Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ К УЧАСТНИКАМ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА'

ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ К УЧАСТНИКАМ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРЕСТУПНОСТЬ / ТЕРРОРИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедов Ахмед Гусейнович

Рассматриваются проблемы обеспечения безопасности лиц, в отношении которых приняты меры государственной защиты в рамках расследования уголовных дел, возбужденных на участников террористических и экстремистских организаций, средствами проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий, подразделениями по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахмедов Ахмед Гусейнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF APPLYING SECURITY MEASURES TO THE PARTICIPANTS OF THE CRIMINAL PROCEDURE IN CASES RELATED TO TERRORIST-TYPE CRIMES

Article is devoted to problems of safety of persons in which relation measures of the state protection within investigation of the criminal cases brought on participants of the terrorist and extremist organizations, means of carrying out a complex of operational search actions, divisions on safety of the persons which are subject to the state protection of the Ministry of Internal Affairs of Russia are taken.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ К УЧАСТНИКАМ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»

РАЗДЕЛ II

ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ

АХМЕД ГУСЕЙНОВИЧ АХМЕДОВ,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности ОВД ФГКОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет МВД России»

ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ К УЧАСТНИКАМ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Рассматриваются проблемы обеспечения безопасности лиц, в отношении которых приняты меры государственной защиты в рамках расследования уголовных дел, возбужденных на участников террористических и экстремистских организаций, средствами проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий, подразделениями по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России.

Ключевые слова: государство, преступность, терроризм, национальная безопасность, оперативно-розыскные мероприятия, противодействие террористической деятельности.

A.G. Akhmedov, PhD (Law), Associate professor, professor of chair of quick and investigation activity of Department of Internal Affairs of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia; e-mail: n-uspeh-aaa@yandex.ru, tel.: 8 (812) 744-96-37.

Problems of applying security measures to the participants of the criminal procedure in cases related to terrorist-type crimes.

Article is devoted to problems of safety of persons in which relation measures of the state protection within investigation of the criminal cases brought on participants of the terrorist and extremist organizations, means of carrying out a complex of operational search actions, divisions on safety of the persons which are subject to the state protection of the Ministry of Internal Affairs of Russia are taken.

Key words: state, criminality, terrorism, national security, legal basis, international cooperation, counteraction of terrorism.

Терроризм как насильственное достижение политических, религиозных и общеуголовных целей существует с начала зарождения земной цивилизации. Процесс возникновения террора начался еще задолго до законодательного закрепления терроризма как общественно опасного деяния. Наряду с развитием общества и государства, менялись идеи и идеология терроризма, но неизменными оставались цели.

В настоящее время обоснованное беспокойство вызывают масштабы распространения идеологии терроризма как в мире, так и в России, прежде всего, экстремизма и терроризма исламского и националистического толка. Лидеры так называемого Исламского государства

и «Аль-Каиды» придают большое значение идеологической обработке мусульман в целях вовлечения их в вооруженный «джихад» за создание Всемирного исламского халифата. Идеологическая составляющая выступает одной из главных при сетевом построении международной террористической инфраструктуры. Активно распространяется идеология терроризма и экстремизма через сеть Интернет, а практические навыки получают непосредственно в лагерях подготовки террористов в отдельных странах Африки, Ближнего и Среднего Востока. Осуществляется вербовочная работа, в том числе с использованием сети Интернет, для вовлечения в районы боевых действий, экстремистскую и террористическую

деятельность жителей республик, где преимущественно проповедуется ислам.

Как свидетельствуют результаты анализа информации Национального антитеррористического комитета, с учетом происходящих в мире геополитических и экономических изменений террористическая активность на территории России в целом и на Северном Кавказе особенно будет оставаться основным угрозообразующим фактором для России.

Растет количество уголовных дел, возбуждаемых по фактам экстремистской и террористической деятельности, и соответственно возрастает количество участников уголовного судопроизводства.

На этом фоне проблема обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства (свидетелей, потерпевших, защитников, обвиняемых и т.д.), судей, сотрудников правоохранительных органов чрезвычайно актуальна. Каждый год в нашей стране погибает более десяти судей, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, а число покушений на их жизнь и имущество исчисляется сотнями1.

С 2011 по 2014 г. в России было совершено 12 террористических актов с использованием взрывных устройств в отношении сотрудников правоохранительных органов, в том числе подрыв зданий (сооружений)2. По данным ВНИИ МВД России, ежегодно свидетелями по уголовным делам выступают около 10 млн человек, примерно четверть из них из-за психологического и физического воздействия меняет показания в пользу обвиняемых3. По сведениям Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России (далее - УОГЗ), в 2012-2014 гг. органами внутренних дел были приняты меры безопасности в отношении более 15 320 защищаемых лиц.

Данные указывают на то, что в последнее время Российская Федерация уделяет серьезное внимание вопросам государственной защиты участников уголовного судопроизводства, а также должностных лиц судебных, правоохранительных и контролирующих органов. Для этого законодателем разработаны механизмы принятия соответствующих уголовных, уголовно-процессуальных, административных, оперативно-розыскных и иных юридических мер. В частности, отдельным нормативным актом МВД России на подразделения УОГЗ возложены следующие функции при реализации своих задач по организации обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите:

обеспечение применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, в ходе рас-

следования уголовных дел о преступлениях террористического характера и экстремистской направленности;

обеспечение в установленном порядке обмена оперативной и иной информацией, связанной с совершением преступлений террористического характера, преступлений и правонарушений экстремистской направленности.

Российский закон не связывает осуществление государственной защиты потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного судопроизводства с ценностью показаний, но если рассматривать рациональную направленность закона, то, помимо гуманистической нагрузки (собственно защиты жизни и здоровья человека), конечная его цель - предупреждение и раскрытие преступления. Именно помощь следствию в вопросах объективного расследования и доказывания является основным критерием при решении вопроса о применении государственной защиты в отношении определенного лица.

В России ежегодно растет количество применяемых мер безопасности. В качестве свидетелей по уголовным делам проходят около 10 млн человек. При этом, по разным подсчетам, от 5 до 10 тыс. из них нуждаются в срочной за-щите4.

К этому числу можно отнести участников уголовных дел, возбужденных по ст. 205, 205.1, 280, 280.1, 281, 281.2, 281.3, 282.1 УК РФ5.

Перечень определенных мер защиты, которые применяются в целях обеспечения личной безопасности свидетелей и иных лиц, содействующих уголовному судопроизводству, содержится не только в Федеральном законе от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ6, но и в уголовно-процессуальном законодательстве (ч. 2 ст. 186; ч. 8 ст. 193; п. 4 ч. 2 ст. 241; ч. 5 ст. 278 УПК РФ)7.

Эффективность противодействия терроризму и экстремизму предполагает не только выявление лиц, непосредственно осуществляющих террористическую и экстремистскую деятельность, но и обеспечение безопасности должностных лиц и участников уголовного судопроизводства, занимающихся раскрытием и расследованием данной категории преступлений.

В то же время процедура применения данных мер недостаточно полно и точно закреплена в законе. На практике до сих пор возникают спорные вопросы, которые зачастую разрешаются не в пользу защищаемых лиц.

Наглядным примером сказанного является такая новелла отечественного уголовного процесса, как участие в нем граждан под псевдонимом. При нормативном регулировании применения данной меры безопасности не учтен ряд проблем, возникающих при расследовании уголовных дел, особенно в отношении лиц, совер-

09

К ^

и а н

и ы

сь

£ а О а а и н

шивших преступления террористического характера и экстремистской направленности.

Во-первых, использование псевдонима оказалось невозможным в стадии возбуждения уголовного дела, поскольку согласно ч. 2, 3 ст. 141 УПК РФ письменное заявление гражданина о преступлении должно быть подписано заявителем, а устное - заносится в протокол, который должен содержать данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность. Естественно, не может использоваться псевдоним и в объяснениях граждан на этой стадии. Нередко посткриминальное воздействие осуществляется именно с целью не допустить начала уголовного преследования (возбуждения дела).

Часть 9 ст. 166 УПК РФ предусматривает возможность исключения из протокола следственного действия данных о личности защищаемого участника уголовного судопроизводства. Следователь выносит соответствующее постановление, где излагаются причины принятия такого решения, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием, которое помещается в конверт, после этого он опечатывается и приобщается к уголовному делу.

Однако такая степень защиты подобной информации вызывает определенные сомнения. Полагаем, в УПК РФ следует внести дополнения и предусмотреть, что постановления такого рода должны храниться в материалах уголовного дела по правилам секретного делопроизводства.

Более того, в соответствии с указанными правилами должен быть определен и процессуальный порядок вызова данного участника для производства следственных и судебных действий, который действующим законом не урегулирован вовсе.

В качестве дополнительной гарантии защиты свидетелей и потерпевших, на наш взгляд, может выступать ограничение материалов уголовного дела, предъявляемых для ознакомления обвиняемому и защитнику по окончании предварительного расследования. Речь в данном случае идет, во-первых, о невручении обвиняемому и защитнику постановления следователя, в котором указаны подлинные данные о лицах, участвующих в уголовном процессе под псевдонимом (содержащееся в ч. 1 ст. 217 УПК РФ положение не должно рассматриваться как противоречащее п. 12 ч. 4 ст. 47 и п. 7 ч. 1 ст. 53 УПК РФ, где установлено право обвиняемого и защитника знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела)8.

Во-вторых, предлагаем в УПК РФ закрепить норму, предусматривающую возможность не-

вручения обвиняемому приложения к обвинительному акту или заключению - списка лиц, вызываемых в суд, если в данном перечне содержится информация о лицах, участвующих в деле под псевдонимом. Данная новелла, полагаем, не ограничивает право обвиняемого на защиту и будет соответствовать как международно-правовым, так и российским конституционным нормам.

Соответственно по окончании предварительного расследования в форме дознания возможны ограничения на ознакомление обвиняемого и защитника с обвинительным актом в части, содержащей сведения о месте жительства вызываемых в суд.

Полагаем, что оптимальным вариантом использования в качестве псевдонима являются не вымышленные имена, как это широко используется в повседневной судебно-следственной практике, а порядковые номера, скажем, свидетель № 1, свидетель № 2 или же буквы алфавита, как это принято в ряде европейских стран и Европейском Суде по правам человека. Это, в свою очередь, позволит исключить вероятность совпадений с настоящими биографическими данными субъектов, не имеющих отношения к производству по делу.

Обращает на себя внимание ч. 6 ст. 278 УПК РФ, допускающая возможность ознакомления с подлинными сведениями о лице, дающем показания, в случае заявления сторонами обоснованного ходатайства об этом в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого либо установления каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств. Надо полагать, что данная уголовно-процессуальная норма сводит на нет в целом значение ч. 9 ст. 166 УПК РФ и способна привести к весьма пагубным и негативным последствиям на практике, поскольку закон не связывает раскрытие сведений о личности гражданина ни с устранением угрозы для него, ни с согласием последнего, т.е. подлинных гарантий обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших в настоящее время не предусмотрено.

В аспекте сказанного логичным представляется дополнение УПК РФ положением о том, что при выводе суда о необходимости раскрытия подлинных сведений о защищаемом, но при несогласии с этим последнего раскрытие не производится. Показания же защищаемого лица суд исключает из исследуемого перечня доказательств.

Предотвращению оказания воздействия на лиц, оказывающих содействие осуществлению правосудия, может служить, во-первых, новелла в ст. 278 УПК РФ, предусматривающая возможность использования видеозаписи показаний защищаемых граждан и воспроизведения ее в

стадии судебного разбирательства без вызова в суд самих защищаемых или видеотрансляции для допросов в суде лиц, находящихся под защитой, вне зала судебного заседания либо допроса в суде должностных лиц правоохранительных органов, которым в ходе их служебной деятельности от потерпевших и свидетелей, находящихся под защитой, стали известны обстоятельства совершенного преступления; во-вторых, дополнение в ст. 11 УПК РФ, устанавливающее, что меры безопасности в отношении защищаемого лица продолжают действовать вплоть до момента реального устранения угрозы для данного лица. Это предложение основывается на позиции Верховного Суда Российской Федерации, который указал на недопущение отмены мер безопасности только на основании вступления приговора суда в законную силу9.

Остается проблемным вопрос отмены меры безопасности. Не определены сроки рассмотрения ходатайства подразделений УОГЗ об отмене меры безопасности в отношении защищаемого лица.

Законодательно не оговорены последствия при несоблюдении условий договора, заключаемого между защищаемым лицом и органами внутренних дел.

Несмотря на отмеченные пробелы правоприменительного характера в данной сфере, в целом российское законодательство в области государственной защиты участников уголовного судопроизводства - это важнейший шаг на пути реальной борьбы с преступностью.

В современных условиях уже накоплен определенный опыт осуществления специализированных мероприятий по защите жизни, здоровья потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Так, в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в других регионах сотрудники полиции нередко обеспечивают личную охрану свидетелей и потерпевших на судебных заседаниях при осуществлении различных следственных действий.

Накоплен опыт по взаимодействию в данной области на межрегиональном уровне - когда подразделения органов внутренних дел одного из субъектов РФ временно перемещали в безопасное место на территории других субъектов РФ свидетелей или других участников судопроизводства.

Однако, несмотря на детальную регламентацию деятельности в исследуемом направлении, порядок, воплощаемый на практике, четко не разработан и имеет ряд недостатков, многие из которых возникают, в частности, в социальной сфере. Так, перемещение человека в безопасное место происходит путем заключения договора коммерческого найма жилого помещения между

собственником квартиры и начальником ГУ МВД региона. Оплата по договору осуществляется через перечисление денежных средств с лицевого счета ГУ МВД на лицевой счет собственника. Данная мера применяется не только к жителям конкретной области, но и к жителям других регионов РФ. Находясь в безопасном месте, лицо находится под постоянной охраной. Оно лишено права выхода за пределы квартиры и права сообщать о себе кому-либо, т.е. находится в полной изоляции. Здесь возникает другая проблема -одиночество. Находясь в трудной жизненной ситуации, испытывая постоянно сильное чувство страха, человек впадает в глубочайшую депрессию, находится в критическом психологическом состоянии, когда любое вмешательство может привести к тяжким последствиям. Это напрямую отражается на его показаниях и, следовательно, на результатах ОРД. В связи с этим возникает острая необходимость в психологе-специалисте.

Следующая проблема возникает в области бытового обслуживания лиц, находящихся в безопасном для них месте. Работникам оперативной группы приходится закупать продукты питания, оплачивать коммунальные услуги, а порой и следить за детьми. Так, в одном из дел под государственной защитой находилась женщина с годовалым ребенком. Возникла необходимость в ее медицинском осмотре. Роль няни малыша во время приема врача выполняли оперативные сотрудники.

Таким образом, проведенный анализ практики применения мер государственной защиты личности показывает, что реализация данного средства правовой защиты зачастую затруднена наличием большого количества пробелов, которые дают широкое поле для усмотрения правоприменителя. Преодолеть указанное препятствие возможно путем издания специальных межведомственных и ведомственных инструкций органов, занимающихся реализацией отдельных мер безопасности, мер социального обеспечения и медицинского характера.

Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц является основанием для проведения ОРМ, направленных в первую очередь на обеспечение их защиты, а также их близких от возможного негативного воздействия преступников. Защита указанных лиц обеспечивается в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих орга-нов»10 или Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»11.

Важно обратить внимание на професси-

09

К ^

и а н

и ы

сь

£ а О а а и н

0Q S

и а н

и ы

сь

oq S а О а а и н

ональные задачи оперативного состава УОГЗ МВД России, которые, как нам представляется, состоят в следующем:

совместно с подразделениями ГУПЭ организовать и осуществлять работу по проверке оперативной информации о подготавливаемых терактах и лицах, вынашивающих намерение их совершить;

в рамках применения мер безопасности осуществлять оперативно-розыскные и оперативно-технические мероприятия по выявлению и установлению участников организованных преступных групп и преступных сообществ террористической и экстремистской направленности, а также их дальнейшую оперативную разработку;

обеспечивая безопасность защищаемых лиц, проводить работу по разработке групп и лиц, использующих в своей противоправной деятельности методы террора;

осуществлять взаимодействие с ФСБ России, ФСИН России по вопросам организации и проведения комплекса ОРМ в отношении участников ОПГ экстремистского характера и террористической направленности;

при проведении ОРМ, направленных на осуществление мер государственной защиты, оперативно реагировать на информацию о незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

организовать и осуществлять взаимодействие с ОПБ, БСТМ МВД России, прокуратурой и судом по вопросам сопровождения уголовных дел, возбужденных по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за террористические преступления.

Качественное выполнение указанных направлений деятельности подразделений УОГЗ непременно не только скажется на выполнении задач по обеспечению безопасности защищаемых лиц, но и проявит определенный оперативный интерес к антитеррористическим мерам профилактического характера.

Литература

Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: постановление Правительства РФ от 27 окт. 2006 г. № 630: ред. от 19 марта 2015 г. // СПС КонсультантПлюс.

Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы: постановление Правительства РФ от 13 июля 2013 г. № 586: ред. от 5 сент. 2014 г. // СПС КонсультантПлюс.

Доказательства, доказывание и использова-

ние результатов оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие / Н.А. Громов, В.А. Поно-маренков, А.Н. Гущин, Ю.В. Францифоров. - М.: ПРИОР, 2001.

Исиченко А. П. О языке оперативно-розыскного закона // Проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности: материалы науч.-практ. конф. / под ред. К.К. Горяинова, И.А. Климова. - М.: ВНИИ МВД России, 2014.

Теория оперативно-розыскной деятельности: учеб. / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчин-ского, Г.К. Синилова. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Инфра-М, 2015.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: науч.-практ. коммент. / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.С. Бахты. - Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2013.

Яшин А.В. Оперативно-розыскное противодействие преступлениям против участников уголовного судопроизводства // Закон и право. 2012. № 12.

1 Интернет-конференция генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации А.В. Гусева. URL: www.garant.ru/action/ conference/288511/

2 Официальный сайт Национального антитеррористического комитета Российской Федерации. URL: //nak.fsb.ru/ nac/media/terrorism-today/histori.htm

3 Бабкина Е.В. Обеспечение безопасности свидетелей при производстве предварительного расследования по УПК РФ: дис. ... канд. юрид. наук. - Владимир: Владимирский юрид. институт ФСИН России, 2009. С. 15.

4 Программа защиты свидетелей в России: справка // РИА Новости. URL: http://ria.ru/society/20091015/188979848. html.

5 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3: в ред. от 30 марта 2015 г.: с изм. от 7 апреля 2015 г. // СПС КонсультантПлюс.

6 О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федер. закон от 20 авг. 2004 г. № 119-ФЗ: ред. от 3 февр. 2014 г.: с изм. от 4 июня 2014 г. // СПС КонсультантПлюс.

7 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: ред. от 30 марта 2015 г. // СПС КонсультантПлюс.

8 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ермакова Михаила Борисовича на нарушение его конституционных прав частью девятой статьи 166, частью пятой статьи 193 и частью пятой статьи 278 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. № 240-О // СПС КонсультантПлюс.

9 Определение Верховного Суда РФ от 30 марта 2009 г. № 12-О09-8 // СПС КонсультантПлюс.

10 О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федер. закон от 20 авг. 2004 г. № 119-ФЗ: в ред. от 3 февр. 2014 г.: с изм. от 4 июня 2014 г. // СПС КонсультантПлюс.

11 О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федер. закон от 20 апр. 1995 г. № 45-ФЗ: в ред. от 3 февр. 2014 г. // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.