Научная статья на тему 'Правовое регулирование деятельности правоохранительных органов при обеспечении государственной защиты лиц пострадавших от преступлений'

Правовое регулирование деятельности правоохранительных органов при обеспечении государственной защиты лиц пострадавших от преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / CRIMINAL PROCEEDINGS / ПОТЕРПЕВШИЙ / VICTIM / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ / РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ В ОТНОШЕНИИ ПОТЕРПЕВШИХ / FEDERAL LAWS AND REGULATIONS THAT GOVERN THE APPLICATION OF STATE PROTECTION FOR VICTIMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаев Евгений Михайлович

В статье рассмотрены нормативно-правовые основы организации деятельности правоохранительных органов по обеспечению государственной защиты лиц пострадавших от преступлений. Рассмотрены законы и подзаконные акты, регулирующие применение государственной защиты по уголовным делам в отношении рассматриваемой категории лиц. Особое внимание уделено нормам Уголовно-процессуального кодекса РФ и Федеральному закону от 24 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», регламентирующим уголовно-процессуальную деятельность следователя (дознавателя) в части обеспечения безопасности лиц пострадавших от преступлений. Сделан вывод о необходимости дальнейшего совершенствования уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Николаев Евгений Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITY OF LAW ENFORCEMENT BODIES THAT ENSURE STATE PROTECTION OF CRIME VICTIMS

In the article the normative-legal basis of the organization of the activity of law enforcement bodies ensuring state protection of crime victims is reviewed. The author takes up the laws and regulations that govern the use of state protection in criminal cases in respect of crime victims. Special attention is paid to the norms of the Criminal Procedural Code of the Russian Federation and the Federal law of 24 August 2004 № 119-FZ "On State Protection of Victims, Witnesses and Other Participants in Criminal Proceedings" that regulate the criminal procedural activities of the investigator (inquiry officer) regarding the safety of persons suffered from crimes. The conclusion is made about the necessity of further improvement of criminal procedural legislation and law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование деятельности правоохранительных органов при обеспечении государственной защиты лиц пострадавших от преступлений»

2. International Acts on Human Rights. The Collection of Documents/ Comp. D. in Law., Professor V.A. Kartashkin, D. in Law, Professor E.A. Lukasheva. 2-nd ed., extra - M: Publishing House NORMA (Publishing Group NORMA-INFRA M), 2002.

3. Gukovskaya N.I., Dolgova A.I., Minkovsky G.M. The Investigation and Prosecution of Cases Involving Juvenile Offenders. - M., "Urid. lit.", 1974.

4. Yurchenko L.V. The Development of Criminal Proceedings in Cases Involving Minors (Juvenile Proceedings). Bulletin of the Orenburg State University. 2008. No. 83.

5. The Decree of the Council of Judges of the Republic of Bashkortostan December 17, 2010 № 98 "On the Application of Juvenile Technologies in Criminal and Civil Cases in the Court of the Republic of Bashkortostan". [Electronic resource]. URL: http://ssrf.ru/page/1468/detail/ (reference date: 12.08.2015).

6. According to the Data from Ordzhonikidzevsky District Court of Ufa.

7. That's why, the position is believed to be true, according to this position, it is inadmissible to use special orders in trials of juvenile cases. See for more info: Tarasov A.A., Zakotyanskij A.S. Simplified Procedures in Criminal Matters and Issues of Procedural Forms of Proof. The Rule- of -Law State: Theory and Practice. 2014. No. 4 (38).

8. Russian Newspaper. July 2010. 30.

9. Golovko L.V. Prospects for the Implementation of the New Law on Mediation of the Republic of Kazakhstan: a Skeptical View of Russian Experts. Development of Criminal Sciences in the Republic of Bashkortostan of Russia: Materials of the International Scientifically-Practical Conference, Devoted to the 40th Anniversary of the Chairs of Criminal Law Disciplines of the Institute of Law of the Bashkir State University and the 80th Anniversary of Doctor of Legal Sciences, Professor Z.D. Enikeev (12-13 April 2012). Part 1. Ufa: the Bashkir State University RIC, 2012.

10. Standards of Restorative Mediation. Developed and Approved by the All-Russian Association of Restorative Mediation March 17, 2009 [Electronic resource]. URL: http://sprc.ru/wp-content/uploads/2012/08/ Standarts of Restorative Mediation.pdf (reference date: 18.07.2015).

11. Karnozova L.M. The Restorative Justice Programs of Juvenile Justice. Psychology and Law. 2012. No. 4. [Electronic resource]. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n4/56611 full.shtml (reference date: 14.07.2015).

12. Cheredova E.A. Restorative Justice: Prospects for Development in Russia [Electronic Resource]. URL:http: //www.jurnal.org/articles/2010/uri76.html (reference date: 12.07.2015).

13. The Concept of Development until 2017 of the Network of Mediation Services in order to Implement Restorative Justice in relation to Children, including those who committed socially dangerous acts, but didn't not reach the age of criminal responsibility in the Russian Federation. Approved by the Decree of the RF Government of 30 July 2014 № 1430-p. Collected Legislation of the Russian Federation. 2014. No. 32, p. 4557.

The Statement of the Minister of Justice of the Russian Federation Y.Y. Chaika at the Meeting of the Government of the Russian Federation. 30.09.2005// http://juvenilejustice.ru/ documents/ doc3/int/int/int3.

Дата поступления: 05.10.2015 Received: 05.10.2015

УДК 340

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ ПОСТРАДАВШИХ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

НИКОЛАЕВ Евгений Михайлович

кандидат юридических наук, подполковник полиции Уфимского юридического института МВД России, г. Уфа, Россия. E-mail: NIKE224@yandex.ru

В статье рассмотрены нормативно-правовые основы организации деятельности правоохранительных органов по обеспечению государственной защиты лиц пострадавших от преступлений. Рассмотрены законы и подзаконные акты, регулирующие применение государственной защиты по уголовным делам в отношении рассматриваемой категории лиц. Особое внимание уделено нормам Уголовно-процессуального кодекса РФ и Федеральному закону от 24 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», регламентирующим уголовно-процессуальную деятельность следователя (дознавателя) в части обеспечения безопасности лиц пострадавших

94

LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITY OF LAW ENFORCEMENT BODIES THAT ENSURE STATE PROTECTION OF CRIME VICTIMS

NIKOLAEV Evgeniy Mikhailovich

Candidate of sciences (law), Police Lieutenant Colonel of the Ufa Law Institute of the MIA of Russia, Ufa, Russia. E-mail: NIKE224@yandex.ru

In the article the normative-legal basis of the organization of the activity of law enforcement bodies ensuring state protection of crime victims is reviewed. The author takes up the laws and regulations that govern the use of state protection in criminal cases in respect of crime victims. Special attention is paid to the norms of the Criminal Procedural Code of the Russian Federation and the Federal law of 24 August 2004 № 119-FZ "On State Protection of Victims, Witnesses and Other Participants in Criminal Proceedings" that regulate the criminal procedural activities of the investigator (inquiry officer) regarding the safety of persons suffered from crimes. The conclusion is made about the necessity of further im-

от преступлений. Сделан вывод о необходимости дальнейшего совершенствования уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практики.

Ключевые слова: уголовный процесс, потерпевший, обеспечение безопасности, Федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие применение государственной защиты в отношении потерпевших.

provement of criminal procedural legislation and law enforcement practice.

Keywords: criminal proceedings, victim, security, Federal laws and regulations that govern the application of state protection for victims.

Часть 1 ст. 6 УПК РФ определяет, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, пострадавших от преступлений. Однако следует отметить, что установление лица виновного в совершении преступления, возмещение причиненного преступлением ущерба и установление других обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ, не могут в полной мере обеспечить защиту прав и законных интересов потерпевших в ходе досудебного производства. Потерпевший, являясь одной из центральных фигур со стороны обвинения, как правило, выступает «инициатором» возбуждения уголовного дела, дает показания и представляет другие обвинительные доказательства в отношении подозреваемого (обвиняемого) лица. Такое процессуальное положение потерпевшего зачастую приводит к оказанию давлениям на него и его близких, включая угрозы их жизни и здоровья, как со стороны подозреваемых (обвиняемых), так и их окружения. Это требует от правоохранительных органов в целом, и от следователя (дознавателя) в частности, максимально грамотного и профессионального использования всей сформированной нормативно-правовой базы, регулирующей организацию деятельности по обеспечению безопасности, как потерпевшего, так и других участников уголовного процесса.

Анализ российского законодательства позволяет определить нормативно-правовые акты федерального законодательства, регулирующие организацию деятельности по обеспечению безопасности потерпевших в уголовном судопроизводстве. К ним относятся Федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и ведомственные акты.

I. Федеральные законы:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ.

Предусмотренные кодексом уголовно-процессуальные меры безопасности в отношении заявителя или жертвы преступления (ч. 1.1. ст. 144), потерпевших, а так же их близких родственников, родственников или близких лиц (ч. 3 ст. 11) представляют собой комплекс следственных и иных процессуальных действий, входящих в компетенцию следователя и направленных на обеспечение безопасности рассматриваемой категории лиц:

- не приведение данных о личности потерпевшего (ч. 9 ст. 166).

При необходимости обеспечить безопасность следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель не приводить данные об их личности;

- указание в протоколе следственного действия только фамилии, имени и отчества его участника (п. 3 ч. 3. ст. 166).

Адрес проживания и другие данные потерпевшего указываются в протоколе следственного действия лишь в необходимых случаях;

- недопустимость разглашения данных предварительного расследования (ч. 2 ст. 161).

Следователь предупреждает участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем у них берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со ст. 310 УК РФ. Также могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства участники проверки сообщения о преступлении (ч. 1.1. ст. 144). Предупреждение о неразглашении данных предварительного расследования предполагает неразглашение информации о производстве тех или иных следственных действий, с участием защищаемого потерпевшего, а так же о самом потерпевшем.

- контроль и запись переговоров (ч. 2 ст. 186).

При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения;

- предъявление лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193).

В целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым;

- проведение закрытого судебного заседания (п. 4. ч. 2 ст. 241).

Закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц;

- иные меры безопасности.

К иным мерам обеспечения безопасности потерпевшего и его близких предусмотренных УПК РФ можно отнести, например принятие решения следователем об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого (обвиняемого) (п. 3 ч. 1 ст. 97) [1, с. 21], сохранение в тайне данных о потерпевшем, в случаях, не терпящих отлагательства без получения согласия руководителя следственного органа (ч. 9 ст. 166) и др.

2. Федеральный закон от 24 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

В отличие от УПК РФ, в рассматриваемом Законе предусматривается применение мер государственной защиты закреплено положение об осуществлении государственной защиты с использованием гласных и негласных методов (п. 2 ст. 4).

Статья 6 Закона определяет виды мер безопасности которые могут применяться, как в отдельности, так и комплексе. К ним относятся:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

4) переселение на другое место жительства;

5) замена документов;

6) изменение внешности;

7) изменение места работы (службы) или учебы;

8) временное помещение в безопасное место;

9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

Приведенный перечень не является исчерпывающим и при наличии оснований применения мер безопасности, в отношении потерпевшего могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 6).

3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» определяет в качестве основного направления деятельности полиции государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц (п. 11 ч. 1 ст. 2), является ее обязанностью (п. 28 ч. 1 ст. 12), и правом (п. 30 ч. 1 ст. 13).

4. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в качестве одного из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Кроме того содействие обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств является обязанностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (п. 6 ст. 14).

II. Регулирование организации деятельности по обеспечению безопасности потерпевших, подлежащих государственной защите, кроме рассмотренных федеральных законов предусматривается и нормативными правовыми государственными актами в виде постановлений Правительства Российской Федерации, а именно:

1) постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;

2) постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 664 «Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам

уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты»;

3) постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 134 «Об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;

4) постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 868 «О внесении изменений в правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;

5) постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2012 г. № 953 «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;

6) постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2013 г. № 586 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 - 2018 годы»».

III. Более подробно содержание обозначенных выше нормативных правовых источников раскрывается следующими ведомственными актами:

1) приказ МВД России от 21 марта 2007 г. № 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких»;

2) приказ МВД России от 20 марта 2008 г. № 256 «Об организации государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в органах внутренних дел Российской Федерации»;

3) приказ МВД России от 31 октября 2008 г. № 943 «Об утверждении типового положения о центрах (группах) по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации и примерной модели организационного построения Центров по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации».

В целом, ведомственные нормативные правовые акты регламентируют широкий круг вопросов служебной деятельности сотрудников ОВД по обеспечению организации государственной защиты потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства с использованием комплекса непроцессуальных и иных мер.

В заключении необходимо отметить, что в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [2] отмечается, что Россия на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность. Таким образом, несмотря на сформиро-ванность отечественной нормативно-правовой базы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, сегодня институт государственной защиты нуждается в совершенствовании.

Библиографические ссылки

1. Каац М. Э. Обеспечение безопасности личности: уголовно-процессуальный аспект: методические рекомендации. Уфа: УЮИ МВД России, 2015.

2. Российская газета. 2009. 19 мая.

References

1. Kaats M.E. Obespechenie bezopasnosti lichnosti: ugolovno-protsessual'nyi aspekt: metodicheskie rekomendatsii [Ensuring the Safety of the Person: Criminal Procedure Aspect: Guidelines], Ufa, UYuI MVD Rossii, 2015, p. 21.

2. Rossiiskayagazeta [The Russian Newspaper]. 2009, May 19.

Дата поступления: 07.09.2015 Received: 07.09.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.