советов при главах муниципальных районов введены

представители общественных, религиозных организаций.

Департаментом Президента РТ по вопросам внутренней политики и аппаратом АТК разработаны методические рекомендации для глав сельских поселений Республики Татарстан «О мерах по профилактике экстремизма, межнациональных и

межконфессиональных конфликтов», для муниципальных антитеррористических

комиссий - рекомендации по реализации «Комплексного плана противодействия идеологии терроризма на 2013 - 2018 гг.».

С 2012 года с целью профилактики возникновения конфликтных ситуаций в Республике Татарстан в пилотном режиме проводится единый интегрированный межведомственный мониторинг

межнациональных и межконфессиональных отношений.

Мониторинг состоит из следующих составляющих:

- социологические исследования. В 2014 г. проведено 9 комплексных социологических исследований;

- ведомственная статистика правоохранительных органов;

- информация муниципальных образований, общественных, религиозных и национальных организаций;

- обращения граждан о конфликтных ситуациях;

- данные мониторинга информационного поля (СМИ, социальные сети);

- государственные программы и гранты.

Результаты социологических исследований показывают высокий уровень оценок населением ситуации в религиозной сфере в республике (85,5). Необходимо отметить, что эта цифра продолжает расти.

В рамках системы мониторинга с 2015 г. организован приём сообщений от граждан о конфликтных ситуациях на национальной и религиозной почве на базе Единой государственной информационной системы «ГЛОНАСС+112» (модератор - МЧС РТ) и Государственной информационной системы РТ «Народный контроль» по теме «Экстремизм, конфликты на религиозной и национальной почве» (модератор - МВД по РТ).

Важное внимание Республика уделяет развитию научных структур, выполняющих практикоориентированные задачи.

При Казанском федеральном университете создан Экспертный совет по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам.

Центром исламоведческих исследований при Академии наук Республики Татарстан регулярно проводится мониторинг качества и уровня образования в религиозных учебных заведениях, совместно с открытым в 2015 году Ресурсным центром при КФУ оказывается научно-методическое содействие разработке и внедрению единого стандарта среднего профессионального образования. При Российском исламском университете действуют постоянные курсы повышения квалификации имамов.

В 2014 году специалистами КФУ и РИИ проведены 66 потоков курсов повышения квалификации для педагогических работников духовных образовательных организаций и религиозных деятелей. На курсах приняли участие 2328 человек. В текущем году запланировано проведение 11 курсов с приглашением авторитетных зарубежных ученых.

Центром исламоведческих исследований в 2014 году изданы агитационные материалы, основанные на исламских источниках, формирующие неконфликтное религиозное поведение и патриотическое мировоззрение

Задачу мониторинга конфессиональной сферы решает и созданная по решению АТК в Республике Татарстан в 2010 году на базе федерального университета некоммерческая организация «Казанский межрегиональный центр экспертиз».

Специалистами Центра экспертиз проводятся исследования состояния религиозных общин республики, мигрантских сообществ, других специфических секторов.

По запросам правоохранительных органов всей страны проводятся комплексные исследования материалов, распространяемых сторонниками экстремистских и

террористических организаций.

Таким образом, в Республике Татарстан предпринимается широкий комплекс мер, направленных на совершенствование государственно-конфессиональной политики.

Это организационная и нормотворческая работа, правоохранительные меры и образовательно-просветительская деятельность.

Татарстан вошёл в число 11 пилотных субъектов по апробации федеральной системы мониторинга состояния межнациональных

отношений. Совместно с научно-экспертным сообществом продолжается работа по ее совершенствованию.

Серьезный ресурс мы видим в направлении развития мониторинга безопасности образовательной среды, ведь именно в школе и институте, на детях и молодежи можно увидеть имеющиеся проблемы и возможные угрозы в будущем. И именно на эту сферу необходимо обращать максимальное внимание. Должна вестись постоянная глубокая научно-исследовательская работа, анализ комплекса причин экстремизма с формированием конкретных

практикориентированных рекомендаций,

выработкой конкретных технологий психолого-педагогического воздействия на лиц, подверженных влиянию идеологии экстремизма.

Литература:

1. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 годы.

2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.). Режим доступа: http://www.soschildren.ru/zakon/kontseptsiya-protivodeystviya-terrorizmu-v-rossiyskoy-federatsii.html

3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)).

4. Приказ Министерства образования и науки РТ от 7 февраля 2014 г. № 1776/14 "О методических рекомендациях". Режим доступа: http://www.garant.m/iv/request/#ixzz3rvЮrJyN

5. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской

Федерации, поступившее из Национального антитеррористического комитета. Данные методические рекомендации рекомендуются для применения в практической деятельности (Профилактика терроризма и экстремизма). Режим доступа: http://ivo.garant.ш/#/kind-docИst/7560/Акты органов власти:11]

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2013 г. N 1310 "Об утверждении Порядка разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности" .

7. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (с изменениями и дополнениями).

8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf

Сведения об авторе:

Галиев Ильдар Шамилевич (г. Казань, Россия), руководитель аппарата Антитеррористической комиссии в Республике Татарстан.

Data about the author: I. Galiev (Kazan, Russia), chief of the Antiterrorist Commission in the Republic of Tatarstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.