ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
Гуров Андрей Николаевич — доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора ФУВ МОНИКИ
им. М.Ф. Владимирского по научно-организационной работе, заведующий кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья ФУВ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского Адрес: 129110, г. Москва, ул. Щепкина, д. 61/2 [email protected]
А.Н. Гуров, Д.С. Марков, С.М. Смбатян, А.Н. Плутницкий
Вопросы преподавания инновационного менеджмента для организаторов здравоохранения в системе непрерывного медицинского образования
#
A.N. Gurov, D.S. Markov, S.M. Smbatyan, A.N. Plutnitskiy
Teaching of innovative management for health care specialists in continuous medical education system
Innovational management in the public health involves introduction of the modem scientific principles of the public health regulation to purposeful transformation of the public health organization structures. The latter aren't yet widely applied being only used by the Board of Public Health Organization (the MONIKI Faculty of Post-graduate Medical Training) during continuous medical training of physicians engaged in public health organization of the Moscow Region.
Key words
• innovational management
• information technologies
• simulation center of the public health organizer
ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского»
M.F. Vladimirskiy Moscow Regional Research Clinical Institute
Под инновационным менеджментом в здравоохранении понимается внедрение современных научных принципов управления по целенаправленному преобразованию организационных структур здравоохранения, которые пока широко не применяются, но используются на кафедре организации здравоохранения и общественного здоровья ФУВ МОНИКИ в процессе непрерывного медицинского образования врачей — организаторов здравоохранения Московской области.
Ключевые слова
• инновационный менеджмент
• информационные технологии
• симуляционный центр организатора здравоохранения
Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 11.11.2013 № 837 (Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей с участием общественных профессиональных организаций) и протоколом заседания Координационного совета по развитию
непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава РФ (далее — Координационный совет) от 12.12.2013 № 5 ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт (МОНИКИ) им. М.Ф. Владимирского» определен в качестве участника для отработки модели основных принципов
непрерывного медицинского образования (НМО) по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».
Реализация модели отработки основных принципов НМО для организаторов здравоохранения с участием Общества организаторов здравоохранения (председатель — академик РАМН В.И. Стародубов) (далее — модель) направлена на обеспечение качества оказания медицинской помощи путем повышения уровня квалификации руководителей органов управления здравоохранением и медицинских организаций (МедО) Московской области.
Координационно-методическое сопровождение результатов реализации модели осуществляется государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее — ВУНМЦ) при поддержке Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России на сайте www.sovetnmo.ru.
МОНИКИ — единственный в стране многопрофильный научно-исследовательский клинический институт с коечным фондом 1105 коек, в котором имеется свой факультет усовершенствования врачей (ФУВ) с 30 кафедрами и курсами, среди которых есть кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья (ОЗ и ОЗ). На ФУВ МОНИКИ ежегодно обучаются и повышают свою квалификацию до 5000 врачей.
Кафедра ОЗ и ОЗ комплектуется слушателями в соответствии с приказами Минздрава России от 03.08.2012 № 66н
«Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательныхи научныхорганизациях» от 07.07. 2009 № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» с изменениями и дополнениями от 26.12.2011.
Обучение на кафедре ОЗ и ОЗ осуществляется в группах профессиональной переподготовки, сертификационного и тематического усовершенствования по типовым программам, которые используются на соответствующих кафедрах для аналогичных групп в РМАПО, ПМГМУ им. И.М. Сеченова и других медицинских вузах РФ. За последние 10 лет обучение на кафедре ОЗ и ОЗ ФУВ МОНИКИ прошли более 2000 врачей — организаторов здравоохранения.
Для участия в проекте НМО и подготовке врачей по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» была разработана программа «Инновационный менеджмент в здравоохранении» (продолжительностью 144 ч).
Под инновационным менеджментом в здравоохранении понимается внедрение современных научных принципов управления здравоохранением по целенаправленному преобразованию организационных структур здравоохранения на основе экономического, правового, психологического, информационно-аналитического механизма деятельности сотрудников и органов управления здравоохранением, направленное на повышение эффективности использования ресурсов медицинских
#
организаций и наибольшего удовлетворения потребности населения в качественной медицинской помощи.
Под инновационными технологиями в обучении менеджменту организаторов здравоохранения в системе НМО понимается внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки, которые пока еще не получили массового, т.е. серийного распространения (Инновационные технологии в образовании. Центр инновационных государственных технологий. Под. ред. И.И. Абылгази-ева, И.В. Ильина. М., 2011).
В процессе обучения в качестве инновационных технологий на кафедре ОЗ и ОЗ используются дистанционное обучение по отдельным разделам программ за счет внедрения телемедицины и электронных учебных материалов по основным модулям учебных программ, информационных программных комплексов, используемых на практических занятиях по темам ролевых (деловых) игр и применение симуля-торов для организаторов здравоохранения, обучающихся на кафедре (Палеев Ф.Н., Гуров А.Н., Королева М.Н., 2013).
Дистанционное обучение для отдельных групп слушателей использовалось и раньше как дополнение к традиционным формам обучения для разбора деловых игр, консультации слушателей по темам и для проведения семинарских занятий. В МОНИКИ на базе медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ) имеется свой телемедицинский центр, который позволяет связаться с 12 медицинскими округами Московской области (МО), объединяющими все муниципальные образования МО, где имеются соответствующие телемедицинские кабинеты.
Симуляторами для организаторов здравоохранения, обучающихся на кафедре ОЗ и ОЗ являются компьютерные классы с программными продуктами, моделирующими работу слушателя в соответствии с ролью в деловой игре в должности руководителя органа управления муниципальным здравоохранением или МедО, работа в структурных подразделениях МОНИКИ, являющихся типовыми имитационными моделями крупной областной (краевой, республиканской) медицинской организации, в научно-организационном отделе МОНИКИ, приемной Министерства здравоохранения Московской области, МИАЦ МОНИКИ.
Под модулем в процессе обучения понимается набор подлежащих освоению умений, знаний и навыков, нацеленных на подготовку и переподготовку организаторов здравоохранения, обладающих (или не обладающих) определенным уровнем профессионального опыта и составленных в форме специализированных деловых игр (Инновационные технологии в образовании. Центр инновационных государственных технологий. Под. ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина. М., 2011). Необходимый элемент модульного обучения на кафедре — рейтинговая система оценивания знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.
Основными модулями учебной программы «Инновационный менеджмент в здравоохранении» являются:
• стратегическое планирование и прогнозирование, технологии принятия управленческих решений (бизнес-планирование, SWOT-анализ) (рис. 1);
• экономические отношения в системе здравоохранения (рис. 2);
Рис. 1. Учебный модуль технологии принятия управленческих решений в здравоохранении
• правовое и законодательное обеспечение потребностей населения в сфере охраны здоровья и работы медицинских организаций (рис. 3);
• психология и этика менеджмента, управление мотивацией и стимулирование персонала (рис. 4);
• организация медицинской помощи населению (взрослым и детям) (рис. 5);
• медицинская статистика и информатизация в процессе управления здравоохранением (рис. 6).
В качестве информационных систем используются: региональный сегмент единой государственной информационной системы здравоохранения, комплексная информационно-аналитическая система управления медицинской организацией, которая включает сегменты (поликлиника, больница, документооборот МедО, клиническая лаборатория, диетическое питание, управление организацией закупок и материально-техническим обеспечение), программа модернизации здра-
воохранения, анализ деятельности МедО и формирование отчетности, обеспечение информационной безопасности и др., нормативно-справочная информационная система управления здравоохранением субъекта и муниципального образования, на основе современных геоинформационных систем.
Наряду с приобретаемыми программными продуктами специалистами кафедры самостоятельно разработано 9 информационных систем по актуальным вопросам организации медицинской деятельности, на которые получены свидетельства в Патентном ведомстве Российской Федерации и 2 диплома в рамках конкурса, проводимого Минздравом России, как лучшая информационная система 2011 и 2012 гг.
• «Клинико-экономический и фармакологический интерфейс» для формирования и расчета медико-экономических стандартов (М.В. Пирогов, А.Н. Гуров, 2011);
КАДРОВОЕ РАЗВИТИЕ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ, учебный модуль (УМ) 2
с
Экономические отношения в системе здравоохранения
3
Рис. 2. Экономические отношения в системе здравоохранения
• «Программный комплекс оценки эффективности внедрения результатов научно-технической деятельности в практику здравоохранения» (И.Л. Андреева, А.Н. Гуров, С.А. Зуев, 2012). Каждый слушатель, который желает обучаться по программе «Инновационный менеджмент здравоохранения», должен дать согласие на участие в реализации модели НМО и отвечать требованиям, предъявляемым приказами Минздрава России от 03.08.2012 № 66 н и от 07.07.2009 № 415н.
После ознакомления с компонентами образовательной программы с использо-
ванием личного кабинета, который заводится на Интернет-сайте: -^^^оуеШто. га или на сайте: www.fuvmoniki.ru электронного деканата МОНИКИ, формируются индивидуальный план обучения по установленной ВУНМЦ форме с учетом доли каждого вида учебной деятельности (см. табл.). По мере прохождения каждого учебного модуля и самостоятельной работы с учебными материалами заполняются данные о выполнении индивидуального плана обучения.
Доля каждого вида учебной деятельности в индивидуальном плане обучения
Вид учебной деятельности Доля в индивидуальном плане обучения, 100% (144 ч)
Освоение компонентов образовательной программы, в том числе дистанционное обучение с использованием электронных учебных материалов (модулей) 75% (108 ч)
Освоение компонентов образовательной программы, рекомендованных Обществом организаторов здравоохранения РФ, в том числе дистанционное обучение с использованием электронных учебных материалов (модулей) 25% (36 ч)
А.Н. Гуров, Д.С. Марков, С.М. Смбатян, А.Н. Плутницкий
Вопросы преподавания инновационного менеджмента для организаторов здравоохранения в системе непрерывного медицинского образования
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ, ^ учебный модуль 3
Рис. 3. Правовое и законодательное обеспечение потребностей населения в сфере охраны здоровья
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ, учебный модуль 4
С
Психология и этика менеджмента, управление мотивацией и стимулирование персонала
3
Кадровая политика и стратегия управления персоналом
3 С
Деловое общение в управлении персоналом
3
Рис. 4. Психология и этика менеджмента, управление мотивацией и стимулирование персонала
КАДРОВОЕ РАЗВИТИЕ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ, учебный модуль 5
Организация медицинской помощи населению (взрослым и детям)
Первичная медико-санитарная помощь
Специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь
Организация
работы специализированных служб и диспансеров в здравоохранении
Управление качеством медицинской помощи
Экспертиза нетрудоспособности. Деятельность врачебной комиссии
#
Рис. 5. Организация медицинской помощи населению
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ, учебный модуль 6
Медицинская статистика и информатизация в процессе управления здравоохранением
3
Рис. 6. Медицинская статистики и информатика в процессе управления здравоохранением
слушателя по программе «Инновационный менеджмент в здравоохранении в системе непрерывного медицинского образования»
Врачи — участники реализации модели НМО — самостоятельно выбирают материалы, соответствующие темам и учебным модулям рабочей программы, и включают их в свой индивидуальный учебный план.
На упомянутых порталах размещается информация о материалах в соответствии с учебными программами, а также сведения о соответствии материалов установленным требованиям.
Освоение образовательной программы завершается итоговой аттестацией, проводимой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
В отрабатываемой в настоящее время Минздравом России и поддержанной министром здравоохранения Московской области, д.м.н. Н.В. Суслоновой непрерывной системе последипломной подготовки врачей кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья ФУВ МОНИКИ может выполнять ведущую роль. Помимо этого, с учетом применения дистанционных информационных и телемедицинских технологий, кафедра может принимать участие в комплексных межвузовских деловых играх для обучающихся в других вузах различ-
ных групп сертификационного усовершенствования организаторов здравоохранения по программе «Инновационного менеджмента в здравоохранении».
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Марков Дмитрий Сергеевич — доктор медицинских наук, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФУВ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, первый заместитель министра здравоохранения Московской области
Смбатян Сиран Мануковна — доктор медицинских наук, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФУВ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского
Плутницкий Андрей Николаевич — кандидат медицинских наук, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФУВ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского
Гуров Андрей Николаевич — доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора МОНИКИ по научно-организационной работе, заведующий кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья ФУВ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского.
Литература
1. Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей с участием общественных профессиональных организаций. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 837. http://www.sovetnmo.ru
2. Инновационные технологии в образовании. Центр инновационных государственных технологий / Под ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина. - М.: Изд. МГУ им. М.Ю. Ломоносова. 2011. - Вып. 2. - 146 с.
3. Палеев Ф.Н., Гуров А.Н., Королева М.Н. Применением инновационных технологий в преподавании правовых вопросов обеспечения медицинской деятельности на кафедре организации здравоохранения и общественного здоровья ФУВ МОНИКИ // Науч. труды 5 Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. 20-21 ноября. — М., 2013. — С. 152-155.