Научная статья на тему 'Актуальные вопросы нормативно-правового регулирования государственной защиты участников уголовного судопроизводства'

Актуальные вопросы нормативно-правового регулирования государственной защиты участников уголовного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE PROTECTION / CRIMINAL JUSTICE PARTICIPANTS / SECURITY MEASURES / NORMATIVE LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мазова Евгения Игоревна

Рассматриваются проблемы нормативно-правового регулирования государственной защиты потерпевших, свидетелей, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и других участников уголовного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мазова Евгения Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current questions of the normative legal regulation of the state protection of the criminal justice participants

Problems of normative legal regulation of the state protection of the victims, witnesses, judges, law enforcement and supervisory agencies officials, and other criminal justice participants, are viewed.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы нормативно-правового регулирования государственной защиты участников уголовного судопроизводства»

ЕВГЕНИЯ ИГОРЕВНА МАЗОВА,

научный сотрудник отдела подготовки научных кадров

ФГКУ «ВНИИ МВД России»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Рассматриваются проблемы нормативно-правового регулирования государственной защиты потерпевших, свидетелей, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и других участников уголовного судопроизводства.

Ключевые слова: государственная защита, участники уголовного судопроизводства, меры безопасности, нормативно-правовое регулирование.

E.I. Mazova, Researcher, Researchers Training Section, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: vnii59@yandex.ru, tel.: 8 (495) 667-42-38.

Current questions of the normative legal regulation of the state protection of the criminal justice participants.

Problems of normative legal regulation of the state protection of the victims, witnesses, judges, law enforcement and supervisory agencies officials, and other criminal justice participants, are viewed.

Key words: state protection, criminal justice participants, security measures, normative legal regulation.

С момента создания Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, прошло 4 года, и уже многие исследователи считают, что в целом нормативная правовая база в этой области сформирована1, однако это, как показывает опыт обобщения правоохранительной практики ОВД по данному направлению деятельности, далеко от истины.

Действительно, основные положения нормативно-правового регулирования государственной защиты в Российской Федерации изложены в двух федеральных законах: от 20 августа 2004 г № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»2 и от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»3.

Названные законы устанавливают принципы осуществления государственной защиты, меры безопасности, определяют субъектов, подлежащих государственной защите, а также органы, обеспечивающие государственную защиту, и их обязанности. Однако организация государственной защиты - функция для правоохранительных органов специфическая и потребовала вслед за названными законами принятия целого ряда под-

законных нормативных правовых актов. Так, в целях реализации Федерального закона № 119-ФЗ были приняты:

постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;

постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 664 «Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты»;

постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 890 «Об утверждении порядка финансирования и материально-технического обеспечения мер государственной защиты, предусмотренных в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, денежное содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета»;

постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 900 «Об ут-

верждении перечня категории государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите»;

постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г № 134 «Об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;

постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 868 «О внесении изменений в Правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;

постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2009 г. № 792, утверждающее Государственную программу «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы», которая содержит мероприятия по осуществлению и финансированию из средств федерального бюджета мер безопасности и социальной поддержки лиц, подлежащих государственной защите.

Кроме перечисленных законодательных актов, был создан единый механизм статистической отчетности органов, осуществляющих меры безопасности, разработаны критерии оценки эффективности их деятельности по обеспечению мер безопасности.

Одним из последних нормативных документов в этой области стал подготовленный специалистами МВД России Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 352-ФЗ «О внесении изменений в ст. 219 и 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон „О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"». Нормы данного закона позволили, как считают сотрудники УОГЗ, повысить оперативность выделения, расходования и учета денежных средств в рамках деятельности подразделений государственной защиты, обеспечения конфиденциальности их использования4.

Вместе с тем, на сегодняшний день в практической деятельности существует множество проблем, для разрешения которых требуется комплексный подход в рамках единой концепции обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, охватывающей сферы оперативно-розыскной деятельности, уголовного процесса, пенитенциарного и постпенитенциарного воздействия, и работа в этом направлении проводится. Так, в целях реализации норм ст. 10 Закона № 119-ФЗ, которая предусматрива-

ет предоставление защищаемому лицу жилья за счет средств федерального бюджета МВД России, разработан проект соответствующего постановления Правительства Российской Феде-рации5.

При подготовке проекта данного нормативного правового акта возник ряд вопросов, связанных с предоставлением гарантии трудоустройства защищаемого лица на новом месте жительства, поскольку его трудоустройство зависит от ряда факторов, в том числе от его профессиональной квалификации, востребованности имеющейся у него профессии на рынке труда в регионе нового места жительства.

Обязанность работодателя трудоустроить защищаемое лицо в нормативных правовых актах не предусмотрена, точно так же как и выделение средств на переподготовку. Норма носит декларативный характер, и, как считают специалисты, здесь необходимо совершенствование механизмов взаимодействия с негосударственным сектором по вопросам социализации защищаемых лиц.

С данной проблематикой тесно связаны вопросы обеспечения обязательств защищаемого лица перед третьими лицами (алиментные, кредитные, долговые и т.п.). Объективное отсутствие у защищаемого лица заработка при применении отдельных мер безопасности не позволяет ему выполнять имеющиеся финансовые обязательства. При этом открытым остается вопрос об источниках финансирования таких обязательств за счет средств государственной программы или бюджета ведомства, осуществляющего применение мер безопасности.

Также указанным Федеральным законом не предусматриваются возможность оказания лицу, временно переселяемому на другое место жительства, материальной помощи с целью приобретения на новом месте жительства предметов первой необходимости и возмещение расходов, связанных с переездом на новое место житель-ства6.

Таким образом, даже тезисное определение проблем показывает, что нормативное регулирование обеспечения безопасности защищаемых лиц, вопреки утверждению исследователей, находится только на стадии становления. Действующий в настоящее время УПК РФ, хотя существенно и преобразовал сферу уголовного судопроизводства, предусмотрев специальные уголовно-процессуальные меры защиты потерпевшего, свидетеля, иных участников процесса по тяжким и особо тяжким преступлениям, не желающих раскрывать свою личность, а также их родственников и близких,

но требования норм УПК РФ могут реализовы-ваться пока лишь в некоторых судах, где имеются специальные помещения для обеспечения допроса лица в условиях, исключающих его визуальное наблюдение, закупается специальное оборудование и аппаратура для изменения голоса, готовятся специалисты по применению такой техники.

Сегодня остро стоит вопрос совершенствования комплекса уголовно-правовых мер, направленных на защиту участников уголовного судопроизводства. Статья 309 УК РФ защищает ограниченный круг лиц: потерпевшего, свидетеля, эксперта, специалиста и переводчика.

В то же время практика показывает, что преступному воздействию может подвергаться и обвиняемый, который желает оказать содействие следствию и дает показания против, например, организатора или соучастника преступления, а также лидера преступной группы.

Совершено не соответствует российской реальности и то, что закон не защищает лиц, не обладающих процессуальным статусом, например, заявителей или лиц, осведомленных о событии преступления, и очевидцев, которые еще не были допрошены и не стали свидетелями в соответствии со ст. 56 УПК РФ7.

Остается не разрешенной в правовом отношении проблема применения мер безопасности к лицам, являющимся заявителями о преступлениях, поскольку такие лица формально не относятся к участникам уголовного судопроизводства. Конечно, уголовные дела публичного, а в определенных случаях - частного обвинения могут возбуждаться и без заявлений потерпевших. Однако даже если посчитать, как это обычно бывает в следственной и судебной практике, что опасение за свою жизнь или здоровье подпадает под иные причины, по которым потерпевший не может защищать свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20 УПК), и начать доследственную проверку по факту совершения преступления, уголовное преследование по которому осуществляется в частно-публичном порядке (например, по ч. 1 ст. 131 УПК РФ), то на период данной проверки, который может составлять до 10 суток со дня получения сообщения из других источников, потерпевший останется без защиты, поскольку, как уже отмечено, отсутствует правовое основание для применения мер безопасности.

Представляется, что данная ситуация должна быть разрешена посредством внесения соответствующих изменений в УПК РФ либо в Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидете-

лей и иных участников уголовного судопроизводства»8.

По уголовным делам об организованной преступной деятельности воздействие на свидетелей и потерпевших начинается на стадии досудебного рассмотрения уголовного дела, как правило, при участии адвокатов, которые подвергают сомнению ранее данные показания и склоняют лиц к их изменению. При этом прямых угроз свидетелям и потерпевшим не поступает, однако психологическое воздействие формирует представление об угрозе их личной безопасности и потерпевшие (свидетели) начинают изменять показания в пользу обвиняемых без явно выраженного принуждения. В этой ситуации работа подразделений государственной защиты по документированию действий угрозоносителей и адвокатов заканчивается вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по ст. 309 УК РФ.

Поскольку ст. 309 УК РФ, содержащаяся в главе 31 УК РФ, направлена в первую очередь на защиту интересов правосудия, ее формулировка должна быть конкретизирована, а санкции - более жесткими. Необходимо признать преступными любые попытки воздействия на участников уголовного судопроизводства, сформулировать принцип, в соответствии с которым никто не должен вступать в контакт с защищаемым лицом, кроме специально уполномоченных лиц или органов.

В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о конкретизации диспозиции и усилении санкции за совершение преступлений, предусмотренных ст. 309 УК РФ.

Существует ряд проблемных вопросов при прекращении мер государственной защиты. Так, в уголовно-процессуальном законодательстве не закреплен порядок принятия решения о применении (отмене) мер безопасности. Норма о необходимости принятия судом при вынесении приговора решения о продолжении или прекращении осуществления государственной защиты содержится в Федеральном законе от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Таким образом, данная деятельность не носит процессуального характера и ведет в ряде случаев к необходимости неоправданного продолжения применения мер государственной защиты после рассмотрения судом соответствующего уголовного дела, что влечет существенные материальные и людские затраты.

По нашему мнению, необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменения в УПК РФ,

устанавливающего обязанность суда принимать решение о продлении или отмене применяемых мер безопасности при постановке приговора и по завершении рассмотрения дела по ходатайству органа, осуществляющего меры безопасности.

1 Информационно-аналитические материалы и предложения по совершенствованию законодательства в сфере государственной защиты, представленные министерствами и ведомствами. С. 15. (Распространены среди участников круглого стола по теме «Совершенствование законодательного регулирования в сфере обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства», состоявшегося 7 июня 2011 г. в Комитете по безопасности и борьбе с коррупцией Государственной Думы).

2 СПС КонсультантПлюс.

3 Там же.

4 Информационно-справочные материалы «О результатах работы подразделений государственной защиты МВД России за период 2009-2011 гг. и первое полугодие 2012 г.».

- М.: ВИПК МВД России, 2012. 18-19 окт.

5 Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

6 О результатах работы подразделений государственной защиты МВД России за период 2009-2011 гг. и первое полугодие 2012 г.: Информационно-справочные материалы.

- М.: ВИПК МВД России, 2012. 18-19 окт.

7 Гриненко А.В. Обеспечение прав заявителя и лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении уголовного дела // Материалы международно-практической конференции. 2008. 24 сент.

8 Сумин А.А. Правовые проблемы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства // Материалы межведомственной научно-практической конференции. 2012. 27 сент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.