Научная статья на тему 'Значение регистра медицинских работников в формировании кадровых ресурсов здравоохранения Московской области'

Значение регистра медицинских работников в формировании кадровых ресурсов здравоохранения Московской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
472
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕГИСТР МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ / УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ ПОТРЕБНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ / МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / FEDERAL REGISTER OF MEDICAL PERSONNEL / MANAGEMENT / MODEL OF MEDICAL PERSONNEL NECESSITY / MOSCOW REGION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Суркова Н. Ю., Гуров А. Н., Лобанова В. Н.

Федеральный регистр медицинских работников, который ведется МИАЦ МОНИКИ, содержит важнейшую информацию, позволяющую Министерству здравоохранения Московской области (МО) управлять формированием кадровых ресурсов здравоохранения МО, а также создать мультипараметровую модель для определения потребности в медицинских кадрах, основанную на порядках и федеральных стандартах, а также на Программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Суркова Н. Ю., Гуров А. Н., Лобанова В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significance of the medical staff register in formation of the personnel resources of the Moscow Regional Public Health Care

The federal register of the medical personnel created and being run by MONIKI MIAC contains important information which enables the Ministry of the Moscow Regional (MR) Public Health Care to manage formation of MR medical personnel resources and to create a multi-parameter model for detection of the need for medical workers based on federal standards and regulations and the Program of the State guarantees of free medical help for people

Текст научной работы на тему «Значение регистра медицинских работников в формировании кадровых ресурсов здравоохранения Московской области»

I/IT в управлении здравоохранением

www.idmz.ru

SOI 3, №4

■■■■

гш

Н.Ю. СУРКОВА,

начальник Управления кадровой политики и образовательных учреждений Министерства здравоохранения Московской области, г. Москва, Россия

A. Н. ГУРОВ,

д.м.н., профессор, зам. директора по научно-организационной работе МОНИКИ, зав. кафедрой «Организации здравоохранения и общественного здоровья» ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ, г. Москва, Россия, [email protected]

B. Н. ЛОБАНОВА,

начальник Медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ) Московского областного научно-исследовательского клинического института (МОНИКИ) им. М.Ф. Владимирского, г. Москва, Россия

ЗНАЧЕНИЕ РЕГИСТРА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УДК 76.01.29

Суркова Н.Ю., Гуров А.Н., Лобанова В.Н. Значение регистра медицинских работников в формировании кадровых ресурсов здравоохранения Московской области (Министерство здравоохранения Московской области; Московский областной научно-исследовательский клинический институт (МОНИКИ) им. М.Ф.Владимирского)

Аннотация. Федеральный регистр медицинских работников, который ведется МИАЦ МОНИКИ, содержит важнейшую информацию, позволяющую Министерству здравоохранения Московской области (МО) управлять формированием кадровых ресурсов здравоохранения МО, а также создать мультипараметровую модель для определения потребности в медицинских кадрах, основанную на порядках и федеральных стандартах, а также на Программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Ключевые слова: федеральный регистр медицинских работников, управление, модель потребности медицинских кадров, Московская область.

UDC 76.01.29

Surkova N.Y., Gurov A.N., Lobanova V.N. Significance of the medical staff register in formation of the personnel resources of the Moscow Regional Public Health Care (Ministry of the Public Health Care of the Moscow Region; M.F.Vladimirsky Moscow Regional Clinical and Research Institute (MONIKI))

Abstract. The federal register of the medical personnel created and being run by MONIKI MIAC contains important information which enables the Ministry of the Moscow Regional (MR) Public Health Care to manage formation of MR medical personnel resources and to create a multi-parameter model for detection of the need for medical workers based on federal standards and regulations and the Program of the State guarantees of free medical help for people. Keywords: federal register of medical personnel, management, model of medical personnel necessity, Moscow Region.

U I

Для решения проблем, связанных с кадровым обеспечением здравоохранения Московской области (МО), с 2010 г. медицинским информационно-аналитическим центром (МИАЦ) МОНИКИ на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации ведется федеральный регистр медицинских работников (далее — ФРМР).

© Н.Ю. Суркова, А.Н. Гуров, В.Н. Лобанова, 2013 г.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 17 ■

ВрЭЧ :::: ИТ в управлении здравоохранением

™ и информационные

технологии

ь

>

Информационно-аналитическая база регистра включает информацию практически обо всех медицинских работниках, работающих в государственных и муниципальных медицинских организациях (МедО) здравоохранения МО.

По состоянию на 1 января 2013 г. в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Московской области (далее — М3 МО), работают 108 033 человека (физических лиц), в том числе 21 629 врачей и 45 014 средних медицинских работников (на 01.01.2012 — 21 883 врача и 45 587 средних медицинских работников).

В течение последних трех лет отмечается некоторое сокращение числа медицинских кадров, так численность врачебных кадров за три года (2010-2012 гг.) в сравнении с 2009 г. сократилась на 2,2% (на 476 человек), средних медицинских работников — на 4,2% (на 1973 человека).

Сокращение числа медицинских кадров в сочетании с увеличением числа населения Московской области привело к дальнейшему уменьшению с 2009 г. показателей обеспеченности населения медицинскими специалистами в расчете на 10 тысяч человек: врачами — с 32,9 в 2009 г. до 30,0 в 2012 г., средними медицинскими работниками — с 70,0 в 2009 г. до 62,5 в 2012 г. (по итогам 2011 г. средний показатель обеспеченности врачами по Российской Федерации составил 44,1, средними медицинскими работниками — 92,4 в расчете на 10 тысяч населения).

Дефицит медицинских кадров характерен не только для здравоохранения Московской области, как известно, он наблюдается и в ряде других регионов, и в целом в Российской Федерации. Разница только в показателях дефицита, который частично зависит и от методики расчета потребности в медицинских кадрах, от плотности населения, от соотношения (доли) городского и сельского населения в каждом регионе, от некоторых основных демографических показателей и ряда других [1].

Дефицит медицинских работников варьирует по разным муниципальным образованиям Московской области и разным медицинским специальностям, даже в зависимости от уровня и системы оказания медицинской помощи, безусловно, наибольший дефицит медицинских работников наблюдается в первичном звене. Касается он не только участковых врачей, педиатров и в меньшей степени терапевтов, но также врачей-специалистов, работающих в первичном звене. Существенно меньше дефицит представлен на стационарном уровне в крупных городах Московской области, но, тем не менее, он тоже есть по некоторым специальностям, прежде всего фтизиатры, наркологи, неонатологи и некоторые другие специальности.

ФРМР включает несколько информационных потоков, содержащих сведения о кадровых ресурсах. Для одного из них источником информации является личные дела работников и их трудовые книжки, сведения из которых вводятся в программы первичного учета кадровыми службами медицинских организаций и далее используются для формирования отчетных форм федерального регистра медицинских работников (рис. 1).

В настоящее время база ФРМР защищена от внешних пользователей (доступ к ней имеют только те люди, которые занимаются аналитикой, информационной деятельностью, то есть для них не важны персональные показатели по тому или иному медицинскому специалисту).

В программе «Развитие здравоохранения Московской области на 2013-2020 гг.» («дорожной карте» развития здравоохранения Московской области до 2020 г.) (далее — Программа) имеются соответствующие подпрограммы: № 7 — «Обеспечение медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения Московской области медицинскими кадрами» и № 9 — «Создание единой информационно-коммуникационной среды здраво-

18

I/IT в управлении здравоохранением

www.idmz.ru

SOI 3, №4

■■■■

гш

Трудовая Книжка Личное дело ^=> Программы первичного учета ведутся кадровой службой мед. организации и являются ИС 1 уровня

Экспорт данных из системы кадрового учета ЛПУ в XML формат ФРМР

V

Локальная версия ФРМР (ИС 2 уровня)

ФРМР (ИС 3 уровня)

Рис. J. Блок-схема формирования исходной информации для создания федерального регистра медицинских работников

Экспорт данных из системы кадрового учета в TXT формат «Медстат»

охранения Московской области» [2], при этом роль ФРМР в их реализации, весьма значительна.

Задачами подпрограммы № 7 по обеспечению медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения Московской области медицинскими кадрами являются:

— совершенствование системы контрактов для целевого приема в медицинские ВУЗы абитуриентов из МО для последующего возвращения и работы выпускников в медицинских организациях Московской области;

— организации довузовской подготовки учащихся общеобразовательных учреждений в медико-биологических классах в соответствии с договорами, заключенными общеобразовательными учреждениями с медицински-

ми ВУЗами. В настоящее время в Московской области функционируют медико-биологические классы в 15 общеобразовательных учреждениях 12 муниципальных образований;

— совершенствование системы подготовки медицинских работников со средним медицинским образованием на базе 19 средних медицинских образовательных учреждений (6 медицинских колледжей и 13 медицинских училищ), подведомственных Министерству здравоохранения МО, осуществляющих подготовку средних медицинских и фармацевтических работников по 7 специальностям среднего профессионального образования, относящимся к группе «Здравоохранение»;

— работникам в медицинских организациях, основным местом работы которых являются медицинские организации, расположенные в

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 19 ■

ВрЭЧ :::: ИТ в управлении здравоохранением

™ и информационные

технологии

%

>

сельских населенных пунктах Московской области, должностные оклады повышены на 25% и ряд других программных задач, в решении которых используются данные ФРМР.

Задачами подпрограммы № 9 по созданию единой информационно-коммуникационной среды здравоохранения Московской области являются:

— повышение эффективности работы персонала за счет увеличения компьютерной грамотности и использования новых технологий обучения;

— повышение доступности и качества оказания медицинской помощи за счет создания единого информационно-коммуникационного пространства в здравоохранении Московской области;

— повышение эффективности управления ресурсами отрасли;

— снижение стоимости государственных услуг за счет оптимизации информационного обмена между государственными учреждениями здравоохранения и повышение качества и достоверности передаваемой информации, снижение совокупной стоимости владения инновационными технологиями (ИТ) за счет использования централизованных сервисов;

— поддержка ИТ за счет внедрения аналитических систем и методов математического моделирования процессов, основанных на оценке разнородных динамических статистических данных отрасли и смежных отраслей.

Использование ФРМР в выполнении мероприятий Программы обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на улучшение кадровой ситуации в медицинских организациях МО и позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечит комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.

В процессе работы над регистром столкнулись с рядом сложностей, которые выявля-

ются в ходе проверок, среди которых возможность однозначной идентификации медработника, а кроме того, ФРМР должен позволять осуществлять нерегламентированные, то есть произвольные запросы на основе универсального конструктора, для получения любых необходимых в ходе управления здравоохранением отчетов.

В ходе работы с ФРМР были сформулированы предложения для разработчиков, которые необходимо учесть в дальнейшей работе над ФРМР, уточнена информация, которая должна найти отражение в регистре, касающаяся уровня компетенции врачей, квалификации, прохождения любых курсов усовершенствования, переаттестации, врачебных категорий, возраста (поскольку руководителям необходимо планировать в том числе и выход на пенсию части сотрудников) и другие данные, необходимые для управления МедО, которые пока не включаются в ФРМР. Кроме того, к этой базе должны быть подключены все медицинские колледжи МО и Факультет усовершенствования врачей МОНИКИ. Таким образом ФРМР будет содержать информацию о резерве, который может влиться в систему здравоохранения Московской области через определенный период времени.

В наших планах постараться отработать и решить все выявленные проблемы по ведению регистра медицинских работников к концу 2013 г. в связи с тем, что весь 2013 г. будет сопряжен с интенсивным развитием информатизации здравоохранения Московской области.

Поскольку с 2016 г. в здравоохранение будет вводиться персональная аккредитацию врачей, федеральный регистр позволит вести учет всех выпускников медицинских ВУЗов, которые обучаются по договорам, заключенным Министерством здравоохранения Московской области с рядом медицинских ВУЗов с хорошей практической подготовкой на последних двух курсах, фактически вариант субординатуры и которые будут готовы приступать к работе в должностях участковых

20

I/IT в управлении здравоохранением

www.idmz.ru

SOI 3, №4

■■■■

гш

врачей и оказывать первичную медико-санитарную помощь на муниципальном уровне в медицинских организациях первого уровня.

В дальнейшем необходимо предусмотреть, чтобы какие-то сегменты ФРМР должны быть открыты для информации пациентам, потому что такая возможность фактически формирует конкурентную среду, повышающую качество медицинской помощи, и возможность выбора пациентом врача и МедО. Пациент должен иметь возможность узнать интересующие его вопросы в части, касающейся конкретного врача и МедО. Много ли конкретных операций делается в данной медицинской организации и с каким результатом?

Регистр медицинских работников должен обеспечить систему накопления кредитных единиц (кредит — условная единица, выполняющая зачетную и накопительную функции, гарантирующая признание обучения) за 5 лет, необходимых для системы непрерывного профессионального развития врача. Все зачетные единицы должны отражать не время, затрачиваемое на изучение дисциплины, а достижение обучающимся профессиональной компетенции в пределах пройденного материала или объема учебной программы, необходимой для аккредитации (продления права работать по специальности), при аттестации на врачебную категорию и в конечном итоге должна учитываться при установлении размера оплаты труда врачей.

Наибольший эффект от ФРМР будет, если все медицинские работники, которые работают не только в государственных и муниципальных, но и в частных медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Федерации, будут включены в регистр. Идеально эта система заработает тогда, когда прямо из отделов кадров необходимая информация будет попадать в ФРМР и не потребуется дополнительного ее ведения. То есть фактически штатные расписания МедО будут попадать с необходимой корректировкой в регистр медицинских работников, что облегчит ситуацию при приеме регистра и сделает включенную в ФРМР информацию достоверной, что самое главное.

В этом случае роль федерального регистра медицинских работников в системе единой информационно-коммуникационной среды здравоохранения любого субъекта Федерации для определения потребности и необходимости развития кадровых ресурсов здравоохранения становится особенно актуальной, так как позволит сформировать для каждого региона и Российской Федерации в целом мультипараметровую модель для определения потребности во врачах и медицинских сестрах, по конкретным специальностям, основанную на федеральных порядках и стандартах оказания медицинской помощи, а не только на нормативах Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интервью министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой «Об итогах и перспективах развития здравоохранения Московской области» от 11-03.2013. — http://rosminzdrav.ru/health/med-service/243.

2. Государственная программа «Развитие здравоохранения Московской области на 2013-2020 годы». — М., 2013. — http://www.mz.mosreg.ru/prog_zdrav/.

3. Гуров А.Н., Плутницкий А.Н. Применение медицинскими организациями программного комплекса для SWOT-анализа при планировании и реализации региональных программ здравоохранения//Врач и информационные технологии. — 2012. — № 5. — С. 56-62.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 21 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.