Научная статья на тему 'Ответственность государства при осуществлении защиты свидетелей и потерпевших'

Ответственность государства при осуществлении защиты свидетелей и потерпевших Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
923
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА / ЗАЩИТА СВИДЕТЕЛЕЙ / ЗАЩИТА ПОТЕРПЕВШИХ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА / SECURITY INVOLVED IN CRIMINAL PROCEEDINGS / PROTECTION OF WITNESSES / PROTECTION OF VICTIMS / STATE LIABILITY / REDRESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фасхутдинова Ригина Динаровна, Кручинин Владимир Николаевич

В статье рассматриваются особенности ответственности государства при осуществлении защиты свидетелей и потерпевших, раскрываются особенности процессуальной и не процессуальной (организационной, специальной) защиты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фасхутдинова Ригина Динаровна, Кручинин Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State liability in the implementation of protection of the witnesses and the victims

The article discusses the features of state responsibility in the implementation of witnesses and victims protection. Authors revealed features of procedural and non-procedural (organizational, special) protection

Текст научной работы на тему «Ответственность государства при осуществлении защиты свидетелей и потерпевших»

3. Закон Финляндии «О юридической помощи» от 05.04.2002

г. № 257 // Suomenlaki I. Helsinki. - 2005. - Talentum.

Lakimiesliitonkustannus.

4. Грудцына Л. Ю. Кому нужна государственная адвокатура? / Л.Ю. Грудцына // Адвокат, 2006. № 10. С. 3-11.

5. Сахнова, Т.В. Проект ГПК РФ: нерешенные проблемы // Теоретические и прикладные проблемы реформы гражданской юрисдикции / Т. В. Сахнова. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 1998. С. 92-108.

6. Халатов, С. А. Представительство в гражданском и арбитражном процессе / С. А. Халатов. - М.: Издательство НОРМА, 2002. 208 с.

Статья поступила в редакцию 25.04.2014

УДК 343.1

STATE LIABILITY IN THE IMPLEMENTATION OF PROTECTION OF THE WITNESSES AND THE VICTIMS

Faskhutdinova Rigina Dinarovna, student, Branch of the Russian State Social University

in the Voronezh city, Russia.

Kruchinin Vladimir Nikolaevich, candidate of legal sciences, associate professor, Head of the Public and Private Law Department, Branch of the Russian State Social University in the Voronezh city, Russia, a437924@yandex

Abstract. The article discusses the features of state responsibility in the implementation of witnesses and victims protection. Authors revealed features of procedural and nonprocedural (organizational, special) protection

Keywords: security involved in criminal proceedings; protection of witnesses; protection of victims; State liability, redress

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАЩИТЫ СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ

Фасхутдинова Ригина Динаровна, студент, Филиал Российского государственного социального университета в г. Воронеже, Россия

Кручинин Владимир Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой публичного и частного права, Филиал Российского государственного социального университета в г. Воронеже, Россия, a437924@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности ответственности государства при осуществлении защиты свидетелей и потерпевших, раскрываются особенности процессуальной и не процессуальной (организационной, специальной) защиты

Ключевые слова: безопасность участников уголовного процесса; защита свидетелей; защита потерпевших; ответственность государства, возмещение вреда.

Актуальность исследования определена тем, что на современном этапе развития юриспруденции в России, удельный вес занимают отношения, связанные выполнением гражданами общественно-значимой функции - свидетельствование по делам, рассматриваемым государственными правоохранительными органами и судами.

Этот сегмент в условиях советского права позиционировался как «гражданский долг» и все риски от участия в правосудных делах оставался на сведущих лицах (свидетель, потерпевший).

С переходом к современному политическому статусу нашего государства и с принятием концепции о защите жизни и здоровья гражданина, статус свидетеля и потерпевшего не мог оставаться указанным «долгом», да и гражданин, главным образом, живет не для государства, а государство обязано создавать все условия для нормальной жизнедеятельности гражданина.

Цель исследования состоит в том, что при этом возникает потребность рассмотреть вопрос об ответственности государства перед свидетельствующими лицами и потерпевшими при рассмотрении дел государственными правоохранительными органами и судами.

Результаты и выводы. Меры защиты, принимаемые государством в отношении участников уголовного судопроизводства, по источнику правового регулирования можно классифицировать на процессуальные и не процессуальные (организационные, специальные) [10, с. 26-28]. Процессуальные меры защиты закреплены в нормах УПК РФ 182 , не процессуальные регламентируются отдельными федеральными законами и ведомственными нормативными актами [9, с. 20-21].

Механизм реализации государственной защиты участников уголовного судопроизводства регулируют следующие нормативные акты:

- Конституция Российской Федерации;

- Уголовный, Уголовно-исполнительный и Уголовнопроцессуальные кодексы РФ;

- Федеральные законы;

- Постановления Правительства Российской Федерации [3, 4,

5];

- Приказы МВД РФ и ФСБ РФ [6].

Отдельные нормы, относящиеся к обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства, содержатся также в других нормативных правовых актах [2].

Ч. 3 ст. 11 УПК РФ определяет основания принятия решения об обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства.

Закон обязывает государство принять меры обеспечения безопасности в случае не только совершения правонарушения в отношении защищаемых лиц, перечисленных в ч. 3 ст. 11 УПК РФ, ст. 2 ФЗ-119, но и противоправного посягательства на них - понятия гораздо более широкого [13, с. 528].

Однако воздействие вполне может быть оценено как противоправное посягательство и в тех случаях, когда виновность исполнителя воздействия на момент решения вопроса о необходимости применения к близким родственникам, родственникам и (или) близким лицам потерпевшего (свидетеля и др.) мер безопасности не установлена [15].

Для того чтобы могли быть применены меры безопасности (социальной поддержки), недостаточно установления факта совершенного в отношении них противоправного посягательства. Следует также иметь доказательства, что посягательство на них оказывалось с целью воздействовать на потерпевшего (свидетеля и др.), близкими людьми которого они являются.

Поскольку законодатель не определяет, какого рода должно быть это воздействие, под ним можно понимать любое влияние на объективность, всесторонность и полноту показаний и (или) иных действий, способствующих не только раскрытию преступления (изобличению виновного), но и предупреждению совершения таковых в дальнейшем [15].

Согласно ч. 3 ст. 11 УПК РФ, ст. 2 ФЗ-119 к числу лиц, которым может быть предоставлена государственная защита, относятся следующие участники уголовного судопроизводства: потерпевший, свидетель, частный обвинитель, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого уголовное дело или уголовное преследование прекращено, эксперт, специалист, переводчик, понятой, участвующие в уголовном судопроизводстве педагог или психолог, гражданский истец, гражданский ответчик, законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

Кроме того, еще до возбуждения уголовного дела меры государственной защиты могут быть применены в отношении заявителя, очевидца, жертвы преступления, иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления (ч. 2 ст. 2 ФЗ-119) [14, с. 21-22].

Конкретные меры безопасности закреплены в 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241, ч. 5 ст. 278 УПК РФ. В силу ст. 317.9 УПК РФ, перечисленные меры безопасности распространяются также на подозреваемых и обвиняемых, с которыми правоохранительными органами заключено досудебное соглашение о сотрудничестве [16].

До этого времени в России государственная защита предоставлялась только судьям и сотрудникам правоохранительных

47

органов в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности и их близким.

В то же время вполне закономерно, что в случае возложения на свидетеля уголовно-процессуальной обязанности, исполнение которой сопряжено с возникновением опасности для последнего, обеспечение его безопасности должно быть обязанностью государства. Отчасти этим объясняется тот факт, что арсенал реально применимых средств обеспечения безопасности свидетеля гораздо шире, чем, к примеру, потерпевшего, несмотря на то, что УПК РФ наделяет потерпевшего правом самостоятельно ходатайствовать о применении в отношении себя мер безопасности (п. 21 ч. 2 ст. 42УПК РФ). Свидетелю также предоставлено такое процессуальное право (п. 7 ч. 4 ст. 56 УПК РФ) [17, с. 44].

Перечень не процессуальных мер безопасности регламентируется ФЗ-119 и не является исчерпывающим, отдельные меры безопасности могут определяться и иными нормативными актами (ч. 2 ст. 6 ФЗ-119).

Предусмотренные ч. 1 ст. 6 ФЗ-119 меры безопасности как наиболее затратные и трудоемкие осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и только при наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве. По решению органа, осуществляющего государственную защиту, меры безопасности могут применяться как по отдельности, так и в совокупности.

Критерием выбора этих мер являются обеспечение должной степени безопасности защищаемого лица, а также целесообразность конкретной меры безопасности (в аспекте соотношения затратности и эффективности в конкретной ситуации).

Однако, приходится констатировать, что и с принятием ФЗ-119 не удалось окончательно устранить недостатки в обеспечении мер конфиденциальности потерпевшего. Применение таких мер, исходя из требований ст. 9 ФЗ-119, возможно только в рамках уголовного судопроизводства.

После обращения с заявлением о преступлении и возбуждения уголовного дела, когда подлинная личность потерпевшего, а в худшем случае и его место жительства, уже известны заинтересованным сторонам, попытка скрыть данные личности потерпевшего не приносит желаемых результатов [12, с. 56].

В качестве возможного пути решения задачи повышения гарантий безопасности потерпевшего уже на стадии возбуждения

уголовного дела предлагается применение компенсационных механизмов, что предполагает широкое использование мер безопасности как по отдельности, так и в совокупности. Нарушенный баланс интересов может быть восстановлен за счет использования, например, таких предусмотренных ФЗ-119 мер безопасности, как личная охрана потерпевшего, выдача ему специальных средств связи и оповещения об опасности, переселение на другое место жительства, изменение места работы (службы) или учебы, временное помещение в безопасное место [12, с. 70].

Осуществление мер безопасности законом возлагается на органы внутренних дел РФ, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы РФ и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено осуществление отдельных мер безопасности (командование воинских частей в отношении защищаемых военнослужащих, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отношении лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания).

ФЗ-119 предусматривает, что государственная защита свидетелей и потерпевших осуществляется путем применения мер безопасности (ст. 6) и мер социальной поддержки (ст. 15). Обязанность применения мер социальной поддержки можно рассматривать в качестве материальной ответственности государства перед защищаемыми лицами. Основанием применения мер социальной поддержки является гибель (смерть) защищаемого лица, причинение ему телесного повреждения или иного вреда здоровью в связи с его участием в уголовном судопроизводстве (ст. 17 ФЗ-119).

Следовательно, обязанность государства применить меры социальной поддержки наступает не только в случае ненадлежащего исполнения сотрудниками государственных органов (ФСБ, МВД и др.) государственной функции по обеспечению безопасности защищаемых лиц, но и в случае добросовестных действий, когда все предусмотренные законом и возможные в конкретной ситуации меры безопасности были приняты своевременно и в полном объеме, однако свидетелю (потерпевшему) все равно причинен вред в связи с его участием в уголовном судопроизводстве.

При этом закон не предусматривает возможности отказа в применении мер социальной поддержки защищаемому лицу в связи с невыполнением им возложенных на него обязанностей (ч. 2

49

ст. 23), устанавливая его ответственность только за продажу, залог, передачу другим лицам, утрату или порчу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, выданных ему для обеспечения безопасности (ст. 27 ФЗ-119).

Однако, даже привлечение защищаемого лица к ответственности, не снимает с государства обязанность применить к нему меры социальной поддержки при наличии оснований, перечисленных в ст. 17 ФЗ-119.

Единственным исключением является установление факта предоставления защищаемым необъективных либо заведомо ложных данных о состоянии здоровья, родстве с защищаемым лицом или нахождении на его иждивении, возрасте его детей, их нахождении на обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения и др. В данном случае меры социальной поддержки подлежат отмене.

Кроме того, в ряде случаев (например, при наступлении ответственности по ст. 283 УК РФ) законодатель впрямую обязывает органы, осуществляющие меры безопасности в отношении свидетеля или потерпевшего, предупредить последних о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну, и об ответственности за нарушение данного обязательства.

Финансирование мер социальной поддержки защищаемых лиц является расходным обязательством федерального бюджета Российской Федерации. В порядке регресса возможно взыскание с виновного лица только имущественного ущерба, причиненного защищаемому, который предварительно должен быть компенсирован защищаемому за счет средств федерального бюджета (ч. 7 ст. 15 ФЗ-119).

Выплата компенсации пострадавшему защищаемому лицу в рамках реализации государством мер социальной поддержки, не лишает последнего права взыскания компенсации вреда здоровью, затрат на лечение, морального вреда и т. п. с непосредственного причинителя вреда в порядке гражданского судопроизводства.

Общий объем ассигнований федерального бюджета в 20092013 гг. установлен в размере 1603,99 млн. рублей, в том числе на личную охрану, охрану жилища и имущества - 130,36 млн. рублей; приобретение для защищаемых лиц специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности - 195,64 млн. рублей; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах - 4,01 млн. рублей; переселение защищаемых лиц на другое место жительства - 260,9 млн. рублей; замену документов

защищаемых лиц - 3,2 млн. рублей; изменение внешности защищаемых лиц - 9,8 млн. рублей; временное помещение защищаемых лиц в безопасное место - 875,35 млн. рублей; применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся под стражей или находящихся в местах лишения свободы,

- 100,48 млн. рублей; применение мер социальной поддержки -24,25 млн. рублей [5].

На 2011 г. для компенсации затрат на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства МВД Российской Федерации было выделено 149,96 млн. рублей, ФСБ России - 100 млн. рублей [5] . Размеры конкретных затрат по обеспечению мер государственной защиты свидетелей и потерпевших устанавливаются в пределах выделенных лимитов финансирования на нужды региональных подразделений по обеспечению государственной защиты.

Несмотря на, казалось бы, существенный объем финансирования мероприятий по обеспечению безопасности свидетелей и потерпевших, в России до сих пор средств на реализацию программы защиты свидетелей выделяется на порядок меньше, чем в других государствах (например, в США ежегодно на аналогичную программу тратится порядка 100 млн. долларов).

Так, по данным ВНИИ МВД России, 60 % граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы. Согласно данным Следственного комитета РФ ежегодно в России около 10 млн. человек выступают свидетелями и потерпевшими по уголовным делам. Примерно четверть из них меняет показания в суде, в том числе, вследствие давления со стороны преступников. При этом только 5 % лиц, нуждающихся в защите, подпадают под действие специальных программ. В 2010 г. меры безопасности применялись в отношении 2270 человек, из которых 825 - потерпевшие, 742 - свидетели.

В среднем, на одного защищаемого в месяц тратится порядка 100 тысяч рублей. Налицо несоответствие объемов выделяемого финансирования действительной потребности.

В то же время, практика освоения выделяемых ассигнований на обеспечение мер государственной безопасности подразделениями МВД России свидетельствует о том, что в некоторых регионах выделенные на реализацию программы государственной защиты участников уголовного судопроизводства средства расходовались не в полном объеме. По данным УОГЗ МВД РФ, в 2010 г. из выделенных 149 млн. рублей 100 млн. остались неосвоенными.

Это связано как с несовершенством нормативного регулирования, в том числе в части определения источника финансирования,

51

так и с несвоевременностью в некоторых случаях поступления ассигнований на счета региональных органов внутренних дел.

В связи с этим наиболее затратные из предусмотренных ФЗ-119 мер без - опасности: переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности, изменение места работы (службы) или учебы, - до настоящего времени применялись крайне редко.

Так, в Кабардино-Балкарской Республике свидетель, проходящий по программе государственной защиты, требовал, чтобы его переселили в г. Москву с предоставлением с учетом размера его семьи, как минимум, 3-комнатной квартиры. МВД КабардиноБалкарской Республики и МВД РФ не смогли решить вопрос о том, из какого бюджета должны быть выделены деньги на приобретение жилья, и переселение свидетеля не состоялось.

Отмена мер безопасности допускается только по постановлению (определению) органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты, либо по постановлению (определению) органа, в производстве которого находится уголовное дело с неот-мененным постановлением (определением) об осуществлении государственной защиты, в случае, если устранены основания их применения, или если их дальнейшее применение невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий договора, заключенного органом, осуществляющим меры безопасности. Постановление (определение) об отмене мер безопасности может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи (ст. 20 ФЗ-119).

Так, определением Липецкого областного суда от 06.09.2011 было отказано в удовлетворении требований осужденного о прекращении в отношении него мер безопасности, направленных на защиту жизни и здоровья, поскольку доказательств устранения оснований применения мер безопасности в отношении осужденного суду представлено не было, а из заявления самого осужденного следует, что он просит отменить в отношении него меры безопасности только ввиду его перевода в другое место отбывания наказания [7].

Судебная практика подтверждает, что отмена мер в связи с устранением оснований их применения «допускается только при наличии проверенных данных, свидетельствующих о том, что необходимость в государственной защите лица отпала» [8].

Что касается имущественной ответственности государства перед защищаемым лицом при причинении вреда его здоровью (жизни) в связи с участием последнего в уголовном судопроизводстве, то она ограничена мерами социальной поддержки, предусмотренными ФЗ-119 и Правилами от 11 ноября 2006 г.

Защищаемому лицу в случае причинения ему в связи с его участием в уголовном судопроизводстве телесного повреждения (увечья) или иного вреда его здоровью (ранения, травмы, контузии), повлекших за собой наступление инвалидности, выплачивается единовременное пособие в следующих размерах: инвалидам I группы - 75 000 рублей; инвалидам II группы, детям-инвалидам -50 000 рублей; инвалидам III группы - 35 000 рублей.

В случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его здоровью, не повлекших за собой наступление инвалидности, ему выплачиваются пособия в размере от 10 000 до 20 000 рублей.

Пункт 3 Правил предусматривает также обязанность государства осуществить выплату пособия членам семьи защищаемого лица, погибшего (умершего) в связи с участием в уголовном судопроизводстве.

Размер выплаты в данном случае составляет 100 000 рублей в равных долях каждому члену семьи. Размер выплаты четко определен Правилами и не зависит от обстоятельств конкретного дела, усмотрения государственных органов, социального положения защищаемого лица, размера его семьи и иных факторов. В случае причинения телесного повреждения или иного вреда здоровью защищаемым лицам, имеющим одновременно право на различные единовременные пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, назначается одно пособие по их выбору (ч. 5 ст. 15 ФЗ-119).

Осуществление социальной поддержки в отношении защищаемых лиц является мерой ответственности государства и его обязанностью, поэтому для вынесения постановления (определения) о выплате единовременного пособия не требуется заявления защищаемого лица. Однако в ряде случаев у органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, по различным обстоятельствам может отсутствовать информация о гибели или причинении вреда здоровью защищаемому лицу, поэтому ФЗ-19 предусматривает заявительный порядок обращения для получения выплаты.

Постановление (определение) о применении мер социальной поддержки в отношении защищаемого лица или членов его семьи

53

либо об отказе в их применении должно быть вынесено после проведения проверки в течение 3 суток с момента получения заявления (сообщения) о гибели защищаемого (причинении вреда его здоровью (чч. 2-4 ст. 19 ФЗ-119). Постановление (определение) о применении мер социальной поддержки либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение месяца со дня ее подачи (ч. 5 ст. 19 ФЗ-119).

Сведения о лицах, в отношении которых применены меры социальной поддержки, а также сам факт выплаты единовременных пособий, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению. Лицо, их разгласившее, может быть привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 311 УК РФ, ст. 13.14 КоАП РФ, подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ [15].

Срок давности для выплаты единовременных пособий не установлен. Пособие, не полученное защищаемым лицом (членами семьи погибшего (умершего) защищаемого лица, выплачивается по их заявлению без ограничения срока (п. 12 Правил).

Таким образом, ответственность государства по возмещению вреда защищаемому лицу, в целом, можно отнести к отдельному виду внедоговорной (деликтной) ответственности в сфере публично-правовых отношений.

Для возникновения обязательства по возмещению вреда защищаемому (основания которого, в данном случае, совпадают с основаниями возникновения специального деликта) в рассматриваемом аспекте требуется установление только части юридических фактов, образующих состав генерального деликта: причинения вреда и причинной связи между участием защищаемого в уголовном судопроизводстве и причинением ему вреда.

Правомерность или неправомерность действий органов, осуществляющих государственную защиту, не влияет на обязанность государства возместить за счет средств казны причиненный вред в установленном нормативными актами фиксированном размере.

Имущественная ответственность государства перед защищаемым лицом при причинении вреда его здоровью (жизни) в связи с участием в уголовном судопроизводстве реализуется путем вынесения постановления о применении мер социальной поддержки органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

Перечисление денежных средств защищаемому лицу (члену его семьи) производится на основании указанных постановлений

Федеральным медико-биологическим агентством РФ. Финансируются данные мероприятия исключительно из федерального бюджета. В то же время, выплата компенсации защищаемому лицу в порядке реализации государством мер социальной поддержки, не лишает последнего права взыскания компенсации вреда здоровью, затрат на лечение, морального вреда и т. п. в порядке гражданского судопроизводства на общих основаниях в соответствии со ст. ст. 1069, 1070, 1081 ГК РФ. ФЗ-119 впрямую предусматривает взыскание в порядке регресса с виновного лица только ранее компенсированного государством имущественного ущерба, причиненного защищаемому лицу в связи с его участием в уголовном судопроизводстве (ч. 7 ст. 15 ФЗ-119).

Взыскание защищаемым компенсации причиненного вреда с непосредственного причинителя регламентируется гражданским законодательством. Она осуществляется в порядке гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции и находится вне деликтных обязательств органов, осуществляющих государственную защиту.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 23 ФЗ-119 защищаемый вправе обжаловать в вышестоящий орган, прокурору или в суд решения и действия органов, обеспечивающих государственную защиту, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Исходя из сказанного можно сделать вывод - весь спектр предусмотренных законом способов обжалования деяний органов, осуществляющих государственную защиту, доступен защищаемым в случае несогласия с их действиями. Защита участников гражданского судопроизводства действующим законодательством не предусмотрена. Это подтверждено Конституционным судом РФ.

В то же время, с учетом участившихся случаев оказания противоправного воздействия на свидетелей, экспертов и иных участников гражданского и арбитражного процесса, обязанных по закону выполнять возложенные на них процессуальные функции, вне зависимости от их волеизъявления (в том числе, под угрозой применения юридической ответственности за отказ от их исполнения), свидетельствуют о необходимости законодательного закрепления механизма их защиты.

Библиографический указатель:

1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ, 2001. № 52. Ст. 4921.

2. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ. (в ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ, 2011. № 7. Ст. 900.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Постановление Правительства РФ от 27.10.2006 г. № 630 (в ред. от 16.02.2013) «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание законодательства РФ, 2006. № 45. Ст. 4708.

4. Постановление Правительства РФ от 03.03.2007 г. № 134 (в ред. от 19.11.2008) «Об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание законодательства РФ, 2006. № 47. Ст. 4895.

5. Постановление Правительства РФ от 02.11.2009 г. № 792(в ред. от 07.10.2013) «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы» // Собрание законодательства РФ, 2009. № 41. Ст. 4778.

6. Приказ МВД РФ от 21.03. 2007 г. № 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких» // Бюллетень нормативных актов ФОИВ, 2007. № 47 - от 19 ноября.

7. Кассационное определение Липецкого областного суда от 06.09.2011 г. по делу № 22-1821-2011 г. «Приговор о кражах и грабеже изменен: действия осужденного переквалифицированы со ст. ст. 158, ч. 2, п. «в», 158, ч. 1, 161, ч. 2, п. «г» в редакции Федерального закона РФ от 27.12.2009 № 377-ФЗ на ст. ст. 158, ч. 2, п. «в», 158, ч. 1, 161, ч. 2, п. «г» соответственно в редакции Федерального закона РФ № 26-ФЗ от 07.03.2011, поскольку новая редакция УК РФ улучшает положение осужденного» [Электронный ресурс] 2014. Режим доступа: Информационно-справочная система «Консуль-тантПлюс» // ЬИр://Ьа8е.сопвикап1;.т/ regbase/cgi/online.cgi?req =ёос; base=RLAW220;n=43402.

8. Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2009 г. № 12-О09-8 «Отменяя применение мер безопасности в отношении свидетеля по уголовному делу, суд учел не все положения закона, регулирующие использование таких мер»

(извлечение) // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2009. № 11 - ноябрь.

9. Антошина А. Закон о государственной защите свидетелей / А. Антошина // Российская юстиция, 2004. № 1. С. 20-21.

10. Бакуновский П. В. Международное сотрудничество в сфере обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных лиц, содействующих расследованию / П. В. Бакуновский // Российский следователь, 2009. № 16. С. 26-28.

11. Гуськова А. П. Спорные моменты вопроса обеспечения личной безопасности обвиняемого, содействующего предварительному следствию по уголовному делу / А. П. Гуськова, Н. Н. Неретин // Российский судья, 2008. № 7. С. 31-34.

12. Крайнов В. И. Некоторые проблемные вопросы государственной защиты потерпевшего и свидетеля / В. И. Крайнов // Российский следователь, 2008. № 9. С. 25-27.

13. Кулапов Л. В. Понятие и основные признаки правонарушения // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристъ, 2001. 776 с.

14. Кутуев Э. К. Участие свидетеля в уголовном судопроизводстве: опыт совершенствования уголовно-процессуальной защиты при расследовании преступлений экономической направленности / Э. К. Кутуев, В. В. Лебедев // Российский судья, 2008. № 10.

15. Рыжаков А. П. Лица, подлежащие государственной защите. Комментарий к ст. 2 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [Электронный ресурс] Режим доступа: Информационно-справочная система «КонсультантПлюс» // http://base.consultant.ru/.

16. Томилова Н. С. Принципы государственной защиты свидетелей и потерпевших: актуальность и проблемы // Безопасность бизнеса, 2008. № 3. С. 27-29.

17. Брусницын Л. В. Правовое обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию / Л. В. Брусницын. М.: Изд-во «Спарк», 1999. 108 с.

18. Шевченко К. Д. Процессуальные аспекты государственной защиты потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству: Дис. ... канд. юрид. наук 12.00.09 / К. Д. Шевченко. М., 2004. 242 с.

Статья поступила в редакцию 28.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.